Рассказ радио об электрическом токе

Тема: электрический ток. электрический ток в проводниках. фио полностью: ганеева галина махмутовна место работы: мбоу зыковская сош березовского района красноярского

Тема: «Электрический ток. Электрический ток в проводниках».

ФИО (полностью):
Ганеева
Галина Махмутовна

Место работы:  МБОУ
«Зыковская СОШ» Березовского  района Красноярского края

Должность:  учитель
физики

Предмет: физика

Класс: 11

Тема и номер урока в теме: «Электрический ток»

№ урока 1

Роль и место данной темы в курсе

Основные
вопросы темы » Электрический
ток
» рассматриваются в курсе физики 8 класса,

 а
затем более подробно изучаются в курсе физики основной и старшей школы.

Перечень уроков по данному курсу

Первый
урок.
«Электрический ток. Электрический ток в проводниках».

Второй
урок «
Закон
Ома для участка цепи. Зависимость сопротивления от температуры
».

Базовый
учебник:

Г.Я. Мякишев, М.А. Петрова; Физика 11 класс Учебник для общеобразовательных

учреждений/ — М:
Дрофа , 2020.

Продолжительность 45 минут

Технологии мультимедийные,
коллективного взаимообучения

Тип урока: 
комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Аннотация Данный
урок в разделе «Электродинамика» в подразделе «Законы постоянного тока» стоит
первым. Задача учителя, основываясь на знаниях обучающихся, полученных в 8
классе,  напомнить знакомые понятия электрический ток, сила тока, напряжение,
сопротивление и др., выяснить от каких величин зависит сила тока в проводнике и
на опыте вывести закон Ома для участка цепи.

Урок сопровождается
презентацией, что позволяет учителю более компактно излагать материал и
помогает учащимся в составлении краткого конспекта по теме: они учатся
конспектировать, выделять главное, делать выводы.

В ходе урока
используются индивидуальные и групповые формы работы. По ходу фронтального
эксперимента формулируются выводы, согласованные с членами команды. Групповую
деятельность применяю на всех этапах урока: при изучении нового материала, на
этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в конце урока.

В конце урока
учащиеся должны знать условия существования, действия  электрического тока,
зависимость электрического тока от напряжения и от каких величин зависит сила
тока в проводнике. Для проверки знаний используется тест с взаимопроверкой.

          Конспект урока
«Электрический ток»

По оценке метеорологов, за секунду в землю
ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в
200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии
распространяется со скоростью 80000 миль в секунду, составляющей около половины
скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое
свечение в природе вызывает удивление и страх.

Чтобы разбираться в природе подобных
явлений, объяснять их, мы должны изучить тему «Электрический ток».

Цели урока: обобщить
и углубить знания учащихся об электрическом токе; выяснить, при каких условиях
возникает электрический ток в цепи.

Вопросы урока:

·                   
Электрический
ток.

·                   
Направление
тока.

·                   
Действие
тока.

·                   
Сила
тока.

·                   
Напряжение.

·                   
Сопротивление.

·                   
Зависимость
силы тока от величины единичного заряда и скорости его движения.

·                   
Закон
Ома для участка цепи.

Ответьте
на вопросы

(оцените свои знания – на карточках)

o       
Что
называется электрическим током?

o       
Какое
направление движение частиц в проводнике принято за направление электрического
тока?

o       
Какие
действия электрического тока вы знаете?

o       
Условия
существования тока в цепи

o       
От
каких величин зависит сила тока в проводнике.

o       
Единица
измерения силы тока.

o       
Сформулируйте
закон Ома для участка цепи.

o       
Единица
измерения сопротивления

o       
1
кВ переведите в Вольты.

o       
Стандартное
напряжение в цепи.

Не
огорчайтесь, если не смогли вспомнить и ответить на все вопросы. Главная задача
нашего урока – ответить на эти вопросы, вспомнить, что такое электрический ток,
при каких условиях он возникает. Какие характеристики помогут описать
электрический ток в участке цепи. Сформулируем закон Ома для участка цепи. И
поймем, от чего зависит эл. ток в проводнике.

Изучение нового материала.

Вначале выясним условия, необходимые для
существования тока (после беседы): наличие свободных заряженных частиц, наличие
электрического поля для упорядоченного движения этих частиц, замкнутая
электрическая цепь.

Для поддержания эл.поля в проводнике
необходим источник тока.

Опыт: два электрометра, один заряжен,
другой нет. Соединим проводником электроскопы и убедимся, что часть эл.заряда
переходит с одного прибора на другой.

Увидеть движущиеся электроны в проводнике
невозможно. Как можно обнаружить эл.ток? (по его действиям)

Действия эл. тока (демонстрации)

·                   
Тепловое
(электроплитка)

·                   
Химическое
( электролиз, раствор медного купороса)

·                   
Магнитное
( рамка с током на магнитную стрелку)

·                   
Физиологическое
(происходит сокращение мышц организма)

Если в цепи устанавливается электрический
ток, это означает, что через поперечное сечение проводника всё время
переносится электрический заряд.

Количественная характеристика
электрического тока: сила тока. Характеристика электрического поля —
напряжение, характеристика проводника — сопротивление.

Расскажите о них по плану (
подготовительная работа в группах, рассказ одного из участников группы):

·                   
Название

·                   
Определение

·                   
Связь
с другими величинами

·                   
Единицы
измерения

·                   
Прибор.

Сила тока  I – физическая
величина, показывающая, какой заряд переносится через поперечное сечение
проводника за единицу времени.

От чего зависит сила тока?

Предположим, что участок цепи представляет
собой однородный цилиндрический проводник из металла площадью поперечного
сечения
S  и длиной
Δ
l. В объёме
проводника
V=SΔl
содержится
Nчастиц,
заряд каждой из них равен заряду электрона 
q0.  При
создании электрического поля в проводнике заряженные частицы движутся
направленно со средней скоростью
v.

I=image001

V=S∙Δl

N=nV=n∙ S∙Δl

Δq=N q0= n∙ S∙Δl∙q0

I=image001=image002= q0∙n∙v∙S

Сила тока зависит от заряда, переносимого
каждой частицей, концентрации частиц, скорости их направленного движения и
площади поперечного сечения проводника.

Рассчитайте скорость упорядоченного
движения электронов в металлическом проводнике при силе тока 1 А, если
концентрация 8,5∙1028 м-3, а площадь поперечного сечения
проводника 2∙10-6 м2.

v=image003=3,5*10-5
м/с = 0,035мм/с

Для тех, кто решил быстрее: Найдите
скорость упорядоченного движения электронов в проводе с площадью поперечного
сечения 5 мм2 при силе тока 10 А, если концентрация электронов
проводимости 5∙1028 м-3

v= 0,25∙10-3 м/с=0,25мм/с

Учитель: Как зависит сила
тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?
Проведем опыт.

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211819/img2.gif

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211819/img3.gif

Учитель: Определите
назначение частей электрической цепи: источник тока, амперметр, вольтметр,
магазин сопротивлений, соединительные провода, ключ.

Источник тока – для создания и поддержания
электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в
проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника.
Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке
цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и
выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют
электрическую энергию в электрическую цепь.

(Учитель демонстрирует зависимость силы
тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника).

Учитель: Ребята, во время
опыта ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и
вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.( таблицу заполняем на доске)

Учитель: Итак, ребята, что
вы наблюдали?

Ученик: С увеличением
напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.

Учитель: А теперь мы с
вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном
напряжении на его концах.

Учитель: Ребята, ваша задача
опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод,
одновременно заполнить таблицу, при U = 3В:

(Учитель демонстрирует опыт, при этом
необходимо показания вольтметра поддерживать постоянными, заполняет таблицу,
лучше начинать при R = 1 Ом, U = 3В).

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученик: С увеличением
сопротивления проводника сила тока уменьшается.

(слайд).

Учитель: Такой график
называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и
сопротивлением.

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211819/img4.gif

Учитель: Итак, ребята, запишем
результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению
проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.

Учитель: Ребята,
зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.

Учитель: Обобщим два эти
вывода и запишем итоговую формулу:

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211819/img8.jpg

(Записываем данную формулу на доске и в
тетрадях).

Учитель: Такая запись
носит название:

“Закон Ома
для участка цепи”
.

Закон Ома читается так: “сила тока в
участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно
пропорциональна его сопротивлению”.

I=image008

Учитель: Данный закон
немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

(Учитель обращает внимание на портрет
Георга Ома).

Учитель: Его работу хорошо
приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической
школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома
долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы
французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но
Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом.
Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем
закона Пуйе.

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211819/img5.gif 

Ответьте
на вопросы

(оцените свои знания – на карточках)

o       
Единица
измерения силы тока.

o       
Сформулируйте
закон Ома для участка цепи.

o       
Единица
измерения сопротивления

o       
1
кВ переведите в Вольты.

o       
Условия
существования тока в цепи

o       
Стандартное
напряжение в цепи.

o       
Какое
направление движение частиц в проводнике принято за направление электрического
тока?

o       
Какие
действия электрического тока вы знаете?

o       
Что
называется электрическим током?

o       
От
каких величин зависит сила тока в проводнике.

Домашнее задание: прочитать
§1 выучить вывод формулы
I= q0∙nvS.

Урок посвящен изучению темы 8 класса

“Электрический ток. Источники тока”

Цели урока:

Обучающая: обеспечить знание учащихся о природе электрического тока; дать качественную
формулировку этого понятия, выяснить условия его существования; ознакомить
учащихся с различными типами источников тока, их роли, устройством и применением;

Развивающая: создать
условия для развития коммуникативных (взаимодействовать с другими людьми) и
мыслительных (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)
качеств учащихся.

Подготовка к уроку:

Методическое обеспечение урока: демонстрационные гальванометр, амперметр,
вольтметр; источник тока лабораторный (15 шт.); лампочка на подставке (15 шт.);
соединительные провода; карточки-задания (15 шт.); различные виды источников
тока (гальванический элемент, аккумулятор, генератор, термоэлемент, фотоэлемент);
слайды к графопроектору Пеленг-2400.

Демонстрационные опыты

Опыт 1.
Работа электрического двигателя с крыльчаткой на оси. Опыт 2. Срабатывание
электромагнита для удержания груза на весу. Опыт 3. Два металлических сосуда
соединены друг с другом через гальванометр. В одном из сосудов находится
солёная вода. При переливании воды из одного сосуда в другой стрелка гальванометра
отклоняется.

Организация и ход урока:

Данный урок — первый в теме. На нем
решается задача не только усвоения основного материала (понятия электрического
тока, условий его существования, роли, устройства и действия различных
источников тока), но и мотивации на познавательную последующую деятельность.

Индукция. Учитель просит учащихся заполнить следующую таблицу:

Что я знаю

об электрическом токе

Что я хочу узнать

об электрическом токе

При этом учитель поясняет, зачем это нужно: чтобы изучить новый
материал, опираясь на уже имеющиеся знания ребят по этой теме.

Самоконструкция. Индивидуальная работа: заполнение таблицы.

Социоконструкция.
Работа в парах, а затем в четвёрках: ребята
сравнивают, уточняют, обогащают новым материалом свои таблицы.

Социализация.
От каждой группы выступает представитель. Учитель
фиксирует на доске высказывания детей.

Панель. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы.

Разрыв. Учитель-мастер подводит учеников к выводу, что донаучное, житейское
знание явно недостаточно до полного решения проблемы, задачи. Каждый ученик
определяет свою область “знания” и “незнания” по этой теме. Мастер комментирует
доклады. Поясняет, что значит усвоить данную тему. Говорит о том, что в данной
теме широко будут использоваться такие приборы как гальванометр, амперметр и
вольтметр. Демонстрирует их на лабораторном столе.

Совместная постановка цели урока.

Индукция. Предлагаю
учащимся (в парах) собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока,
соединительных проводов и лампочки (принципиальная схема и блок – схема
изображены на доске; учитель поясняет правила пользования лабораторным источником
питания).

Самоконструкция. Оформление каждым учеником письменного отчёта, в котором необходимо
дописать следующие незаконченные предложения:

1.       
Источник тока в цепи
играет роль …

2.       
Лампочка нужна для того,
чтобы …

3.       
Соединительные провода
служат …

4.       
Ток в данной цепи будет
течь, даже если из нее удалить …

5.       
Существование тока в
любой электрической цепи невозможно и без …

6.       
Если поменять местами
“+” и  “–” источника тока, то …

7.       
Движение электрического
тока направлено от …

Социоконструкция. Работа в парах, а затем в четвёрках: взаимное консультирование; ребята
сравнивают, уточняют, обогащают новым материалом свои отчёты.

Социализация.
От каждой группы выступает представитель. Учитель фиксирует на доске выводы детей.

Разрыв.
Сравнение таблицы с эталоном, который предъявляет учитель (через графопроектор
высвечиваю свою афишу №1 на доске). В ходе опытов рассказываю о роли источника
тока в цепи. Их роль заключается в поддержании электрического поля, которое
действует силой на электрические заряды. Под действием электрического поля
источника тока в цепи возникает непрерывное направленное движение электрических
зарядов, которое называется электрическим током.
Демонстрация учителем
действующих электрических схем, в которых отсутствует электрическая лампа,
которая играет роль индикатора тока: 1) срабатывание электромагнита, 2) работа
электродвигателя с крыльчаткой. На последнем опыте показываю, что направление
тока имеет определённый смысл. А в некоторых электрических устройствах
первостепенное значение (электронные часы, калькуляторы и др.). Вопрос о направлении
электрического тока оставался открытым до
XVIII века, так
как в некоторых случаях (жидкости, газ) электрический ток представляет собой
одновременное движение заряженных частиц противоположных по знаку и в противоположные
стороны. Договорились считать, что за направление тока выбрано направление
движения положительно заряженных частиц.

Рефлексия: фронтально подводим итог первого этапа урока, делаем совместный вывод.

Демонстрирую
различные источники тока. В ходе опытов рассказываю о роли источника тока в
цепи. Мастер подчёркивает: общее, что есть у всех источников тока:
разделение зарядов на два полюса, в результате чего источник тока создает во
внешней цепи электрическое поле.
Разделение зарядов на полюса происходит за
счёт других источников энергии.

Индукция.  Учитель просит учащихся заполнить следующую таблицу:

Источники

тока

За счёт какой энергии происходит разделение зарядов

Применение

источника тока

Термоэлемент

Фотоэлемент

Гальванический элемент

Аккумулятор

Генератор

Самоконструкция. Индивидуальная работа: заполнение таблицы. При этом учитель поясняет,
что при этом ребята могут пользоваться учебником .

Социоконструкция.
Работа в парах, а затем в четвёрках: ребята
сравнивают, уточняют, обогащают новым материалом свои таблицы. От каждой группы
выступает представитель.

Панель. Фронтальное обсуждение возникших проблем. Здесь каждый ученик может
высказать своё личное мнение, отличное от мнения группы. 

Разрыв. Сравнение таблиц с эталоном, который предъявляет учитель (через графопроектор
высвечиваю афишу №2). Фронтальное обсуждение возникших вопросов.

Рефлексия. Обсуждение в группах, а затем фронтально, чему научились на данном уроке;
что осталось невыясненным.

Домашнее задание: получить ток с помощью лимона и двух проводников из
различных материалов. Придумать способ обнаружения тока от данного источника;
или объяснить опыт предложенный учителем: два металлических сосуда соединены
друг с другом через гальванометр. В одном из сосудов находится солёная вода.
При переливании воды из одного сосуда в другой стрелка гальванометра
отклоняется; или  § 23 Упр. 14 (4).

Используемая литература:

Запрудский Н.И.   Технология
педагогических мастерских // Учебно-методическое пособие. Мозырь, 2002

Афиши
заранее печатаются лазерным принтером на плёнке для проецирования

через
графопроектор:

Афиша
№1

1)
 … “насоса”,
который создаёт в цепи течение электрического заряда.

2)
 … превращать
электрическую энергию в световую, замыкать электрическую цепь.

3)
 … проводником
электрического тока.

4)
 … если
что-нибудь удалить из цепи, ток прекратится.

5)
 … источника тока,
соединительных проводов, потребителя электроэнергии.

6)
 … поменяется
направление электрического тока в цепи.

7)
 … строго в
определённом направлении.

Афиша №2

Источники

тока

За счёт какой энергии происходит разделение зарядов

Применение

источника тока

Геотермальные
ЭС, тепловые датчики

Солнечные батареи, световые датчики, калькуляторы, видеокамеры

Гальванический элемент

Бытовые автономные электроприборы, источники
бесперебойного питания

Химической

Автомобили, электромобили, сотовые телефоны

Механической

Электростанции, автогенераторы, динамо-машины

На чтение 28 мин. Опубликовано

Электрический ток – это электрический заряд в движении. Он может принимать форму внезапного разряда статического электричества, такого как, например, молния. Или это может быть контролируемый процесс в генераторах, батареях, солнечных или топливных элементах. Сегодня мы рассмотрим само понятие “электрический ток” и условия существования электрического тока.

image

Электрическая энергия

Большая часть электроэнергии, которую мы используем, поступает в виде переменного тока из электрической сети. Он создается генераторами, работающими по закону индукции Фарадея, благодаря которому изменяющееся магнитное поле может индуцировать электрический ток в проводнике.

Генераторы имеют вращающиеся катушки провода, которые проходят через магнитные поля по мере их вращения. Когда катушки вращаются, они открываются и закрываются относительно магнитного поля и создают электрический ток, меняющий направление на каждом повороте. Ток проходит через полный цикл вперед и назад 60 раз в секунду.

Генераторы могут питаться от паровых турбин, нагретых углем, природным газом, нефтью или ядерным реактором. Из генератора ток проходит через ряд трансформаторов, где растет его напряжение. Диаметр проводов определяет величину и силу тока, которую они могут переносить без перегрева и потери энергии, а напряжение ограничено только тем, насколько хорошо линии изолированы от земли.

Интересно отметить, что ток переносится только одним проводом, а не двумя. Две его стороны обозначаются как положительная и отрицательная. Однако, поскольку полярность переменного тока изменяется 60 раз в секунду, они имеют и другие названия – горячие (магистральные линии электропередач) и заземленные (проходящие под землей для замыкания цепи).

image

Зачем нужен электрический ток?

Существует масса возможностей применения электротока: он может осветить ваш дом, вымыть и высушить одежду, поднять дверь вашего гаража, заставить вскипеть воду в чайнике и дать возможность работать другим бытовым предметам, которые значительно облегчают нам жизнь. Тем не менее все более важным становится способность тока передавать информацию.

При подключении к Интернету компьютером используется лишь небольшая часть электрического тока, но это то, без чего современный человек не представляет своей жизни.

Понятие об электрическом токе

Подобно речному течению, потоку молекул воды, электрический ток – это поток заряженных частиц. Что это такое, что его вызывает, и почему он не всегда идет в одном направлении? Когда вы слышите слово «течет», о чем вы думаете? Возможно, это будет река. Это хорошая ассоциация, потому что именно по этой причине электрический ток получил свое название. Он очень похож на поток воды, только вместо молекул воды, движущихся по руслу, заряженные частицы движутся по проводнику.

Среди условий, необходимых для существования электрического тока, есть пункт, предусматривающий наличие электронов. Атомы в проводящем материале имеют много этих свободных заряженных частиц, которые плавают вокруг и между атомами. Их движение является случайным, поэтому поток в каком-либо заданном направлении отсутствует. Что же нужно, чтобы существовал электрический ток?

Условия существования электрического тока включают в себя наличие напряжения. Когда оно применяется к проводнику, все свободные электроны будут двигаться в одном направлении, создавая ток.

Любопытно об электрическом токе

Интересно то, что когда электрическая энергия передается через проводник со скоростью света, сами электроны движутся намного медленнее. На самом деле, если бы вы не спеша прошли рядом с токопроводящей проволокой, ваша скорость была бы в 100 раз быстрее, чем двигаются электроны. Это обусловлено тем, что им не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы передавать энергию друг другу.

Прямой и переменный ток

Сегодня широко используются два разных типа тока – постоянный и переменный. В первом электроны движутся в одном направлении, с «отрицательной» стороны на «положительную». Переменный ток толкает электроны назад и вперед, изменяя направление потока несколько раз в секунду.

Генераторы, используемые на электростанциях для производства электроэнергии, предназначены для производства переменного тока. Вы, наверное, никогда не обращали внимание на то, что свет в вашем доме на самом деле мерцает, поскольку текущее направление меняется, но это происходит слишком быстро, чтобы глаза смогли это распознать.

Каковы условия существования постоянного электрического тока? Зачем нам нужны оба типа и какой из них лучше? Это хорошие вопросы. Тот факт, что мы все еще используем оба типа тока, говорит о том, что они оба служат определенным целям. Еще в XIX веке было понятно, что эффективная передача мощности на большие расстояния между электростанцией и домом была возможна лишь при очень высоком напряжении. Но проблема заключалась в том, что отправка действительно высокого напряжения была чрезвычайно опасной для людей.

Решение этой проблемы состояло в том, чтобы уменьшить напряжение вне дома, прежде чем отправлять его внутрь. И по сей день постоянный электрический ток используется для передачи на большие расстояния, в основном из-за его способности легко преобразовываться в другие напряжения.

Как работает электрический ток

Условия существования электрического тока включают в себя наличие заряженных частиц, проводника и напряжения. Многие ученые изучали электричество и обнаружили, что существует два его типа: статическое и текущее.

Именно второе играет огромную роль в повседневной жизни любого человека, так как представляет собой электрический ток, который проходит через цепь. Мы ежедневно используем его для питания наших домов и многого другого.

Что такое электрический ток?

Когда в цепи циркулируют электрические заряды из одного места в другое, возникает электрический ток. Условия существования электрического тока включают в себя, помимо заряженных частиц, наличие проводника. Чаще всего это провод. Схема его представляет собой замкнутый контур, в котором ток проходит от источника питания. Когда же цепь разомкнута, он не может закончить путь. Например, когда свет в вашей комнате выключен, цепь разомкнута, но когда цепь замкнута, свет горит.

Мощность тока

На условия существования электрического тока в проводнике большое влияние оказывает такая характеристика напряжения, как мощность. Это показатель того, сколько энергии используется в течение определенного периода времени.

Существует много разных единиц, которые могут использоваться для выражения данной характеристики. Однако электрическая мощность почти измеряется в ваттах. Один ватт равен одному джоулю в секунду.

Электрический заряд в движении

Каковы условия существования электрического тока? Он может принимать форму внезапного разряда статического электричества, такого как молния или искра от трения с шерстяной тканью. Однако чаще, когда мы говорим об электрическом токе, мы имеем в виду более контролируемую форму электричества, благодаря которой горит свет и работают приборы. Большая часть электрического заряда переносится отрицательными электронами и положительными протонами внутри атома. Однако вторые в основном иммобилизованы внутри атомных ядер, поэтому работа по переносу заряда из одного места в другое проделывается электронами.

Электроны в проводящем материале, таком как металл, в значительной степени свободны для перехода от одного атома к другому вдоль их зон проводимости, которые являются высшими электронными орбитами. Достаточная электродвижущая сила или напряжение создает дисбаланс заряда, который может вызвать движение электронов через проводник в виде электрического тока.

Если провести аналогию с водой, то возьмем, к примеру, трубу. Когда мы открываем клапан на одном конце, чтобы вода попала в трубу, то нам не нужно ждать, пока эта вода проложит весь путь до ее конца. Мы получаем воду на другом конце почти мгновенно, потому что входящая вода толкает воду, которая уже находится в трубе. Это то, что происходит в случае электрического тока в проводе.

Электрический ток: условия существования электрического тока

Электрический ток обычно рассматривается как поток электронов. Когда два конца батареи соединены друг с другом с помощью металлической проволоки, эта заряженная масса через провод попадает из одного конца (электрода или полюса) батареи на противоположный. Итак, назовем условия существования электрического тока:

  1. Заряженные частицы.
  2. Проводник.
  3. Источник напряжения.

Однако не все так просто. Какие условия необходимы для существования электрического тока? На этот вопрос можно ответить более подробно, рассмотрев следующие характеристики:

  • Разность потенциалов (напряжение). Это одно из обязательных условий. Между 2 точками должна быть разница потенциалов, означающая, что отталкивающая сила, которая создается заряженными частицами в одном месте, должна быть больше, чем их сила в другой точке. Источники напряжения, как правило, не встречаются в природе, и электроны распределяются в окружающей среде достаточно равномерно. Все же ученым удалось изобрести определенные типы приборов, где эти заряженные частицы могут накапливаться, тем самым создавая то самое необходимое напряжение (например, в батарейках).
  • Электрическое сопротивление (проводник). Это второе важное условие, которое необходимо для существования электротока. Это путь, по которому перемещаются заряженные частицы. В качестве проводников выступают только те материалы, которые дают возможность электронам свободно перемещаться. Те же, у которых этой способности нет, называются изоляторами. Например, проволока из металла будет отличным проводником, в то время как ее резиновая оболочка будет превосходным изолятором.

Тщательно изучив условия возникновения и существования электрического тока, люди смогли приручить эту мощную и опасную стихию и направить ее на благо человечества.

Электрическим током называется упорядоченный поток отрицательно заряженных элементарных частиц – электронов. Электрический ток необходим для освещения домов и улиц, обеспечения работоспособности бытовой и производственной техники, движения городского и магистрального электротранспорта и.т.п.

Электрический ток

  • Rн – сопротивление нагрузки
  • A – индикатор
  • К – коммутатор цепи

Ток – количество зарядов прошедших в единицу времени через поперечное сечение проводника.

Исторически принято считать, что ток в замкнутой цепи, движется от положительного, к отрицательному полюсу источника питания.

  • I – сила тока
  • q – количество электричества
  • t – время

Единицу силы тока называют амперам А, по имени французского учёного Ампера.

1А = 103мА = 106мкА

Плотность электрического тока

Электрическому току присущ ряд физических характеристик, имеющих количественные значения, выражаемые в определенных единицах. Основными физическими характеристиками электротока являются его сила и мощность. Сила тока количественно выражается в амперах, а мощность тока – в ваттах. Не менее важной физической величиной считается векторная характеристика электрического тока, или плотность тока. В частности, понятием плотности тока пользуются при проектировании линий электропередач.

  • J – плотность электрического тока А / ММ2
  • S – площадь поперечного сечения
  • I – ток

Постоянный и переменный ток

Электропитание всех электрических устройств осуществляется постоянным либо переменным током.

Электрический ток, направление и значение которого не меняются, называется постоянным.

Электрический ток, направление и значение которого способны изменяться называется переменным.

Электропитание многих электротехнических устройств осуществляется переменным током, изменение которого графически представлено в виде синусоиды.

Использование электрического тока

Можно с уверенностью констатировать, что самым великим достижением человечества является открытие электрического тока и его использование. От электрического тока зависят тепло и свет в домах, поступление информации из внешнего мира, общение людей, находящихся в различных точках планеты, и многое другое.

Современную жизнь невозможно представить без повсеместного наличия электричества. Электричество присутствует абсолютно во всех сферах жизнедеятельности людей: в промышленности и сельском хозяйстве, в науке и космосе.

Электричество также является неизменной составляющей повседневного быта человека. Такое повсеместное распространение электричества стало возможным благодаря его уникальным свойствам. Электрическая энергия может мгновенно передаваться на огромные расстояния и преобразовываться в различные виды энергий иного генезиса.

Основными потребителями электрической энергии являются промышленная и производственная сферы. При помощи электроэнергии приводятся в действие различные механизмы и устройства, осуществляются многоэтапные технологические процессы.

Невозможно переоценить роль электроэнергии в обеспечении работы транспорта. Практически полностью электрифицирован железнодорожный транспорт. Электрификация железнодорожного транспорта сыграла значительную роль в обеспечении пропускной способности дорог, увеличении скорости передвижения, снижении себестоимости пассажироперевозок, решении проблемы экономии топлива.

Наличие электричества является непременным условием обеспечения комфортных условий жизни людей. Вся бытовая техника: телевизоры, стиральные машины, микроволновые печи, нагревательные приборы – нашла свое место в жизни человека только благодаря развитию электротехнического производства.

Главенствующая роль электроэнергии в развитии цивилизации неоспорима. Нет такой области в жизни человечества, которая обходилась бы без потребления электрической энергии и альтернативу которой могла бы составить мускульная сила.

В этой статье предлагаю вам вспомнить базовые понятия в электрике, без которых любая работа, связанная с электричеством становится проблематичной.

Итак, любая электрическая цепь представляет собой совокупность различных устройств, образующих путь для прохождения электрического тока. Простейшая электрическая цепь может состоять из источника энергии, нагрузки и проводников.

Проводники — вещества, проводящие электрический ток. Они обладают малым удельным сопротивлением( т.е оказывают наименьшее сопротивление прохождению тока) и способны проводить электрический ток практически без потерь. Лучшими проводниками являются золото, серебро, медь и алюминий. Наибольшее распространение, вследствии дороговизны золота и серебра, получили медь и алюминий. Медь наиболее часто встречающийся проводник, в отличии от алюминия, обладающий большей устойчивостью к окислению и физическим воздействиям: изгибу, скручеванию. Недостатком меди, по сравнению с алюминием, является более высокая стоимость.

Помимо проводников существуют также диэлектрики — вещества которые обладают большим удельным сопротивлением электрическому току (т.е являются непроводящими электрический ток). К ним относятся пластмассы, дерево, текстолит и т.д

Также надо отметить и еще один тип — полупроводники. По своему удельному сопротивлению они занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Проводимость этих материалов существенно меняется под влиянием внешних факторов. К числу полупроводников относятся многие химические элементы, но наибольшее распространение получили кремний и германий.

Источник энергии — это устройство, преобразующее механическую, химическую, тепловую и другие виды энергии в электрическую.

Нагрузка — потребитель электрической энергии, т.е любой электроприбор, который преобразовывает электрическую энергию в механическую, тепловую, химическую и т.д

Прохождение электрического тока возможно только при замкнутой цепи.

Электрическим током в электротехнике называют направленное движение заряженных частиц под действием электрического поля, создаваемого источником питания. Величина, характеризующая ток называется сила тока. Сила тока измеряется в Амперах и обозначается буквой А. Различают постоянный и переменный токи.

Постоянный ток ( DC, по-английски Direct Current) — это ток, свойства которого  и направление не меняются с течением времени. Обозначается постоянный ток и напряжение в виде короткой горизонтальной черточки или двух параллельных, одна из которых штриховая.

Переменный ток (AC по-английски Alternating Current) — это ток, который изменяется по величине и направлению с течением времени. На электроприборах обозначается отрезком синусоиды « ~ ». Основными параметрами переменного тока являются период, амплитуда и частота.

Период — промежуток времени, в течение которого ток совершает одно полное колебание.

Частота — величина, обратная периоду, число периодов в секунду, измеряется в герцах (Гц).

Ток и напряжение в нагрузке увеличиваются и уменьшаются, а разница между минимальным и максимальным их значением называетсяамплитудой.

Измерение тока проводится амперметром, который подключается последовательно нагрузке.

Любой проводник в цепи, в зависимости от сечения, длины, материала, оказывает сопротивление прохождению электрического тока. Свойство проводника препятствовать прохождению электрического тока называют сопротивлением. Сопротивление измеряется в Омах (Ом).

Разность потенциалов на концах источника питания называется напряжением. Напряжение измеряют в Вольтах и обозначают буквой В (V). В трехфазной электрической сети различают такие понятия, как линейное и фазное напряжения. Линейное напряжение ( или иначе межфазное) — это напряжение между двумя фазными проводами (380V). Фазное напряжение — это напряжение между нулевым проводом и одним из фазных (220V). Измеряется напряжение вольтметром, который подключается параллельно нагрузке.

Еще одним важным понятием в электротехнике является понятие мощности. Мощность источника характеризует скорость передачи или преобразования электроэнергии. Мощность измеряется в Ваттах (Вт, W).

Суммарная мощность всех подключенных потребителей равна сумме потребляемых мощностей каждым потребителем. Робщ = Р1+Р2+…Рn

Различают понятия активной и реактивной мощности. P – активная мощность (эффективная), связана с той электрической энергией, которая может быть преобразована в другие виды энергии – тепловую, световую, механическую и др., измеряется в ваттах (Вт), представляет собой полезную мощность, которую можно использовать для выполнения работы.

P = IUcosф – для однофазной цепи, P = √3IUcosф – для трехфазной цепи, P = U*I — в цепи, где есть только активное сопротивление.

Q – реактивная мощность, связана с обменом электрической энергией между источником и потребителем, измеряется в вольт-амперах реактивных (вар), когда среднее значение мощности за период равно нулю, активная мощность равна нулю, энергия накопленная магнитным полем индуктивности, возвращается назад к источнику, ток в цепи не совершает работы, реактивный ток бесполезно загружает источники энергии и провода линии передач. Источниками реактивной энергии могут являться элементы, обладающие индуктивностью — электродвигатели, трансформаторы. Для того, чтобы уменьшить реактивную мощность на зажимах потребителей подключают конденсаторы (последовательно или параллельно).

Q = IUsinф – для однофазной цепи, Q = √3IUsinф – для трехфазной цепи

Сдвиг по фазе между током и напряжением обозначается углом φ. Коэффициент мощности — это соотношение активной мощности к полной, величина cosф равная углу сдвига фаз между напряжением и током. Чем выше cos φ, тем меньше тока требуется для преобразования электроэнергии в другие виды энергии. Это приводит к уменьшению потерь электроэнергии, ее экономии.

На этом пока все, а в следующей части познакомимся с основными законами электротехники, которые необходимо знать любому человеку, связанному с электричеством.

Поделиться в соц. сетях

Без электричества невозможно представить жизнь современного человека. Вольты, Амперы, Ватты – эти слова звучат в разговоре об устройствах, которые работают от электричества. Но что это такое электрический ток и каковы условия его существования? Об этом мы расскажем далее, предоставив краткое объяснение для начинающих электриков. Содержание:

Определение

Электрическим током является направленное движение носителей зарядов – это стандартная формулировка из учебника физики. В свою очередь носителями заряда называются определенные частицы вещества. Ими могут быть:

  • Электроны – отрицательные носители заряда.
  • Ионы – положительные носители заряда.

Но откуда берутся носители заряда? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить базовые знания о строении вещества. Всё что нас окружает – вещество, оно состоит из молекул, мельчайших его частиц. Молекулы состоят из атомов. Атом состоит из ядра, вокруг которого движутся электроны на заданных орбитах. Молекулы также хаотично движутся. Движение и структура каждой из этих частиц зависят от самого вещества и влияния на него окружающей среды, например температуры, напряжения и прочего.

Ионом называют атом, у которого изменилось соотношение электронов и протонов. Если изначально атом нейтрален, то ионы в свою очередь делят на:

  • Анионы – положительный ион атома, потерявшего электроны.
  • Катионы – это атом с «лишними» электронами, присоединившиеся к атому.

Единица измерения тока – Ампер, согласно закону Ома он вычисляется по формуле:

I=U/R,

где U – напряжение, [В], а R – сопротивление, [Ом].

Или прямопропорционален количеству заряда, перенесенному за единицу времени:

I=Q/t,

где Q – заряд, [Кл], t – время, [с].

Условия существования электрического тока

Что такое электрический ток мы разобрались, теперь давайте поговорим о том, как обеспечить его протекание. Для протекания электрического тока необходимо выполнение двух условий:

  1. Наличие свободных носителей заряда.
  2. Электрическое поле.

Первое условие существования и протекания электричества зависит от вещества, в котором протекает (или не протекает) ток, а также его состояния. Второе условие также выполнимо: для существования электрического поля обязательно наличие разных потенциалов, между которыми находится среда, в которой будут протекать носители заряда.

Напомним: Напряжение, ЭДС – это разность потенциалов. Отсюда следует, что для выполнения условий существования тока – наличия электрического поля и электрического тока, нужно напряжение. Это могут быть обкладки заряженного конденсатора, гальванический элемент, ЭДС возникшее под действием магнитного поля (генератор).

Как он возникает, мы разобрались, давайте поговорим о том, куда он направлен. Ток, в основном, в привычном для нас использовании, движется в проводниках (электропроводка в квартире, лампочки накаливания) или в полупроводниках (светодиоды, процессор вашего смартфона и другая электроника), реже в газах (люминесцентные лампы).

Так вот основными носителями заряда в большинстве случаев являются электроны, они движутся от минуса (точки с отрицательным потенциалом) к плюсу (точке с положительным потенциалом, подробнее об этом вы узнаете ниже).

Но интересен тот факт, что за направление движения тока было принято движение положительных зарядов – от плюса к минусу. Хотя фактически всё происходит наоборот. Дело в том, что решение о направлении тока было принято до изучения его природы, а также до того, как было определено за счет чего протекает и существует ток.

Электрический ток в разных средах

Мы уже упоминали о том, что в различных средах электрический ток может различаться по типу носителей заряда. Среды можно разделить по характеру проводимости (по убыванию проводимости):

  1. Проводник (металлы).
  2. Полупроводник (кремний, германий, арсенид галия и пр).
  3. Диэлектрик (вакуум, воздух, дистиллированная вода).

В металлах

В металлах есть свободные носители зарядов, их иногда называют «электрическим газом». Откуда берутся свободные носители зарядов? Дело в том, что металл, как и любое вещество, состоит из атомов. Атомы, так или иначе движутся или колеблются. Чем выше температура металла, тем сильнее это движение. При этом сами атомы в общем виде остаются на своих местах, собственно и формируя структуру металла.

В электронных оболочках атома обычно есть несколько электронов, у которых связь с ядром достаточно слабая. Под воздействием температур, химических реакций и взаимодействия примесей, которые в любом случае находятся в металле, электроны отрываются от своих атомов, образуются положительно заряженные ионы. Оторвавшиеся электроны называются свободными и двигаются хаотично.

Если на них будет воздействовать электрическое поле, например, если подключить к куску металла батарейку – хаотичное движение электронов станет упорядоченным. Электроны от точки, в которую подключен отрицательный потенциал (катод гальванического элемента, например), начнут двигаться к точке с положительным потенциалом.

В полупроводниках

Полупроводниками являются такие материалы, в которых в нормальном состоянии нет свободных носителей заряда. Они находятся в так называемой запрещенной зоне. Но если приложить внешние силы, такие как электрическое поле, тепло, различные излучения (световое, радиационное и пр.), они преодолевают запрещенную зону и переходят в свободную зону или зону проводимости. Электроны отрываются от своих атомов и становятся свободными, образуя ионы – положительные носители зарядов.

Положительные носители в полупроводниках называются дырками.

Если просто передать энергию полупроводнику, к примеру нагреть, начнется хаотичное движение носителей заряда. Но если речь идет о полупроводниковых элементах, типа диода или транзистора, то на противоположных концах кристалла (на них нанесен металлизированный слой и припаяны выводы) возникнет ЭДС, но это не относится к теме сегодняшней статьи.

Если приложить источник ЭДС к полупроводнику, то носители заряда также перейдут в зону проводимости, а также начнется их направленное движение – дырки пойдут в сторону с меньшим электрическим потенциалом, а электроны – в сторону с большим.

В вакууме и газе

Вакуумом называют среду с полным (идеальный случай) отсутствием газов или минимизированным (в реальности) его количеством. Так как в вакууме нет никакого вещества, то и носителям заряда браться не откуда. Однако протекание тока в вакууме положило начало электронике и целой эпохе электронных элементов – электровакуумных ламп. Их использовали в первой половине прошлого века, а в 50-х годах они начали постепенно уступать месту транзисторам (в зависимости от конкретной сферы электроники).

Допустим, что у нас есть сосуд, из которого откачали весь газ, т.е. в нём полный вакуум. В сосуд помещено два электрода, назовем их анод и катод. Если мы подключим к катоду отрицательный потенциал источника ЭДС, а к аноду положительный – ничего не произойдет и ток протекать не будет. Но если мы начнем нагревать катод – ток начнет протекать. Этот процесс называется термоэлектронной эмиссией – испускание электронов с нагретой поверхности электрона.

На рисунке изображен процесс протекания тока в вакуумной лампе. В вакуумных лампах катод нагревают расположенной рядом нитью накала на рис (Н), типа такой, как в осветительной лампе.

При этом, если изменить полярность питания – на анод подать минус, а на катод подать плюс – ток протекать не будет. Это докажет, что ток в вакууме протекает за счет движения электронов от КАТОДА к АНОДУ.

Газ также как и любое вещество состоит из молекул и атомов, это значит, что если газ будет находиться под воздействием электрического поля, то при определенной его силе (напряжение ионизации) электроны оторвутся от атома, тогда будут выполнены оба условия протекания электрического тока – поле и свободные носители.

Как уже было сказано, этот процесс называется ионизацией. Она может происходить не только от приложенного напряжения, но и при нагреве газа, рентгеновском излучении, под воздействием ультрафиолета и прочего.

Ток через воздух потечет, даже если между электродами установить горелку.

Протекание тока в инертных газах сопровождается люминесценцией газа, это явление активно используется в люминесцентных лампах. Протекание электрического тока в газовой среде называется газовым разрядом.

В жидкости

Допустим, что у нас есть сосуд с водой в который помещены два электрода, к которым подключен источник питания. Если вода дистиллированная, то есть чистая и не содержит примесей, то она является диэлектриком. Но если мы добавим в воду немного соли, серной кислоты или любого другого вещества, образуется электролит и через него начнет протекать ток.

Электролит – вещество, которое проводит электрический ток вследствие диссоциации на ионы.

Если в воду добавить медный купорос, то на одном из электродов (катоде) осядет слой меди – это называется электролиз, что доказывает что электрический ток в жидкости осуществляется за счет движения ионов – положительных и отрицательных носителей заряда.

Электролиз – физико-химический процесс, который заключается в выделении на электродах компонентов составляющих электролит.

Таким образом происходит омеднение, золочения и покрытие другими металлами.

Заключение

Подведем итоги, для протекания электрического тока нужны свободные носители зарядов:

  • электроны в проводниках (металлы) и вакууме;
  • электроны и дырки в полупроводниках;
  • ионы (анионы и катионы) в жидкости и газах.

Для того, чтобы движение этих носителей стало упорядоченны, нужно электрическое поле. Простыми словами — приложить напряжение на концах тела или установить два электрода в среде, где предполагается протекание электрического тока.

Также стоит отметить, что ток определенным образом воздействует на вещество, различают три типа воздействия:

  • тепловое;
  • химическое;
  • физическое.

Напоследок рекомендуем просмотреть полезно видео, в котором более подробно рассматриваются условия существования и протекания электрического тока:

Полезное по теме:

–>

Когда человек научился создавать и использовать электрический ток, качество его жизни резко возросло. Сейчас значение электроэнергии продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы научиться разбираться в более сложных вопросах, связанных с электричеством, надо сначала понять, что такое электрический ток.

Электрический разряд

Что представляет собой ток

Определение электрического тока – это представление его в виде направленного потока движущихся носителей-частиц, заряженных положительно или отрицательно. Носителями заряда могут быть:

  • заряженные со знаком «минус» электроны, движущиеся в металлах;
  • ионы в жидкостях или газах;
  • положительно заряженные дырки от перемещающихся электронов в полупроводниках.

Электрический ток в проводнике

Что такое ток, определяется еще наличием электрического поля. Без него направленный поток заряженных частиц не возникнет.

Понятие об электрическом токе было бы неполным без перечисления его проявлений:

  1. Любому электротоку сопутствует магнитное поле;
  2. Проводники нагреваются при его прохождении;
  3. Электролиты изменяют химический состав.

Проводники и полупроводники

Какой лучше электрический полотенцесушитель

Электроток может существовать только в проводящей среде, но природа его протекания различна:

  1. В металлических проводниках присутствуют свободные электроны, которые начинают двигаться под воздействием электрического поля. Когда температура возрастает, повышается и сопротивление проводников, так как от тепла усиливается движение атомов в хаотичном порядке, что создает помехи свободным электронам;
  2. В жидкой среде, образованной электролитами, возникающее электрическое поле вызывает процесс диссоциации – формирования катионов и анионов, которые перемещаются в сторону положительных и отрицательных полюсов (электродов) в зависимости от знака заряда. Нагрев электролита приводит к уменьшению сопротивления из-за более активного разложения молекул;

Электрический ток в электролитах

Важно! Электролит может быть твердым, но природа протекания тока в нем идентична жидким.

  1. Газообразная среда также характеризуется наличием ионов, приходящих в движение. Образуется плазма. От излучения возникают и свободные электроны, участвующие в направленном движении;
  2. При создании электротока в вакууме электроны, высвобождающиеся на отрицательном электроде, движутся к положительному;
  3. В полупроводниках существуют свободные электроны, разрывающие связи от нагревания. На их местах остаются дырки, имеющие заряд со знаком «плюс». Дырки и электроны способны создавать направленное движение.

Нетокопроводящие среды называются диэлектрическими.

Важно! Направление тока соответствует направлению движения частиц-носителей заряда со знаком «плюс».

Род тока

  1. Постоянный. Для него характерны неизменное количественное значение тока и направление;
  2. Переменный. С течением времени периодически меняет свои характеристики. Подразделяется на несколько разновидностей, зависящих от изменяемого параметра. Преимущественно количественное значение тока и его направленность варьируются по синусоиде;
  3. Вихревые токи. Возникают, когда магнитный поток подвергается изменениям. Формируют закрытые контуры, не перемещаясь между полюсами. От вихревых токов вызывается интенсивное тепловыделение, как следствие, возрастают потери. В сердечниках электромагнитных катушек их ограничивают, применяя конструкцию из отдельных изолированных пластин вместо цельной.

Вихревые токи в сердечнике

Характеристики электроцепи

  1. Сила тока. Это количественное измерение заряда, проходящего во временную единицу по сечению проводников. Заряды измеряются в кулонах (Кл), временная единица – секунда. Сила тока – это Кл/с. Полученное соотношение назвали ампером (А), в чем измеряется количественное значение тока. Измеряющий прибор – амперметр, последовательно подключаемый в цепь электрических соединений;
  2. Мощность. Электроток в проводнике должен преодолеть сопротивление среды. Затраченная работа по его преодолению в течение определенного временного промежутка будет мощностью. При этом происходит превращение электроэнергии в другие виды энергии – совершается работа. Мощность зависит от силы тока, напряжения. Их произведение определит активную мощность. При умножении еще на время получается расход электроэнергии – то, что показывает счетчик. Измеряться мощность может в вольтамперах (ВА, кВА, мВА) или в ваттах (Вт, кВт, мВт);
  3. Напряжение. Одна их трех важнейших характеристик. Для протекания тока необходимо создать разность потенциалов двух точек замкнутой цепи электрических соединений. Напряжение характеризуется работой, производимой электрическим полем при передвижении единичного носителя заряда. Согласно формуле, единицей измерения напряжения является Дж/Кл, что соответствует вольту (В). Измеряющий прибор – вольтметр, подключается параллельно;
  4. Сопротивление. Характеризует способность проводников пропускать электроток. Определяется материалом проводника, длиной и площадью его сечения. Измерение – в омах (Ом).

Теплый пол электрический под плитку, ламинат или линолеум

Важно! Ток всегда протекает от большего потенциала к меньшему.

Законы для электротока

Лучший электрический конвектор для квартиры и дачи

Электрические цепи рассчитывают с помощью трех главных законов:

  1. Закон Ома. Исследовался и был сформулирован ученым-физиком из Германии в начале 19-го века для постоянного тока, затем его применили также для переменного. Он устанавливает соотношение между силой тока, напряжением и сопротивлением. На основе закона Ома рассчитывается практически любая электроцепь. Основная формула: I = U/R, или сила тока находится в прямой пропорциональной зависимости с напряжением и в обратной – с сопротивлением;

Закон Ома для участка цепи

  1. Закон Фарадея. Относится к электромагнитной индукции. Появление индуктивных токов в проводниках обуславливается воздействием магнитного потока, меняющегося во времени из-за наведения в закрытом контуре ЭДС (электродвижущей силы). Модуль наведенной ЭДС, измеряемой в вольтах, пропорционален скорости, с которой изменяется магнитный поток. Благодаря закону индукции работают генераторы, вырабатывающие электроэнергию;
  2. Закон Джоуля-Ленца. Имеет важное значение при расчете нагрева проводников, что используется для проектирования и изготовления нагревательных, осветительных приборов, другого электрооборудования. Закон позволяет определить количество теплоты, выделяющееся при прохождении электрического тока:

Q = I² R t,

где I – сила протекающего тока, R – сопротивление, t – время.

Электричество в атмосфере

В атмосфере может существовать электрическое поле, происходят ионизационные процессы. Хотя природа их возникновения до конца не ясна, существуют разные объясняющие гипотезы. Самая популярная – конденсатор, как аналог для представления электричества в атмосфере. Его пластинами можно обозначить земную поверхность и ионосферу, между которыми циркулирует диэлектрик – воздух.

Виды атмосферного электричества:

  1. Грозовые разряды. Молнии с видимым свечением и громовыми раскатами. Напряжение молний достигает сотен миллионов вольт при силе тока 500 000 А;

Грозовые разряды

  1. Огни Святого Эльма. Коронный разряд электричества, образующийся вокруг проводов, мачт;
  2. Шаровая молния. Разряд в форме шара, перемещающийся по воздуху;
  3. Полярное сияние. Многоцветное свечение земной ионосферы под воздействием заряженных частиц, проникающих из космоса.

Применение электричества

Человеком используются полезные свойства электрического тока во всех областях жизни:

  • освещение;
  • передача сигнала: телефон, радио, телевидение, телеграф;
  • электротранспорт: поезда, электромобили, трамваи, троллейбусы;
  • создание комфортного микроклимата: отопление и кондиционирование воздуха;
  • медицинская техника;
  • бытовое применение: электроприборы;
  • компьютеры и мобильные устройства;
  • промышленность: станки и оборудование;
  • электролиз: получение алюминия, цинка, магния и других веществ.

Применение электричества

Опасность электрического тока

Прямой контакт с электрическим током без средств защиты смертельно опасен для человека. Возможны несколько видов воздействий:

  • термический ожог;
  • электролитическое расщепление крови и лимфы с изменением ее состава;
  • судорожные мышечные сокращения могут спровоцировать фибрилляцию сердца вплоть до полной его остановки, нарушить работу дыхательной системы.

Важно! Ток, ощущаемый человеком, начинается со значения 1 мА, если величина тока 25 мА, возможны серьезные негативные изменения в организме.

Самая главная характеристика электрического тока – он может совершать полезную работу для человека: осветить дом, постирать и высушить одежду, приготовить обед, обогреть жилище. Сейчас значимое место занимает его использование в передаче информации, хотя это не требует большого расхода электроэнергии.

Видео

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53».

                                Конспект НОД в средней группе

по познанию (ФЦКМ)

Тема: «Осторожно – электроприборы»

Подготовила: Самутенко О.В.

Новосибирск, 2021 г.

Тема: «Осторожно — электроприборы»

Цель: Закрепление знаний об электроприборах, об их безопасном использовании посредством вопросно-ответной беседы и прослушивания сказки.

Задачи:

Образовательные:

1. совершенствовать навыки безопасного использования электроприборами;

2. формировать правильное называние электроприборов;

3. формировать знания об электрическом токе.

Развивающие:

1. развивать умение детей внимательно слушать текст сказки;

2. развивать смекалку, зрительную и слуховую память, воображение;

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к занятиям по формированию целостной картины мира.

Ход занятия:

 Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим сегодня об электроприборах. В каждом доме их немало. Припомните и расскажите, какие электрические приборы есть у вас.

 Воспитатель: Правильно! Утром папа бреется электробритвой, мама согревает еду в микроволновой печке, сестра завивает локоны электрощипцами. Бабушка убирает в квартире с помощью пылесоса, а бельё стирает в стиральной машинке. Яйца для пирога взбивают миксером. Если нужно погладить юбку, брюки или платье, мы пользуемся утюгом. Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках (показывает иллюстрации с электроприборами).

  Воспитатель: Почему говорят, что электрический ток — наш помощник?

 Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Поэтому электрический ток наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни послушать музыку, ни высушить волосы феном. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар. Запомните несколько важных правил, связанных с использованием электроприборов.

Если почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, розетка и вилка при работе нагреваются, немедленно скажите об этом взрослым и попросите вызвать мастера – электрика! Так же поступите, если увидите, что при включении и выключении вилки из розетки проскакивает искорка. Всё это может привести к пожару.

Очень часто причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включённый утюг, электрочайник, телевизор.

Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками, ведь вода проводит электричество и может ударить током.

А теперь послушайте сказку.

КОТ ФЕДОТ.

В детском саду ребятишки готовились к празднику 8-марта. Под руководством воспитательницы они разучивали стихи и песенки, посвящённые мамам, готовили подарки.

— Восьмое марта – мой любимый праздник! – весело сказала Оля подружке Анечке.
Во-первых, уже солнышко по-весеннему светит и небо синее, а во-вторых, я очень свою мамочку люблю. Хочу подарить ей хороший подарок!
Оля вышила для мамы на салфетке букетик бело-розовых маргариток, а края салфетки украсила бахромой.
— Почему ты вышила маргаритки? – спросила подругу Аня.
— Очень просто! Потому что мою маму зовут Маргаритой, а её любимые цветы – маргаритки, — объяснила Оля.
Для бабушки девочка приготовила открытку. На ней она написала стихотворение.
У меня есть бабушка,
Она печёт оладушки,
Вяжет тёплые носки,
Знает сказки и стихи.
Бабушку свою люблю,
Ей открытку подарю!

Вечером Оля сложила подарки в сумочку, ещё раз повторила слова песенки, которую они с Аней хором хотели спеть на утреннике, и спокойно заснула. Утром девочка решила ещё раз прогладить салфетку. Она пошла на кухню, достала утюг и включила его в розетку. В это время зазвонил телефон. Оля побежала к нему.
— Да! Я слушаю!
— Доброе утро, Оля! – услышала она Анин голосок. — Олечка! Вот ужас-то! Я забыла слова песенки. Напомни мне, пожалуйста.
— Хорошо, — согласилась Оля.
Девочки встали вспоминать песенку, а когда, наконец, вспомнили все слова, решили её пропеть вместе.
А про утюжок Оля между тем совсем забыла. Бедный утюжок стал горячим-прегорячим.
— Ой-ой-ой! – застонал он. – Я перегрелся и могу совсем перегореть! Наверное, Олечка забыла обо мне! А вдруг она уйдёт в детский сад и не выключит меня из розетки? Ведь тогда может и пожар начаться! Ой-ой-ой! – снова жалобно застонал утюжок.
Услышав слово 
«пожар», кот Федот приоткрыл один глаз, потянулся, зевнул и спрыгнул с табуретки. В воздухе действительно пахло палёным. Слово «пожар» коту очень не понравилось. Однажды он уже видел пожар: когда у хозяев сарай на даче горел. Тогда было много едкого дыма, сверкали языки пламени, все домочадцы шумели, кричали, без толку руками махали и лили воду куда попало. Даже коту Федоту шубку намочили, и ему это не по вкусу пришлось!
Нет! Пожара коту Федоту вовсе не хотелось. Он подошёл к утюгу поближе и увидел, что тот в самом деле перегрелся, а Оля о нём забыла, знай себе болтает по телефону. Тогда кот пошёл в комнату и стал громко и требовательно мяукать.
Сначала увлечённая разговором девочка не обратила на Федота никакого внимания, но умный кот смотрел ей прямо в глаза и словно хотел сказать что-то. Наконец он вцепился когтями в Олины джинсы и потянул девочку на кухню. Оля извинилась перед Анечкой, положила трубку и пошла следом за Федотом на кухню. Тут только она заметила на столе включённый утюжок. Он совсем перегрелся! Девочка осторожно выдернула вилку из розетки.
— Бедняга! Ты чуть было не перегорел! А я про тебя совсем забыла! – воскликнула девочка. Она наклонилась и погладила бархатистую шубку Федота. – Молодец! Федотик! Если бы не ты – не миновать бы беды!
Кот довольно замурлыкал. Он знал, что теперь всё будет хорошо! Олечка пойдёт в детский сад, споёт песенку о маминой улыбке и подарит маме красивую салфетку, а бабушке нарядную открытку.
Вот и вся история!

  Воспитатель: теперь ребята, наверное, вы поняли, что нельзя оставлять включёнными электроприборы!

Ситуативная беседа по возникшим вопросам детей.
И на этом наше занятие подошло к концу.

Рассказ радио об электрическом токеСегодня мы представляем вашему вниманию сентябрьский выпуск от «Чтение детям» интересных познавательных книг для детей и подростков.

В новой подборке: 

научно о молочном вскармливании

⭐ футбольный атлас для детей

⭐ даем отпор грусти и депрессии 

⭐ выдающиеся женщины в истории России

⭐ один день в Древнем Риме 

⭐ книга о круговороте воды

⭐ транспорт в мировой истории

⭐ все об электрическом токе для детей

⭐ человек в доисторические времена

Авторы произведений из сентябрьской книжной подборки: 

Алла Белова, Клайв Гиффорд, Кристина Кретова, Якопо Оливьери, Миранда Пол, Штепанка Секанинова и Том Велчовский, Мишель Франческони.

Приятного и полезного чтения :)  

Тематическая подборка

Сентябрь. Познавательная литература для детей и подростков

Рассказ радио об электрическом токеАлла Белова. Все млекопитающие делают это?

Мамы кормят детей молоком, а папы?

Если у мамы плохое настроение, то молоко скиснет?

Почему грудное молоко похоже на зонтик?

Вымя – это что, грудь?

Сладкое ли птичье молоко на самом деле?

Почему книга в подборке Потому что из неё читатель узнает о самых разных млекопитающих, о том, как в организме образуется молоко, о его составе, о строении женской груди, разнообразии молочных желез в природе и о многом другом.

Представленные в книге современные научные факты проверены медицинским журналистом, сама информация изложена просто и увлекательно. 

Книга расширит расширяет кругозор почемучки по истории эволюции, зоологии, анатомии и социологии.

Отдельного внимания заслуживают восхитительные иллюстрации, наполненные теплом и любовью!

Иллюстратор Алла Белова

Издательство Самокат 

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Все млекопитающие делают это?» в «Лабиринте»

Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеКлайв Гиффорд. Футбольный атлас для детей. Узнай, как любят футбол во всем мире

Футбол — источник вдохновения и радости для миллионов людей, и неважно, играете вы или следите за матчем на стадионе или через экран телевизора.

Во всем мире — от самых крупных мегаполисов мира до самых удаленных точек планеты — футбол (или «soccer» для американцев) является самым доступным и популярным видом спорта, объединяющим всех поклонников этой игры. 

Почему книга в подборке Потому что этот атлас поразит и удивит даже самых преданных поклонников, рассказывая о легендарных игроках и поразительных подвигах, о необычных событиях и забавных ситуациях.

Атлас разделен по континентам и странам, а также снабжен словарем терминов и указателем.

Иллюстратор Трэйси Уорелл 

Издательство Бомбора

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Футбольный атлас для детей. Узнай, как любят футбол во всем мире» в «Лабиринте» 

 Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеКлюч к себе. Даем отпор грусти и депрессии 

Многие из нас порой испытывают чувство тоски или безнадежности, и в подростковом возрасте такие эмоции возникают чаще обычного. 

Дело в том, что в подростковом возрасте происходит очень много перемен: физических, эмоциональных и психических.

Неудивительно, что подростки ранимы, могут испытывать грусть, подавленность, растерянность и даже впадать в депрессию.

Упражнения из этой тетради помогут справляться со стрессом, научиться преодолевать трудности, находить друзей и решать конфликты.

Книга-тетрадь отличается четкой структурой, которая повышает эффективность от работы: вначале каждого упражнения приводятся сведения, о которых нужно знать по определенной теме, затем идет раздел-практикум «Что надо сделать?» и завершается финальным «Ещё кое-что!» для проработки темы.

Упражнений в тетради приведено достаточно много, так как к каждому подростку нужен свой подход и свой комплекс упражнений.

Почему книга в подборке Потому что работая с этой тетрадью и выполняя интересные упражнения, нацеленные именно на подростков,  ребенок научится заботиться о себе.

Он поймет, что хорошее самочувствие не всегда приходит само собой, но обязательно появится, если вложить немного сил. Эти навыки помогут ему стать сильнее прямо сейчас и обязательно пригодятся в будущем!

Издательство Манн, Иванов и Фербер 

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Ключ к себе. Даем отпор грусти и депрессии» в «Лабиринте»

Рассказ радио об электрическом токе 

Рассказ радио об электрическом токеКристина Кретова. Антихрупкие. Женщины в истории России

Как не отказаться от мечты, если удача раз за разом отворачивается от тебя?

Можно ли чего-то добиться, если ты из простой семьи?

Множество женщин нашей страны закалили характер, нашли свое призвание и обрели суперсилу — антихрупкость!

Вместе с героинями этой книги вы пройдете через основные события отечественной истории, а также увидите, как возрастала роль женщины от эпохи к эпохе. 

Почему книга в подборке Потому что она вдохновляет на великие дела! Среди героинь — правительницы Софья Палеолог и Елизавета Петровна, писательница Лидия Чарская, деятельницы искусства Майя Плисецкая, Анна Нетребко, поэтессы Марина Цветаева и Ольга Берггольц, ученый Наталья Бехтерева, летчица Марина Раскова…

Всего 30 женщин, 30 портретов и 30 судеб, описанных совместно с профессиональным историком. На страницах этой книги вы увидите лучшие работы художниц-акварелисток, отобранные на конкурсе издательства.

Эта книга поможет каждой девочке понять, что порой мы сильнее, чем думаем сами и кажемся другим!

А еще с помощью профтеста в конце книги поможет понять, какое профессиональное направление ближе всего ребенку.

Иллюстраторы Lana Azore, Виктория Акулова, Анастасия Ананченко, Анна Антипова, Василиса Афанасьева, Екатерина Барабанщикова, Наталья Васильева-Талагаева, Дарья Волкова, Анастасия Волошенко, Юлия Гончарова, Дарья Деревенских, Юлия Зильберт, Алиса Калинова, Марина Кириллова, Ирина Миллер, Ирина Осташкина, Ольга Павлова, Лариса Рогачёва (Фрейзер), Роза Савинова, Константин Стерхов, Анастасия Столбова, Елена Трофанюк, Настя Угренинова, Марина Цай, Марина Шатуленко, Екатерина Шашкина.

Издательство Питер

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Антихрупкие. Женщины в истории России» в «Лабиринте» 

Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеЯкопо Оливьери. Один день в Древнем Риме 

Знакомьтесь, это Кир.

Кир Весь Мир.

Необычное прозвище для мальчика, не правда ли?

Но куда необычнее то, почему его так прозвали.

Стоит Киру хорошенько зажмуриться, а потом открыть глаза, как он оказывается в другом месте… И В ДРУГОМ ВРЕМЕНИ.

Кто-то скажет, что все дело в чересчур богатом воображении мальчика.

Вот только слушая Кира, кажется, будто все, о чем он рассказывает, произошло на самом деле.

А сегодня он Кириус, юный римлянин, живущий в 128 году н.э.

Почему книга в подборке Потому что здесь читателя будет возможность встретиться с императором, побеседовать с военачальником самой могущественной армии древнего мира и увидеть настоящий бой гладиаторов!

Из этой книги в узнаете о дорогах и акведуках Рима, об истории возникновении Римской империи, о патрициях, плебеях и рабах, о жизни легионеров и военной тактике, о римских богах и других интересных темах.

Иллюстратор Клариса Коррадин 

Издательство Эксмодетство

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Один день в Древнем Риме» в «Лабиринте» 

Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеМиранда Пол. Вода, вода…Книга о круговороте воды

Это необычайно красивая книга состоит из двух частей.

Первая часть — это рассказ в поэтической форме о брате и сестре, которые в течение года наблюдают за всеми фазами круговорота воды в природе: от облаков до тумана и дождя, от снега до ручьев и яблочного сока.

Вторая часть — это структурированное объяснение, которое помогает выстроить у ребенка научную картину мира.

Автор подробно описывает, как вода переходит из одного агрегатного состояния в другое, и как образуются разные атмосферные осадки. Здесь есть и конкретные цифры о том, сколько воды на планете и сколько воды в разных растениях, животных и в человеке; объясняется почему вода бывает соленой и пресной, как ее можно использовать, как человек использует воду и почему надо вдумчиво тратить воду.

Почему книга в подборке Потому что благодаря ей читатель вовлекается в настоящее научное приключение о закономерностях физического мира. 

Вместе с этой книгой дошкольники смогут легко осваивать окружающий мир: здесь текст представлен в стихах и чудесных картинках, причем стихи представлены в переводе Марии Галиной и Аркадия Штыпеля, а теплая эмоциональность соседствует с научным объяснением.

Иллюстратор Джейсон Чин 

Издательство Карьера Пресс

Купить книгу «Вода, вода…Книга о круговороте воды» на сайте издательства

Рассказ радио об электрическом токеШтепанка Секанинова, Том Велчовский. От кареты до ракеты. Транспорт в мировой истории 

Все великие путешествия, все изобретения и открытия начинаются с чьей-то мечты.

Задолго до того, как в космос отправился первый пилотируемый корабль «Восток–1» с Юрием Гагариным на борту, какой-то неизвестный чудак и мудрец изобрёл колесо.

Мы не знаем, когда это произошло, однако с той самой минуты начался отсчёт истории мирового транспорта.

Почему книга в подборке Потому что это издание с великолепными иллюстрациями Мартина Содомки приоткрывает для читателей дверь в удивительный мир техники, созданной человеческим гением. 

Кареты и поезда, корабли и подводные лодки, батискафы и воздушные шары, дирижабли и вертолёты – за всем этим стоят человеческие судьбы, ошибки и триумфы. 

Иллюстратор Мартин Содомка

Издательство ЭНАС-КНИГА

Купить книгу «От кареты до ракеты. Транспорт в мировой истории» на сайте my-shop.ru

 Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеМишель Франческони. Электрический ток 

Люди не изобретали электричество.

Они не открывали его залежей, как находят месторождения нефти, золота или угля.

Электричество — вокруг нас повсюду.

Невидимое, неосязаемое, без запаха.

Оно нужно каждому из нас каждый день.

Но чтобы его произвести, необходим какой-то источник энергии.

Что же делать, если все способы получения электроэнергии так или иначе наносят урон природе?

Почему книга в подборке Потому что здесь объясняется, что такое электричество, как учёные описали это явление и принципы его работы, и как именно ток производится на электростанциях: тепловой, атомной и гидроэлектростанции.

Кроме того, из книги читатель узнает, как возникает парниковый эффект и чем он нам грозит, какой вред окружающей природе наносит работа электростанции и чем тут могут помочь альтернативные источники энергии — ветер, солнце и морские волны.

Познакомившись с этой книгой, ребёнок поймет, как важно использовать электричество разумно и не тратить его зря. 

Иллюстратор Жером Пейра 

Издательство Пешком в историю

Купить книгу «Электрический ток» на сайте издательства 

 Рассказ радио об электрическом токе

Рассказ радио об электрическом токеЧеловек в доисторические времена 

В этом издании на основе археологических находок и научных теорий прослеживается эволюция человека от появления первых высших приматов до человека современного типа.

Где были найдены следы наших древних предков?

Кем были первые люди, приручившие огонь?

Чем они питались?

Как человеку удавалось охотиться на мамонта, самого крупного животного того времени?

Что случилось с неандертальским человеком? и др.

Почему книга в подборке Потому что из этой красочной энциклопедии читателя, интересующегося прошлым, ждет захватывающее и увлекательное путешествие, полное открытий о повседневной жизни и развитии наших предков в доисторические времена.

Издательство Фолиант

Рассказ радио об электрическом токе Купить книгу «Человек в доисторические времена» в «Лабиринте»  

Приятного и полезного чтения :)

  • Рассказ разбавленный водой 7 букв сканворд
  • Рассказ р брэдбери все лето в один день краткое содержание
  • Рассказ пыль бунин краткое содержание
  • Рассказ пушок 2 класс
  • Рассказ пушкина станционный смотритель описание комнаты