Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.
История разработки документов о правах ребёнка
Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.
Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.
В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.
Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.
По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.
Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.
Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.
Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.
В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.
С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться на официальном сайте ООН.
ОГКОУ
«Шуйский детский дом.»
Работа по проекту «Формирование семейных
традиций.»
«Права и обязанности в семье». Рассказ
детей и педагога о своей семье.
Выполнила Скоренкова Н.В.
Цель: Обобщение
и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
•
Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о
том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
•
Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
•
Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать
выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Словарь:
согласная семья, забота, обязанность, дети — сироты.
Предварительная
работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах
ребенка».
Оборудование:
песня «Мама для мамонтёнка», листы овальной формы (лепестки).
Ход занятия.
(Воспитатель
предлагает детям прослушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам
предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни) .
Воспитатель:
Кого ищет мамонтенок? (Ответы детей) .
Скажите,
куда вернется мамонтенок? (Ответы детей) .
Воспитатель:
Да, ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы
с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.
Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: «Семь –я! »
Воспитатель:
Как вы думаете. Что это значит? (Ответы детей)
Для
чего люди создают семью? (Ответы детей)
Что
такое согласная семья? (Рассуждения детей)
Самые
близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость
всей жизни.
(Детям
предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословицы) .
1.
«Родительское сердце — в детках».
2.
«Дети не в тягость, а в радость».
3.
«Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей)
Воспитатель:
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого дружная семья.
«Если
дочка не упряма,
Если
папа не сердит,
Если
бабушка на маму,
Исподлобья
не глядит.
Если
добрые слова,
Слышишь
с самого утра,
Значит
папа, мама, я –
Кто?
– Хорошая семья! »
Каждый
ребенок имеет право на жизнь.
Каждый
ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Каждый
ребенок имеет право на сохранение семейных
связей.
Права
детей записаны в специальном документе –
«Декларация
прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.
В
хорошей и дружной семье все помогают друг другу,
заботятся
о членах семьи.
Расскажите,
как ваши мамы и папы заботятся о вас?
А
у вас есть постоянные обязанности дома?
(ответы
детей)
Игра
«Наши добрые дела»
На
магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком,
вырезанным из бумаги, и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения
выполняют. (В конце игры подводится итог) .
Воспитатель:
Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель:
Да. Помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не
нарушались.
(Рассуждения
детей)
Игра:
«Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»
Игровой
этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел,
другая команда, отгадывает, затем меняются местами.
Воспитатель:
В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети
находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах.
О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры,
воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и
дружными.
Воспитатель:
Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о
ваших правах и обязанностях. Каждая семья это маленькая страна .
Воспитатель:
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда
и везде нам право поможет,
Как
хорошо, что есть права,
Они
великой силой обладают!
Желаю
вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого
ребенка была дружная и счастливая семья.
Физкультминутка
«Семейная зарядка».
Осенью,
весною, летом и зимою
Мы
во двор выходим дружною семьей.
Встанем
в круг по порядку
Каждый
делает зарядку.
Мама
руки поднимает
Папа
быстро приседает.
Повороты
вправо-влево
Делает
мой братик Сева.
Я
сама бегу трусцой
И
качаю головой.
В.:
Дети
в каждой семье есть свой талисман.
Это
небольшой предмет, который защищает от невзгод или приносит удачу.(например
,подкова ,домовой, ромашка, божья коровка .Их знает каждый. Божьи коровки очень
яркие, красивые. Вы знаете про них потешки.
Давайте,
слепим для своей семьи божью коровку из пластилина.
Показ
образца, раздача материала. Лепка. Молодцы.
- А
сейчас я предлагаю вам рассказать о своей семье, я же в свою очередь
расскажу о своей. Я думаю всем будет интересно. - Моя
семья состоит из 4-х человек. Это -я ,муж –Михаил и двое сыновей Артём
(11 лет) и Александр (19 лет).. - Я
очень люблю проводить время со своей семьей. К сожалению, это получается
не так часто, как хотелось бы. Но когда это получается, по вечерам мы стараемся
собраться все вместе. Это удивительное время. Этих минут я жду в течение
всего дня. Когда дела сделаны, мы собираемся на кухне за круглым столом,
делимся новостями, впечатлениями за день. - Недаром
издавна считалось, что стол — это место, которое волей-неволей объединяет
всех членов семьи, делает семью более сплоченной. В такие минуты мы не
только разговариваем о прошедшем дне, успехах и неудачах. Я и муж
рассказываем истории из своей прошлой жизни, когда мы были маленькими. Мы
смеемся от души. Даже не верится, что мы тоже были такими же непослушными,
шалили.
-
Дети любят отдыхать на море в Крыму (Феодосия, Алушта ). -
Море поразило их своей красотой, размерами и, особенно, оттенками
цветов. Оно всегда разное. Утром, когда восходит солнце, оно розоватое в
лучах солнца. Переливается всеми цветами радуги, и маленькие барашки
бегают по волнам.
- Отмечать
праздники в кругу семьи –наша традиция. Мы очень весело отмечаем праздники
и семейные торжества. На каждый праздник на столе много разнообразных блюд.
Это в первую очередь заслуга мамы. - Еще мы
очень любим выезжать летом на природу – это наша традиция. - Дети
очень люблю летние каникулы. В это время мы всей семьей ездим на отдых в
лес, Мы дышим свежим воздухом, купаемся в озере в Тепляково и играем. Жарим
шашлык Готовиться к поездке мы начинаем задолго до намеченного дня. Надо
не забыть взять ракетки для бадминтона, купальник. Детям очень нравится
аккуратно складывать свои вещи в рюкзак, проверять, не забыли ли чего?
Наступает долгожданный день, мы наконец выходим из дома и едем в
лес.
- Еще мы
очень любим грибы, в любом виде. Еще больше мне нравится их собирать.
Потому, что просто покупая грибы в магазине, ты лишаешь себя удовольствия
пройтись в тишине по осеннему лесу, вдохнуть аромат опавшей листвы или
хвои. Мне кажется, это ни с чем несравнимое ощущение. Главный мой
единомышленник и наставник в этом деле – мой муж. Он уже много лет
собирает грибы, очень хорошо в них разбирается и всегда знает, где лучше
искать. Когда приходит грибной сезон, мы всегда выделяем время на поездку
в лес в Горяново. - В
нашей семье принято трудиться с ранних лет. У нас есть дача на Мельничных
улицах. Как приятно сорвать огурчик весом полкилограмма, красный ,жёлтый,
чёрный помидор с ветки и отправить его в рот ,душистую зелень укропа,
петрушки покрошить в салат. Мальчики наперегонки носят воду из бочки и
поливают грядки. - С
трепетом в нашей семье относятся к семейной реликвии –письмам дедушки с
войны. Он был лётчиком. Сбил много фашистских самолётов , отмечен
наградами.Но и сам погиб в 1943 г. в сраженье с немцами.
В нашей
семье есть аквариум с рыбками. Дети любят кормить рыб по очереди.
- Думаю,
что в будущем, когда дети вырастут, у них появятся собственные семьи, и
все традиции нашей семьи, перенесутся в их семьи. Сейчас я думаю, что
у меня дружная семья, которой можно гордиться.
Информационная карта проекта.
Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.
Направление деятельности: нравственно-социальное.
Цель проекта:
Формирование у детей основ социально- правового сознания.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Краткое описание проекта.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова — это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком … , если бы я поймал золотую рыбку … , если бы я вдруг превратился в …;
дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови — не ошибись!», «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правами пользовались персонажи?»
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему «Я и моя семья» включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» — право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» — право на жизнь, «Буратино» — право на образование, «Заюшкина избушка» — право на неприкосновенность жилища, «Золушка» — право на отдых, «Доктор Айболит» — право на медицинскую помощь и т.д.
Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.
Выявлен:
% (12 чел.) — не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно — ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка
Сроки проведения проекта: сентябрь 20013г-ноябрь 2013г
Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).
Гипотеза:
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создать картотеку игр правового содержания.
Актуальность проекта
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
План реализации проекта
Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом. | |
Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка. Создание условий для проведения проекта. Составления плана. Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы | |
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач. Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка. | |
Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав. | Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой. |
«конвенция о правах ребенка» «Право на имя» «Право на жизнь» «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», «Право знать своих родителей и право на их заботу» | — К. Чуковский «Доктор Айболит» — К. Чуковский «Федорино горе» — Г. Х. Андерсен «Снежная королева» — Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка» — А. Толстой «Золотой ключик» |
Сюжетно – ролевые игры.
Игра «Спасатели»
Цели:
- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Игра «Дружная семья»
Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.
Беседы
«Я люблю свою мамочку».
«Беседы об ответственности и правах ребенка».
«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».
«Беседы о правах ребенка».
«Дети и взрослые. Что такое «право».
«Правила поведения по которым живем».
Совместная деятельность воспитателя и родителей
Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!» Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания. Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье». Анкетирование «Какой вы родитель? Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей» Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»). | Конкурс «Что я знаю о своем ребенке» «День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) — игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых. |
Второй этап. Организационно-практический
Занятия художественно-творческого цикла | Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром. |
Рисование «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)» Лепка «Красивый букет милой маме» Аппликация «Гадкий утенок», | Тема: «С кем ты живешь» Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию» Тема: «Что такое семья?» Тема: «Чем порадуем» |
Сюжетно-дидактические игры.
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам
«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.
«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».
Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
Проблемные ситуации:
Сказка «Репка»
У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
Средства связи
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Дети рисуют
У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Коммуникация:
Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».
Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.
Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».
Физическая культура:
Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».
Музыка:
Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».
Экологические игры:
Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.
«Что было бы, если из леса исчезли…».
«Береги природу».
Список использованной литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Полную версию работы можно скачать здесь .
Цели: Познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением, в игровой форме познакомить с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка; продолжить работу по формированию чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны, воспитание гражданского самосознания.
Ход мероприятия
1. Беседа.
– Когда-то в нашей стране жил удивительный человек, звали его Андрей Платонов. Он писал веселые и грустные рассказы, повести о том, как живет человек на земле, что берет у земли и что ей дает.
Этот удивительный писатель сказал: «Без меня человечество не полно». Я предлагаю вам подумать над этими словами Андрея Платонова. Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами. Как вы понимаете эту мысль?
– Я один из тех, из кого состоит человечество, и если меня нет, оно, человечество, уже не полно.
Открывается плакат с большим кругом.
– Представьте, что большой круг – это человечество, а каждый кружочек внутри круга- отдельно взятый человек. Представили? А теперь закроем один кружочек. Он пропал. Его нет. Место пропавшего кружочка пусто, так? А если мы поставим на это место другой кружочек? Почему что-то не то?
Мы помним, что на нашем плакате каждый маленький кружочек- это человек. Следовательно, каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество. Правда, здорово? И если всего лишь один человек пропадет, то человечество уже не полно.
– А как вы думаете, хорошее оно, человечество?
Отчего зависит, хорошее человечество или плохое?
– Это зависит от того , каков я и каков каждый из нас, таково и человечество
Значит, чтобы человечество было хорошим, нужно, чтобы каждый из нас был хорошим. Так ?
2. Игры «Кто я?», «Какой я?»
– А сейчас поиграем в две небольшие игры. Сначала мы проведем разминочную игру «Знакомство» или «Кто я?»( Начиная с учителя каждый ребенок представляется. «Меня зовут… Я люблю…» Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих.)
– Сейчас поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.(Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).
– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый. Щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок ,если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
3. Вывод по играм
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?
- Знать, что хорошо, а что плохо.
- Знать о том, как вести себя.
- Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.
4. Что такое «права человека»
– А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.
– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
- Мы – дети своих мам и пап;
- Мы – ученики;
- На улице мы – пешеходы;
- В театре – зрители;
- А еще все мы имеем права.
Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. (Ответы учеников)
Обобщим наши ответы. Посмотрите на таблицу. (Работа по таблице «Права человека)
Что такое | права | человека |
Совокупность правил, без которых он не может существовать | Совокупность представлений о достойном положении человека | Справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству |
Посмотрим, как определяется термин права человека в словаре (см. словарь).
5. Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка
10 декабря исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.
Декларация прав | человека | 10 декабря 1948 года | Содержит 30 статей |
1966 Международный пакт о гражданских и политических правах | 1966 международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | Конвенция против пыток и других бесчеловечных видах обращения и наказания | Конвенция о правах ребенка (намерения) 54 статьи Ратифицирована Россией в 1991 году |
Международный билль о правах
Какие основные права записаны в Декларации прав человека?
- Право на жизнь;
- Право на жилище;
- Право на образование;
- Равенство перед законом;
- Свобода совести и вероисповедания;
- Равенство прав мужчин и женщин;
- Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
- Право избирать и быть избранным;
- Право на неприкосновенность жилища.
Вся философия прав человека основана на несомненной ценности. Эта ценность – человек. |
Права человека – защита справедливости и человеческого достоинства. |
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанности государства охранять наши права.
Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.
Права взаимосвязаны и взаимозависимы. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Россией в 1991 году. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет, и права детей в ней рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач:
- выживания;
- развития;
- защиты;
- обеспечения активного участия детей в жизни общества.
6. Игра «Найди соответствия»
Теперь проведем игру по статьям Конвенции о правах ребенка
Игра «Найди соответствия». (На доске развешаны рисунки к статьям из Конвенции о правах ребенка (у автора). Детям раздаются тексты отдельных статей, и они находят соответствия статей к рисункам на доске)
Статья 1. Ребенком считается человек от 0 до 18 лет
Статья 3. Государство должно защищать детей и их права в первую очередь.
Статья 8. Государство должно защищать детей и их права в первую очередь.
Статья 7. Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить
Статья 9. Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают.
Статья 28. Ребенок имеет право на образование ( при этом государство обеспечивает по крайней мере бесплатное начальное образование).
Статья 30. В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.
Статья 32. Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, так как это может привести вред здоровью или помешать образованию ребенка.
Статья24. Каждый ребенок имеет право на лечение.
Как видите, дети имеют немало прав. Но вместе с правами что вы имеете безотрывно? Посмотрите на этот замысловатый узел, постарайтесь расшифровать его.
– В статье 29 Декларации прав человека записано:
«Но все права связаны с обязанностями».
Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.
Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. Вот мы опять вернулись к нашим человечкам, то есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.
7. Тесты «Дай определение», «Продолжи предложения», «Твоя версия»
(Ответы у автора)
1-ый столбик. Дай определение
Детские организации сегодня создаются:
- самими детьми;
- политическими партиями;
- государством.
Сегодня в России существует:
- более 1000 детских объединений;
- не более 100;
- 1-2.
СПО-ФДО – это
- Международное объединение детей и взрослых;
- Всероссийская организация для детей;
- Союз заинтересованных лидеров.
2-ой столбик. Продолжи предложения.
Права ребенка гарантированы и зависят
- от самого ребенка;
- от его родителей;
- от государства.
Право на свободу вероисповедания есть
- у каждого;
- только у взрослых;
- у учащихся школ.
Ребенком является
- тот, кто только родился;
- любой человек до достижения 18 лет;
- тот, кто считает себя таковым.
3-ий столбик. Твоя версия.
Права ребенка защищены как:
- свод законов и правил;
- возможности его развития;
- намерения.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована Россией
- в 1990 году;
- в 1989 году;
- в 1991 году.
Конвенция о правах ребенка – это
- Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими;
- Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения;
- Распоряжение Генерального секретаря ООН.
8. Подведение итогов. Вывод по занятию