Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

Инфоурок начальные классы презентациипрезентация к уроку для 4 класса по окружающему миру по теме природные зоны россии описание презентации

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация к уроку для 4 класса по окружающему миру по теме «Природные зоны России»

Мой край – моя земля, Родимые просторы!Мой край, как ты велик!

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мой край – моя земля, Родимые просторы!Мой край, как ты велик!

    Описание слайда:

    Мой край – моя земля,
    Родимые просторы!
    Мой край, как ты велик!

  • 2 слайд

    Природные зоны РоссииЦели: Обобщить и углубить знания о разнообразии природ

    Описание слайда:

    Природные зоны России
    Цели:
    Обобщить и углубить знания о разнообразии природы нашей Родины
    Воспитывать бережное отношение к природе
    Прививать любовь к родному краю

  • 3 слайд

    Задания группам: установить соответствияГеографам - между природной зоной,  е

    Описание слайда:

    Задания группам: установить соответствия
    Географам — между природной зоной,  её расположением и климатом, соответствующим заданной природной зоне;
    Ботаникам — между природными зонами и растениями, относящимися к заданной природной зоне;
    Зоологам – между природными зонами и животными;

  • 4 слайд

    Экологи – рассказывают, как меняется природа каждой зоны под влиянием человек

    Описание слайда:

    Экологи – рассказывают, как меняется природа каждой зоны под влиянием человека, что нужно делать для её охраны;
    Социологи – отметят занятия населения каждой природной зоны
    _________________________________________
    Социология-наука о закономерностях развития и функционирования общества
    Общество – группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями

  • 5 слайд

    Зона Арктических пустынь

    Описание слайда:

    Зона Арктических пустынь

  • 6 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 7 слайд

    Лесная зона

    Описание слайда:

    Лесная зона

  • 8 слайд

    Карта природных зон РоссииЗона смешанных лесовТайгаЗона широколиственных лесо

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Зона смешанных лесов
    Тайга
    Зона широколиственных лесов
    Тундра

  • 9 слайд

    ТайгаКарта природных зон России

    Описание слайда:

    Тайга
    Карта природных зон России

  • 10 слайд

    Карта природных зон РоссииТайга

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Тайга

  • 11 слайд

    Карта природных зон РоссииЗона смешанных лесовТайга

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Зона смешанных лесов
    Тайга

  • 12 слайд

    Карта природных зон РоссииЗона смешанных лесов

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Зона смешанных лесов

  • 13 слайд

    Карта природных зон РоссииЗона широколиственных лесовЗона смешанных лесов

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Зона широколиственных лесов
    Зона смешанных лесов

  • 14 слайд

    Зона степей

    Описание слайда:

    Зона степей

  • 15 слайд

    Карта природных зон России

    Описание слайда:

    Карта природных зон России

  • 16 слайд

    Зона тундры

    Описание слайда:

    Зона тундры

  • 17 слайд

    Карта природных зон России

    Описание слайда:

    Карта природных зон России

  • 18 слайд

    Зона пустынь

    Описание слайда:

    Зона пустынь

  • 19 слайд

    Карта природных зон РоссииКаспийское море

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Каспийское море

  • 20 слайд

    Карта природных зон РоссииКаспийское мореЧёрноемореСубтропическая зона

    Описание слайда:

    Карта природных зон России
    Каспийское море
    Чёрное
    море
    Субтропическая зона

  • 21 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 22 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 23 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 24 слайд

     Растительный и животный мир тайги гораздо разнообразнее, чем в тундре.

    Описание слайда:

    Растительный и животный мир тайги гораздо разнообразнее, чем в тундре.

  • 25 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 26 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 27 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 28 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 29 слайд

    Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • 30 слайд

    Не нарушать пришел я закон, а исполнять!

    Описание слайда:

    Не нарушать пришел я закон, а исполнять!

  • 31 слайд

    …Охранять природу – значит охранять Родину… М. Пришвин

    Описание слайда:

    …Охранять природу – значит охранять Родину…
    М. Пришвин

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • Сейчас обучается 876 человек из 81 региона

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

  • Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к уроку по теме «Природные зоны России» поможет провести урок интересно, наглядно демонстрируя на карте природные зоны. Дети самостоятельно смогут указать на карте нужную зону и рассказать о ней. Также есть фотографии мест, которые расположены в конкретных природных зонах, а также растений и животных, которые помогут дать представление как на самом деле выглядит природа этих мест.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по математике на тему «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя» (УМК Школа России)

  • Русский язык : » Диктанты с заданиями» 2 класс

  • Презентация по математике на тему «Деление с остатком на 10, 100, 1000» (УМК Школа России)

  • Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Программа «Начальная школа XXI века».

  • Акция «Увидел мусор — убери» (трудовое воспитание)

  • Рабочая программа по математике . 1 класс. Программа «Начальная школа XXI века».

  • Предмет : Чтение «Тексты для чтения»

  • Рабочая программа по русскому языку . 1 класс. Программа «Начальная школа XXI века».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

Задание по окружающему миру для 4 класса Приготовься рассказать о России по карте природных зон.

2 ответа:

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир



2



0

План такого рассказа составить не сложно, надо просто держать перед глазами карту природных зон России.

План:

  1. Количество природных зон России
  2. Рассказ о севере страны и его природных зонах — арктических пустынях, тундре, лесотундре
  3. Тайга — национальное достояние России. Рассказ о самой большой природной зоне — тайге.
  4. Смешанные и Широколиственные леса — рассказ о этих лесах, их отличие от тайги.
  5. Зоны степей, где они расположены в России, житница России
  6. Зоны полупустынь и зоны субтропических лесов — побережье Черного моря и побережье Каспия.
  7. Зоны высотной поясности. Почему в России значительная часть территории относится к этой природной зоне.

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир



0



0

Составим план рассказа о России с помощью карты природных зон.

  1. Крайний север — зона Арктической пустыни, перспективы развития
  2. Тундра и лесотундра — место жительства коренных народов севера
  3. Тайга — огромные запасы древесины, малоизученная территория.
  4. Смешанные и широколиственные леса — рай для грибников
  5. Степи — поля и пастбища, сельское хозяйство
  6. Полупустыни — побережье Каспийского моря
  7. Субтропические леса — курортная зона черного моря
  8. Зона высотной поясности — горы и плоскогорья, особый мир.

Читайте также

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

Конечно же, с этими словами можно и нужно соглашаться. Ведь посудите сами, все знания, которые человечество собрало и накопило об окружающем мире, это всё практически нашло отражение в географических картах.

Географические карты- это плод познания мира. Многие первооткрыватели рисковали жизнями и даже жервовали жизнями ради своих открытий, ради того, чтобы внести изменения или дополнения в географические карты.

Это Христофор Колумб, Магеллан, Васко да Гама, Джеймс Кук, Амундсен и многие другие герои ушедшего времени.

Изменения в географические карты вносятся и сейчас. И даже космонавтов можно смело причислять к географам.

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

«Мир глазами эколога»

Наша планета отличается большим разнообразием живых существ на ней обитающих. Это звери, птицы, рыбы, насекомые. Это растения, которые тоже живые. И все это разнообразие видов сейчас зависит от человека.

Человек считается венцом природы, но он же представляет для нее и самую главную опасность.

Загрязнение окружающей среды достигло критических размеров. Мы уже начинаем забывать, что такое чистый, воздух, чистая вода. Глобальное потепление меняет климат на нашей планете, нарушает привычные экологические связи в природе. Вырубка лесов и уничтожение диких животных приводит к исчезновению привычных цепей питания.

Экологических проблем у нашей планеты множество и сейчас очень важно решать их, решать сообща, всем миром. Необходимо координировать действия по охране природы, охране окружающей среды, всем странам и народам надо действовать вместе, ведь все мы живем на одной планете, которую должны не только любить, но и защищать.

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

На территории России выделяются две обширные равнинные области, одна лежит западнее Уральских гор, другая — восточнее.

Несмотря на такое соседство, это совершенно равные по характеру равнины.

Восточно-европейская равнина иначе называется Русской равниной и несет на себе следы прокатившегося по ней оледенения. Поэтому она вся состоит из небольших возвышенностей, высотой не более 300 метров, и низменностей между ними, по которым текут многочисленные реки.

Русская равнина — холмистая.

Иное дело Западно-Сибирская равнина. Большая ее часть плоская, хотя местами и здесь встречаются низменности и увалы. Тем не менее эта равнина относится к плоским.

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

Степь. Основная растительность — различные травы. Представители животного мира — антилопы, суслики, сурки, тушканчики, крысы, орлы, лунь, пустельга, жаворонок, змеи, ящерицы, различные насекомые.

Тундра. Растительность представлена в основном мхами и лишайниками, злаками. Встречаются кусты и кустарнички, деревья. Фауна представлена лосями, волками, лисицами, оленями, песцами, зайцами, совами, куропатками. Много рыб в водах тундры.

Рассказ россии по карте природных зон для 4 класса окружающий мир

Рассмотрим природную зону Тайги.

  1. Природная зона Тайги расположена на карте широкой полосой от западных границ России, от Карелии, до берегов Енисея. Встречается зона тайги и дальше к востоку, но только в виде небольших участков среди зон высотной поясности. На карте изображена темно-зеленым цветом.
  2. Произрастают хвойные деревья и низкорослые кустарники. Климат зимой суровый, летом довольно теплый. Много животных — медведь, лось, различные пушные звери, волк, лиса, заяц. Очень много кровососущих насекомых и птиц. Пример цепи питания: Кедровая шишка-Белка-Куница.
  3. Человек еще слабо использует богатства этой природной зоны, в основном производя вырубку леса.
  4. Вырубка и сплав леса является главной экологической проблемой зоны. Для охраны тайги создаются заповедники, природные парки и ограничивается вырубка лесов.

Россия — самая большая по территории страна мира. Из-за огромного разнообразия растительного и животного мира, почвы и климатических условий принято выделять следующие типы природных зон: 

  • арктическая пустыня
  • тундра
  • тайга
  • лесотундра
  • степи, 
  • зона лесов (смешанные и широколиственные)
  • лесостепи
  • пустыни
  •  полупустыни 
  •  субтропики.

Рассмотрим каждую природную зону отдельно.

Арктическая пустыня

Арктическая пустыня расположена в самых высоких широтах Арктики. Южная граница проходит в области острова Врангеля, северная — вдоль острова Земли Франца-Йосифа.

Климат

Далеко не все живые создания способны адаптироваться и приспособиться в условиях вечной мерзлоты. Лед и снег — типичные атрибуты Арктики. Зимой здесь царит полярная ночь, температура понижается до -40 °CК погодным неудобствам можно отнести бураны и частые порывистые ветры. Летам тепла по-прежнему мало, почва практически не прогревается. Температура воздуха держится чуть выше 0°C.

Флора и фауна

Из-за сурового климата растительность в Арктике практически отсутствует. Данным ландшафтам присущ лишайник, мох и некоторые злаки. Почва здесь арктическая и тундрово-глеевая. На территории Арктической пустыни обитают преимущественно морские животные: морж, тюлень, песец, белый медведь, северный олень и лемминг.

Тундра

Тундра простирается на территории Дальнего Востока, Камчатки, на побережьях моря Лаптевых, Карского и Баренцева морей.

Климат

Субарктический, суровый климат. Жаркое лето считается большой редкостью. Средняя теплая температура этой местности обычно не превышает 5°C. Зима носит затяжной характер, длится 8-9 месяцев. Средняя температура может колебаться от -10°C до -30°C.

Флора и фауна

Из-за бедности почвы и постоянного снежного покрова здесь растут только ивы, карликовые березы, мхи и лишайники. В российской тундре живут лемминги, лисицы, снежные бараны, волки и песцы. 

Тайга

Зона тайги расположена на обширных территориях Дальнего Востока, Урала и Зауралья.

Климат

Российской тайге присущ резко континентальный климат. Среднегодовая температура примерно равна 0°C. Лето обычно засушливое и жаркое (+40°C), зима – снежная и морозная (-62°C).

Флора и фауна

Растительный и животный мир невероятно богат и разнообразен. Огромное количество различных видов кустарника, грибов, сосен, лиственниц, пихт, берез и осин. Здесь живут такие виды животных, как бурундук, лось, рысь, бурый медведь,  сойка, заяц-беляк. Также можно встретить соболя, росомаху, белку, уссурийского тигра и глухаря.

Лесотундра

Лесотундра образуется на переходных территориях от тундры к тайге. Флора, фауна, климат и погода носят промежуточный и смешанный характер. Лесотундре присущи признаки тайги и тундры.

Степи

Зона степей пролегает на юге России, у Черного моря и Кавказа, в долине реки Обь и в Забайкалье.

Климат

В российских степях господствует умеренно-континентальный климат. Осадков выпадает немного, дожди идут редко. К погодным неудобствам можно отнести суховики (сухие ветры, которые часто переходят в пыльные бури). Температура зависит от времени года. Летом обычно сухо и жарко (+19°C), зимой – холодно и снежно (-19°C в среднем). 

Флора и фауна

Степи не могут похвастаться обширным животным и растительным миром. Обычно здесь растут злаки и ковыль. В степях живут сурки, суслики, тушканчики, степные орлы, жаворонки и дрофы.

Зона лесов. Широколиственные и смешанные

Эта природная зона присуща Дальнему Востоку и Европейской части России вплоть до Урала.

Климат

Климат широколиственных и смешанных лесов мягкий и теплый. Лето долгое. Зимой температура в среднем падает до -15°C, летом стабильно держится в диапазоне от +17°C до +20°C.

Флора и фауна

Флора этой природной зоны представлена лиственными и широколиственными лесами. Деревья: дуб,  сосна, береза, ель, липа и клен. Отмечается обилие грибов и кустарников. Из животных здесь можно встретить уссурийского крота, маньчжурского зайца, горала, гималайского медведя, амурского тигра, дальневосточного леопарда и пятнистого оленя.

Лесостепи

Лесостепь России представлена союзом признаков степи и зоны лесов.

Пустыни

В России пустыни находятся в низовьях Волги и  на северных территориях Каспийского моря.

Климат

В пустынях царит теплый и сухой климат. Осадков почти нет, однако сильный ветер здесь не редкость. Температура зависит от времени года. Зимой очень холодно, столбик термометра может опускаться до -20°C. Летом преобладает температура от + 45°C до 50°C. Ночью холодает быстро, потому что почва стремительно теряет тепло.

Флора и фауна

Из-за бедности почвы животный и растительный мир пустынь небогат. Здесь растут осока, саксаул, верблюжья колючка и полынь. Из животных обитают ящерицы, змеи, тарантулы, тушканчики, землеройки, сойки и жаворонки.

Полупустыни

Полупустыни пролегают между территориями пустынь и степей (Каспийская низменность). Животные, растения, почва, климат и погода присущи, как и степям, так и пустыням. Тем самым носят смешанный и “переходной” характер.

Субтропики

Территория российских субтропиков пролегает на Южном берегу Крыма (от мыса Айя до Феодосии) и на Черноморском побережье Кавказских гор. 

Климат

Климат мягкий и теплый. Воздух летом прогревается обычно выше 20°C, зимой столбик термометра может упасть до -10°C.

Флора и фауна

Соединение влаги и тепла рождает благоприятные условия, как и для растений, так и для животных. Здесь распространены: дуб, клен, самшит, лавр, бамбук, пальма, кипарис, лавровишня и дикий виноград.  Из животных можно встретить лесную и каменную куницу, оленя,  кавказского тетерева, кабана и медведя.

Тип урока: урок “открытия” нового
знания.

Цель урока: создать условия для
формирования представлений о понятии
“природная зона”, о природных зонах России.

Предметные:формирование чёткого
представления о понятиях “природная зона”,
“пояса освещённости” или “климатические
пояса”, “полярный круг”;овладение умениями
работы с физической картой России и картой
природных зон России.

Оборудование: схема “Вращение Земли
вокруг Солнца”, физическая карта России,
полушарий, карточки с заданиями для работы в
группах, разрезной материал для составления
плана изучения природной зоны, оценочные листы,
мультимедиа, презентация,
учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова , часть 1.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к
учебной деятельности
— Прозвенел звонок весёлый,

Предлагает
нам урок начать.

Будем путешествовать по знаньям,

Что-то новое мы будем открывать.

Давайте поприветствуем друг друга добрыми
улыбками.

  Л — интерес к урокам русского
языка, уважение к нему, понимание его богатства;
положительное отношение к учению,
учебно-познавательный интерес, готовность
преодолевать школьные затруднения;

Р —
организация своего учебного места;

П — осознавать познавательную задачу.

— У нас сегодня урок “открытия” нового
знания. А что это значит?
— Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не
знали.
II. Актуализация опорных знаний
— Изучать новую тему я предлагаю вам,
работая в группах. А начнём мы с повторения.
(Слайд № 2)
Дети заранее разбиты на группы по 5-6
человек.
П — понимать информацию,
представленную в разных формах: схематичной,
изобразительной, модельной; переводить её в
словесную; проводить анализ, синтез, аналогию,
сравнение, классификацию, обобщение.

Р –
ставить учебные задачи на основе соотнесения
того, что известно, и того, что предстоит узнать.

К — вступать в учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность.

Вспомните одни из первых наших уроков и
скажите, какую форму имеет наша планета?
— Наша планета имеет шарообразную форму.
— В каких движениях участвует Земля?

(Слайд
№ 3)

— Земля движется вокруг своей оси и
вокруг Солнца.
— А что известно об оси вращения Земли? — Ось вращения имеет наклон.
— Рассмотрите схему, которая перед вами
и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает
вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в
группе.

— Верно, происходит смена времён года.
Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в
северном – зима; и наоборот.

Дети обсуждают ответ в группе. Группы
дают свои ответы после обсуждения.
III. Введение в тему урока.
Постановка проблемы
(Слайд № 4)

А одинаковые ли условия
жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли
условия в летний период, например в южном
полушарии на территории от экватора до южного
полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ.

 

Дети ведут обсуждение в группе и
высказывают свои предположения.

 
— Оставим ответ на этот вопрос и
вернёмся к нему позже. А теперь попробуйте
ответить, что такое, по-вашему, “природные зоны”?


Мнения разделились. Это и будет темой нашего
урока: Природные зоны России.

   
Чтобы познакомиться с новой темой, нам
надо будет ответить на три вопроса: ЧТО…?
ПОЧЕМУ…? КАК…? Попробуйте сформулировать эти
вопросы.
Вопросы урока:

— Что такое “природные
зоны”?

— Почему существуют природные зоны?

— Как изучать природные зоны?

 
IV. Работа над новой темой

1.
Пояса освещённости на Земле

— Вы верно определили вопросы, но начать
работу я предлагаю, узнав: почему существуют
природные зоны? (Слайд № 5)

Вернёмся к вопросу,
одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли.
Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши
догадки, просмотрев следующий
фильм.(http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk)

  П — умение ориентироваться в
учебнике, находить нужную информацию;
структурировать информацию, фиксировать её
различными способами;

умение анализировать с
целью выделения главных признаков текста,
обобщать, сравнивать, строить логическую цепь
рассуждения, приводить доказательство
высказанной мысли.

К — участвовать в диалоге, в общей беседе,
выполняя принятые нормы речевого поведения,
культуры речи; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, обеспечить
развитие монологической и диалогической речи.

Р — планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.

— Итак, почему на поверхности Земли
разные условия жизни?

— Верно. Распределение
солнечной энергии по поверхности нашей планеты
привело к образованию поясов освещённости или
климатических поясов.

(Слайд № 6)

Посмотрите ещё один фрагмент.

(http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4)

— Поверхность земного шара получает
разное количество солнечного света и тепла.
— Как называются эти пояса освещённости,
вы найдёте сами в группах. Выполните задание № 2 в
тетрадях на печатной основе на стр.43. Для этого
рассмотрите материал на странице 105 учебника.


Проверим вашу работу.

Дети работают в группах.

Группы
зачитывают названия поясов и определяют, в каком
из них находится территория нашей страны.

(Слайд № 7)

— А как на карте определить,
где заканчивается один пояс и начинается другой?

— На картах границы климатических поясов
обозначены пунктирной линией. Давайте их найдём.

Ребята выходят к карте и находят
северный и южный полярные круги, линии северного
и южного тропика.
2. Что такое “природные зоны”?
Природные зоны России
— Ответим на вопрос: Что такое
“природные зоны”?

Прочитаем материал учебника
на стр.103.

— Так что же такое “природные зоны”?

Дети читают.

— Это территории Земли с
одинаковыми климатическими условиями,
растительным и животным миром.

 
(Слайд № 8)

— Рассмотрите карту
природных зон России на и назовите их по порядку.

Дети называют природные зоны России.  
V. Физ.минутка

VI.
Закрепление материала

— Поработаем с картами. Каждая группа
получит своё задание. Справиться с ними вам
поможет карта природных зон России и физическая
карта России.

Задания для групп.

1. Назовите острова и полуострова, которые
находятся в зонах арктических пустынь и тундры.

2. Русла каких рек проходят через зону тайги.

3. В каких природных зонах находится
Волгоградская область?

4. В каких природных зонах может происходить
заготовка древесины, посев зерновых культур и
почему?

 

Дети работают в группах.

К — вступать в учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность.

Р –
осуществлять самоконтроль, самокоррекцию
собственной деятельности.

— Выслушаем ваши ответы. Группы отчитываются о выполнении
задания.
VII. Включение в систему знаний.
Составление плана изучения природной зоны
   
— На следующих уроках мы будем подробно
изучать каждую природную зону.

(Слайд № 9)

  К — вступать в учебное
сотрудничество с одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность.

П – выделять
необходимую информацию, структурировать её;
выбирать наиболее подходящий план выполнения
задачи; осуществлять анализ и синтез.

А теперь ответим на последний вопрос:
как изучать природные зоны? Работаем в группах.
Вам предстоит составить план изучения каждой
природной зоны. Для этого ознакомьтесь со вторым
абзацем текста на стр.103 и расставьте по порядку
пункты плана изучения природной зоны. Пункты
плана на отдельных листках лежат перед вами на
парте, вам нужно их наклеить по порядку на
специально приготовленный лист.

(Слайд № 10)

— Проверим, что у вас получилось.

План изучения природной зоны.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Климатические условия.

3. Растительный мир природной зоны.

4. Животный мир природной зоны.

5. Деятельность человека.

6. Экологические проблемы природной зоны.

Дети в группах составляют план изучения
природных зон.

Каждая группа представляет свой
план.

VIII. Итог урока, рефлексия
(Слайд № 11)

— Подведём итог урока.

Почему существуют различные природные зоны?

— Наша планета имеет шарообразную форму.
Поэтому в разных местах земного шара поверхность
получает разное количество солнечной энергии,
тепла и света.
Р – адекватно оценивать свои
достижения; осуществлять рефлексию собственной
деятельности
— Что такое “природные зоны”? — Это территории поверхности Земли с
одинаковыми климатическими условиями,
растительным и животным миром.
— Как мы будем изучать каждую природную
зону?

— Что для вас сегодня стало новостью, о чём
вы вообще не догадывались?

— Оцените свою работу на уроке, используя
оценочные листы.

(Слайд № 12)

— Природные зоны будем изучать по
составленному плану.
IX. Домашнее задание
Стр. 103-105 читать, ответить на вопросы на
стр.105.
   

На чтение 8 мин. Опубликовано

Если посмотреть карту России, то можно отметить, что территория самого крупного государства в мире включает как экстремально холодные зоны — арктические пустыни, так и тёплые субтропики. На уроках по окружающему миру в 4 классе природные зоны России занимают одну из ведущих тем. Школьники знакомятся с особенностями климатических условий каждого природного комплекса, с его растительностью и животным миром.

Общая информация

Определением «природная зона» называют территорию, у которой сформировались определённый климат, рельеф, особенности почвы, своя флора и фауна. Все эти факторы зависят от количества тепла, света и влаги, которые они получают. В направлении с севера на юг на территории РФ сменяется 8 основных экосистем, которые проходят поясами различной ширины, и каждая охватывает большие площади в направлении с востока на запад. Наибольшая из них — тайга, наименьшая — область субтропиков.

Основная причина смены природных зон — неравномерность нагревания солнцем разных участков земли. В северных районах России лучи солнца направлены на поверхность земли под наклоном и проходят вскользь, фактически не нагревая её. Чем ближе территория к югу, тем более отвесно падают лучи и тем самым лучше прогревают её.

Природные зоны россии (окружающий мир 4 класс)

Арктическая пустыня

Территория вечной мерзлоты простирается более чем на 55 000 кв. км и на 85% площади покрыта ледниками. В зоне лежат прибрежные острова Северного Ледовитого океана. Климат здесь очень суровый. Средняя температура опускается до -50 градусов, сопровождается обильными снегами и сильными порывистыми ветрами. Полярная ночь длится 4 месяца. Лето холодное, температура не превышает +4 градуса.

Сообщение о природной зоне

Почвы здесь бедные. Растительность скудная, в сложных условиях выживают только мхи и лишайники. Из животных встречаются:

  • лемминг;
  • песец;
  • северный олень;
  • белый медведь;
  • плавающие млекопитающие: тюлени, морские котики, нерпы, моржи.

Мир пернатых представляют белая куропатка, гага, чайка, кайра, полярная сова.

Тундра и лесотундра

Путешествие на юг продолжается в зоне тундры, которая занимает всё северное побережье от Кольского полуострова до Камчатки. Местность характеризуется суровой длинной зимой (до 9 месяцев) с сильными ветрами, дующими с Ледовитого океана, и коротким прохладным летом (1−2 месяца). Средняя температура зимой -35 градусов, летом не превышает +5 градусов. Интересный факт: именно в зоне тундры можно наблюдать удивительное природное явление — полярный день и полярную ночь, которые длятся до полугода.

Почвы бедные, заболоченные и с повышенной кислотностью. На побережье океана растёт мох, ягель, морошка, южнее — карликовые берёзы, кустарниковые ивы, ягодные кустарники. Растительность служит кормовой базой для снежного барана, северного оленя и зайцев. Кроме них, обитают волки, лоси, песцы, куропатки. На болотах живут водоплавающие: утки, гуси, кулики.

Сообщение о природной зоне россии

Лесотундра является переходной зоной, для которой присущи признаки как тундры, так и тайги. Климат здесь значительно мягче, чем в соседней северной и связано это с летним сезоном. Хотя лето короткое, средняя температура держится на отметке +10−14 градусов. Зима умеренно снежная со среднеянварской температурой -30 градусов. Многочисленные озёра и болота создают повышенную влажность.

В лесотундре наблюдаются первые деревья — ели, лиственницы, берёзы. Луга с травами осоки и хвоща — излюбленные пастбища для северных оленей.

Мир животных разнообразнее, чем в тундре. Здесь обосновались росомаха, медведь, волк, песец, редкие виды пернатых: сапсаны, стерхи и казарки. На болотах и озёрах живут утки, лебеди и гагары.

Характеристика тайги

Что такое субтропики 4 класс окружающий мир

Тайга занимает территории Урала, Зауралья, Дальнего Востока. Зима здесь довольно тёплая (+16−20 градусов), летняя температура — до +10−20 градусов.

В почве много гумуса и минеральных веществ. В таёжных лесах преобладают хвойные деревья: сосны, ели, пихты, кедр, они составляют 85% всех пород. Редко встречаются берёза, дуб, осина. Нижний ярус растительности образовали кустарники, травы, грибы, лекарственные растения.

Животные представлены росомахой, куницей, горностаем, рысью, благородным оленем, бурым медведем. Для амфибий и рептилий и здешний климат оказался суровым — с приходом морозов они впадают в анабиоз. В тайге обитает около 260 видов пернатых, среди них глухари, фазаны, рябчики, много разновидностей дятлов и сов.

Смешанные леса

В природной зоне встречаются как хвойные, так и лиственные деревья. Проходит она по Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинам, часть — на Дальнем Востоке. Климат, по сравнению с тайгой, значительно мягче. Здесь тёплое и долгое лето (почти 4 месяца). В июле воздух прогревается до +20 градусов. В этот период выпадает максимальное количество дождей. Сравнительно мягкая зима (температура не опускается ниже -25 градусов).

Почвы формируются за счёт опавших листьев, поэтому верхний слой представляет собой плодородный гумус. Породы деревьев этой зоны: ясень, дуб, клён, осина, они характеризуются небольшой листовой пластиной, с приходом холодов листья опадают.

Вопросы о природных зонах россии 4 класс

В азиатской части зоны много ценных пород, характеризующихся прочностью и устойчивостью к гниению:

  • кедр корейский;
  • орех маньчжурский;
  • цельнолистная пихта.

Много плодовых и ягодных растений, грибов. Богатством выделяется и фауна — это амурский тигр, пятнистый и благородный олени, лесной кот, енотовидная собака.

Зона широколиственных деревьев

В лесополосе господствуют листопадные породы деревьев с крупными и широкими листовыми пластинами, размножаются они семенами. Зона проходит на юге Центральной России, Средней Волге, обширными массивами на юге Дальнего Востока.

Что такое природная зона определение

Климат здесь умеренно континентальный, нет суровых зим, а лето довольно длинное. Средняя температура в июле +18−20 градусов. Мягкий климат обеспечивают тёплые и влажные воздушные массы, идущие с Атлантического океана.

Растительность этих мест довольно разнообразна. Бурному росту способствуют почвы, богатые всеми нужными компонентами, умеренные климат и влажность, невысокие температуры. Широколиственным лесам характерна многоярусность:

  1. В верхнем ярусе произрастают дубы, клёны, вязы.
  2. В среднем — берёзы, черёмуха, калина.
  3. В нижнем — шиповник, бересклет, лещина.
  4. У самой земли множество растений: подснежники, гусиный лук, луговой клевер, хохлатка.

Широколиственные леса РФ отличает богатый видовой состав животного мира, особенно уникален он на юге Дальнего Востока. Там встречаются:

Амурский полоз

  • уссурийский тигр;
  • дальневосточный леопард;
  • амурский полоз;
  • маньчжурский заяц;
  • китайская черепаха;
  • чёрный медведь.

В густых кронах широколиственных деревьев гнездятся различные виды птиц. Большинство из них воробьиные: пеночка, ласточка, зяблик, жаворонок, синица.

За последние годы значительно сократились площади территорий широколиственных лесов. Виной тому технологический процесс, развивающийся с такой скоростью, что лесные массивы просто не успевают восстанавливаться.

Лесостепи и степи

Лесостепи представляют собой природную зону с более высокими температурами, где деревья умеренного климата постепенно редеют и сходят на нет. На равнинах видны лишь островки лиственных лесов. Зимы здесь прохладные с умеренным покровом снега. Лето жаркое (от +20 до +25 градусов).

В этой зоне редколесья чередуются с полями и лугами, покрытыми травами: ковыль, прутняк, перекати-поле. Лесостепь является переходной зоной с признаками как лесов, так и степей, поэтому представители флоры и фауны могут быть животными и растениями обеих зон.

Шалфей

Степи России обширными травянистыми равнинами раскинулись на юге у Чёрного моря и в долинах реки Обь. Климат природной зоны континентальный, может быть резко-континентальным. Зимы холодные и снежные с большими перепадами температур — от -5 до -30 градусов. Лето засушливое, средний показатель — +25 градусов. Почва — плодородный чернозём, много пашней и пастбищ для скота.

В степной зоне преобладают травы, полевые цветы и злаки: полынь, шалфей, ковыль, карликовый ирис, гречиха, люцерна. Участки лесов произрастают только в северной части территории, а также в долинах рек. Большинство животных — мелкие зверьки: хомяки, тушканчики, суслики, сурки, ежи. Есть и хищники: лисы, волки, дикие кошки. Лесостепи и степи — это важные природно-хозяйственные территории, поскольку здесь самые плодородные почвы — чернозёмы.

Пустыни и полупустыни

Пустыни россии

В России природный комплекс занимает небольшую площадь. Основная его часть приходится на Прикаспийскую низменность и представляет собой равнины с песчаными барханами или глинистыми и каменистыми поверхностями.

Для местности характерны большие суточные и годовые перепады температур. Зимы короткие (2−3 месяца), но холодные и ветреные, температура может опускаться до -20 градусов. Лето долгое, жаркое и засушливое, осадки выпадают очень редко. Много лет назад зона была морским дном, поэтому почвы здесь засолены. Совокупность этих факторов наложила отпечаток на растительность региона.

В пустыне мало деревьев — только акации и саксаулы. Также растут злаковые и полынные травы, засухоустойчивые маленькие кустарники, ковыль, мятлик.

Пустыни и полупустыни населяют типичные для этой местности птицы и животные, которые приспособились к засухе и палящему солнцу.

Дрофа

Представители пернатых:

  • дрофы;
  • орлы;
  • зуйки.

Животный мир не отличается большим разнообразием. В основном мелкие зверьки, ведущие ночной образ жизни. К ним относятся суслики, мыши, землеройки, тушканчики, ежи. Есть и другие представители фауны: лисицы, волки, хори, сайгаки, змеи, ящерицы, черепахи, тарантулы.

Биокомплекс субтропиков

Эта зона России — наименьший природный комплекс. Расположен он на черноморском побережье Кавказа. Благоприятный для растений климат характеризуется длинным и тёплым летом (+20−36 градусов) и короткой влажной зимой с температурой воздуха от +8 до +16 градусов.

Субтропики в зависимости от климатических условий разделяют на два вида:

Барсук

  1. Сухие. Жаркое с небольшими осадками лето, поэтому выживают только засухоустойчивые растения: сосна пицундская, колючая ежевика, шиповник, можжевельник, алыча.
  2. Влажные. Флора богата и разнообразна, представлена следующими растениями: дуб, каштановые деревья, пальмы и др. Зона субтропиков — единственная местность страны, где расположены чайные и цитрусовые плантации.

В лесах водятся олень, лиса, волк, медведь, барсук, енот-полоскун. Большое разнообразие птиц: горлица, тетерев, удод, королёк. Гористые местности облюбовали коршуны, совы и орлы.

Каждая из экосистем уникальна и имеет свой неповторимый растительный и животный мир. Впервые учащиеся получают сообщение о природных зонах на окружающем мире в 4 классе. Чтобы систематизировать данные и закрепить знания, они обычно составляют таблицы, в которые вносят основные характеристики биологических комплексов России.

  • Рассказ ромео и джульетта слушать
  • Рассказ роман дубровский читать
  • Рассказ рождественское письмо ильин
  • Рассказ российского писателя александра грина
  • Рассказ роковые яйца краткое содержание