Рассказ размазня чехов краткое содержание

Творческий путь антона чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. писатель в своих произведениях поднимал очень

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ «Малиновая вода» Ивана Сергеевича Тургенева вошёл в сборник «Записки охотника», опубликованный в 1852 году .

Главные герои рассказа

  • Савельев Михайло по прозвищу Туман — человек лет 70. Раньше он был дворецким у графа, затем был им отпущен на волю из крепостной зависимости.
  • Стёпушка — робкий старый человек, не имеющий родных и не получающий пособий.
  • Влас — бедный мужик лет 50, который не в состоянии платить барину оброк.

Другие персонажи

  • Рассказчик — помещик, увлекающийся охотой.
  • Граф Пётр Ильич — богатый вельможа старого века, у которого служил дворецким Туман. Любитель развлечений, фейерверков, банкетов.
  • Граф Валериан Петрович — сын Петра Ильича, очень строг с крестьянами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жарким летним днём охотник пришёл напиться к ключу «Малиновая вода». Там он встретил двух рыбачивших стариков: бедняка Стёпушку и Михайла Савельева по прозвищу Туман, ранее служившего дворецким у графа.

К источнику пришёл напиться Влас, мужик лет 50. Он ходил в Москву просить барина, чтобы он посадил его на барщину или сбавил оброк, так как сын, который работал в Москве извозчиком и платил за него оброк, умер. Барин прогнал его, сказав, чтобы не ходил к нему с таким делом, а донёс о нём приказчику.

Влас к приказчику не пойдёт, так как у него недоимки по оброку — сын не смог платить из-за болезни.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В жаркий августовский день рассказчик был на охоте. Дошёл он до речки Истры и ключа, который впадал в неё. Ключ люди называли «Малиновой водой». Напившись, охотник прилёг в тень.

У залива сидели и удили рыбу два старика. Один, высокий и плотный, был хорошо одет, а другой, маленький и худенький, был в заплатанном сюртучке.

Второй из них был Стёпушка из села Шумихино. Он жил у садовника в избёнке, построенной на месте пожарища господской усадьбы. Господа перебрались после пожара в другую деревню, а пожарище превратилось в огород. Там-то и обитал Стёпушка, у которого не было родных и который не получал никакого пособия. В огороде он целый день хлопотал — всё для еды.

Старик, сидящий у залива рядом с ним, был Михайло Савельев по прозвищу Туман, «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***».

Охотник разговорился со стариками, и Туман рассказал о том, как он служил у графа. По его словам, господин у него был добрый, так как если побьёт его, то быстро забывает об этом.

К источнику спустился мужик лет 50. Туман назвал его Власом и спросил, откуда он идёт. Влас ответил, что ходил в Москву просить барина, чтобы оброк ему сбавил или посадил на барщину.

У Власа умер сын, работавший в Москве извозчиком и вносивший за отца оброк. Сейчас Власу платить оброк не под силу. Барин не стал слушать Власа, прогнал его, сказав, чтобы он не смел ходить прямо к нему, что сначала должен донести приказчику. Но к приказчику Влас не пойдёт, так как за ним недоимка по оброку. Его сын около года болел перед смертью, поэтому не внёс и за себя оброк.

Рассказчик спросил, кто его барин. Оказалось, что это сын графа Петра Ильича, Валериан Петрович. Он посадил мужиков на оброк, хотя земли тут очень мало, а Москва, где можно заработать, далеко.

Влас подсел к рыбакам и пригорюнился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Малиновая вода» раскрыты темы:

  • взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве;
  • долготерпение русского народа.

Основная мысль (идея) рассказа «Малиновая вода»: крепостное право пагубно действовало и на крестьян, и на помещиков. И те и другие теряли человеческое достоинство, крестьяне страдали от неволи и бедности, помещики становились самодурами.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Иван Тургенев — Малиновая вода:
Краткое содержание

Рассказчик, барин и охотник, в августовскую жару вместе с собакой добрел до известного на всю округу ключа (родника) с названием «Малиновая вода». Родник этот бьет из берега и впадает в речку Исту. Здесь в любой зной прохладно, а трава – сочная и зеленая. Испив живительной влаги из берестяной черпалки (ее смастерил какой-то мужик для общей пользы), рассказчик приметил у речки двух рыболовов.

Один, высокий старик в опрятном кафтане и картузе, удил рыбу, другой, маленький мужичок в заношенном сюртучке, насаживал червяков на крючок. Это был шумихинский Степушка, человек без роду и племени, без крыши над головой, вроде крепостной – да ненужный и хозяину.

Был когда-то в Шумихино барский дом, да сгорел. Господа укатили жить в другую усадьбу, а в этой, разоренной, сколотили избушку да поселили в ней садовника Митрофана с семьей. Митрофан отвечал за поставки свежей зелени хозяину. Он же холил хозяйскую коровку заграничной породы, отродясь не дававшей молока. До пожара Степушка обитал за курятником или в предбаннике, а после – «притулился» к огороду. Ни к какому делу он не был приставлен, «пособий» не получал, ел что придется, и все больше молчал.

Подойдя ближе, рассказчик узнал и высокого рыболова: это был 70-летний Михайло Савельев по прозвищу Туман, крепостной, отпущенный на свободу, дворецкий разорившегося покойного графа Петра Ильича *** (автор не называет его фамилию). Нынче он обитал у болховского мещанина, владельца постоялого двора.

Михайло – любитель повспоминать бывшего хозяина. Граф Петр Ильич, «вельможа старого века» (времен Екатерины Второй) пирами и увеселениями славился на всю округу. Все съезжались в его огромный двухэтажный дом: поесть, поплясать, насладиться музыкой крепостного оркестра.

Так бы все и продолжалось, если бы не «матрески» (любовницы). Брал он их из простых. И одна Акулина графа лупливала по щекам, а племянника Михайлы в солдаты отдала за пустячный промах. Из-за таких вот и пошел барин по миру. Но человек был добрый, отходчивый: поколотит и позабудет. Умер граф в Петербурге, ожидая места для службы.

К разговору присоединился 50-летний крепостной мужик Влас в лаптях и с котомкой. Он напился из той же бересты, и заговорил с Туманом. С невеселым смехом Влас рассказал, что был в Москве у барина, сына того самого графа. Объяснял, что оброк в 95 рублей платить невмочь. А вот барщину потянул бы. Или в деревеньке другой, где землицы побольше, заработал бы.

Раньше сын, московский извозчик, помогал. Да беда: прохворал целый год и умер. Раскричался барин, что Влас его отвлекает. Эдакие пустяки мог бы и через приказчика передать, бездельник. Выгнал мужика за дверь. Выходит, Власу теперь с женой с голоду хоть ложись да помирай.

При рассказе этом даже Степушка встрепенулся от негодования. Делать нечего: мужики вернулись к рыбалке, примостился рядышком Влас. Сочувствуя его горю, уходил рассказчик под чью-то далекую заунывную песню.

Читательский дневник по рассказу «Малиновая вода» (из цикла «Записки охотника») Тургенева

Сюжет

Жара, рядом с холодным ключом «Малиновая вода» рыбачат мужики. Рассказчику-барину знакомы оба: старый Михайло Савельев (Туман) и Степушка из Шумихино. Первый был дворецким у беспутного драчливого графа, который умер в долгах. Второй – оборванец, безответный человек, всеми брошенный.

К Туману подходит мужик Влас. У него две беды: умер сын и оброк нечем платить. Хозяин его, москвич и графский сынок, скостить сумму отказался, выгнал вон. Теперь Власу с женой есть будет нечего. Рассказчику жаль мужичков.

Отзыв

Картины крепостной России. Помещики заботятся только о себе. Подневольный человек вынужден выживать. Обращение с людьми хуже, чем со скотом. Влас пошел прямо к барину не от наглости, а от отчаяния, как к хозяину, защитнику.

Вода – для всех, природа не разбирает: кто барин, а кто «заброшенный» человек (как Степушка). Яблоко от яблони недалеко падает (о графе и его сыне). Сытый голодного не разумеет (о господах и крепостных). Тема жестокосердия (графский сын не помог Власу, чей сын умер) и терпения. История учит видеть в каждом человеке личность, учит жалости.

Краткое содержание Тургенев Малиновая вода

Был жаркий август и как раз в один из таких дней герой оказывается на охоте. Он отправляется к ключу, который называется «Малиновая вода». Герой, попив водички, решил прилечь отдохнуть. Как вдруг заметил двух стариков, которые рыбачили. В одном из них он узнал Степушку.

Степушка жил в селе Шумихино у Митрофана, который работал садовником. Как странно бы это не звучало, но у Степушки не было прошлого. Они никогда ни с кем не разговаривал и откуда он родом не рассказывал. Митрофан не звал его к себе, но, тем не менее, не прогонял.

Степушка был трудолюбивым, поэтому занимался делами целый день. У Степы небольшое лицо, маленькие глазки желтого цвета, волосы, которые падают на брови, острый нос, уши, напоминающие как у летучих мышей, редкая борода.

В другом старике герой узнает Михайло Савельева, у которого было прозвище Туман. Когда – то он работал у графа, но получил от него вольную и проживал у мещанина, который держал почтовый двор. Это был большой дом, который некогда принадлежал как раз Петру Ильичу. Многие до сих пор помнят те балы, которые довались в этом доме. Но когда он разорился, то отправился в Петербуг, чтобы найти места, но скончался в гостиничном номере. Туман был у него дворецким. Это был приятный мужчина с доброй улыбкой.

Герой подходит к нему и начинает разговаривать. Туман начал вспоминать графа. Вспомнил охоты и пиры, которые давал граф, а также любовниц, которые у него были в большом количестве. Но самой привлекательной была Акулина.

Внезапно в овраге послышался шум. Вдруг оглянулись и заметили мужчину с котомкой. Туман назвал Власом. Он рассказал, что ездил Москву, чтобы просить барина снизить ему оброк или же дать ему барщину. У него умер сын, который помогал оплачивать оброк. Но барин только разозлился и прогнал его. Туман стал спрашивать у него, где же он теперь остановится, но Влас улыбаясь, сказал, что теперь он ничем не сможет заплатить.

Наш герой интересуется у Власа, сколько же ему назначили оброк. На что ему тот отвечает, что 90 рублей. Спустя 30 минут все герои разошлись.

Как и многие другие произведения Тургенева, в данном произведении показаны все сложности, с которыми сталкиваются крепостные крестьяне. И главным персонажем здесь выступает Петр Ильич. Он постоянно гулял, отвратительно обращался с крестьянами, ему безразлична их судьба и проблемы. Но все это как раз и способствовало его разорению.

Рассказ учит тому, что нельзя так жестоко относиться к людям, потому что придет время и все вернется, но с двойной силой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Малиновая вода. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Копи царя Соломона», написанном английским писателем Генри Хаггардом, повествуется о событиях 19 века.

«Домашний совет» — рассказ о семье Томилкиных, которая состоит из двух братьев-близнецов, Сани и Владика, и их родителей. Родители были учёными-физиками и работали в одном и том же институте.

Гоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме

Николаю Петровичу Чередниченко было чуть за сорок. Характер у него был серьезный, основательный, на работе Николай Петрович пользовался уважением. Но была у Чередниченко одна проблема – он был в разводе, одинок.

Повествование происходит в 18 веке, во время английской войны за испанское наследство с коалицией, в которую входят французы и испанцы. У правления в Англии стоит королева Анна, мягкая и нерешительная

Юрий Казаков — Тихое утро:
Краткое содержание

Русская деревня, середина 20 века. Туман перед рассветом, сонные избы, тишина. В этот час Яшка, местный мальчуган и рыболов, копает червей и готовит удочки. Сегодня он поведет на рыбалку москвича Володю. Он здесь на каникулах. Попросился вчера порыбачить.

На свист Володя с сеновала не вышел, пришлось звать. И сразу настроение испортил, заморыш. Сказал, что рано очень. Яшка стал подразнивать москвича в ботиночках. Но Володя и сам понял, как здорово выйти из дома таким вот утром. В дороге Яшка объясняет ему звуки деревни, природы: вот трактор, а это – утки, а там – дрозды.

Расположились на лучшем месте – у омута (бочага). Говорят, он бездонный. А если и есть дно, то там осьминоги. Людей караулят. Первая рыба у Яшки ушла. От досады он злится на недотепу рядом. Потом взял леща – и повеселел. И тут рыба потянула Володину удочку. Она у него в землю воткнута была. Мальчик схватился за нее – и свалился в воду. Яшка сразу понял: осьминог дурака потащил.

Со страху Яшка побежал. Вначале просто так, потом как бы за помощью. И понял, что некого тут звать. Надо самому. В рубашке и с сумкой прыгнул в воду. Володя схватил его мертвой хваткой за шею. После удара в живот отстал, погрузился на дно. Яшка вылез. Все как всегда, только он утопил человека. И Яшка ныряет, выносит бездыханного Володю.

Кладет на спину, разводит руки, давит на живот. А тот ничего. Мертвый, что ли. Яшка не может это пережить. И вдруг изо рта Володи льется вода. Яшка влюбленно смотрит на него, а после плачет. «От радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось». И что осьминог – вранье. И вообще. Плачет и Володя. А вокруг ребят – новый светлый ласковый день.

Читательский дневник по рассказу «Тихое утро» Казакова

Сюжет. Деревенский мальчик Яшка ведет москвича Володю рыбачить на омут. Володя тонет. Яшка хочет звать на помощь, а потом спасает мальчика сам. Оба плачут от облегчения после всего пережитого.

Отзыв. Смысл названия: кажется, что таким утром ничего плохого не может случиться. Основная мысль: победа над самим собой. Характер человека, и Яшки тоже, противоречив. В нем недобрые чувства к москвичу борются с добрыми. Тема совести, человечности, героизма. Яшка выдержал испытание. Володя дорог ему: ради него он преодолел свой страх. Не будет стыдно смотреть людям в глаза. Не надо будет всю жизнь себя винить. Володя плачет, потому что узнал, как легко и просто мог умереть. Рассказ учит мужеству, дружбе, взаимовыручке, ответственности.

Краткое содержание Тихое утро Казакова

Яшка проснулся очень рано, несмотря на то, что сон перед рассветом самый крепкий, а голова сама так и тянется к подушке. Одевшись и позавтракав, мальчик взял удочки и вышел из дома.

Деревня окутана туманом, и Яшкина избушка словно в центре крошечного мира. Постояв на крыльце, Яшка направился к риге, где ржавым косарем раскопал землю, чтобы набрать красных и лиловых склизких, холодных червей. С полной банкой Яшка пробрался дворами к сараю, где как раз ночевал его друг Володя, и разбудил его.

Володя, сонный, с сеном в волосах и за шиворотом рубашки, долго собирался и возился на сеновале. Яшка ради него встал гораздо раньше обычного, хотел показать рыбные угодья, а москвич лишь спросил, без тени восхищения: «Не рано?»

Вся прелесть утра для Яшки была уже испорчена, и он с презрительным видом наблюдал, как Володя надевает ботинки на рыбалку, зло подшучивал и уже начал жалеть, что ввязался во всё это дело. Володька – не рыбак, а заморыш, совсем не то, что братья Воронковы!

Пока ребята шли к реке, Володя казался себе жалким и нелепым, злился на Яшку за его слова, но в то же время завидовал приятелю: его босым ногам, старым рубахе и штанам, которые уже повидали виды, сумке для рыбы. Сразу видно, что Яшка знает толк в рыбалке.

Напившись воды в колодце, друзья отправились к «омуту» – самому рыбному месту. По пути Яшка отвечал на вопросы и рассказывал всякие истории. «Тут и дна нету!» – сказал он уже на нужном месте и предупредил, что в воду засасывает, опасное место.

Размотав удочки и поделившись червями, мальчик указал туда, где будет клевать, и сам закинул удочку. Первая рыба у Яшки ушла, пока он помогал приятелю с удилищем, а потом клёв пропал, как ни упорно ждал рыбак движения поплавка. Всю вину он мысленно приписал Володе, так как тот рыбу ловить не умел и, вероятно, ушедшая добыча распугала остальных.

Наконец поплавок задёргался. Это оказался большой лещ. Вдруг удочка Володи начала сползать по склону. Он успел ухватить ее, но кусок земли под ногами тоже пополз вниз. Володя упал в воду и бился, шлёпал руками в трёх метрах от берега. Яшка струсил и, на трясущихся ногах выбравшись к дорогое, хотел было побежать в деревню, но остановился. Убегать было нельзя, и помощи никакой не было. Единственный выход – спасать Володю самому.

Мальчик быстро скинул штаны и подплыл к почти скрывшемуся под водой приятелю. Схватив того за руку, он потащил тонущего к берегу, но сам чуть не захлебнулся под весом Володи. Высвободившись, Яшка второй раз нырнул за мальчиком и в этот раз всё-таки вытащил тело из омута.

Володя пришёл в чувство и закашлялся, избавляясь от воды. Яшка заревел от пережитого напряжения, страха и облегчения. Володя тоже начал плакать.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать друга в беде, как бы ни было страшно. Необходимо перебороть себя и помочь человеку, иначе потом всю жизнь будет мучить совесть.

Подробный пересказ Казаков Тихое утро

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся рано утром, чтобы идти на рыбалку. Накануне на рыбалку вместе с ним напросился городской мальчик, которого звали Володя. Он приехал из Москвы и гостил у родственников. Яшка и сам не знал, зачем согласился его взять.

Яшка поел хлеба с молоком, надел старые штаны и рубаху и пошел копать червей. Было еле светло, над полями висел туман, был слышен звон молотков в кузнице.

Накопав червей, Яшка пошел на соседский сеновал, чтобы разбудить Володю. Володя разозлил его, спросив, не рано ли они собрались рыбачить. Яшку раздражало в Володе все: и то, что он не оценил того, что Яшка заранее накопал червей, и то, что он надел ботинки, не понимая, что на рыбалку ходят босиком.

Яшка злился на Володю за то, что он, москвич, избалованный неженка, надел чистую новую одежду и ботинки, чтобы идти на рыбалку.

Володя слушал, как Яшка издевается над его ботинками, как советует ему надеть галстук, калоши и пальто, и ему очень хотелось поссориться с Яшкой и, разревевшись, пойти домой. Но зависть и злость заставили мальчика сдержаться. Он завидовал тому, как просто Яшка ходит босиком, его рваным штанам и грязной сумке через плечо.

Ему казалось особым шиком ходить так, как ходит Яшка, – небрежно, играя плечами, спиной и даже ушами. Ему, московскому городскому мальчику, Яшка казался недостижимым идеалом.

Володя злился на Яшку за то, что он «воображала». Ему казалось, что все, и походка, и одежда Яшки – притворство и желание показать себя.

Пока мальчики шли к омуту, Яшка перестал злиться на Володю. Он понял, что тот ни разу не ловил рыбу, и ему даже стало жалко незадачливого москвича.

Когда мальчики сидели и ловили рыбу, Яшка рассказывал Володе о том, какие огромные сомы водятся в омуте. Они обсуждали деревенскую байку об осьминогах, которые затягивают людей под воду, ведь именно поэтому в этом омуте никто не купается.

По дороге на рыбалку Яшка почувствовал нечто похожее на покровительство к мальчику-москвичу, которому невдомек, как поет дрозд, как шумят трактора, какая рыба водится в омуте и как копать червей.

Рыбалка не задалась. Володя не умел рыбачить, кроме того, он мешал Яшке ловить. Рыба срывалась с крючка, и Яшка стал злиться. Когда у Володи стало клевать, он, увлекшись, случайно упал в воду. Яшка сначала не понял, что произошло. Сообразив, что к чему, мальчик побежал за помощью. Рядом никого не было, и, обернувшись, он с ужасом увидел, что Володи уже почти не видно в омуте, а видна только его темная макушка.

Яшка побежал обратно, стал снимать штаны, а потом, в рубашке и с сумкой через плечо, кинулся в воду. Ему пришлось несколько раз нырнуть, чтобы заставить себя открыть глаза в воде и увидеть, что Володя зацепился ногой за какое-то растение.

Отцепив мальчика, Яшка вытащил его на поверхность воды, и чуть сам не поплатился жизнью, потому что Володя схватился за него и потянул под воду. Яшке потребовалось много сил и сноровки, чтобы вытянуть Володю за рубашку и затащить его на берег.

Когда Яшка вынес городского мальчика на берег, ему пришлось перевернуть его, чтобы вода вышла из горла. Откашлявшись, Володя никак не мог опомниться и все повторял: «Как я тонул, ты видел?»

Когда Яшка немного пришел в себя, он не выдержал и заплакал. Это были слезы радости от того, что Володя не утонул. Мальчик стыдился своих слез и старался не глядеть на друга. Это были уже вполне взрослые слезы, так как мальчик впервые столкнулся с возможной смертью, которая страшнее, чем придуманные деревенские байки про сомов ростом с крокодилов или осьминогов, живущих в омуте. Смерть, которая подошла так близко, была проста и страшна: на твоих глазах умирает человек, который совсем немного времени назад ходил, разговаривал, жил.

Автором рассказа блестяще переданы все оттенки детских настроений: желание похвастаться и порисоваться, обида, раздражение и гнев, презрение к тому, кто живет не так, как привык ты сам, и не умеет того, что умеешь ты. И вот все эти детские эмоции тают в одночасье, и у мальчика, возможно, впервые в жизни в душе появляется вполне осознанное чувство ответственности за того, кого он сам привел на рыбалку и кого не смог уберечь.

Возможно эти, вполне зрелые и взрослые чувства, и сформировали душу Яшки в дальнейшей его жизни, и читатель верит в то, что долг, совесть, любовь к людям будут сопровождать его и дальше.

Пережив ужас близкой смерти, мальчики как будто впервые увидели прекрасное тихое утро, которое могло стать последним.

Главный смысл произведения — друг познается в беде.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Казаков. Все произведения

Тихое утро. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Накануне Оля допоздна читала книжку, и утром бабушке никак не удавалось разбудить ее в школу. Когда, наконец, она растормошила внучку, та никак не могла отыскать свои вещи

Катерина Петровна доживает свои дни в селе Заборье в старом деревянном доме, построенном ее отцом-художником. С каждым днем пожилой женщине все хуже: она плохо видит, тяжело встает по утрам и не выходит из дома

Популярный фильм о всемогущем Фантомасе вызвал восторг у детворы. Подражая непобедимому злодею, мальчишки включились в своеобразную игру. От имени Фантомаса они писали и подбрасывали соседям остроумные на их взгляд записки

Шеф член-корреспондентов Голицын взбудоражил своей новостью сотрудников лаборатории номер два. Он отдал распоряжение о назначении Сергея Крылова на должность начальника лаборатории.

Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.

Краткое содержание рассказа «Тихое утро» Ю. П. Казакова

Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Тихое утро» главные герои:

  • Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
  • Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

«Тихое утро» очень краткое содержание

Ю. П. Казаков «Тихое утро» краткое содержание для читательского дневника:

Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.

Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

Выводы:

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Короткий пересказ «Тихое утро»

Краткое содержание «Тихое утро» Казаков:

Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.

Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.

Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.

Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.

Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут. Он начинает тонуть.

Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.

Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.

Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.

Заключение:

Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.

Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков

«Тихое утро» Казаков краткое содержание произведения:

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.

Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.

Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Немедля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Главная мысль:

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх. Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Читайте также: Рассказ «Сашка» Кондратьева, написанный в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сашка» по главам. В его основу легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом. Пересказ повести будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Видео краткое содержание Тихое утро

Сюжет увлекательного произведения Юрия Казакова о возможности существования настоящей дружбы между совершенно непохожими детьми раскроет краткое содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника.

Жизненный путь Антона Павловича Чехова был весьма интересен, и в нем имело место быть очень многое из того, что интересно и актуально для людей в нынешнее время. Антон Чехов в своих творениях освещает весьма сложные и важные проблемы в жизни людей, он мастерски заставляет почитателей своего творчества размышлять над прочитанным и думать, как бы поступили персонажи, или они на их месте. А рассказ «Невеста» писатель создал, дабы привлечь внимание к обострению «женского вопроса» в обществе, конкретно – выбору пути, который принадлежал бы именно им, чтобы их не сковывали рамки условностей патриархата и устаревших моральных устоев.

В этом рассказе показана безрадостная, ненужная и пустая жизнь обычных обитателей из провинций. Эти люди не имеют стремления ни к чему. Они опустошены изнутри. Рассмотрим коротко содержание этого рассказа.

Глава 1

Главная героиня рассказа – молодая девушка Надежда Шумина,  она проживает совместно с семьей, состоящей из бабушки Марфы Михайловны и матери Нины Ивановны. Они заняты тем, что принимают гостей – мать Надежды разговаривает со священником Андреем, кроме него еще его же сын, которого зовут так же, как и отца. Кроме него – Саша, давний друг семьи, а точнее, его мать дружила с бабушкой Нади.

Беседа о предсвадебных приготовлениях Надежды, которая должна выйти замуж за сына отца Андрея. Она и сама того желала весьма продолжительное время, но отчего-то теперь грустит, и ей не спится ночами. Ей боязно новой жизни, которая будет скучной.

Надя вышла на улицу, вместе с нею – Саша. Он происходил из дворянского рода, который обеднел.  Мать его умерла, и над ним на время взяла шефство Марфа Михайловна, она отправила его учиться живописи, но у парня не задалось – он едва окончил курс, а работал не по профессии, из-за слабоволия и слабого здоровья – он болел чахоткой. Молодой человек зарабатывал на жизнь, работая в столичной литографии.

Однако, несмотря на слабую волю и здоровье, язык у Саши был хорошо подвешен, и он умел им качественно работать – он обладал даром красноречия и пламенности. И в рассуждениях у него это проявлялось как нельзя лучше. Они стали обсуждать мать Надежды. Саша признал имеющиеся достоинства этой еще молодой женщины, но отметил, что ее челядь обретается в антисанитарных условиях быта. И обеим хозяйкам в семье все равно, как складывается судьба их прислуги, хоть они и выглядят наиболее гуманными из своего сословия.

Кроме того, слабовольный чахоточный подвергает основу быта и нравов семейства Шуминых критике, ведь основа эта – лень с пустотой.

Из-за этого Надежда обиделась на Сашу.

Он всегда, по приезду своему к ней в гости, ставит ей в упрек однообразность и бесполезность существования ее семейства. Саша считает, что надо учиться, а делами заниматься полезными. Раньше девушка несерьезно относилась к словам Саши на этот счет, но теперь, в канун своего бракосочетания, она задумалась над сказанным.

За столом ей было скучно – разговоры на много раз обсуждаемые темы она слышала неоднократно, и теперь, в свете грядущих событий, они только служили доказательством того, что девушка опасается рутины не зря. В своих опасениях она пошла спать.

Глава 2

Сын священника показал себя в глазах Надежды человеком красивым, наделенным умом и добротой. И, благодаря этим его качествам, девушка решилась сочетаться браком с ним, однако, теперь она заколебалась.

Поутру девушка повстречала свою мать, которая занималась мистическими обрядами и спиритизмом. Раньше Надя считала эти занятия проявлением чего-то нового и необычного, но со временем привыкла и видела в этом нелепость и ограниченность. А мать ее не понимала.

А после утреннего приема пищи к Наде вновь обратился Саша, который говорил о том, что считал жизнь семьи Шуминых ненужной, бессмысленной и серой. Саша просит девушку уехать, дабы она смогла устроить свою жизнь по-другому, чтобы она стала образованной и интересной женщиной, и ее жизнь была полезна социуму.

Девушка сомневается все больше, ведь на носу бракосочетание, однако, она все больше уверяется в правоте слов Саши. И любовные признания, написанные Андреем, она когда-то прочитала в одном романе. Думая о своих с ним отношениях, ей вспомнилось, что ее мать мужа своего не любила, а овдовев, она жила, повинуясь матери покойного мужа. Ей стало жалко мать в ее положении.

Глава 3

Чем ближе был день свадьбы Нади, тем реже стал оставаться в гостях Саша, пока совсем не перестал приходить, потому что ему было противно от того, что Надя обречет себя на повторение судьбы своей же матери. Но его уговорили зайти погостить еще чуть-чуть, хоть до начала июля.

Андрей решил показать будущей супруге нанятый для них дом. Девушка осмотрела комнаты и мебель, украшения в доме и увидела во всем этом для себя лишь пошлость. Девушка понимает, что Андрей ею нелюбим. А осознание этого усугубляется тем, что Андрей – лентяй, и не любит трудиться.

Надя поняла, что Саша был прав, когда говорил о том, что Андрей ничего не желает делать. Андрею противно от одних только мыслей о труде, не говоря уже о том, чтобы он сам им занимался. Андрей считает, что в России такое мышление – в порядке вещей. Надежда была опечалена этим открытием.

Глава 4

Надежда признается матери, что не любит своего жениха и не желает сочетаться с ним браком, после чего испрашивает разрешения у матери уехать в другой край, поскольку не желает себе скучной и рутинной жизни. Но мать девушку не понимает и предлагает ей все стерпеть, на что Надежда взрывается и, ведомая праведным гневом, начинает пороть правду-матку о бессмысленности и пустоте жизни их семейства. С этим откровением ее мать соглашается и откровенничает в свой черед – она тоже хочет освободиться от семьи, ведь из нее сделали старуху против ее воли. После этого ее одолевают слезы, и она горько плачет.

Надежда же дожидается утра, после чего отправилась к Саше и призналась, что та жизнь, которую он критиковал последнее время, ей не по нраву и знакомит его со своим планом. Но вдвоем они создают новый план – якобы, проводя Сашу, Надежда отправляется на вокзал, где садится в идущий на столицу поезд, откуда потом она переезжает в Петербург, где учится. План нравится обоим, тем более, Саша рад за образумившуюся девушку и берется ей помочь.

Глава 5

Им удается успешно сбежать из города по составленному плану, и в вагоне Надя загрустила, заплакала и начала молиться. Саша ее утешал, аргументировано убедил ее в правоте принятого ею под его давлением решения и сказал, что ей точно не придется жалеть о содеянном. Надя верит ему, но боится будущего и с опаской и надеждой смотрит в окно вагона.

Глава 6

По прошествии года, Надежда возвращается домой – мать с бабушкой простили ее бегство из-под венца. Девушка успешно сдала свою аттестацию. В столице она неожиданно повстречала Сашу, который был тяжелобольным на тот момент, и собирался податься на Волгу, поправить здоровье. Надежда была уже образованной девушкой и набралась за этот год ума, и теперь Саша казался ей простодушным, понятным провинциалом, однако она сердечно поблагодарила его за то, что в свое время он ей дал толчок и помог сбежать.

По приезду домой Надежда ощутила себя чужой в родном городе, где она родилась и выросла, ей все здесь казалось однообразным, старым и рутинным. Город словно пустует, людей в нем мало. Потолки, которые были низкими в доме Шуминых, являлись своеобразной метафорой монотонной, пустой жизни.

Родные Надежды испортились еще больше – они стали более старыми и дурными за прошедший год.  Их губил праздный и монотонный образ жизни. Они простили своей внучке и дочери побег, но их жизнь поменялась – их общественное положение ухудшилось.  Дворянские условности давили на них, и теперь к ним нельзя приходить гостевать, а еще они не могут свободно разгуливать по улицам, ведь все внимание людей до сих пор приковано к ним, окружающие их обсуждают и смотрят на них. А дети дразнят Надежду невестой, кричат ей это вслед.

Марфа Михайловна после вести о бегстве Нади из-под венца слегла и чуть не умерла, пролежав бездвижно около трех дней. Однако, тем не менее, она ее простила и оправилась. Мать же девушки увлеклась философией, и регулярно молится.

Саша отправил письмо Надежде, в котором рассказал о том, что, путешествуя, попал в больницу. Позже Надежда узнала, что он умер от болезни. Она не удивилась его смерти, но почувствовала себя полностью чужой в своем городе, ведь умер единственный человек, который желал ей добра и помог вырваться из цепей условностей и пустоты. Она понимает, что став свободной, она стала ненужной здесь. Девушка желает себе другой жизни и уезжает из города, надеясь, что больше никогда не вернется обратно.

Выводы

Считается, что в данном рассказе Чехов продемонстрировал новаторский образ жизни молодежи новых поколений – тяга к осмысленной и полезной для общества жизни, которая пересиливает моральные устои и старые общественные условности. Писатель продемонстрировал, каким образом такие новаторы желают изменить жизнь в стране в лучшую сторону.

По сути, этот рассказ весьма реалистичен для той поры, ведь в нем показаны события, происходящие во второй половине XIX века, когда эти самые новаторы, стремясь обрести истину и добиться желаемого, создавали революционное движение, которое в начале XX века привело к революции, к свержению власти в России, и к образованию нового государства – СССР, которое избавилось от былых условностей и пережитков прошлого.

«Человек в футляре» — небольшой рассказ Чехова, содержащий элементы гротеска, сатиры и философских размышлений о сущности человеческой личности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам вспомнить, о чём это произведение, благодаря краткому содержанию, которое представлено ниже. Его прочтение освежит в памяти основные события из рассказа и может послужить в качестве аргументации в сочинениях. Здесь представлен не только сюжет, но и отзыв, который содержит анализ произведения в сокращении. Приятного просвещения! 


Краткий пересказ (502 слова): «Человек в футляре» — произведение А. Чехова, в котором историю жизни главного персонажа обсуждают после его смерти несколько отдыхающих охотников: ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассуждали о том, какие разные характеры бывают у людей. Буркин перешёл к рассказу о своём коллеге, который недавно преставился. Это был учитель греческого языка Беликов. Он и есть человек в футляре.

Беликов жил уединённо, и его жизненным принципом было следующее: если что-то конкретное не разрешено правилами, уставами или прочим, значит, что это запрещено и делать этого нельзя совершенно. Не только его принципы были ограничены. Весь внешний вид Беликова твердил о закрытости: всегда ходил с зонтом и в калошах, для любого предмета у него был чехол или футляр. Этим он как бы закрывался от внешнего мира. Часто восторгался звучностью мертвого (не используемого) древнегреческого языка.

Для Беликова было яснее и понятнее читать про то, что запрещено, так как в тех вещах, которые разрешались, для него было что-то сомнительное, он находил там какие-то неразрешимые скрытые вопросы, и потому не любил, когда читал про какие-то позволения. Его мнительность заражала всё педагогическое окружение: остальные тоже начали переживать, как бы не дошло до начальства, например, что молодежь иногда проказничает. 

Также Беликов часто пугал товарищей своими посещениями. Он мог просто прийти и молча сидеть в квартире коллеги, и также молча уйти.

Далее рассказывают о поворотной ситуации в жизни учителя греческого языка: он, оказывается, однажды чуть не женился. Это была Варенька, сестра тогда нового учителя географии Коваленко Михаила Саввича. Это немолодая, лет 30, но высокая, чернобровая, шумная любительница малороссийских песен. Тогда у педагогов появилась мысль их женить, так как оба уже немолоды, а благосклонность друг к другу проявляют. Такой серьёзный шаг, как брак, как-то плохо повлиял на Беликова — он стал выглядеть ещё более болезненно, похудел. 

Как-то случилось так, что какой-то художник нарисовал карикатуру на Беликова и Вареньку. Картинку получили все, и это ужасно расстроило учителя греческого языка. Ещё в тот день он увидел, как Варенька, женщина, на которой он собирался жениться, катается с братом на велосипедах. Он недоумевал, прилично ли женщине, а также педагогу, ехать на велосипеде? Вечером он пришёл в дом к Коваленко, однако, застал там только брата, которому попытался внушить, что кататься на велосипеде преподавателю нельзя, на что тот рассердился, вытолкал из квартиры, после чего Беликов не удержался на ногах и скатился с лестницы. Варенька, которая в этот момент вошла в дом, подумала, что жених упал случайно, по рассеянности, и засмеялась. После этого сватовство кончилось. Беликов убрал портрет Вареньки со стола, перестал вставать с кровати, а слуга его, Афанасий, даже спрашивал у Буркина, который зашёл проведать товарища, не нужен ли господину доктор. Сам же учитель греческого языка общаться отказывался. Через месяц умер. Рассказчик вспоминает счастливое выражение лица Беликова, словно он рад, что теперь навсегда останется лежать в футляре, из которого ему не выйти никогда. Также отмечается приподнятое настроение после похорон, будто после смерти человека в футляре появилась какая-то свобода. Буркин рассуждает, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, которые не хотят вылезать из своего футляра и тянут остальных с собой. 


Отзыв (279 слов): «Человек в футляре» — хорошее произведение, которое демонстрирует ограниченность человека, склонного всю жизнь смотреть на вещи однобоко, так, будто любое нововведение опасно и недопустимо. Мое мнение о нем, как и мое отношение к творчеству Чехова в целом, положительное, ведь проблема Беликовых и их тлетворного влияния остается актуальной по сей день.

Прототипом Беликова мог быть публицист М. Меньшиков, хотя образ героя скорее собирательный, так как Чехов упоминал и своего брата: он тоже в любую погоду носил с собой зонтик. Именно это произведение породило нарицательный термин «человек в футляре», то есть такой человек, который закрывается ото всех и от мира, погружая себя в какую-то оболочку, чехол. В обозначении и описании этого феномена и состоит главная мысль рассказа «Человек в футляре». Автор заставляет нас задуматься, насколько мы свободны от своих предрассудков? Такое впечатление, что каждый герой его рассказа избирает свой футляр, но ни один из них не находит счастья в тесных рамках зоны комфорта.

Чему учит рассказ «Человек в футляре»? Читатели и критики отмечают, что произведение начинается на комической ноте, а заканчивается серьёзным размышлением. Так, Буркин задумался, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, ведь они заражают своим ограниченным мышлением других. 

Что можно почерпнуть из рассказа? Не стоит прятаться от внешнего мира в кокон, а также не стоит поддаваться пагубному влиянию тех людей, которые уже там. К тому же, не всякое позволение означает хаос и вседозволенность. Люди склонны совершать и ошибки, и хорошие дела, что вовсе не должно регулироваться запретами и ограничениями. Человек наделен свободой выбора, и в этом проявляется его сущность.

Таким образом, этот рассказ может служить назидательным примером для тех, кто привык вписываться в рамки. Для других читателей автор приготовил другой урок: не стоит пытаться насильно вытащить человека из них.

Автор: Александра Новикова

  • Рассказ радио об электрическом токе
  • Рассказ разбавленный водой 7 букв сканворд
  • Рассказ р брэдбери все лето в один день краткое содержание
  • Рассказ пыль бунин краткое содержание
  • Рассказ пушок 2 класс