Тема: Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.
Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Ученики делают необходимые записи в тетради
Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус.
Ответ: летопись
Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ
Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.
Учитель: Что такое история?
Предполагаемый ответ: История — это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.
Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.
II. Актуализация знаний.
- Ассоциации (СЛАЙД №3)
Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.
Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?
Учащиеся: Пётр Первый.
Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.
Дети подбирают ассоциации к словам на слайде: золотая, ледовое, златоглавая, смутное, грозный, книгопечатник
Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров
Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.
Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)
Убрать слайд.
Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.
Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.
Проверка
В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.
- Повторение понятий простые и сложные слова.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.
Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ)
Учитель: В какую группу отнесём слово летопись?
Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.
Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.
Учащиеся: Летопись — запись исторических событий древнего времени по годам.
3. Работа с толковым словарем.
Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?
Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.
Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.
Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название — летопись.
III. Применение знаний.
- Работа в парах.
а) Инструктаж.
Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?
На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.
б) Самостоятельная работа.
в) Проверка (СЛАЙД №7)
По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.
2. Разбор слов по составу
Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.
а) Разбор слов по составу:
Золотая
Ледовое
Златоглавая
Смутное
Грозный
Книгопечатник
Летопись
Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.
Работа с электронными словарями
Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово.
б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.
Учитель: Какие словари нам могут помочь?
Учащиеся: Словообразовательный словарь.
Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.
Учащиеся: Летописец.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.
Учащиеся: Летописный.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
3. Работа в группах.
а) Инструктаж. Работа с таблицами (Слайд №9).
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | |
налетели | ученик | куст | молчит | |
коньки | мудрец | старость | домик |
б) Самостоятельная работа.
Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.
в) Проверка.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
- Установление связи между словами в предложении.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?
Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.
Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.
- Работа с высказыванием А.Суворова.
Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:
Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ •, тяжело в учении — легко в ¬ ͡ •.
Ответ: походе
Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?
Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.
Проверка Слайд № 10
Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?
Ответы детей.
Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.
Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.
- Тест
Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
Ученики знакомятся с содержанием теста
№ | Вопрос | А | Б | В |
1 | В какой из строчек все слова являются однокоренными? А. Горка, гористый, горячий. Б. Ужалить, жалко, жалоба. В. Дом, домашний, домишко. | |||
2 | В какой из строчек все слова имеют приставку по-? А. Подумать, побежать, поезд. Б. Потеплеть, поверх, полк. В. Покатить, подержать, покой. | |||
3 | В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ? А. Дворик, столик, облик. Б. Носик, мячик, карандашик. В. Стульчик, ключик, сникнуть. | |||
4 | В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание? А. Орёл, хлеб, подарок. Б. Загар, улов, страна. В. Стол, соль, озеро. | |||
5 | В какой из строчек все слова построены по схеме ¬͡ ^ •? А. Пригородный, подарки, корзинка. Б. Дошкольный, переходный, подъезд. В. Перелётные, прохладный, простудный. | |||
6 | В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание? А. Лужок, морозец, пригород. Б. Румянец, шкаф, поле. В. Доплата, звёзды, полесье. |
Ученики отвечают на вопросы теста.
Проверка теста (Слайд №11)
Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.
Ответ: состав
Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)
Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.
IV. Итог
Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.
Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.
Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
Рефлексия (Слайд №13)
Сегодня на уроке
- Я не знал (а)… Теперь я знаю…
- Мне было трудно…
- Теперь я могу…
- Мне было легко, потому что…
- Мне захотелось…
Домашнее задание.
Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
Учитель: Спасибо за урок.
Список использованной литературы
1. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. — М.: Просвещение 2008.
2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.
Интернет-ресурсы
- Электронные словари http://slovari.yandex.ru/летопись/значение/
- Пословицы http://posloviz.ru
Иллюстративный материал
- Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg
- Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg
- Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg
- Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg
- Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg
- Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg
- Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg
- Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg
- А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg
- Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!