Рассказ с эмоционально окрашенными словами 3 класс

Русский язык6 классурок 21эмоционально окрашенные словаперечень рассматриваемых вопросов:1. определение эмоционально окрашенных слов.2. способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.3. толкование

Русский язык

6 класс

Урок 21

Эмоционально окрашенные слова

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Определение эмоционально окрашенных слов.

2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.

3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.

4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.

Тезаурус

Лексика – это словарный состав языка.

Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика. 

Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание. 

Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения. 

Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.

Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари.ру: http://slovari.ru/search.aspx?p=3068 (дата обращения 18.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.

Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Вот старуха ругает старика:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.

А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!

Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.

Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.

А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.

В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?

Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.

А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.

Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.

Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».

Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:

Матушка-гусынюшка,

Нянюшка-графинюшка,

Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.

Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.

Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.

Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.

Примеры задания из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.

Распределите слова по группам соответственно характеристикам

Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.

Правильный ответ

Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.

Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.

Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.

Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.

Зачёркивание элементов

Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.

Губы уста

Лоб чело

Спать почивать

Убежать – удрать

Идти – тащиться

Умный – башковитый

Скучный – нудный

Растратить – Растранжирить

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.

Правильный ответ

Губы  уста

Лоб  чело

Почивать спать 

Убежать – удрать

Тащиться– идти

Башковитый – умный

Скучный – нудный

Растратить – растранжирить

Внеурочная деятельность: Речь                           

Тема занятия:

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Задачи занятия:
Образовательные:

  • Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
  • Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
  • употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
  • Пользоваться словарем толковым, орфографическим.

 Развивающая:

  • Развитие навыка работы в группах, парах
  • Развитие умения анализировать и делать выводы.
  • Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательная:

  • Воспитание у школьников любви к чтению
  • Воспитание толерантности

 Планируемые результаты:

 Учащиеся должны  знать, что такое эмоции.

Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,

употреблять их в речи.

Тип  занятия: знакомство с новым. 

Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки

Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.

Толковый  словарь С.И.Ожегова

Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»

                                                 Ход  занятия:

  1. Организационный момент.

—    Добрый день, добрый час!

     Как я рада снова видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Мы сегодня будем наблюдать,

    Выводы делать, рассуждать.

    А чтобы занятие пошло впрок,

   Активно в работу включайся, дружок!

.

2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.

— О чём будем говорить на  нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.

(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)

— Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.

Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

  3).Работа по новой теме.

Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)

А). Узнать, что такое нейтральные и  эмоционально окрашенные слова.

В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.

Для решения этих задач  совершим  прогулку в осенний лес.

     А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.

  4).   Физминутка:

      Вот осенние листочки(поднять руки вверх)

      Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)

      И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)

       Вниз листочки полетели

      И на травушку присели(сесть на корточки)

      Ветер снова набежал

      И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)

      Повертел их, покружил(покружиться)

      И на землю опустил(сесть на своё место).

      Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)

  5) Наблюдение за Нейтральными словами.

 Входим в лес , который полон сказок и чудес.

Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.

— Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.

— Как бы вы их назвали?

А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные  (Слайд)

6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)                              

И.Бунин « Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной..

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Какие  это стихи : весёлые или грустные?

Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)

Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)

— Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….

Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….

-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)

Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,

выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)

   Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для  выражения чувств, эмоций, настроения.

Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:

1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

Работа в группах.

-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.

( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)

-Охарактеризуем их  эмоционально окрашенными словами.

     -Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

— Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…

— Сравните слова:

Осина  -осинка(слайд)

Берёза — берёзонька

Волк-волчище

Лиса-лисичка

Заяц- зайчонок.

Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении?  Учитель выделяет суффиксы на презентации.

Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми  или страшными.

— Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)

— Если встретится в слове суффикс –онк, -енк  вы испугаетесь? А –ищ?

— Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?

Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

7)Закрепление: работа с текстом в парах   по вариантам:

 Выписать из текста

1вариант: эмоционально окрашенные слова

2вариант: слова с говорящими суффиксами.

Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)

Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)

8)Обобщение изученного.

-Какую тему рассмотрели?

Что нового узнали?

Где будете использовать новые знания?

9).Рефлексия: Оцените свою работу:

если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево  прикрепляем красный листочек,

если были затруднения- жёлтый,

если ничего не поняли-зелёный листочек.

Спасибо за труд.

10).  Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.

Просмотр содержимого документа

«Урок развития речи в третьем классе»

Эмоционально окрашенная лексика

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое эмоционально окрашенная лексика?

· Какой бывает эмоционально окрашенная лексика?

· Что мы должны знать об эмоционально окрашенной лексике?

В каком вы сейчас настроении? С интересом смотрите на экран? Грустите? Злитесь? Может, вы чем-то испуганы или вам хочется пошутить?

Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем.

Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций.

Слова урок, разговаривать, синий, долго, двенадцать, никаких эмоций с собой не несут.

Смело можно сказать, что большинство слов не имеет эмоциональной окраски. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.

Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!

Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.

Например, паникёр – это точно не очень хорошее качество для человека.

Чушь – тоже явно что-то нехорошее.

Грядущее – сразу же звучит торжественно.

Дрыхнуть – звучит простовато и грубовато. А цветочек – ласково.

В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.

Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая. А слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.

Эмоциональная окраска обычно бывает либо положительной, либо отрицательной.

Положительной окраска будет у слов лапочка, бабуля, вкушать.

Нечто отрицательное обозначают слова кляча, белоручка, раззвонить.

Но на самом деле оттенков эмоциональной окраски много. В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?

Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.

А еще – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.

Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.

О видах эмоционально окрашенных слов стоит поговорить подробнее.

Остановимся сначала на книжной и высокой лексике.

Сюда относятся такие слова, как благоухание, отчизна, воздвигнуть, реять, возопить и так далее.

Книжные и высокие слова используются в торжественной обстановке, когда речь идёт о чём-то серьёзном, возвышенном.

Такая лексика используется в литературных произведениях для придания им торжественности. Например, в произведении Максима Горького «Песнь о буревестнике» есть такие строки:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы».

Книжные слова передают настроение торжественности, приподнятости.

Совсем другими являются названия ласкательные, уменьшительные и уменьшительно-ласкательные. Например, аккуратненький, мамочка, светик, солнце – если мы называем так человека, цуцик – это слово, которым ласково называют щенка.

Такие слова применяются, когда нам хочется высказать умиление, нежность, тепло. Или смягчить какое-то выражение.

С ласкательными и уменьшительно-ласкательными словами мы знакомимся с детства.

Но в обычной речи увлекаться уменьшительно-ласкательными названиями не нужно. Мы, конечно, можем сказать: «Вот идёт милая старушка из соседнего подъезда». Звучит гораздо лучше, чем «старуха». Но фраза «А вот какой-то незнакоменький толстячок» уже звучит как-то странно. И ещё хуже звучит такое высказывание: «Ты что-то бледненький. Может, у тебя простудка? Тебе лучше лечь в кроватку и выпить чайку с вареньицем!» Уменьшительно-ласкательные слова уместны не везде и не всегда.

Бывают и слова с неодобрительным окрасом.

Например, галдёж, прилизать – о волосах, переть, скупердяй, хаханьки.

Эти слова мы произносим, когда хотим выразить явное отрицательное отношение к предмету, действию или явлению.

Поэтому словами с неодобрительными оттенками в речи нужно пользоваться очень осторожно.

Представим себе Таню, которая громко плачет, потому что уронила в реку мячик.

Осторожно нужно быть и с шутливыми или ироническими словами. Такими, как грамотей, хвалёный, царёк, вояка, халява и так далее.

Ведь мы используем эти слова, чтобы показать, что к этим явлениям и предметам невозможно относиться серьёзно.

Как это ни странно звучит, но в качестве шутливых, иронических слов часто употребляются слова книжные.

Здесь книжные слова используются в обычной, бытовой речи для иронии.

Есть также слова, которые имеют оттенок презрения, уничижения. Это такие слова, как холуй, сдохнуть, одежонка, ничтожество, сопляк и так далее.

Эти слова мы используем, когда хотим показать, что относимся к кому-то или чему-то свысока, презрительно.

Рядом с такими словами стоят грубые слова и бранные. Например, дурак, дылда, свинячить, морда, подонок и так далее, в том числе все так называемые нецензурные, матерные слова.

Эти слова употребляются для оскорбления людей.

Именно поэтому от грубых и бранных слов, от слов с оттенком презрения, уничижения нужно всеми силами воздерживаться.

Запомните. Грубые слова не создают впечатление взрослости и свободы. Они создают впечатление невоспитанности и необразованности.

То же самое можно сказать о некоторых просторечных и разговорных словах. Например, брюхо, мужик, жрать, дрыхнуть, барабашка.

Эти слова используются для сниженной характеристики предмета. В ограниченном количестве такие слова можно применять и в простой непринуждённой речи.

Но когда просторечных и разговорных слов в речи человека много, такой человек кажется простоватым и необразованным.

Наверное, вы уже заметили, что эмоционально окрашенные слова образуются по-разному.

В некоторых словах оценка заложена сразу же, она неотделима от их значения.

Вкушать, волосня, хавать, харя. Достаточно увидеть такое слово, чтобы понять, какую эмоцию оно передаёт.

Но слова могут получать оценки и при переосмыслении.

Например, слова козёл, ворона, свинья – не обозначают никаких эмоций. А вот как только мы переносим их на человека – они тут же становятся бранными или неодобрительными. Слово хоромы обозначало просто жилище князей, но теперь его употребляют в ироническом смысле для обозначения большого жилища.

Однако эмоционально окрашенная лексика может образовываться и при помощи особых оценочных суффиксов.

Изучать эмоционально окрашенную лексику очень интересно.

Хотя бы потому, что есть слова, которые буквально состоят из оценки. Но при этом не относятся к эмоционально окрашенной лексике.

Например, слова хорошо, плохо, красивый, добрый, ленивый… Кажется ведь, что они выражают какую-то оценку? А вот и нет! Мы не слышим эмоций в этих словах и можем произнести их вполне спокойно. Потому в словарях возле этих слов нет никаких особенных помет.

А ещё за эмоционально окрашенной лексикой очень интересно наблюдать на примере синонимов. Синонимы, как мы знаем, это слова близкие по значению.

Вот слово смотреть. Оно не окрашено эмоционально. Но у него есть синонимы взирать, созерцать – это уже книжные, высокие слова. Есть и другие синонимы – пялиться, таращиться, зыркать. Они – просторечные и неодобрительные.

Итак, что же нам требуется сегодня запомнить?

Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая (например, выучить, ученик, лесной).

Но есть и другие слова. Слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.

В соответствии с эмоциональной окраской, слова обозначаются в словарях специальными пометами: высок., ирон., неодобр., груб., простор., и так далее. Например: воспрянуть – высокое, скупердяй – неодобрительное, гадина – бранное.

Все слова в общепринятой лексике русского языка можно подразделить на 2 группы: эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные.

Своей речью человек может выразить личное отношение к людям, вещам или действиям с помощью этих групп слов.

Эмоционально нейтральные слова

Наиболее тематически стилистическим слоем лексики языка являются общеупотребительные (нейтральные) слова. Используются они свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной.

Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной). К примеру: класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь.

Их характеризует устойчивость основных значений. Большая часть этих слов в современном языке обозначает сейчас то же самое, что и во времена древней письменности.

Состав этих слов постоянно пополняется новыми общеизвестными понятиями, многие из которых имеют зарубежное происхождение.

Эмоционально окрашенные слова

Наравне со стилистически нейтральными словами, в разговорной речи встречаются слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской.

К примеру: сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера.

К примеру: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение).

Слова, которые выражают отношение к чему-либо, называются эмоционально окрашенными. Ими люди как обозначают фактическую характеристику объектов, так и проявляют к ним свое личностное отношение:

  • бутуз — не обычный ребенок, а небольшой, упитанный малыш (шутливая форма);

  • лошаденка — не обычная лошадь, а бесполезная (с пренебрежением);

  • колымажка — не стандартная телега, а неудобная и массивная (с иронией и пре­небрежительностью);

  • лохмы — не обычные волосы, а неухоженные и не расчесанные (с презрением).

Используя суффиксы в тексте, можно добавить слову оценочную характеристику:

  • сынуля (ласково о сыне);

  • детина (негативное обращение к подростку).

Чтобы выражать разные оттенки чувств, в русском языке распространено использование суффиксов для оценивания:

  • уменьшительно-ласкательные: -еньк-, -ущк-, -ишк-, -ек-, -ик- (доченька, домик, ножка, носик, зимушка, сыночек, котик);

  • осуждающие с оттенком пренебрежения: -ан-, -ян- (грубиян, мужлан);

  • увеличительные: -ищ- (ножища, ручища).

В грамматике эмоциональное отношение к чему-либо можно выражать, используя приставки эмоциональной оценки: превеликий, премудрый, премилый.

Существуют синонимы, отличающиеся друг от друга своей эмоциональной окраской:

  • глаза – нейтральное слово, просто данность;

  • очи – устаревшее, поэтическое;

  • гляделки – пренебрежительное, просторечное.

Значение слов в этом случае может быть специфическим.

Экспрессивность может выступать отличительной чертой эмоционально окрашенных синонимов. Это выражается степенью выразительности обозначения.

Например, в выражении «множество гостей», есть возможность заменить «множество» экспрессивными синонимами: масса, тьма, бездна, уйма, толпа.

Слова с эмоциональной окраской составляют большую часть нашего словарного оборота и являются незаменимой составляющей стихотворений.

Обозначение в словарях

Не только разговорная речь богата эмоциональными словами, в словарях их обозначают определенными отметками: просторечное, высокое, ирониче­ское, бранное, разговорное и пр.

К при­меру:

  • лизоблюд, -а, м. (устар.) — прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
  • лодырь, -я, м. (разг.). — ленивый, неработающий. Гонять лодыря (прост.)— прохлаждаться;
  • напрочь (прост.) — навсегда, навечно. Завершить, вырвать с корнем;
  • дерзать (разг.) — стараться чего-то достигнуть.

Эмоционально окрашенные слова

Представь себе, что ты слушаешь рассказ своего друга о только что появившемся на свет брате. Говорящий называет его такими словами: ребенок, новорожденный, брат. Можешь ли ты по этим словам сказать, как твой друг относится к малышу? Вряд ли. Эти слова не выражают никаких чувств. В науке о языке они называются эмоционально нейтральными. А вот если бы в рассказе звучали другие слова: братик, крохотулечка, ребеночек? Конечно, по этим словам вполне можно понять, что твой друг уже полюбил малыша, относится к нему нежно и ласково.

Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально нейтральные слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Это такие слова, как собака, бежать, красный. Слова второй группы не только называют предметы, действия и признаки, но и оценивают отношение говорящего к ним. Если говорящий называет собаку пёсиком, то его отношение сомнений не вызывает. Если использовать вместо слова «бежать» другое – например, «нестись», то мы поймем, что тот, о ком говорят, не просто бежит, а бежит, боясь не успеть, очень торопится. Слово «красненький», употребленное вместо «красный», свидетельствует о том, что говорящему очень нравится сам предмет или оттенок красного цвета, о котором он говорит.

Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быт положительной, одобрительной, а может – отрицательной, неодобрительной.

В словарях эмоционально окрашенные слова сопровождаются специальными пометами:

ü прост. (просторечное),

ü высок. (высокое, торжественное),

ü ирон. (ироническое, насмешливое),

ü бран. (бранное, грубое).

Таким образом, словарь, используя такие пометы, уже дает нам представление о том, что перед нами эмоционально окрашенное слово.

Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе. Но ты никогда не встретишь их в научных или деловых текстах: в них используются только эмоционально нейтральные слова.

Эмоционально окрашенные слова могут являться по отношению к называющим то же самое нейтральным просто синонимами, а могут быть однокоренными, образованными с помощью специальных суффиксов, передающих определенную эмоциональную окраску.

Например, есть нейтральное слово «дом», его грубо-просторечный синоним «хата» и ласковое «домик». Слово «домик» — однокоренное к слову «дом», оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ик.


Урок «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова»

Цели:

  • Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
  • Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
  • Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
  • Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Объяснение нового материала:

— Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

— Работа с эпиграфом (слайд 1)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

— Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.

— Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?

— Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)

Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…

— А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)

— Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.

Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)

1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

— Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).

— Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?

(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)

— Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)

— А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?

(слайд 4)

— Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)

— А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))

— Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)

Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).

Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).

Добрый – добренький, предобренький

Слон — слоник, слонище

Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, — ек- т. д., приставка пре-)

2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)

Барсуч…нок.

Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!

Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:

В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй — эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.

3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие слова называются эмоционально окрашенными?
  • Чем они отличаются от нейтральных слов?
  • На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?

5. Домашнее задание.

Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.

Класс: 7.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности

В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

— поэмы — «Руслан и Людмила»…

— повести — «Повести Белкина»…

— романы — «Дубровский»…

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л: мотивация, смыслообразование;

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция, волевая саморегуляция;

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Объявление темы и целей урока.

Беседа с классом

Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас интересны летописи?

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

IV. Работа с текстом

Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

img1

По вертикали:

1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

Ответы:

1). Басня,

2) трагедия,

3) былина,

4) летопись,

5) рассказ,

6) ода,

7) драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

устанавливать причинно-следственные связи.

К: формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление. Работа со словом

Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Задание 2. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

К: формирование умения определять вид сказки

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

VI. Самостоятельная работа по тексту

Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

Список устаревших слов

Работа в группе: работа на соотнесение

К: Освоение способов совместной деятельности

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

VII. Творческая работа

1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы в группе.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

VIII. Домашнее задание

Отрывок из баллады выучить наизусть.

40 ответов

Последний —
Перейти

userpic__ТотЕщеФрукт

#1

#2

#3

#4

#5

#6

#7

Гость

Помогайте продуктами, лекарствами. Вещи покупать не нужно — может продать и пропить

#8

Гость

Твоей маме нужно лечиться, может лучше на это деньги потратить?

#9

Мария

Я бы с удовольствием, но мы живем далеко друг от друга . Нет возможности как то покупать продукты и передавать. Заказа продуктов там тоже нет, маленький город типа деревни . Деньги посылать бесполезно(((

#10

Мария

Я бы с удовольствием, но мы живем далеко друг от друга . Нет возможности как то покупать продукты и передавать. Заказа продуктов там тоже нет, маленький город типа деревни . Деньги посылать бесполезно(((

#11

Гость

Если у вас куча денег, то вы к ребёнку вообще можете не подходить, пусть всё время с няней, а вы своими делами занимайтесь.

#12

#13

#14

Екатерина Григорова

Вы же сами ответили уже на все. ВЫ САМИ помогаете ей гробить себя. переводя ей деньги. Как вообще можно общаться с такой вот опустившейся?

#15

Мария

А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается

#16

#17

Мария

А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается

#18

Екатерина Григорова

Младшая сестра где живет? С мамой или отдельно?
Я бы легко сказала бы НЕТ.Иди работать если хочешь кушать.
Даже вот не чесалось у меня ничего после такого.А все это беспосполезное нытье. Вы выкидываете деньги в пустоту.

#19

Мария

Нет там СДЭКа. Только почта , Вб и озон

#20

Екатерина Григорова

Судя по всему ваша сестра живет с матерью. КТо вам мешает ее забрать к себе? Я бы забрала,а не продолжала бы спонсировать алкашку

#21

Мария

Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.

#22

Екатерина Григорова

Уточнение про СВОДНЫХ сестру и брата о многом говорит. О вашем отношении к ним. У нас сестрой разные отцы,но я никогда не говорила о ней так.
И почему бы не забратьв сех если есть возможность помогать?если нету,это другой вопрос. Но деньги вы выкидывете на алкашню,а забратьс естру не можете

#23

#24

Просто Любовь

ПОНИМАЮ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ. ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ, ТО ТОЛЬКО ОПЛАЧИВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. ЖЕНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ТЯЖЕЛО ЛЕЧИТСЯ.ВО ПЕРВЫХ ОТШИТЬ ОТ НЕЕ МУЖИКА. ОН ЕЙ МЕШАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ.

#25

#26

#27

Мария

Простите, но я не поняла , о каком ребёнке идёт речь и о какой няне

#28

Мария

А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается

#29

Мария

Это не про мою маму. Ей слова сказать нельзя, начинает орать и говорить, что не нужно ее учить жить. Лечиться она точно не поедет, т.к она не признаёт того, что ей нужна помощь…

#30

Мария

Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.

#31

Просто Любовь

ПОНИМАЮ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ. ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ, ТО ТОЛЬКО ОПЛАЧИВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. ЖЕНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ТЯЖЕЛО ЛЕЧИТСЯ.ВО ПЕРВЫХ ОТШИТЬ ОТ НЕЕ МУЖИКА. ОН ЕЙ МЕШАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ.

#32

Гость

Вот Ваш муж обрадуется! Деревенская нищенка едет жить к нему в квартиру.

#33

#34

Гость

У Вас созависимые отношения с матерью.Вы не правильно понимаете заботу о ней.Если Вы желаете ей добра — не давайте денег.Они ее погубят- она сопьется.Зачем менять жизнь если есть на что пить.Зла на нее не держите- алкоголик ради выпивки готов на любые манипуляции.
А если чувствуете себя в этом виноватой идите к психологу.Надо проработать детские проблемы с отторжением.

#35

ТотЕщеФрукт

Сочувствую. Твоя мама-манипулятор. А ты — добровольная жертва. Желание помочь понятно, но ей помощь не нужна, ей деньги нужны. Больно, но правда. Не всегда можно помочь.

#36

Мария

О каком отношении ? У меня прекрасное отношение к сестре! С братом не общаемся! Да, у меня нет возможности забрать к себе и обеспечивать всех .У меня своя семья на минуту , и мой муж явно будет не рад обеспечивать и кормить мою семью! Я скоро буду в декрете и по уходу за ребёнком. Вам просто сказать возьми и забери к себе .

#37

Мария

А как бы вы поступили на моем месте ? Моя младшая Сестра пишет мне смс , (мама просит денег на хлеб и на макароны! Пришли нам денег) Как тут не дать ??? Я понимаю , что мать манипулирует , ещё и через ребёнка ! Но когда мне говорят , что поесть нечего, у меня мозг просто отключается

#38

Гость

Автору надо на курсы созависимых сходить. Понять, что не та мать что родила , что ее мать выбрала бутылку давно вместо семьи. И не нужно это видеть ребёнку. Думаю и муж с его родителями не в восторге от такой родни. А в интернете закройте свой профиль, зачем вам показуха. А то ещё по голове бутылкой стукнут или шантажировать чем то начнут.

#39

Мария

Помимо сёстры брат ещё есть , 10 класс. Как мне забрать всех к себе ? У меня муж, ребёнок родится скоро.сестра Закончит 9 классов, предложу ей поехать учиться ко мне в город где живу, тут уже конечно во всем ей помогать буду. А брат со мной не общается ни как совсем. И это сводные брат и сестра . Но все ровно они родные для меня.

#40

  • Рассказ с существительными общего рода
  • Рассказ с прямой речью и словами автора
  • Рассказ с примерами добрых и злых поступков
  • Рассказ с приставками при пре
  • Рассказ рэя брэдбери и все таки наш брэдбери