Рассказ русь 4 класс музыка читать

Е. д. критская г. п. сергеева т. с. шмагина музыке ьабочая тетрапь просвещение издательство :фгос е.д. критская г.п. сергеева т.с.

Е. Д. КРИТСКАЯ Г. П. СЕРГЕЕВА Т. С. ШМАГИНА
музыке
Ьабочая тетрапь
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
:фгос
Е.Д. КРИТСКАЯ Г.П. СЕРГЕЕВА Т.С. ШМАГИНА
МУЗЫКЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
4
класс
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
4-е издание
Москва
«Просвещение»
2015
_л ‘
т
-О*; 373.167.1:78 55,4 85.31 я72 К82
0+
Дорогой друг!
Ты держишь в руках тетрадь, в которой будешь работать самостоятельно: записывать ответы на вопросы, выполнять творческие задания, рисовать, создавать эскизы костюмов, декораций, сочинять мелодии. Это поможет тебе лучше узнать народные традиции, обряды, праздники, выразительно исполнять музыкальные произведения.
Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Музыка» для 4 класса общеобразовательных организаций авторов Е. Д, Критской, Г. П. Сергеевой, Т С. Шмагиной. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся. Она содержит вопросы и творческие задания, которые помогают детям повторить и закрепить пройденный материал.
ISBN 978-5-09-034571-2
© Издательство «Просвещение», 2012, 2015 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2012, 2015 Все права защищены
РУСЬ!
Русь! Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Положа руку на сердце я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт. Русалка — сказочная обитательница рек и озёр. Роса и росяница — обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды.
Есть у слова «русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, — он и зацвёл!
Анна Ивановна, а что такое — русь?
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё,светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь — спелая. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу. Русь — светлое место. Русь — страна света. Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя.
По С. Романовскому
* Какое музыкальное сочинение могло бы завершить этот рассказ?
(/
МЕЛОДИЯ — ДУША МУЗЫКИ
___________________ П. Чайковский
Неторопливо L Р
i
ш
3
у- ^
J
ш
J tl* I
Щ
‘1^
М. Мусоргский
Не спеша, безмятежно
pfy/r J п л
^ J ^ «’ ш _J- -J—J—^ ♦-J- P-i—1
* Вспомни и спой как вокализ мелодии из сочинений трёх русских композиторов: Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского и Сергея Васильевича Рахманинова. Напиши над нотными строчками названия произведений.
Что роднит эти мелодии?____________________________
★ Проведи под каждым нотным примером цветную линию, которая соответствует характеру мелодии.
сочини МЕЛОДИЮ
Росинка дрожала На тонком листке Речонка дышала, Шурша в тростнике
В росинку гляжу я И вижу, что в ней Играет, ликуя.
Так много огней.
К. Бальмонт
★ Представь себя композитором, сочини свои мелодии на стихи русских поэтов. Определи характер звучания музыки, её жанр, форму и средства выразительности: лад, регистр, темп, динамику, штрихи и др.
А. Пушкин
А. Фет
К. Бальмонт
★Кто будет исполнять твои произведения?
кого ПОЧИТАЮТ, того и ВЕЛИЧАЮТ
Есть такое выражение — «как тебя звать-величать». Звать — значит обращаться к человеку по имени, а звать-величать — восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносят спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почётными причитаниями.
★ Вспомни и спой мелодию величания святым Кириллу и Мефодию.
Торжественно
/
т
9—г.
р
$
Be — ЛИ — ча
ем, ве — ли — ча
ем вас,
т
f f f fff f M
СВЯ — ТИ — и рав — но — a — пос — толь — ны — е Me — фо — ди — е и Ки — ри — лле.
★ Прочитай величание Сергию Радонежскому:
Ублажаем тя, преподобие отче Сергие, и, чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
★ Попробуй спеть величание Сергию Радонежскому на мелодию величания Кириллу и Мефодию.
★ Сравни его с народным песнопением:
Спокойно
тпр
Там, где сто — ит, кра — су — ясь, ны — не о — би -тель Тро — и — цы свя — той, спу-ска-ясь с низ-ких гор к до — ли — не, шу-мел ког — да — то лес гу — стой.
8
★ Вспомни былину или русскую сказку, где героя величали. Напиши её название.
^азови имена русских святых, которых особо почитают в городе, крае, области, где ты живёшь. Узнай, как этого святого величают. Запиши текст величания и попробуй прочитать его нараспев.
РОДНОЙ ОБЫЧАЙ СТАРИНЫ
I
Радостно
!5
Не
шум
шу — МИТ,
не
гром
гре
мит!
Ш
5
5
5
^5
——-Ш——Ш
ВО — скрес, Сы — не
Хри — стос
Бо — жий.
Шумят, гремят-волочебники!
Христос воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатому,
Христос воскрес. Сыне Божий.
Ко богатому — к Николаеву. (Имя хозяина.) Христос воскрес, Сыне Божий.
Хозяюшка, наш батюшка!
Христос воскрес. Сыне Божий.
Раствори окошечко, посмотри немножечко! Христос воскрес, Сыне Божий.
10
★ Разучи мелодию народной пасхальной песни по нотам. Постарайся распеть её слова на эту мелодию. При этом можешь менять ритм мелодии и ударения в словах.
★ Разыграй песню волочебников «Обход дворов».
★ Вспомни другие песни-игры, запиши их названия.
★ Какие из них разыгрываются только в праздники, а какие в будние дни?
11
КОЛОКОЛЬНЫЕ звоны
Торжественные песнопения часто исполняются с колокольными звонами. Такие звоны называются: малиновый, благовест, трезвон.
★ Как звучит колокол во вступлении к хору «Вставайте, люди русские» из кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский»? _______________________________
★ Можно ли звучание колоколов воспроизвести на фортепиано? Какой регистр (высокий или низкий) ты используешь для благовеста? _____________________ для набата?
★ Вспомни, в каких ещё произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны.___________________
13
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
★ Прочитай выразительно фрагменты из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а интонацией голоса, движениями рук, туловища «нарисуй» различные состояния моря.
★ Придумай мелодии к разным картинам моря. Что будет меняться в музыкальных интонациях: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр голоса?
14
Музыкальные картины различных состояний моря всё время повторялись, как бы двигаясь по кругу. Вспомни музыкальную форму, название которой происходит от французского слова «круг», fr _
★ Определи характер звучания, обозначь динамику, темп около каждого рисунка.
★ Разыграй с одноклассниками сцены из сказки.
★ В какой опере композитор Николай Андреевич Римский-
Корсаков нарисовал картину моря? _____________________
★ В какой опере Михаила Ивановича Глинки ты ветре тился с формой рондо?_______________________________
15
РАЗЫГРАЙ ПЕСНЮ
Задорно
ж • ■ • -5^ Л А ^
ш а i
1. А мы про — со
се
я — ли, се — я — ли.
-tr I
Ш ■ л 2
/ м г
Ой, Дид Ла — до,
се
я — ли, се — я — ли.
2. А чем же вам вытоптать, вытоптать? ^ Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать?
3. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.
16
I
5
Ой, Дид Ла — до,
вы
топ — чем,
вы — топ — чем!
2. А мы коней выпустим, выпустим.
Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим.
3. ^А’ мы коней выкупим, выкупим!
Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим!
★ Спой с ‘одноклассниками песню-диалог от лица двух групп исполнителей. Найди разные интонации, выразительные движения, чтобы передать её игровой характер.
★ Как ты думаешь, к какому жанру народных песен она относится: колыбельная, хороводная, трудовая, шуточная протяжная? (Нужное подчеркни.)
★ Вместе с родителями и близкими вспомни и спой народные песни разных жанров.
17
БЕСПЕЧНОЕ ПЛЕМЯ ВЕСЁЛЫХ БРОДЯГ…
В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.
Они — на базарах, на княжьих пирах.
На игрищах — тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках.
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен — не меч, а сурна — не копьё. Но кто же из смертных не знает.
Как песня уставшему силы даёт.
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя весёлых бродяг.
Рождённое духом свободы.
Не нужно им было ни славы, ни благ. Довольно любви всенародной.
А. Орлов
18
★ в какой опере Николая Андреевича Римского-Корсако-
Я ^RVUMT «ПпаПк’Я Пк’ПКЛПППУПП»’ Р «Р.УЯРУО п ияпя Р.яптя-
не
I имсрс ПИ1ЧиЛС1>1 ммдреевичс! ГИМи1Чи1 U-I4UpUdKU-
ва звучит «Пляска скоморохов»: в «Сказке о царе Салта-», «Садко», «Снегурочке»? (Нужное подчеркни.)
★ Напиши названия знакомых тебе народных музыкальных инструментов, на которых могли играть скоморохи.
★ Напиши имена музыкантов, которые тебе запомнились из народных преданий, легенд, мифов.____________________
19
СТАРЫЙ ЗАМОК
★ Спой по нотам тему «Прогулки». Это тема самого композитора, который прогуливается по выставке от картины к картине.
Скоро, в русском стиле, без торопливости
I
i
т
f
★ Вспомни и напиши названия «картинок», оживших в музыкальных образах композитора Модеста Петровича Мусоргского.
20
★ Вспомни, в какой части пьесы «Старый замок» звучит эта мелодия.
Разучи и спой её со словами.
Не скоро, очень певуче и печально
р Чт— — М — м F=Hf h
4^ J 2 i Уз: J 1 1 Уз: 1 Ш Т ^
Пес — ня груст — на — я, пес — ня веч — на — я в ста — ром зам — ке зву —
i
j)l JS. ji;’
ЧИТ ne — чаль — но, грусть на — ве — ва — ет на — пев ме — не — стре — ля.
★ Нарисуй иллюстрацию к пьесе «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки».
21
ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ
★ Вспомни фортепианные пьесы танцевального характера польского композитора’Фридерика Шопена. Образы танцев, к которым обращался композитор, запечатлены на рисунках. Рассмотри их и определи жанр танцев.
Какие из этих танцев польские «по происхождению»?
Какой из них часто называют «Польский»?
Обрати внимание на то, что все эти танцы написаны в трёхдольном размере. Определи отличительные особенности каждого из них.
★ Подбери цветовой фон к характеру каждого танца.
22
*В каком произведении русского композитора звучат польские танцы?____________________________________
23
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
УДАРНЫЕ
КОНТРАБАСЫ
ФОРТЕПИАНО
АРФЫ
★ Напиши названия инструментов, которые входят в состав групп симфонического оркестра. Обозначь каждую группу оркестра своим цветом.
24
Струнные:
Деревянные духовые:
Медные духовые:
Ударные:
*На рисунке инструменты из разных групп симфонического оркестра. Обведи их карандашами разного цвета, чтобы было понятно, к какой группе оркестра они относятся,
★ Выпиши названия этих инструментов._________________
25
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Ты уже знаешь, что в опере «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова и в балете «Петрушка» Игоря Фёдоровича Стравинского есть сцены масленичного гулянья.
Современники И. Стравинского писали о музыке балета: «…точно вы сами в снежно-солнечный, сверкаю1ций масленичный день… втесались в праздничную, весёлую, хохочущую толпу и слились с ней в неразрывное ликующее целое».
26
★ Представь себя художником-декоратором, костюмером. Подбери такие краски для рисунков, чтобы они передавали характер народного праздника.
★ Какие песни, игры, забавы сопровождают празднование Масленицы?____________________________________
★ Придумай сценарий масленичного гулянья и разыграй с одноклассниками, учителями и родителями проводы Масленицы.
27
МИР РИМСКОГО-КОРСАКОВА
□—
★ Глядя на рисунки, вспомни музыкальные темы произведений Н. А. Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Шехеразада».
★ Если ты верно напишешь имена персонажей этих музыкальных произведений, то буквы в клеточках подскажут тебе название корабля, на котором композитор совершил кругосветное путешествие.
29
РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ
С движением
-Й4т
-Щ- 9— т i —1- ‘ ■ 1 к.
-Л’ -UJ —ф -л :—9
* Подбери название для каждого нового проведения темы (вариации): «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» — и впиши в рисунок.
30
★ Каким знакомым тебе словом можно назвать центральную часть симфонической картины?___________________
★ Передай в цвете наступление рассвета, свет восхо дящего солнца.
ра передают торжественный, величественный характер музыки?
* Какую мысль передаёт композитор, рисуя картину рассвета? Вырази эту мысль словами ——————
31
МОЁ ЛЮБИМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
★ Составь небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своём любимом музыкальном произведении. Послушай это произведение дома со своими родными, в классе с друзьями. Прочитай им свои музыкальные размышления.
я и МУЗЫКА
★ Попробуй нарисовать музыку так, как ты её чувствуешь, понимаешь. Не забудь нарисовать и себя.
Хочешь быть на одной из подобных ^фотографий.
Хочешь такого будущего для своих детей, внуков и следующих поколений.
Тогда перестань просто смотреть на подобные фото, а начни действовать. Начни с маленьких простых шагов, которые доступны каждому.
А первый из них — это встреча с финансвовым консультантом с которым вы сможете подобрать правильное именно для вас решение.
РОСГОССТРАХ
Спокойствие и уверенность в завтрашнем дне Все правильна сделал
Шебуняева Елена
Финансовый консультант
Моб. +7 906 300 06 32
г. Энгельс ул. Площадь свободы 156 Бизнес-центр «Покровский» 2эт.оф204 Работаем с 10 до 17 ч,, Пн-Пт Моб. *7 917 206 79 43
E-mail: [email protected]

.
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат»
ОАО «Издательство «Высшая школа». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. Тел.: +7(4812) 31-11-96. Факс: +7(4812) 31-31-70. E-mail: [email protected] http://www.smolpk.ru
iv—‘-
E. Д..Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс
• Учебник
• Рабочая тетрадь
• Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы
• Хрестоматия музыкального материала
• Фонохрестоматия музыкального материала (mp3)
• Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы Сайт «Начальная школа»

Никитин «Русь» читать текст стихотворения Текст стихотворения Никитина «Русь» изучается на уроках в 7 классе. Это произведение интересно тем, что его автор – Иван Саввич Никитин, содержатель постоялого двора – до этого не имел отношения к литературе. Но именно «Русь» сделала поэта по-настоящему знаменитым.

Читать стих «Русь» Никитина Ивана Саввича очень легко: он напоминает народную песню. Короткие нерифмованные строчки так и хочется произносить нараспев. Настроение стихотворения – это гордость за родину, любование ее раздольем, ее пейзажами, восхищение доблестью ее защитников, русских людей, которые видятся былинными богатырями. Поэт часто использует возвышенную лексику, стараясь придать своему произведению торжественное звучание, и ему это удается. Множество обращений и риторических вопросов придают эмоциональность стихотворению. Заметно и подражание былинам на уровне лексики (“мать сыра-земля”, например). Это великолепный образец трогательной и выразительной патриотической лирики.

Учить стихотворение И. С. Никитина «Русь» полностью можно онлайн на нашем сайте.

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей

Зеленеется.

  • И на гранях их,
    Выше тёмных туч,
    Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг —
    Нивы зрелые.
    Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу —
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лёд
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя
    Русь державная.
    Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
  • Меча недругу?
  • У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в чёрный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
  • Туча тёмная?
  • Под грозой её
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым
    От горевших сёл
    Высоко вставал
  • Чёрным облаком!
  • Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань —
    Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей,
    Стариков и жён,
    Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера

О них плакали!..

  1. И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьём кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям
    Из далёких стран
    На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идёт
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
  12. Сложить голову!

Источник: https://obrazovaka.ru/biblioteka/nikitin/rus-stih

Иван Никитин — Русь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей

Зеленеется.

  • И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря Реки катятся, И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь Море синее, И горами лед
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя Русь державная, Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола,
  • Меча — недругу?
  • У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих, Под курганами, Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя
  • Туча темная?
  • Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал
  • Черным облаком!
  • Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера

О них плакали!..

  1. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах Света белого Про тебя идет
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде
  12. Сложить голову.

Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.

Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.

Читать стих поэта Иван Никитин — Русь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/ivan-nikitin-rus/

«Русь» И. Никитин

  • «Русь» Иван Никитин
  • Под большим шатром
    Голубых небес —
    Вижу — даль степей
  • Зеленеется.
  • И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг —
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу —
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей — стола,
  • Меча — недругу?
  • У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
  • Туча темная?
  • Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
  • Черным облаком!
  • Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань —
    Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера

О них плакали!..

  1. И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
  12. Сложить голову.

Среди поэтов середины XIX века, воспевавших красоту родной земли, выделяется Иван Саввич Никитин (1825 – 1861). Он родился и вырос в Воронеже, небольшом провинциальном городке, поэтому лучше, чем многие другие литераторы, знал жизнь простых русских людей и своими глазами наблюдал красоты родной природы.

Стихотворение «Русь», написанное Иваном Саввичем в 1851 году, наполнено восхищением, гордостью и любовью к жителям и просторам родины. По характеру оно напоминает былину или русскую народную песнь.

С народными напевами произведение «Русь» роднит стихотворная композиция. В таких песнях часто нет выраженной рифмы, единство строчек в них поддерживается с помощью размера и ритма.

В этом стихотворении также нет рифмы, но прослеживается чёткий ритм. Всего в нём 29 строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В каждой строке 5 слогов, размер можно определить как ямб.

Последняя строка чаще всего состоит из одного слова, причём ударение в нём падает на третий слог.

В первых строфах поэт изображает красоты Руси. Словно добрый хозяин, который внимательным взглядом окидывает свои владения, Иван Саввич устремляет мысли к самым дальним уголкам Родины, чтобы донести до читателей всё очарование и мощь родимого края. Он упоминает и бескрайние степи, и луга, и густые леса. Взор поэта достигает даже Севера с его снежными пустынями.

Пейзажи переданы с помощью различных художественных приёмов. Для описания неба автор использует метафору «большой шатёр», «пожар небес» – яркий образ для утренней зари, «кровавый пир» – для сражения. Поэт не стесняется сравнивать явления:
Нивы зрелые.
Что камыш густой…
Снег, что белый пух,

Быстро кружится…

Кроме богатства природы поэт высоко ценит и необыкновенные качества народа Руси. Применяя метонимию, то есть, используя слово «Русь» в значении «русский народ», Иван Саввич прославляет те достоинства, которые делают отчизну уникальной в его глазах.

Важным для поэта представляется стойкость и смелость населения русских земель. Он упоминает татарское завоевание, конфликты с Литвой, из которых Россия неизменно выходила победительницей. Много внимания уделяет Иван Саввич Отечественной войне 1812 года, которая упоминается в стихотворении:
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя

Туча тёмная?

Высоко ценит поэт общую религию, верность царю, щедрость и широту русской души, эти качества кажутся автору настолько ценными, что он готов встать на защиту Родины, даже если это будет стоить ему жизни. Это стихотворение можно считать патриотическим гимном, вдохновляющим на подвиги во имя родины.

Источник: https://pishi-stihi.ru/rus-nikitin.html

Указатель произведений

Афанасьев Александр Николаевич (Сказки А. Н. Афанасьева)

Ахматова Анна Андреевна (Воронеж)

Бабель Исаак Эммануилович («Аргамак», Из писем И. Э. Бабеля)

Бакланов Григорий Яковлевич (Автобиография, Надя)

Барышникова Анна Куприяновна (ЖИЗНЬ БАБУШКИ КУПРИЯНИХИ (А. К. Барышникова о себе), Сказки А. К. Барышниковой)

Бунин Иван Алексеевич (Автобиографическая заметка, Думая о Пушкине, НАТАЛИ, Очерк «Толстой», Памяти сильного человека, Эртель)

Васильев Борис Львович («Век необычайный»)

Веневитинов Дмитрий Владимирович (Стихи Д. В. Веневитинова)

  • Гиляровский Владимир Алексеевич (Мои скитания (отрывок))
  • Гончаров Юрий Даниилович («Неужели это Россия и есть?», Возле Пушкина)
  • Гордейчев Владимир Григорьевич (Лицом к рассвету, Месяц май, Памятник Петру, Родная речь, Такие новости, У памятника Кольцову, Улица Мира)
  • Дёгтев Вячеслав Иванович (Азбука выживаниЯ (Памятка), Джяляб)
  • Евсеенко Иван Иванович (Петька, Старая фотография)

Жигулин Анатолий Владимирович («Бурундук», «Воронеж!.. Родина. Любовь.», «Калина» (отрывок), «Колымская песня», «Кострожоги» (отрывок), «Отец», «Поэт»)

Жуковский Василий Андреевич (Дневник В. А. Жуковского)

Задонский Николай Алексеевич (Молодой Платонов)

Ионкин Анатолий Александрович (1985. Ноябрь, Детский парк!, Доброта, Мелёхин, Прасолов, Рубцов…, Мой стол открыт, Памяти А. Прасолова, Петропавловка)

Кольцов Алексей Васильевич (Стихи А. В. Кольцова)

Кораблинов Владимир Александрович («Азорские острова», Маяковский в Воронеже)

Королькова Анна Николаевна (А. Н. Королькова — о себе)

Костомаров Николай Иванович (Автобиография)

Кубанёв Василий Михайлович («Изумруды всех семян и зерен», Время, Идут в наступление строки, К ногтю!, Маяковский, Я заболел)

Лермонтов Михаил Юрьевич (Стихотворения М. Ю. Лермонтова)

Марин Сергей Никифорович (Письмо к Нечаеву, Письмо Сергея Марина о выступлении наших войск из Москвы и о вступлении в неё французов, Стихотворения)

Маршак Самуил Яковлевич (Автобиография, Маршак С. Я. Из сонетов Шекспира, Стихотворения)

Недетовский Григорий Иванович («Широкая душа»)

Никитин Иван Саввич (Письмо И. С. Никитина А. С. Суворину, Стихи И. С. Никитина)

Прасолов Алексей Тимофеевич («…Есть на Дону Большие Дивы…» (Из поэмы ««Владыка»), «А. Т. Т» [А. Твардовскому], «Аэропорт перенесли», «В. Пескову», «Вечный огонь», «Жизнь, ты счастьем обильна! …», «На проспекте вмерзают…», «На тихом Дону», «По щербинам врубленных ступеней…», «Пушкин», «Так – отведёшь туман рукою…», Пушкин)

Рылеев Кондратий Федорович (Пётр Великий в Острогожске)

Семаго Леонид Леонидович (Сова в городе, Чёрная щука)

Серебрянский Андрей Порфирьевич (Письмо А. П. Серебрянского к брату, Стихотворения)

Сидоров Валентин Митрофанович («…И в слове самом «Семилуки»…», «Берёзы стреляют в лесу…», «И опять нахлынуло, вернулось…», «К родному возвращаюсь очагу…», «При встречах вновь с особой силой…

», «Струится вечер тусклым светом…», «Я стою на слиянии рек…», «Я углубляюсь в глушь лесную…», Духовые оркестры, Надежде Михайловне Костомаровой, Отчий дом, Предисловие к книге «Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1.

Стихотворения; баллады и поэмы; медитации», Семилукская роща)

Суворин Алексей Сергеевич (В ожидании века XX: Маленькие письма 1889–1903 гг.)

Эйхенбаум Борис Михайлович (По мостам и проспектам (из автобиографии))

Источник: http://lk.vrnlib.ru/?p=products&pr=9

Урок 53. и.с. никитин «русь» — Литературное чтение — 4 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 4 класс

Урок 10. И.С. Никитин. «Русь».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений И.С. Никитина «Русь».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

  • Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
  • Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
  • Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
  • Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
  • Риторический вопроспредставляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
  • Ключевые слова
  • Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,

в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

3. Электронное аудиоприложение к учебнику. Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. 4 класс». М.: Просвещение , 2014 г (АП)

4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

  1. На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.
  2. Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.
  3. Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.

П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?

Ж: Очень понравилась картина «Православная Русь» Она такая живая!!! Я слышала, как бегают дети, как гогочут гуси, как козочки блеют: «Мееее» Папа, а еще на картине был воздушный змей! Самый настоящий воздушный змей! Вот бы мне так побегать и поиграть.

П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.

Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.

П: Нет, он наш современник.

Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?

П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.

Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?

П: Конечно есть!

Иван Саввич Никитин начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, — этими словами поэт подчеркивает необъятность своей родины. Говорит он и о богатой плодородной земле, и о богатстве Руси в целом.

  • П: Иван Саввич использует метафоры: небо называет «шатром», горы- «цепями», небеса горят «пожар».
  • Ж: А я вижу сравнения! Горы Никитин сравнивает с «великанами», нивы с «камышом», мураву с «ковром», а снег, как «белый пух»
  • П: Молодец, а ты сможешь найти олицетворения?

Ж: Конечно, нивы «движутся», лед «ходит», пожар «освещает», а море «поднимает грудь». Словно они живые.

  1. П: В этом отрывке поэт использует эпитеты: «море синее», «мгла непроглядная», «Русь державная».
  2. П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
  3. Ж: Русь необъятная.
  4. П: Давай продолжим читать стихотворение.
  5. Ж: А кто должен ответить на эти вопросы?

П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Аннимация. Женечка пожимает плечами…

П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

Ж: Здесь тоже есть эпитеты: «поля чистого», «воля смелая» и «Старины святой». А еще есть олицетворение – воля «разгул нашла».

  • П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
  • Ж: Риторические вопросы
  • П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
  • Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?

П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война.

Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной.

Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь непобедимая

Ж: В этой части много олицетворения: «леса падали», «дым вставал», «Русь поднялась, собрала, приняла», «вьюги хоронили», а «бури плакали».

П: А я заметил эпитеты: «туча темная». «мать сыра-земля», «зловещий дым», «черным облаком», «глухие степи».

Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.

П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.

П: В этом отрывке поэт использует метафору: «назвать матерью». Картина дополняется эпитетами «седым морям», «света белого», «слава громкая», «Русь могучая».

  1. Ж: Корабли ведут себя как живые «на поклон идут», а православный люд поэт сравнивает с муравьями.
  2. П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
  3. Ж: Объяснение в любви Родине.
  4. Ж: Это стихотворение такое мелодичное.

П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.

  • Стихотворение «Русь» положено на музыку, оно стало поистине народной песней.
  • Разбор типового тренировочного задания
  • Вставь в текст стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина пропущенные слова
  • Под большим __________
  • Голубых небес —
  • Вижу — даль __________
  • Зеленеется.
  • И на гранях их,
  • Выше темных туч,
  • _______ гор стоят
  • Великанами.
  • По _______ в моря
  • Реки катятся,
  • И лежат ________
  • Во все стороны.
  • Слова для вставки: шатром, степей, цепи, степям, пути.
  • Ответ:
  • Под большим шатром
  • Голубых небес —
  • Вижу — даль степей
  • Зеленеется.
  • И на гранях их,
  • Выше темных туч,
  • Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря
  • Реки катятся,
  • И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Разбор типового контрольного задания
  • Тест «Внимательный читатель» Выбирай правильный ответ.
  • Вариант 1
  • Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

  1. С кем сравнивает поэт горы?
  2. А) с айсбергом
  3. Б) с великанами
  4. В) с пирамидами
  5. Какой является Русь по религии?
  6. А) православие
  7. Б) иудейской
  8. В) мусульманской
  9. Полчища какого народа положила под курганами Русь?
  10. А) монголов
  11. Б) татар
  12. В) немцев
  13. Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?
  14. А) латвия
  15. Б) литва
  16. В) франция
  17. Вариант 2
  18. Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

  • Кто хоронил врагов на Руси?
  • А) метели
  • Б) вьюги
  • В) бури
  • Именно они идут на поклон из далеких стран
  • А) купцы
  • Б) корабли
  • В) караваны верблюдов с поклажей
  • И лежат в земле груды …
  • А) мечей и шлемов
  • Б) золота
  • В) тел врагов
  • Что следует сделать за Родину?
  • А) принять смертный бой
  • Б) встать за Родину горой
  • В) сложить голову
  • Ответ:
  • Вариант 1
  • Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

  1. С кем сравнивает поэт горы?
  2. А) с айсбергом
  3. Б) с великанами
  4. В) с пирамидами
  5. Какой является Русь по религии?
  6. А) православной
  7. Б) иудейской
  8. В) мусульманской
  9. Полчища какого народа положила под курганами Русь?
  10. А) монголов
  11. Б) татар
  12. В) немцев
  13. Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?
  14. А) латвия
  15. Б) литва
  16. В) франция
  17. Вариант 2
  18. Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

  • Кто хоронил врагов на Руси?
  • А) метели
  • Б) вьюги
  • В) бури
  • Именно они идут на поклон из далеких стран
  • А) купцы
  • Б) корабли
  • В) караваны верблюдов с поклажей
  • И лежат в земле груды …
  • А) мечей и шлемов
  • Б) золота
  • В) тел врагов
  • Что следует сделать за Родину?
  • А) принять смертный бой
  • Б) встать за Родину горой
  • В) сложить голову

Источник: https://vcs.resh.edu.ru/subject/lesson/4526/conspect/

  • Рассказ рыцаря кентерберийские рассказы краткое содержание
  • Рассказ рэя брэдбери все лето в один день
  • Рассказ русский характер алексей толстой читать
  • Рассказ руся бунин краткое содержание
  • Рассказ рыцарь вася ответить на вопросы