Рассказ рыбаков кортик бронзовая птица

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская основная общеобразовательная школа деревни мизиново городской округ лосино-петровский московской области утверждаю директор мбоу орловская оош

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская основная общеобразовательная школа деревни
Мизиново

городской округ Лосино-Петровский Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Орловская ООШ

_____________С.И. Карпова

«28» августа 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по литературе

кружок «Литературная гостиная»

(учебный предмет)

6 класс

(класс)

базовый

(уровень обучения)

Составитель:

Сенина Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2020

Программа внеурочной деятельности кружок «Литературная
гостиная» составлена на основе:

·       
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);

·       
Основной
образовательной программой основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д.
Мизиново г.о. Лосино-Петровский МО;

·       
Программа
по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы В.Я. Коровиной –
М.: Просвещение, 2014.

Результаты освоения курса
внеурочной деятельности.

Личностные.

         
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

         
эмпатия –
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;

         
чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;

         
любовь и уважение к Отечеству, его
языку, культуре;

         
интерес к чтению, к ведению диалога
с автором текста; потребность в чтении;

         
интерес к письму, к созданию
собственных текстов, к письменной форме общения;

         
интерес к изучению литературы;

         
осознание ответственности за
произнесённое и написанное слово.

         
повышение
познавательного интереса к учебному предмету «Литература»;

         
развитие
интеллектуального потенциала школьников;

         
повышение
уровня литературной грамотности обучающихся;

развитие личности шестиклассников.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

         
самостоятельно
формулировать тему и цели урока;

         
составлять
план
решения
учебной проблемы совместно с учителем;

         
работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность;

         
в диалоге
с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями;

         
 осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

         
пользоваться
различными видами лексических словарей и использовать полученную информацию в
различных видах деятельности;
Коммуникативные УУД:

         
адекватно
использовать

речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.

         
высказывать и обосновывать свою точку
зрения;

         
слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

         
договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности;

Познавательные УУД:

         
перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять план, рассказ);

         
пользоваться словарями, справочниками,
литературными источниками;

         
осуществлять анализ и синтез;

         
устанавливать причинно-следственные связи;

         
строить рассуждения;

         
участие
школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по
литературе, конкурсах, викторинах;

         
 заинтересованность
в развитии своих творческих способностей.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • определять
    предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
    познавательных потребностей;
  • вести
    беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

Обучающиеся получат возможность
научиться:

  • ориентироваться
    в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
    произведениями классической и современной отечественной и зарубежной
    литературы.

Содержание курса внеурочной деятельности

кружок «Литературная гостиная».

По страницам
любимых книг (9 часов)

Вводное
занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Организационные
вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета».

Работа с
книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор
заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной их интересных книг,
прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.

Рассказы
о дружбе «Я и мои друзья»

Поучительные
стихи о дружбе и друзьях. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу
рассказать о своём друге»

А.Гайдар
«На графских развалинах»

Сказки о
богатырях. Былины.

Сказки и
былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами
русских былинных богатырей. Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма
«Добрыня Никитич».

Весёлые
книги о школе и школьниках.

Современная
русская детская литература о школе и школьниках. М. Дружинина «Мой весёлый
выходной», Е.Мурашова «Класс коррекции».

С чего начинается
Родина (4 часа)

Сказы
П.П.Бажова

Творчество
С.В.Михалкова

Жизненный
и творческий путь писателя. Мероприятие по творчеству писателя в библиотеке.

Басни
С.В.Михалкова.

Зима в
поэзии и прозе.

Знакомство
с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс
чтецов. Творческий конкурс «Рождественская история»

Проектная
деятельность. Сказки.

Рассказы. Малые
жанры фольклора (3 часа)

Поэтическое
мастерство А.С.Пушкина

Инсценирование
сказки «Золотая рыбка»

Считалки
и небылицы

Русские
народные потешки. Считалки. Небылицы.

Составление
рассказов по сюжетным картинкам.

Составление
и обсуждение устного рассказа по серии сюжетных картинок из книг А.С.Пушкина.

Ребята с нашего
двора (4 часа)

А.Алексин
«Как ваше здоровье», «Самый счастливый день».

Биограия
А.Алексина. Чтение рассказа по ролям.

Коллективное
обсуждение

Ю.Коваль.
«Чистый двор», «Приключения Васи Куролесова».

Анализ
фрагментов из художественных произведений

Э.Шим
«Ребята нашего двора»

Биография
Э.Шима. Чтение рассказа, обсуждение. Викторина.

Друзья наши меньшие (4 часа)

А.И.Куприн
«Белый пудель»

Анализ
особенности творческой манеры писателя.

Дмитриев
И.И. «пчела, шмель и я», «Лебедь и гагры», «Дети и мыльные пузыри».

Конкурс
чтецов.

К.Г.Паустовский.
«Кот-ворюга». Жизненный и творческий путь писателя. Чтение отрывка из рассказа
по ролям. Обсуждение главного характера героя.

Жизнь замечательных детей (6 часов)

Е.Ларин
«Нужда научит», «Отцовский клад».

Обсуждение
персонажей и их характеров. Устные сообщения по наиболее понравившемуся
рассказу. Викторина «Угадай героя».

В.А.Каверин
«Два капитана»

Биогрфия
В.А.Каверина. Обмен мнениями о прочитанном романе. Викторина по роману.

А.Н.Рыбаков.
«Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

Викторина
«Угадай героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж».

Классическая
проза и поэзия для детей среднего возраста

(3 часа)

Русская
поэзия 1-й половины 20 века: А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, О.Э Мандельштам,
Б.Л.Пастернак.

Биография
поэтов. Конкурс чтецов.

Зарубежная
литература (2 часа).

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

М.Метерлинк «Синяя птица»

Биография писателей. Анализ фрагментов из
художественных произведений.

Календарно-тематическое планирование

 внеурочной деятельности по литературе в 6 классе (35
часов)

           

занятия

Тема
занятия

Плановые
сроки

Скорректированные
сроки

По страницам любимых книг (9 часов)

1

Вводное занятие. Самые
интересные книги, прочитанные летом.

Организационные вопросы.
Игра-путешествие «Удивительный мир лета».

01-04.09

2

Работа с книгой:
различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор заглавие,
подзаголовок, оглавление). Выбор одной их интересных книг, прочитанных летом.
Подготовка к рассказу о книге.

07-11.09

3

Рассказы о дружбе «Я и
мои друзья».

14-18.09

4

Поучительные стихи о
дружбе и друзьях. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о
своём друге».

21-25.09

5

А.Гайдар «На графских
развалинах».

28-02.10

6

Сказки о богатырях.
Былины.

Сказки и былины
киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами
русских былинных богатырей.

05-09.10

7

Просмотр и обсуждение
мультипликационного фильма «Добрыня Никитич».

12-16.10

8

Весёлые книги о школе и школьниках.

Современная русская
детская литература о школе и школьниках.

19-23.10

9

М. Дружинина «Мой
весёлый выходной», Е.Мурашова «Класс коррекции».

26-30.10

С чего начинается Родина (4 часа)

10

Сказы П.П.Бажова.

09-13.11

11

Творчество С.В.Михалкова.

Жизненный и творческий
путь писателя. Мероприятие по творчеству писателя в библиотеке.

16-20.11

12

Басни С.В.Михалкова.

23-27.11

13

Зима в поэзии и прозе.

Знакомство с циклом
стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов.
Творческий конкурс «Рождественская история».

30-04.12

Проектная деятельность. Сказки. Рассказы.

Малые жанры фольклора (3 часа)

14

Поэтическое мастерство
А.С.Пушкина

Инсценирование сказки
«Золотая рыбка».

07-11.12

15

Считалки и небылицы.

Русские народные
потешки. Считалки. Небылицы.

14-18.12

16

Составление рассказов по
сюжетным картинкам.

Составление и обсуждение
устного рассказа по серии сюжетных картинок из книг А.С.Пушкина.

21-25.12

Ребята с нашего двора (4 часа)

17

А.Алексин «Как ваше
здоровье», «Самый счастливый день».

Биография А.Алексина.
Чтение рассказа по ролям.

Коллективное обсуждение.

11-15.01

18

Ю.Коваль. «Чистый двор»,
«Приключения Васи Куролесова».

18-22.01

19

Анализ фрагментов из
художественных произведений.

25-29.01

20

Э.Шим «Ребята нашего
двора».

Биография Э.Шима. Чтение
рассказа, обсуждение. Викторина.

01-05.02

                              Друзья наши меньшие (4 часа)

21

А.И.Куприн «Белый
пудель».

Анализ особенности
творческой манеры писателя.

08-12.02

22

Дмитриев И.И. «Пчела,
шмель и я», «Лебедь и гагары», «Дети и мыльные пузыри».

15-19.02

23

Конкурс чтецов.

22-26.02

24

К.Г.Паустовский.
«Кот-ворюга». Жизненный и творческий путь писателя. Чтение отрывка из
рассказа по ролям. Обсуждение главного характера героя.

01-05.03

                                 Жизнь замечательных детей (6 часов)

25

Е.Ларин «Нужда научит»,
«Отцовский клад».

Обсуждение персонажей и
их характеров. Устные сообщения по наиболее понравившемуся рассказу.
Викторина «Угадай героя».

09-12.03

26

В.А.Каверин «Два
капитана»

Биография В.А.Каверина.

15-19.03

27

Обмен мнениями о
прочитанном романе. Викторина по роману.

31-02.04

28

А.Н.Рыбаков. «Кортик»,
«Бронзовая птица», «Выстрел».

05-09.04

29

А.Н.Рыбаков. «Кортик»,
«Бронзовая птица», «Выстрел».

12-16.04

30

Викторина «Угадай
героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж».

19-23.04

Классическая проза и поэзия

                    для детей среднего возраста (3 часа)

31

Русская поэзия 1-й
половины 20 века: А.А.Ахматова, М.И.Цветаева. Биография поэтов.

26-30.04

32

О.Э Мандельштам,
Б.Л.Пастернак. Биография поэтов.

04-07.05

33

Конкурс чтецов.

11-14.05

Зарубежная литература. Итоговое занятие (2 часа).

    34

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Биография писателя. Анализ фрагментов из художественных
произведений.

17-21.05

    35

М.Метерлинк «Синяя птица». Биография писателя. Подведение
итогов года.

24-31.05

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического

объединения учителей гуманитарного

цикла от 28 августа 2020 г. № 1

Руководитель ШМО____________Я.А.Рябинкина

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

Я.А.Рябинкина _______ 28 августа 2020 г.

На чтение 24 мин. Опубликовано

Главные герои

Миша – ответственный, умный, решительный мальчик тринадцати лет, вожатый пионерского отряда.

Гена – добродушный болтун, неугомонный, немного хулиганистый.

Слава – интеллигентный, прекрасно воспитанный, вежливый мальчик.

Вася Рыбалин (Жердяй) – деревенский мальчишка, который подружился с пионерами.

Николай – брат Васи, которого обвинили в убийстве лесничего.

Читайте также:  Краткое содержание Малыш и Карлсон Линдгрен для читательского дневника

Алексей Карагаев – молодой граф, наследник большого состояния, убийца.

Часть 1. Беглецы

Гена и Слава спорили, сидя на берегу реки. Из города вернулся Миша с книгами и провизией для летнего лагеря, куда ребята всем классом поехали на отдых. Тут его ждала новость о побеге Игоря и Севы. Гена все время насмехался над ребятами, и они в итоге сбежали бить фашистов. Вместе с Мишей приехал Коровин, которого как представителя трудовой комунны прислали осмотреть усадьбу. Рядом с ней и располагался лагерь ребят.

Усадьбу тщательно охраняла худая старуха.

Поутру Миша встретил Николая и соседа Кузьмина у реки. Вскоре донеслось известие, что Николай застрелил Кузьмина на Халзином лугу.

Сюжет

Под Москвой, неподалеку от старинной дворянской усадьбы, расположился пионерский лагерь. Однако ребят привезли сюда не для отдыха, а для обучения крестьян грамоте и привлечения деревенских детей в пионерскую организацию. Вожатым отряда был назначен комсомолец Михаил Поляков. Пионеры быстро нашли общий язык с местными мальчишками, и особенно теплые дружеские отношения установились с Васей Рыбалиным по прозвищу Жердяй и его братом Николаем.

Вскоре в отряде приключилась беда – двое ребят, подстрекаемые Генкой Петровым, сбежали в Испанию бороться с фашизмом. Виновного отправили в Москву, объясняться с родителями беглецов. Михаил узнал, что в деревне пропал плот – скорее всего, ребята на нем отправились в Испанию. Вместе с друзьями – Геной и Славой – вожатый бросился на их поиски.

Между тем Николая обвинили в убийстве бывшего графского лесничего Кузьмина, но пионеры не верили в его виновность. Накануне этих событий местный художник Кондратий Степанович рассказал ребятам, что бывшая экономка графа, которую прозвали «графиней», вместе с лодочником принялась разыскивать клад, принадлежавший графу. Миша, проследивший за ним, заподозрил их в убийстве Кузьмина. Вскоре в соседней деревне милиционеры задержали сбежавших пионеров.

Миша рассказал о своих подозрениях следователю, но тот не придал особого значения его словам. Тогда паренек решил самостоятельно отыскать убийцу лесничего. Он принялся следить за «графиней», и заметил повышенный интерес женщины к уменьшенной копии бронзовой птицы в краеведческом музее. Оригинал скульптуры находился на территории графской усадьбы.

Ребята заметили в музее незнакомца, который положил записку в тайнике – так герои узнали секрет бронзовой птицы. Они решили, что аналогичный тайник есть и в птице, находящейся в усадьбе. Однако карта, обнаруженная там, была всем известной фальшивкой.

Рыбаков «Бронзовая птица» очень кратко

Краткое содержание «Бронзовая птица» А. Рыбакова для читательского дневника:

Сложный послевоенный период. 1920‑е годы. Трое друзей-подростков отправились в пионерский лагерь под Москвой близ усадьбы графа Карагаева. Мальчишки оказались в старинном, загадочном месте.

Ходили слухи, что статуя бронзовой птицы на территории усадьбы служит подсказкой, с помощью которой можно найти клад. В тоже время в деревне убивают местного жителя. Подозрения падают на невиновного.

Любознательные мальчишки срочно начинают расследование. Они наблюдают за смотрительницей особняка, которая ведёт себя крайне подозрительно. Приятелям удаётся обнаружить тайник в бронзовой статуе, найти спрятанное сокровище и настоящего виновника преступления. А усадьба Карагаева достаётся беспризорным детям.

Вывод:

Читайте также:  «Сказание о Кише»: краткий пересказ. «Сказание о Кише», Джек Лондон

Повесть учит молодое поколение дружбе, смелости, ответственности за принятые решения и любви к справедливости.

Части повести

Для того чтобы подробно изучить произведение А. Н. Рыбакова, необходимо разбить его на смысловые подзаголовки. В каждом из них заключается определенное действие, которое поспособствовало развитию дальнейших приключений подростков, например:

  1. Приезд в подмосковный лагерь.
  2. Легенды о сокровищах графа.
  3. Убийство лесничего Кузьмина.
  4. Поиски виновного.
  5. Найденный тайник.
  6. Пойманный убийца.

Подробный план поможет подготовиться к пересказу на урок литературы. Кроме этого, можно проследить ход происходящего в повести.

Беглецы

Действия первой части разворачиваются в пионерском отряде, находящимся вблизи графской усадьбы. Миша Поляков, назначенный новым руководителем отряда, узнает о том, что двое ребят сбежали в Испанию сражаться с фашистами.

Тем временем Миша выясняет причину бегства мальчишек – их задирал Генка Петров. Надеясь, что мальчишки просто сбежали домой, Миша отправляет Генку в Москву за провизией и новостями о ребятах.

Отряд Миши Полякова поставил перед собой задачу обучить грамотности местных ребят. Но деревенские ребята и пионеры не решались присоединиться к его отряду. Ближе всех к Мишиному отряду стал Васька Рыбалин, которого прозвали Жирдяй. Именно от можно было узнать, что происходит вокруг. Именно он рассказал пионерам легенду о Голыгинской гати, под которой был захоронен граф Карагаев и его сын. В деревне жители верили, что ночью Карагаев появляется на гати и забирает с собой припозднившихся путников.

Генка не справился с порученной ему миссией. Домой они не возвращались. Мише рассказывают о том, что уместного кулака Ерофеева пропал плот. Миша все сопоставляет и понимает, что мальчики уплыли на плоту и решает пуститься в погоню.

Часть 3. Голыгинская гать

Пионеры занимались обустройством сельского клуба. Художник, владелец лодки, в качестве оплаты попросил разрисовать клуб. Итог был плачевным, и председатель рассердился за пустую трату средств.

Николая не оправдали, но вина его не была доказана. Миша рассказал следователю, явившемуся в лагерь, о лодочнике и парнях в лесу. Следователь не был впечатлен, предположив, что те искали клад. Миша решил самостоятельно отыскать убийцу.

Слава нашел в библиотеке информацию о графах Карагаевых, которые были в родстве с Демидовыми и могли оставить здесь клад.

Миша упросил Жердяя отвести их ночью на Голыгинскую гать, где друзья увидели копающих новую яму парней.

Часть 4. Краеведческий музей

Ерофеев настаивает, чтобы мать Николая уговорила сына признать вину. Миша заступается. На пионеров начинаются гонения.

Миша проследил за старухой и лодочником до краеведческого музея. Там старуха высматривала что-то возле уменьшенной копии бронзовой птицы. Оригинал был в усадьбе.

Сева заболел ангиной, и доктор уговорил старуху пустить мальчика в усадьбу. Миша и Гена пробрались в музей на ночь, но тайну птицы не узнали. Утром в музей вошел высокий незнакомец, который оставил записку в тайнике в птице. Теперь друзья знали ее секрет и тоже прочитали послание. Незнакомец обещал приехать в усадьбу в среду.

Отзывы читателей

Главная мысль этого произведения это дружба. Ребята молодцы, не оставили товарища в беде и этим подали пример многим другим пионерам.

Читайте также:  Сочинение Прыщ в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Алена

Я прочла эту повесть в сокращении и даже так поняла, о чем хотел сказать автор. Дружба — это сила. Об этом говорили многие известные писатели, они приводили множество примеров настоящих отношений между людьми в сказках, рассказах, прозах и рисунках.

Василиса

Часть 2. Погоня

На выпрошенной у местного художника лодке Миша, Гена, Сева и брат Николая, по прозвищу Жердяй, отправились в погоню за беглецами.

Рано утром у лодочной станции кулак Ерофеев, старуха из усадьбы и лодочник грузили мешки в лодку, которые отвезли к тропе возле Голыгинской гати. Ребята увидели это и решили проследить. Лодочник попытался задержать свидетелей, но они сбежали. Миша заподозрил, что троица имела отношение к убийству.

Вечером нашли поломанный плот, а у мельничной плотины лодку Кузьмина. В соседней деревне обнаружились задержанные местным милиционером беглецы, которые подобрали лодку убитого.

Несколько слов о персонажах

Главные герои и их характеристики — это один из самых важных моментов в рассказе о книге. Дело в том, что одним из основных достоинств этой приключенческой трилогии является то, что перед читателем проходят живые люди, непохожие один на другого, обладающие достоинствами и недостатками.

Так:

  • Миша Поляков — очень эмоциональный человек, всегда верный своему долгу, несмотря на юный возраст. Он стремится поступать по справедливости. К сожалению, именно эмоциональность его часто подводит, и поэтому поступки его бывают опрометчивы.
  • Его друг Генка Петров, конечно, фантазер и немного хулиган, он любит прихвастнуть, но при этом он на самом деле добрый и веселый парень, который всегда готов прийти на помощь своим товарищам.
  • Славу с его длинными и тонкими «музыкальными» пальцами во дворе все дразнят «буржуем». Но на самом деле это просто очень интеллигентный мальчик, углубленный в книги и музыку. Он никогда ни с кем не дерется, но в то же время ввязывается с Генкой и Мишей в опасные приключения.
  • Александр (Шура) Огуреев считает себя великим артистом, и поэтому иногда кажется заносчивым, но все-таки он тоже умеет дружить! И даже наивный и смешной Вова Баранов, которому одноклассники дали прозвище «Бяшка», вызывает симпатию.

Информация об авторе

Написал «Бронзовую птицу» Анатолий Наумович Рыбаков. Это интересный человек, который жил в непростое время. Все его книги сегодня являются символом целой эпохи и спустя много времени они не теряют своей актуальности.

Писатель родился 11 января 1911 года в селе Держановке, сегодня это территория Украины. Тогда еще неизвестный писатель не раскрывал своей настоящей фамилии, возможно, он стеснялся деревенского происхождения. В зрелом возрасте, уже став знаменитым писателем, он подписывался фамилией матери. В 1919 году родители автора переехали в Москву, проживали они на Арбате в доме, который описывается в его произведениях.

В 1946 году после демобилизации Рыбаков вернулся в Москву и впервые попробовал себя в литературной деятельности. На момент публикации «Бронзовой птицы» у автора уже были произведения, благодаря которым Анатолий Рыбаков заслужил любовь и уважение со стороны советских читателей. К раннему творчеству автора относятся:

  1. Повесть «Кортик».
  2. Роман «Водители».
  3. Роман «Екатерина Воронина».

Повесть «Кортик» стала первой в трилогии, второй стала «Бронзовая птица», которую сегодня можно назвать «советским триллером» о молодежи СССР. Это произведение имело ошеломительный успех в то время, но не теряет своей популярности и сейчас. Завершила трилогию написанная в 1975 году повесть «Выстрел». Кроме этого, по трилогии Рыбакова были сняты фильмы, в том числе популярный многосерийная «Бронзовая птица».

Краткое содержание повести не менее захватывает, чем вся книга полностью. Действие происходит в Рязанской губернии и частично в Москве.

Автор описал тяжелое время для страны и людей. Государство только начало приходить в себя после революции и Гражданской войны.

Другие персонажи

Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.

Слава Эльдаров – пианист, друг Миши.

Филин – денщик Никитского.

Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина.

Товарищ Свиридов – следователь НКВД.

Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.

Анатолий Рыбаков — Кортик. Бронзовая птица (текст оригинала) краткое содержание

Анатолий Рыбаков — Кортик. Бронзовая птица (текст оригинала) — описание и краткое содержание, автор Анатолий Рыбаков, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Mybrary.Ru«В книгу включены два известных произведения советского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова (родился в 1911 г.).«Кортик» (1948) — приключенческая повесть о пионерских отрядах, об увлекательной и сложной жизни пионеров в первые годы молодой Советской республики, о жизни, полной романтики. В «Бронзовой птице» (1956) те же ребята, но уже повзрослевшие, ставшие комсомольцами, расследуя обстоятельства убийства, помогают восстановить справедливость и правда торжествует.ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Текст печатного оригинала — V_E.

Часть первая. Беглецы

Пионерский отряд стоял лагерем возле усадьбы графа Карагаева. Комсомолец, руководивший отрядом, ушёл служить в армию, и на его место назначили Мишу Полякова. Его руководящая работа началась с чрезвычайного происшествия: двое ребят удрали в Испанию бить фашистов. Об этом Миша узнал, вернувшись из Москвы, куда ездил по делам. Вместе с ним приехал Михаил Коровин, бывший беспризорник, а ныне трудколонист. Директор их детского дома, Борис Сергеевич, решил основать в усадьбе трудовую коммуну, и послал Коровина осмотреть дом. Миша, однако, считал, что туда беспризорников не пустят. В огромном запущенном доме с украшением в виде большой бронзовой птицы на фронтоне, жила смотрительница, высокая худая старуха с длинным крючковатым носом, которую называли графиней. У неё имелась охранная грамота на усадьбу, и в дом старуха никого не пускала.

В лагере Миша узнал, что ребята сбежали из-за Генки Петрова, который их задразнил. Оставалась надежда, что беглецы просто уехали домой. Миша послал Генку в Москву с поручением разжиться провизией и разузнать о сбежавших пионерах.

У Мишиного отряда была важная задача — создать в близлежащей деревне пионерское звено и ликвидировать безграмотность. Деревенские ребята, однако, в пионеры не рвались, были пугливы и суеверны. Ближе всех с ребятами сошёлся Васька Рыбалин по кличке Жердяй. Его старший брат Николай помогал пионерам обустраивать деревенский клуб. От Жердяя ребята узнавали последние новости. Он же рассказывал пионерам истории и небылицы, в том числе легенду о Голыгинской гати, под которой якобы был похоронен один из графов Карагаевых вместе с сыном. Местные верили, что по ночам старый граф выходит на гать, держа в руках свою голову, и утаскивает в болото припозднившихся путников.

Утром Миша встретил у реки Николая, который вместе с соседом Кузминым собирался ехать в лодке на Халзин луг. Немного позже мальчик узнал, что Кузмина застрелили, а в убийстве обвиняется Николай, которого уже арестовали. В виновность Николая Поляков не верил, да и тот отрицал причастность к убийству.

Из Москвы вместе с Генкой приехал Борис Сергеевич. Хранительница усадьбы надменно предъявила ему охранный документ за подписью зам. зав. губернским отделом народного образования Серова и покидать дом отказалась.

Задание узнать о беглецах Генка провалил, только встревожил их родителей. В деревне Мише рассказали, что у сына местного кулака Ерофеева угнали самодельный плот. Мальчик догадался, что беглецы уплыли на плоту примерно сутки назад и решил их догнать. Взяв лодку у местного художника-анархиста, Миша, Генка, Слава и Жердяй отправились вниз по реке.

Часть вторая. Погоня

Выехали мальчики ранним утром. Подплывая к лодочной станции, они заметили графиню, кулака Ерофеева и лодочника. Те погрузили на лодку какие-то мешки, и лодочник отплыл вниз по реке. Ребята увидели его через несколько часов. Лодочник остановился у начала тропы, ведущей на Голыгинскую гать, с помощью двух дюжих парней перетащил мешки в лес и уплыл. Притворившись, что просто прогуливаются, ребята поплыли ему навстречу. Увидев пионеров, тот попытался их задержать, но ребята сумели ускользнуть. Миша решил, что непонятное поведение лодочника имеет отношение к убийству, свидетелями которого могли оказаться сбежавшие пионеры.

Сломанный плот, лежащий на берегу, ребята заметили под вечер. В ближайшей деревне Поляков узнал, что два мальчика проплывали здесь на лодке вчера.

Пустая лодка нашлась у мельничной плотины. К всеобщему удивлению, это оказалась лодка Кузмина. Беглецов друзья обнаружили в соседней деревне — их задержал местный милиционер, подозревавший мальчиков в соучастии в убийстве, поскольку они плыли на лодке убитого. На самом деле ребята взяли её, беспризорную, на Песчаной косе. Пионеров отпустили только после того, как они дали показания городскому следователю.

Часть третья. Голыгинская гать

Лагерь жил обычной жизнью, но Миша не мог забыть о лодочнике и графине. Николая не оправдали, но следователь начинал сомневаться в его виновности. От художника-анархиста Кондратия Степановича, который взялся украшать сельский клуб, ребята узнали, что графиня, оказавшаяся графской экономкой Софьей Павловной, и лодочник ищут клад, оставленный отцом сбежавшего за границу графа. Убитый Кузмин был графским лесником. Миша решил, что убили его из-за клада, который зарыт где-то в лесу. Именно его и ищет лодочник со своими дюжими помощниками.

Клуб Кондратий Степанович испортил, расписав стены сюрреалистическими линиями и кляксами. За пустую трату общественных средств ребятам досталось от председателя сельсовета, который находился под влиянием кулака Ерофеева. Через несколько дней в лагерь явился следователь. Миша рассказал ему о лодочнике, «графине» и своих подозрениях, однако действовать следователь не спешил. Он знал, что старый граф, богач и чудак, добывал драгоценные камни на Урале, но в существование клада не верил. Лодочник оказался известным вором-рецидивистом, специалистом по валюте и драгоценностям. Следователь был уверен, что убивать он не станет.

По мнению Миши, «такому следователю заниматься делами о похищении кур, а не искать убийцу». Мальчик решил сам найти улики и спасти Николая. Отправив Славу в библиотеку за сведениями о графах Карагаевых, мальчик уговорил Жердяя отвести его ночью к Голыгинской гати. Вернувшийся из библиотеки Слава поведал, что Карагаевы были дальними родственниками знаменитых Демидовых и могли, удирая за границу, оставить здесь клад из драгоценных камней.

Ночью у Голыгинской гати ребята наткнулись на свежевырытые ямы. Со стороны гати доносились глухие равномерные удары. Подобравшись ближе, друзья увидели помощников лодочника, которые выкапывали очередную яму.

Часть четвёртая. Краеведческий музей

Зайдя как-то к матери Жердяя, Миша застал там Ерофеева. Тот хотел, чтобы вдова уговорила старшего сына признать свою вину. Миша попросил женщину не делать этого и пообещал помощь своего отряда. На следующий день обнаружилось, что кто-то сломал четыре яблони в бывшем помещичьем саду. Об этом и других провинностях пионеров написали в местной газете. Несколько дней спустя Мише вручили бумагу за подписью Серова, в которой отряду предлагалось покинуть усадьбу из-за систематической порчи имущества. Сдаваться Миша не собирался. Взяв с собой Славку, он отправился в губернский центр отстаивать свои права. В поезде ребята увидели «графиню» и лодочника, который за ней следил. Мальчики наблюдали за ними до краеведческого музея — «графиня» вошла внутрь, а лодочник дожидался её снаружи.

Оставив Славу караулить, Миша отправился к Серову. Тот заявил, что с трудом потушил скандал, разгоревшийся из-за статьи. Он посоветовал Мише срочно найти отряду другую стоянку, а затем попытался его запугать, грозил отчислением из комсомола. Мальчик не дрогнул и отправился в губком комсомола. Секретарь губкома сказал, что комсомольские дела Серова не касаются, и велел отряду оставаться в усадьбе.

Разобравшись с делами, Миша встретился со Славой, и мальчики вошли в музей. Слава рассказал, что в отделе «Быт помещика», где выставлялись предметы из усадьбы, «графиня» несколько минут возилась возле бронзовой птицы — уменьшенной копии той, что украшала дом. Что именно она делала, Слава не увидел, но в птице явно был тайник. Миша попытался открыть его, но мальчику помешали посетители музея и сторож.

В лагере заболел один из пионеров. Прибывший к больному доктор оказался давним знакомым «графини». Он уговорил Софью Павловну пустить больного в бывшую людскую. Через пару дней Миша и Генка снова отправились в краеведческий музей. Они решили остаться там на ночь и попытаться открыть тайник. Мальчики промучились всю ночь, но тайну птицы не разгадали. Следующим днём был вторник, единственный выходной в музее. Миша этого не учёл, и мальчикам пришлось остаться там ещё на сутки. Утром в среду в зал «Быт помещика» вошёл высокий, чуть прихрамывающий человек. Спрятавшись за портьерой, друзья видели, как тот открыл тайник, нажав птице на глаза, и оставил в нём записку. Когда незнакомец ушёл, ребята открыли птицу и узнали, что он приедет в усадьбу в будущую среду.

Пионерский лагерь у замка графа Карагаева

Комсомолец Миша Поляков приехал руководить пионерским отрядом, ставшим лагерем у бывшей усадьбы графа Карагаева. Целью отряда была борьба с безграмотностью в соседнем селе и создание там пионерского звена. Ребята общались с местными детьми. Наиболее дружественны были их отношения с Васей Рыбалиным, (по уличному прозвищу Жердяй). Брат Жердяя, Николай, помогал пионерам обустраивать сельский клуб.

Вскоре случилось происшествие: пионеры Игорь и Сева удрали. Беглецов дразнил Генка Петров. Подстрекателя послали в Москву, к их родителям.

Не скупится на динамизм сюжета автор повести «Бронзовая птица». Краткое содержание (Рыбакова не стесняют рамки жанра) этой повести достойно целого романа.

Судите сами. Николай попал в беду. Он договорился встретиться с бывшим карагаевским лесничим Кузминым, чтобы переправиться в лодке на Халзин луг. Но того застрелили. Николая задержали, расследуя преступление.

Узнав, что в деревне у местного кулака Ерофеева украли плот, Миша со своими подопечными, а также с Васькой Жердяем отправились за беглецами. Как ни крути, а повесть «Бронзовая птица» (краткое содержание ее — расследование, проводимое мальчишками) приобретает черты триллера. Идем дальше. От художника-анархиста Кондратия Степановича ребята узнали, что экономка Софья Павловна и лодочник сообща ищут графский клад. И вот тут-то сюжет, по выражению современной молодежи, перестает быть томным.

«Бронзовая птица» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

1956.

Читайте также:  Урок № 5 по родной русской литературе. Достоевский. «Мальчики»

Жанр:

повесть.

Тема:

пионеры двадцатых годов.

Идея:

становление героического характера первого поколения советских подростков.

Проблематика.

Дружба, смекалка, отвага юных пионеров способствуют установлению справедливости.

Основные герои:

Миша Поляков, Гена, Слава.

Сюжет.

По соседству с заброшенной графской усадьбой расположился пионерский отряд. Вожатым отряда назначен комсомолец Михаил Поляков. Пионеры появились здесь не для отдыха. Они нацелены обучать крестьян грамоте в ближнем селе и привлечь к вступлению в пионеры деревенских ребят. Пионеры налаживали общение с местными ребятами. Дружеские отношения установились с Жердяем (Васей Рыбалиным) и братом его Николаем, который оказывал пионерам помощь в устройстве сельского клуба. В отряде случилось ЧП: двое пионеров сбежали в Испанию бороться с фашизмом. Виноват в этом был Генка Петров: он их дразнил. Виновного отправили в Москву, к родителям беглецов. Между тем с Николаем случилась беда. Кто-то застрелил бывшего графского лесничего Кузмина, с которым накануне Николай собирался переправиться через реку на Халзин луг, и теперь Николай задержан как подозреваемый. Поляков не верил в причастность его к убийству.

Михаилу становится известно о краже плота в деревне. Он понимает, что это им воспользовались сбежавшие ребята. Михаил вместе с друзьями пускается вслед за беглецами. А накануне местный художник Кондратий Степанович проинформировал ребят, что бывшая экономка графа Софья Павловна, прозываемая «графиней», и лодочник совместно разыскивают клад, якобы припрятанный старым графом, сбежавшим за границу.

В ходе поисков сбежавших пионеров Миша с друзьями замечают подозрительное поведение «графини», лодочника и кулака Ерофеева. Ребята начинают сами вести активное расследование, что встречает противодействие даже на официальном уровне. Они получают казенную бумагу за подписью некоего Серова с требованием найти другое место для расположения отряда. Пионеры, однако, не намерены уступать, они стремятся помочь несправедливо обвиняемому Николаю и вывести на чистую воду настоящих виновников. Их действия активны вопреки вялой работе следователя. А вышеупомянутый Серов позднее был изобличен в получении взяток.

В местном краеведческом музее находилась бронзовая птица, похожая на более крупную из графского замка. Миша и Слава, следя за «графиней», видели, что она некоторое время провела возле этой птицы. Ребята предположили, что фигура птицы оснащена тайником и усилили наблюдение. Прошло два дня. Музей посетил человек высокого роста, явно хромающий. Он подошел к бронзовой статуэтке, нажал на глаза птицы, и тайник открылся. Незнакомец оставил в нём что-то. «Сыщики» извлекли записку. В ней значилось, что этот человек прибудет к замку на следующей неделе в среду.

Читайте также:  Краткое содержание романа «Петр Первый» А. Н. Толстого

Бронзовая птица в замке тоже содержала в себе тайник. Полякову с друзьями удалось до него добраться. Тайник этот хранил карту клада, но информация карты была ложной. Так старый граф Карагаев решил наказать недостойного сына Алексея. Об этом мальчикам поведал доктор, навестивший больного пионера. Место скрытого клада должно быть обозначено родовым гербом. Доктор упомянул и том, что молодой граф прихрамывал. Поляков сразу вспомнил хромающего человека в музее.

Рассматривая копии фальшивого плана, которые сделал Слава, Миша заметил герб в виде орла. Долго выясняли, что это за орёл. Последнее слово было за директором детдома, определившим птицу орлом-ягнятником. Место обитания этих орлов — высокие скалы. У реки Халзан такая скала и высилась. Значит, сокровище должно быть там.

Между тем усадьбу передавали беспризорникам. Софья Павловна попросила отложить передачу до четверга. В среду юные сыщики выследили, как бывшая экономка встречается с тем самым незнакомцем из музея. Подслушанный разговор разъяснил загадку: прихрамывающий человек оказался графом Алексеем Карагаевым. Это он застрелил Кузьмина, знавшего место нахождения сокровища, но не открывшего графу тайны. Софья Павловна условилась с Карагаевым о новой встрече возле упомянутой скалы тремя часами позже.

По сигналу Миши Полякова и его друзей к скале прибыли директор детдома, местное начальство и следователь. На вершине скалы был обнаружен клад — шкатулка с брошью из драгоценных камней. В момент обнаружения сокровища появился графский сын. Ему удалось схватить шкатулку. Карагаев попытался уйти, наводя револьвер на окружающих, но ничего у него не получилось.

Заканчивается повесть заселением усадьбы трудоколонистами и прощальным пионерским костром.

Отзыв о произведении.

Это очень интересная повесть, добротный детский детектив. Произведение, конечно, насквозь советское, но учит дружбе, неравнодушию.

Голыгинская гать

Время протекало размеренно и ничего интересного не происходило. Мишу посещали мысли об увиденном на станции и тропе на гать. Брат Васьки, обвиненный в убийстве, находился под следствием. Кондратий Степанович (художник-анархист) поведал ребятам, почему лодочник и экономка «Графиня» ведут совместные дела и чем объясняется их странное поведение. Оказывается, есть легенда, что отец графа спрятал сокровище. Именно это сокровище ищут графиня и лодочник.

Миша догадывается, что смерть Кузмина связана с кладом и брат Васьки не виновен. Вскоре лагерь посетил следователь и выяснилось, что лодочник вор-рецидивист и специалист по валюте и драгоценностям. Выяснить помог следователь, который приехал в лагерь, однако в существовании драгоценностей тот не верил.

Миша был разочарован и решил сам найти того, кто виновен в смерти Кузмина. Поляков уговаривает Ваську отвести его ночью на Голыгиснкую гать. Слава, изучая в библиотеке информацию о Карагаевых , узнает о их дальней родственной связи с Демидовыми.

Ночью ребята замечают на гати лодочника и его помощников, которые роют ямы;

Краеведческий музей

К матери Васьки наведывается Ерофеев и убеждает ее, что бы Николай признался в убийстве Кузмина. Миша, застав разговор, обещает помочь и ни в коем случае не признавать Николаю себя виноватым. На следующий день начинают происходит мелкие пакости в усадьбе, которые ложатся на плечи отряда. В газете выходит об этом статья и Мишу вызывают к Серову. В поезде Миша и Слава замечают лодочника, который следит за экономкой. Путь «графини» шел к краеведческому музею. Лодочник остался снаружи, дожидаясь графиню.

Серов сообщает Мише о необходимости сменить место пребывания его отряда и о том, что ему едва удалось урегулировать скандал, видя, что мальчик не идет на встречу, Серов пытается его запугать отчислением из Комсомола. Миша не испугался и решил пойти в губком Комсомола, где ему объяснили, что он может расслабиться и оставаться со своим отрядом на прежнем месте.

Слава все это время ждал Мишу в краеведческом музее и наблюдал за графиней. Он заметил, что в отделе, где выставлены на продажу вещи их усадьбы, была уменьшенная копия бронзовой птицы. Именно перед копией бронзовой птицы «графиня» простояла несколько минут. Мальчики решают ночью выяснить тайну этого бронзовой птицы, но они забывают о том, что следующий день(вторник) – выходной для музея и им приходится провести сутки в музее.

Тайник они открыть не смогли, но утром среды в зале появился высокий мужчина. Пионеры спрятались и стали смотреть за ним. Мужчина, прихрамывая, подошел к птице и нажал на глаз. Положил записку в тайник и покинул музей. Достав и прочитав записку, мальчики узнали, что через неделю этот мужчина посетит усадьбу.

Тайна клада графа Карагаева

Как мы помним, в замке также находилась бронзовая статуэтка птицы. И, как намекает нам краткое содержание, бронзовая птица в холле также являла собой тайник, а в нем хранилась карта сокровищ, на поверку оказавшаяся дезинформацией. Поняв, что фальшивая карта не поможет, Миша и друзья предприняли, как сейчас говорят, — «мозговой штурм». Очевидно, Карагаев-младший и убил бывшего графского лесника Кузьмина, знавшего место на кургане у реки Халзан, где спрятан клад, но не сообщившего об этом сыну графа.

Гениальная догадка пионеров венчает краткое содержание. «Бронзовая птица» подводит читателя к моменту истины, наступает время для решительных действий. Поисками ребят наконец заинтересовался директор детдома. Миша и его друзья пригласили его, председателя сельсовета и следователя отправиться к кургану, где в шкатулке была найдена сверкающая драгоценными каменьями брошь. Карагаев–младший попытался ею завладеть, угрожая пистолетом, но его задержали.

Заканчивается рассказ тем, что пионеры отправляются домой, а в бывший графский замок вселились воспитанники трудовой колонии.

  • Рассказ российской писательницы марии халфиной 5 букв
  • Рассказ рукавичка костюнин читать
  • Рассказ российского писателя викентия вересаева 7 букв
  • Рассказ русалка аверченко краткое содержание
  • Рассказ россия родина моя 4 класс