Рассказ с глаголами исключениями 5 класс

Спряжения глаголов. стихи запоминалкиизменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. в русском языке у глаголов выделяют первое и

Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголов

Запоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Текст из 5 предложений с глаголами исключениями?

f0

Один клоун ДЕРЖАЛ в своей руке много воздушных шариков.

Другой ВЕРТЕЛ в руках много больших шаров.

А третий ГНАЛ по арене тигров и львов.

f7

Найди в тексте все глаголы где требуется выбрать букву?

Найди в тексте все глаголы где требуется выбрать букву.

Имеют ли они отношения к глаголам — исключениям.

К какому спряжению относятся все эти глаголы.

f6

Составить 7 предложений с глаголами исключениями?

Составить 7 предложений с глаголами исключениями.

f2

Составь с глаголами — исключениями предложения или рифмованный текст для их запоминания?

Составь с глаголами — исключениями предложения или рифмованный текст для их запоминания?

f2

Составить предложения со всеми глаголами исключения?

Составить предложения со всеми глаголами исключения.

f8

Помогите сотавить 5 предложений с глаголами исключениями?

Помогите сотавить 5 предложений с глаголами исключениями.

f8

Напишите глаголы — исключения?

Напишите глаголы — исключения.

Составьте и запишите с ними 5 предложений.

f0

Из литературы составьте 10 предложений с глаголами исключениями ПОДСКАЖИТЕ ПРОШУ?

Из литературы составьте 10 предложений с глаголами исключениями ПОДСКАЖИТЕ ПРОШУ!

f7

14 предложений с глаголами исключениями?

14 предложений с глаголами исключениями.

f1

Составить текст с глаголами исключения?

Составить текст с глаголами исключения.

f4

Найдите и выучите все глаголы исключения?

Найдите и выучите все глаголы исключения.

Пожалуйста найдите все глаголы исключения!

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Текст из 5 предложений с глаголами исключениями?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

f0

Мечтать — надо подчеркнуть первую букву «т» ; Крикнул — надо подчеркнуть первую и вторую букву «к», букву «н», букву «л» ; Убежал — надо подчеркнуть букву «ж» и букву «л».

f1

Повесить нос — загрустить, сдаться. (А остальное не поняятно написано! ).

f2

Розовым — прил. (каком? ) н / ф — розовый качест. , полное, ед. Ч. , м. Р. , П. Р. синтакс. Роль в предложении — определение (вт. Член).

f3

Розовым — прил. Н. ф. Розовый ед. Ч. Т. П.

f4

Компьютер нам всегда дает информацию мы можем там играть узнавать интересные информации можем делать по них сочинение доклады презентации но книга это что — то другое в книге мы читаем узнаем тоже новое что — то узнаем о писателях или читаем стихи и ..

f5

1) сидящий, кричащий, дремлющий, спрыгнувший, сбежавший. 2) честный, красивый, мудрый, смелый, тёплый. 3) просеянный, сваренный, решённый, прощённый, скошенный.

f6

1) Кричащий, играющий, сломанный, избитый, подавленный. 2) Красивый, добрый, золотой, малиновый, хмурый. 3) (! Отглагольными могут быть только прилагательные. (причастия итак образованы от глаголов) : ломаный, жареный, вареный, крашеный, просеянн..

f7

Зима — подлежащее (одной чертой) вошла — сказуемое (двумя чертами) скромно — наречие ( в предложении обстоятельство) ( • — • — • ) в рощу — дополнение (пунктир — — — — — — ) березовую — определение (волнистой линией

f8

Идут козы по бревну обе белые смешные Вдруг промолвила одна Ты мордою своей страшна Ах ты криво рогая коза ей ответила вторая Вот помчалась конитель и бревно под весом коз сломалось Пободались и сухими не остались.

источники:

https://materinstvo.ru/art/16961

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4429684_tekst-iz-5-predlozenij-s-glagolami/

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок по проблемно-диалоговой
технологии.

Цель: познакомить с
глаголами-исключениями.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

I. Организационный момент (мотивация
к учебной деятельности)
Цели:
– актуализировать требования к ученику со
стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную
деятельность;
  Организует актуализацию требований к
ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт  условия для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную
деятельность.
– Ребята, сегодня  у нас  присутствуют
гости, посмотрите на них, поприветствуйте
улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых
открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на
уроке  ,плодотворной и эффективной работы.
 
II. Актуализация знаний

 Цель:
актуализировать знания по теме глагол

Выполняют логическое задание
«Путаница»
Делят слова на две группы.
Записывают словарные слова.
Обобщают  знания по теме глагол.
Определяют спряжение глаголов.
Организует деятельность обучающихся.

А)
Словарная работа. Игра «Путаница»

Вы должны собрать слова, переставив буквы в
правильном порядке.

Строит         ягода          портрет
терпит          лечит        
дышит
Оиттср        
ояагд          оеттпрр
еиттрп          тчлие        
ыиштд

– На какие 2 группы  можно разделить слова,
написанные на доске?  Обоснуйте свой ответ. (Существительные
(словарные слова), отвечают на вопрос что? и
глаголы отвечают на вопрос что делает?)

– Назовите словарные слова.
– Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
– Запишите в тетрадь словарные слова, поставьте
ударение, подчеркните безударные гласные.
– Что вы знаете про глагол? (Обозначает
действие, бывают совершенного и несовершенного
вида, 1 и 2 спряжения, изменяются по лицам и по
числам, а в прошедшем времени по родам)

– Как определить спряжение глагола? (Поставить
глагол в неопределённую форму: если глагол на —ить,
то это 2 спр., все остальные глаголы – 1 спр.  или
поставить глагол в 3 лицо мн. число: если
окончание —ат, —ят – 2 спр.; 
если —ут, —ют – 1 спр.
)
– Запишите в тетрадь глаголы  выделите
окончания ,определите их спряжение.

Познавательные УУД:
классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку); приводить примеры в
качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои
мысли в устной форме;слушать и понимать речь
других;
III. Проблемное объяснение нового
знания

Цель: создать проблемную
ситуацию, которая спровоцирует обучающихся
на  решение проблемы.

Рассказывают сказку про царство
«Глагол»
Анализируют полученную от учителя информацию,
делают выводы и формулируют правило.
Организует проблемную ситуацию и
помогает обучающимся сформулировать правило.

Объясните
свой выбор.

Строит – строить, строят – 2
спр.
Терпит – терпеть, терпят  ?
Едет – ехать, едут – 1 спр.
Дышит – дышать, дышат  – ?
спр.
Лечит –лечить, лечат – 2 спр.

– У нас возникла проблема, которую мы с вами
постараемся решить. Давайте вспомним сказку 
про страну  Глаголов.

Рассказывают учащиеся:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на
свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь
Глагол со своим глагольным людом. Народ его был
трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то
спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять
государством. Пришло время вам заменить меня. Даю
вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам
царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение
будет править теми глаголами, которые в
неопределённой форме заканчиваются на —ить,
а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья
к отцу и сказали о своём решении. Глагол
обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал
указ о разделении царства.

Вступление учителя. Но у этой сказки
есть продолжение.

Некоторые семьи  оказались в двух разных
царствах. Это были глаголы: гнать,
держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, ,
ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и
брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
– Милостивый государь, славный царь Глагол,
помоги нам.
– По твоему указу оказались мы в разных царствах
с  нашими  старыми родителям. Разреши нам
остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего
царства – глаголы гнать, держать, дышать,
слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть,
вертеть, обидеть, терпеть
  оставить
проживать во 2 спряжении, а глаголы брить,
стелить  –  в 1 спряжении.

Так и появились глаголы-исключения.
– Как вы думаете, к каким старым родителям
просились эти глаголы? (К старославянским
словам от которых они образовались)

– Мы создали с вами карту-помощницу.
– Как вы думаете, почему она так называется?
– Сколько глаголов – исключений на —ать?
Назовите их.
– Сколько на —еть? Назовите их.
– Сколько на —ить? Назовите их.
– Давайте теперь попробуем определить спряжение
глаголов  ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте
свой ответ.

Познавательные УУД: умение
ориентироваться в своей системе знаний:отличать
новое от уже известного ; добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные
вопросы.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои
мысли в устной форме;слушать и понимать речь
других;
Личностные УУД: применять правила делового
сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого
человека; проявлять терпение и
доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к
собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель
деятельности до получения ее резу льтата
Физкультминутка

Цель: отдых

Выполняют движения под музыку.    
 IV. Первичное закрепление

Цель:
закрепить полученные знания, применяя их в
практических заданиях.

Определяют спряжение
глаголов-исключений.
Спрягают глаголы исключения.
Вставляют пропущенные буквы в текст (личные
окончания глаголов-исключений)
Находят лишнее слово среди глаголов
(глагол-исключение)
Организует деятельность обучающихся.
Контролирует правильность выполнения заданий.


Для закрепления нового материала, мы выполним
несколько заданий.

1-е задание. Проспрягайте глаголы-исключения.

1
ряд                            2
ряд                      
3 ряд
Смотреть                   
слышать                 
стелить

(Проверка на доске)

– Поднимите руки те, кто справился с заданием
без ошибок.

2-е задание (на доске)

– Прочтите текст. К какому жанру устного
народного творчества он относится?
– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом
глазу соринку видит, в своём бревна не
замечает. Любят того, кто не обидит
никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит,
а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по
парте)

Сверьте сзаписью на доске.

– Поднимите руки те, кто справился с заданием
без ошибок.
– Поднимите руки те, у кого возникли
противоречия.

3-е задание (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в
каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать,  дышать, бежать, читать
Гореть,   смотреть,  петь,  лететь
Ходить,   чистить,   стелить,  купить

Позновательные УУД:
воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи;
применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД: оценивать правильность
выполнения задания; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах
поведения в паре.
V. Итог урока

Цель: обобщить
полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию,
делают выводы.
Организует деятельность обучающихся


С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?
– Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас
трудности?

Рифмованное стихотворение

Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е спрягать нельзя!

Регулятивные УУД: осуществлять
итоговый контроль деятельности («что сделано»)
VI. Домашнее задание   Выучить стихотворение. Стр. 82 упр. 63  
Оценка работы обучающихся на уроке.   Оценивает работу обучающихся  
VIII.  Рефлексия учебной
деятельности на уроке

Цели:

– организовать рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности. Организует рефлексию Личностные УУД: способность к
самооценке
Регулятивные УУД: анализировать
эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека.

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Не с глаголами».

Цель урока: расширить и углубить знания о  правописании НЕ с глаголами.                  

Задачи урока:

1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не

2. Развивающая — развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая—  повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Оборудование: медиапрезентация,  дидактический материал, иллюстрации.

Ход занятия:

Слайд 1

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами  активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(слайд 2)

И начнем наш урок с повторения изученного. Проведём небольшой экскурс в Страну Лингвинию. Дайте определение всем разделам, которые вы наблюдаете на карте. Затем  сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте  ответ-сообщение.

1. Глагол — это ………….часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;  б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ………………….., …………….. и ……………………  .

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам  в) по лицам и числам

7. В предложении чаще всего глагол бывает ………..
8. Глаголы………нашу речь.

*Молодцы, ребята!Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы  вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

  • Без пословицы не проживёшь
  • В чужом доме (не) указывают.
  •  (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
  • Лодырю всегда (не) здоровится.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3 Постановка учебной задачи

 Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  • 1) расширить и углубить знания о…;
  • 2) учиться находить и правильно писать….;

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,  

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

-_Знакомство с материалом учебника., стр 99. Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….

5.Первичное закрепление

— А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?( Не проживёшь, не указывают, не хвали, нездоровится, не знать, не учиться). Давайте выпишем эти глаголы (проверка светофорами).

*Молодцы, ребята. Сегодня на уроке, как вы заметили, главный наш помощник-пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не (Игра «Найди словечко»)

1.Семеро одного (не ждут )2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).

* ( Работа в парах)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется.  Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно

2 столбик —  глаголы, в которых не пишется слитно

глаголы, в которых частица не пишется раздельно

 глаголы, в которых не пишется слитно

(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг(не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи,   ураган (не) истовствовал.

 (проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга,  меняясь листочками)

*Физминутка (1 мин.)

 — Ребята, мы с вами много работали и  устали. Давайте сейчас немного отдохнём.

«» (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите

И на них вы посмотрите

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите

Вниз цветы вы опустите

Но  на них вы не глядите

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте «круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас цветок

Улыбнись ему, дружок . Какой глагол с частицей НЕ  прозвучал? Как вы его напишите?

6. Самостоятельная работа

-Молодцы, ребята. Сейчас  я  хотела бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Предлагаю написать сочинение-миниатюру(7-8 предложений) на тему «Пробуждение весны», используя глаголы с частицей не. А помогут вам в этом опорные слова(Не )пригрело, (не)могу (не )восхищаться, (не)доумевать, (не )сомневаться (,не )сидится, ветра(не )было, (не)здоровится, но;(не) налюбуешься, ещё (не)появились, (не) боится.……)Под музыку.(проверка, чтение предложений) 5-использовать глаголы с частицей не, где бы она писалась и слитно, и раздельно.4-только случаи раздельного написания. Но я также буду учитывать красоту слова, многообразие предложения…

*Домашнее задание (упр.-на выбор).1. Упр.

2. Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).

7.Рефлексия деятельности (итог)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Чему научились?

-Как пишется не с глаголами?

Не с глаголом отдельно пиши:              Учитель!

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил — не делай,

Не знаешь — не спеши.

С глаголами отдельно частицу НЕ пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Молодцы! Давайте теперь поставим оценки? ….Также Вы все получаете оценки за работу в парах, дополнительные  оценки  за сочинение-миниатюру вы узнаете на следующий урок.

-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд ). Вы подарили мне тепло и радость. . Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

НЕ с глаголами

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

ЦЕЛИ УРОКА

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.

Добрый день!
Прозвенел звонок весёлый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок!

ПОВТОРЕНИЕ
«Рассказ-сообщение о глаголе».

1. Глагол — это ………….часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ………………….., …………….. и …………………… .

ПОВТОРЕНИЕ
«Рассказ-сообщение о глаголе».

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью ………

8. В предложении чаще всего глагол бывает ……….. и образует с подлежащим ………….

Орфоэпическая пятиминутка.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Отгадайте загадку.

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

не глядеть

негодовать

не кричать

недоумевать

не выскочить

недомогать

не учить

ненавидеть

не решать

неволить

 Работа со словарём:

Недоумевать —

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать — возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить — принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

ВЫВОД

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь.
2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда.
3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь.
5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ!

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2.Не будет хлеба – не будет и обеда.
3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
4.Не посеешь – урожай не соберешь.
5.Лентяю все неможется да нездоровится.

6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме не указывают.

8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

Творческая работа.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

Творческая работа.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме не указывают.

Лодырю всегда нездоровится.

Здоровье за деньги не купишь.

Ложь человека не красит.

Игра «Будь Внимателен!»

(Не) торопиться,             (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать,

(не)читать,                 

(не)доумевать, (не) говорить,                 (не) навидеть, (не) смеяться,     (не) взлюбить, (не) прощаться.           

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Пишется раздельно

Пишется слитно

Не торопиться

Негодовать

Не знать

Недоумевать

Не прощаться

Ненавидеть

Не читать

Невзлюбить

Не говорить

Недосыпать

Не смеяться

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст.

  • Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.
  • 5. На работе не схалтурит.

    2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Восстанови пословицы».

Кто (не) работает,

(не)дружит.

С ложью правда,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь,

(не) делает.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Лень добра

тот (не) ест.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Восстанови пословицы».

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не)жалей.

С добрым делом,

топором (не)разрубишь.

Крепкую дружбу и,

(не) опоздаешь.

Плохо моется,

тот того и (не) навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

НЕ с глаголами

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 вариант.

Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ.

2 вариант.

Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 108, стр.242.(выучить правило);

Составьте и напишите памятку:

1.Правила поведения на улице.

2.В общественном транспорте.

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

larakroftalexp0jvmc   ·  
21.07.2019 16:30

Ответов: 2
Показать ответы


10 Обсудить

Ответы

стоял ясный весенний вечер. окна были открыты и белые занавески медленно раскачивались,словно здороваясь с маленькими бледными . эти звезды только что появились на чистом весеннем небе. 

орфограммы отметила жирным

1.сказ — подлежащее. сказуемых нет. 2.тип — подлежащее.сказуемых нет.

при проведении строительных работ застройщики применяют разнообразные строительные материалы. современные строительные технологии предоставляют любому строителю огромное количество разных вариантов технологии возведения жилых строений, от здания до внутренней отделки стен и наружной отделки фасада полностью готового сооружения.при строительстве стен и внутренних межкомнатных перегородок также используются разнообразные виды стройматериалов, в зависимости от целевого предназначения помещения и выдвигаемых требований к его техническим характеристикам.  самым популярным материалом, используемым для сооружения внешних, фасадных стен и внутренних перегородок домов, до сих пор остается классический красный кирпич. а раз так, то рассмотрим, как класть кирпичные стены. важно помнить, что работы с кирпичом можно начинать только при наличии ровного и прочного основания. это может быть или (при сооружении внешних стен и несущих перегородок), или бетонный пол (при возведении межкомнатных перегородок).  перед началом укладывания необходимо провести разметку на или на полу реконструируемого помещения. если вы возводите внутренние перегородки, в данном случае можно провести вертикальную разметку прямо на стене. для этой процедуры вам понадобится уровень или отвес.  как правильно класть кирпичную стену.ровность укладки первого ряда кирпичной кладки вы сверяете прямо по разметке. ровность укладки последующих рядов можно контролировать путем использования натянутого вдоль возводимой стены шнура. горизонтальность кладки уточнить уровень. 

начинать укладывать кирпичи надо одновременно с двух краев сооружаемой стены. если стена внешняя – то с двух углов. после начала укладки натяните над крайними кирпичами контрольный шнур. толщина шва между двумя кирпичами должна составлять, примерно, один сантиметр. чтобы убрать лишний раствор, постучите по кирпичу мастерком. излишки цементного раствора кладутся под следующий кирпич. после этого не забудьте проверить горизонтальность кирпичной кладки при уровня.

ну и конечно всегда помните о перевязке! то есть швы между любыми двумя кирпичами любого ряда должны всегда находится примерно посередине кирпича, лежащего под ними.  вот мы и рассмотрели, как класть стену из кирпича. знайте, если соблюдать перечисленные выше простые правила, то выложенные вами стены будет всегда ровными и прочными!

Внекотором царстве,тридесятом государстве,а именно в царстве языка,в городе глагол,случилось следущее.великий царь глагол иванович издал указ о том,что пора пришла выдавать замуж его прекрасную дочку валилису глагольевну замуж,и отдаст он ее только за самого смелого,отважного и красивого глагола. стали все глаголы мужского рода думу гадать,,как им перед царской дочкой в лучшем свете явиться.самые важные глаголы съехались на пир-и чего они только не обещали нашей принцессе- и любить,и уважать,и на руках носить..осмотрел царь всех,но не заметил глаголов из деревеньки исключенье и тут же   велел слугам ехать за ними. их в зал.да вроде с виду и не скажешь что они не такие как все,а что же в вас особенного? — спросила королевская дочь. _да ничего,просто нас надо знать,как свои 10 пальцев. -обещаю я не гнать лошадей! — в чистоте свой дом держать! — за тобой буду смотреть! — я буду видеть все твои настроения! — я вместе с тобою буду дышать! — а я буду слышать каждую твою просьбу! — я никогда не смогу тебя обидеть! -а я обещаю терпеть все твои маленькие слабости! -а я никогда не буду зависеть от тебя! -а я буду вертеть земной шар у тебя под ногами!   после таких обещаний наша принцесса не выдержала и заявила на весь дворец: -хочу в деревеньку исключений! хочу! хочу! но царь глагол не смог отпустить свою дочь так далеко от себя и велел всем прекрасным мужчинам этой деревеньки поселиться прямо во дворце,и велел им быть самыми важными,чтобы их каждый знал! вот и сказочке конец,а кто глаголы исключения запомнил-

Другие вопросы по Русскому языку

Предложения с глаголами исключениями…

Русский язык

17.03.2019 23:50

Придумайте смешной рассказ про друга со всеми глаголами исключениями. глаголы исключения ( брить, стелить, смотреть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, слышать, гнать,…

Русский язык

26.05.2019 13:30

Предложение с глаголами исключениями…

Русский язык

06.06.2019 00:00

Внимание! подчеркните только те глаголы, которые являются исключениями. не перепутайте их с однокоренными глаговнимание! подчеркните только те глаголы, которые являются исключени…

Русский язык

28.06.2019 00:30

Составить рассказ с глаголами — исключениями (( не с глаголами раздельно ) вот они : ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, неволить, недомогать, неможется, неистовств…

Русский язык

27.07.2019 07:30

14 предложений с глаголами исключениями…

Русский язык

27.07.2019 23:10

Сочинить три предложения с глаголами-исключениями…

Русский язык

09.08.2019 13:00

Новый год это праздник чудес накануне токого праздника хочется сочинить сказку сочинить не большую сказку о новом годе…

Русский язык

17.08.2019 04:00

Сочинить сказку про ель! на прошлом уроке читали андерсена сказку ель, а теперь сказали сочинить самому похожую! !…

Русский язык

20.08.2019 03:50

Предложения с глаголами исключениями 2 спр….

Русский язык

25.08.2019 12:40

Мне нужно сочинить музыкальную сказку. и это не сказка о какой нибудь ноте. надо сочинить интересную сказку и остановиться на самом интересном моменте. писать сказку надо полностью…

Составьте текст из 8-10 предложений с глаголами исключениями ( гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, брить, стелить, глаголы с…

Русский язык

14.09.2019 01:50

  • Рассказ с картинками для детей 5 6 лет
  • Рассказ с алексеева шуба
  • Рассказ рыцари драгунского краткое содержание для читательского дневника
  • Рассказ рэя брэдбери про бабочку
  • Рассказ русь 4 класс музыка читать