Русский язык
6 класс
Урок 21
Эмоционально окрашенные слова
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Определение эмоционально окрашенных слов.
2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.
3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.
4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.
Тезаурус
Лексика – это словарный состав языка.
Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.
Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.
Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.
Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.
Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Словари.ру: http://slovari.ru/search.aspx?p=3068 (дата обращения 18.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.
Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вот старуха ругает старика:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.
А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.
Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.
Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.
А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.
В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».
Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.
Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.
Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.
Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
Распределите слова по группам соответственно характеристикам
Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.
Правильный ответ
Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.
Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.
Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.
Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.
Зачёркивание элементов
Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.
Губы – уста
Лоб – чело
Спать – почивать
Убежать – удрать
Идти – тащиться
Умный – башковитый
Скучный – нудный
Растратить – Растранжирить
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.
Правильный ответ
Губы — уста
Лоб — чело
Почивать – спать
Убежать – удрать
Тащиться– идти
Башковитый – умный
Скучный – нудный
Растратить – растранжирить
Внеурочная деятельность: Речь
Тема занятия:
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
- Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
- употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
- Пользоваться словарем толковым, орфографическим.
Развивающая:
- Развитие навыка работы в группах, парах
- Развитие умения анализировать и делать выводы.
- Развивать речь, творческое воображение.
Воспитательная:
- Воспитание у школьников любви к чтению
- Воспитание толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать, что такое эмоции.
Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
употреблять их в речи.
Тип занятия: знакомство с новым.
Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки
Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»
Ход занятия:
- Организационный момент.
— Добрый день, добрый час!
Как я рада снова видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы занятие пошло впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
.
2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.
— О чём будем говорить на нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.
(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)
— Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.
Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
3).Работа по новой теме.
Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)
А). Узнать, что такое нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.
Для решения этих задач совершим прогулку в осенний лес.
А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.
4). Физминутка:
Вот осенние листочки(поднять руки вверх)
Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)
И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)
Вниз листочки полетели
И на травушку присели(сесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)
Повертел их, покружил(покружиться)
И на землю опустил(сесть на своё место).
Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)
5) Наблюдение за Нейтральными словами.
Входим в лес , который полон сказок и чудес.
Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.
— Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.
— Как бы вы их назвали?
А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные (Слайд)
6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)
И.Бунин « Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной..
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Какие это стихи : весёлые или грустные?
Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)
Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)
— Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….
Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….
-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)
Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,
выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)
Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для выражения чувств, эмоций, настроения.
Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:
1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
Работа в группах.
-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.
( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)
-Охарактеризуем их эмоционально окрашенными словами.
-Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
— Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…
— Сравните слова:
Осина -осинка(слайд)
Берёза — берёзонька
Волк-волчище
Лиса-лисичка
Заяц- зайчонок.
—Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении? Учитель выделяет суффиксы на презентации.
Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными.
— Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)
— Если встретится в слове суффикс –онк, -енк вы испугаетесь? А –ищ?
— Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?
Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
7)Закрепление: работа с текстом в парах по вариантам:
Выписать из текста
1вариант: эмоционально окрашенные слова
2вариант: слова с говорящими суффиксами.
Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)
8)Обобщение изученного.
-Какую тему рассмотрели?
Что нового узнали?
Где будете использовать новые знания?
9).Рефлексия: Оцените свою работу:
если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево прикрепляем красный листочек,
если были затруднения- жёлтый,
если ничего не поняли-зелёный листочек.
Спасибо за труд.
10). Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в третьем классе»
Эмоционально окрашенная лексика
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое эмоционально окрашенная лексика?
· Какой бывает эмоционально окрашенная лексика?
· Что мы должны знать об эмоционально окрашенной лексике?
В каком вы сейчас настроении? С интересом смотрите на экран? Грустите? Злитесь? Может, вы чем-то испуганы или вам хочется пошутить?
Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем.
Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций.
Слова урок, разговаривать, синий, долго, двенадцать, никаких эмоций с собой не несут.
Смело можно сказать, что большинство слов не имеет эмоциональной окраски. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.
Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!
Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.
Например, паникёр – это точно не очень хорошее качество для человека.
Чушь – тоже явно что-то нехорошее.
Грядущее – сразу же звучит торжественно.
Дрыхнуть – звучит простовато и грубовато. А цветочек – ласково.
В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.
Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая. А слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.
Эмоциональная окраска обычно бывает либо положительной, либо отрицательной.
Положительной окраска будет у слов лапочка, бабуля, вкушать.
Нечто отрицательное обозначают слова кляча, белоручка, раззвонить.
Но на самом деле оттенков эмоциональной окраски много. В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А еще – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
О видах эмоционально окрашенных слов стоит поговорить подробнее.
Остановимся сначала на книжной и высокой лексике.
Сюда относятся такие слова, как благоухание, отчизна, воздвигнуть, реять, возопить и так далее.
Книжные и высокие слова используются в торжественной обстановке, когда речь идёт о чём-то серьёзном, возвышенном.
Такая лексика используется в литературных произведениях для придания им торжественности. Например, в произведении Максима Горького «Песнь о буревестнике» есть такие строки:
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы».
Книжные слова передают настроение торжественности, приподнятости.
Совсем другими являются названия ласкательные, уменьшительные и уменьшительно-ласкательные. Например, аккуратненький, мамочка, светик, солнце – если мы называем так человека, цуцик – это слово, которым ласково называют щенка.
Такие слова применяются, когда нам хочется высказать умиление, нежность, тепло. Или смягчить какое-то выражение.
С ласкательными и уменьшительно-ласкательными словами мы знакомимся с детства.
Но в обычной речи увлекаться уменьшительно-ласкательными названиями не нужно. Мы, конечно, можем сказать: «Вот идёт милая старушка из соседнего подъезда». Звучит гораздо лучше, чем «старуха». Но фраза «А вот какой-то незнакоменький толстячок» уже звучит как-то странно. И ещё хуже звучит такое высказывание: «Ты что-то бледненький. Может, у тебя простудка? Тебе лучше лечь в кроватку и выпить чайку с вареньицем!» Уменьшительно-ласкательные слова уместны не везде и не всегда.
Бывают и слова с неодобрительным окрасом.
Например, галдёж, прилизать – о волосах, переть, скупердяй, хаханьки.
Эти слова мы произносим, когда хотим выразить явное отрицательное отношение к предмету, действию или явлению.
Поэтому словами с неодобрительными оттенками в речи нужно пользоваться очень осторожно.
Представим себе Таню, которая громко плачет, потому что уронила в реку мячик.
Осторожно нужно быть и с шутливыми или ироническими словами. Такими, как грамотей, хвалёный, царёк, вояка, халява и так далее.
Ведь мы используем эти слова, чтобы показать, что к этим явлениям и предметам невозможно относиться серьёзно.
Как это ни странно звучит, но в качестве шутливых, иронических слов часто употребляются слова книжные.
Здесь книжные слова используются в обычной, бытовой речи для иронии.
Есть также слова, которые имеют оттенок презрения, уничижения. Это такие слова, как холуй, сдохнуть, одежонка, ничтожество, сопляк и так далее.
Эти слова мы используем, когда хотим показать, что относимся к кому-то или чему-то свысока, презрительно.
Рядом с такими словами стоят грубые слова и бранные. Например, дурак, дылда, свинячить, морда, подонок и так далее, в том числе все так называемые нецензурные, матерные слова.
Эти слова употребляются для оскорбления людей.
Именно поэтому от грубых и бранных слов, от слов с оттенком презрения, уничижения нужно всеми силами воздерживаться.
Запомните. Грубые слова не создают впечатление взрослости и свободы. Они создают впечатление невоспитанности и необразованности.
То же самое можно сказать о некоторых просторечных и разговорных словах. Например, брюхо, мужик, жрать, дрыхнуть, барабашка.
Эти слова используются для сниженной характеристики предмета. В ограниченном количестве такие слова можно применять и в простой непринуждённой речи.
Но когда просторечных и разговорных слов в речи человека много, такой человек кажется простоватым и необразованным.
Наверное, вы уже заметили, что эмоционально окрашенные слова образуются по-разному.
В некоторых словах оценка заложена сразу же, она неотделима от их значения.
Вкушать, волосня, хавать, харя. Достаточно увидеть такое слово, чтобы понять, какую эмоцию оно передаёт.
Но слова могут получать оценки и при переосмыслении.
Например, слова козёл, ворона, свинья – не обозначают никаких эмоций. А вот как только мы переносим их на человека – они тут же становятся бранными или неодобрительными. Слово хоромы обозначало просто жилище князей, но теперь его употребляют в ироническом смысле для обозначения большого жилища.
Однако эмоционально окрашенная лексика может образовываться и при помощи особых оценочных суффиксов.
Изучать эмоционально окрашенную лексику очень интересно.
Хотя бы потому, что есть слова, которые буквально состоят из оценки. Но при этом не относятся к эмоционально окрашенной лексике.
Например, слова хорошо, плохо, красивый, добрый, ленивый… Кажется ведь, что они выражают какую-то оценку? А вот и нет! Мы не слышим эмоций в этих словах и можем произнести их вполне спокойно. Потому в словарях возле этих слов нет никаких особенных помет.
А ещё за эмоционально окрашенной лексикой очень интересно наблюдать на примере синонимов. Синонимы, как мы знаем, это слова близкие по значению.
Вот слово смотреть. Оно не окрашено эмоционально. Но у него есть синонимы взирать, созерцать – это уже книжные, высокие слова. Есть и другие синонимы – пялиться, таращиться, зыркать. Они – просторечные и неодобрительные.
Итак, что же нам требуется сегодня запомнить?
Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая (например, выучить, ученик, лесной).
Но есть и другие слова. Слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.
В соответствии с эмоциональной окраской, слова обозначаются в словарях специальными пометами: высок., ирон., неодобр., груб., простор., и так далее. Например: воспрянуть – высокое, скупердяй – неодобрительное, гадина – бранное.
Все слова в общепринятой лексике русского языка можно подразделить на 2 группы: эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные.
Своей речью человек может выразить личное отношение к людям, вещам или действиям с помощью этих групп слов.
Эмоционально нейтральные слова
Наиболее тематически стилистическим слоем лексики языка являются общеупотребительные (нейтральные) слова. Используются они свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной.
Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной). К примеру: класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь.
Их характеризует устойчивость основных значений. Большая часть этих слов в современном языке обозначает сейчас то же самое, что и во времена древней письменности.
Состав этих слов постоянно пополняется новыми общеизвестными понятиями, многие из которых имеют зарубежное происхождение.
Эмоционально окрашенные слова
Наравне со стилистически нейтральными словами, в разговорной речи встречаются слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской.
К примеру: сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера.
К примеру: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение).
Слова, которые выражают отношение к чему-либо, называются эмоционально окрашенными. Ими люди как обозначают фактическую характеристику объектов, так и проявляют к ним свое личностное отношение:
-
бутуз — не обычный ребенок, а небольшой, упитанный малыш (шутливая форма);
-
лошаденка — не обычная лошадь, а бесполезная (с пренебрежением);
-
колымажка — не стандартная телега, а неудобная и массивная (с иронией и пренебрежительностью);
-
лохмы — не обычные волосы, а неухоженные и не расчесанные (с презрением).
Используя суффиксы в тексте, можно добавить слову оценочную характеристику:
-
сынуля (ласково о сыне);
-
детина (негативное обращение к подростку).
Чтобы выражать разные оттенки чувств, в русском языке распространено использование суффиксов для оценивания:
-
уменьшительно-ласкательные: -еньк-, -ущк-, -ишк-, -ек-, -ик- (доченька, домик, ножка, носик, зимушка, сыночек, котик);
-
осуждающие с оттенком пренебрежения: -ан-, -ян- (грубиян, мужлан);
-
увеличительные: -ищ- (ножища, ручища).
В грамматике эмоциональное отношение к чему-либо можно выражать, используя приставки эмоциональной оценки: превеликий, премудрый, премилый.
Существуют синонимы, отличающиеся друг от друга своей эмоциональной окраской:
-
глаза – нейтральное слово, просто данность;
-
очи – устаревшее, поэтическое;
-
гляделки – пренебрежительное, просторечное.
Значение слов в этом случае может быть специфическим.
Экспрессивность может выступать отличительной чертой эмоционально окрашенных синонимов. Это выражается степенью выразительности обозначения.
Например, в выражении «множество гостей», есть возможность заменить «множество» экспрессивными синонимами: масса, тьма, бездна, уйма, толпа.
Слова с эмоциональной окраской составляют большую часть нашего словарного оборота и являются незаменимой составляющей стихотворений.
Обозначение в словарях
Не только разговорная речь богата эмоциональными словами, в словарях их обозначают определенными отметками: просторечное, высокое, ироническое, бранное, разговорное и пр.
К примеру:
- лизоблюд, -а, м. (устар.) — прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
- лодырь, -я, м. (разг.). — ленивый, неработающий. Гонять лодыря (прост.)— прохлаждаться;
- напрочь (прост.) — навсегда, навечно. Завершить, вырвать с корнем;
- дерзать (разг.) — стараться чего-то достигнуть.
Эмоционально окрашенные слова
Представь себе, что ты слушаешь рассказ своего друга о только что появившемся на свет брате. Говорящий называет его такими словами: ребенок, новорожденный, брат. Можешь ли ты по этим словам сказать, как твой друг относится к малышу? Вряд ли. Эти слова не выражают никаких чувств. В науке о языке они называются эмоционально нейтральными. А вот если бы в рассказе звучали другие слова: братик, крохотулечка, ребеночек? Конечно, по этим словам вполне можно понять, что твой друг уже полюбил малыша, относится к нему нежно и ласково.
Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально нейтральные слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Это такие слова, как собака, бежать, красный. Слова второй группы не только называют предметы, действия и признаки, но и оценивают отношение говорящего к ним. Если говорящий называет собаку пёсиком, то его отношение сомнений не вызывает. Если использовать вместо слова «бежать» другое – например, «нестись», то мы поймем, что тот, о ком говорят, не просто бежит, а бежит, боясь не успеть, очень торопится. Слово «красненький», употребленное вместо «красный», свидетельствует о том, что говорящему очень нравится сам предмет или оттенок красного цвета, о котором он говорит.
Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быт положительной, одобрительной, а может – отрицательной, неодобрительной.
В словарях эмоционально окрашенные слова сопровождаются специальными пометами:
ü прост. (просторечное),
ü высок. (высокое, торжественное),
ü ирон. (ироническое, насмешливое),
ü бран. (бранное, грубое).
Таким образом, словарь, используя такие пометы, уже дает нам представление о том, что перед нами эмоционально окрашенное слово.
Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе. Но ты никогда не встретишь их в научных или деловых текстах: в них используются только эмоционально нейтральные слова.
Эмоционально окрашенные слова могут являться по отношению к называющим то же самое нейтральным просто синонимами, а могут быть однокоренными, образованными с помощью специальных суффиксов, передающих определенную эмоциональную окраску.
Например, есть нейтральное слово «дом», его грубо-просторечный синоним «хата» и ласковое «домик». Слово «домик» — однокоренное к слову «дом», оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ик.
Урок «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова»
Цели:
- Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
- Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
- Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
- Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Объяснение нового материала:
— Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
— Работа с эпиграфом (слайд 1)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
— Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.
— Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?
— Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)
Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…
— А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)
— Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.
Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)
1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
— Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).
— Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?
(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)
— Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)
— А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?
(слайд 4)
— Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)
— А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))
— Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)
Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).
Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).
Добрый – добренький, предобренький
Слон — слоник, слонище
Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, — ек- т. д., приставка пре-)
2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)
Барсуч…нок.
Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!
Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:
В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй — эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.
3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие слова называются эмоционально окрашенными?
- Чем они отличаются от нейтральных слов?
- На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?
5. Домашнее задание.
Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.
Класс: 7.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.
Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.
Этап урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия ученика
I. Организационная часть
— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.
Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
II. Проверка домашнего задания
Мотивация к учебной деятельности
В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:
— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…
— поэмы — «Руслан и Людмила»…
— повести — «Повести Белкина»…
— романы — «Дубровский»…
Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
Л: мотивация, смыслообразование;
П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;
Р: коррекция, волевая саморегуляция;
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос.
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
III. Объявление темы и целей урока.
Беседа с классом
Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
— Когда стали появляться летописи?
— Чем сейчас интересны летописи?
«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.
Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)
Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)
С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?
Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи
Сообщение подготовленного ученика. (Карта)
При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..
IV. Работа с текстом
Знакомство с «Песней…» (фонозапись)
Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.
— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)
— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)
— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?
— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)
«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.
По вертикали:
1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.
5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене
Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)
Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»
Ответы:
1). Басня,
2) трагедия,
3) былина,
4) летопись,
5) рассказ,
6) ода,
7) драма, по горизонтали Баллада.
Учащиеся работают коллективно.
Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.
устанавливать причинно-следственные связи.
К: формирование навыков речевой деятельности
V. Закрепление. Работа со словом
Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?
Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.
Задание 2. Найдите примеры в тексте.
Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)
Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения
Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.
К: формирование умения определять вид сказки
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы
VI. Самостоятельная работа по тексту
Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)
Список устаревших слов
Работа в группе: работа на соотнесение
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.
VII. Творческая работа
1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.
2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)
— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.
— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?
Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)
П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:
Р: коррекция;
К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
VII. Итог урока. Рефлексия
Оценка работы в группе.
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её
VIII. Домашнее задание
Отрывок из баллады выучить наизусть.
40 ответов
Последний —
Перейти
#1
#2
#3
#4
#5
#6
#7
Гость
Помогайте продуктами, лекарствами. Вещи покупать не нужно — может продать и пропить
#8
Гость
Твоей маме нужно лечиться, может лучше на это деньги потратить?
#9
Мария
Я бы с удовольствием, но мы живем далеко друг от друга . Нет возможности как то покупать продукты и передавать. Заказа продуктов там тоже нет, маленький город типа деревни . Деньги посылать бесполезно(((
#10
Мария
Я бы с удовольствием, но мы живем далеко друг от друга . Нет возможности как то покупать продукты и передавать. Заказа продуктов там тоже нет, маленький город типа деревни . Деньги посылать бесполезно(((
#11
Гость
Если у вас куча денег, то вы к ребёнку вообще можете не подходить, пусть всё время с няней, а вы своими делами занимайтесь.
#12
#13
#14
Екатерина Григорова
Вы же сами ответили уже на все. ВЫ САМИ помогаете ей гробить себя. переводя ей деньги. Как вообще можно общаться с такой вот опустившейся?
#15
Мария
А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается
#16
#17
Мария
А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается
#18
Екатерина Григорова
Младшая сестра где живет? С мамой или отдельно?
Я бы легко сказала бы НЕТ.Иди работать если хочешь кушать.
Даже вот не чесалось у меня ничего после такого.А все это беспосполезное нытье. Вы выкидываете деньги в пустоту.
#19
Мария
Нет там СДЭКа. Только почта , Вб и озон
#20
Екатерина Григорова
Судя по всему ваша сестра живет с матерью. КТо вам мешает ее забрать к себе? Я бы забрала,а не продолжала бы спонсировать алкашку
#21
Мария
Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.
#22
Екатерина Григорова
Уточнение про СВОДНЫХ сестру и брата о многом говорит. О вашем отношении к ним. У нас сестрой разные отцы,но я никогда не говорила о ней так.
И почему бы не забратьв сех если есть возможность помогать?если нету,это другой вопрос. Но деньги вы выкидывете на алкашню,а забратьс естру не можете
#23
#24
Просто Любовь
ПОНИМАЮ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ. ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ, ТО ТОЛЬКО ОПЛАЧИВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. ЖЕНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ТЯЖЕЛО ЛЕЧИТСЯ.ВО ПЕРВЫХ ОТШИТЬ ОТ НЕЕ МУЖИКА. ОН ЕЙ МЕШАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ.
#25
#26
#27
Мария
Простите, но я не поняла , о каком ребёнке идёт речь и о какой няне
#28
Мария
А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается
#29
Мария
Это не про мою маму. Ей слова сказать нельзя, начинает орать и говорить, что не нужно ее учить жить. Лечиться она точно не поедет, т.к она не признаёт того, что ей нужна помощь…
#30
Мария
Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.
#31
Просто Любовь
ПОНИМАЮ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ. ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ, ТО ТОЛЬКО ОПЛАЧИВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. ЖЕНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ТЯЖЕЛО ЛЕЧИТСЯ.ВО ПЕРВЫХ ОТШИТЬ ОТ НЕЕ МУЖИКА. ОН ЕЙ МЕШАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ.
#32
Гость
Вот Ваш муж обрадуется! Деревенская нищенка едет жить к нему в квартиру.
#33
#34
Гость
У Вас созависимые отношения с матерью.Вы не правильно понимаете заботу о ней.Если Вы желаете ей добра — не давайте денег.Они ее погубят- она сопьется.Зачем менять жизнь если есть на что пить.Зла на нее не держите- алкоголик ради выпивки готов на любые манипуляции.
А если чувствуете себя в этом виноватой идите к психологу.Надо проработать детские проблемы с отторжением.
#35
ТотЕщеФрукт
Сочувствую. Твоя мама-манипулятор. А ты — добровольная жертва. Желание помочь понятно, но ей помощь не нужна, ей деньги нужны. Больно, но правда. Не всегда можно помочь.
#36
Мария
О каком отношении ? У меня прекрасное отношение к сестре! С братом не общаемся! Да, у меня нет возможности забрать к себе и обеспечивать всех .У меня своя семья на минуту , и мой муж явно будет не рад обеспечивать и кормить мою семью! Я скоро буду в декрете и по уходу за ребёнком. Вам просто сказать возьми и забери к себе .
#37
Мария
А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается
#38
Гость
Автору надо на курсы созависимых сходить. Понять, что не та мать что родила , что ее мать выбрала бутылку давно вместо семьи. И не нужно это видеть ребёнку. Думаю и муж с его родителями не в восторге от такой родни. А в интернете закройте свой профиль, зачем вам показуха. А то ещё по голове бутылкой стукнут или шантажировать чем то начнут.
#39
Мария
Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.
#40