Рассказ с фразеологизмом медвежья услуга

Методическая разработка урок по русскому языку в 10 классе.тема. русская фразеология. крылатые слова, пословицы и поговорки. цели урока:совершенствовать умения обучающихся

http://900igr.net/up/datas/174725/002.jpg

Методическая разработка

                           Урок по русскому языку в 10 классе.

Тема. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Цели урока:

  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Ход урока

 I.Организационный момент

 II. Сообщение темы и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя. 

В.В. Виноградов ,ученый –русист, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка, говорил: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Фразеология — это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

На уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Фразеология», так как эти знания нам пригодятся при сдаче ЕГЭ.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Расставить ударения в словах: досуг, создала, принудить, столяр,  кровоточить, тортов, воссоздала, оптовый, таможня, одолжит.

     2. Исправьте лексическую ошибку:

— Хороший учитель всегда стремится найти эффектный метод обучения.

— По одному короткому обрывку не следует делать выводов о всем произведении в целом.

      3. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово:

— Подойдя к линии английских кораблей, русский передовой авангард завязал оживленную перестрелку.

— Прекрасный скалистый ландшафт местности , мягкий климат и теплые воды привлекают на этот остров множество туристов.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграф.

                                                            Итак, не будем бить баклуши.

                                                            Вы засучите рукава.

                                                            Задания приготовьтесь слушать,

                                                            Чтоб не кружилась голова.

— Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа?

V. Тема, цели урока.

1. Сообщения учащихся о фразеологизмах, презентация.

2. Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению.

3.Сообщения учащихся.

-Группы фразеологизмов

Примеры:

А) .Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

Б). Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

В). Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Г). Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

Д). Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Е). Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Ж). Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

З). Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

4. Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните из значение.

    Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

      Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

     Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

     Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать! »

5. Расскажите о происхождении фразеологизмов .

    Сообщения учащихся.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0357/0005e33e-e852bc70/640/img15.jpg

 «Зуб точит»: значение выражения

Первое и основное значение фразы используют, чтобы сказать о человеке, который злится на другого, копит ярость и вынашивает злой умысел против кого-то. Также можно сказать, что «точить зубы» — значит ненавидеть кого-то и стремиться причинить этому человеку вред.

Второй вариант трактовки почти полностью противоположен первому. Итак, другое значение фразы «точить зуб»: зариться, испытывать большое желание получить что-то.

Происхождение выражения

Фразеологизм «точить зуб» имеет не только несколько значений, но и несколько теорий происхождения.

Первая теория. Во время охоты, чтобы поймать медведей, ставили капканы. Капкан обязательно должен быть рабочим, чтобы не охотник не подвергал себя опасности. Для того чтобы медведь не вырвался, зубы капкана затачивали очень остро. Отсюда и пошел фразеологизм «точить зубы», который означал, что на кого-то готовят нападение, подвергающее его жизнь опасности.

«Развесить уши»

С самого детства нам говорят, что надо уметь слушать: сначала родителей, затем учителей, потом начальников. А вот не слушать почему-то не учат, хотя такое умение, как выясняется, порой необходимо. Развесив уши, мы внимаем каждому, кто хочет оказать на нас влияние, а потом удивляемся тому, как начинают разворачиваться события.

Фраза «развесить уши» характеризует человека, который воспринимает информацию безоглядно, с полным доверием к собеседнику. Его не терзают сомнения по поводу искренности говорящего, он готов верить на слово, не требуя доказательств.

кандидат в президенты обещает повысить пенсии. Готовые принять на веру любой посул, ничего хорошего в жизни не видевшие бабушки и дедушки добросовестно отдают за него свои голоса. Новоизбранный руководитель получает властные полномочия, но среди множества дел невзначай забывает об избирателях.

Происхождение фразеологизма

Выражение «развесить уши» появилось в результате наблюдений человека за окружающим миром. В природе животные чутко и внимательно распознают звуковую информацию. Вспомните собак. Услышав незнакомый голос, звонок в дверь, непривычное гудение или дребезжание, пёс настороженно поднимает уши. Новый звук для него – сигнал опасности.

Когда домашний сторож убедится, что на территорию не пробрался враг, его ушки расслабленно упадут. А стоит хозяину потрепать любимца по холке и наградить ласковым словом, как они повиснут двумя доверчивыми лопухами. Расслабленный и довольный, пёс будет покорно слушать любые слова, сказанные с интонацией похвалы.

Человек, развесивший уши, «выгоден» всем: продавцам, политикам, управленцам, а также обычным людям, стремящимся решать свои проблемы за счёт других. Если вы привыкли слушать и слушаться, не думая о том, правду ли вам преподносят, будьте готовы, что скоро рядом появится манипулятор. Так что вместо того, чтобы развесить уши, лучше держите их востро! Такое уж нынче время.

«Делать из мухи слона»
Делать из мухи слона — означает преувеличивать и раздувать нечто не стоящее внимание до огромных размеров   Синоним выражения Делать из мухи слона: долгое время; чувствовать себя не в своей тарелке; опростоволоситься; преувеличивать; неаккуратно; ввязаться во что-то проблемное. Происхождение данного крылатого выражения своими корнями уходит в Древнюю Грецию. В ту эпоху жил был  древнегреческий писатель Лукиан Самосатский (около 120 — после 180 гг. н. э.), который в своих произведениях любил высмеивать общественные, религиозные и философские предрассудки. Именно он написал поэму «Похвала мухе», которая стала весьма популярна в узких кругах греческой знати. Она по сути являлась сатирой Лукиана на  пустые риторические декламации,  которые произносились ораторами перед публикой. Хотя стоит отметить тот факт, что автором данного выражения всё же является неизвестный нам сатирик. В своём произведении Лукиан лишь просто скопировал поговорку, которая ему была хорошо известна. В конце своей повести, Лукиан написал — «…я заканчиваю свой рассказ, хотя ещё многое хотел бы сказать, чтобы мой читатель не подумал, что я хочу согласно известной пословице сделать из мухи слона».

6. Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) 

Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы выполним св тестовые задания, с целью подготовки к ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в)  Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г)  Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г)  Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а)сильно разбогатеть;

б)нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

1.Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами          написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

VI. Подведение итогов  урока..

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

-Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

VII. Домашнее задание.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Фразеологизмы с названиями частей тела

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

Например:

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Фразеологизм «водить за нос»
Фразеологизм «развесить уши»
Фразеологизм «не в своей тарелке»

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

Фразеологизм

Значение

тьма-тьмущая

много

ставить точку в споре

закончить

слово в слово

точно

во все лопатки

быстро

втирать очки

обманывать

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

  • «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
  • «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
  • «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
  • «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
  • «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
  • «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
  • «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
  • «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
  • «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.

Ответы на задачку из статьи:

  1. Водить за нос;
  2. Развесить уши;
  3. Не в своей тарелке.

БОУ «Чебоксарская
общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченным

возможностями
здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики

                                                          Чувашской
Республики

                       
Учитель – логопед: Мирошкина Ольга Семеновна

Конспект      фронтального
логопедического занятия по теме:

«Фразеологизмы»

Цель: совершенствование знаний о фразеологизмах и
особенностях употребления их в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять
    знание о
    понятии «фразеологизмы».
  2. Продолжать учить определять
    лексическое значение фразеологизмов.
  3. Совершенствовать
    умение
    отличать фразеологизмы от других речевых единиц.
  4. Обогащать пассивный и активный
    словарь обучающихся фразеологизмами.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать навыки правильного
    употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
  2. Развивать словесно —
    логическое мышление.
  3. Развивать слуховое внимание.
  4. Развивать навык правильного
    подбора фразеологизмов – синонимов и антонимов к фразеологизмам.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к
    родному языку, его красоте и многозначности.

Оборудование:
мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Ход занятия

I.        
Организационный
момент
.


Здравствуйте. Сядет тот, чье имя начинается с гласной буквы.

Чье
имя начинается с согласного мягкого звука.

С
твердого согласного звука.


Сегодня нас ждет много интересной работы. Глаза ваши не просто смотрят,
а все видят и замечают. Уши ваши не просто слушают, а все слышат. Сначала
думаем, потом говорим.


Послушайте выражение и скажите, о каком человеке так говорят:

·        
Он
мастер на все руки (об умелом человеке).

·        
У
него язык без костей (о болтливом человеке).

— Смысл этих
выражений передают не отдельные слова, а целое выражение, и имеет оно не
буквальное, а переносное значение.

II. Основная
часть.

1.      Работа по
теме. Введение понятия «фразеологизм».

Слайд 1

а)
Соберите
понятие из отдельных букв (в карточках), ориентируясь на порядок цифр. Это
поможет определить
тему нашего занятия:

Ф

М

О

Р

Е

И

А

З

Л

О

Г

З

1

12

6

2

5

10

3

4

7

8

9

11

— Сформулируйте тему нашего занятия.

Проверка. Слайд
2

-Молодцы! Итак, сегодня мы вспомним, что
такое
фразеологизмы, чем они отличаются от других
словосочетаний, а также будем учиться использовать их в речи.                                                                
— Я верю, что сегодня мы будем работать «плечом к плечу».  (Это как? —
дружно),
будем «шевелить мозгами» (Что это значит? – думать)                                                                                          

б) Итак, что
такое фразеологизм?  Слайд 3

 «Фразеологизм» — это устойчивое сочетание
слов. Фразеологизмы
нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей
речи.
Фразеологизмы выражают
не прямое, а переносное значение
.                                                                                        Например:
Слайд 4
                                                                                                                                 «Клевать
носом»
– здесь никто ничего не клюёт. Это выражение означает опускать голову,
задремать   на мгновение (о сильном желании спать).                                               
 «Чесать языки»
– никто не расчесывает язык, а просто болтает, много
говорит попусту.                                 

2.Работа у доски. Подбор
фразеологизмов к картинкам с их прямым значением.
                                          
У каждого на парте есть листок с фразеологизмом. Ваша
задача подобрать                                                            — Какие фразеологические обороты спрятались на картинках?
Объясни их значение.

https://katehon.com/sites/default/files/styles/natural/public/photo_2021-06-10_15-32-03.jpg?itok=C2ZqtXZx http://festival.1september.ru/articles/521277/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/521277/img3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/521277/img4.jpghttp://festival.1september.ru/articles/521277/img5.jpghttp://festival.1september.ru/articles/521277/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/521277/img6.gif

Вывод: — Как вы
считаете, для чего используют фразеологизмы в речи? (Речь будет точнее и
выразительнее).

3. Работа по определению фразеологических
оборотов.                                                                                       
-Есть
фразеологизмы — устойчивые словосочетания, а есть просто словосочетания.                 Что
мы должны научиться делать?
тличать
фразеологизмы от других словосочетаний).                                     
-Поработаем
в парах, определите, какие из
словосочетаний являются фразеологизмами, а какие нет.

  .   медвежья
услуга

·        
медвежья берлога

·        
считать
ворон

·        
считать
деньги

·        
хороший
аппетит

·        
волчий
аппетит

·        
светлая
юбка

·        
светлая
голова

·        
золотые
руки

·        
золотое
кольцо

·        
метр
с кепкой

·        
серая
кепка
                                                                                                                                                                           

Вывод: Какие
фразеологизмы (устойчивые словосочетания) вы подчеркнули?

4. Фразеологическая
разминка.

— Вижу, что вы уже
устали. Немного разомнемся. Я буду давать команды с помощью
фразеологизмов, а вы их будете выполнять.

  • Итак, встанем с левой ноги.
  • Встанем, как кол проглотили.
  • Проголосуем обеими руками.
  • Согнемся в три погибели.
  • Попрыгаем, как заяц.
  • Дадим задний ход.
  • Посмотрим друг другу в глаза.

·                   
Разведем руками.                                                                                                                         
Молодцы, сядем тихо, как мыши.                                                                                                                 5.
Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах).

— А теперь поработаем в группах. Одна группа на карточках соединяет
стрелками  фразеологизмы-антонимы, а другая фразеологизмы —

синонимы.                                                          

Сначала давайте вспомним: что такое антонимы, что такое синонимы?

          
1 группа
        
Фразеологизмы-антонимы.

   
одержать победу                                 

   
выйти из себя

   
обратить внимание                              

  
входить в колею

  
приносить пользу                                

  
потерпеть поражение

  
взять себя в руки                                 

  
оставить без внимания

  
выбиваться из колеи                           

  
хоть пруд пруди

  
засучив рукава                                     

  
спустя рукава

  
капля в море                                        

  
наносить вред

   
лишиться  чувств                                

  
прийти в себя

2 группа              
Фразеологизмы
синонимы.

   
Устроить овацию

  
Аппетитно

   
Уплетать за обе щеки

  
Зорко, бдительно

  
Носить на руках

  
Бездельничать

  
Во все глаза

  
Хлопать, аплодировать

  
Гол как сокол

  
Беспорядок, неразбериха, кавардак, ералаш

  
Бить баклуши

  
Баловать, нежить, лелеять

  
Всё вверх дном

  
Бедный, нищий, убогий

  
Как пить дать

Бесспорно,
конечно, разумеется, естественно

6. Работа над предложением.

Прочитайте, замените подчеркнутые слова
фразеологизмами. Запишите предложения в тетрадь. 

-Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
-Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
-Кирилл целый день бездельничал.
-Мы догадывались, что он нас обманывает.
-Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.
-Мы с Сашей – очень дружны!

Справочный материал:
повесить нос; водить за нос; ни свет, ни заря; бить баклуши; пропустить мимо
ушей;
не разлей вода.

Проверка.

III. Итог
занятия. Рефлексия.


Молодцы, ребята. Назовите тему нашего занятия.


Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.


Какое задание вам понравилось больше всего?


Какое задание было трудным?


Оцените свою работу: кто работал, «засучив рукава»? (Что это значит? —
усердно, старательно).
А кто – «
спустя рукава»? (Это как? — кое-как,
небрежно).

 —
Молодцы!

— Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали в поте лица!  

В категории материалов

: 22

Показано материалов

: 1-22



Фразеологизм, или Фразеологический оборот — это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: 

  • бить баклуши = бездельничать;
  • за тридевять земель = далеко.

Значение фразеологизма в целом не равно сумме значений входящих в него слов.

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы другие фразеологизмы, например: 

  • синонимы: на краю света = куда ворон костей не заносил;
  • антонимы: возносить до небес <> втаптывать в грязь.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду (золотые руки, бить баклуши), отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга), личные достоинства и недостатки (не теряет головы, водить за нос).

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

  • без году неделя
  • без задних ног
  • белая ворона
  • белыми нитками шито
  • беречь как зеницу ока
  • битый час
  • бить баклуши
  • бить ключом
  • брать быка за рога
  • брать себя в руки
  • браться за ум
  • бросать камешки в чей-нибудь огород
  • бросать слова на ветер
  • быть на дружеской ноге с кем-нибудь
  • быть на ноже с кем-нибудь

  • в мутной воде рыбу ловить
  • в пух и прах
  • валить всё в одну кучу
  • вариться в собственном соку
  • вбить себе в голову 
  • вернуть с лихвой
  • вешать нос
  • взять голыми руками
  • витать в облаках
  • вогнать в краску
  • водить за нос
  • водой не разольёшь
  • волк в овечьей шкуре
  • волки сыты и овцы целы
  • волком смотреть
  • ворон считать
  • вот где собака зарыта
  • все в один голос
  • всеми правдами и неправдами
  • встречный и поперечный
  • вставлять палки в колёса
  • выбить из колеи
  • вывести на чистую воду
  • выеденного яйца не стоит
  • выйти боком
  • выйти сухим из воды
  • выкидывать фокусы
  • выкинуть номер (штуку)
  • вымотать душу
  • выносить сор из избы
  • вытянуть все жилы

  • хватить через край
  • хлопать глазами (ушами)
  • хранить как зеницу ока

  • через пень колоду (валить)
  • чтобы не было повадно
  • чудеса в решете
  • чужими руками жар загребать

  • и в ус (себе) не дуть
  • играть в бирюльки
  • играть первую скрипку
  • идти куда ветер дует
  • идти (бежать, брести) куда глаза глядят
  • идти на попятный (на попятную, на попятный двор)
  • из кожи (вон) лезть
  • из кулька в рогожку
  • из огня да в полымя
  • из пятого в десятое (говорить, рассказывать)
  • иметь зуб на (против) кого-либо
  • ищи ветра в поле

  • с больной головы на здоровую (сваливать, перекладывать)
  • с грехом пополам
  • с жиру беситься
  • с лёгкой руки
  • с ножом к горлу пристать
  • с рук пойти
  • с руками оторвать что-либо
  • с три короба (наговорить, наобещать)
  • своим горбом (добывать, зарабатывать)
  • себе на уме
  • сесть в калошу (в лужу)
  • сидеть как рак на мели
  • сидеть на бобах
  • сквозь розовые очки смотреть
  • скрепя сердце
  • сложа руки сидеть
  • сломя голову (бежать, мчаться)
  • смотреть сквозь пальцы
  • со всех ног (бросаться, кидаться)
  • со своей колокольни смотреть
  • собаку съесть в чём-либо (на чём-либо)
  • согнуть в бараний рог (в три погибели)
  • сон в руку
  • ставить крест на ком-либо (на чём-либо)
  • ставить на (своё) место кого-либо
  • ставить на одну доску кого с кем
  • ставить палки в колёса
  • стать в тупик
  • стричь под одну гребёнку
  • сыграть шутку (штуку) с кем-либо
  • сыр-бор загорелся из-за чего-либо

  • как банный лист пристать (привязаться)
  • как баран на новые ворота уставиться (смотреть)
  • как белка в колесе вертеться (крутиться)
  • как бельмо на глазу
  • как в воду кануть
  • как гора с плеч
  • как грибы после дождя
  • как гром средь ясного неба
  • как манны небесной (ждать, жаждать)
  • как на иголках (быть, сидеть)
  • как об стену (в стену) горох
  • как (точно) обухом по голове
  • как пить дать
  • как с гуся вода
  • как (точно) сквозь землю провалился
  • как снег на голову (свалиться, упасть)
  • как сыр в масле кататься
  • калачом не заманишь
  • клин клином вышибать (выбивать)
  • кожа да кости
  • комар носа (носу) не подточит
  • концы в воду
  • кормить обещаниями
  • кот наплакал
  • краем уха слушать
  • кривить душой
  • кричать (вопить, орать) благим матом
  • купить кота в мешке
  • курам на смех

  • с больной головы на здоровую (сваливать, перекладывать)
  • с грехом пополам
  • с жиру беситься
  • с лёгкой руки
  • с ножом к горлу пристать
  • с рук пойти
  • с руками оторвать что-либо
  • с три короба (наговорить, наобещать)
  • своим горбом (добывать, зарабатывать)
  • себе на уме
  • сесть в калошу (в лужу)
  • сидеть как рак на мели
  • сидеть на бобах
  • сквозь розовые очки смотреть
  • скрепя сердце
  • сложа руки сидеть
  • сломя голову (бежать, мчаться)
  • смотреть сквозь пальцы
  • со всех ног (бросаться, кидаться)
  • со своей колокольни смотреть
  • собаку съесть в чём-либо (на чём-либо)
  • согнуть в бараний рог (в три погибели)
  • сон в руку
  • ставить крест на ком-либо (на чём-либо)
  • ставить на (своё) место кого-либо
  • ставить на одну доску кого с кем
  • ставить палки в колёса
  • стать в тупик
  • стричь под одну гребёнку
  • сыграть шутку (штуку) с кем-либо
  • сыр-бор загорелся из-за чего-либо

  • гадать на кофейной гуще
  • гвоздь сезона (бала, вечера, программы)
  • глядеть (смотреть) в оба
  • глядеть во все глаза
  • глядеть (смотреть) правде в глаза
  • глядеть (смотреть) сквозь пальцы
  • гнуть свою линию
  • говорить обиняками
  • городить вздор (дичь, чепуху, чушь)
  • гроша медного (ломаного) не стоит
  • губа не дура

  • мастер на все руки
  • махнуть рукой на кого-либо (что-либо)
  • медвежий угол
  • медвежья услуга
  • между двух огней
  • между молотом и наковальней (быть, находиться)
  • мелким бесом рассыпаться (вертеться) перед кем-либо
  • мерить на свой аршин
  • мое (твое и т.д.) дело сторона
  • мозолить глаза кому-либо
  • молоть вздор
  • море по колено (по колени) кому-либо
  • мурашки бегают (ползают) по спине

  • на авось
  • на руку кому-либо
  • на скорую руку
  • на худой конец
  • набить руку
  • набрать воды в рот
  • навострить лыжи
  • навострить уши (ухо)
  • навязнуть на зубах
  • надуть губы
  • намотать (себе) на ус
  • намылить голову кому-либо
  • наступить на любимую мозоль
  • нашего полку прибыло
  • нашла коса на камень
  • на в коня корм
  • не выдерживает (никакой) критики
  • не выносить сор из избы
  • не лезть за словом в карман
  • не лыком шит
  • не показывать глаз (носа)
  • не покладая рук (работать, трудиться)
  • не робкого десятка
  • не сносить головы
  • не сомкнуть глаз
  • несолоно хлебавши
  • нечего греха таить
  • ни к селу ни к городу
  • ни под каким видом 
  • ни пуха ни пера
  • ног под собой не слышать
  • ноги не держат

  • лёгок на помине
  • лезть на рожон
  • лить воду на чью-либо мельницу
  • лиха беда начало
  • лицом в грязь не ударить
  • ломаного гроша не стоить
  • ломать голову над чем-либо
  • ломиться в открытую дверь
  • лясы точить

  • палец о палец не ударить
  • палка о двух концах
  • первый блин комом
  • первый встречный
  • переливать из пустого в порожнее
  • перемывать косточки кому-либо
  • печь как блины 
  • плясать под чью-либо дудку
  • по плечу кому-либо
  • повернуть оглобли
  • повесить нос
  • под горячую руку (попасть, подвернуться)
  • подлить масла в огонь
  • подставить ножку кому-либо
  • поминай как звали
  • понимать толк у чём-либо
  • попасть (попасться) впросак
  • попасть пальцем в небо
  • поперёк горла стать (встать, стоять)
  • пороть горячку
  • после дождичка в четверг
  • последняя спица в колеснице
  • прийти к шапочному разбору
  • прикусить язык
  • прожужжать (прогудеть, протрубить, протрещать) уши кому-либо
  • пройти огонь и воду (и медные трубы)
  • пыль в глаза пускать

  • работать засучив рукава
  • разбиться (расшибиться) в лепёшку
  • размениваться на мелочи (по мелочам)
  • расхлёбывать кашу
  • родиться под счастливой звездой
  • руки коротки
  • руки не доходят
  • руки опускаются (отнимаются)
  • рукой подать
  • рыльце в пушку

  • дать волю рукам
  • дать голову (руку) на отсечение
  • делать большие глаза
  • делать из мухи слона
  • дело в шляпе
  • денег куры не клюют
  • держать в ежовых рукавицах
  • держать камень за пазухой
  • держать ухо востро
  • держать язык за зубами
  • дешевле пареной репы
  • дёшево отделаться 
  • днём с огнём не найти (не сыскать)
  • довести до белого каления
  • достать из-под земли (со дна морского)
  • душа нараспашку
  • душа в пятки ушла
  • душа не лежит к кому-либо (к чему-либо)
  • души не чаять в ком-либо
  • дым коромыслом
  • дырявая память

  • едва (еле, насилу) ноги носят
  • едва (еле, кое-как) сводить концы с концами
  • еле (едва) ноги унести

  • за душой есть (имеется) 
  • за тридевять земель
  • забежать на огонёк
  • заблудиться в трех соснах
  • заварить кашу
  • задеть за живое
  • закрывать глаза на что-либо
  • закусить язык
  • зарубить себе на носу (на лбу)
  • затаив дыхание
  • затронуть за живое
  • звёзд с неба не хватает
  • земля не клином сошлась
  • знать все ходы и выходы
  • знать своё место
  • знать (понимать) толк в чём-либо
  • золотые горы сулить (обещать)
  • зубы заговаривать

  • танцевать от печки
  • терять голову
  • толочь воду в ступе
  • только птичьего молока недостаёт (не хватает)
  • топтаться на месте
  • трещать по всем швам
  • тянуть волынку
  • тянуть за душу кого-либо
  • тянуть канитель

  • обвести вокруг (кругом) пальца
  • обивать пороги
  • обливать грязью (помоями)
  • овчинка выделки не стоит
  • огород городить
  • одного поля ягода
  • окупить с лихвой
  • оставить с носом
  • отвести глаза кому-либо
  • отвести душу
  • отвечать головой за кого-либо (за что-либо)
  • открывать глаза кому на что
  • откладывать в долгий ящик


ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Общественный резонанс и увольнение руководителя морга в Тимашевске не решили проблему поборов и навязывания услуг определенных похоронных фирм, указал коллега обвиненного в надругательстве над трупом ритуального агента. Чиновники в разных частях Краснодарского края сделали похоронное дело своим бизнесом, заявили предприниматели, оказывающие ритуальные услуги.

Как писал «Кавказский узел», 31 октября к зданию администрации Тимашевского района было принесено тело умершей женщины. Человек, назвавшийся родственником умершей, пояснил, что бюро судмедэкспертизы требовало заплатить семь тысяч рублей за перевозку в морг, хотя эта услуга должна была быть оказана безвозмездно. Впоследствии оказалось, что акцию провел ритуальный агент Роман Пикало, а родственники заявили, что не знали об этом заранее. Ему было предъявлено обвинение в надругательстве над телом умершей. Сын пенсионерки сообщил, что ему предлагали деньги за подачу заявления на Пикало. 3 декабря сына пенсионерки нашли мертвым.

Жена ритуального агента Романа Пикало еще в начале ноября записала видеообращение с призывом к властям сосредоточиться на причинах того, почему ее муж так поступил, и проверить работу руководства местного Бюро судебно-медицинской экспертизы. Жители Тимашевска начали сбор подписей под обращением к Путину с требованием прекратить незаконные поборы с родственников умерших в местном морге.

Ритуальный агент назвал уловкой увольнение главы морга

Руководитель Тимашевского отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы Тамаз Корхмазов уволился на фоне обвинений в коррупции. Исполняющим обязанности руководителя назначен Игорь Кудринский. При этом Корхмазов останется работать в центральной районной больнице, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в пресс-службе Минздрава Кубани.

Решение оставить Корхмазова в штате возмутило ритуального агента из Тимашевска Тимофея Куненкова. «Он является по образованию патологоанатомом и судмедэкспертом — как он может работать в ЦРБ? Может, его задумали оставить в патологоанатомическом отделении — его просто хотят припрятать, чтобы это все потихонечку замялось, забылось. Он сейчас ушел на больничный. Но это не решает проблем. Как полицейские выписывали направления на судмедэкспертизу, так и выписывают. Это самая коренная проблема, с которой надо бороться», — заявил Куненков.

Он считает, что кубанские чиновники состоят в коррупционном сговоре с силовиками. «Полицейские говорят, которые выезжают по вызову через 112 регистрировать смерть, что они не должны этим заниматься. Их заставляет начальство. Нужно, чтобы врачи выписывали эти направления, как положено, как раньше они это делали», — указал Куненков.

Коллега Пикало усомнился, что его клиент умер своей смертью

Тимофей Куненков обратил внимание на внезапную смерть сына женщины, тело которой Роман Пикало принес к зданию администрации. «Якобы его нашли мертвым во дворе собственного дома и якобы смерть была не насильственная. Но при этом тело, говорят, было направлено в морг для судебно-медицинской экспертизы в Краснодар. Почему его не доставили в Тимашевский морг? По закону, вскрытие должны были делать там. Когда Роман хотел увезти тело умершей женщины в морг другого района, его не приняли», — отметил Тимофей Куненков.

По его данным, официальная причина смерти сына умершей женщины — переохлаждение в состоянии алкогольного опьянения. Куненков считает эту версию неправдоподобной, поскольку умерший жил не один, а мертвым его нашли во дворе собственного дома. «Сначала к Роману у него (Александра — сына пенсионерки — прим. «Кавказский узел») не было никаких претензий — я лично с ним общался. Он точно никого не осуждал, а в материалах уголовного дела они пишут, что он был поражен и оскорблен тем, что сделал Роман. А потом он сказал, что к нему приезжали и хотели дать ему денег, чтобы он написал заявление против Романа. Роман ему вернул деньги за захоронение, уплаченные его братом, потому что такая ситуация сложилась. Он доволен остался, а потом стал пропадать, не отвечать на звонки. А когда уже к нему поехали, он признался, что ему денег предлагали», — рассказал Куненков. Именно показания этого человека, ныне покойного, легли в основу обвинения Пикало, утверждает он.

«Кавказский узел» не располагает официальной информацией о причинах смерти сына женщины, тело которой было принесено к зданию администрации.

Пикало ожидает суда под подпиской о невыезде

Тимашевский суд начинает рассмотрение уголовного дела в отношении Романа Пикало 13 декабря — назначены предварительные слушания, сообщила корреспонденту «Кавказского узла» член Краснодарской краевой коллегии адвокатов Оксана Шамич, представляющая интересы Пикало. В отношении ее подзащитного выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Шамич сообщила, что заявление в правоохранительные органы на Пикало написал сын умершей – Александр, потерпевшими по уголовному делу признан он и второй сын – Виталий.

«Когда Роман забрал тело женщины, он это все делал по согласованию с сыном покойной. Они вместе решили, что если тело не примут в морге, то мы повезем его к администрации. Потом его подкупили — <…> аффилированное с моргом лицо. Они приехали к этому Александру — мы это записали на диктофон, — и ему там предложили материальную помощь, которая, скорее всего, была оказана. Он там на аудиозаписи говорит: «Чтобы я «топил» Романа». И все, с этого момента он начал говорить все наоборот», — рассказала адвокат.

Она отметила, что эти показания легли в основу обвинительного заключения. Александр в показаниях заявил, что разрешение на то, чтобы тело его матери привезли к зданию администрации, он не давал, и ритуальный агент причинил ему своими действиями моральные страдания. Шамич считает, что в действиях Пикало состава преступления по статье «Надругательство над телом умершего» нет.

«Надругательство – это некие циничные действия. Например, плевать на него, смеяться над телом, расчленять, издеваться. Что-то он должен был совершить такое, что в обществе осуждается и не принято делать. Да, у нас не принято приносить тело к администрации, но только в том случае, если бы двери морга были бы открыты, а он бы взял и устроил цирк. Тогда слабо, но можно было бы притянуть к этой статье», – считает адвокат. По ее мнению, максимум, за что можно было бы привлечь ритуального агента — это хулиганство, административная статья.

Поскольку Пикало пошел на такой шаг от безысходности и по крайней необходимости, то состава преступления в его действиях нет, утверждает Шамич. Она отметила, что в материалах дела нет мотивировки возбуждения уголовного дела со стороны прокуратуры. Она надеется, что это будет разъяснено в суде.

Ситуация в Тимашевске типична для Кубани, заявили ритуальные агенты

Ритуальные агенты из других городов Кубани рассказали корреспонденту «Кавказского узла», что ежедневно сталкиваются с такими же ситуациями, как в Тимашевске. «Запрещают возить в морг, не выдают тела, задерживают, отдают тела в ужасном состоянии: с открытыми ртами, с водой во рту. Они портят специально тела, которые будут хоронить другие агенты. Если ко мне люди обращаются, то они по четверо суток задерживают выдачу тела. На пятые-шестые сутки тела отдают. Если через индивидуального предпринимателя, который работает в морге, то отдают вовремя», — рассказал Сергей Дрейнлинг из станицы Натухаевской, которая входит в состав Новороссийска.

Он утверждает, что при морге работает фирма, которая связан с руководством морга — она принимает от родственников деньги, одежду для умершего, а всю работу по подготовке тела производят сотрудники морга. «Они берут по 10 тысяч 500 рублей за это, хотя по закону это все должно делаться бесплатно. Если родственники платить отказываются, то тела выдаются голыми, в обезображенном виде. Я два года везде пишу жалобы и получаю одни отписки, меня также не пускают в морг», — отметил Дрейнлинг.

«Кавказский узел» писал и об аналогичных проблемах в Волгограде. 19 октября кассационная инстанция отменила решение суда, который отказался обязать администрацию Волгограда предоставить свободный доступ на кладбища всем поставщикам ритуальных услуг. Антимонопольная служба призвала нового мэра города Владимира Марченко не следовать примеру предшественников и перестать поддерживать интересы конкретной фирмы в ущерб другим.

Ритуальный агент из Анапы на условиях анонимности сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что частный предприниматель, которая одновременно является женой судмедэксперта, выкупила в 2016 году у администрации помещение площадью 70 квадратных метров в здании государственного муниципального учреждения здравоохранения на первом этаже морга и открыла там гипермаркет ритуальных услуг. При этом торговля в здании морга запрещена статьей 10 закона Краснодарского края №666, подчеркнула женщина.

«У нее еще в подвальном помещении 200 квадратных метров. У нее там производство венков и цинковых ящиков. За электроэнергию она не платит, у меня есть все документы. Писала жалобы по свету в прокуратуру. Ответ получила, что незаконной деятельностью она там занимается. Эта эпопея продолжается уже три года, она везде платит взятки, и никто ее не трогает», — рассказала агент.

Она утверждает, что частный предприниматель также занимается выдачей и приемом тел, выдает справки о смерти по выходным и по праздникам. «И когда праздничный день, людей шантажируют: «Если у нас все купите, тогда получите справку о смерти. Если вы в другом ритуальном агентстве похороны заказали — до свидания, будет ваш труп тут неделю лежать»», — рассказала агент из Анапы.

Она отметила, что много раз обращалась в надзорные органы, в том числе в прокуратуру, которая выносила главврачу городской больницы предписание об обращении в арбитражный суд против частного предпринимателя. Главврач обращается, но никаких доказательств к заявлению не прилагает, поэтому суд отказывает в рассмотрении жалобы, указала агент.

«Мы пишем в краевую прокуратуру, она спускает опять в анапскую, те выносят предписание городской администрации, она обращается в арбитражный суд. Иск отклоняется, потому что это муниципалитет, и он не является собственником этой земли. Собственник — Управление имущественных отношений Краснодарского края, но собственник никуда не обращается. И это порочный круг», — пояснила ритуальный агент.

Глава города также не может вмешиваться, поскольку земля под моргом находится в краевой собственности, добавила она. «И сейчас заставили уволиться директора городского кладбища, вместо него поставят родственника этой частной предпринимательницы. Мы теперь понимаем, что и кладбище муниципальное они захватят, и люди не смогут спокойно хоронить своих родственников. За должность он обещал мэру отремонтировать дорогу к кладбищу — она там убитая, люди жалуются каждый день», — заключила ритуальный агент.

Агент похоронного бюро из Краснодара на условиях анонимности рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что в краевой столице все морги распределены между аффилированными службами ритуальных услуг, и частники не могут, как и в Тимашевске, вовремя сдать тела в морг.

«В Краснодаре вообще цены бешеные на услуги ритуальных агентств, которые работают при моргах. Это фактически бизнес чиновников. И они что хотят, то и делают. На горе людей буквально наживаются и заставляют их оплачивать втридорога бесплатные услуги. То есть принять тело в морг, провести вскрытие, привести тело в порядок, положить в гроб — все это стоит от 25 тысяч рублей. И люди платят: иначе ждите выдачи неделю, а то и больше», — заключил агент.

По его информации, в день такие аффилированные фирмы зарабатывают по 20-25 миллионов рублей, если учесть, что более-менее приличные похороны в Краснодаре сейчас обходятся в сумму от 250 тысяч рублей. «У них достаточно денег, чтобы раздавать взятки направо и налево. Они очень влиятельные люди, а нам, мелким ритуальщикам, приходится изворачиваться, чтобы честно работать. И работать становится все сложнее и сложнее из-за того, что нас просто задавили», — заявил ритуальный агент.

  • Рассказ с фразеологизмом душа ушла в пятки
  • Рассказ с фразеологизмом идти против течения кратко
  • Рассказ с фразеологизмами водой не разольешь
  • Рассказ с устаревшими словами 6 класс
  • Рассказ с условными знаками по географии 6 класс 10 предложений в тетради