Рассказ родословная моей семьи

Я родился в прекрасном краю, у подножия бархан горы, на берегу широкой реки баргузин. удивительна наша природа с е

Я родился в прекрасном краю, у подножия Бархан – горы, на берегу широкой реки Баргузин. Удивительна наша природа с её высокими горами, таёжными лесами, широкими степями. Моя деревня – это моя родина, которую люблю и которую восхваляю.

Семья играет для всех важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности?

К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами моих родителей, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

Многие народы считают святой  обязанностью знать свою родословную, как минимум,  до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена.  Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.  Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции  бурятского народа каждый должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.

Я долго занимался изучением истории своей семьи, и, поверьте мне, очень завидую тем людям, которые могут проследить происхождение своего рода из глубоких времен.

Я принадлежу к великому роду Булагад по линии отца. Богата история рода Булагад, которая берет начало несколько веков назад. А моя бабушка относится к роду hэнгэлдэр подроду Ромол по линии матери. Согласно родословной моей бабушки, я вместе с моим братом отношусь к семнадцатому поколению рода hэнгэлдэр. Более подробно о родословном древе рода hэнгэлдэр написано в 2006 году кандидатомм физико-математических наук, доцентом Югорского государственного университета города Ханты- Мансийска Баиром Номоевичем Цыбиковым «Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол».

Я привожу лишь отрывок из этой работы: «Впервые из долины реки Лены в Баргузин пришло шесть семей из Абазаева рода. Они поселились в местности Яаригтын долоон нарпан — «Семь сосен Ярикты». это к юго-западу от теперешнего улуса Яригта. Это было примерно в 1620 году.   Через 100 лет сюда прибыли с реки Лена люди разных родов и поколений. Пришел с ними некуто пабай в доспехах и шлеме. Они поселились в местности Улаан эрьге, на северной сторонетБаруун Хунтэя, недалеко от теперешнеего Яриктинского улуса. Доспехи пабая хранили его потомки, потом унесли на гору Бархан Ундэр и там оствили как реликвии.  Доспехи и шлем до сего времени находятся там. Люди, поднимавшиеся на Бархан для пожертвования, видели их. (Записано со слов Буха Буянтуева и Санжи Харамова из улуса Эльпэнский Барагханского сомона БМАССР, 19 июля 1955 года/1, стр 257 )»

Ознакомившись с работой Б.Н. Цыбикова «Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол»., я поставил перед  собой цель: изучить и подробно раскрыть родословную своей бабушки. Но сейчас в своей исследовательской работе я хотел бы рассказать историюю семьи представителя рода hэнгэлдэр, моей бабушки Эрхитуевой Эренжид Цыдыповны.

 Мой прадед Цэрэнэй Цэдэп.
 
Отец бабушки, мой прадед, Цэрэнэй Цэдэп родился в 1890 году в семье бедного степняка Гармайн Цэрэн. Они жили в местности Арал вместе с семьями Бардаа Шагдартан, Моорхообтон, Мусхаатан, Малаахайтан, Аханхайтан. По рассказам моей бабушки его родители держали 1-2 коровы, несколько овец, в основном занимались охотой и рыболовством. В семье Цэдэп был самым старшим из семерых детей. Они рано остались без родителей и отец моей бабушки остался вместо отца, вся ответственность за большую семью легла на его ещё неокрепшие плечи.  Отец моей бабушки считался в молодости лучшим охотником, держал крепкое хозяйство. Несмотря на трудное, смутное время он поднимает своих братьев и сестер на ноги. Младшие братья Олмо, Буда обзавелись семьями и живут отдельно, подрастают младшие сестры. В то время в местности Хумоо жили семья Золтотон и молодой Цэрэнэй Цэдэп знакомится с дочерью Золто Дуудхээн и у них должен был появиться на свет ребенок. Но не суждено им было связать судьбу. Она умирает при родах, а дочь осталась жива. И мой прадед забирает у родителей свою дочь, сказав, что сам сможет вырасти и воспитать её. А было это в далеком в 1920 году. Изучив генеалогическое древо моей бабушки, я понял как богата наша родословная и уходит она глубоко корнями в прошлое. И я хочу вам представить генеалогическое древо моей бабушки по линии матери. (приложение №1)
 
Позже мой прадед женится на девушке из Яаригты  Гатабай Чимит. Семья скотовода Цыренова Цыдып Гармаевича и Цыреновой Чимит  Гатаповны воспитывают дочь Эренжид.

Моя бабушка Эренжид Цыдыповна.
 
С детства моя бабушка была любознательной, способной девочкой и, заметив способности  своей дочери,  родители решили отдать её в школу.  В 1928 году она была зачислена в 1 класс Элысунской Единой трудовой школы  рабочей молодежи в улусе Элысун, где был учителем Бардаев Шагдар Бардаевич. Несмотря на тяжелое время, родители дали своей дочери начальное образование. Желание  и стремление учиться дальше после успешного окончания начальной школы дали Эренжид Цыдыповне возможность продолжить учебу в Курумканской семилетней школе.  В то время не был организован подвоз детей в школу  из-за отсутствия транспорта, Эренжид с одноклассниками Цыренжид Андреевной Аюшеевой, Тыхеевой Санжи Элбеновной, Бухаевым Очир Мухтаровичем вынуждена была ходить в школу до Курумкана пешком. Но тяжелая болезнь прервала учебу Эренжид в шестом классе.
 
Лихие тридцатые годы…  Годы коллективизации, годы создания колхозов, артелей. И в нашем селе начали создаваться артели «Бата Байдал», «Одон». Людей, способных работать,  в артелях не  хватало, трудовое население не хотело идти работать в артели. И в это тяжелое время дети, еще не достигшие совершеннолетия, шли работать в артели. Им было всего по 13-14 лет. Моя бабушка начинает трудовую деятельность в 14 лет поваром в артели имени Кагановича. Работая здесь, она испытала все тяготы довоенного времени. В уборочную страду работала от зари до зари, а зимой вместе с другими женщинами заготавливали дрова со спичечный коробок  для тракторов.  У бабушки  была мечта стать образованной. В свободное от работы время она много читала, рассказывала своим близким новости, происходившие в селе, районе, республике из газет.

По рассказам моей тети, Ирины Очировны, отдавшей всю свою творческую жизнь служению детям, школе, моя бабушка была активной участницей всех культурных мероприятий, самой видной девушкой на селе. В семнадцать лет она выходит замуж за кадрового офицера Эрхитуева Очира Гысетхеновича, выпускника Ленинградского высшего военно-политического общевойскового училища. В 1939 году Очир Гысетхенович был направлен в качестве политрука в Туркестанский военный округ и молодая семья уезжает в город Мары Туркменской АССР. Но дальнейшей службе помешала война.  В 1941 году офицера Красной Армии Очира Гысетхеновича переводят в Ленинградский военный округ, и моя бабушка вынуждена была вернуться домой.  В этом же году родилась старшая дочь Лиза. В суровые  военные годы нужно было сохранить колхозы, артели, а в селе остались одни женщины, старики, дети. Но годы военной разрухи, голода не сломили их.
 
 «…Трудные были годы. Приходилось самим заготавливать дрова, сеять и убирать хлеб, копать картофель. Словом вся мужская работа упала на хрупкие женские плечи, детей, стариков. Но мы выдержали» — вспоминает бабушка.
 
1944 год. Кажется, скоро кончится война, вернутся мужья и отцы, сыновья и братья с войны. Не все вернулись с той страшной войны. Моя бабушка опять же принимает удар судьбы. В 1944 году геройски погиб под Ленинградом, защищая свою Родину её муж Очир Гысетхенович. Похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище в г. Ленинграде.
 
Послевоенное время… Разрушенные города, села. Овдовевшие матери, осиротевшие дети. Но жизнь продолжается… Нужно поднимать всё разрушенное войной. И моя бабушка, мать четверых детей, работает в колхозе чабаном, впоследствии поваром на полевом стане.  Здесь она всегда была на хорошем счету, уважали её за доброту и трудолюбие.  В 1949 году моя бабушка связала свою судьбу с ветераном войны Цыденовым Цыдып Цыремпиловичем. И моя бабушка на самом трудном участке, она вместе со своим мужем  работает чабаном колхоза  имени Кагановича.  В тяжелое послевоенное время колхозы с трудом поднимались на ноги: не хватало рабочих рук, не хватало техники, напряженная работа круглый год, постоянная нехватка кормов. Но, несмотря на это, люди работали самоотверженно. И моя бабушка всегда была в числе первых.

В 50-е годы семья Цыденовых перевыполняют план пятилетки, за что были отмечены Грамотой Обкома КПСС и совета Министров БМАССР за достижение высоких показателей в развитие овцеводства. Также в семейном архиве Цыденовых хранятся грамоты Райкома КПСС, Райисполкома, Правления колхоза  за  достигнутые успехи в работе. И в это трудное, ответственное время надо поднимать своих детей, а их в семье Цыденовых было в то время десять,  но моя бабушка никогда не падала духом, и учила детей не бояться трудностей.   В колхозе моя бабушка проработала до 1965 года. В 1965 году по состоянию здоровья бабушка была переведена на более легкую работу почтальоном, где проработала до выхода на заслуженный отдых. За свою долгую трудовую жизнь она выполняла самую тяжелую работу, но она никогда не жаловалась на свою судьбу.  За добросовестный труд, огромный вклад в развитие села награждена грамотами района и республики,  благодарственными письмами, а также званием «Ветеран труда». За плодотворный труд в отрасли почтовой связи она занесена в «Книгу Почета» районного узла связи.
 
Большая семья Цыденовых.
 
Бурятская пословица гласит: «Гансаhаа газар дуурэхэ». И это правда. Вместе с моим дедушкой ветераном Великой Отечественной войны Цыдып Цыремпиловичем вырастили десятерых детей.  Воспитала она своих детей трудолюбивыми, честными, достойными людьми, за что моя бабушка была награждена орденом «материнская слава» I, II, III степеней и присвоено ей почетное звание «» Мать-героиня». Все дети получили образование и работают во всех уголках нашей республики, в Читинской области. Старшая дочь Лиза, закончив Курумканскую среднюю школу поступила в Улан-Удэнкое училище №1, после окончания которой работала в Баянгольской средней школе. Сын Виталий- кандидат сельскохозяйственных наук, работает в Тункинском районе. Дочь Ирина — родилась в 1945 году, после окончания Улан-Удэнского педагогического училища работала в Элысунской средней школе, сейчас на заслуженном отдыхе. Старшии сын Эрхитуев Наган-Зана Очирович, 1948 года рождения, после окончания Барагханской средней школы служил в рядах Советской Армии. После Армии работал в колхозе им. Ленина.  С 1980 года — водителем Могойтинского ТП. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Сын Батожаб, 1956 года рождения, после окончания Барагханской средней школы поступил в Улан-Удэнский лесотехнический техникум, семья Батожаб Цыденовича проживает в Читинской области. Сыновья Галсан и Тумэн в настоящее время в селе Иволгинск Иволгинского района. Галсан очирович закончил БГПИ имени Д.Банзарова, является мастером спорта СССР  по стрельбе из лука, долгое время работал тренером ДЮСШ. Дочь Роза, 1954 года рождения, после окончания Барагханской средней школы поступила в Улан-Удэнский техникум связи, закончив его, вернулась в родное село и работал начальником почтового отделения села Барагхан до выхода на пенсию. Дочь Рита, 1961 года рождения, после окончания Читинского медицинского училища работала в Могойтуйском районе Читинской  области, с 1988 год работала санитарным фельдшером Баргузинской Санитарно-эпидемиологической станции, в данное время работает помощником главного врача Санитарно-эпидемиологической станции. Младший сын Солбон, 1962 года рождения, после службы в рядах Советской Армии, поступил в ГПТУ № 7 в г. Улан- Удэ. Затем вернулся в родное село и работал строителем в колхозе им. Ленина с 1983 года, с 1999 года работал в Элэсунской средней школе. Бабушка гордится тем, что среди её детей есть и ветераны педагогического труда, ветеран почтовой службы, мастер спорта. Я являюсь 24-ым внуком у бабушки и еше у бабушки 32 правнука. Сейчас наша бабушка еще бодрая и веселая. Несмотря на свой преклонный возраст, она помогает нам по хозяйству. Каждое лето к бабушке приезжают в гости дети, внуки.
 
Вот такая трудная и достойная, но счастливая жизнь у моей бабушки. И я желаю своей бабушке, чтобы она никогда не болела, была всегда радостной и прожила еще долгую счастливую жизнь.
 
Заключение

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надежные люди, которые  придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по- другому осмысливаем свое положение в настоящем!
 
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на возрастных членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придает устойчивость и стабильность обществу.

Издается в Челябинске с 1998 г.. Распространяется в Челябинской области. Специализируется на информационно-аналитических, справочных материалах по вопросам управления, информатизации, образования, науки и культуры Челябинска и области. Учредитель – предприниматель Татьяна Лурье. Периодичность издания – от 3 до 6 номеров в год. Тираж от 500 до 2000 экземпляров.

Ежегодно с 1999 по 2008 гг. один из номеров журнала полностью посвящался теме уральской генеалогии и включал материалы членов клуба генеалогов-любителей Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Выходил данный номер под названием «»Ветер времени» : Материалы к поколенным росписям российских родов. Урал.»

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 1999. – № 4 (дек.) – Содерж.: Генеалоги-любители на Южном Урале / Каменская Л. В. ; Генеалогия как историческая наука / Купцов И. В. ; Познавая прошлое – откроешь судьбу / Пастухов А. Л. ; Сотрудники Петра Великого. П. И. Ягужинский / Голомбиевский А. А. ; Графы Ягужинские / Купцов И. В. ; Поколенная роспись челябинца Г. И. Чайко / Г. И. Чайко ; Поколенная роспись рода Капустиных / Капустин А. В. ; Крестьянская семья Леванидовых – первоисток нескольких семейных династий Челябинска / Леванидова Е. Л. ; Семья купца Федора Пластинина / Леванидова Е. Л. ; Паденьские крестьяне / Федосеев А. В. ; Поколенная роспись мещан города Костромы Корегиных / Корегина Т. В. ; Некрополь Георгиевского монастыря / Купцов И. В. ; Воскресенское кладбище Каслинского района Челябинской области / Бухаров В. Л., Бухарова О. В., Есин А. В., Кленова А. А. ; Флаг семьи на карте / Поздеев В. В. ; Судьба семьи атамана Каширина / Апрелков А. В., Попов Л. А. ; Очерк о семье нижнетагильцев Богатыревых / Рыжова М. П.Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 1999. – № 4 (дек.) – Содерж.: Генеалоги-любители на Южном Урале / Каменская Л. В. ; Генеалогия как историческая наука / Купцов И. В. ; Познавая прошлое – откроешь судьбу / Пастухов А. Л. ; Сотрудники Петра Великого. П. И. Ягужинский / Голомбиевский А. А. ; Графы Ягужинские / Купцов И. В. ; Поколенная роспись челябинца Г. И. Чайко / Г. И. Чайко ; Поколенная роспись рода Капустиных / Капустин А. В. ; Крестьянская семья Леванидовых – первоисток нескольких семейных династий Челябинска / Леванидова Е. Л. ; Семья купца Федора Пластинина / Леванидова Е. Л. ; Паденьские крестьяне / Федосеев А. В. ; Поколенная роспись мещан города Костромы Корегиных / Корегина Т. В. ; Некрополь Георгиевского монастыря / Купцов И. В. ; Воскресенское кладбище Каслинского района Челябинской области / Бухаров В. Л., Бухарова О. В., Есин А. В., Кленова А. А. ; Флаг семьи на карте / Поздеев В. В. ; Судьба семьи атамана Каширина / Апрелков А. В., Попов Л. А. ; Очерк о семье нижнетагильцев Богатыревых / Рыжова М. П. 

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2004. – № 1 (сент.) – Содерж.: История рода, история края / Каменская Л. ; Издательство Татьяны Лурье (из энциклопедии Челябинской области) / Каменская Л. ; Где ты, ослепительный "Санси"? (исследование-эссе) / Рыжова М. ; 90 лет одиночества (из воспоминаний Таисии Ивановны Кульковой-Бахтиной) / Надеждин Г. ; Неизвестное о Неизвестном / Капитонова Н. ; История рода Канищевых / Канищев С. ; История семьи Родионовых / Михайлова Ю. ; Кто мы? (Список поселенцев приписанных крепостей) / Поздеев В. ; Возвращенные имена / Маслова Л. ; Кутья / Шушарин А. ; Бугор / Панов В. ; Далеко село родное / Панов В. ; Храм на крови / Кондрашин В.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, >Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2004. – № 1 (сент.) – Содерж.: История рода, история края / Каменская Л. ; Издательство Татьяны Лурье (из энциклопедии Челябинской области) / Каменская Л. ; Где ты, ослепительный «Санси»? (исследование-эссе) / Рыжова М. ; 90 лет одиночества (из воспоминаний Таисии Ивановны Кульковой-Бахтиной) / Надеждин Г. ; Неизвестное о Неизвестном / Капитонова Н. ; История рода Канищевых / Канищев С. ; История семьи Родионовых / Михайлова Ю. ; Кто мы? (Список поселенцев приписанных крепостей) / Поздеев В. ; Возвращенные имена / Маслова Л. ; Кутья / Шушарин А. ; Бугор / Панов В. ;  Далеко село родное / Панов В. ;  Храм на крови / Кондрашин В.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2005. – № 1 (июнь) – Содерж.: Генеалогическое просвещение – одно из направлений краеведческой работы Челябинской областной универсальной научной библиотеки / Каменская Л. ; Электронная библиотека "Летопись Урала" / Пережогина И. ; ХХ век в судьбах российской провинциальной семьи / Ершова Э. ; История в фотографиях / Коровин Г. ; По святой земле ходим / Еременко М. ; Два приговора / Кондрашин В. ; Из моей родословной / Исхакова Т. ; Песчинка двадцатого века / Копелиович М. ; Следы на земле / Надеждин Г. ; По прозвищу "черненький" / Ефимова О. ; Дижур / Капитонова Н. ; Белла Дижур в Нижнем Тагиле / Сырова Т. ; Где ты, ослепительный "Санси"? / Демидова Н.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2005. – № 1 (июнь) – Содерж.: Генеалогическое просвещение – одно из направлений краеведческой работы Челябинской областной универсальной научной библиотеки / Каменская Л. ; Электронная библиотека «Летопись Урала»/ Пережогина И. ; ХХ век в судьбах российской провинциальной семьи / Ершова Э. ; История в фотографиях / Коровин Г. ; По святой земле ходим / Еременко М. ; Два приговора / Кондрашин В. ; Из моей родословной / Исхакова Т. ; Песчинка двадцатого века / Копелиович М. ; Следы на земле / Надеждин Г. ; По прозвищу  «черненький»/ Ефимова О. ; Дижур / Капитонова Н. ; Белла Дижур в Нижнем Тагиле / Сырова Т. ; Где ты, ослепительный «Санси»? / Демидова Н.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2005. – № 2 (дек.) – Содерж.: Великая Отечественная война в судьбе моей семьи / Мардер Т. ; Моя родословная в судьбе России / Литвинова Е. ; Мой прадед Николай Кремлев (История страны и судьба человека) / Якимов А. ; А мы с тобой, брат, из пехоты (воспоминания рядового пулеметного роты) / Рыжов А. ; Мои предки из племени Водь / Ильина В. ; Я помню ее такой / Заломов К. ; Мой отец / Макарычев К. ; Песчинка двадцатого века (продолжение) / Копелиович М. ; Николай Михайлович Тихонов / Тихонов В. ; Военные годы в Челябинске / Надеждин Г. ; "Сороковые, роковые..." (по воспоминаниям моей матери Уржумцевой-Плотниковой) / Исхакова Т. ; Из дневников / Ершов С. Т. ; Кассир (рассказ) / Шушарин А. ; Память об отце / Федосеев А. ; Воспоминания дочери / Леванидова Е. ; Век солдата / Бастриков А. ; Крылья родины / Конищев С.

Инфор: информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2005. – № 2 (дек.) – Содерж.: Великая Отечественная война в судьбе моей семьи / Мардер Т. ; Моя родословная в судьбе России / Литвинова Е. ; Мой прадед Николай Кремлев (История страны и судьба человека) / Якимов А. ; А мы с тобой, брат, из пехоты (воспоминания рядового пулеметного роты) / Рыжов А. ; Мои предки из племени Водь / Ильина В. ; Я помню ее такой / Заломов К. ; Мой отец / Макарычев К. ; Песчинка двадцатого века (продолжение) / Копелиович М. ; Николай Михайлович Тихонов / Тихонов В. ; Военные годы в Челябинске / Надеждин Г. ;

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2006. – № 1 (дек.) – Содерж.: Оренбургское казачье войско. Войсковая летопись ; Семейные хроники за 200 лет в «интерьере» Оренбургского казачьего войска и отдельно взятой станицы / Любимов А. ; Древо жизни Белкиных / Белкин В. ; Ударница просвещения / Кузнецов Б. ; Майор интендантской службы И. Ф. Ефимов / Ефимова О. ; Волшебная цепочка уральских умельцев Гилёвых / Костарева Т. ; Синяя птица (рассказ) / Шушарин А.

Инфор: информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2006. – № 1 (дек.) – Содерж.: Оренбургское казачье войско. Войсковая летопись ; Семейные хроники за 200 лет в «интерьере» Оренбургского казачьего войска и отдельно взятой станицы / Любимов А. ; Древо жизни Белкиных / Белкин В. ; Ударница просвещения / Кузнецов Б. ; Майор интендантской службы И. Ф. Ефимов / Ефимова О. ; Волшебная цепочка уральских умельцев Гилёвых / Костарева Т. ; Синяя птица (рассказ) / Шушарин А.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2007. – № 1 (дек.) – Содерж.: На ветрах жестокого века (Род К. А. Мячина-Алексеевых в XX веке) / Моисеев А. ; Забытые имена героев русско-японской войны 1904–1905 гг. / Антипин Н. ; Памятник моей родословной / Дьячков И. ; Мой отец – военный хирург / Кислюк В. ; Род Кучиных (дореволюционный период) / Сураева Г., Калишев В. ; Без вести пропавший солдат / Поздеев В. ; Два с половиной века Коелги / Меньшикова М. ; Елизаветинские легенды / Окишева М. ; Мияская крепость / Поздеев В. ; Браконьер (рассказ) / Шушарин А. ; Поздняя весна (поэма) / Борисов С.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2007. – № 1 (дек.) – Содерж.: На ветрах жестокого века (Род К. А. Мячина-Алексеевых в XX веке) / Моисеев А. ; Забытые имена героев русско-японской войны 1904–1905 гг. / Антипин Н. ; Памятник моей родословной / Дьячков И. ; Мой отец – военный хирург / Кислюк В. ; Род Кучиных (дореволюционный период) / Сураева Г., Калишев В. ; Без вести пропавший солдат / Поздеев В. ; Два с половиной века Коелги / Меньшикова М. ; Елизаветинские легенды / Окишева М. ; Мияская крепость / Поздеев В. ; Браконьер (рассказ) / Шушарин А. ; Поздняя весна (поэма) / Борисов С.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2008. – № 1 (июнь) – Содерж.: «И дольше века длится день» (Моисеев родослов) / Моисеев А. ; Имя, вырванное из времени забвенья / Щапова Г. ; Мои предки-казаки / Новожилова А. ; И снится вещий сон / Статина Н. ; Окуджава в Нижнем Тагиле / Белавина И., Белавин Л. ; Родословная семьи Пушиных / Ракитин И. ; Наши харбинцы Шехеревы / Тонкошкурова С. ; Самая большая ценность семейного архива / Шувалова Е. ; Своим судом (рассказ) / Шушарин А. ; «В науку я шел долго и сложно» / Жаров С.

Инфор : информ.-аналит. журн. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; [ред.: Т. Лурье, Л. Каменская]. – Челябинск : Челяб. Дом печати. – 2008. – № 1 (июнь) – Содерж.: «И дольше века длится день» (Моисеев родослов) / Моисеев А. ; Имя, вырванное из времени забвенья / Щапова Г. ; Мои предки-казаки / Новожилова А. ; И снится вещий сон / Статина Н. ; Окуджава в Нижнем Тагиле / Белавина И., Белавин Л. ; Родословная семьи Пушиных / Ракитин И. ; Наши харбинцы Шехеревы / Тонкошкурова С. ; Самая большая ценность семейного архива / Шувалова Е. ; Своим судом (рассказ) / Шушарин А. ; «В науку я шел долго и сложно» / Жаров С.

25.11.2021

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ родословная моей семьи

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ родословная моей семьи

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ родословная моей семьи

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ родословная моей семьи

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ родословная моей семьи

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Рассказ родословная моей семьи

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

Проект «Моя семья»

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Л.Н.Толстой

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Актуальность проблемы: При беседе с детьми на тему « Что я знаю о своей семье» выяснилось, что дети очень мало знают о своей семье, о жизни бабушек и дедушек. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

         Тип проекта: индивидуальный, познавательно – творческий.

Сроки реализации: краткосрочный проект (1 мая – 6 июля).

Участники проекта:

• дети,

• воспитатели,

• музыкальный руководитель,

• инструктор по физической культуре,

• родители.

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

  1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  5. Укреплять детско–родительские отношения.

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

  • Ведущая ОО «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать представление о роли семьи в жизни ребенка; развивать интерес к различным профессиям
  • ОО «Физическое развитие»: формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; закрепление умения обращаться с просьбой к взрослым, благодарить.
  • ОО «Познавательное развитие»: понимать роль взрослых и детей в семье; учить называть членов своей семьи; воспитывать культуру поведения; обогатить знания о своей семье; развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям
  • ОО «Речевое развитие»: формировать у детей доброе отношение к своим родителям; учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта; продолжать работу над развитием связной речи; учить отвечать на вопросы; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • ОО «Художественно – эстетическое развитие»: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков; формирование устойчивого интереса к ИЗО деятельности; учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы; учить создавать несложные сюжетные композиции; вызывать радость от созданного детьми изображения; формировать навыки аккуратной работы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
  • Проявление уважение и забот ко всем членам семьи.
  • Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  • Понимание значимости семьи в жизни каждого человека

Формы реализации проекта:

  • Тематические занятия
  • Непосредственно – образовательная деятельность
  • Создание творческих работ детей и родителей
  • Заучивание стихотворений и пословиц
  • Составление рассказов

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение

Название игрового мероприятия проекта: «Наша дружная семья»

Продукты проекта:

  • Альбом «Семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи».
  • Газета «Моя семья».
  • Фотовыставка «Семейные традиции, увлечения»
  • Выставка «Наша дружная семья», «Кто главный в моей семье», «Дом, в котором я живу».
  • Музыкальный досуг.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

  • Создание условий
  • Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей
  • Подготовка материала – подбор книг со стихами, рассказами, пословиц, стихотворений, иллюстраций о семье.
  • Подготовка материала для продуктивной деятельности
  • Подбор информации через интернет
  • Пополнение развивающей среды
  • Подготовка детей к развлечению – разучивание песен, стихов, подбор музыкального репертуара, сценария к празднику, игры

2 этап: основной

  • Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье: О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка», З.Александрова «Посидим в тишине», Л.Квитко «Бабушкины руки», А.Яковлева «Мама», Л.Воронкова «Что сказала бы мама».
  • Оформление альбома «Семья».
  • Составление таблиц-схем «Моя родословная», «Герб моей семьи».
  • Оформление газеты «Моя семья».
  • Фотовыставка «Семейные традиции, увлечения»
  • Просмотр видеофильмов о семье: В.Катаев «Цветик-семицветик», р.н.с. «Снегурочка», «Морозко» и другие).
  • Викторины по сказкам.
  • Д⁄игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…».
  • Беседы «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг», «Как хорошо играть всем вместе».
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.
  • Изготовление подарков для родителей.
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
  • Выставка рисунков «Наша дружная семья», «Кто главный в моей семье», «Дом, в котором я живу».
  • НОД «Дружная семья», «Вместе весело шагать», «Неразлучные друзья — бабушка, дедушка, мама, папа и я».

3 этап: заключительный

  • Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
  • Определение развития перспектив развития проекта – создание условий в группе для составления самостоятельного проекта.
  • Оформление выставки и оформление альбома, и показ их для детей других младших групп.
  • Взаимодействие с социумом — отправка лучших портретов на выставку.
  • Проведение развлечения.
  • Выход на новый проект.

Результат:

1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность.

2. Дети с любовью относятся к своей семье.

3. Умеют составлять рассказы и знают об увлечениях своей семьи.

4. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.

5. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.

  • Рассказ родинка шолохов читать
  • Рассказ роль воды в жизни человека кратко
  • Рассказ рукавичка для детей
  • Рассказ ромео и джульетта краткое содержание
  • Рассказ рукавички читать астафьев