Рассказ раба божия александра

Благодарности за молитвы, присланные в адрес редакции и общины молитва.обращения размещены в обратном хронологическом порядке новые - вначале.начало. продолжение см.

Благодарности за молитвы, присланные в адрес редакции и общины «Молитва».
Обращения размещены в обратном хронологическом порядке (новые — вначале).
Начало. Продолжение см.

.

  • Ника Нехорошкова (Сура, Иоанновская семья, 17.09.2021) всех сердечно благодарит за молитвы. Сегодня вышла из больницы. Чудо милости БОЖИЕЙ!
  • Елена Бирюкова, общ. «Информсайт», 11.08.2021: Отец Сергий и матушка Мария Сопижук сердечно благодарят за поддержку и теплые молитвы! Им лучше. Их выписали домой на восстановление. Храни Господь Иоанновский приход. Спасибо всем, кто молился!

  • Олег Лебедев, общ. «Закон», 23.07.2021: Спаси Господи за ваши молитвы! Тестю значительно лучше — сегодня выписали. Дальше — реабилитация, но, в целом, он хорошо себя чувствует и бодр. 

  • Семья Тетерятниковых, община «Информсайт», 13.07.2021: С праздником! Благодарим всех за ваши святые молитвы! Олега выписали, восстанавливается дома. Всем низкий поклон!

  • Отец Кирилл Франков, 29.06.2021: Спаси Господь всех за молитвы! Девочка! 

  • Виктория Шкодина, БФ «Иоанновская семья», 28.06.2021: Дорогие мои! Сердечно благодарю вас за молитвы о моем племяшке Тимофее и моей маме. Тимофея выписали из больницы, все Слава Богу! Мамулечка восстанавливается и уже в трудах. Спаси вас всех Господь за ваши отзывчивые сердца!

  • Зоя Сафарова, община «Милосердный самарянин», 10.06.2021: Благодарю всех вас за неравнодушные, отзывчивые сердца! Читать подробнее.

  • Елена Антонова, общ. «Закон», 22.05.2021: Операция (21.05.2021) прошла успешно. Сердечно благодарю вас, дорогие братья и сестры, за ваши молитвы!

  • Родители мл. Луки, общ. «Милосердный самарянин», 22.05.2021: Операция (20.05.2021) прошла успешно. От всей души благодарим всех, кто молился о здравии нашего малыша. Низкий поклон.

  • Валентина Завидовская, община «Лепта», 7.05.2021: Хочу выразить огромную сердечную благодарность всем, кто молился о моем здравии! Читать далее.

  • Община «Малыш», 13.04.2021: Елизавета родила мальчика, Слава Богу! Спаси, Господи, за молитвы!

  • Татьяна Дмитриевна Павлова, общ. «Закон», 05.04.2021, искренне благодарит всех, откликнувшихся на её горе — потерю единственного сына Олега.

  • Александр Костиков, община «Информсайт», 01.04.2021: Хочу поблагодарить весь приход за молитвы! Я чувствовал, что не один в своей борьбе с болезнью. Не ожидал, что так хорошо восстановлюсь за короткий период. Спасибо большое всем, кто молился обо мне и моей супруге Анне!

  • Ольга Ермолина, общ. «Лепта», 16.03.2021: Выражаю огромную благодарность молящимся за выздоровление рабы Божией Ольги! 
    В феврале я сломала руку, была сложная операция с заменой суставной кости. Все прошло великолепно! Операцию сделали вовремя, хотя были выходные. Случайным образом, медтехник по отливу титановых пластин взял ночную смену и отлил для меня пластину. Все заживает прекрасно. Я уже вышла на работу. Еще раз благодарю за ваши молитвы, за чудесную Божию помощь!

  • Татьяна Судакова, общ. «Дом трудолюбия», 15.03.2021: Благодарю сердечно за молитвенную помощь и заботу во время моей болезни. Выздоровление идет полным ходом. Желаю всем здравия! Спаси вас Господь!

  • Ольга Филиппова, община «Информсайт», 12.03.2021: Родной мой, любимый мой приход! Несколько месяцев вы молились о здравии меня, непраздной Ольги, у которой была угроза преждевременных родов. Спаси вас Господь! Читать полностью.

  • Семья Штиных, 05.03.2021: Всех сердечно благодарим за молитвы! Все идем на поправку. Силы появляются. Слава Богу за все!

  • Семья Тетерятниковых, община «Информсайт», 28.02.2021: Сердечно благодарим всех, кто молился за непр. Софию Тетерятникову! Ее из реанимации перевели в палату. Мама и новорожденная млад. Елизавета (еще не крещенная) чувствуют себя хорошо. Благодарим за молитвы! Слава Богу за всё!

  • Наталия Чучалина, община «Закон», 25.02.2021: Огромное спасибо и благодарность нашим дорогим прихожанам за молитвы о моем здоровье. Читать далее.

  • Мария Ильина, руководитель общин «Логос», «Волонтеры Иоанновской семьи», 15.02.2021: Хочу выразить благодарность всем, кто молился за моих близких — маму и бабушку — болящих Наталью и Антонину, а также тем, кто помог в трудную минуту. Продолжение.

  • Мария Кривоносова, община «Истоки», 18.02.2021: Семья Тайгачевых выписана из больницы. Низкий поклон всему нашему приходу за молитву!

  • Валентина Цурупа, руководитель общины «Милосердие», 5.02.2021: Я сердечно благодарю весь наш приход за молитвы и всем желаю здоровья и счастья! Профессор после операции был удивлен, что она так легко и быстро прошла в моем случае. Это чудо Господь допустил только благодаря вашей молитве за меня, дорогие братья и сестры.

  • По просьбе семьи Вороновых, Наталия Чучалина, руководитель общины «Закон», 11.01.2021: Огромная благодарность отцу Николаю и нашим прихожанам за горячие молитвы, результатом которых явилось очередное чудо исцеления. Читать полностью.

  • Людмила Ивановна Агеева уже дома и  передает огромную благодарность и низкий поклон батюшке Николаю и всем, кто поддерживал её во время болезни молитвой, вниманием и оказывал ей помощь (26.12.2020).

  • Семья Олендер (родные Марии Ежовой) сердечно благодарят за молитвы! (08.12.2020).

  • Ольга Зимаева, руководитель общины «Лепта», 07.12.2020: Дорогие отец Николай и прихожане Иоанновского монастыря!
    Благодарю вас за молитвы о моем здравии, р. Б. Ольги.
    Читать полностью.

  • Светлана Миновская, община «Милосердный самарянин», 02.12.2020: Дорогой батюшка, дорогие прихожане Иоанновского монастыря! Я благодарю всех за молитвы о моем выздоровлении. Читать полностью.

  • Валентина Репина, община «Вифлеемская звезда», 30.11.2020: Сердечно благодарю весь приход за молитвы. Физически ощущала их действенность. У меня было четыре соседки по палате — все умерли. 

  • Валентина Цурупа, общ. «Милосердие», 18.11.2020: Лидочка (дочь) родила мальчика — вчера в 22:22 (мск). Она ещё в реанимации, у малыша аппетит хороший. Сердечно благодарим весь наш приход за молитвы!

  • Мария Ежова, 27.11.2020: Спаси, Боже, за молитвы, всё Слава Богу! Благодаря общеприходской молитвенной поддержке всё терпимо. Да, неприятно, но Слава Богу, все дома и есть кому ухаживать за болящими. Общеприходская молитва — это чудодейственная сила!

  • Елена Поплавская, общ. «Живое слово», «Информсайт», 30.10.2020: Благодарю всех за молитвы! Дай Бог всем здоровья, дорогие!

  • Елена Олив, общ. «Волонтеры Иоанновской семьи», 26.10.2020: Благодарю, дорогие, всех за молитвы! Брата выписали из больницы. Будьте все здоровы и берегите своих родных!

  • Екатерина Ильязова, 14.10.2020: Благодарю весь приход за молитвенную поддержку моей мамы тяж. бол. р. Б. Марии. Помощь была сильнейшая! Вчера выписали из больницы. Спаси Господи всех! Низкий поклон.

  • Наталья Гашкова, община «Экономисса», 09.10.2020: Дорогие мои братья и сестры, дорогой наш отец Николай! Я благодарю вас за поддержку, за ваши молитвы, за сопереживание! Моя дочь, раба Божия Ирина, сегодня родила сына! Слава тебе Господи! Низкий поклон всем!

  • Наталия Чучалина, руководитель общины «Закон», 05.06.2020: Операция прошла успешно. Всем низкий поклон и искренняя благодарность за молитвы!

  • Пелагея Кузнецова, 28.08.2020: Всем огромное спасибо за молитвы! Моя ситуация разрешилась самым удивительным образом.

  • Елена, координатор крестного хода Каменец-Подольский — Почаев, 26.08.2020: От всей души благодарим всех молитвенников и сомолитвенников за вашу поддержку. Наше шествие удивительным образом продолжилось — все, кто преградил нам путь, заблокировав крестный ход, неожиданно рассеялись, потеряв к нам всякий интерес. Мы спокойно двинулись дальше, славя и благодаря Господа и Пресвятую Матерь нашу Богородицу! Спаси вас всех Господь!

  • Анна Павлова, община «Волонтеры Иоанновской семьи», 17.08.2020: От нашей семьи выражаю огромную благодарность всем, кто помог нам в беде! Не так уж и страшно, когда рядом друг, на которого можно положиться. А у нашей Иоанновской семьи много таких друзей! В итоге, брату я перевела более 25 тысяч рублей. Благодаря вам он уже начал ремонт и вскоре его семья переедет в восстановленную от пожара квартиру. Спаси всех вас Господь!

  • Татьяна Павлова, община «Летний дом трудолюбия», 12.08.2020: Дорогие братья и сестры! Я так рада, что в трудную минуту есть к кому обратиться за поддержкой. Огромная благодарность и низкий поклон вам за молитвенный труд! И врач появился, откуда не представлялось, и выздоровление ускорилось ощутимо. Спаси вас Господи!

  • Юрий Гурин, руководитель общины «Наставник», 10.08.2020, 14:30: Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю вас за внимание, заботу и скорую молитвенную помощь. Кризис преодолен, сейчас моя мама, Тамара Романовна, чувствует себя гораздо лучше. Храни вас Бог!

  • Надежда (община «Помощь Иоанновской семье») очень благодарит всех за молитвы и низко кланяется ВСЕМ! Операция прошла успешно! (4.08.2020).

  • Ирина Гасникова (община «Воскресная школа») о тяж. бол. отр. Антонии, 31.07.2020: Спаси Господи. Прооперировали. Пока на обезболивающих. Жидкость в легких скапливается, не радует. Спаси Господи. Всем Милости Божьей и здоровья всем. Храни Господь.

  • Община «Истоки» (14.07.2020) благодарит весь приход и нашего дорогого батюшку Николая за молитвенную помощь тяжело болящей рабе Божьей Татьяне Храмцовой. Сегодня Татьяну выписали из больницы долечиваться домой. Слава Богу!

  • Екатерина Белозерская, 14.07.2020, 18:25Спасибо большое всем за молитвы! Слава Богу за все! И за счастье, нашего Гришеньку! Родился в 17:40, весом 4,33 кг, все хорошо!

  • Есть один момент, который в жизни всякого православного христианина может пригодиться, поможет спасти душу другого  человека, соделав ее годной для Царствия Небесного. Это совершение Таинства Крещения мирянином. Оно совершается только в случае смертельной опасности над человеком и когда поблизости нет священнослужителя и нет возможности обратиться к нему.

    Рассказ раба божия александра

    Вот как об этом пишет святитель Петр (Могила) в своем катехизаторском труде «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: «Также установленное Крещение никто другой не должен совершать, кроме законного Священника. Впрочем, в случае какой-нибудь необходимости может совершить сие Таинство и мирское лицо, мужеское или женское, взяв приличное вещество – простую и естественную воду, и произнося упомянутые слова: ‟Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа” при троекратном погружении. Таковое Крещение толикую имеет силу, что хотя и не повторяется, есть несомненный залог вечного спасения».

    В «Настольной книге священнослужителя» относительно этого написано так: «Однако опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение Таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет в важности этого Таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: ‟Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа” (третье погружение). Крещенный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомáзания».

    В современной практике (например, в больнице, в реанимации) возможно крестить человека и через обливание, главное, чтобы были правильно произнесены тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь (погружает в воду или кропится водой), и Сына, аминь (погружает в воду или кропится водой), и Святого Духа, аминь (погружает в воду или кропится водой)».

    Примечательно, что церковная история знает в исключительных случаях и крещение песком (землей), так как вода в Таинстве Крещения также символизирует землю, спогребение со Христом. Блаженный Иоанн Мосх в своей книге «Луг духовный» повествует следующую историю: «“Когда я был молод, – рассказывал авва Андрей, – я вел себя беспутно. Начались брань и беспорядки. И вот я вместе с девятью другими бежал в Палестину. Впрочем, один из них был евреем. В пустыне он ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере своих сил нес его на себе. Мы хотели донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления был близок к смерти. Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне. Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Увидев, что мы собираемся уйти, он начал заклинать нас: “Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем. Я желаю быть христианином. Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу”. – “Брат, – сказали мы ему, – увы, мы – миряне, а это – дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять”. Но он неотступно, со слезами заклинал нас: “Христиане, не лишите меня этого дара”. Мы были в величайшем затруднении. Тогда один из нас, как бы вдохновленный свыше, говорит: “Поднимите его и разденьте!” С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец, наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: “Крещается раб Божий Феодор во имя Отца и Сына и Святого Духа”, – а мы на каждое призывание Святой, Единосущной и Поклоняемой Троицы возглашали: “Аминь!” И Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, он в добром здравии, с воспрянувшими силами, бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, обо всем, что произошло с нами, мы рассказали епископу города, блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением».

    Также известны случаи, когда в Сибири по причине огромных расстояний, природных условий и ограниченного количества священников священнослужители благословляли в случае их длительного отсутствия крестить детей (людей страха ради смертного) какому-нибудь благочестивому православному христианину (христианке), а потом батюшка восполнял крещение, совершенное мирянином.

    Главное и непременное условие в крещении мирянином является то, чтобы он сам был православным христианином. Истоки же крещения мирянином можно узреть в Священном Писании: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9, 10). Это обращение святого первоверховного апостола Петра звучит, конечно, ко всем нам.

    Также следующие два главных условия для крещения человека мирянином – угроза жизни для крещаемого и невозможность в короткий период времени обратиться к священнику.

    Особенно важно, думается мне, знать тайносовершительную формулу православным врачам и медсестрам, чтобы перед лицом скорой смерти крестить человека. Это занимает меньше минуты, а человек будет спасен, для него откроются двери в Царствие Небесное. Повторяю еще раз тайносовершительную формулу, которая обязательно должна быть соблюдена при крещении:

    «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя Отца, аминь (погружает в воду или кропится водой), и Сына, аминь (погружает в воду или кропится водой), и Святого Духа, аминь (погружает в воду или кропится водой)».

    Если человек выжил, то он должен обратиться к священнослужителю для того, чтобы тот восполнил Таинство Крещения. Это восполнение главным образом состоит в совершении над новопросвещенным человеком Таинства Миропомазания, которое уже может совершить только священник.

    Протоиерей Андрей Чиженко

    По материалам православной прессы

    Просмотры (114)

    8 сентября 2021 года в западной части Путоранского заповедника погиб режиссер Александр Владимирович Мельник (снявший картины «Новая Земля» (2008) и «Территория» (2015)), который во время подбора места для съёмок нового фильма поскользнулся и сорвался со скалы в реку. Пытаясь спасти Мельника, погиб и глава МЧС Евгений Николаевич Зиничев. Усопшего раба Божия Александра вспоминает Владимир Немыченков, работавший под его началом в Фонде апостола Андрея Первозванного.

    Друзья не умирают

    Владимирская икона Божией Матери в храме свят. Николая в Толмачах

    11 сентября 2021 года мы проводили в последний путь Александра Владимировича Мельника – православного христианина, кинорежиссера и сценариста, основателя и руководителя (до ухода в кинематограф) Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
    Александр Мельник и министр МЧС Евгений Зиничев погибли почти в самой северной части Русской земли – на плато Путоран, 8 сентября, когда Русская Православная Церковь праздновала память одной из самых чтимых и любимых в русском народе икон Божией Матери – Владимирской.
    Именно у киота этой древней иконы с печальным ликом Богородицы, прозревающей трагическую земную судьбу Своего Сына, под высокими сводами храма святителя Николая Чудотворца в Толмачах, что при Третьяковской галерее, стоял гроб с телом усопшего раба Божия Александра во время отпевания и прощания с ним близких, друзей, соратников, однокашников, сослуживцев, сотрудников, знакомых – всех, кто его много лет знал и еще совсем недавно видел живым, веселым, энергичным, источающим оптимизм, любовь к жизни, упование на помощь Божию и веру в Его неизреченный и недоведомый нам Промысл о каждом из нас. И о нем тоже.
    По этому же Промыслу Божию земная жизнь Александра Владимировича оборвалась внезапно – и для него, и для его близких – для всех. И эта внезапность поразила в самое сердце многих.
    Как? Зачем? Почему так не вовремя? Когда столько не реализованных планов, когда ждут готовые сценарии, когда есть еще столько сил, творческой энергии, когда жизнь так прекрасна и обещает столько удивительных открытий, когда хочется жить и творить, любить и радовать людей: и близких, и ближних, и дальних… Всех обнять, вселить надежду на лучшее, позвать с собой в будущее на новые свершения…
    Известный художник Дмитрий Белюкин, давний друг покойного, в прощальном слове сказал, что накануне ночью вместе с другими читал в храме Псалтырь по усопшему: «И в какой-то момент я увидел, что он улыбается… Он всегда был веселым, готовым на шутку… И вот он улыбнулся. Потом это прошло, но это было. Я это видел, и другие видели… Значит, он видел что-то хорошее и хотел ободрить нас, оставшихся…» Мы остались, а раб Божий Александр ушел в вечность на встречу с Господом, Который ждет каждого из нас и готов принять с любовью в обители Отца Небесного.
    «Бог не есть Бог мертвых, но живых». У Бога все живы, и для христиан смерти нет, потому что Христос победил смерть. Об этом перед началом богослужения в кратком слове сказал протоиерей Николай Соколов, возглавлявший собор духовенства, совершавшего отпевание раба Божия Александра и воина Евгения (заочно).

    Отец Николай говорил негромко, взволнованно, но внятно, и было видно и слышно – с плачущим сердцем. Умудренный летами, с совершенно белой от седины головой, он знает цену словам. Двадцать лет назад так же внезапно в автокатастрофе, совсем молодым, едва сорокалетним, погиб его младший брат, протоиерей Федор Соколов. Тело его предали земле за алтарной апсидой восстановленного им из руин православного храма Преображения Господня в Тушино, душа священника отлетела к Богу, а на земле остались молодая вдова с девятью чадами мал мала меньше. А вскоре отцу Николаю пришлось хоронить и другого брата – епископа Сергия…

    Друзья не умирают

    Режиссер Александр Мельник

    «Крепка как смерть любовь», – написал три тысячи лет назад царь Соломон. Ибо «невозможно уклониться от насилия смерти тем, кто рожден смертным. И вот так ничего не может поделать с силой любви мiр. Ведь от противного дано её подобие смерти; так же, как смерть наибольшую проявляет силу для отторжения, так и любовь сильна в спасении», – изъясняет «Песнь Песней» блаженный Августин.
    «Друзья не умирают, – сказал отец Николай, многие годы бывший другом и духовником Александра Владимировича. – Они просто перестают быть рядом с нами телесно, но навсегда остаются в нашей памяти, в нашем сердце. Здесь собрались те, кто его любил. Если бы не любили, не пришли бы. Помните его!»
    Александр Владимирович оставил наш мир, прожив отмеренный ему Промыслом земной срок ярко, деятельно, плодотворно. Остались его друзья, единомышленники, родные и близкие: супруга, дочь, два сына, десять внуков. Есть кому продолжить его дело, завершить начатое, исполнить задуманное, помнить и любить его.
    Любовь побеждает смерть. Она преодолевает её силу разлучения любящих и любимых. А Православие дарует нам великое упование на телесное Воскресение и воссоединение всех когда-либо разделенных насилием смерти, но не забытых. Ибо по слову апостола, «если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:8–9).
    Как сказал в заключение отец Николай Соколов: «Александр Владимирович жил и умер со Христом. До встречи на Страшном Суде и всеобщем Воскресении мертвых!»

    Владимир Немыченков
    Источник

    С.Сорокина Здравствуйте, это программа «В круге Света», у микрофона Светлана Сорокина, здесь со мной в студии Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик Российской академии образования. Здравствуйте, Александр Григорьевич.

    А.Асмолов Добрый день.

    С.Сорокина И надеюсь, что по Skype, а может быть, по телефону, но должен нас наконец услышать Андрей Кураев, философ, богослов, писатель. Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Слышите нас?

    А.Кураев Добрый день. Да, слышу.

    С.Сорокина Слышите? Я вот что-то плохо слышу.

    А.Кураев Нет, я хорошо вас слышу.

    С.Сорокина Отлично. Ну уже здорово. Возможно, после новостей середины часа к нам ненадолго присоединится Ксения Мишонова, она уполномоченный по правам ребёнка Московской области, потому что сегодня наш разговор будет, конечно же, продиктован свежим событием. Дело в том, что вчера утром в помещении православной гимназии рядом с Введенским владычным женским монастырём в Серпухове 18-летний Владислав Струженков, уже известны его имя и фамилия, произвёл такой самоподрыв. Неизвестно, это у него случайно получилось, он хотел зайти с этим самодельным взрывным устройством внутрь гимназии или как-то вот сознательно подорвал на ступеньках у этой гимназии – но тем не менее, сам он очень тяжело пострадал, и ещё пострадало, по разным данным, 10-12 детей, которые были рядом. Сразу возникли, конечно, версии про то, что бывший учащийся этой гимназии так протестовал против буллинга или чего-то плохого, отношения в гимназии. Хотя потом это было развеяно, сам он сказал, что просто хотел убивать людей. О чём вы подумали, когда вы узнали об этом происшествии, Александр Григорьевич, о чём вы подумали?

    А.Асмолов Я когда узнал об этом происшествии, прежде всего лишился разума, у меня была просто боль. Действительно, вся эта цепь событий – Пермь, Московская область, и то, что я чувствую невероятное цунами агрессии, которое захлёстывает детский разум и начинает определять их поведение, и мы прячемся в слово буллинг, не говоря другое слово, которым оно переводится, под названием травля, что звучит, как мне кажется, более метко о происходящем сегодня в нашем обществе. Поэтому у меня была боль, и потом ещё раз я задумался о том, каждый раз, понять мотивы тех ребят, которые идут и говорят: «Мы хотим унести жизни, мы хотим убить»

    С.Сорокина Понять это сложно, что касается буллинга – вроде бы не подтверждается. Учителя и ученики говорят, не было ничего такого во время его обучения в этой гимназии – тем не менее, он пришёл и решил действовать таким образом. Теперь я хотела к Андрею Кураеву обратиться. Я, к сожалению, вас практически не слышу. Вы слышите меня, да?

    А.Кураев Прекрасно вас слышу.

    С.Сорокина Как же мне быть, я вас плохо слышу. Вы сразу после этого происшествия, когда к вам обратились за комментарием, сказали: нет никакой традиции православной педагогики, тем паче монастырской. Церковные школы – это пространство экспериментов на детях. Почему вы так сказали?

    А.Кураев Сначала всё-таки позвольте уточнить. Буллинг есть. Это та ситуация, когда самому Владиславу верить нельзя. Это не он сказал, это сказали полицейские, которые только одни имеют доступ к нему в больнице, и они только озвучивают ту версию, которая им выгодна, что, дескать, его не преследовали, никакого буллинга не было и так далее. Второе, есть рассказы учеников о том, что буллинг всё-таки был. Рассказы учителей здесь никакой ценности не имеют, потому что они всегда будут говорить, что всё было хорошо и нормально.

    С.Сорокина Мне ничего не слышно вообще. Да-да-да, продолжайте.

    А.Кураев: Рассказы учителей никакой ценности не имеют, они всегда будут говорить, что всё было хорошо

    А.Кураев Поэтому я бы не торопился снять тему буллинга с обсуждения и предположений. Теперь что касается в целом – да, действительно, традиция церковной педагогики не может существовать по двум причинам. Первая – самая простая. Самая сложная проблема современной педагогики – отношения с подростками. А вот именно подростков традиционная культура не замечает. В традиционной культуре нет подростков, потому что едва только, если говорить языком средневековых романов, у девочки расцветает бутон её женственности, её сразу выдают замуж, а если у мальчика, как писал Августин в «Исповеди» «Отец заметил в бане, что я одет в одежды юношеской тревоги» — его сразу тоже женят. Соответственно, эти ранние браки 12-13-летних решали нынешнюю проблему гиперсексуальности подростков, которая сублимируется ими в агрессивность. Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25. В Византийской империи в 25 лет можно было быть бабушкой уже, то есть, говоря языком Библии, увидеть детей своих детей. Поэтому в традиционной культуре советов, как общаться с трудными подростками, просто не найти. Вторая причина отсутствия традиции церковной педагогики состоит в том, что авторитетные церковные книги, книги святых отцов – это книги монахов. То есть, бездетные безбрачные старцы никогда не ломали головы над тем, как обращаться с дочкой на выданье – это не их проблемы, поэтому в их книгах советов по этому поводу не найти. Первый учебник для детей по Закону Божию был издан в 1867 году! Понимаете, ну о чём тут говорить? И учебник этот, конечно, был весьма и весьма неудачный. На коленке сегодня всё это создаётся. Есть очень удачные примеры церковных курсов, церковных школ, но слово «церковный» здесь относится только к контенту, потому что обычно это результат синтеза и импорта, то есть, удачные наработки современной педагогики, детской возрастной педагогики берутся кем-то из педагогов, работающих в церкви, и обращаются к церковным детям. То есть, это не воспроизведение трафаретов церковной педагогики традиционной, эти трафареты описаны в конце концов в «Домострое» и в «Очерках бурсы» Помеловского. Это импорт, замечательно, что этот импорт есть – но просто поменьше пафоса, господа. Не надо хвастаться – к сожалению, проблемы у нас одинаковые, поэтому считать, что у нас есть – помните, был замечательный советский фильм «Ключ без права передачи», именно о школе – так вот, нет у нас, у церковников, такого ключа в наших руках. Нет каких-то уникальных ноу-хау. Поэтому всё упование на Александра Григорьевича.

    А.Кураев: Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25

    С.Сорокина Да-да, Александр Григорьевич, вы согласны во всём, что сказал Андрей?

    А.Асмолов Я прежде всего слышу Андрея с чувством сорадования. Есть такая форма – сострадать могут и люди, а сорадоваться могут только ангелы – это сказал один из поэтов ушедшего позапрошлого века. И когда я слышу Андрея, это чувство возникает потому, что каждый раз, когда ты видишь, как мощно набирает интеллектуальную и духовную энергетику тот, кто является выпускником факультета философии Московского университета, когда ты видел этого человека студентом и видишь, как он искромётен и переживает разные бури своей судьбы, при этом не боясь развиваться и обладая мужеством быть личностью – у меня чувство сорадования. Вместе с тем, будущее, как сказал Андрей, то, что уповает – я хотел бы усомниться в некоторых моментах. Дело заключается в том, что я был, опираясь на одну замечательную школу, которую Андрей великолепно знает, на научную школу, она называется школа ментальности, или французская школа анналов, эта школа очень чётко показала культурно-исторический характер взрослости, взросления и самой категории детства, это первое. И я бы не мог так решительно сказать, были ли подростки в средние века и какое было к ним отношение. Я просто приведу вам пример. Когда капитан мушкетёров обращается к мушкетёрам и говорит тем, у кого бороды, усы и так далее – а это какой-нибудь наглый дерзкий Д’Артаньян: «привет, дети мои». «Дети» в культуре отражало прежде всего тех, за кого ты отвечаешь. Категория взрослости и детства, то, за кого мы отвечаем, категория ответственности. Уже в Средневековье, которое изучено благодаря многим исследователям, прежде всего, гениальному автору книги «Категории средневековой культуры» Аарону Гуревичу, показано, что другие были модели коммуникации. В Средневековье существовала особого рода идеология и технология работы с подростками и при посвящении в те или иные религиозные практики. Я, наверное, немножко задену этим слух Андрея – но это именно религиозные практики. Нас обучали, уже я говорю «нас», как делали визуализацию образов, как это делали в школе иезуитов. Когда человека тренировали, воспитывая как личность, его погружали в темноту, то есть, депривировали потоки информации, и он должен был уметь владеть собой. Он должен был уметь делать удивительные вещи.

    С.Сорокина Вы это к чему?

    А.Асмолов А я к тому, что были традиции культурных религиозных практик, которые были и существовали, и этих культурных…

    С.Сорокина И способствовали воспитанию в том числе?

    А.Асмолов Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства. Для того, чтобы человек мог овладевать собой, овладевать своим поведением. И это я именно к тому – возвращаясь к тому примеру, который приводил Андрей, я подтверждаю – никогда вам правила не выдадут информацию, был буллинг или нет. Это абсолютно точно. Спрашивать учителей, был буллинг – нет, не было буллинга, ответит учитель. А спрашивать – был буллинг, где ты был как учитель – поэтому мы имеем здесь неосознанное защитное поведение взрослых по отношению к буллингу.

    С.Сорокина Остановимся на минутку, чтобы уйти на рекламу, оставайтесь с нами, важный разговор.

    РЕКЛАМА

    С.Сорокина Ещё раз вас приветствую, «В круге Света», ещё раз – у нас важный тяжёлый разговор, который спровоцировало вчерашнее происшествие в Серпухове, где подросток подорвался на самодельном устройстве взрывном, вокруг пострадало ещё человек 10 детей. Андрей Кураев, Александр Асмолов мои собеседники сегодня в этом разговоре, и вот о чём хотела спросить. Естественно, сразу привлекла внимание церковно-приходская школа, или просто церковная школа, православная гимназия, на пороге которой всё произошло, и размышления о том, насколько лучше или, может быть, хуже образование в церковной школе. Об этом тоже стали задумываться. Я сразу вспомнила, что моя бабушка, которая тоже родилась в начале 20 века, тоже ходила в церковно-приходскую школу. И это было единственное образование, которое она получила. Она ходила, по-моему, в двухклассную школу, так, по-моему, называлась, где они 4 года учились, освоила чтение, письмо, научилась считать. Насчёт Закона божия я не уверена, бабушка как-то когда не являла этого – но, в принципе, не было ощущения, что она безграмотный человек. У меня всегда было ощущение, что церковно-приходские школы в своё время решили большую и очень важную задачу – ведь к началу, к 17му году их было много-много-много, разнообразных учебных заведений, которые курировала и поддерживала церковь. Вот я к Андрею хотела обратиться в этом смысле, в своё время действительно церковно-приходское образование плюс училища всевозможные, которые были – они ведь очень помогли решать задачи безграмотности?

    А.Кураев Безусловно, это был проект прокурора Константина Победоносцева, которого обычно у нас обычно принято критиковать, это его наследие. Именно его аппаратная настойчивость позволила создаь сеть церковно-приходских школ, притом он руководствовался здесь не прагматизмом. Если создавать структуры по всей стране, надо использовать уже наличествующую инфраструктуру и уже имеющихся образованных людей, а это духовенство, это приходская сеть. Социальных сетей просто не было в стране. Он на церковные структуры возложил дополнительную нагрузку. Собственно, эта идея ещё весь 19й век была, ещё со времён двойного министерства. В ней был определённая своя здравость, только когда университеты в эту структуру попытались включить – тогда появлялись замечательные анекдоты, что профессора казанского университета, математика спрашивают: скажите, вот требует Петербург, чтобы в каждой лекции в вашем курсе было упоминание про бога, как вы с вашим курсом математике это сделаете? – Очень просто. Студенты, по милости Божией, два плюс два будет четыре.

    А.Асмолов: Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства

    А.Асмолов Да, Андрей, тут добавляют, когда спрашивают в этой же логике, что такое божья сила – то отвечали, это божья масса на божье ускорение.

    С.Сорокина Да, посмеяться всегда были горазды. Александр Григорьевич, как, по-вашему, вот само церковное образование, я прочитала, что около 20 тысяч учреждений, так или иначе курируемых церковью, ну, которые, конечно, поддерживались в том числе и бюджетно, как мы сейчас говорим, и сообществами, тем не менее, были под эгидой церкви православной. Как эти учебные заведения – оказывали всё-таки влияние на подрастающее поколение или всё прахом, потому что 17й год показал, что за душой, что называется, бога-то не было

    А.Асмолов Прежде всего, когда мы говорим, что были подобного рода школы, мы должны понимать, что эти школы были отданы господствующей идеологии. Напоминаю вам, уже упоминал Андрей Победоносцева, но дело в том, что его предшественник, граф Уваров, ввёл великую свою триаду – православие, самодержавие, народность. А когда вы вводите идеологическую систему, вы должны её воспитывать. Может быть, эта идеология и отдыхала (я говорю очень осторожно) в Царскосельском лицее, но она чётко проводилась как своего рода одевание матриц (я воспользуюсь таким термином) и кодов сознания. Но, как только вы школьное образование сводите в традиционном смысле к потоку слов, к менторству, менторство не порождает ценностные установки человека. Сколько бы вы ни говорили о великих словах, всё пролетает по большому счёту мимо. Это другие совершенно практики, чтобы вы почувствовали, приняли те или иные ценности, из них бы родились разные мотивы. Иными словами, при всей риторике церковно-приходские школы давали во многом риторику, но куда больше давали то, что называлось, если говорить о католической традиции, обряды инициации в широком смысле конфирмации, я имею в виду, когда должны были отстоять и перейти в другую возрастную категорию, создавались модели поведения в ситуации неопределённости.

    С.Сорокина А у нас?

    А.Асмолов Знаете, здесь, скорее, я хитро перекину вопрос Андрею. Я могу рассказать, как это делалось у индейцев Северной Америки и как это делается в католической традиции, но я не знаю, были ли подобные модели посвящения во взрослость (обратите внимание) и на право ответственного принятия решения, что стоит за этими обрядами, в православной традиции. Если угодно, тут должен говорить профессионал.

    С.Сорокина Сможете ответить, Андрей?

    А.Кураев Безусловно, возрастные инициации были и в русской народной культуре, но это были направления в русской народной культуре, причём такой не-книжной и низовой, они были и в наших городских дворах в 50х годах, 60х, «докажи, что ты мужик» — и надо было что-то для этого сделать, не знаю, в лучшем случае, поцеловать незнакомую девушку где-то по дороге – а то и где-то надо было украсть что-то. Но это не церковная традиция, в церкви этого не было. Кстати, у католиков конфирмация не связана с каким-то психологическим переживанием, это отложенный под влиянием Реформации обряд миропомазания – для этого надо сдать экзамен по знанию Закона божьего и так далее, но это чисто школьная вещь и она не имеет такого состояния внутренней потрясённости, рождения заново, которое было у традиционных племён, скажем, Амазонии, ещё где-то, где надо было через боль, через кровь буквально, доказать, что ты настоящий охотник, ты можешь прокормить семью и ты завоевал право привести в свой вигвам женщину. Ни у нас, ни у католиков этого нет. Когда я, Александр Григорьевич, говорил, что нет традиции церковной педагогики, имел в виду православную – дело в том, что проблема, уж простите, клерикальной педофилии была замечена очень давно, ещё в первом тысячелетии, когда монашество зародилось, но Восток и Запад (христианский Восток и христианский Запад) шли разными путями. Христианский Восток путём ригоризма, и была создана зона безопасности, стерильная зона вокруг монастырей. То есть, по нашим законам, если мальчик появляется в монастыре, монах должен оттуда убегать. Это неправильный монастырь. Католики взяли на себя риск, и сказали: «Пусть при монастырях и соборах будут школы» — в итоге там появились традиции университетов, выросших из монастырей, потрясающие традиции педагогики и так далее – но и тот огромный букет печальных новостей, которые приходят к нам из западных стран – это тоже одно из следствий того решения. У нас же не было традиций монастырской педагогики, поэтому опять же сегодня приходится её создавать заново. Это замечательно, когда есть ситуация поиска. Плохо, когда в этом не признаются. Когда говорят, что у нас уже есть готовые рецепты, по которым мы будем готовить бабушкин борщ. Это неправда.

    С.Сорокина А что плохого, чтобы признаться?

    А.Кураев Это креативная кухня, и мы готовим что-то новенькое. Но имейте в виду, вы ставите эксперименты на детях – поэтому будьте готовы к неудачам.

    С.Сорокина Не хочу сейчас задавать следующий вопрос – нам буквально через несколько секунд надо уйти на новости. Сразу после новостей середины часа мы продолжим наш разговор.

    НОВОСТИ

    С.Сорокина Ещё раз приветствую вас, это «В круге Света», говорим сегодня о проблемах образования, о школе говорим и о том, что происходит в ней и рядом с ней. Андрей Кураев, философ, богослов, писатель, и Александр Асмолов, доктор педагогических наук, академик РАО здесь со мной в студии, и хотела просто доспросить у Андрея – скажите, пожалуйста, ну хорошо, нет такой традиции, как хотелось бы, может быть, некоторым – но что-то такое можно было бы вспомнить и взять из тех церковно-приходских школ и училищ, которые были до революции?

    А.Кураев Не могу сказать, но если это были глубинные источники христианской традиции, просто Евангелие, в конце концов, и великая христианская гуманистическая и гуманитарная культура и Запада, и Востока, которая была создана за эти тысячелетия – и вот оттуда можно брать многое. В частности, многое оттуда взяла современная психиатрия, светская психология. Сам по себе христианский догмат о пластичности человеческой души, что человек не равен себе сегодняшнему, себе прошлому, человек не равен совокупности своих общественных отношений, человек имеет право быть другим. Человек имеет право надеяться на это, и имеет право, чтобы аналогичные надежды питали другие люди, окружающие. Вот это очень важно, это можно взять.

    А.Кураев: У нас не было традиций монастырской педагогики, поэтому сегодня приходится её создавать заново

    С.Сорокина Это такой сложный подход к сложному человеку.

    А.Кураев Совершенно верно. К сожалению, есть принцип понятный ещё со времён [НРЗБ].

    С.Сорокина Чуть-чуть попробуем наладить звук, потому что он стал плохой. Александр Григорьевич, вы упомянули так просто словом Царскосельский лицей. А я подумала, что Царскосельский лицей, который, кстати, по инициативе Сперанского был создан, ещё один такой реформатор у нас в стране – это же была такая попытка реализации извечной мечты об идеальной школе. Но я про что хочу спросить – это же вечный поиск, как учить, как передавать знания. Сколько бы ни проходило веков, сколько бы ни взрослели цивилизации, всё равно идёт этот поиск. Как хорошо учить, как передавать знания. Как вы считаете, сначала про Лицей – он получился идеальной школой или всё-таки нет?

    А.Асмолов Я очень боюсь слова идеальная, но то, что Лицей – теперь я краду то, что вы сказали, иногда приятно быть в ряде ситуаций вором, вы сказали мою любимую формулу «сложный человек». По сути дела, Лицей был уникальной школой культуры и школой анализа и развития человека. По сути дела, Царскосельский лицей – если бы я взглянул на то, что там происходило, через сегодняшние некоторые мечты о школе будущего, что такое образование? Это конструирование будущего общества. Если бы я взглянул на это, я бы увидел совершенно следующие вещи: наших специалистов в образовании я бы пригласил и сказал: «Глядите, вы мечтаете развить критическое мышление, посмотрите на Царскосельский лицей. Вы мечтаете, чтобы у детей был эмоциональный интеллект и эмпатия – посмотрите на Царскосельский лицей. Но это всё техника, а в Царскосельском лицее было другое. И когда мы смотрим работы замечательные работы Юрия Михайловича Лотмана о декабристах, мы видим честь, достоинство, ценностные установки личности – они не назывались нашими психологическими понятиями, простите, я вступаю в некоторое противоречие. Черты, качества, они назывались уникальным словом «достоинство личности». Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека, и в этом смысле его выпускники (я ухожу от культурного знака, что потом с каждым из них стало) его выпускники сдавали главный экзамен – экзамен быть личностью и делать свой собственный выбор. И это было уникальное мнение. Что такое модель успеха? Модели успеха тогда были совершенно другие, чем сейчас. Модели успеха в культуре меняются.

    С.Сорокина Вот что хочу сказать: там ведь была штучная работа, особенно в первом наборе, пушкинском –всего ничего этих самых молодых людей, с которыми практически индивидуально работали. Хочешь учить языки – как Горчаков – он вышел, выучив 6, что ли, языков. Хочешь литературу российскую и французскую – вот Пушкин занимался этими вопросами, или там Матюшкин, который географией увлекался. Но это всё очень индивидуальный подход, на это всё не жалели средств и сил, практически один такой набор и был. Как это возможно сейчас, применить этот опыт?

    А.Асмолов Сейчас мы сталкиваемся с уникальным в культуре и даже бизнесе парадоксом. Этот парадокс мы называем «массовый запрос на индивидуальность». Обратите внимание, тогда это было индивидуальное целеполагание. Это была работа каждого с каждым, чтобы вырастала уникальная личность. Ещё раз говорю, в центре было мужество быть личностью, которое было у каждого из них. По сути дела, культурные коды через лицей передавались невероятно точно. Лицей в чём-то ещё спорил с другими кодексами. Вы можете посмотреть уникальные кодексы для воспитанниц императорского двора – в Иркутске есть эти книги. В них говорилось, какими ценностными установками они должны были обладать. Говоря на таком обыденном языке, Царскосельский лицей был лицеем рождения и воспитания личности и отвечал, простите, формуле Достоевского «личности надо выделаться».

    С.Сорокина Андрей, вот вы слышали, о чём говорил сейчас Александр Григорьевич. Я однажды говорила с одним высокопоставленным чиновником Министерства образования и тоже что-то такое спросила его про то, как обеспечить, чтобы в школе был такой индивидуальный подход, особое отношение к каждому ученику. На что получила довольно разумный ответ, он сказал, нет, невозможно всех учителей набрать Ушинских сплошных. Учитель – массовая профессия, и невозможно сделать вот таким индивидуальным подход к каждому ученику. Это массовое, миллионное тиражирование вот этого подхода. Вот как тогда быть, как сделать так, чтобы школа ну хоть как-то приближалась к нашему представлению о прекрасном?

    А.Кураев Проблема серьёзная. Любая профессия, становясь массовой, теряет в качестве. И в любой профессии наш язык различает: этот доктор, а этот коновал, этот поп, а этот батюшка, этот учитель, а эта училка, этот офицер, а этот мент, и так далее, и тому подобное. Что здесь можно сделать? С одной стороны, деперсонализация процесса образования методом технологий, включая ЕГЭ пресловутый, объективизация возможных оценок, методик преподавания. С другой стороны, чтобы уравновесить это – максимальная поддержка личностей, тех, кто умеет работать иначе. Создание экспериментальных творческих площадок, ни в коем случае не навязывать единые учебники по всей стране для всех школ. Разрешить авторские курсы, возможно, в большом количестве. Вот одно должно уравновешивать другое. Пока, мне кажется, не нашли середины в нашей стране.

    А.Асмолов: Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека

    С.Сорокина Я знаете, что хочу сказать. Когда прошла перестройка, в 90е годы помните, был период активного развития этих самых авторских школ, активный педагогический поиск. Чего только не возникло в 90х годах, Александр Григорьевич улыбается, действительно, был интересный период. У меня ощущение, что сейчас всё это постарались схлопнуть, идёт полная унификация, и этот процесс мне не нравится. Что скажете?

    А.Асмолов Я улыбался вот почему: именно в 90е годы стала появляться школа неопределённости, школа выбора, школа, если продолжать диалог, персонализации — а не деперсонализации. Даже появлялись школы (была такая замечательная женщина, она и есть, мастер, Любовь Кезина, которая ввела школы-лаборатории). Обратите внимание даже на это название. Иными словами, извините, обращусь к другому маленькому примеру, с моим коллегой, учителем в образовании, Геннадием Ягодневым, в 89м году я подготовил приказ о возможности не-ношения формы. Это не значило, что нельзя прийти в форме, но главное, что такое школа – это поддержка инаковости, поддержка разнообразия, поддержка права на самостоятельное мышление. А для этого, вы, Андрей, сейчас подняли самый больной вопрос. Один из моих учителей, друзей, был замечательный поэт – Наум Коржавин, он сказал фразу, которая – чудовищный диагноз времени: «Смерть России готовится в пединститутах». Услышьте, пожалуйста, эту фразу. Это как будто созвучно тому, о чём мы говорим. Это прежде всего, как говорил Ушинский (а вы Ушинского упоминали, это мастер педагогической антропологии, где они – они исчезли, почти исчезают, их заменяют долгое время «предметодатели», обратите внимание – дать только знание, и в школе сегодня как никогда нужен, и мы стараемся это делать, делали тогда вариативное образование по выбору, антропологический поворот – но это натыкается на самую страшную машину, машину обезличивания и унификации). Я всегда, когда говорю об этом, я вспоминаю одного из героя «Трудно быть богом» Стругацких, так называемый директор патриотической школы отец Куин, он говорит: «Умные нам не надобны, надобны – верные!» Ключевой вопрос, кого мы растим? Сложного человека, гражданина, или мы растим того, из кого надо будет по капле выдавливать раба?

    С.Сорокина Опять, видимо. Андрей, нынешние процессы, которые происходят в образовании, эта унификация, о которой Александр Григорьевич говорит, всё это – это действительно очень связано со временем, с теми тенденциями, которые действительно есть в нашем обществе, с нашим разворотом от демократии куда-то в противоположную сторону?

    А.Кураев Безусловно. Скажем, школа 90х годов в некотором смысле была бесхозна, как и церковь. То есть, у государства не было своей идеологии, не было ясных интересов. В этом были и свои минусы, конечно же, но были и плюсы – госструктуры не старались использовать церковь как-то, живите сами по себе, точно так же и школы. Главное – денег много не просите и отстаньте. Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами, появился запрос на государственную идеологию и, соответственно, снова желание готовить солдатиков – школа – фабрика по производству оловянных солдатиков. Отсюда новые и новые требования, пересмотр государственных стандартов, и так далее – слушайте, я, когда готовил 10 лет назад учебник для 4 класса по основам православной культуры, с удивлением узнал, что, оказывается, не имею права учебник иллюстрировать репродукцией картин западных художников (Микеланджело, Рембрандта, Босха) – только русские художники.

    С.Сорокина А кто эти условия поставил?

    А.Кураев Издательство «Просвещение»

    С.Сорокина Аа.

    А.Кураев Очевидно, они в этом опытные люди – они понимают, что надо и как

    С.Сорокина И как вы вышли из этого положения?

    А.Кураев Ну никак – учебник вышел только с помощью немножко икон, и немножко Васнецова.

    С.Сорокина Он до сих пор в школах?

    А.Кураев Сейчас епитрахия подготовила ему замену, но, в принципе, он до сих пор есть.

    С.Сорокина До сих пор есть, по крайней мере, до последнего времени.

    А.Асмолов Он в ходу, «Основы православия» учебник Андрея, был написан таким мощным метафорическим языком

    С.Сорокина Верю

    А.Асмолов И замену ему найти будет сложно

    С.Сорокина Ну найдут в духе времени, будет поплоше, да попроще. Скажите, пожалуйста, вот предыдущий министр образования, госпожа Васильева, вроде как дама очень воцерковлённая, она настаивала на том, что нужно возвращаться к традиции церковно-приходских школ, вообще церковных школ, чуть ни львиную долю переводить – по крайней мере, начальную школу под крыло церкви переводить – и что это, мол, как раз соответствует тому, что в идеале нужно. А мы знаем, что появились школы, кстати говоря. Александр Григорьевич перед началом эфира рассказывал, что недавно общался с директором такой школы благородных девиц, которая существует уже в Москве под эгидой Минобороны, и появился сейчас филиал в СПб. Скажите ваше отношение – как вы относитесь к такого рода начинаниям? Минобороны, женская девичья школа, которая готовит таких замечательных православных и патриотических девушек, и однополое воспитание?

    А.Кураев Я немножко этого постараюсь не бояться – чем больше будет женщин в военных структурах, может быть, это смягчит само по себе суровую политику и атмосферу, будем надеяться так. Что касается приходских школ – это тупиковый путь, потому что в реальности они отбирают единственный выходной у детишек, которые и так до предела измочалены рабочей неделей, а потом ещё в воскресенье идти на службу, а после неё оставаться на полдня ещё на уроки – у них, получается, нет свободного времени совершенно, и в своё время в подростковом возрасте это выливается в совершенно понятный бунт. Кстати говоря, Васильева написала альтернативный учебник по основам православной культуры, епитрахия сейчас рассматривает, издательством «Просвещение» уже издан.

    С.Сорокина Иллюстрирован только русскими художниками, всё понятно

    А.Кураев Он ещё не продаётся – я его не видел.

    А.Кураев: Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами

    С.Сорокина Ну можно предположить, вряд ли найдём Микеланджело на этих страницах. Продолжим, что добавите, Александр Григорьевич?

    А.Асмолов Вы подняли вопрос о пансионе военных девиц, они же благородные, там на самом деле, стоит в первую очередь задача формирование ценностной основы. Там они берут во многом кодекс, в том числе связанный со старой, простите, аристократической культурой. И когда мы видим, что там рождаются традиции, как, в общем, и в ряде суворовских училищ, они, эти традиции, по своим формулам вовсе не отталкивают. Вы же помните формулу старую «Жизнь родине, честь – никому». В данном случае, я считаю, что это интересная линия. Я, как и вы, с замиранием смотрю на то, что из этого получится. Но Андрей верно сказал, наверное, в чём-то здесь есть большая историческая правота. Чем больше появляется людей разных в армии, тем лучше. Продолжая его образ, хочу напомнить, вы знаете ту женщину, которая должна была стать министром обороны России, и Борис Николаевич с ней обсуждал это, её звали Галина Старовойтова, с которой многие обсуждали – она сказала: «Это моё решение, я хочу быть министром обороны». Вы знаете, не получилось.

    С.Сорокина Что только не происходило в 90е годы, ведь это была реальная возможность. Андрей, а как вы видите, по какой дороге надо идти к этой самой идеальной школе, школе нашей мечты? Что бы вы могли пофантазировать, имея в виду, что мы в России с нашими реалиями и нынешней обстановкой? Насколько это возможно, приблизиться к чему-то более интересному, чем мы имеем?

    А.Кураев Позвольте, пользуясь случаем, я сделаю официальное заявление для редактора «Эха Москвы». Если однажды вы услышите из моих уст, что у меня есть рецепт спасения России и русской школы, забаньте меня навсегда, пожалуйста.

    С.Сорокина Да, поняла вас. Александр Григорьевич, вы больший фантазёр?

    А.Асмолов Знаете, уже были рецепты построения общества по всем жёстким алгоритмам. Уже упоминался замечательный рецепт, который реально был рецептом воспитания в школе, он назывался «Домострой», и если кто-то придёт и скажет, что у меня есть поваренная книга жизни школы, посмотрите на него с психотерапевтическим сочувствием. На самом деле, сегодня уникальное количество практик поддержки разнообразия, несмотря на унификацию, есть. Сегодня есть учителя, которые ищут, что бы ни происходило. Сегодня есть движение, которое называется «Сетевые движения школ», сеть, которая называется «Эврика» Александра Адамского, я мог бы ещё приводить примеры. Чтобы бы ни происходило, была такая книга, по-моему, у Окуджавы, «Глоток свободы». Так вот, несмотря на все попытки асфиксии школьной жизни, глотки свободы продолжаются

    С.Сорокина Романтик вы, Александр Григорьевич. Романтик! Андрей, не буду вас спрашивать про пути развития России, это я уже запрещаю себе спрашивать. Я из учительской семьи, у меня мать учительницей была, поэтому, что называется, жизнь школы изнутри я тоже немножечко наблюдала, довольно подробно. И больше чем уверена, что от личности учителя всё-таки очень многое зависит, от его какой-то вовлечённости в это во всё. В первую очередь, мне кажется, сейчас самое важное – это, может быть, именно институты педагогические, в которых эти самые кадры куются. Насколько они будут хороши, и хорошо бы, чтобы их не затушили в ближайшие годы. Я благодарю вас за этот разговор, спасибо большое, напоминаю, что Андрей Кураев и Александр Асмолов сегодня со мной говорили, мы оттолкнулись от события, которое вчера произошло в Серпухове, от этого несчастья с очередным выпускником школы, и говорили о том, что есть школа сегодня, чем отличаются церковно-приходские, хорошо ли направление церковно-приходское, и вообще что такое идеальная школа. Хотя, некоторые и не захотели рассуждать по поводу того, что есть идеальная школа. Напомню, что в 21 час будет программа «Статус» с Екатериной Шульман, в 22 «Кейс» с Соломиным и Юлием Гусманом, ведущая Любовь Комарова», в 23 часа будет программа «Неудобные», тема «16 дней против гендерного насилия»

    7 августа 1921 года Корней Чуковский записал в дневнике: с Блоком «кончилась русская литература». Перед смертью поэт просил уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать». Говорил, что именно она разрушила его жизнь. О поэте рассказывает Людмила Кириллова.

    Родители — пианист и писательница

    Александр Блок родился в очень образованной семье. Дед поэта по материнской линии — ботаник, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов. Мать — Александра Андреевна — переводчица, в юности сочиняла много стихов, написала популярную биографию М.В. Ломоносова. Отец — Александр Львович Блок — происходил из дворянского рода, был юристом, профессором Варшавского университета.

    На время вступления в брак Александре Андреевне было всего 18 лет. Юная и впечатлительная девушка связала свою жизнь с таким же эмоциональным человеком — несмотря на выбор довольно прагматичной юридической стези, Александр Львович был известен как ценитель музыки, талантливый пианист.

    Но муж оказался жесток к Александре. Доходило до того, что во время совместного с юной женой музицирования он мог накинуться на нее с кулаками за неверно спетое место в романсе… Гнев, раздражение и ревность быстро стали доминировать в отношениях супругов. Вскоре после рождения сына они расстались, а в 1889 году Александра Андреевна добилась официального указа Святейшего Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера.

    Поэта воспитали мама и бабушка

    Саша Блок с самого детства был одарен женским вниманием: его воспитанием занимались мама, бабушки, тетушки и няня.

    «С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи… Его обожали все, начиная с прабабушки и кончая старой няней… О матери нечего и говорить», — вспоминала его тетка, М.А.Бекетова.

    Связь поэта с мамой вообще была самой крепкой и самой длительной. Такого глубокого диалога и внутреннего сходства, как с ней, у него не было ни с кем. «Мы с мамой — почти одно и то же…» — говорил Блок.

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок с матерью и отчимом. 1895 год. Петербург.

    Первые стихи написал в 5 лет

    Стихи Блок начал писать с 5 лет.

    «С раннего детства, — вспоминал он, — я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны…»

    В семье признавали исключительно русскую поэзию XIX века, поэтому вдохновлялся мальчик лирикой Жуковского, Фета, Полонского и, конечно, Пушкина и Лермонтова.

    Александр был так поглощен литературой, что даже стал выпускать «Вестник» — рукописный журнал со своими стихами, переводами, очерками и интервью с домашними, оформляя его «веселыми картинками» из других изданий. Всего вышло 37 номеров.

    Учился на юриста, но стал филологом

    Гимназия, в которой учился Блок, оставила неприятные воспоминания.

    «Дети быстро развращались. <…> Учились курить, говорили и рисовали много сальностей. К середине гимназического учения кое-кто уже обзавелся романом… Учителя и воспитатели были, кажется, без исключения люди несчастные: бедные, загнанные уроками, унижаемые начальством; все это были люди или совсем молодые, едва окончившие курсы учительских семинарий, или вовсе старые, отупевшие от нелюбимого труда из-за куска хлеба, озлобившиеся на все и запивающие втихомолку», — писал поэт.

    В 1898 году, окончив гимназию с довольно средними результатами, Александр Блок поступил в Петербургский университет на факультет юриспруденции. Но через 3 года все же решил перевестись на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году.

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок, Петербург, 1898 год. Фотограф — Е. Мрозовская.

    «Прекрасная Дама» — жена Блока

    Единственной женой Блока была дочь знаменитого Дмитрия Менделеева — Любовь. Они были знакомы с самого раннего детства.

    «Когда Саше Блоку было три года, а Любе Менделеевой — два, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела рослого мальчика в темно-синей шубке и таком же капоре», — вспоминала М.А.Бекетова.

    После окончания Блоком гимназии знакомство продолжилось и укрепилось общей любовью к театру — вместе Саша и Люба разыгрывали сцены из «Гамлета» и «Горя от ума».

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898. Боблово.

    Именно в это время у Блока стали рождаться необыкновенно возвышенные стихотворения, позднее объединенные общим заглавием «Стихи о Прекрасной Даме». Романтически настроенный юноша создал в своем воображении идеальный образ, не всегда отражавший действительность, но вызывавший готовность благоговейного и преданного служения.

    Роман закончился венчанием в деревенской церкви. Вскоре оказалось, что Прекрасная Дама существует только на бумаге, а Любовь Дмитриевна — земная женщина со своими слабостями.

    «Люба довела маму до болезни. Люба отогнала меня от людей, — сокрушался поэт. — Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба на земле — страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но я не могу расстаться с ней и люблю ее».

    Они прожили вместе 18 лет, их брак знал разные периоды, но вплоть до смертного часа Любовь Дмитриевна была рядом с поэтом. За годы их совместной жизни детей у Блоков так и не появилось.

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Фото: radiodacha.ru

    «Ни земли, ни неба…»

    Как и у большинства его современников, отношение Блока к революции со временем менялось. Поначалу он был воодушевлен историческим моментом, пытался влиться в новую струю и даже трудился в должности редактора «Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств».

    Но постепенно весь масштаб произошедшего его оглушил.

    «Ничего не вижу впереди, хотя оптимизм теряю не всегда. Все, все они, “старые” и “новые”, сидят в нас самих: во мне, по крайней мере. Я же — вишу в воздухе: ни земли сейчас нет, ни неба. При всем том, Петербург опять необыкновенно красив».

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917. Фото: arzamas.academy

    Христос и 12 красногвардейцев

    Самое загадочное, спорное и неоднозначное произведение Блока — поэма «Двенадцать» — написано за три дня — с 27 по 29 января 1918 года. 29-го Блок оставил в дневнике запись: «Сегодня я — гений».

    Сразу после публикации советская власть стала использовать поэму в качестве орудия политической борьбы против врагов — ведь в начале XX века авторитет Блока был чрезвычайно высок, его называли чуть ли не вторым после Пушкина, и его революционное высказывание было услышано всеми.

    Важно отметить, что поэма была создана в период воодушевления поэта революционными событиями, спустя всего несколько месяцев после Октябрьского переворота и захвата власти большевиками и через неполный год после крушения монархии в России.

    Еще не была расстреляна царская семья, не закрыты все буржуазные газеты и журналы, не начался революционный террор, только создавалась ВЧК, и гражданская война была еще впереди. Поэтому приписывать Блоку одобрение и восхищение последствиями революции было бы некорректно.

    Тем не менее, после появления «Двенадцати» многие друзья и знакомые перестали общаться с поэтом. Зинаида Гиппиус назвала Блока «предателем», Николай Гумилев заявил, что поэт «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», Бунин обвинил Блока в кощунстве, а Ахматова отказалась принимать участие в концерте, на котором предполагалось чтение этой поэмы.

    Но были и другие прочтения «Двенадцати»: Максимилиан Волошин писал: «удивительно то, что решительно все, передававшие мне содержание поэмы Блока, (…) говорили, что в ней изображены двенадцать красногвардейцев в виде апостолов и во главе их идет Иисус Христос. Когда мне пришлось однажды в обществе петербуржцев, близких литературным кругам и слышавших поэму в чтении, утверждать, что Христос вовсе не идет во главе двенадцати красногвардейцев, а, напротив, преследуется ими, то против меня поднялся вопль (…)».

    Рассказ раба божия александра

    Фото: РИА Новости

    Арест и украденное имя

    В феврале 1919 года Блок был арестован по подозрению в участии в левоэсеровском заговоре. В те годы это могло быть фатальным, но поэту повезло — за него вступился Анатолий Луначарский — и после полутора дней тюрьмы и двух долгих допросов Блок был освобожден.

    Но, несомненно, этот арест заставил взглянуть на многое под другим углом: в 1920 году Блок записал в дневнике: «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне».

    Имя знаменитого поэта советская власть активно использовала в своих целях: на протяжении 1918–1920 годов Блока, часто вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности во всевозможные организации, комитеты и комиссии.

    Лавинообразно увеличившийся объем работы вкупе с отсутствием творческого вдохновения сделали свое дело: наступил период тотальной усталости и отчаяния.

    «Меня выпили», — описывал Блок свое состояние. В письме от января 1919 года поэт сокрушался: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…»

    На вопрос, почему стихи к нему больше не приходят, Блок отвечал: «Разве вы не чувствуете, что в мире нет больше звуков?»

    Рассказ раба божия александра

    Александр Блок в саду Народного Дома, Петроград, 17 мая 1916 года.

    «Поэт умирает, потому что дышать ему нечем»

    На вечере, посвященном памяти Пушкина, Блок произнес резонансную речь, которая была разобрана на цитаты.

    Прочитав знаменитую строку Пушкина «на свете счастья нет, но есть покой и воля…», Блок повернулся к сидевшему на сцене советскому чиновнику и отчеканил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».

    Эта речь была прочитана в феврале 1921 года. Через полгода поэта не стало.

    Последние месяцы жизни поэта мучили страшные боли. 26 мая 1921 года изможденный Блок написал Чуковскому: «Итак, “здравствуем и посейчас” сказать уже нельзя: слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка».

    «Физические страдания в последние дни были так ужасны, — вспоминала Надежда Павлович, — что его стоны и вскрикивания были слышны на улице со второго этажа. Он задыхался. Врачи считали, что психически он болен безнадежно, а физическое выздоровление не исключено».

    За несколько дней до смерти Блока по Петрограду прошел слух, будто поэт сошел с ума. Он бредил, требуя уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать», про которую говорил, что именно она разрушила его жизнь.

    Умер поэт 7 августа 1921 года в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Корней Чуковский записал в дневнике: с Блоком «кончилась русская литература».

    Нектарий Оптинский: «Александр — в раю»

    Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Отпевание было совершено 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

    Нектарий Оптинский не только знал, но и ценил поэзию Блока. Когда Надежда Павлович, близко дружившая с Блоком и подавленная после его смерти, отправилась в Оптину пустынь, она была поражена, что знаменитый старец Нектарий любил поэзию Блока, особенно «Стихи о Прекрасной Даме» и «Итальянские стихи».

    По воспоминаниям Павлович, выслушав ее исповедь, Нектарий написал на куске картона: «Об упокоении раба Божия Александра» и положил при ней на угольник с иконами. Через некоторое время он неожиданно сказал: «Напиши матери Александра, чтобы она была благонадежна: Александр — в раю».

  • Рассказ пусть будет и соловей и жук
  • Рассказ пушкина про осень
  • Рассказ пушкин маленькие трагедии
  • Рассказ пушкина барышня крестьянка распечатать
  • Рассказ проверочное слово к нему 3 класс