Рассказ пушкина выстрел краткий пересказ

Здесь даны основные сведения о повести а. с. пушкина выстрел, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который

Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Выстрел», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году, опубликована она была в 1831 году. Это произведение входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Главный герой повести

  • Сильвио — гордый человек горячего нрава лет 35, отставной гусар.

Другие персонажи

  • Рассказчик — офицер, друживший с Сильвио.
  • Поручик — офицер, недавно переведённый в полк, где служил рассказчик. Горячий, обидчивый и гордый человек.
  • Граф — бывший гусар.
  • Мария — жена графа.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Повествование ведётся рассказчиком, который раньше служил армейским офицером.

Однажды отставной гусар Сильвио рассказал ему одну историю о себе. 6 лет назад он участвовал в дуэли с одним повесой, который показывал полное пренебрежение к противнику, поедая черешню и сплёвывая косточки в его сторону.

Взбешённый Сильвио отложил свой выстрел, подал в отставку и уехал. Потребовать ответный выстрел он решил, когда этот повеса женится.

Окончание этой истории читатель узнаёт уже от графа — того некогда молодого повесы, оскорбившего Сильвио. Оказалось, что противник нашёл его и заставил начать дуэль заново. Увидев, что сейчас граф дорожит жизнью с молодой женой, Сильвио уехал, не причинив ему вреда.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Полк стоял в местечке ***. По вечерам офицеры собирались друг у друга, пили пунш, играли в карты.

Только один человек, посещавший эти вечера, не был военным. Он был отставным гусаром, было ему около 35 лет. Нрав у этого человека был угрюмый и крутой. Почему у него было иностранное имя, что побудило его уйти в отставку и поселиться здесь, никто не знал. Сильвио часто упражнялся в стрельбе из пистолета. Стены мазанки, где он жил, были источены пулями. Когда разговор между офицерами заходил о поединках, этот человек молчал.

Однажды у него обедали человек 10 офицеров. После обеда стали играть в карты. Сильвио всегда за игрою молчал, но один из офицеров, поручик, недавно переведённый в полк, не знал этого. Играя, поручик по рассеянности ошибся, и Сильвио исправил эту ошибку, мелом сделав правильную запись. Поручик подумал, что запись неправильная, и сказал ему это, но тот молчал и продолжал играть. Тогда поручик стёр запись, но Сильвио записал снова. Поручик, разгорячившись, кинул в него медный шандал. Хозяин побледнел от злости и приказал ему выйти.

Все думали, что между ними состоится дуэль, но Сильвио помирился с этим офицером. Другие офицеры были разочарованы в нём, посчитав, что он недостаточно смел, но скоро этот случай забылся.

Только рассказчик, служивший в полку, не забыл этого, и отдалился от Сильвио, хотя раньше они дружили.

Однажды Сильвио, получил письмо и сильно взволновался. Он сказал, что сегодня ночью уезжает и позвал всех на прощальный обед. Когда офицеры после обеда расходились, хозяин попросил рассказчика остаться.

Сильвио сказал, что его не волнует мнение других людей, но он хочет, чтобы у рассказчика не осталось о нём несправедливого впечатления.

Он сказал, что не вызвал офицера на дуэль, потому что не в праве подвергать себя смерти. Дело в том, что 6 лет назад Сильвио получил пощёчину, и его враг ещё жив. Сильвио рассказал следующую историю

Когда он был гусаром, им в полк определился богатый молодой человек знатной фамилии. Он был красив, весел и храбр. Сильвио, которого за храбрость уважали товарищи, понял, что первенство его колеблется, и возненавидел новичка.

Однажды на балу этот офицер дал Сильвио пощёчину за плоскую грубость. Оба бросились к саблям, но их растащили.

На рассвете состоялась дуэль. Противник пришёл с фуражкой, наполненной черешнями. Бросили жребий, первым должен был стрелять противник. Он прострелил Сильвио фуражку и стал ждать ответного выстрела, выбирая спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до Сильвио.

Тот сказал, что не будет мешать ему завтракать. Офицер возразил, что он ему не мешает и может стрелять когда угодно. Сильвио объявил секундантам, что сейчас стрелять не будет, ушёл в отставку и поселился в этом местечке.

Со дня поединка он постоянно думал о мщении и обрадовался, получив от кого-то письмо, что интересующий его человек должен в Москве вступить в брак с прекрасной девушкой.

Сильвио собрался ехать в Москву и посмотреть, так ли равнодушно его враг будет стоять перед направленным револьвером, как раньше.

Сильвио простился с рассказчиком и уехал.

Глава 2

Через несколько лет рассказчик вышел в отставку и стал жить в деревне. Когда весной в своё имение, которое было в 4 верстах от этой деревни, приехала графиня с мужем, рассказчик посетил их.

Граф оказался красивым мужчиной лет 32, а графиня была настоящей красавицей. Когда рассказчик увидел, что одна из картин прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую, то сказал, что это хороший выстрел. Разговор зашёл о стрельбе, и он рассказал, что лучший стрелок, какого ему пришлось встретить, упражнялся в стрельбе не менее 3 раз в день. Граф, узнав, что этого стрелка звали Сильвио, очень взволновался и сказал, что тоже знает его, и прострелянная картина — это памятник последней встречи с ним.

Граф рассказал, что когда 5 лет назад женился, первый месяц провёл с женой в этой деревне. Однажды в поездке лошадь у жены заупрямилась, и графиня пошла домой пешком, а граф поехал вперёд.

В доме его дожидался человек, в котором граф узнал Сильвио. Тот сказал, что приехал разрядить свой пистолет, так как выстрел остался за ним.

Граф отмерил 12 шагов и попросил выстрелить поскорее, пока не вернулась жена. Когда Сильвио прицелился, граф считал секунды и думал о жене. Прошла минута, Сильвио, опустив руку, сказал, что не привык целить в безоружного человека, и предложил начать дуэль снова: кинуть жребий, кому первому стрелять. Голова у графа шла кругом, и он не помнил, как тот смог его принудить к этому. Граф выстрелил и попал в картину.

Сильвио стал прицеливаться в графа. Тут открылись двери, и графиня, вбежав, бросилась мужу на шею. Граф сказал ей, что они шутят, Мария спросила у Сильвио, правда ли это. Тот ответил, что граф шутя дал ему пощёчину, шутя прострелил его фуражку, шутя дал сейчас промах и что сейчас и ему пришла охота пошутить. Затем он прицелился в графа, и Маша бросилась к его ногам.

Граф закричал: «Будете ли вы стрелять или нет?» Противник ответил, что не будет, так как доволен, что видел робость и смятение своего врага, доволен, что заставил его выстрелить. «Предаю тебя твоей совести», — добавил он, выстрелил в прострелянную графом картину и вышел.

Мария была без сознания, а дворовые люди были в ужасе и не посмели остановить незваного гостя. Он уехал, прежде чем граф успел опомниться.

Так узнал рассказчик от графа конец повести, начало которой когда-то поразило его. Были слухи, что Сильвио предводительствовал отрядом этеристов (борцов за независимость Греции) и погиб в сражении.

Заключение к краткому пересказу



В повести А. С. Пушкина «Выстрел» раскрыты темы:

  • месть, зависть;
  • ценность жизни человека;
  • судьба.

Основная мысль (идея) повести «Выстрел»: не стоит тешить самолюбие, если это вредит людям. Человек должен уметь прощать, не нужно главной целью жизни считать месть.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

В повести «Выстрел» Александра Пушкина рассказывается об истории поединка, длившего в течение нескольких лет. На сайте Литера Гуру читатели могут познакомиться с кратким содержанием произведения великого классика или вспомнить основные события повести. Это поможет также учащимся без лишних затруднений подготовиться к занятиям и сочинениям.

1 Глава. История Сильвио

Повествование ведется от лица военного в звании полковника, на что имеется отсылка во вступлении к сборнику «Повести Белкина».

Начинается рассказ с того, что полковник описывает свое пребывание в одном месте, где жизнь текла скучно и однообразно – по утрам шли учения и манежи, а потом обедали у командира полка или в пивнушке жидов. По вечерам баловались пуншем и заигрывались в карты.

С группой офицеров был лишь один гражданский из высшего света – молчаливый и нелюдимый молодой человек, ему было около тридцати лет от роду. Полковник про себя прозвал парня Сильвио. Для офицеров он – загадочная и таинственная личность, которая по неизвестной им причине решила подать в отставку и обосноваться в глухомани. Так же для них оставалось загадкой финансовое положение у Сильвио – они не знали, как и откуда у него деньги, сколько их. Сам Сильвио ходил в старом изношенном одеянии, однако он угощал офицеров весьма щедро.

У Сильвио имелась одна необычная особенность – он был очень метким стрелком – запросто смог бы метким выстрелом сбить с фуражки яблоко, и ни у кого бы ни возникло ни малейшего сомнения в том, что он промахнется.

Сильвио был уважаем среди военных, но в один момент произошел случай, из-за которого офицеры засомневались в храбрости Сильвио. Один из недавно прибывших офицеров разгорячился, играя в карты, и запустил в Сильвио подсвечником. Сильвио увернулся. Офицеры ждали, что тот вызовет обидчика на дуэль, но Сильвио их удивил – он помирился с тем офицером. По этой причине его популярность несколько снизилась, впрочем, ненадолго, и вскоре к парню вернулась былая слава.

Один лишь полковник, от лица которого и ведется повествование, помнил, как Сильвио решил вопрос чести с офицером, и считал, что тот смалодушничал. Раньше полковник тепло общался с Сильвио, на разные темы вели они разговоры, однако после того полковник предпочитал избегать общества Сильвио.

Но настал день, который изменил жизнь Сильвио. Ему пришло письмо, по прочтении которого он, устроив прощальный обед, рассказал военным, что вскоре ему предстоит отъезд, и попросил полковника поговорить наедине. Сильвио рассказал полковнику, почему он помирился офицером, который его оскорбил – мужчина опасался, что ранит офицера так, что тот скончается, а сейчас Сильвио этого не хотел. Полковник удивился этому, а Сильвио пояснил, что к чему и как. Он рассказал ему историю о том, что произошло ранее.

Он был гусаром, всегда старался быть первым практически во всем – принимал участие в разных дуэлях, пил более других. Товарищи им открыто восхищались, а начальство называло его «необходимым злом». Однако потом в полк прибыл новый гусар, который был родом из дворян – семья его была богата и известна. И этот молодой гусар стал затмевать своими качествами Сильвио, которому это не понравилось. Он стал искать предлога, под которым бы вызвал его на дуэль, где с легкостью бы поразил его.

Наконец, он добился, чего так желал – на балу он отпустил в адрес молодого гусара грубую шутку, за что тот дал ему пощечину. И после этого, на утро, была назначена дуэль.

Дуэлянты бросили жребий – стрелять первым выпало молодому гусару. Но он промахнулся – попал в фуражку Сильвио. Сильвио же уже собирался пристрелить гусара, как увидел, что ему все равно – он не боялся гибели, и стоял, сплевывая косточки от съедаемых ягод в сторону Сильвио. И Сильвио решил, что не станет убивать человека, которому не дорога своя жизнь. Он решил отложить свой выстрел на время. И вот, все это время он жил здесь, а в письме была информация о том, что тот гусар собрался сочетаться браком. Сильвио считал, что теперь уже тот парень не будет так равнодушно ждать своей смерти, значит, время отложенного на той дуэли выстрела пришло.

Сильвио отбыл, оставив полковника в раздумьях.

2 Глава. Возобновление дуэли

Далее действия разворачиваются спустя годы. Полковник обосновался в крошечной деревушке. Заняться там ему было нечем, и он сильно скучал и искал, чем себя занять. На соседей ему не повезло – они пили и были глупыми для общения с ним. Но в один из дней в деревню с пустующим имением, приехал граф с женой. Полковник обрадовался их приезду и поспешил знакомиться с ними.

Поначалу он смутился богатству и роскоши, которые царили в имении, однако граф и его жена общались просто и без чинов. Полковник быстро с ними подружился и разговорился. Разглядывая кабинет главы семейства, он заметил необычную картину – она была прострелена, причем двумя пулями, так, что одна попала в другую. Полковник одобрил меткое попадание, и их разговор перешел на тему оружия и меткости, и в ходе разговора полковник вспомнил о Сильвио, чем обескуражил графа – ведь это именно его и собирался застрелить на дуэли Сильвио. Картина была напоминанием о том дне, когда Сильвио пришел убить графа. Он рассказал полковнику, что произошло тогда.

Пятью годами ранее граф женился, и медовый месяц он проводил вместе с супругой в этой деревне. В одну из прогулок, когда они гуляли верхом на конях, лошадь супруги заупрямилась и не хотела идти. Тогда жена графа решила пойти пешком, а граф прискакал домой раньше ее. По приезду в имение его встретил Сильвио, который сказал, что пришло время отложенного выстрела. Графу стало страшно, и он попросил Сильвио, чтобы тот стрелял быстрее, пока жены нет дома. Но Сильвио потребовал снова бросить жребий, потому что иначе это походило бы на убийство. Граф, охваченный страхом, согласился. По жребию стрелять выпало первому опять графу. И вновь он промахнулся. Пуля, пущенная из его пистолета, прострелила картину, висевшую на стене.

Настал черед Сильвио. Он только начал целиться в графа, как пришла жена, которую охватил ужас и непонимание того, что происходит. Граф попытался ее успокоить, аргументировав, что увиденное ею – шутка. А Сильвио помешал ему – он сказал, что граф всегда шутит, а теперь пора шутить ему, и вновь начал наводить пистолет на графа. Но ему в ноги упала жена графа. Сам граф в ярости сказал, чтоб Сильвио прекратил издеваться над его женой, и спросил, выстрелит ли он. Сильвио ответил ему, что стрелять не будет, поскольку ему хватило страха и смятения своего противника. Он почти вышел из кабинета, но у порога развернулся и выстрелил, не целясь, в картину. И попал точно в пулю графа. Затем Сильвио скрылся в неизвестном направлении.

На этом рассказ графа о появлении в его жизни Сильвио был окончен. А полковник узнал финал истории, о которой был в курсе до появления супружеской четы. А о Сильвио он знал лишь по слухам, которые принесли весть о его гибели во время возмущения Ипсиланти Александра.

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

Класс: 7.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности

В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

— поэмы — «Руслан и Людмила»…

— повести — «Повести Белкина»…

— романы — «Дубровский»…

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л: мотивация, смыслообразование;

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция, волевая саморегуляция;

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Объявление темы и целей урока.

Беседа с классом

Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас интересны летописи?

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

IV. Работа с текстом

Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

img1

По вертикали:

1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

Ответы:

1). Басня,

2) трагедия,

3) былина,

4) летопись,

5) рассказ,

6) ода,

7) драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

устанавливать причинно-следственные связи.

К: формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление. Работа со словом

Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Задание 2. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

К: формирование умения определять вид сказки

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

VI. Самостоятельная работа по тексту

Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

Список устаревших слов

Работа в группе: работа на соотнесение

К: Освоение способов совместной деятельности

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

VII. Творческая работа

1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы в группе.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

VIII. Домашнее задание

Отрывок из баллады выучить наизусть.

На чтение 29 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Выстрел» Краткое содержание

Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич написал в 1830 году в Болдино. Эта история входит в цикл из пяти прозаических повествований под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Иван Белкин — «одушевлённый» Пушкиным персонаж, молодой владелец поместья, для развлечения время от времени баловавшийся писательством.  Из-под его пера вышли пять повестей, в том числе «Выстрел», и он же выступил автором «Истории села Горюхина». Произведение «Выстрел» написано в струе только зарождавшегося в то время в литературе течения реализм, к которому тяготел Пушкин.

Очень краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Выстрел»

Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.

Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал. Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары. По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях.

Сюжет «Выстрела» выстроен необычно. Рассказ состоит из двух разделов, написанных со слов разных источников — начало истории положено гусаром в отставке Сильвио, а заключение исходит со слов графа Б***.

Чтение пересказа никогда не даст полной картины раскрытой автором  литературного произведения. Особенно это касается классической русской литературы. Но понять и запомнить основное в развитии сюжета можно и с помощью краткого содержания.

Однако, прежде чем ознакомиться с очень кратким содержанием «Выстрела», необходимо узнать характеристики персонажей повести, запомнить главных героев рассказа. Это поможет лучше вникнуть в суть сюжетной линии повествования, чтобы качественно подготовиться к самостоятельной работе, тесту или уроку литературы.

Главные герои повести «Выстрел»

  • Сильвио — угрюмый гусар в отставке, великолепный стрелок.
  • Рассказчик— армейский офицер, лично знакомый со всеми героями и ведущий повествование.

Второстепенные герои повести «Выстрел»

  •  Граф Б*** — мужчина, которому чуть больше тридцати, приятной внешности, состоятельный помещик. В молодости был отъявленным повесой, стрелялся с Сильвио на дуэли.
  • Графиня Б***— красавица Маша, во второй части повести — супруга графа.

Краткое содержание одной из повестей Белкина «Выстрел» подробно по главам

По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.

Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***

Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.

Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком. Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха. Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал. Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.

Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***

Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио. Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши. Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости. Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.

Заключение и выводы по произведению «Выстрел»

Александру Сергеевичу свойственно размышлять на тему судьбы, судьбоносных решений и права на выбор в процессе жизненного пути. В цикле прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем. Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.

Тест по повести «Выстрел»

«Вы́стрел» — 4-ая повестьАлександра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в Большом Болдино 14 — 16 октября 1830 года и изданная в 1831 году. Это история об отставном гусаре Сильвио и его шестилетнем ожидании мести.

Сюжет

Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто бы решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок. И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю. Дескать, шесть лет назад он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону оппонента). Взбешённый таким поведением и пренебрежением противника к, возможно, предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот спустя шесть лет он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.

Окончание этой истории рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, предъявил свои права на ответный выстрел и вынудил начать дуэль заново, мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. Увидев, что теперь-то его противнику есть, что терять, удовлетворённый Сильвио уезжает, не причинив графу вреда.

Впоследствии становится известно, что Сильвио погиб на войне за освобождение греческого народа в битве под Скулянами.

Современники

Многие современники Пушкина весь его цикл повестей сочли весьма посредственным[1][2]. Особенно резко «Повести» критиковал Белинский, однако повесть «Выстрел» оценивалась им выше остальных[3].

Нередко «Выстрел» сравнивают с нашумевшей в 1830 году драмой «Эрнани» Гюго (правда, у Гюго герцог де Сильва использует своё право на жизнь Эрнани, вмешательство доньи Соль, умоляющей пощадить мужа, ничего не может изменить — гибнут все), поэмой «Бал» Баратынского (1828 год) и повестью Бестужева «Вечер на бивуаке» (1823 год)[4].

Также в повести отмечают пародии на романтические литературные штампы, в частности, реминисценции из Александра Бестужева («Вечер на Кавказских водах 1824 года» 1830 года, «Роман в семи письмах», «Гедеон», «Замок Вейден» 1821 года, «Замок Нейгаузен» 1824 года, «Изменник» и «Ревельский турнир» 1825 года)[5].

Автобиографичность

Известно, что «Выстрел» первоначально состоял из одной первой главы, закончив которую 12 октября1830 года, Пушкин приписал, что окончание повести потеряно, тем самым отказавшись от намерения продолжать повествование. В таком виде повесть носила автобиографический характер, так как содержала элементы дуэли Пушкина с командиром 33-го егерского полка С. Старовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев[6], писал, что Пушкин явился на поединок с черешнями и завтракал ими, пока Старов стрелял первым. После того, как Старов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя. Вторая глава была приписана 14 октября 1830 года[6].

Экранизации

Неоконченные произведения выделены курсивом</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 27 декабря 2020 в 15:18.

Автор: · 21.03.2019

Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.

Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Композиция

Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.

Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.

Суть

В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана.

В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером.

В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел.

Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое.

Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль.

Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья.

В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.

Главные герои и их характеристика

  1. Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко.
  2. Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
  3. Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа.
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение. Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда.
  5. Другая важная тема — любовь. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.

Чему учит?

Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.

Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.

Критика

Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил:

Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…

По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он отметил именно «Выстрел», сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина.

В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы.

Автор: Ия Клодт

Год написания и публикации — Повесть написана в октябре 1830 года, а опубликована она в 1831 году. История создания — «Повести Белкина» были созданы в период непредвиденного «заточения» автора в собственном имении Болдино в связи с эпидемией холеры. Пушкин провел несколько крайне плодотворных месяцев, написав «Повести Белкина». В это время поэт готовился к свадьбе и был окрылен любовью. В «Выстреле» Пушкин задумывал сделать всего одну главу. Он решил не расшифровывать финал, а сохранить его в тайне, добавив слова о том, что «окончание потеряно». Через несколько дней вторая часть все же была им написана. История носит частично автобиографичный характер. Ситуация взята из жизни самого дуэлянта Пушкина, который, стреляясь с Зубовым, уплетал под дулом пистолета черешню. Жанр — Повесть. Именно так обозначил свое произведение сам автор, но ряд критиков считают произведение новеллой. Направление — Реализм с элементами романтизма. Персонажи и события повести описаны реалистично. В главном герое прослеживаются романтические черты — понятия гордости и чести имеют для него первостепенное значение. Основная идея — История рассказывает о том, что для человека важно в жизни, какие цели он перед собой ставит. Можно выбрать своей целью радость, счастье, любовь, а можно – стремление отомстить обидчику. От этого выбора и зависит качество жизни человека. Тема — Ценность жизни человека, его основные цели. Проблема — Для человека важно ценить себя, свою жизнь, ставить цели, идущие во благо. Не всегда это получается именно так. Иногда человек охвачен животным разрушительным стремлением, заводящим его в тупик. Композиция — Повесть включает в себя две главы, события которых происходят с разницей в несколько лет. История рассказана от лица человека, который не был их очевидцем. Он узнал о событиях от других людей.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения

«Выстрел» А. С. Пушкин написал во время своего наиболее плодотворного периода — Болдинской осени 1830 года. Тогда же были созданы «Маленькие трагедии» и «Сказка о попе и работнике его балде». Все эти произведения изучают на уроках литературы в 6 классе .

Повесть «Выстрел» написана в зарождающемся в то время жанре «реализм». По сведениям литературоведов, основанием для ее создания стал случай, произошедший с самим поэтом. Пушкина вызвал на дуэль его знакомый офицер Зубов, которого он уличил в нечестной игре. Во время поединка поэт ел черешни, не обращая внимания на противника. Зубов стрелял и промахнулся, а Пушкин отказался от своего выстрела.

Произведение состоит из двух глав. В первой происходит завязка сюжета, во второй — его окончание. От имени автора выступает один и тот же человек, но действие происходит в разных местах. В книге «Выстрел» есть главные герои:

  • Сильвио — гусарский офицер в отставке;
  • Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.

Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:

  • Граф Б *** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
  • Графиня Б *** — жена графа, красивая женщина.

Чтение краткого пересказа повести Белкина «Выстрел» для читательского дневника не сможет дать полной картины произведения. Этого недостаточно для того, чтобы раскрыть тему или составить план сочинения, но оно поможет понять смысл названия повести и запомнить главное в развитии сюжета.

Описание героя и случай на обеде

Действие первой части происходит в захолустном городке, где был расквартирован гвардейский полк. Молодые офицеры скучали от размеренной гарнизонной жизни. Их развлекало лишь знакомство с проживающим там отставным гусаром Сильвио, который часто устраивал для них обеды. Это был угрюмый человек крутого нрава, обладающий злым языком. Он никому не рассказывал, почему получил отставку и зачем проживал в захолустье. Его доходы и состояние также были неизвестны.

Хотя обеды Сильвио не отличались роскошью, там всегда было много шампанского. Этот загадочный человек владел искусством необыкновенно меткой стрельбы. Несмотря на это, он никогда не принимал участия в разговорах офицеров о поединках. Когда его спрашивали, доводилось ли ему самому драться, он коротко отвечал, что доводилось. Молодые офицеры полагали, что этот великолепный стрелок убил кого-то на дуэли.

Однажды на обеде у Сильвио произошел странный случай. Подвыпившие гости устроили карточную игру, при этом банк метал сам хозяин. Как обычно во время игры, он молча исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому прапорщику, недавно появившемуся в полку, не понравилось, что Сильвио исправил его ошибку. Он потребовал объяснений, но отставной гусар упорно молчал. Тогда разошедшийся прапорщик в бешенстве запустил в него шандалом, после чего хозяин попросил его удалиться.

Все полагали, что Сильвио отомстит за оскорбление и вызовет обидчика на дуэль. Зная его необыкновенную меткость, они считали его противника уже мертвым. Но вопреки ожиданиям, вызова на дуэль не последовало, Сильвио удовольствовался небрежным извинением. Это обстоятельство поначалу испортило репутацию отставного гусара. Но вскоре все забылось, и жизнь вернулась в прежнее русло. Однако один из офицеров, которому Сильвио больше всех симпатизировал, не мог смириться с его унижением.

История дуэли

Все разъяснилось в тот день, когда на имя отставного гусара пришел пакет в полковую канцелярию. Прочитав послание, Сильвио объявил офицерам, что вскоре уезжает, и созвал всех на прощальный обед. После его окончания, когда все расходились по квартирам, он попросил остаться симпатичного ему молодого человека, от лица которого ведется рассказ, и открыл ему обстоятельства своей жизни. Он объяснил, что не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, потому что не может рисковать.

Оказывается, несколько лет назад Сильвио служил в полку, где отличался буйным и веселым нравом. Его первенство среди офицеров было неоспоримым до тех пор, пока там не появился соперник, богатый и знатный молодой человек. Это был жизнерадостный повеса, которому всегда и во всем везло. Сначала юноша пытался подружиться с Сильвио, но ему не удалось этого сделать. Тогда он без сожаления удалился.

Дуэль была назначена на утро. Противник пришел на нее с фуражкой, полной черешен. Ему опять повезло — он должен был стрелять первым. Граф выстрелил и прострелил Сильвио фуражку. Когда Сильвио целился, его враг спокойно постоял под дулом пистолета и ел черешни. Равнодушное поведение противника возмутило Сильвио, и он отказался стрелять. На это граф ответил, что он может сделать выстрел, когда ему будет угодно. После этого Сильвио недолго оставался в полку и вскоре подал в отставку.

Он желал отомстить своему оскорбителю, но понял, что молодой офицер не дорожит собственной жизнью. Поэтому он решил дождаться того времени, когда все изменится. И вот, наконец, этот час настал. Ему написали, что граф собирается жениться на молодой красивой девушке.

Сильвио решил посмотреть, так ли его противник будет равнодушно стоять под дулом пистолета перед собственной свадьбой, как тогда в полку, когда он ел черешни. Рассказав эту историю, он простился с другом и вскоре уехал.

Реванш Сильвио

Через несколько лет рассказчик подал в отставку и поселился в принадлежащей ему небогатой деревеньке. Там он скучал до тех пор, пока не стало известно, что в соседнее имение возвращается его владелец с молодой женой, которых автор в сокращении называет граф и графиня Б *** . Рассказчик сразу же отправился к ним с визитом.

По описанию автора, супруги оказались очень симпатичными людьми. Они радушно приняли соседа и произвели на него очень приятное впечатление. Внимание гостя привлекла картина, которая была пробита двумя пулями, всаженными одна в другую. Он сказал, что некогда был дружен с человеком, который мог сделать подобный выстрел. Граф поинтересовался, как звали этого меткого стрелка, и сосед рассказал, что его имя Сильвио.

Это имя привело молодую пару в смущение. Граф спросил, не сообщил ли его друг о произошедшей с ним странной истории. Тут рассказчик понял, что встретил давнего врага Сильвио. Граф рассказал ему о новой встрече со своим противником.

Она произошла 5 лет назад в этом имении, где супруги проводили медовый месяц. Однажды они возвращались с прогулки, и случилось так, что граф приехал первый, а его жена отстала. Когда он зашел в дом, ему сообщили, что его дожидается человек, который не назвал своего имени. В гостиной граф увидел Сильвио, и тот напомнил, что за ним остался выстрел.

Нежданный гость предложил опять тянуть жребий. Граф сильно волновался, ведь вот-вот должна была возвратиться его жена. Ему опять достался первый выстрел. Он выстрелил против всех правил и попал в картину. Через минуту в комнату вбежала испуганная женщина, и граф стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но все, что происходило, совсем не было похоже на шутку.

Женщина была на грани обморока, и граф закричал Сильвио, чтобы тот немедля стрелял. На это его противник серьезно ответил, что ему достаточно того, что он видел испуг своего врага, остальное пусть останется на его совести. Он пошел к двери, но по пути повернулся и выстрелил, почти не целясь. Пуля попала в то же самое место, куда стрелял граф. После этого случая Сильвио исчез. Вскоре стало известно, что он погиб, участвуя в греческом восстании Александра Ипсиланти против турецкого владычества.

Выводы из произведения

Прочитав краткое содержание повести «Выстрел», можно понять, в чем смысл этого произведения и почему оно так называется. В нем говорится о том, что для Сильвио было важно не убить своего противника, а сделать выстрел, чтобы тот почувствовал страх перед смертью. Он доказал графу, что нельзя легкомысленно относиться к своей жизни.

Пушкин поднимает вопрос о том, как судьба влияет на жизнь героев, их решения и поступки. Он делится своими размышлениями с читателем и делает следующие выводы:

  • нельзя распоряжаться чужой жизнью лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции;
  • мелочные обиды и ущемленное честолюбие не стоят того, чтобы ради них убивать своего ближнего;
  • нельзя решать судьбу другого человека в угоду себе, какой бы сильной ни была обида.

Главный герой в конце повести поступил мудро. Он увидел в графе не злейшего врага, а обычного человека, который дорог своим близким. Сильвио простил нанесенное ему оскорбление и ушел не убийцей, а достойным человеком.

Отзывы

Во второй части повести главный герой выступает не как мститель, но как строгий судья. Его приговор: граф может жить, так как его жизнь теперь приобрела особый смысл.

В повести происходит сопоставление двух противоположных натур: мрачного и завистливого Сильвио и жизнелюбивого повесы графа.

Из всех повестей Белкина только «Выстрел» достоин гения Пушкина.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/vystrel
  • https://wiki2.org/ru/выстрел_(повесть)
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vystrel-pushkin/
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/vystrel-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/vystrel-pushkin.html

</tr>

  • Рассказ пушкина барышня крестьянка читать полностью бесплатно
  • Рассказ птичка льва толстого читательский дневник
  • Рассказ произвел ни с чем не сравнимое впечатление почему раздельно
  • Рассказ просто мария на дзене глава 34
  • Рассказ профессии в моей семье