Рассказы о том, как хорошо летом в лесу: пахнет грибами, спелой, душистой земляникой, громко поют птицы, бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки…
Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
к оглавлению ↑
Летний рассвет
Кончилась летняя тёплая ночь. Занимается над лесом утренняя заря.
Над лесными полями ещё стелется лёгкий туман. Прохладной росою покрыта листва на деревьях.
Уже проснулись певчие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.
«Ку-ку! Ку-кук- кук!» — звонко по лесу раздалось её кукованье.
Скоро взойдёт, обсушит росу тёплое солнышко. Привечая солнышко, ещё громче запоют птицы и закукует кукушка. Растает туман над поляной.
Вот с ночного промысла возвращается усталый зайчишка-беляк.
Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь.
От всех врагов ушёл маленький зайчишка.
к оглавлению ↑
Филин
Перед восходом солнца в глубокое, тёмное дупло спрятался ночной разбойник— филин.
Раскинув огромные крылья, всю ночь неслышно летал он над лесными опушками, высматривал добычу. Даже в ночной темноте хорошо видят его круглые злые глаза. Много зверьков и доверчивых птиц поймал и съел ушастый разбойник.
Боится дневного, яркого света филин. Если увидят днём филина птицы, начинается в лесу переполох. Громко трещат сороки, кричат хлопотливые сойки. На этот крик со всех сторон слетаются вороны и ястребы. Даже самые маленькие лесные птички собираются судить и наказывать ночного разбойника, ослеплённого солнечным, ярким светом.
Увидела в дупле ушастого филина проворная попрыгунья-белочка, пронзительно на весь лес заверещала:
«Разбойник! Разбойник здесь живёт!»
к оглавлению ↑
На вырубке
Осветило лесную вырубку тёплое солнышко.
Обсохла ночная холодная роса.
Спокойно и тихо на глухой вырубке в лесу. Пахнет багульником, спелой, душистой земляникой.
На край вырубки вывела свой выводок старая глухарка-мать. Будто пушистые, мягкие шарики, рассыпались маленькие глухарята. Ловят в траве мошек, клюют сладкую землянику.
Взлетела на пенёк старая глухарка. То посмотрит на небо, то поглядит в лес. Не покажется ли ястреб-тетеревятник, не пробежит ли хитрая лисица, не промелькнёт ли в высокой траве проворный горностай?
Зорко сторожит свой выводок осторожная глухарка.
Как в настоящем детском саду, бегают по лесной вырубке шустрые, маленькие глухарята.
к оглавлению ↑
Лесные сторожа
Самая чуткая и умная птица — ворон.
Всё видят, всё чуют умные вороны — зоркие лесные сторожа.
Вот с добычею в зубах, хоронясь в кустах, пробежал по лесу волк. Увидели волка зоркие вороны, закружились над разбойником, закричали во всё вороново горло:
«Каррр! Каррр! Разбойника бить! Разбойника бить!»
Услыхал этот крик волк, уши прижал, побежал скорей в своё логово.
На берегу лесного озера заметили вороны лисицу. Тихонечко пробиралась кумушка в нору. Разорила много птичьих гнёзд, много обидела птенцов.
Увидели вороны и лисицу:
«Каррр! Каррр! Ловите, ловите разбойницу!»
Испугалась, спряталась в тёмный лес лисица. Знает, что чуткие лесные сторожа не дадут ей разорять гнёзда, обижать маленьких птенцов.
к оглавлению ↑
Лисья нора
В сосновом лесу вырыла глубокую нору лисица.
Ещё ранней весною здесь, в норе. родились слепые маленькие лисенята.
Каждый день уходит лисица за добычей, оставляет в норе лисенят. Подросли, окрепли рыжие лисенята, стали выходить из тесной тёмной норы. Привольно играть и резвиться в лесу под деревьями, кувыркаться по мягкому моху.
Хоронясь за деревьями, возвращается с добычею старая лисица.
Жадно набросятся на добычу голодные лисенята.
Быстро растут, много едят бойкие лисенята.
к оглавлению ↑
Над рекой
По берегам реки — сосновый бор.
Дует над рекой ветер. Плещут в берег шумные волны. Гуляют по волнам седые барашки-беляки.
Взлетел над волнами огромный орлан-белохвост. Держит в когтях живую, трепещущую рыбину.
Умеют ловить рыбу зоркие орланы. С огромной высоты камнем бросаются на волны, цепко схватывают добычу.
В самых больших лесах на вершинах высоких деревьев устраивают гнёзда орланы. Много всяческой добычи приносят прожорливым птенцам.
Далеко видят зоркие и сильные орланы. Под самыми облаками парят они в ясные дни. Хорошо видят, где спрятался в траве, прижав уши, зайчонок, где всплеснула над волнами рыба, где на лесную вырубку вывела свой выводок осторожная глухарка-мать.
к оглавлению ↑
Рысенок
Под старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.
Тихо в глухом лесу. Слышит рысь, как перепорхнёт с дерева на дерево рябчик, как пропищит, покачиваясь на ветке, синичка, прошелестит лесная мышь.
Маленький пушистый рысёнок взобрался на спину рыси. Потягивается, мурлычет старая рысь, играет с маленьким весёлым рысёнком.
Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек.
Никто не увернётся от острых когтей разбойницы-рыси: ни зазевавшийся зайчишка-беляк, ни старый тетерев и тяжёлый глухарь, ни задремавший пугливый рябчик.
Много вреда делает в лесу злая разбойница-рысь.
к оглавлению ↑
Лоси
Наступил вечер в лесу. За макушки деревьев закатилось солнышко.
Пасётся на краю болота лосиха со своим длинноногим неуклюжим лосёнком.
Досыта наелись они сочной травою.
Звенят над болотом надоедливые комары. Отбиваются от комаров лоси, потряхивают длинными ушами.
Чтобы спастись от комаров, забираются иногда лоси в воду. Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой, непролазной чащобы не страшатся сильные лоси.
Всюду бродят по лесу лоси — переходят болота, переплывают широкие реки и глубокие лесные озёра.
Там, где люди не обижают лосей, доверчиво выходят они из лесу. Нередко люди видят лосей на окраинах селений и городов. Случается, забредают они в сады и подгородние парки.
Настоящие охотники берегут, не стреляют лосей. Любуются они большими, красивыми животными, не причиняющими вреда человеку.
к оглавлению ↑
Летняя ночь
Наступила тёплая ночь в лесу.
Светит луна на окружённую лесом поляну. Стрекочут ночные кузнечики, заливаются в кустах соловьи.
В высокой траве без отдыха кричат длинноногие, проворные коростели.
«Тпрусь-тпрусь! Тпрусь- тпрусь! Тпрусь-тпрусь!» — со всех сторон слышится их громкий хриплый крик.
Беззвучно носятся в воздухе летучие мыши.
У края тропинки там и там зажглись зелёные фонарики светляков.
Тихо в ночном лесу. Чуть слышно журчит скрытый лесной ручеёк. Душисто пахнут ночные красавицы — фиалки.
Вот .проковылял, хрустнул сучком, отправляясь на промысел, заяц-беляк. Отбросив лёгкую тень на поляну, пролетела и скрылась сова.
В глубине леса вдруг ухнул и захохотал, как в страшной сказке, филин-пугач.
Испугалась филина, проснулась в гнезде, робко пискнула лесная маленькая птичка…
(Илл. Никольского Г.)
Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны
Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Цель урока:
-прививать любовь к природе, учить понимать природу;
— работать над развитием выразительной речи, мышления;
-расширить кругозор детей;
Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
-определять правила работы в группах,
-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Проверьте все ли на месте,
Все ль в порядке?
Разминка для глаз.
Игра » Фотоглаз».
На доске: зима
лес
сугроб
узоры
У: Сколько слов вы запомнили?
У: Назовите эти слова?
У: Какие слова вы прочитали?
У: Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
У: Какие узоры можно увидеть на снегу?
У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)
2.Изучение нового материала
У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)
Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?
У: Какие произведения уже прочитали?
У: Что общего у этих произведений?
У: Какое произведение будем читать?
3.Первичное восприятие чтения.
У: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
У: Какие узоры на снегу увидел автор?
У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных? (Да или нет).
У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)
У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)
У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)
У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)
4.Физкультминутка
Вот метель гулять пустилась
Сюда снежинка прилепилась,
Вот она взлетает, порхает,
Следите за ней глазами.
5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.
У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.
У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)
У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?
У: Откройте ученик на странице 159
У: Ответим на вопросы в учебнике.
У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»
У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.
У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.
6.Работа в тетради
У:Откройте тетради на печатной основе страница ()
У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)
У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?
У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.
У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.
У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?
У: Найдите его следы на рисунке.
У: Чем питался зайчик?
У: Что нам рассказывает автор о горностае?
У: За кем он охотился?
У: На что похожи следы старой лисицы?
У: Найдите ее след.
У: Как передвигались по опушке волки? Почему?
У: Как нам автор рассказывает о лосях?
У: Почему они копытами поднимали снег?
У:Что это за скатерть?
У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.
У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.
У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.
У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
У:Почему?
7. Выставка книг
У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?
У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.
У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?
У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.
8. Итог урока
У:Расскажите, что нового узнали на уроке?
У:Какое произведение читали?
У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о
нём, как о человеке?
У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?
У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?
У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.
9.Рефлексия
У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?
У каждого на столе несколько ладошек.
У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.
У:Вот и мы оставили свои следы.
Рассказы о радостном пробуждении леса после зимних холодов. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. На краю болот токует глухарь, на проталинках пасутся лоси, маленькие медвежата недавно вылезли из берлоги и жмутся к своей матери…
Весна в лесу
По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от края до края через глухой лес.
Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирается в своё логово, бежит с добычей старый волк.
Многое видел и слышал в лесу внимательный охотник.
Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки:
«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»
Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.
Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.
Хороша, радостна, весела весна в лесу!
к оглавлению ↑
Весеннее утро
Ранним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует глухарь.
«Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!» — раздаётся его весенняя тихая песня.
Спокойно утром в лесу. Далеко слышен каждый звук.
Вот проковылял по чащобе, тихо похрустывая, заяц-беляк. Пробежала по краю болота осторожная лисица. Спрятался в норе под корягой быстрый хорёк.
Громко затрубили на болоте, встречая солнце, длинноногие журавли.
Сорвался с болота, стрелою поднялся в небо длинноносый баранчик — бекас. Будто голос молодого барашка, доносится с высоты далёкий дребезжащий звук.
«Качи-качи-качи-качи!» — сидя на кочке, радостно отозвался другой бекас на болоте.
«Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!» — чаще и чаще защёлкал, ещё жарче запел свою песню глухарь. Издали кажется: далеко-далеко точит кто-то топор на точиле.
Во время песни не слышит и плохо видит глухарь. Не слышит он, как пробирается по токовищу лисица, как у края болота пасутся в молодом осиннике лоси.
к оглавлению ↑
На краю леса
Выше и выше над лесом солнце.
Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком, задремала на тёплом весеннем солнышке лосиха.
Учится бегать маленький лосёнок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломленной лосями берёзовой ветви прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Отражая высокое небо, синими кажутся в лесу весенние лужи. А над синими лужами, над обогретой, пробудившейся землёй, в золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы.
Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.
Хорошо пахнет в весеннем лесу!
Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук.
Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
к оглавлению ↑
В овраге
Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычею старый волк.
Далеко от проезжих дорог и людных селений скрыто волчье логово.
Кончилась холодная зима. В весенние тёплые дни родились у волчицы слепые маленькие волчата.
Растут, резвятся бойкие волчата. Много обглоданных костей валяется вокруг их далёкого, скрытого логова. Извилистые тропинки протоптаны к водопою.
Поздно утром возвращается старый волк с добычей. Похрустывает под волчьими лапами слежавшийся снег. Взлетают на деревья пугливые рябчики; тревожно попискивая, провожают лесного разбойника маленькие синички.
Смело бежит волк по знакомому лесу. Хорошо знает он дорогу в своё скрытое логово, где ждут не дождутся старого волка прожорливые, жадные волчата.
к оглавлению ↑
Медвежья семья
На освещённую солнцем лесную поляну вывела медведица своих маленьких медвежат.
Испугалась медведей быстрая куница.
Остановилась, слушает осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу?
Жмутся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались из тёплой берлоги.
Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных вершинах, как пересвистываются и поют невидимые птицы, а на сухой сосновой макушке дятел выстукивает барабанную дробь.
Будут медвежата теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья.
Трудно увидеть медведей.
Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут, тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери.
к оглавлению ↑
Логово рыси
В тёмной лесной чащобе, под нависшими сучьями, затаилась разбойница- рысь.
Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнёзда, ловила зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц.
Мрачно и темно в недоступной чащобе. Длинными седыми бородами лишайников обросли сучья и стволы деревьев. Прикрытые мохом, во все стороны протянулись узловатые корни.
В зелёную крышу сплелись над логовом рыси еловые ветви.
В лесной темноте хорошо видят рысьи глаза. Тихо ступают по земле её кошачьи мягкие лапы. Хорошо слышат украшенные кисточками рысьи уши.
Будто сказочный часовой, охраняя логово рыси, на сучке уселся круглоголовый глазастый совёнок. Здесь, в лесной тени, у ствола старого дерева, прячется он от дневного яркого света.
Прижалась к земле рысь, доедает ночную добычу. Зелёными огоньками светятся её злые глаза.
Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся рыси. Старательно прячут они гнёзда, защищают и берегут своих маленьких детей.
Одна-одинёшенька, скрытно и дико, живёт в глухом лесу разбойница-рысь.
к оглавлению ↑
У старой сосны
Душистой смолою пахнет бор.
У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
В голодные годы, когда мало в лесу орехов и шишек, белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в многолюдные селения и города.
Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.
С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.
Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.
к оглавлению ↑
Ранней весной
Ранней весной родились эти маленькие зайчата.
Ещё лежал в лесу поддеревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие весенние морозы. И птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Называют поэтому ранних зайчат настовиками.
Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.
Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.
А зайчихи-матери и своих и чужих детей кормят. Прибежит к гнезду чужая зайчиха, покормит проголодавшихся зайчат и убежит дальше.
Опять останутся одни маленькие зайчата.
Хорошо спрятались они в сухой, прошлогодней траве! Здесь не найдёт их разбойница-рысь, не увидит хитрая лисица.
Увидела зайчат суетливая птичка. Уселась на ветки, вертится и поёт:
«Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!»
Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки.
Суетливая птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт:
«Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!»
Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
к оглавлению ↑
Над болотом
Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото.
Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.
Высоким камышом и сухой, прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда сторожкие журавли.
Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь.
Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями, танцуют.
«Курлы, курлы, курлы!» — по всему лесу разносятся их шумные голоса.
Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнездо корм.
Будут расти, учиться летать журавлята…
Шелестит на ветру сухая осока, качается высокий тростник.
Ниже и ниже спускается вечернее солнце.
Один за другим слетаются на ночёвку, кружат над болотом журавли.
к оглавлению ↑
Весенний вечер
За вершинами леса скрылось солнце.
Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся тёплой землёй.
Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним •показалась из земли зелёная стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.
«Витютень, на ду-у-убе сижу! Витютень, на ду-у-убе сижу!» — выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
(Илл. Никольского Г.)
Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
к оглавлению ↑
Улетают журавли
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.
Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
к оглавлению ↑
У лесного озера
Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осеннее солнце.
к оглавлению ↑
Беляк
Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает.
Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется беляку, это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок — тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
к оглавлению ↑
Ёж
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.
Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
к оглавлению ↑
Белки
В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.
В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.
Поздней осенью переменят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шустрая белка.
к оглавлению ↑
Медведи
Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-муравьед, добывал муравьиные яйца. Услыхал он медведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.
Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, нужно устраивать тёплую берлогу.
Поздней осенью заберутся медведи в свои берлоги, будут спать до весны, до весеннего тёплого солнышка.
к оглавлению ↑
Рысь
Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах краснобрового тетерева-косача.
Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно скачет под ними чуткая рысь.
Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шустрые синички, как перепорхнул, уселся на сухом дереве дятел.
Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.
И лето и зиму скитаются по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет забираться на высокие густые деревья.
к оглавлению ↑
Осенний вечер
Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.
Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое дерево.
Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.
(Илл. Никольского Г.)