Где тут Петя, где Серёжа — Самуил Маршак
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа —
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их —
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом — Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
— Жадничаешь больно —
Получил один халат,
И с тебя довольно!
— Получил не я, а брат, —
Говорит Сережа. —
Пете выдали халат,
Выдайте мне тоже!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать,
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика бранит:
— Петя! Это что же? —
А Сережа говорит:
— Няня, я — Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа.
Парикмахер говорит:
— Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс,
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети!
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка —
Перепелкин Гришка.
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос
Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку ожидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш.-
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит. —
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и все быстрей
Мчится он вприпрыжку,
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
(Илл. Ю.Коровина, изд.Детгиз, 1954 г.)
ГДЕ ТУТ ПЕТЯ, ГДЕ СЕРЁЖА?
(С. Маршак)
Друг на друга так похожи
Комаровы братья.
Где тут Петя, где Серёжа,—
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Серёже Тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят, в стекло снежком
Угодил Серёжка.
Это кто разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чём,
А попало Пете.
Доктор смешивает их
Так они похожи!
Пьёт касторку за двоих
Иногда Серёжа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом — Серёжину.
Поступили в детский сад
Петя и Серёжа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Серёже говорят:
— Жадничаешь больно!
Получил один халат,
И с тебя довольно!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика журит
— Петя! Это что же?!
А Серёжа говорит:
— Няня, я Серёжа!
К парикмахеру идут
Петя и Серёжа.
Петю за руку ведут
И Серёжу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошёл Серёжа.
Парикмахер говорит:
— Ты ж недавно был обрит!
Я ещё твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс.
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети?
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка —
Перепёлкин Гришка.
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка мне дайте в нос,
Если проиграю!
Или я, ребята, вам
Три щелчка на память дам!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Серёжа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку поджидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлён,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Серёжу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш.—
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит.—
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка кинулся бежать.
Всё быстрей и всё быстрей
Мчится он вприпрыжку.
А Серёжа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Худ. Г. Юдин
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Где тут Петя где Сережа? стихи, Самуил Маршак
- Живые буквы, стихи, Самуил Маршак
- Отчего кошку назвали кошкой, стихи, Самуил Маршак
Стихотворение «Где тут Петя где Сережа»
Очень редко можно встретить стихотворения о близнецах. А вот Самуилу Маршаку показалась эта тема очень интересной. Как чувствуют себя дети, которые похожи друг на друга, как две капли воды? Текст читается легко, хотя и большой по объёму. Малыши найдут много интересных моментов, над которыми от души посмеются вместе с родителями.
Пересказ
Братья Комаровы очень похожи один на другого. Очень трудно различить, кто из них Серёжа, а где Петя. Всё же различают их без труда мама и бабушка. Мальчикам обоим по пять лет, но с ними уже случаются курьёзные случаи. Однажды Петя попал снежком в окно, а сказали, что это сделал Серёжа. Мяч, который бросил Серёжа, разбил чашку, но почему-то попало за это Пете. Доктор тоже не различает мальчиков, поэтому очень часто горькое лекарство за двоих пьёт Серёжа. Папа тоже не может различить своих сыновей. Когда он купил мороженое на двоих, то Пете досталось две порции. В детском саду при поступлении Пете вручили халат, а когда за халатом подошёл Серёжа, ему его не дали, решив, что он только уже получал одежду. Петю однажды отмывали от чернил, а когда его помыли, снова посмотрели, а мальчик почему-то оказался весь в синих чернилах. Мальчики пытались всем говорить о том, что они одинаковые, но различить их всё равно никто не мог. В парикмахерскую братьев привели за руку. Петю сразу остригли наголо, а потом вошёл Серёжа. Мастер очень удивился, как быстро оброс ребёнок. А вот другой случай. Во двор забрался озорник Григорий Перепёлкин. Ему уже 8 лет, он стал хвастаться силой перед малышами. Предложил он пробежаться с ним вперегонки, играем на три щелчка в нос. Серёжа Комаров принял вызов Гришки. А Петя притаился на финише, возле ворот сарая. Он стал поджидать восьмилетнего задиру и задаваку. Посчитали, побежали, подбежав к воротам, Гриша увидел своего соперника уже на месте. Малыш даже предложил отдохнуть Григорию, но тот снова побежал ещё быстрее. Теперь Петя согласился, а Серёжа уже поджидал у дверей. Проиграв, Григорий получил по носу и с тех пор больше малышей не обижал.
О стихотворении
Произведение учит находчивости, как и любая русская народная сказка. Маршак показал, как малыши проучили того, кто обижал слабых детей и хвастался своей силой. А тут победила смекалка братьев, которые смогли использовать своё преимущество не силой, а умом. Вот такое стихотворение поместили в книгу для малышей.
Ниже вы можете прочитать текст стихов про Петра и Сергея детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.
Где тут Петя где Сережа?
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа, —
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже
Тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Это кто разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их, —
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом — Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
— Жадничаешь больно!
Получил один халат,
И с тебя довольно!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать —
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика журит:
— Петя! Это что же?!
А Сережа говорит:
— Няня, я Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа…
Парикмахер говорит:
— Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс.
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети?.
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка —
Перепелкин Гришка.
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка мне дайте в нос,
Если проиграю!
Или я, ребята, вам
Три щелчка на память дам!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку поджидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш. —
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит. —
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и все быстрей
Мчится он вприпрыжку…
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
Где тут Петя, где Сережа?, стихи на SuperTosty.ru
- Важные события
- К праздникам
- О жизни
- О природе, времена года
- О чувствах и настроении
- Обо всем
- Про животных
- Про насекомых
- Про птиц
- Про транспорт
- Про цветы
- Профессии
- Стихи для детей и про детей
- Стихи о людях
- Стихи по авторам
- Календарь праздников
- Поздравления с днем рождения
- Поздравления с юбилеем
- Поздравления на свадьбу
Все праздники в декабре | |
Календарь именин | |
Сегодня именины отмечают: Андрей, Гавриил, Георгий, Иван, Николай, Фёдор |
Где тут Петя, где Сережа?
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа –
Не могу сказаться.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже
Тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их –
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом – Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
– Жадничаешь больно –
Получил один халат,
И с тебя довольно!
– Получил не я, а брат,-
Говорит Сережа.-
Пете выдали халат,
Выдайте мне тоже!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать,
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика бранит:
– Петя! Это что же? –
А Сережа говорит:
– Няня, я – Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа.
Парикмахер говорит:
– Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс,-
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети!
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка –
Перепелкин Гришка.
Гришка – парень лет восьми,
Этакий верзила! –
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: – Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс –
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос
Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку ожидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,-
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
– Слишком тихо ты бежишь! –
Говорит ему малыш.-
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
– Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
– Ладно! – Петя говорит.-
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять?
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и, все быстрей
Мчится он вприпрыжку,
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
– Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый
Самуил Маршак — Где тут Петя, где Сережа
Автор: Самуил Маршак
Дата записи
Самуил Маршак — Где тут Петя, где Сережа
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа —
Не могу сказаться.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже
Тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их —
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом — Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
— Жадничаешь больно —
Получил один халат,
И с тебя довольно!
— Получил не я, а брат,-
Говорит Середка.-
Пете выдали халат,
Выдайте мне тоже!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать,
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика бранит:
— Петя! Это что же? —
А Сережа говорит:
— Няня, я — Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа.
Парикмахер говорит:
— Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс,-
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети!
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка —
Перепелкин Гришка.
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос
Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку ожидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,-
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш.-
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит.-
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять?
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и, все быстрей
Мчится он вприпрыжку,
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Где тут Петя, где Серёжа — Самуил Маршак. Читать онлайн.
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа —
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их —
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом — Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
— Жадничаешь больно —
Получил один халат,
И с тебя довольно!
— Получил не я, а брат, —
Говорит Сережа. —
Пете выдали халат,
Выдайте мне тоже!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать,
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика бранит:
— Петя! Это что же? —
А Сережа говорит:
— Няня, я — Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа.
Парикмахер говорит:
— Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс,
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети!
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка —
Перепелкин Гришка.
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос
Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку ожидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш.-
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит. —
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и все быстрей
Мчится он вприпрыжку,
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
(Илл. Ю.Коровина, изд.Детгиз, 1954 г.)
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка / 5. Количестов оценок
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Где тут Петя, где Серёжа — Самуил Маршак, читать стихи детям
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 279 429
- КНИГИ 660 960
- СЕРИИ 25 371
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 616 242
сочинения в четырех томах.
Стихи, сказки, песни.
Память детства драгоценна для человека. То, что запомнилось с детства, не забывается всю жизнь. А запоминается крепко все необычайное, яркое, поразившее глаз и слух, доставившее радость, давшее толчок воображению. И мы уносим с собой в нашу жизненную дорогу первый рассвет, увиденный в детстве, и первый цветок, раскрывшийся перед нами, и первый снег, и первую звезду, и первую мелодию, тронувшую нашу душу, и первые звонкие строчки стихов, которые мы повторяли в младенчестве.
В кинохронике военных лет есть кадры, запечатлевшие приезд С.Я. Маршака к танкистам для передачи им нового танка, который был построен на премию, полученную группой поэтов и художников за их стихи и рисунки. Стоя на крыле мощной боевой машины, самый штатский, самый мирный из поэтов читал бойцам свои стихи. И, став в кружок на лесной поляне, молодые солдаты, еще недавние читатели детских книжек Маршака, с радостью слушали знакомые энергичные строки, которые помнили с детства. Вот поистине свидетельство народной славы поэта!
Имя Самуила Яковлевича Маршака оттого так широко известно в нашей стране, что дружба поэта с читателем начинается уже в ту пору, когда в руки ребенка даётся чудо-игрушка — первая книжка с картинками, которую он сам еще даже не умеет прочесть, и продолжается эта дружба, не обрываясь, до тех пор, пока растрепанная любимая книжка не перейдет по наследству к сыну уже успевшего вырасти читателя. Вот уже более тридцати с лишним лет стихи Маршака сопровождают у нас в Советской стране ребенка на всех ступеньках возраста. Сначала: самые короткие в мире стихи — задорные звонкие двустишия-подписки к картинкам («Эй, не стойте слишком близко, — я тигренок, а не киска!»), веселые азбуки, забавные считалки, смешные рассказы про «человека рассеянного с улицы Бассейной» и про то, как «дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж», загадки, песни и сказки, стихи про «Почту» и про «Что мы сажаем, сажая леса»; потом «Быль-небылица» о прошлом, о старой, дореволюционной жизни, поэмы о «Неизвестном герое» и «Ледяном острове», сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» и вошедшие в хрестоматию гордые стихи «Наш герб». А на пороге юности Маршак открывает перед этим своим читателем сокровищницу мировой поэзии — сонеты Шекспира и песни Бернса, лирику Китса, Вордсворта, Гейне, Петёфи и других замечательных поэтов.
Стихи Маршака учат ребенка поэтическому восприятию жизни, приобщают к богатствам родного языка и мировой поэзии. Понятно, что, и вырастая, советский человек, где бы он ни жил, кем бы он ни был, — педагогом в школе, инженером или рабочим на заводе, трактористом в колхозе, врачом, солдатом, — сохраняя в памяти эти стихи, остается благодарен своему первому учителю поэзии.
Не занимая никаких должностей, Маршак является подлинным общественным деятелем нашей страны, принимая живое участие в ее культурной жизни, выступая в печати, поддерживая постоянную связь со своими читателями.
Каждый день в большой дом на улице Чкалова, который и сам уже давно живет в стихах, почтальон, чей труд прославлен в двух «Почтах», приносит письма со всего света: из городов и деревень Советского Союза, из Англии, из далекой Японии, из Китая, из демократических стран Европы. На многих письмах даже точного адреса нет — написано просто: «Москва. Союз писателей — Маршаку». Или совсем коротко: «Москва — Маршаку». Вот письмо, в котором мать трогательно благодарит поэта за ту радость, что его стихи доставили ее больному сыну. Вот зарубежный друг поздравляет с Новым Годом и желает мира и дружбы между народами. Вот юноша с дальнего севера прислал свои первые наивные и неуклюжие стихи — еще недавно он шёл по плохой дорожке, был вором, а теперь хочет трудится, стать человеком, жить честно. А вот — привет из Японии — цветные фотографии и патефонные пластинки, воспроизводящие спектакль «Двенадцать месяцев» на сцене японского театра «Хаюдза»…
В письме, которым С. Я. Маршак откликнулся на стихи юноши, были очень верные слова: «Чтобы стать писателем, надо быть хорошим читателем», и я помню, как горячо говорил Самуил Яковлевич о том, что у нас должна быть создана большая и прекрасная «Антология», которую можно было бы посылать таким юным корреспондентам — вместе с советом читать хорошие книги. Это стремление научить любить книгу, приобщить человека, особенно молодого, к искусству, к литературе, вообще к культуре, помочь понять великую деятельность человеческого духа, творческие усилия человечества во все века и во всех странах земли, — и есть то высокое одушевление, которое движет работу Маршака в литературе.
Он — просветитель в самом широком смысле слова. Как никто другой, он чувствует преемственность и связь культур, движение — основу человеческой деятельности, мощный поток времени, который определяет направление, характер и судьбу разных течений в искусстве.
Маршак и сам начинал свой трудовой путь и вырос, как поэт, в том могучем и грозном, небывало высоком потоке, который зовется великой социалистической революцией — Октябрьской революцией в России. Ее идеи — вера в коммунистическое братство людей и народов, в торжество свободного и творческого труда, в красоту справедливой и чистой жизни — стали его мерилом в жизни и литературе. Он был одним из тех, кто пришел в первые годы советской власти строить новую культуру небывалого в мире социалистического государства, он — из славной стаи зачинателей молодой советской литературы.
Призвание человека далеко не всегда определяется сразу — на заре его жизни. И того, кто рано сам открыл в себе свой дар и был поддержан другими, можно назвать счастливцем. Таким «счастливцем» был С. Маршак, чье литературное дарованье с детства было верно угадано им самим и его воспитателями.
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году и провел раннее детство в провинциальной глуши под Воронежем. Отец его работал техником на заводе; это был талантливый самоучка-изобретатель, кочевавший с места на место в поисках настоящего дела; он первый привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к человеческому труду, ко всякому мастерству.
Книга была в этой семье любимым другом, стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. С самых ранних лет у него складывались уже свои вкусы и пристрастия. «Я любил в детстве смешное и героическое, — вспоминал С. Маршак впоследствии. — Лирику я почувствовал позже — в юности. Сочинять стихи начал лет с четырех. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация».
Эти первые литературные опыты поощрялись гимназическим учителем маленького поэта, латинистом, человеком широко и разносторонне образованным, хорошо знавшим русскую и западноевропейскую литературу. Дружба с этим недюжинным человеком, заброшенным судьбой в глухую провинцию, европейски элегантным, ироническим, очень одиноким, осталась в памяти поэта как одно из ярких впечатлений детства и, несомненно, сыграла большую роль в формировании его таланта. Любовь к классической поэзии, любовь к языку, знакомство с мировой поэзией, первые попытки переводить стихи иноплеменных поэтов — все это рождалось под влиянием учителя. И, может быть, именно эта дружба ребенка со взрослым на всю жизнь оставила в поэте убеждение, высказанное им позже в стихах и статьях, что ребенок всегда тянется к взрослым, что ему интереснее жизнь взрослых, чем жизнь детей, потому, что ребенок всегда мечтает поскорее вырасти, стать большим, жить, как большие.
И в дальнейшем судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Из провинциального захолустья — подростком — он, как в сказке, был перенесен в северную столицу — в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, писатели, артисты. Одной из первых его жизненных удач была встреча с В. В. Стасовым, известным критиком-искусствоведом. Стасов водил мальчика в музеи, в оперу, где пел Шаляпин, на концерты знаменитых музыкантов; в Петербургской Публичной библиотеке, где работал тогда Стасов, будущий поэт проводил целые дни, рассматривая старинные книги и гравюры, слушая горячие споры об искусстве.
Ещё одна анекдотичная история о ещё одном советском учёном по фамилии Александров. Но теперь уже речь пойдёт об академике Александре Даниловиче Александрове – математике, геометре, физике, философе, ректоре Ленинградского Государственного Университета.
Однажды на стол ректору ЛГУ профессору Александру Даниловичу Александрову легло заявление, написанное с непростительной ошибкой: «Прошу принять меня в ОСПИРАНТУРУ…»
В ответ Александров наложил резолюцию: «АТКАЗАТЬ».
Известный советский математик, академик АН СССР, профессор кафедры высшей геометрии и топологии МГУ, лауреат Сталинской премии первой степени, Герой Социалистического Труда, Президент Московского математического общества и вице-президент Международного математического союза Павел Сергеевич Александров имел очень необычное прозвище «Пёс».
Странно, не правда ли!? Уважаемый человек, знаменитый на весь мир учёный, обладатель (прошу внимания!) ШЕСТИ! орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции, и при этом какое-то хулиганское и совершенно неподходящее прозвище «Пёс»!
Кто из вас, уважаемые листатели тележурнала «НЕвредные заметки» и интернет-журнала «Полезные заметки», не знает стихов Самуила Маршака про удивительного Человека Рассеянного с улицы Бассейной? А откуда он взялся, этот Рассеянный? Есть все основания считать, что прототипом этого литературного чудака был экстравагантный профессор Московского университета Иван Алексеевич Каблуков, известный русский и советский физикохимик.
Самуил Яковлевич Маршак этого не скрывал. Он сообщал, что его забавный персонаж хоть и представляет собой собирательный образ, но списан в основном с академика Каблукова, который славился своей удивительной непрактичностью. Автор стихотворения говорил об этом так: «Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и – неподражаемого в своей рассеянности – замечательного учёного и превосходного человека – Ивана Алексеевича Каблукова».
Как-то раз одна дама, имеющая весьма крупное телосложение, спросила у знаменитого медика Сергея Петровича Боткина: – Доктор, какие упражнения самые полезные, чтобы похудеть?
Тот ответил: – Очень хороши повороты головы справа налево и слева направо.
Дама удивилась спросила: – И это всё? А когда и как часто надо делать эти упражнения?
Сергей Петрович Боткин уточнил: – Всякий раз, когда вас угощают.
Однажды в Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге изволил прибыть важный гость – действительный тайный советник, обер-шталмейстер и сенатор, князь Александр Борисович Куракин.
Посетил, осмотрел, оценил деятельность учёных мужей, а потом в присутствии Михаила Ломоносова принялся хвастаться своим древним и благородным происхождением: – Моё генеалогическое древо уходит своими корнями к Великому князю Литовскому Гедимину и даже к Владимиру Красное Солнышко. Я – Гедеминович и Рюрикович! А ты, Михайло сын Васильев, что можешь сказать о своих предках?
Крестьянский сын Михайло Ломоносов ответил очень остроумно: – Увы! Все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного Потопа.
Старинная германская то ли быль, то ли притча о человеческой жадности и мудром судейском решении. Однако у неё есть конкретный автор – средневековый немецкий писатель и францисканский проповедник Йоханнес Паули. «В шутку и всерьёз» – так называется его книга, повествующая о делах мирских на примере поучительных, забавных притч и историй, ради улучшения и исправления человеческой натуры. Вот одна из этих назидательных историй. Датируется она 1506 годом.
Один купец ехал на ярмарку во Франкфурт и по дороге, на улице одной деревни, потерял кошелёк, в котором было 800 гульденов. Огромнейшие деньги по тем временам. Лошадь тогда стоила 40 гульденов. Так что потеря денег, на которые можно было купить 20 лошадей – это, сами понимаете, значительная утрата.
Шёл по той дороге местный плотник и нашёл увесистый кошель. Принёс его домой. Никому о нём не сказал, а спрятал в ожидании, что может объявиться хозяин потери – придётся ведь отдавать. Если не объявится – другое дело. Но в любом случае надо подождать…
И ещё одна забавная история о генерале Вентцеле. Однажды Дмитрий Александрович в дождливую погоду спешил на лекцию по внутреннему двору Академии. По случаю непогоды на нём были галоши. Здания Академии были расположены четырёхугольником, и к нужному ему входу можно было пройти двумя путями. Первый из них был напрямик, геометрически выражаясь, по «гипотенузе» – мокрой и грязной тропинке, которая сразу вела к нужным дверям. А второй путь был длиннее, но зато был сухой, он пролегал около двух зданий, размещённых перпендикулярно друг другу и это была дорога, так сказать, по «катетам».
Так как Вентцель опаздывал, то пошёл по кратчайшему пути. Пошёл… и потерял в грязи галошу. Он обнаружил пропажу только после того, как выбрался из лужи. Пришлось профессору вернуться и искать в грязной жиже свою потерю. После таких злоключений он, наконец, достиг своей аудитории. А в ней слушатели прильнули к окнам, с большим интересом наблюдали за всеми приключениями своего опаздывающего преподавателя и, конечно же, оживлённо их комментировали. С шутками и смехом.
Поставьте себя на место профессора. Заходите вы в аудиторию, весь такой изгвазданный, оставляете за собой на полу мокрые следы и видите ехидно улыбающиеся лица. Вот что нужно сделать и сказать, чтобы привлечь внимание слушателей к своей лекции?…
В продолжение предыдущей «генеральской» темы прямо-таки напрашивается ещё одна курьёзная история. Про военного учёного Дмитрия Александровича Вентцеля. Профессор и начальник кафедры авиационной баллистики академии имени Жуковского Дмитрий Вентцель ко всему на свете относился с огромным чувством юмора. О нём в Академии ходило много разных анекдотов, прежде всего как о человеке, которому «известно абсолютно всё».
Говорили, что, когда его будущая супруга Елена Сергеевна познакомилась с ним, она была потрясена эрудицией Дмитрия Александровича и спросила: «Неужели вы всё знаете?». А тот с серьёзным лицом, но с хитринкой в глазах ей ответил: «Не всё, но три четверти точно знаю».
Однажды генерал-майор Вентцель отдыхал в санатории. За одним столиком в столовой вместе с ним оказался лётчик – Герой Советского Союза. Тактично промолчим о его имени и фамилии. Потому как отважный пилот отличился показной нескромностью. Он нацепил на свою пижамную рубашку Золотую Звезду Героя и в столь странном несочетаемом виде ходил и в столовую, и на лечебные процедуры, и даже на пляж…
Советский математик Елена Сергеевна Вентцель (девичья фамилия которой Долгинцева) была очень интересным человеком. Благодаря своему отцу, учителю математики, этой точной наукой она начала заниматься в 7 лет. Да не простой арифметикой, посильной для маленькой девчонки, а именно высшей математикой! Доктор технических наук и профессор Елена Вентцель известна как автор учебников и монографий по теории вероятностей и математическим методам исследования операций.
А вот от своей матушки, преподавателя русской словесности, Елена Сергеевна унаследовала литературный дар. Она писала рассказы, повести и романы. Очень забавный творческий псевдоним она себе придумала – И. Грекова. Улавливаете, в чём состоит тонкое остроумие автора?
Когда немецкий физик-теоретик и основоположник квантовой физики Макс Планк стал профессором Берлинского университета, ему был всего 31 год. Он был очень худым, скромным и носил тоненькие усики. Внешность у него была совершенно не профессорская. Ведь в то время все солидные учёные мужи носили пышные бакенбарды и бороды.
В первые дни на новой должности Макс Планк плохо ориентировался в незнакомом для себя здании университета и однажды забыл, в какой аудитории ему следует читать лекцию. Тогда он решил обратиться к пожилому заведующему канцелярией с вопросом: – Извините, а в какой аудитории профессор Планк сегодня читает свою лекцию?
Старик снисходительно похлопал Макса по плечу и сказал: – Юноша, не ходите туда. Вы ещё слишком молоды, чтобы понимать лекции нашего мудрого профессора Планка.
I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Скажите ребята как наш герой выглядит? какой он… А почему он так выглядит, что ему не хватает? Почему он не так одевается, не туда ходит, всё путает.
Молодцы ему нахватало внимания, он всё путал, не правильно одевался, ни туда ходил, то есть был не внимательный. Посмотрите какой он не опрятный. Непонятно что на себя одел. Хочется помочь ему исправить ошибки, чтобы он стал собраннее. А для того чтобы ему помочь, вы должны быть сами внимательными.
Я вам предложу несколько заданий, выполнив которые мы поможем нашему герою перестать быть рассеянным, на голову одеть шляпу вместо сковороды, на ноги ботинки вместо перчаток. Ну, что, поможем ему?
(На доску вывешивается картинка рассеянного человека, неправильно одетого, по ходу выполнения детьми задания человечка одеваем правильно. Одежду можно нарисовать самим.)
Цель: развитие памяти, внимания
Психолог: Добрый день, дети, я рада вас всех видеть. Улыбнитесь мне, друг другу. Я пришла к вам сегодня на занятия не одна, а с мальчиком, который нас приглашает к себе в гости, возможно кто-то знает как его зовут, да, детки, это Петя Пяточкин (герой мультфильма). Он пришел не с пустыми руками, а с различными интересными заданиями, которые помогут нам подготовиться к школе.
1. Игра «Назови свое имя и поздоровайся»
Цель: объединить детей в группу и познакомить друг с другом для дальнейшей совместной работы.
2. Упражнение «Мяч поймай и быстро ответ давай»
Цель: развитие внимания и памяти
Психолог: Давайте поиграем с мячиком. Я буду бросать мячик и задавать вопросы, которые принес наш новый друг Петя Пяточкин, кто получит мяч, тот должен дать ответ.
— Назови номер дома, в котором ты живешь?
— В какое время года твой день рождения?
— Какого цвета у тебя глаза?
— Какую сказку тебе читает мама?
— В какие игры ты играешь с папой?
3. Упражнение «Узнай фигуры»
(у детей на столах бланки с изображением 16 фигур)
Цель: развитие зрительной памяти
Психолог демонстрирует иллюстрацию с изображением 5 — 6 фигур. Дети рассматривают 60 секунд. Затем психолог забирает иллюстрацию; дети зачеркивают на бланках те фигуры, которые были на иллюстрации у психолога.
Психолог: молодцы, вы быстро выполнили эту задачу. Я предлагаю вам новую игру.
4. Игра «Ухо — нос»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Психолог предлагает детям поиграть в игру, дети должны повторять движения, которые выполняет психолог, и проговаривая слова «Ухо» или «Нос» и берется за ухо или нос, а затем пытается запутать.
5. Игра «По порядку»
Цель: развитие устойчивости внимания
У каждого ребенка на столах 10 картинок с изображением (животных, игрушек, бытовых предметов и т.п.). Психолог выставляет на доске 10 картинок (как у детей). Предлагаем детям внимательно рассмотреть и запомнить порядок размещения картинок в течение (1.5-2 минуты). Затем картинки закрывает и просит детей разложить картинки у себя на столах, так как было на доске.
6. Рисование «Что запомнилось из вчерашней прогулки»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания
Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.
В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, орудия, при помощи которых она выполняется, действия, которые в нее входят.
Поддержание устойчивого произвольного внимания у детей,
по описанию В.А. Крутецкого, зависит от ряда условий:
1.Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности;
2.Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
3.Привычные условия работы;
4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может
и не вызвать у него непосредственного интереса, но существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели;
5. Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум).
Конструирование из бумаги – художественная деятельность, один
из видов конструирования дошкольников в детском саду, суть также заключается в изготовлении различных поделок из бумаги с помощью определённых способов и приёмов
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; при помощи выкроек.
Техника получении поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами («ори»-сгибать, «гамии»-бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви
к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие – лучший подарок
Обучение детей шестого года жизни проходит в три этапа.
Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: «объемная (бумаж). Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники – объемная фигура – закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.
Второй этап. Его цель – формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи, которые требуют не только «прямого» переноса знакомых способов
в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.
Все четыре занятия имеют единую структуру. Так, вначале детям предъявляют готовые образцы новых для них поделок, которые они вместе
с воспитателем анализируют и выделяют общий способ их понравившуюся им поделку и выполняют ее.
На третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная, фольга и др.) и цветов, другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. И если даже дети повторяют тематику, то как правило, каждая из этих поделок отличается от предыдущих структурой конструкции
В конце учебного года можно провести еще одно занятие по созданию гирлянд в технике киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по – разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть всю значимость конструирования из бумаги в процессе обучения дошкольного возраста для развития произвольного внимания старших дошкольников.
1. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] /Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.
2. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
3. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002 — 32 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с.
5. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]. – М., 2002. – 192 с.
6. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника [Текст]: — СПб., — 2002.
3 ноября 1887 года родился Самуил Маршак, поэт и переводчик.
Личное дело
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) родился в Воронеже в слободе Чижовка, в большой еврейской семье. Отец, Яков Миронович Маршак, работал мастером на мыловаренном заводе братьев Михайловых; мать — Евгения Борисовна Гительсон — была домохозяйкой и растила шестерых детей. В 1893 году семья Маршаков переехала в Витебск, в 1894 году в Покров, в 1895 году в Бахмут, в 1896 году на Майдан под Острогожском и, наконец, в 1900 году обосновалась в городке Острогожске под Воронежем.
Школьные годы Самуил провёл в Острогожске, где жил его дядя Михаил Гительсон — зубной врач. Учился в Острогожской мужской гимназии. Учитель словесности привил мальчику любовь к классической поэзии, поощрял его первые литературные опыты и называл вундеркиндом.
Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского критика и искусствоведа В. В. Стасова, который принял горячее участие в судьбе талантливого юноши. С его помощью Самуил переехал в Петербург, где поступил в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 году Стасов поручил юному поэту сочинить шуточную приветственную оду во славу «четырёх русских богатырей» — Репина, Шаляпина, Горького и Глазунова, которые должны были навестить Стасова на даче. Величание имело большой успех. Алексей Горький заинтересовался юным поэтом и, узнав, что у него плохое здоровье, пригласил его к себе в Ялту.
В 1904—1906 годах Маршак жил в Крыму, в семье Горького. Он лечился, занимался своим образованием, много читал, учился в Ялтинской гимназии.
Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства, начавшихся после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. К этому времени туда уже перебрался его отец, устроившись на завод за Невской заставой.
Печататься начал в 1907 году, опубликовав сборник «Сиониды», посвящённый еврейской тематике. Одно из стихотворений сборника («Над открытой могилой») было написано на смерть «отца сионизма» Теодора Герцля. Тогда же Маршак перевёл несколько стихотворений Хаима Нахмана Бялика с идиша и иврита.
В 1911 году Самуил Маршак в качестве корреспондента петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала» вместе со своим другом, поэтом Яковом Годиным, и группой еврейской молодёжи совершил вояж по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья — Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Некоторое время жил в Иерусалиме. После этого путешествия он создал цикл стихов под общим названием «Палестина». По мнению критиков, лирические стихотворения, навеянные этим путешествием, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака («Мы жили лагерем в палатке…» и другие). В ходе этой поездки Маршак познакомился с Софьей Мильвидской, которая стала его женой.
Из-за связи с Горьким, считавшимся «неблагонадёжным», двери в университет были для него закрыты. Договорившись с некоторыми петербургскими журналами, Маршак получил возможность уехать для обучения в Англию, где в течение двух лет учился сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни и начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославивших его.
В 1914 году Маршак вернулся на родину — буквально за несколько недель до начала первой мировой войны. Работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». После начала войны занимался помощью детям беженцев. В 1915 году вместе с семьёй жил в Финляндии в природном санатории доктора Любека, а осенью того же года вновь перебрался в Воронеж, где поселился в доме своего дяди Якова Гительсона на Большой Садовой улице.
В Воронеже Маршак прожил полтора года. Уже в январе 1917 года он вновь перебрался с семьёй в Петроград, где и встретил революцию.
После прихода к власти большевиков Маршак сперва жил в Петрозаводске, работал в Олонецком губернском отделе народного образования, затем бежал на Юг в Екатеринодар. Работал в газете «Утро Юга», где под псевдонимом «Доктор Фрикен» публиковал стихи и антибольшевистские фельетоны.
В 1919 году под тем же псевдонимом «Доктор Фрикен» издал первый сборник «Сатиры и эпиграммы».
В 1920 году Маршак организовал в Екатеринодаре комплекс культурных учреждений для детей, в частности, создал один из первых в России детских театров, для которого сам и писал пьесы. Также он стал основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).
В 1922 году Маршак вернулся в Петроград. Руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал 1923 году детский журнал «Воробей» (позже – «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Борис Житков, Виталий Бианки, Евгений Шварц. В том же 1923 году выходят его первые стихотворные детские книги — «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» и т.д.
На протяжении нескольких лет Маршак был руководителем детского отдела Госиздата в Ленинграде. В это время в нем вышли «Горы и люди», «Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Лесная газета» В. Бианки, «Морские истории» Б. Житкова, «Пакет» и «Часы» Л. Пантелеева. В то время Ленинград был центром нашей детской литературы. Маршак также имел отношение к журналу «Чиж» и вёл «Литературный кружок» при ленинградском Дворце пионеров.
В 1934 году на Первом съезде советских писателей Самуил Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления СП СССР. В 1939—1947 годах был депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.
В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено. На протяжении нескольких лет лучшие его воспитанники были репрессированы: Александр Введенский, Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Тамара Габбе, Даниил Хармс. В 1938 году Маршак переселился в Москву.
Во время советско-финской войны 1939—1940 годов Маршак писал для газеты «На страже Родины». В годы Великой Отечественной войны активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Активно содействовал сбору средств в Фонд обороны. В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам.
В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году — сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве «Воспитание словом».
Практически всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжал также писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную «взрослую» лирику.
В 1962 году вышел сборник «Избранная лирика» — последняя прижизненная книга писателя.
4 июля 1964 года Самуил Яковлевич Маршак скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Русский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.
На стихах Самуила Маршака выросло не одно поколение советских детей. Как поэт, переводчик и литературный критик он оказал громадное влияние на становление советской детской литературы.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».
О чем надо знать
Маршак как поэт-переводчик внес огромный вклад в практику русского художественного перевода. Он является автором ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира, песен и баллад Бёрнса, стихов Блейка, Вордсворта, Китса и Киплинга. Он подарил советским детям блистательно переведённые стихи итальянского поэта Джанни Родари, переводил Петефи и Гейне, Тувима и Квитко, Лира, Милна, Джейн. Остин, Ованеса Туманяна, а также украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов.
За переводы призведений Бёрнса в 1960 году Самуил Маршак был удостоен звания почётного президента Всемирной федерации Роберта Бёрнса в Шотландии.
Прямая речь
О написанном слове (из письма в редакцию газеты «Смена» от 4.01.1963): «»Каждое печатное слово — литературный факт, на который могут в дальнейшем ссылаться литературоведы и критики»».
Фразы из детских стихов Маршака, ставшие поговорками:
— Рвать цветы легко и просто детям маленького роста.
— Разевает щука рот, а не слышно, что поёт.
— Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
— Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.
— Это что за остановка — Бологое иль Поповка?
— Это он, это он ленинградский почтальон.
— Ничего идут дела, голова ещё цела.
— Ищет в печке, и в ведре, и в собачьей конуре.
— Что ни делает дурак, всё он делает не так.
5 фактов о Самуиле Маршаке
- Фамилия «Маршак» является сокращением (ивр. מהרש»ק), означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста, жившего в 17-м веке.
- Маршак любил, хорошо знал и ценил народные песни шотландские, английские, русские, еврейские, финские. В молодости вместе со своим братом Ильей он представлял в лицах исполнение финских и еврейских песен, колоритно и точно оттеняя национальные особенности. Эту любовь к народным песням Маршак сохранил до конца жизни.
- Маршак несколько раз заступался за Бродского и Солженицына. От первого он требовал «поскорее достать переводов текстов на Ленфильме», за второго заступался перед Твардовским, требуя опубликовать его произведения в журнале «Новый мир».
- Маршак был лауреатом Ленинской (1963) и 4-x Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).
- Последним литературным секретарём Самуила Маршака был ныне известный телеведущий Владимир Познер.
Материалы о Самуиле Маршаке
Недописанная страница. Сайт о жизни и творчестве Маршака
Воспоминания о Самуиле Яковлевиче Маршаке. А.Л. Рейшахрит
Статья о Самуиле Маршаке в Википедии
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.
Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.
Дети сидят на стульчиках.
Загадать детям загадку:
«Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)
Правильно, это — книга.
Ребята! Наша группа сегодня необычна. Она сегодня очень напоминает… Что она напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)
В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…
Говорят, книга-это наш друг. А почему?
-Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.
В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги). Что в этих книгах?
Дети: сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.
А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.
А почему сказки называются народными?
Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».
Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)
Вокруг нас там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки.
Отгадайте без подсказки.
Назовите посмелей этих сказочных друзей!
Загадываю загадки, а дети отгадывают.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка.)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси – лебеди).
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла – старушкин самолёт.
(Баба Яга.)
Это герои народных сказок.
Показываю детям книги о животных.
Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, заяц,петух).
Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)
В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):
Хитёр как….(лиса).
Голоден как (волк).
Труслив как… (заяц).
Болтлив как… (сорока).
Беру с полки книгу и начинаю читать: «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)
Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.
Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.
Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.
Муха, муха, цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Из какой это сказки? А написал её кто?
А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будите говорить название сказки и кто её написал.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по морю идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане»).
Посуду никогда не мыла,
Совсем не подметала пол,
И вся посуда убежала –
Тарелки, ложки, чашки, стол.
(К. И. ЧУКОВСКИЙ «Федорино горе»).
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
— Оказалось, это брюки…
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный»).
Это мы с вами говорили о жанре авторских сказок, написанных в стихах.
Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку).
Я мячик в речку уроню,
Я шерстку причешу коню;
Качаясь по доске пройду,
А я… я заблужусь в саду.
В любимой книжке мы живём,
Но мы её не назовём!
Ответьте нам, друзья – подружки,
Как книжку эту звать?.
(«Игрушки»)
Кто написал эту книгу? Да, верно, детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?
Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.
У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.
А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов».
Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.
Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.
Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам.
В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!
Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.
А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Загадываю загадки, а дети отгадывают.
У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)
А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.
В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают,что значит поэт.
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!