Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация «Действительные и страдательные причастия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок русского языка в 7 классе
Действительные и страдательные причастия
1 -
2 слайд
Описание слайда:
Что называется причастием?
Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?
-
3 слайд
Описание слайда:
Назовите признаки прилагательного у причастия.
Согласуется с существительным, т.е. изменяется по падежам, числам, а в единственном числе по родам.
Имеет полную и краткую форму.
В предложении является определением или сказуемым. -
4 слайд
Описание слайда:
Назовите признаки глагола у причастия.
1. Вид(совершенный и несовершенный).
2. Время( настоящее и прошедшее).
Возвратность (возвратное, невозвратное).
Переходность(переходное и непереходное)
4 -
5 слайд
Описание слайда:
Как отличить причастие от прилагательного?
Прилагательное образовано от существительного, причастие образовано от глагола
-
6 слайд
Описание слайда:
Что называется причастным оборотом?
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
-
7 слайд
Описание слайда:
Что называется обособленным определением?
Причастный оборот, который стоит после определяемого слова и на письме выделяется запятыми, называется обособленным определением.
-
8 слайд
Описание слайда:
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Отнесите названия к соответствующему столбику.
действительные
страдательные
открывающий книгу мальчик
решающий задачу ученик
умывающийся малыш
открытая мальчиком книга
решённая учеником задача
умываемый мамой малыш
Сделайте вывод, как можно различить действительные
и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике. -
9 слайд
Описание слайда:
Как различить действительные и страдательные причастия?
9
-
10 слайд
Описание слайда:
Дополните текст ключевыми словами, подчёркивающими различие между
действительными и страдательными причастиями.Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает ____________.
Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет
__________________________.Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает сам предмет
Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета
-
11 слайд
Описание слайда:
Введите ключевые слова в схему-опору.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
РАЗРЯДЫ ПРИЧАСТИЙ
Д
С
САМ
КЕМ-ТО/ ЧЕМ-ТО -
12 слайд
Описание слайда:
Укажите разряд и время причастий
(используйте слова-подсказки)
расцветающий
распускающийся поющий
пригреваемый
окружённый
затянувший
одеваемый
сшитый
берёгший
изученный
Д., наст.вр.
Д., наст.вр.
Д., наст.вр.
С., наст.вр.
С., наст.вр.
С., прош.вр.
С., прош.вр.
С., прош.вр.
Д., прош.вр.
Д., прош.вр.
расцветающий (сам)
распускающийся (сам) поющий (сам)
пригреваемый (чем-то)
окружённый (чем-то)
затянувший (сам)
одеваемый (кем-то)
сшитый (кем-то)
берёгший (сам)
изученный (кем-то) -
13 слайд
Описание слайда:
Исправьте ошибку.
Объясните смысловое различие причастий уважающий и уважаемый, любимый и любящий.
Какое из данных причастий обозначает признак, который создается собственным действием, а какие — действием кого-то другого?13
Дорогая мама!Поздравляю тебя
с Днем матери!Уважаемый и
любимый
сын Ваня. -
14 слайд
Описание слайда:
Тест
1. Найдите словосочетание со страдательным причастием.
1) На пестреющем лугу;
2) О движущемся предмете;
3) Опавшие с тополя;
4) Отнятая игрушка;
5) Разлившаяся по небу.
2. Найдите словосочетание с действительным причастием.
1) Написанная учеником;
2) Распиленная плотником;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные весной;
5) Опрокинутый котенком. -
15 слайд
Описание слайда:
3. Найдите словосочетания с действительными причастиями.
1) Проверенная учителем;
2) Плескавшиеся волны;
3) Построенный дом;
4) Покрашенные краской;
5) Летящим самолетом.
4. Найдите словосочетания со страдательными причастиями.
1) Сидящая девочка;
2) Засыпанные аллеи;
3) У потревоженных птиц;
4) Рассказывающие о путешествии;
5) Борющийся за свободу. -
16 слайд
Описание слайда:
Распределите словосочетания с причастиями в два столбика.
Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга; плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане. -
17 слайд
Описание слайда:
Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и то, и другое).
Мама пригласила соседей в гости. — _________________________________________________
Врач лечит больных. — __________________________________________________
Мальчик бежит по дороге. — ___________________________________________________
Ученик пишет сочинение. — ___________________________________________________
Библиотекарь рекомендует книгу. — __________________________________________________
Весь сад засыпали сухие листья. — __________________________________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
Тема:
Действительные и страдательные причастия
Похожие материалы
-
Контрольно-измерительные материалы по » Русскому языку» ( 3 класс )
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный разбор».
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфография».
-
Памятки по русскому языку
-
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» (4 класс)
-
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» (4 класс)
-
Внеклассное мероприятие «Путешествие в Страну Русского Языка»
-
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» (3 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446103 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Основные группы причастий
Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
-
Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
-
Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
-
Страдательные причастия настоящего времени.
-
Страдательные причастия прошедшего времени.
-
Действительные причастия настоящего времени.
-
Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
-
Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
-
Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Это все действительные причастия.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
-
Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
-
Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
Это все страдательные причастия.
Еще один наглядный пример:
-
Ребенок обнял собаку.
Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).
Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.
Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.
Запоминаем!
Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени (суффикс зависит от спряжения), а причастия прошедшего времени — от основы инфинитива (гласная перед суффиксом зависит от гласной перед «ть»).
Действительные | Страдательные | ||||
---|---|---|---|---|---|
настоящего времени | прошедшего времени | настоящего времени | прошедшего времени | ||
1 спр. | 2 спр. | -ш-, -вш- | 1 спр. | 2 спр. | -нн-, -енн-, -т- |
-ущ-, -ющ- | -ащ-, -ящ- | -ем- | -им- |
Иногда действительное причастие можно использовать в пассивном залоге. В таком случае оно характеризует предмет, который сам действие не производит. Например:
-
Строящееся здание.
При этом мы понимаем, что здание строится не само.
Запоминаем!
Суффиксы действительных причастий можно запомнить по тому, как они «шипят».
От страдательных причастий прошедшего времени можно образовывать краткую форму. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда выступает в качестве сказуемого. Например:
-
Задача поставлена.
Полные причастия изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, нужно поставить вопрос. Вот так:
-
БушующИм морем — КакИм морем?
Действительные причастия можно образовать от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Глаголы | Причастия | |||
---|---|---|---|---|
действительные | страдательные | |||
наст. вр. | прош. время | наст. вр. | прош. вр. | |
переходные | ||||
несовершенного вида | + | + | + | + |
совершенного вида | — | + | — | + |
непереходные | ||||
несовершенного вида | + | + | — | — |
совершенного вида | — | + | — | — |
Далее рассмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются:
-
от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ущ/ющ;
-
от глаголов 2 спряжения с помощью суффиксов ащ/ящ.
Например:
-
читать (1 спр.) — читающий,
-
писать (1 спр.) — пишущий,
-
слышать (2 спр.) — слышащий,
-
дышать (2 спр.) — дышащий.
Действительные причастия настоящего времени можно образовать только от глаголов несовершенного вида.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени можно образовать от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш- и -ш-.
Например:
-
отдать — отдавший,
-
прибыть — прибывший,
-
привести — приведший.
Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-. Например:
-
привести — приведший.
Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:
-
прибыть — прибывший.
Запоминаем!
При написании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом нужно сохранить ту же гласную, что и в неопределённой форме глагола перед «ть». Например: увидеть — увидевший, заклеить — заклеивший.
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:
-
от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ем/ом:
ведут — ведомый, управляют — управляемый;
-
от глаголов 2 спряжения с помощью суффикса -им-:
видит — видят — видимый, хранит — хранят — хранимый.
Образование страдательных причастий прошедшего времени
При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например:
-
понять — понятый,
-
решить — решенный,
-
продать — проданный.
Суффикс -нн- можно присоединять только к основе глаголов на ать/ять. Например:
-
обещать — обещанный.
При использовании суффикса -енн- и -ённ- нужно отсекать конечную гласную глагольной основы. Например:
-
лишить — лишённый.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
- Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
- Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
- Страдательные причастия настоящего времени.
- Страдательные причастия прошедшего времени.
- Действительные причастия настоящего времени.
- Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
- Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
- Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
- Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
- Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Запоминаем!
Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
- Пригревающее (кого?) — нас.
- Пригревающее (как?) — нежно.
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Запоминаем!
Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
-
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
-
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
-
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
- причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
- причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
❌
✅
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
- Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.
❌
✅
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.
❌
✅
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
- Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.
❌
✅
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
— отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
— отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование: презентация
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
1. Задание. Четвёртый лишний
1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.
2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный
2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце
1. Читающий
-
Писать
2. Читать
-
Письменный
3. Читательский
3. Написанный
4. Читая
4. Напиши
3. Задание. Продолжите фразу
1. Причастия отвечают на вопросы:
А) Как? Когда? Откуда?
Б) Какой? Какая? Какое?
В) Что делал? Что сделал?
Г) Что делая? Что сделав?
2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.
III. Изучение нового материала.
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике.
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Апельсины, положенные на стол — те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Физкультминутка
IV. Первичное закрепление знаний.
Задание. Образуйте от глагола причастия и определите
Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Образуйте от глагола причастия:
разбившаяся ваза и разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
Разбившаяся – это действительное причастие
Разбитая – это страдательное причастие.
Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Подсказка!
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий, держащий, смотрящий
— ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый ,гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший ,нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный, вышитый, открытая
Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия
Страдательные причастия
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.
Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Цифровой диктант.
Д_______
С
-
Оторванная пуговица
-
Спящий ребенок
-
Выполняемая работа
-
Брошенный мяч
-
Дующий с моря ветер
-
Освещаемая улица
-
Закрытая дверь
-
Цветущий сад
9. Зависящий от обстоятельств
V. Подведение итогов урока.
-Что-то новое узнали на уроке?
VI. Задание на дом:
Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.
Выучить правило. Привести примеры.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469031-urok-russkogo-jazyka-v-7-klasse-na-temu-dejst
Коллекция наших ошибок ⇐ Коллекция ошибок
Модератор: Сергей Титов
-
Котяра
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1350
- Зарегистрирован: 06.08.2015
- Образование: среднее
- Профессия: дворовый смотритель
- Откуда: от мамы и папы
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Котяра »
Завада: Гадит.
не будь скотом! когда с котом >^^<
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: более высшие
Высший — превосходная степень от высокий.
Составная форма сравнительной степени образуется путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного.
daslex: человеческую личность, как личность
daslex: Это уже «угадай-ка» получается.
daslex: Меня, вот, в школе учили, что на ноль делить нельзя
А меня вот в школе учили, что запятые вокруг вот в подобных случаях не нужны.
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?l … m&id=58_95
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Не понял в чём ошибка с высшими. В современной русской литературе, в особенности в книгах жанра ЛитРПГ такое часто встречается. Высшие, потому что там всё начинается с министерств (в моём видении). А если я скажу более высокие, то это зацепит всё, что чуть выше учителя, то есть завучей, директоров школ, работников РОНО и всю эту цепочку, которая по сути выше учителя, но ниже действительно манипулирующих верхов.
Отправлено спустя 6 минут 6 секунд:
Чтобы люди, которые заходят в эту тему понимали о чём идёт речь, лучше ссылаться на место с ошибкой. Так и самому человеку исправить её проще и другим видно, что был за случай.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: Не понял в чём ошибка с высшими.
Завада: Составная форма сравнительной степени образуется путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного.
Начальная форма — высокий.
daslex: В современной русской литературе, в особенности в книгах жанра ЛитРПГ такое часто встречается.
В современной русской литературе слишком много безграмотной хренотени встречается.
daslex: Злонамеренно и целеустремлённо более высшие упыри уничтожают человеческую личность…
Злонамеренно и целеустремлённо наиболее высшие упыри уничтожают человеческую личность…
Злонамеренно и целеустремлённо верхушка упырей уничтожает человеческую личность…
daslex: Так и самому человеку исправить её проще и другим видно, что был за случай.
Если как ошибка указано словосочетание более высший (с комментарием), то ясно, что недопустимо употребление подобного словосочетания в качестве составного прилагательного.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Я исправил, но это какая-то глупость и если что, непосредственно связанная с образованием, где начинается всё с момента зарождения словосочетания «высшее образование».
Я не о том, что глупо, что так нельзя, как у меня написано было. Понять двояко можно.
Образование среднее-низшее.
-
vadim_i_z
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7813
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 65
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
vadim_i_z »
daslex: Чтобы люди, которые заходят в эту тему понимали о чём идёт речь, лучше ссылаться на место с ошибкой.
В цитату автоматически вставляется ссылка на соответствующий комментарий. Кликните по миниатюрной страничке слева от текста цитаты:
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
mazurov: О, Бакенщик!
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
Князь Мышкин:
Ну а я, как один из сказочников…
Сказка о Медведях и Земной оси
==========================
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
Князь Мышкин
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7221
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 32
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Князь Мышкин »
Сейчас исправлю! Спасибо!
А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она…
(Булат Шалвович Окуджава)
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Завада:
daslex: Это уже «угадай-ка» получается.
Я не думаю, что это ошибка. У меня там глагольное название. «Смекни-ка», «Найди-ка», «Ответь-ка». Хотя и можно было в виде существительного.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: На дорогах им водительских прав не дают? — Да, вроде, дают.
В политику, правительство им дороги нет? — Да, вроде, есть.
ВРОДЕ (БЫ), частица
Не требует постановки знаков препинания.
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?l … &id=58_806
daslex: Не угнетаемый плохо понимает что такое неволие.
Слитно пишется не с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов.
http://gramma.ru/RUS/?id=4.56
daslex: русская женщина… — та самая бабка из золотой рыбки
Из аквариумной?
Отправлено спустя 42 минуты 7 секунд:
daslex: Какой бы не случился, проверке, якобы, не подлежит.
ЯКОБЫ, союз и частица
1. Союз. Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «якобы», выделяются (или отделяются) запятыми.
Еще снилось мне, якобы иду я по вековому лесу, растущему на болоте. М. Горький, Несколько дней в роли редактора провинциальной газеты.
2. Частица. Указывает на предположительность высказывания, на сомнение в его достоверности. Не требует постановки знаков препинания.
Ученик V класса Маршутин Терентий якобы неумышленно выстрелил в классе на уроке из самодельной пушки, выбив стекло и осквернив воздух.
Л. Кассиль, Кондуит и Швамбрания.
Он изложил Бромбергу в высшей степени загадочную и чертовски соблазнительную в своей загадочности легенду, которую он якобы собрал по крупицам, не брезгуя даже самыми малодостоверными слухами. А. и Б. Стругацкие, Жук в муравейнике.
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?l … &id=58_775
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Завада: Слитно пишется не с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов.
Я не для того, чтобы оспорить ради спора. Я вижу здесь (в своём тексте) явное прилагательное, и не имеет значение, что оно оглаголено. Я видел в викисловаре, что «Пр. страд. наст. угнета́емый», всё равно.
Завада: Из аквариумной?
Это сообщение конкретному человеку, а не группе лиц. Я думаю, что далеко не один человек прекрасно поймёт, о чём идёт речь. А за кавычки:
§26. Названия литературных произведений и средств массовой информации
1. …
Примечание. Названия литературных произведений, употребленные в переносном значении, пишутся без кавычек со строчной буквы, например: Наша одиссея приближалась к концу.
http://evartist.narod.ru/text1/24.htm#%D0%B7_16
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: Я вижу здесь (в своём тексте) явное прилагательное
Дальтоники тоже видят нечто.
daslex:Я думаю, что далеко не один человек прекрасно поймёт о чём идёт речь.
Названия литературных произведений, употребленные в переносном значении, пишутся без кавычек со строчной буквы, например: Наша одиссея приближалась к концу.
Опять запятую проигнорировали.
Поймут-то все, как и слово карова вместо слова корова, но…
daslex, вы не понимаете разницу между названиями «Одиссея» и «Золотая рыбка» (кстати, у Аспушкина — «Сказка о рыбаке и рыбке»)? К тому же, в вашей фразе нет переносного значения у словосочетания «золотая рыбка».
Отправлено спустя 24 минуты 18 секунд:
лёлик: оживляя то мёртвое пространство, которое по их мнению начинается непосредственно после начальное сообщения.
Понятно, что «начальное» вместо «начального» — описка.
ПО (ВАШЕМУ / МОЕМУ / ТВОЕМУ…) МНЕНИЮ, вводное выражение
Выделяется знаками препинания вместе с относящимися к нему словами.
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?l … &id=58_571
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Завада: …
daslex, вы не понимаете разницу между названиями «Одиссея» и «Золотая рыбка»
Действительно, не переносное. В этом ошибку вижу.
Да, не понимаю. Названия — это названия.
В сердцах ее именуют не иначе как «Золотая рыбка».
(у Вас небольшая описка с инициалами)
Отправлено спустя 15 минут 46 секунд:
Завада:
Дальтоники тоже видят нечто
Вы угнели мое прилагательное.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: Да, не понимаю.
Сочувствую.
daslex: В сердцах ее именуют не иначе, как — «Золотая рыбка».
И за что же гневаются?
НЕ ИНАЧЕ КАК, цельное по смыслу выражение
То же, что «только, лишь, исключительно» или «наверняка, скорее всего». Между частями сочетания (перед словом «как») знак препинания не требуется.
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?l … &id=58_470
daslex: (у Вас небольшая описка с инициалами
Нет, это у Вас нехватка информации.
Вот, к примеру, начало рассказа «Подвиг Антона Чехова»: «Едва постигнув азбуку, я стал читать надписи на корешках стоявших на полке книг: Истургенев, Аспушкин, Апчехов, Мюлермонтов… Апчехов понравилось: похоже на «Апчхи»…»
http://www.interlit2001.com/kevorkov-1.htm
Видаль и Аспушкин были большими друзьями. Каждый из них купил себе по плейеру. И вот встречаются они в музыке ушей. Аспушкин и говорит:
— Вы – Даль?
А Видаль отвечает:
— Уви! Даль! А вы – Аспушкин?
— Ась? Пушкин?
Так они и поссорились друг с другом.
https://www.proza.ru/2001/05/12-34
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Завада: Аспушкин
И Вы едва постигли азбуку?
Эти искажения, именно, что искажения. Пытка языка осознанная.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: И Вы едва постигли азбуку?
Я порой и по-олбански пишу.
Да и тег такой популярен.
http://tinyurl.com/zejs62m
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
лёлик
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
лёлик »
Клювику большой привет за хорошую тему.
Завада:
Понятно, что «начальное» вместо «начального» — описка.
И удачно, что об этом сказано здесь, а не в теме. Может, ещё лучше было бы сказать в ЛС.
А с другой стороны, у меня есть проблема с описками. Ум у меня вумный, а руки глупее. Я чё-нить заковыристое сочиняю, а они пишут пошлое. Подставляют привычные для них слова или окончания вместо надуманных умом. Руки у меня немножко независимые, в свободном полёте живут, потому что пишу десятью пальцами вслепую, а потом ошибки разгребаю. Интересно, как у других с описками.
Завада: вводное выражение
Выделяется знаками препинания вместе с относящимися к нему словами.
А с запятыми я не дружу. Может, их придумали дяденьки, которые не представляли себе что такое интернет-общение. Когда письменная речь должна быть немножко устной. И потому запятые должны быть не только смысловыми, но и интонационными.
Правда, когда эти законы приняты, про запятые, кем проголосованы? Может, я хочу войти в этот парламент в составе фракции «Долой грамматику».
Ищи чести у того, у кого её много
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
лёлик: Может, я хочу войти в этот парламент в составе фракции «Долой грамматику».
А хто ж вас туды пустить?
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Завада:
Я порой и по-олбански пишу.
А может обойдёмся в теме исправления ошибок в русском языке в местах замечаний без забугорных приёмчиков? Что за детский садик?!
Завада: надо было поставить недостающие точки и разделить инициалы пробелами.
Я запомнил. А теперь ломаете. Нехорошо это.
Завада: И за что же гневаются?
Я не понял вопроса.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: А может обойдёмся в теме исправления ошибок в русском языке в местах замечаний без забугорных приёмчиков?
Приёмчик — расейский.
daslex: Что за детский садик.
В конце — не точка.
http://tinyurl.com/zqh2y76
daslex: Я запомнил. А теперь ломаете.
Дык ясно же, что это несерьёзно.
daslex: Завада: Источник цитаты
И за что же гневаются?Я не понял вопроса.
daslex: В сердцах ее именуют не иначе, как — «Золотая рыбка».
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Школьникам говорят,что надо говорить не Татаро- монгольское иго, а правильно Монгольское нашествие.
Маленькое такое умолчание, но как же оно меняет историю. Простое, невинное искажение.
рассейские приёмчики, чтобих!
Есть и другие значения у сочетания «в сердцах». «Наши герои навсегда останутся в наших сердцах», — мы негодуем ими, ага, как же. Нельзя быть столько однобоким.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex:
Есть и другие значения у сочетания «в сердцах».
Я привёл толкование, подходящее к Вашей фразе.
Если Вы имели в виду другое, то коряво сформулировали предложение со словосочетанием «в сердцах».
daslex: мы негодуем ими
А это на каком языке?
daslex: Нельзя быть столько однобоким.
А это на каком языке?
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5207
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
daslex »
Тупой спор на пустом месте с придирками ко мне в несуществующей ошибке.
всякое внутреннее чувство сказывается в сердце.
А у нескольких людей одно единое сердце. Великолепная логика.
Образование среднее-низшее.
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Коллекция наших ошибок
Сообщение
Завада »
daslex: Тупой спор на пустом месте с придирками ко мне в несуществующей ошибке.
Общение с вами прекращаю. Надеюсь, ваша безграмотность всем видна. Некоторые ваши разномастные и разнокалиберные ошибки (они, несомненно, будут появляться) стану поправлять, чтобы другие на них учились.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 0 Ответы
- 711 Просмотры
- Последнее сообщение тоша
-
- 1 Ответы
- 1307 Просмотры
- Последнее сообщение Sorciere
-
- 17 Ответы
- 1014 Просмотры
- Последнее сообщение OlgaNick
-
- 1 Ответы
- 3477 Просмотры
- Последнее сообщение vadim_i_z
-
- 12 Ответы
- 6429 Просмотры
- Последнее сообщение Марго