Рассказ раевского котька и юрка название

Цель: привлечь детей к чтению классиков советской детской литературы, к изучению творчества н.н. носова. задачи: расширить знания учащихся о жизни

attachment.php

Цель:
привлечь детей к чтению классиков советской детской литературы, к изучению
творчества Н.Н. Носова.

Задачи:
расширить знания учащихся о жизни Николая Носова, познакомить с текстами
рассказов «Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша» и др.; воспитывать любовь к
чтению, старательность, аккуратность, развивать память, внимание, логическое
мышление.

Ход мероприятия

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами
поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с
огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор
знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

Носов
— детских книг творец.

Ну,
какой он молодец

Сколько
книг смешных, чудесных

Написать
он нам успел.

Доброту,
и смех, и юмор,

Показать
всем нам хотел.

Я уверена, что вам знакомо это имя,
попробуйте назвать книги этого автора, которые вы уже успели прочитать (дети
называют). 

Давайте немного поиграем. Я буду
называть, кем пробовал стать Носов, а вы показывайте профессии жестами.

Николай Носов сразу после окончания
школы хотел быть:

·      
*
скрипачом,

·      
*
химиком,

·      *
художником,

·      
*землекопом,

·      
*
возчиком бревен,

·      
*рабочим кирпичного завода,

·      
*
фотографом,

·      *
торговцем газетами,

·      *
дрессировщиком,

·      
*и детским писателем.

 В журнале «Мурзилка»
в 1938 голу был опубликован первый рассказ Н.Носова «Затейники». В 1945 г.
вышел сборник рассказов под названием «Тук-тук-тук», в 1947 г. появился один
сборник — «Ступеньки», в 1947г. – «Веселые рассказы», а в 1957г. – «Фантазёры». 

Nikolajj Nosov

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. («Метро»)

Подарили сестры ему пистолет.

Лучше подарка в мире нет.

Довольный Саша во дворе гулял.

Бабахнул из пистолета, старушку
напугал. («Саша»).

Хвастался Бобка: «Смотрите, ребята,

Такие штаны носят только солдаты».

Мальчик пальцы колол, сам штаны
зашивал,

Когда на заборе о гвоздь их порвал.
(«Заплатка»).

Другую загадку мою послушай.

Котька рыбу ловил однажды с
Павлушей.

Улова не было, но они довольные

Набрали что-то карманы полные.

В чужом огороде они побывали.

Сторож свистел, но они убежали.
(«Огурцы»).

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. («Автомобиль»)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.. («Дружок»)

Мальчики эти деньги копили.

Мороженое не ели, в кино не ходили.

И в итоге: что-то купили.

И это что-то, скажу я вам,

разобрали вскоре они по частям.
(«Телефон»).

   
Нет ничего вкусней на свете,

   
И знают все об этом дети.

   
В обертке вкусной и шуршащей,

   
Спрятан вкус детства настоящий. («Леденец»)

А теперь поиграем в игру «Мозаика». Все слова – названия
рассказов Носова перепутались. Давайте попробуем сложить все названия
рассказов.

(проходит игра)

Николай Николаевич Носов написал
много рассказов и повестей для детей. Герои его произведений — это мальчики и
девочки, ваши сверстники, такие же, как вы: любознательные, веселые и
шаловливые, что-то изобретающие, ищущие приключений, иногда – хулиганистые. Они
все время попадают в различные жизненные ситуации, не всегда, может,
приглядные, но выпутываются из них сами и делают выводы.

А теперь отгадайте, кому принадлежат
эти слова и из какого они рассказа ?

1. «О, говорит, хорошая горка
получилась! Сейчас скачусь. » (Котька Чижов «На горке»).

2. « Что ты! Разве шляпы бывают
живые?» (Вадик « Живая шляпа»).

3. « Вкусная штука! Я очень люблю
мороженое.» (Мишутка «Фантазеры»)

4. «Давайте. Лучше кино смотреть, а
то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают –собака.» (Костя «Замазка»)

5. «Вот, что я придумал: когда все
лягут, удерём на огород и вскопаем свой участок» (Мишка «Огородники»)

Отгадайте самого известного героя
Николая Носова.

Он известный коротышка,

Озорник и шалунишка.

Шляпа, галстук — вот приметы.

Угадали? Кто же это?

(Незнайка)

Конечно же это Незнайка. А какие
книги написал Николай Носов про Незнайку?

(«Приключений Незнайки и его
друзей», « Незнайки в Солнечном городе» и «Незнайки на Луне»)

Скажите, ребята, в каком городе жили
Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)

Ребята, а вы знаете, как звали
друзей Незнайки?

Давайте отгадаем загадки, которые
так и называются – друзья Незнайки.

   
Этот парень очень славный

   
Друг Незнайки самый главный.

   
Они, бывает, ссорятся,

   
Но дружба не расстроится.

   
(Гунька)

   
С именем вкусным,

   
Не бывает грустным.

   
Смотрит весело вокруг

   
Он Незнайке — верный друг.

   
(Пончик)

   
Этот очень-очень важный.

   
Он с касторкою отважно

   
На болезнь бросается,

   
Всех лечить старается.

   
(Доктор Пилюлькин)

   
У хорошенькой малышки

   
Голубые глазки.

   
Она очень любит книжки –

   
И стихи, и сказки.

   
(Синеглазка)

   
Коротышка этот, дети,

   
Очень удивительный.

   
Всё всегда везде теряет

   
Очень убедительно.

   
(Растеряйка)

   
Этот умный коротышка

   
Прочитал уже все книжки.

   
Он и вправду много знает

   
И девчат не обижает.

   
(Знайка)

   
Этот славный коротышка

   
Про девчонок и мальчишек

   
Сочинит стихи-поэмы

   
Ведь не зря он стал поэтом.

   
(Цветик)

   
Очень смелый коротышка.

   
Он с ружьем наперевес,

   
Бульку взяв к себе под мышку,

   
На охоту топал в лес.

   
(Пулька)

   
Эта девочка-цветочек

   
Носит юбку белую.

   
Любит в поле ветерочек

   
И клубнику спелую.

   
(Ромашка)

   
Она Незнайкина подружка,

   
Добрая и честная.

   
Очень славная девчушка,

   
Как весна прелестная.

   
(Звёздочка)

   
Эти двое малышей

   
Механики отличные.

   
Все могут сделать и быстрей,

   
И лучше заграничного.

   
(Винтик и Шпунтик)

   
Этот — мастер рисовать

   
Красками и кистью.

   
Может он нарисовать

   
И портрет, и листья.

   
(Тюбик)

   
Эта доктор лечит медом,

   
А не как Пилюлькин – йодом.

   
Её любят коротышки –

   
И девчонки и мальчишки.

   
(Медуница)

   
Этот парень – астроном,

   
Всё про звезды знает.

   
Телескоп стоит на доме —

   
Солнце изучает.(Стекляшкин)

   
У них дела идут не скоро:

   
«Как-нибудь развеется!»

   
На «авось» решают споры,

   
На «небось» надеются.

   
(Авоська и Небоська)

   
Этот мальчик – сладкоежка,

   
Любит сладенький сироп.

   
Не мешала бы пробежка,

   
Фрукты, овощи, укроп.

   
(Сиропчик)

Ребята, а теперь соедините имена и
профессии этих коротышек:

Знайка-ученый

Пончик-повар

Молчун-сапожник

Винтик-механик

Пилюлькин- доктор

Авоська-почтальон

Гусля-музыкант

Тюбик- художник

Пулька-охотник

Стекляшкин-астроном

Медуница-врач

Цветик-поэт

Николай Носов в 1969 году за
трилогию о Незнайке получил государственную премию РСФСР имени Н.К.Крупской, а
за повесть «Витя Малеев в школе и дома» в 1951 году он получил Сталинскую
премию.

Счастливых вам встреч с героями Н.
Носова. До свидания.

Конспект

по чтению художественной литературы

в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

«Чтение рассказа Н. Носова «На горке «»

 Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

        Задачи:

        1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

        2.Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

        3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Предварительная работа:

Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему«Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».

Материалы и оборудование:

Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски

Ход занятия.

        1.Организационный момент.

        Воспитатель: —Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!».

        Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

        Дети хором произносят текст:

        Привет, сосед!
        Улыбнись мне в ответ.
        Я хочу, чтобы ты не грустил,
        Всем улыбки сегодня дарил.

        Воспитатель: — Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

        Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

        Воспитатель: — А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10.

        Ок-ок-ок – падает снежок.
        Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
        Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

        Проговорите чистоговорку шепотом и медленно. А теперь проговорите ее громко и быстро.

        2. Основная часть. 

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».

Дети называют свое имя ласково.

Воспитатель: — Какое сейчас время года?

Дети: — Зима.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — «Зимушке — Зиме». А как называются зимние месяцы?

Дети: — Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: — А какие изменения происходят в природе зимой?

Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)

Дети: — Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: — Вы любите кататься с горки?

Дети: — да.

Воспитатель: — А из чего строим горку?

Дети: — из снега.

Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: — Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: — Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

Динамическая пауза

Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

И под горкой снег, снег, (Приседают)

И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей — о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.

Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.

— что изображено на картине?

— какая горка?

— что в руках у детей?

Ответы детей.

Беседа о зимних забавах детей

Воспитатель: — Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?

Дети рассказывают о своих зимних забавах.

Мотивация. Чтение рассказа ННосова «На горке»

— Ребята, детский писатель — Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?

Проведение физминутки

Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)

Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)

Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу,последние слова А Жучка все лает«Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)

Беседа по содержанию

— Понравился вам рассказ?

— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.

— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?

— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

— Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая — это помещение, где дворник хранит лопаты.

— Честно ли поступил Котька?

— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком(Расстроенное, грустное, унылое).

— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: — Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Мотивация к действию

Воспитатель: — Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.

Район, ОУ Красносельский район, ГБОУ Гимназия №271 им. П.И.Федулова

Тема: Н.Носов «На горке» подробный пересказ от имени героя

Тип: изучение нового материала

Цель: Обучение подробному пересказу

Задачи:

  • Уточнить понятия «друг» и «дружба».
  • Расширить представления учащихся о творчестве Н. Носова.
  • Развивать навык чтения и понимания прочитанного текста.
  • Формировать умение делить текст на части и составлять цитатный план.
  • Формировать навык подробного пересказа.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Определять главных и второстепенных героев произведения;
  • Восстанавливать последовательность

событий произведения;

  • Пересказывать текст произведения
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, толкового словаря
  • Получать информацию из

      различных источников

  • Давать оценку поступкам     героев

Ресурсы урока: учебник Литературного чтения  2 класс, ч.1., презентация, рабочий лист, толковый словарь С.И. Ожегова, книги Н. Носова

Ход урока

1.Мотивация к деятельности

Содержание деятельности

  • Предлагает двоим учащимся прочитать отрывок из стихотворения

(М. Пляцковского «Настоящий друг»)

  • Организует фронтальную беседу по услышанному тексту
  • Как вы понимаете, что такое дружба?
  • Кого можно назвать настоящим другом?
  • Предлагает найти толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова

Содержание деятельности обучающихся

  • Читают стихотворение (Приложение 1)
  • Слушают вопросы учителя, самостоятельно составляют аргументированные ответы.
  • Два ученика работают со словарём.

2.Актуализация необходимых знаний

  • Показывает портрет Н. Носова, спрашивает, кто знает, как зовут писателя? Делает подсказку, что он написал сказки про Незнайку.
  • Предлагает назвать какие рассказы этого автора они читали и обращает внимание на книжную выставку.
  • Просит выделить рассказ, какой  посвящён зимним забавам.
  • Предлагает определить тему и цели  урока.
  • Организует работу учащихся и контролирует оформление рабочего листа.
  • Называют фамилию и имя писателя. Слайд №1
  • Ответы детей
  • Рассматривают обложки книг и знакомятся с произведениями Н. Носова  Слайд №2
  • Высказывают предположения и рассматривают обложку книги.
  • Самостоятельно формулируют тему и цели урока
  • Записывают автора и название рассказа в рабочий лист

3. Организация познавательной деятельности

  • Читает рассказ Носова «На горке».

Нацеливает на внимательное прослушивание

  • Предлагает определить, к  какому жанру относится произведение и сделать запись в рабочем листе.
  • Спрашивает, о чем этот рассказ, какое впечатление он произвел.
  • Просит выделить непонятные слова.
  • Организует словарную работу с использованием рабочего листа.
  • Обращает внимание на правильность чтения сложных слов
  • Организует вторичное чтение текста
  • Организует беседу по содержанию, нацеливая на дачу полных ответов
  1. Какую ошибку допустил Котька?
  2. Чем был занят Котька, пока ребята трудились?
  3. Почему мальчик не вышел помогать?
  4. Как можно охарактеризовать Котьку?
  5. Что произошло после того, как ребята ушли обедать?
  6. Найдите в тексте описание того, как Котька пытался взобраться на горку.
  7. Зачем он посыпал горку песком?
  8. Как к этому отнесли ребята, когда вернулись?
  9. Что они ему предложили?
  10. Мальчик сразу согласился?
  11. Что он предложил?
  12. Устроило это ребят?
  13. Понравилось Котьке работать?
  • Докажите, прочитав отрывок в рассказе.
  1. Как вы думаете, изменился Котька?
  2. Кто ему помог измениться?
  3. Как можно охарактеризовать Котьку? Какой он?
  • Просит на рабочем листе учащихся подчеркнуть слова для характеристики.
  • Помогает выбрать пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.
  • Организует работу в рабочем листе.
  • Обращает внимание учащихся на картинки в учебнике стр. 121
  • Помогает разделить текст на части, используя картинки
  • Найдите в тексте предложения, которые отражают содержание картинок.
  • Интересуется, кто знает, что такое цитата, обобщает высказывания учащихся.
  • Предлагает пересказать текст с опорой на составленный план от имени героя.
  • Слушают чтение учителя, следят за текстом в учебнике.
  • Определяют жанр произведения и доказывают своё мнение, делают запись в рабочем листе.
  • Делятся своими впечатлениями о прочитанном.
  • Называют слова, значение которых им не понятно.
  • Делают запись в рабочем листе.
  • Читают хором сложные слова. Слайд №3
  • Учащиеся читают рассказ по «цепочке»
  • Слушают вопросы, самостоятельно составляют полные ответы.
  • Подчеркивают нужные слова для характеристики героя  Приложение 3.
  • Выбирают пословицу, какая наиболее точно определяют главную мысль рассказа, подчеркивают ее в рабочем листе Приложение 3

Слайд №4

  • Рассматривают картинки, выясняют, соответствуют ли они хронологии событий.
  • Делят текст на части с опорой на картинки.
  • Осуществляют выборочное чтение.
  • Высказывают свои предположения, слушают обобщение учителя, вписывают слово в рабочий лист. Приложение 3
  • Пересказывают текст с опорой на составленный план от имени героя.

4. Рефлексия деятельности

  • Организует критериальное оценивание
  • Предлагает продолжить фразы
  • Организует самооценку, используя «Лестницу успеха»
  • Даёт комментарии к выполнению домашнего задания.  
  • Оценивают пересказ одноклассников по критериям.Слайд 5
  • Составляют высказывания о себе.Слайд 6
  • Выполняют задание в рабочем листе.
  • Определяют домашнее задание.
  • Записывают домашнее задание. Слайд № 7

На сайте КнигаГо можно читать онлайн выбранную книгу: Sylvatica & Malystryx — Лето в пионерском галстуке — бесплатно (ознакомительный отрывок). Жанр книги: Современная проза, Исторические любовные романы, Самиздат, сетевая литература. На странице можно прочесть аннотацию, краткое содержание и ознакомиться с комментариями и впечатлениями о выбранном произведении. Приятного чтения, и не забывайте писать отзывы о прочитанных книгах.

Краткое содержание книги «Лето в пионерском галстуке»

1986 год, пионерлагерь: солнечные дни, синие ночи, костры, походы, танцы.  Юрка вместе с вожатым Володей ставят спектакль, сочиняют страшилки, сбегают с отбоев, по-настоящему дружат и впервые влюбляются.

Юра возвращается в пионерский лагерь своей юности спустя двадцать лет. В руинах прошлого он надеется отыскать путь в настоящее, к человеку, которого когда-то любил.
Эта история о том, что в СССР не всё было гладко, правильно и безлико. Что были переживания, страсти, влечения и чувства, которые не вписывались в рамки морали на пути к «светлому будущему». И что это будущее оказалось не таким уж и светлым.

Первоисточник: https://ficbook.net/readfic/4891296

Читаем онлайн «Лето в пионерском галстуке» (ознакомительный отрывок). [Страница — 25]

когда к власти пришли большевики и захотели устроить там санаторий, в усадьбе начали умирать люди!

В полумраке кто-то сдавленно ойкнул, а на соседней кровати завозились — это Саша с головой залез под одеяло. Володя ткнул Юрку локтем в бок и еле слышно прошептал прямо в ухо:

— Юра, полегче, они же совсем не уснут!

Но Юрка уже вошёл в раж:

— Ночью там было спокойно — ну разве что дверцы шкафов сами собой открывались, но ничего не грохотало и не шумело. А утром р-раз — кого-то мёртвым найдут! И так, что ни утро — в постели мертвец. Страшный: глаза навыкате, рот застыл в крике, язык высунут и шея… синяя! Искали виновного, искали, так и не нашли. Бросили этот санаторий. Деревенские, что жили неподалёку, в Горетовке, разграбили усадьбу: ни кирпичика там не оставили — всё растащили себе дома строить. Сейчас в том месте уже ничего не напоминает о графском доме, который когда-то там стоял, кроме одного: в зарослях черёмухи до сих пор можно найти барельеф, на котором высечен профиль графини, у неё на платье прицеплена алмазная брошка. Об этой легенде все давно забыли, но вот построили наш лагерь и вспомнили! — Юрка совсем понизил голос: — Сейчас я вам открою большой секрет, только вообще никому ни слова, ладно?

— Ладно, ладно, ладно, — зашептали со всех сторон.

— Точно? Честное октябрятское даёте?

— Да-да! Ну говоли уже, говоли, Юла!

— Мертвеца нашли и здесь! Вот прямо здесь, в соседнем отряде! Покойник тут был только один, потому что после его смерти пионеры нашли его дневник, прочитали и всё узнали. Он писал обо всех странностях, которые происходят здесь ночью. Мертвец этот — вожатый, совсем молодой, первый год в лагере…

— Кхм… — Володя кашлянул, скептически приподнял бровь.

Юрка хитро глянул на него и кивнул, мол, да-да, про тебя, и продолжил:

— Он страшно боялся за свой отряд, а дети, как назло, очень плохо спали по ночам. С ними не спал и вожатый, всё ходил, следил, переживал. И вот однажды ночью, когда все уснули, вожатый уже не смог — режим сна сбился. Он сидел, записывал в тетрадку, которая была у него чем-то вроде дневника, всё произошедшее за день: куда и как ходили с ребятами, как те себя вели и так далее. И вот слышит он в тишине шорох, будто ткань волочится по полу. Вожатый насторожился, — уж больно странный звук, — выключил свет, лёг в темноте, замер. Сначала ему ничего не было видно, но только глаза привыкли, только он смог узнать очертания шкафа и тумбы, как увидел, что дверца распахнулась. Сама собой, беззвучно и резко, будто не открывалась совсем, а так и была открытой. Раз моргнул вожатый, смотрит — шкаф закрыт, дверца, как должна быть, закрыта! Удивился, не показалось ли ему, включил свет, всё записал. На следующую ночь повторилось то же самое. Он снова услышал шорох ткани об пол, и снова наступила тишина, и снова сами собой стали открываться дверцы. А в комнате пусто, ни теней, ни звуков! Но только он моргнёт, раз — одна дверца открыта, моргнёт второй — та закрыта, открыта другая! И всё происходит в мёртвой тишине!

Такая же тишина, как и в Юркиной истории, повисла в комнате. Дети слушали и даже дышать старались реже и тише. Где-то в стороне постукивали зубы. Юрка хмыкнул про себя: «Лишь бы не зажурчало».

— Так вот… Вожатый пошёл в Горетовку, узнал у старожилов легенду про графиню и пропавшую брошь. И догадался, что звук — это шелест её чёрного платья. Он хотел понять, отчего закрываются и открываются дверцы шкафов, но так и не узнал: на следующее утро его нашли мёртвым. Задушенным, с глазами навыкат…

— И с синей шеей? — сдавленно прохрипел Саня.

— С синей, — кивнул Юрка. — Милиция расспрашивала всех жителей деревни. Когда очередь дошла до того самого старика, он рассказал им всё то же самое, что и вожатому. Милиционеры подумали, что он от старости уже чокнутый, и не поверили болтовне про графиню. Что она бродила сначала по своему дому, а когда дом разрушился — по лагерю. Что и сейчас бродит, ищет брошь, которую ей подарил граф. А когда не находит, злится и душит первого, кого заметит неспящим. Потому что думает, тот, кто не спит — вор, который украл её брошь. Ведь он — единственный, кого совесть мучает так сильно, что не даёт уснуть.

Юрка перевёл дыхание, и в его рассказ вклинился Володя:

— Поэтому, ребята, после отбоя нужно

Дата

09.02.2021

Учитель

Кайгородова Елена Фёдоровна

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 1»

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 а

УМК

«Школа России»

Тема урока

Н.Н.Носов/ На горке/

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

Знакомство детей с рассказом Н.Носова « На горке».

Задачи

Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.

Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление, память, речь, внимание,  обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты,  трудолюбия, уважения к чужому труду, умение простить ошибку друга.

Познавательные УУД: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Планируемые результаты:

Знать автора Н.Носова и его произведения; умение определять тему и находить главных героев; уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Учебные пособия

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе.

Используемое оборудование

для учителя –  проектор, экран, учебник, презентация, портрет и выставка книг Н.Носова; аудиозапись рассказа, плакат — рисунок снежной горки.

для учащихся – учебник,  портрет Н.Носова,  таблица для ответов теста, карточки с заданиями, снежинки для самооценки.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников

  1. Online Test Pad (сервис для проведения тестирования и обучения.) https://onlinetestpad.com/hmtulvkbz24iu
  2. Образовательная платформа «Учи.ру», раздел «Литературный кружок»
  3. Презентация к уроку.

Технологии, применяемые на уроке.

Технология продуктивного чтения, игровые, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления.

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Работа с пословицей.

слайд 1

Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Побольше нового узнать

И получить отметку «пять»!

-На уроке нам  предстоит проделать  много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.  А девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем

слайд 2

 “Упустишь минутку – потеряешь час”. Кто может объяснить значение этой пословицы?

Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя. Читают пословицу, объясняют её значение.

Личностные УУД
— проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные УУД
— умение  слушать
— умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные УУД
— умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные УУД
— выразительное чтение стихотворения

2.Проверка дом.задания

Повторить изученный материал

Образовательная платформа «Учи.ру», раздел «Литературный кружок»

Презентация к уроку.

-Ребята, мы изучили на прошлом уроке произведение Н.Носова «Живая шляпа».

Предлагаю вам ответить на вопросы теста по данному произведению.

Учащиеся работают на платформе «Учи.Ру»

Личностные УУД
— оценивать результат собственной деятельности. Предметные УУД
— работать с содержанием текста рассказа

3.Вступительная беседа

( беседа об авторе, работа с выставкой книг)

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Работа в парах. Отгадывание автора произведения. Разгадывание анаграммы: названия произведения. Анализ названия произведения. Формулировка темы и цели урока.

-Работаем в парах: соберите пазл и попробуйте узнать писателя. А теперь посмотрите на доску и найдите этот портрет среди других.  слайд 3. Под каким номером его портрет? (3) Вы уже знакомы с этим писателем? (Да)

назовите фамилию этого писателя (Н.Носов)

-Какие произведения этого автора вы знаете? (Незнайка, Затейники, Живая шляпа)

-Мы сегодня продолжим знакомство с произведениями Н. Носова.  А о ком писал Н. Носов? (о детях)  Кто герои его произведений? Верно. Сегодня у нас в гостях один из героев Носова. Давайте отгадаем кто это? слайд 4

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?
(Незнайка.)

-Незнайка предлагает вам посмотреть на выставку книг Носова из школьной библиотеки и рекомендует вам их прочитать.

Ребята, давайте  вспомним биографию этого писателя.

слайд 5

-Вы подготовили сообщения о жизни и творчестве писателя. Давайте послушаем.

-Ребята, Незнайка принёс нам на урок много интересных заданий. И   сейчас он приглашает нас познакомиться с ещё одним  произведением Н.Носова и предлагает отгадать его название.

-Разгадайте анаграмму. Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Ан кегор слайд 6

-Правильно. Произведение называется «На горке»

-Итак, мы  узнали  автора и название произведения.

-А теперь давайте определим тему нашего урока. (Знакомство с произведением Н. Носова «На горке».) слайд 7

-Сформулируем  цель урока и задачи. Для этого нужно продолжить предложения.

Знакомство с произведением Н..Н. .Носова «На горке»

 На уроке мы будем: слайд 8

 •выразительно читать и понимать прочитанное

•отвечать на вопросы и доказывать свой ответ

 •самостоятельно работать с текстом

•определять главную мысль текста

•составлять план рассказа

 •учиться работать в группах

 • оценивать свою работу

Собирают пазл с портретом.

Угадывают имя писателя.

Отвечают на вопросы.

Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Носова. Они смешные, добрые, поучительные.

Рассказывают биографию  писателя (кратко)

Учащиеся разгадывают анаграмму

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД

-умение фиксировать проблему;

— умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД

— умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания.

4.Словарная работа

Учить работать с толковым словарём

Работа со словарём, с. 214, учебник.

Работа с толковым словарём

Скажите, а вам знакомо слово «горка»? Да

-Где  можно выяснить значение какого-то непонятного нам слова?

 ( в толковом словаре, интернете, в библиотеке, спросить у взрослых.)

Ребята, а вы хотите узнать точное значение этого слова? (Да)

У нас в классе есть толковый словарь русского языка. Заглянув туда мы найдём значение слова «горка». Посмотрите на доску. Словарь Даля.  слайд 9-14

—  «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь»

Горка – мебель. Шкаф.

 — А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

 — Существует понятие «Красная горка». Это православный праздник.  Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

 —  Дома   вы можете какую  горку увидеть? Горку сахара, соли, семечек и т. д.

Обьясните значение слова «Дворницкая»

Откройте « словарик» на с. 214 в учебнике, прочитайте толкование данного слова.

 На четвереньках — поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги 

Работают со словарной статьёй.

 Узнают значение слова «горка», «дворницкая»,

«на четвереньках»

Читают слова,  объясняют их значение, ищут их значение в толковом словаре учебника.

Познавательные УУД

— умение пользоваться толковым словарём

5. Первичное восприятие текста

6.Проверка первичного восприятия  текста

Способствовать привитию желания читать художественные произведения о дружбе.
Прогнозировать содержание произведения.

Ребята, давайте подумаем, О какой горке пойдёт речь в рассказе  у Носова? (о снежной)

  Как вы догадались? (Он писал о детях, а зимой они любят кататься на горке)

— Делали ли вы  горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (снег, лопата, вода)

— Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

— Почему?

— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Давайте послушаем театральную постановку этого произведения в исполнении артистов театра. слайд 15 —16

«Постановка – это произведение сценического искусства, может ставиться как на театральной сцене, так и на радио»

Убедитесь, верны ли ваши предположения.

-Какое впечатление от прослушанного?
— Что особенно понравилось в рассказе?
— Кто главные герои этого произведения?

Хочется ли вам самим выразительно прочитать его? (Да)

Горку сахара, соли, семечек и т. д.

О снежной.

Он писал о детях, а зимой они любят кататься на горке

снег, лопата, вода

Ответы детей.

Дети слушают.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД
— проявлять эмоционально — ценностное
отношение к героям художественного произведения
Познавательные УУД
— определять тему текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные УУД
— адекватно оценивать результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные УУД
— адекватно взаимодействовать в паре и в группе
при выполнении учебного задания.

Физминутка

А теперь давайте отдохнём, дружно повторяйте движения под музыку.

слайд в 17

1). Выполняют танцевальные движения для снятия статического напряжения.

2). Зрительная гимнастика

7. Чтение по частям, анализ прочитанного.

Стимулировать эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения;
Научить:

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение
— описывать характер героя;
— формулировать правила дружеских отношений;

Чтение рассказа вслух по цепочке.

Анализ произведения, выборочное чтение. Работа в парах.

Специальные упражнения для развития скорочтения для детей

1) Задание «Исправляем ошибку». Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача учащихся — исправить неточность.

2)Упражнения на корректировку внимания и концентрации.

Задание «Текст читать  вверх тормашками. Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками.

Задание «Половинки»: теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. (3 абзац)

-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по абзацам  и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? Следим за чтением  и«Исправляем ошибку». ( 1 абзац)

 Продолжаем чтение, следим за мной и  моей команде читаем вслух.

1. Кто является главным героем рассказа?

2. Что делали ребята?

У:– Прочитайте, как они строили горку.

3. Где был Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел?

У:– Какой он?

4. Что произошло, когда ребята ушли обедать?

У:– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

. 5. Зачем Котька посыпал горку песком?

У:– Что из этого вышло? Прочитайте.

6. Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

У:– Котька сразу согласился это сделать?

У:– Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из текста…

У:– Как вы думаете, изменился ли Котька?

У:– Кто помог ему стать лучше?

У:-А были ли подобные случаи у вас? Расскажите.

«Чтение про себя», с карандашом – исправляют ошибки

Читают вслух хорошо читающие дети.

Котька и его друзья

строили горку

Читает ученик

Дома

Не хотел трудиться, но хотел кататься

Хитрый

Котька вышел на улицу

Читает ученик

Он не мог на нее взобраться

Читает ученик.

Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом

Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег

Да

Да, он стал лучше

Его товарищи

Рассказывают случаи из жизни.

Личностные УУД

проявление творческого отношения к процессу обучения;

— умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа;

Предметные УУД

— уметь читать осознанно текст художественного произведения;

— определять тему и главную мыслю произведения;

-анализировать содержание текста;

— оценивать события, героев произведения.

Познавательные УУД

— умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

— умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме

— умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков

8.Работа по содержанию текста/ составление плана, характеристика героев и их поступков.

Научить:
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;

А сейчас Незнайка предлагает вам поработать в группах.

Образуем  3 группы по рядам. слайд 18

-Вспомните правила работы в группе.

 слайд 19

-Внимательно читайте задание, обсуждайте и выполняйте. Договоритесь, кто из вас будет отвечать.

слайд 20-21

I группа: Расставьте по порядку пункты плана к рассказу и подберите соответствующую картинку к нему. Прикрепите картинку к карточке с названием пункта плана.

II группа: Определите каким был Котька? Дайте характеристику герою рассказа.

Выберите подходящие слова. Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый, хитрый. Докажите свой выбор. Приведите примеры из текста.

III группа

Отгадайте кроссворд по рассказу.

Если вы всё правильно разгадаете, то в выделенных клетках появится слово, относящееся к названию рассказа слайд 22

Образуют 3 группы. Вспоминают правила работы в группе.

Обсуждают задание.

1 группа распределяет карточки в нужном порядке.

Отчёт группы.

Обсуждают задание.

2 группа составляют характеристику Котьки.

Отчёт группы.

3 группа обсуждает задание и выполняют его.

Отчёт группы.

Личностные УУД

— творческое отношение к процессу выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

— умение слушать других, формулировать свои мысли вслух.

Предметные УУД

— знание содержания текста, событий, героев.

Регулятивные УУД

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

9.Обобщение материала.

Учить представлять результат
своей деятельности,
 подбирать пословицы к содержанию текста;

Определение главной мысли рассказа.

 Работа с пословицами.

-С каким произведением мы познакомились?

— Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

Давайте определим главную мысль рассказа.

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? слайд 23

Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа.

1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и  исправлять свои ошибки.

– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. слайд 24

Докажите почему выбрали её.

1.Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

Вывод: Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

С рассказом Н. Носова «На горке»

Отвечают.

Выбирают третье высказывание.

Доказывают выбор третьей пословицы.

Личностные УУД

-умения, связанные с развитием самооценки;

-умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Коммуникативные УУД

— умения учитывать разные мнения;

— умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения

Познавательные УУД
— определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Регулятивные УУД
— принятие и сохранение учебной задачи,
Предметные УУД
— восстанавливать пословицы,  объясняя их смысл.

10.Рефлексия

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

— Чему учит нас  рассказ?

  • трудолюбию
  • умению исправлять свои ошибки
  • быть настоящими товарищами
  • уважать чужой труд  

-Итак, ребята я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Урок заканчивается. Подведём итог нашей работы.

Вспомните цели  и задачи нашего урока. Всё ли мы выполнили? Если всё, то хлопните в ладоши. слайд 25

— Вспомните свои впечатления на уроке. Что было самым интересным для вас?

слайд 26

-Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …         

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока …

Молодцы! Вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!

Снежинки

– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Оцените свою работу на уроке. Давайте сделаем снежную горку.

Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Если вы считаете, что работали дружно вместе со всем классом, вы прикрепите свою снежинку на горку, если нет, то вокруг горки.

Спасибо всем за урок!

Читают высказывания.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос, продолжают предложения.

Оценивают свою работу на уроке при помощи снежинок, прикрепляют их у доски.

Регулятивные УУД

— умение оценивать результат своей деятельности.

11. Домашнее задание

Пройти по ссылке, ответить на вопросы по содержанию текста

Online Test Pad (сервис для проведения тестирования и обучения.) https://onlinetestpad.com/hmtulvkbz24iu

  • Рассказ работа над ошибками поляков
  • Рассказ разбойники шиллер слушать
  • Рассказ пушкина рыбак и рыбка
  • Рассказ пушок скребицкий слушать
  • Рассказ пятница успенский читать