Рассказ рукавички астафьева читать

виктор петрович астафьев зорькина песня бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. огород

Рассказ рукавички астафьева читать  ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

ЗОРЬКИНА ПЕСНЯ

 
     Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда. 
     Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг. 
     А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках. 
     Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки. 
     Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь. 
     Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей. 
     Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам. 
     Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его путь обозначился до блеска промытым камешником. 
     В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки. 
     Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли. 
     Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие. 
     Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая. 
     Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги. 
     Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя. 
     Тихо умирали над рекой туманы. 
     А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле. 
     Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.
     Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…». 
     — Что это, баба? 
     — Это Зорькина песня. 
     — Как? 
     — Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает. 
     И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню. 
     — Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я. 
     — Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки. 
     В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу. 
     А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала… 
     Да и по сей день неумолчно звучит.

_______________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гальбштадская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края

Исследовательская работа

Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева

                                               Выполнил: Фишер Кирилл, ученик 9 класса

                                               Руководитель проекта: ЛЫМАРЕВА Н.В.                                                                               учитель литературы, ОПК и ОДНКНР

с. ГАЛЬБШТАДТ, 2021

Оглавление

Глава 1 Введение………………………………………………………………..………….1

1.1Актуальность данной темы…………………………………………………………………………………………………………3  

1.2 Цели задачи………………………………………………………………………………………………………3

1.3 Обзор используемой литературы…………………………………………………………………………………………….. 4

1.4 Практическая значимость работы…………………………………………………………………………………………………… 4

Глава 2  Основная часть

2.1 Биография В. П. Астафьева……………………………………………………………………………………………….6

2.2 Сборник рассказов — миниатюр  «Затеси»…………………………………………………………………………………………………7

2.3 Анализ миниатюры «Хвостик»……………………………………………………………………………………………..7

2.4 Анализ рассказа-миниатюры «Записка»……………………………………………………………………………………………..9

Глава 3 Заключение

3.1 Выводы……………………………………………………………………11

3.2 Самооценка проделанной работы………………………………………………………………………………………………….11

3.3 Перспективы работы по данной теме………………………………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………………………………………………….12

Глава 1

Исследовательский проект посвящен  тому,  как писатель  В.П. Астафьев раскрывает тему нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка», помогает каждому из нас постичь смысл жизни, стать добрее к окружающему миру, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.

Тема моей исследовательской работы: «Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева»

Актуальность темы (обоснование)

Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?

Конечно, актуальны! Человек  живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее, дарить окружающему миру искорки своей души. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!

Как разбудить в людях  совесть? «тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал»  Произведения В.П. Астафьева не дают нам равнодушно наблюдать, как люди вокруг совершают аморальные поступки, заставляют нас активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше.  Они  помогают осмыслить свое назначение на Земле.

Цель исследования:

вызвать интерес к творчеству В. П. Астафьева.

выяснить, какие проблемы поднимает В.П. Астафьев в своих книгах. Актуальны ли они в наше время?

воспитывать ответственное отношение к людям, к окружающей природе  

способствовать осмыслению своего назначения.

Задачи:

изучить литературу по теме исследования;

познакомиться с биографией писателя;

—  проанализировать миниатюры «Хвостик» и «Записка»;

поразмышлять над нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в данных миниатюрах, сделать выводы.

Для решения этих задач мне больше всего подойдут методы:

поиск информации из различных источников, работа с текстом (анализ текста миниатюр).

Гипотеза

состоит в том, что истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться «на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги» закладывались с детства, что интерес писателя к проблемам нравственности, памяти (памяти о доме, родителях, предках,  о своей малой Родине) связан с личными этапами жизни писателя.

Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева

Предмет исследования: вклад произведений В.П. Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.

Анализ источников литературы по теме

В процессе исследовательской работы я обращался к различным источникам: исторической информации, работал с биографическим материалом, произведениями писателя, интернет — материалами.

Практическая значимость: Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, классных часах, на занятиях кружков и факультативов.

Основные термины и понятия

Ключевые понятия для нашего исследования – это экология и нравственность.

ЭКОЛОìГИЯ и; ж. [от греч. oikos — дом, жилище и logos — учение]

1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Растений, животных, человека.

2. Экологическая система. Экология леса.

3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии. Нарушенная экология. Удручающее состояние экологии. Экология северо-запада России

НРАВСТВЕННОСТЬ

1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности

2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.

За́тесь

То же, что затёс; стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.

Глава 2

Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.

Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.

А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В.П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе  Астафьеве я  не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.

Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».

В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком. 

Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.

В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.

И вот теперь я прочитал миниатюры астафьевских «Затесей».

Что такое «затесь» я помнил еще по рассказу «Васюткино озеро». По Астафьеву, затесь – это не только зарубка, сделанная  на дереве, чтобы не заблудиться в тайге. Это, прежде всего, зарубка в сердце, в памяти…

Мне понравились все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком, что пробуждает в нем чувство сострадания к близким, к окружающему миру.

Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.

Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу, запаниковать, стать парализованным страхом перед будущим. Пойти по другому пути и осмеять добродетели — память, терпение, сострадание, любовь».

Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!

Удивительное счастье — жить на этой Земле, просыпаться утром, видеть небо, солнце, маму. Мир вокруг прекрасен, людям подарена красота.

Овсянский остров — это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Остров напоминал «голову» — «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…»

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.

Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел ). И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой жизни, но действительность становится преградой гармонии.

Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни).

А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ», — говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли.  «…еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь…».

Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят, и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать..»

«Оглохла земля, коростой покрылась»,- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.

Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».

Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови. А люди? Они гадят.

Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука. (Украдкой… но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное).

И вдруг… снова  “… Хохочет мальчик”

Зачем? Ведь уже не до смеха. Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость. Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное — бросит своих старых «ненужных» родителей.

Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека — вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.

Миниатюра «Записка» — это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок …. собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!

Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего, никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.

А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?

Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.

Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать». «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

Глава 3

Выводы

Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.

Этот цикл рассказов-миниатюр объединен одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого».

Название книги «Затеси» — метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.

Совесть, честность, ответственность, справедливость, желание и умение трудиться, приносить добро — вот такие зарубки оставляет нам Астафьев своими произведениями.

Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых, задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.

Самооценка работы

Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы. Предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.

Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.

Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.

Перспективы работы по данной теме.

Работа рассматривает лишь две проблемы — экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.

Список литературы

  • Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  • Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. — Красноярск: Кн. издательство,1992.-336с.
  • Виктор Астафьев  «Посох памяти», издательство «Современник», Москва, 1980 год, стр.21-26
  • Интернет-ресурсы
  • astafiev.ru/files/943888267040412-61.doc
  • Викисловарь ru.wiktionary.org 

Доклад

Представление своей работы я хотел бы начать с вопросов, которые В. П. Астафьев задавал себе, размышляя о своей судьбе.

 Слайд 1

  • За что судьба даровала мне счастье жизни?
  • Достоин ли я его, этого счастья?
  • Все ли я сделал для счастья других?
  • Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки?
  • Всегда ли был честен перед собою?
  • Не рвал ли хлеб изо рта близких?
  • Не оттирал ли с дороги локтями слабых?

Что можно сказать о человеке, задающего себе такие вопросы? И как не заинтересоваться его биографией и творчеством?

Моя работа называется «Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» В. П. Астафьева»

Слайд 2

Актуальность темы (обоснование)

Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?

Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!

Я ставлю перед собой следующие цели и задачи, которые решаю в ходе работы

Слайд 3

Гипотеза, которую я доказываю

Слайд 4

(показываю лист с гипотезой и читаю)

Слайд 5

Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева

Предмет исследования: вклад произведений В.П.Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.

(показываю  лист и читаю)

Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.

Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.

А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В. П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе Астафьеве я не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя.

Слайд 6 (показываю портрет Астафьева)
 Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.

Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».

В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.

Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.

В 1996 г. Астафьев получил Государственную премию России, в 1997г.- Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

В 2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.

Слайд 7 (книги Затеси, Записка)

Мне понравилось все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком

Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе  воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.

Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу..»

Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!

Овсянский остров — это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. (Остров напоминал «голову» — «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…»

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)

Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел. И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой  жизни, но действительность становится преградой гармонии.

Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)

А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ,»- говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли. «…еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь…» Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят,  и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать..».

«Оглохла земля, коростой покрылась,»- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.

Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».

Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови.

Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука.

И вдруг… снова  “… Хохочет мальчик”

Зачем? Ведь уже не до смеха. .Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное-бросит своих старых «ненужных» родителей.

Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека — вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.

Слайд 8

Миниатюра «Записка» — это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок … собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”.  Она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!

Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.

А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?

Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.

Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним:

«Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не можетЕсли бы мне дано было повторить жизнь  я бы выбрал ту же самую

И лишь одно я просил бы у судьбы  оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».

Автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

По работе я делаю следующие выводы:

Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.

Этот цикл рассказов-миниатюр «заставляет читателя слышать боль каждого».

Название книги «Затеси» — метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.

Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.

Самооценка работы

Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы Предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.

Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.

Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.

Перспективы работы по данной теме.

Работа рассматривает лишь две проблемы — экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.

Спасибо за внимание.

7.Анализ миниатюры « Рукою согретый хлеб». 

В. П. Астафьев создал миниатюры в форме воспоминаний. Тема войны
– одна из основных в творчестве писателя. Представлена она более, чем в 40
рассказах, в том числе и в его книге « Затеси».

В каждой миниатюре можно увидеть притчевую основу,
документальность очерка и воспоминания. При чтении можно остановиться,
задуматься, оглянуться на собственную жизнь. Слайд 3

8.Чтение текста с остановками.

При этом составляется план текста, выделяются ключевые слова,
задаются вопросы для обсуждения учащимся.

Чтение 1 абзаца. Слайд 4

— Какая возникла проблема?

-Попробуйте предположить, что произойдет дальше?

(Учащиеся выдвигают свои версии, рисуют древо предсказаний)

Чтение 1 части текста.

-Ваши предположения подтвердились?

-Какие качества проявили бойцы, чтобы разделить замерзший хлеб?

-Какие слова указывают на то, что солдаты испытывали на войне
перебои с едой?

-Как вы думаете, с какой целью автор включает описание зимнего
утра?

Чтение 2 части текста.

— О чем узнали из этого отрывка?

Чтение 3 части текста.

-Поставьте себя на место главного героя. Что бы вы испытывали к
человеку, отдавшему вам свой хлеб в трудное, голодное фронтовое время?

Проследим, а какие чувства испытывает герой миниатюры Астафьева?

Чтение 4 части текста. Слайд 5

-Почему место и лицо человека, отделившего хлеб от своего
фронтового пайка, герою запомнить не удалось?

( это было не главное, запомнился поступок, милосердите
человека, совершившего доброе дело не на показ) слайд 6

Зачитываются варианты плана.

9.Словарная работа.

Объясняется значение слов: мякиш, тротил, блиндаж, олуженное
горло;

глотал, делая спазмы.

10.Учащимся предлагаются для обсуждения вопросы по тексту. 1.
Объясните, почему бойцы со злой жадностью хрустели раздробленными кусками
хлеба?

2. Какая болезнь мучила героя рассказа во время войны?

3.Поразмышляйте, почему мякиш уже мало походил на хлеб?

4.В чем причина того, что раздробленный хлеб пах тротилом,
землей, мочою и еще чем-то?

5.В каком году происходит действие?

6.Как вы понимаете выражение: «Я ел и по лицу моему катились
слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем
непонятного».

Разделите страницу на 2 части, озаглавьте: « главный герой», «
кто-то» и выпишите глаголы действия под каждым героем.

-Как они характеризуют каждого героя? 

-Главный герой чувствует себя неважно, но он на передовой. Что
им движет?

-Что можно сказать о человеке, отдавшем свой хлеб? Почему он так
поступил?

-Подберите синонимы к слову « всовывает», почему именно этот
глагол употребляет автор?

-В чем мы можем брать пример с героев миниатюры?

Составление синквейна о неизвестном бойце.

-О чем текст?

— Назовите тему произведения. ( Тема войны,
человеческих взаимоотношений)

Какую проблему поднимает автор? ( доброты, милосердия,
гуманизма)

-Какова идея текста?

-Для чего автор написал эту миниатюру?( Чтобы показать, что в
тяжелое время войны люди не зачерствели душой, сохранили способность помочь
ближнему.)

— Что помог увидеть нам В. П. Астафьев?

Мы проанализировали миниатюру, но название ее не было озвучено.

Обратимся к ключевым словам и озаглавим произведение.
почему Астафьев именно так назвал миниатюру « Рукою согретый хлеб»?

Прошло много лет, но автор не мог забыть этот случай из
фронтовой жизни. Он не понаслышке знает, что такое война, взаимовыручка,
фронтовое братство, так как сам воевал, был тяжело ранен, знает он и цену
хлеба не только фронтового, но и послевоенного, так как одной из причин
смерти его первой дочери было недостаточное питание.

Хлеб-посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь,
переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой
большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны.
Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый
по-своему воспринимает и ценит его. Но есть без исключения одно общее: хлеб —
это жизнь.

Какой бывает хлеб? Подберите прилагательные.

Хлеб бывает и трудный, и блокадный, и фронтовой. И скольким
людям мог спасти жизнь маленький кусочек хлеба.

В блокадный Ленинград хлеб доставляли через Ладогу по дороге
жизни умирающему, но не сдающемуся городу. Формы для выпечки смазывали
солярным маслом.

Просмотр презентации «Хлеб войны». ( О блокадном Ленинграде)

Прослушивание песни «Хлеб – всему голова».

Чтение стихотворения.

В дыму Ленинградского неба,

На горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Так и повелось на всей земле:

Из года в год, из рода в род — веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Ты вырастешь и через много лет опять

Сюда вернешься на рассвете и скажешь:

«Ничего дороже нет, чем теплый хлеб

На этом белом свете!»

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену
хлеба. Молодое поколение относится к хлебу неуважительно, как к чему-то
привычному. Именно об этом стихотворение Нины Самковой « О хлебе».

-Что понял мальчишка?

-За что он просил прощение?

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну
крошку хлеба, еще большим — растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются крошки за столом, а из-за
почтительного отношения к бесценному продукту.

10.Итог урока.

1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли?

2. Какие моменты урока были наиболее важны ( интереснее) для
вас?

3. Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении
какого возникали трудности?

4. Подумайте, понадобятся ли вам полученные сегодня знания и как
вы их можете применить?

Доброе утро!

Пара из России, которая дала свидетельские показания по делу о крушении «Боинга», получила статус беженцев в Нидерландах. Они случайно услышали разговор о сбитом самолете родственника одного из высокопоставленных боевиков и в 2018 году сообщили свои сведения полиции. Они трижды подавались на статус беженцев в стране, исчерпали все попытки, но теперь им наконец дадут заветный статус.

  • В Чечне за последние сутки пропали более 17 родственников четырех оппозиционных блогеров. Над ними издеваются, требуя видео с извинениями.
  • Минюст признал «иноагентами» ЛГБТ-организации «Выход» и «Реверс».
  • Google оштрафовали на 7,2 млрд рублей, Facebook – на 1,9 млрд.
  • Основателя Свято-Троицкой обители милосердия приговорили к 21 году по обвинению в педофилии.
  • Жителя Чукотки оштрафовали на 100 тысяч рублей за сообщение в WhatsApp со словом «х**ло».
  • Байден подписал закон о запрете импорта товаров из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Царь говорит

Позавчера прошла большая пресс-конференция Путина, и главное, что всех волнует по ее итогам, – это будет ли эскалироваться конфликт на востоке Украины. Путин не ответил прямо на вопрос, готов ли он дать гарантии ненападения на Украину, наоборот, из его слов следовало, что никаких гарантий Россия никому давать не будет. Вместо этого Путин традиционно раскритиковал украинские власти и лояльность граждан к ней. Как трактовать его ответы, рассуждают украинский политолог Николай Давыдюк и российский политолог, редактор «Новой газеты» Кирилл Мартынов. А здесь об этом полемизируют политолог из Украины и глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко и российский политик Леонид Гозман.

По закону гор

В Чечне за последние сутки пропали более 17 родственников четырех оппозиционных блогеров, которые проживают за границей и критикуют режим главы республики Рамзана Кадырова. Некоторых из них пытают, избивают и насилуют, требуя записать видео с извинениями или как-то иначе отказаться от своей критики. Но может быть, что похищенных людей даже больше – подробности вот в этом расследовании.

А пока суть да дело, 22-летнюю дочь Кадырова Айшат наградили медалью «За защиту прав человека» «за большой вклад в защиту конституционных прав и интересов граждан».

Пятничные иноагенты и не только

  • Минюст признал «иноагентами» организации «Выход» из Петербурга и «Реверс» из Краснодара, которые помогают представителям ЛГБТ.
  • Координатор движения «Голос» в Псковской области Владимир Жилинский эмигрировал в Грузию вместе с семьей. Он рассказал, что его второй месяц пытаются оштрафовать на 100 тысяч, но не могут из-за безграмотно составленного протокола. Так что он не стал дожидаться, когда они смогут, перевел свою IT-компанию в Грузию и переехал сам.
  • Google оштрафовали на 7,2 млрд рублей за повторное неудаление «запрещенной информации». Это оборотный штраф, то есть он привязан к сумме выручки компании за год. Вслед за этим такой же оборотный штраф, но в размере 1,9 млрд рублей получил Facebook (нынче Meta Platforms). Это все еще итоги январских митингов в поддержку Навального, если что.
  • Исследование о том, как власти обманывают пенсионеров и снимают с них пенсионные надбавки по надуманному поводу.
  • Власти Москвы переносят Кожуховский приют для животных на 85 км от нынешнего местоположения – за 41 км от МКАД, на территорию мусорного полигона «Малинки» около Троицка. Это 3000 собак и 400 кошек. Волонтеры возмущены, потому что многие животные туда не доедут, а еще потому, что в новое место не смогут ездить все те, кто сейчас помогает приюту. Вот здесь большая история про это.

Штрафы и приговоры

  • Мосгорсуд приговорил к четырем годам колонии 19-летнего парня, который помочился на портрет ветерана, по обвинению в реабилитации нацизма. Показания против студента дал его друг. Сам парень раскаялся и настаивает, что нацистских убеждений он никогда не разделял.
  • Суд приговорил бывшую главу Госстройнадзора Кемеровской области Танзилю Комкову к 18 годам колонии по делу о получении взятки при строительстве торгового центра «Зимняя вишня». Там при пожаре в 2018 году погибли 60 человек. Кроме этого, ее оштрафовали на 80 млн рублей. Сроки до 15 лет получили еще три человека: подчиненные Комковой и глава компании, которая реконструировала ТЦ.
  • Основателя Свято-Троицкой обители милосердия протоиерея Николая Стремского приговорили к 21 году колонии строгого режима по обвинению в педофилии. От его действий пострадали по меньшей мере шестеро детей. Несмотря на то, что показания против него дали сами дети, он не признал вину и считает все это вымыслом.
  • Жителя Чукотки оштрафовали на 100 тысяч рублей за сообщение в WhatsApp со словом «х**ло» по статье о неуважении к власти. Так он выражался в чатике под названием «Антилевачество» на 64 человека. Эксперт-филолог в заключении указал, что слово «х**ло» выражает неуважение к «органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».
  • В Москве задержали двоих активистов «Левого блока» Льва Скорякина и Руслана Абасова по делу о хулиганстве с применением насилия из-за акции против репрессий в «день чекиста». Тогда двое человек с закрытыми лицами зажгли файеры и развернули у отдела управления ФСБ по Юго-Западному округу Москвы баннер «С днем ЧКиста».

Вокруг света

Президент США Джо Байден подписал закон о запрете импорта товаров из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая из-за использования принудительного труда. Также закон предусматривает санкции в отношении тех, кто несет ответственность за использование принудительного труда в регионе.

Франция, Германия и еще более десяти европейских стран и Канада осудили размещение наемников «ЧВК Вагнера» в Мали. Власти страны наняли российских наемников, чтобы защититься от джихадистов, которые почти десять лет терроризируют регион.

У британского премьера Бориса Джонсона черная полоса в карьере. Уже больше месяца его правительство сотрясают скандалы, а на недавних выборах его не поддержали избиратели округа, где тори не проигрывали почти 200 лет. Может ли все это привести к его отставке – вот большой разбор.

Новости пандемии

За последние сутки оперативный штаб насчитал 24 703 больных коронавирусом. Вряд ли это количество имеет отношение к действительности, но оно отражает порядок заболеваемости. Пока же штамм «омикрон» распространяется по планете. Врачи считают, что ближайшие недели станут решающими, потому что станет понятно, породит ли он волну госпитализаций. Здесь ответы на самые распространенные вопросы о новом штамме. На всякий случай по всему миру отменяют предрождественские рейсы.

Шесть ссылок

  • Начинаем подводить итоги и собрали все наши лучшие лонгриды уходящего года: дети из Чернобыля в Европе, кыргызы в лагерях Китая, свидетельства палачей и выживших из Бабьего Яра.
  • «Фотография, на которой я есть». Как рассказ Виктора Астафьева помог раскрыть тайну репрессированной семьи.
  • Благородный вор. Как устроено российское общество шоплифтеров.
  • Диссиденты и инакомылящие. Большой и очень красивый спецпроект «Диссернета» о тех людях в СССР, которые не хотели и не могли быть как все.
  • История экспериментов над людьми: от вивисекции до евгеники и клонирования – наука или бессмысленная жестокость?
  • «Погибло ли искусство?» Рецензия на книгу искусствоведа Виктора Арсланова, который изучил феноменологию современного духа от Солженицына к Серебренникову.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

    История создания 

    История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

    У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

    Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

    Жанр и направление 

    Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

    Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

    Композиция 

    Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

    Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

    Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
    Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

    Суть

    С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

    Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

    На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

    Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

    Главные герои и их характеристика

    Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

    1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
    2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
    3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
    4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

    Темы

    Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

    1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
    2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
    3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
    4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
    5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

    Проблемы 

    Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

    1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
    2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
    3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

    Основная идея 

    Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

    В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

    Чему учит?

    Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

    Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

    Автор: Виктория Комарова

  • Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ роковые яйца булгаков
  • Рассказ ромео и джульетта слушать
  • Рассказ роман дубровский читать
  • Рассказ рождественское письмо ильин