Рассказ пушкина руслан и людмила читать весь текст

Составитель: синельникова н.с., учитель русского языка и литературы моу лицей 9 мбоу сош 12 имени с.н. перекальского г.

Составитель: Синельникова Н.С.,

учитель русского языка и литературы

МОУ лицей № 9

МБОУ «СОШ № 12 имени С.Н. Перекальского»

 г. Курска

Урок литературы в 5 классе

Жанровое своеобразие пролога к поэме А.С. Пушкина

                                            
            «Руслан и Людмила»»

(по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Цели:

Обучающие:            расширение представлений учащихся
о личности А.С.Пушкина;

                             
    своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”;

                             
    попутное повторение понятий “текст” и “тема текста”;

Развивающие:  развитие творческого воображения, умения
делового общения в группах;

                          
развитие памяти, внимания;

                         
формирование навыков выразительного чтения (развитие речи учащихся);

                         
определение функции художественно-изобразительных средств в

                         
повествовании, авторской позиции;

                         
отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;

Воспитательные: привитие учащимся читательского,
литературного вкуса;

                                 приобщение
к национальным истокам русской литературы.

Задачи урока:

1.    
Выявление
сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе;

значения и роли сказочных реалий и персонажей,
действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»;

2.    
Выполнение лексической
работы, работы с иллюстрациями и учебником, пересказа.

3.    
Формирование
нравственно-эстетических представлений в ходе выявления идеи финала пролога.

Образовательные
технологии:

*    
технология
дифференцированного обучения,

*    
проектная деятельность
учащихся;

*    
групповая технология.

Теория
литературы:
поэма (расширение понятия). Определение жанра поэмы

Оборудование:

1.    
Портрет
А.С.Пушкина;

2.    
Опорные слова: дуб
зелёный, кот учёный, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка, королевич, царь,
колдун, Баба-Яга, Кащей, Русь.

3.    
Учебники
литературы для 5 класса, рабочие тетради, отпечатанный дополнительный материал
о творчестве А.С.Пушкина.

4.    
Грамзапись
вступления к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.

5.    
Иллюстрации к
сказкам А.С.Пушкина.

6.    
Подарочное издание
поэмы “Руслан и Людмила”.

Методические
приемы:

 Рассказ учителя, сообщение учеников, работа с репродукциями, словарная
работа, элементы анализа текста.

                                                 
Эпиграфы:
Поэзия
не только в обширных                

 созданиях драмы и эпопеи, но и

                                      
                               в  живости шутки, в забавах ума,

                                         
                            вдохновенных ясной веселостию.   А.С. Пушкин
.

                                      
                
“У нас все от
Пушкина”.      Ф.М. Достоевский

Опережающее задание:

1.  Прочитать
пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

2.  Подготовиться к уроку по вопросам:

1.            
История создания
произведения.

2.           
Жанровые особенности пролога к поэме.

Ход урока

I.
Организационный   момент.

Проверить
готовность учащихся к уроку.

1.   Проверка
домашнего задания.

Сообщения учащегося о жанре ли­тературной сказки.

—  Запишите в
тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

—  Попробуйте сами
сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты. (“У
Лукоморья дуб зелёный”, “Встреча с Пушкиным”, “И ещё раз о сказках” и др.)

Анализ пролога.

II. Слово учителя

—  Ребята, чей
портрет перед вами на доске?

—  Какие впечатления,
связанные с именем А.С.Пушкина, у вас возникают? Что вы о нём знаете?

(Имя А.С. Пушкина
хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства.
Творчество его знают и любят все — и взрослые, и дети. В жизнь каждого из нас
Пушкин входит, прежде всего, своими чудесными сказками).

—  А знаете ли вы
сказки Пушкина? Давайте проверим!

Проект  …… Дианы    «Сказки А.С. Пушкина»

1.    
Пустились
бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь…

2.    
(“ О попе и
работнике его Балде”).

3.    
В синем небе
звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…

4.    
(“О царе
Салтане”).

5.    
К какой
сказке создавалось эта иллюстрация?

*** Иллюстрация
к сказке “О золотом петушке”

6.    
Как ты смеешь,
мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою…

(“ О рыбаке и рыбке”).

7.    
Не видать милого
друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля…

(“О мёртвой царевне”).

8.    
*** Иллюстрация
к сказке “О царе Салтане”.

9.    
Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла!.

(“О золотом петушке”).

10.
*** Иллюстрация
к сказке “О рыбаке и рыбке”.

Слово учителя: 

 —  Вспомним, что вы
узнали нового об А.С. Пушкине и его творчестве. 

       Проект ……
Вячеслава
  «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Закончите
фразу/предложение

(проверка усвоения
нового материала):

1) А.С. Пушкин
родился……. (в 1799 году).

2) Школа, в
которой обучался Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе
под Петербургом).

3) Самым близким
лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин).

4) Высокую оценку
поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный
поэт…. (Г.Р. Державин).

5) Лето после
окончания Лицея (1817 год) Пушкин провёл в……(Михайловском, родовом имении).

6) Именно здесь и
в это время к нему приходит замысел поэмы……(“Руслан и Людмила”).

Слово
учителя:
 

—  Сегодня мы познакомимся с вводной,
вступительной частью первой поэмы А.С. Пушкина, которую вы верно назвали. Это
удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей
молодёжи — вам тоже. Поэмой, которую сам Пушкин написал, будучи совсем молодым,
в 20 лет!

(Демонстрация
подарочного издания поэмы.)

Проект   ….. Кристины

                «История 
создания поэмы А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»

А.С. Пушкину было 20
лет, когда он окончил свою первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в
Царскосельском лицее и продолжил работать над нею уже в Петербурге. Поэма имела
успех необыкновенный.

       Василий Андреевич 
Жуковский, считавшийся учителем А.С. Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет
с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот
высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820,
марта 26, великая пятница»).
             

Это очаровательная
поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады,
рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и опасных
приключений, похищений, фантастических превращений.

        Но не
будем торопиться.

Прослушивание
грамзаписи или выразительное чтение учителя.

Учащиеся следят по
тексту на стр. 90 учебника.

Беседа по
прослушанному:

—  Ваши
впечатления от прослушанного пролога? Понравилось услышанное? Чем?

Автор, как и вы в
своих коллективных работах, изобразил своё сказочное царство; с любовью говорит
о каждом его жителе.

—  В каких
словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка?

—  Как вы
понимаете выражение
“Там русский дух… Там Русью пахнет!”?

 (В эти слова
Пушкин вложил любовь к родной земле, к её истории, к “преданьям старины
глубокой”).

—  На
произведение какого жанра она похожа?
(Сказка).

—  Какая
сказка:
бытовая, волшебная, о животных? 

(Волшебная. Здесь
много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, страшный колдун).

—  Построение
произведения тоже напоминает сказку

Исследовательская
работа ….. Анны

Какие
элементы сказки  Анна встретила  в прологе   (Зачин, концовка)

Зачин – это начало сказки, он бывает различным
(коротким или длинным) Зачин рассказывает о том, где происходило действие,
когда и какие герои будут в сказке, например, «В старые годы  у одного царя
было три сына..», «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик со старухой, у
них были дочка Аленушка да сынок Иванушка…», « В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были…»

Так и
в прологе к поэме есть повествование о месте событий

«У
лукоморья дуб зеленый;

Златая
цепь на дубе том:

И
днем и ночью кот ученый

Все
ходит по цепи кругом…»

Есть и концовка:

Концовка
– это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась
история, рассказанная сказителем, но и обращение к слушателю : «… а кто слушал,
молодец») или рассказ сказочника о себе самом: «И я там был, мед-пиво пил, по
усам текло, а в рот не попало».

Концовка
пролога к поэме:

«И я
там был, мед-пиво пил;

У
моря видел дуб зеленый,

Под
ним сидел и кот ученый

Свои
мне сказки говорил…»

—  Пушкин назвал свое
произведение поэмой.

 Поэма — это крупное
стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Согласны?
Докажите.

Вопросы-подсказки:

* Каков сюжет поэмы?

* Почему поэма так
называется?

* Положительные и
отрицательные герои.

* По каким признакам
можно определить, где и когда происходит действие поэмы.

 —  Итак, это поэма
со сказочным сюжетом, в которой тесно переплетаются вымысел и история.

1.    
Мы должны
определить с вами жанровую принадлежность этого произведения.

2.    
Как вы
думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное
произведение (стихотворение)?

Автор изображает
законченную, цельную картину сказочного царства.

 Справочный
материал:

        Проза
— устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в
противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность
синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).

       Мы с вами
привыкли читать сказку в прозе, т.е без деления на соразмерные отрезки  с
определенным ритмом, текстом  с плавным, напевным звучанием, а пролог, как и
вся поэма,  создан в стихотворной форме.

     Александр
Сергеевич Пушкин обладал потрясающим талантом стихотворца. Начал сочинять
стихотворения еще в раннем детстве, в доме своего отца, Сергея Львовича 
Пушкина.  Свои сказки он записывает стихотворной речью, что придает им выразительность,
стройность.

        Известный
всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое,
благодаря няне поэта Арине Родионовне Яковлевой.

       С
младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир
волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно
рассказывала.

        От Арины
Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о
мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в
свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины,
рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин
расцветил их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны
получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. 

          В одной
из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря
лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот:
вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет». Из этих строчек Пушкин
сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом
переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про
Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А
поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

·       
 «Руслан и Людмила» —
оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с
реальными историческими событиями.

·       
Сказочные и реальные
образы.
Интерактивная доска.
Волшебный круг.

       —  Какие ещё признаки волшебной сказки вы увидели в поэме
(
предметы, тройственность, поиск возлюбленной), что же можно считать
реальным? (Исторические личности, набеги печенегов, повествование о семье,
любовь)

 Справочный
материал:

      Сюжет —  развитие действия, ход событий в повествовательных и
драматических произведениях.

       Сюжет
поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное не
печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в
радость, а страшное становится смешным.

          Похищение
невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героев в заколдованном
царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже
на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение
сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья
оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор —
немощным стариком.

Торжество правды над
коварством, злобой и насилием — вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» — в
первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и
злых персонажей и со счастливой развязкой.

«У лукоморья дуб
зеленый…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила».

       И как это
иногда бывает, текст пролога стал самостоятельным художественным произведением.
Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем
. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного  сказочного
представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной
сказки.         

      
 Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами
превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и
многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они
пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый« указывает
на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором
немедленно хочется оказаться.  Давайте и мы с вами запомним прекрасный мир
Лукоморья, описанный А.С. Пушкиным

Выразительное
чтение вступления.
    

—  Какие персонажи
русских народных сказок действуют в отрывке?

—  Какие
народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкина?

—  Назовите сказки, в
которых действуют эти персонажи. Что вам запом­нилось более всего в этих
сказках?

Лексическая
работа

—  Объясните значения
слов: дол, дядька, тужить.

—  Какой картиной
начинается пролог? Как вы ее себе представляете?

          Выразительное
чтение части «Пролога» от начала до слов «…налево — сказку говорит».

         Что
послужило поэту источником для названия местности «луко­морьем» в прологе к
«Руслану и Людмиле»?
Мы ещё
раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это
слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает
всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то
всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему?
(Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство,
огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми
разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми,
могучими.

       Сообщение
учащегося о лукоморье.

     Как известно,
А.И. Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником
творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.

     Киевские князья
постоянно вели войны с лукоморскими половцами.

«Слово о полку
Игореве» и русские летописные своды конкретно ука­зывают имена ханов и
местность, где в XI—XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем
названа территория Северного Приазовья.

Таким образом,
излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим
лукоморьем, воспетым Пушкиным.

         Отсюда,
по-видимому, следует понимать «лукоморье» как «лугу моря» (что соответствует
русскому написанию в литературных источниках XII в. — «в луце моря», «из луку
моря»).

        Лексическая
работа:

Объясните значение
слов: мимоходом, пленять.

      Слово
учителя

—  В основе
сказочного, волшебного мира — необычное и забавное, стран­ное и чудесное,
печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

    Здесь действуют
многие герои народных сказок, они совершают «при­вычные» для них подвиги и
живут «привычной» для них сказочной жизнью.

    В этом мире все
происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове мимоходом
звучит авторская ирония.

•  Выпишите из текста
эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях
встречаются такие эпитеты?  Неведомых дорожках, невиданных, из вод ясных.

    С помощью данных
эпитетов автор воссоздает атмосферу чуда, тайны.

   Поэт выбирает
эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчеркивает близость его поэмы
к произведениям устного народного творчества.

   А.С. Пушкин
использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая,
брег, чреда, злато,
которые соответствуют русским словам золотая,
берег, череда, золото.

      В поэме
много устаревших слов.   Многие из них Пушкин употребил нарочно, чтобы передать
читателю ощущение «старины глубокой».

Лексическая
работа

Объясните значение
родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и
согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой;

брег, побережье,
прибрежный
.

Используя словарь
синонимов, продолжите синонимические ряды:

а) …кот ученый все
ходит…; идет направо; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама
собой;

б) …песнь заводит;
сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету…

Чем объясняется, что
в некоторых строках появляются устаревшие  слова, не употребляющиеся в обычной
речи: дол, видений, брег, чредой?
—  Какой становится нарисованная поэтом картина?
Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле». 

3.  Итоги
урока.

         А.С.Пушкин к
концу поэмы по-новому сочетает фантастические элементы старославянской сказки с
драматическими фактами древнерусской истории, свободно смешивая жанры,  создал
произведение, которое до настоящего времени вызывает неподдельный интерес у
многих поколений читателей.

—  Как относится
автор к изображенному?

—  Какое значение
приобретает восклицание: «Там русский дух… Там Ру­сью пахнет!»

—  Картины пролога
проникнуты чувством единства русского духа, вопло­щенного в сказках.

—  Какой смысл
приобретают финальные строчки пролога?

—  Автор проводит
читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить.
Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», подтверждает «правдивость»
рассказанного привычной сказочной концовкой.

4. Рефлексия                     

—  Что на уроке
понравилось? Показалось интересным?

—  Что бы вы
изменили?

—  Хотите прочитать
всю поэму?

5.  Результат
учебной деятельности.

    Сегодня мы с вами
снова побывали в сказке. Оказалось, что ее вы хорошо знаете. Вы читали  и
отвечали на вопросы, но и  продемонстрировали свои знания и умения, а еще
повторили все то, что мы изучали на нескольких уроках.

     Не забывайте:
«Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

6. Перспектива
дальнейшей работы.

На следующем уроке
мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина.

7.  Домашнее
задание.

*    
Выучить наизусть отрывок
из поэмы «Руслан и Людмила».

*    
На выбор: выразительное
чтение наизусть вступления поэмы или творческая работа “Моё сказочное царство”
(можно в стихах!);

*    
По желанию — нарисовать
иллюстрации к вступлению в поэму “Руслан и Людмила” или к собственной
творческой работе.

Всем спасибо за работу.

Конспект урока литературного
чтения (2 класс).

Тема урока: Вступление к поэме  А.
С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Задачи:

— познакомить
с понятиями «поэма»;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;


познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— создать
условия для развития интереса к творчеству поэта;

— формировать
навык  выразительного  чтения  стихов;

— закрепить
навык  выделения логического ударения и указания пауз;

— формировать 
навык  исследовательской деятельности  со словами ;

— воспитывать
интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

— формировать
коммуникативные навыки работы в группах;

— развивать
позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы 
работы:
 фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая,
индивидуальная.


Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран,
презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих),
аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.


Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт.
Л. Ф. Климанова) 2 класс, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах и
группах.

Личностные универсальные
учебные действия

– эмоциональное отношение к
содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых
проблем);

– мотивации к самовыражению в
выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной
деятельности.

Регулятивные универсальные
учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя,
зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения
учебной задачи и работать в соответствии с ним,

—  планировать и контролировать этапы
своей работы;

Познавательные универсальные
учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в
содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое
содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный
материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из
контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные
учебные действия

– эмоционально воспринимать
содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения,
рассуждать, доказывать свою позицию;

Личностные
универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное
высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении,
рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные
универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости
от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в
соответствии с ним,

—  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные
универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с
учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста,
выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал;
формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе
чтения и обсуждения;

Коммуникативные
универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний
собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать
свою позицию;

Ход
урока

1.Мотивация к учебной
деятельности

— Прозвенел
для нас  звонок, начинается урок.

— Сегодня к
нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им скорее.

-Улыбнитесь
друг все другу. Улыбку другу.

2.Актуализация знаний и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
.

Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую
разминку.

-Наш урок
литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1.  Дыхательная гимнастика.

   « В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох
носом и выдох ртом (3 раза).

    «Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте
глубокий вдох и задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём
много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше
маленьких свечек.

2. Работа со
скороговоркой.
(слайд 2)

        От топота копыт, пыль по
полю летит.

— Прочитайте  медленно выговаривая
каждое слово чётко.

— Прочитайте целыми словами 
вслух.

— Прочитайте с вопросительной
интонацией.

— Прочитайте с интонацией
удивления.

— Прочитайте скороговоркой.

III.    Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой
темой мы закончили?

 (Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на
всех уроках?

  (Мы говорили об осени.)  (слайд
3
)

—  « В цветочном магазине».

Представьте,
что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих
растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза).

-Представьте,
что перед вами именинный торт
.

На нём много
маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких
свечек.

 Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо не найдется.

— Прочитайте 
медленно выговаривая каждое слово чётко.

— Прочитайте
целыми словами  вслух.

— Прочитайте с
вопросительной интонацией.

— Прочитайте
скороговоркой.

— А теперь
устроим конкурс «Кто лучше прочитает скороговорку
.

-Напомните,
название раздела, над которым мы начали работать? (русские писатели)

— С жизнью и
творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

— Расскажите,
что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

А.С. Пушкин прожил
короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём
живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на
равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда
называли А.С. Пушкина.

.С.
Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а
память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с
читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской
поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин
прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о
нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на
равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда
называли А.С. Пушкина.

—  Дома вы
читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы
запомнили названия сказок.
—  Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с
новым произведением. 
— Кто его автор? Попробуем отгадать.

— Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

-Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

.    Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы
урока.

— (слайд 4)     А сейчас литературная
разминка. Из какой сказки  этот отрывок?

(слайд 5)    «Три девицы под окном

                      Пряли поздно вечерком.

                     «Кабы я была царица,-

                     Говорит одна девица,

                      То на весь крещёный мир

                     Приготовила бы пир.»

(слайд 6)     « В  третий раз закинул он
невод,-

                     Пришёл невод с одною рыбкой,

                      С непростою рыбкой, —
золотою.»

— Кто  автор этих сказок?

     (А.С.Пушкин)

«Ель растет
перед дворцом,

А под ней
хрустальный дом;

Белка там
живет ручная,

Да затейница
какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В  третий
раз закинул он невод,-

   Пришёл
невод с одною рыбкой,

   С непростою
рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой,
зеркальце! скажи

Да всю правду
доложи:

Я ль на свете
всех милее,

Всех румяней и
белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с
высокой спицы

 Стал стеречь
его границы. («Сказка о золотом петушке)

 5.Жил – был
поп

Толоконный
лоб.

Пошел поп по
базару

Посмотреть
кой –какого товару.  (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами
вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского
человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их
читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова
тема нашего сегодняшнего урока?
А какие жанры
вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)

— Дома я попросила некоторых
учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.

Работа с таблицей.

— Сейчас я
прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.

Уж небо осенью
дышало,

Уж реже
солнышко блистало,

Короче
становился день,

Лесов
таинственная сень

С печальным
шумом обнажалась…..

— Определи
жанр (стихотворение)

— Назовите
жанры произведений А.С. Пушкина?

http://festival.1september.ru/articles/562181/1.gif


Предположите, что за закрытым окошком?

(название
жанра)

— А как
называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

К                   
Д                    Я                Ж

П
Э                    А

Т            
ОМ               Ц

       
У                 С                    И

— Что такое
поэма? Как ответить на этот вопрос?

— Сегодня на
уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»,
которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

3. Построение проекта выхода из
затруднения

Давайте
сформулируем цели нашего урока.

— Мы познакомимся…

— Мы  узнаем .

— Мы будем
учиться…

4. Реализация построенного
проекта

— Что нам
поможет узнать значение слова «поэма»?

— Правильно, я
попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем
и найти значение слова поэма.

Читает ученик

Поэма –
большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или 
возвышенную  лирическую  тему
.

Физминутка- релакс

 -А сейчас я предлагаю
отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно
послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите,
что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы
думаете, где оказались?

— И вдруг, на
берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это
дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

— Отройте
учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы
думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю
вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание
аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)


Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь
ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими
героями вы встретились?

Словарная работа.

 — Прежде  чем
приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем
значение этих слов?

-Правильно, в
словаре.

(Дети,сами
читают и отвечают)

-Потренируемся
в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

— Перед вами
карточка для индивидуального чтения.

у
Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных         
из-буш-ка

при-хлы-нут            
трид-цать

пре-крас-ных           
ми-мо-хо-дом

— Оцените
работу своего товарища.(светофор)

Физкультминутка

А сейчас мы
отдохнем,

По тропиночке
пойдем.

Между сосен и
березок,

В Лукоморье
попадем.

Мы глазами
миг-миг;

Мы плечами
чик-чик;

Мы руками
хлоп-хлоп;

Мы ногами
топ-топ;

Раз – туда,
два – сюда,

А потом –
вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке
очутиться

Самостоятельное чтение

 Прочтите
произведение  про себя, подчеркните  слова  и выражения, которые обозначают
волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Словарная работа

-Слова «златая»,
«песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те,
как бы они звучали сегодня?

-Подберите
синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит –
горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет,
умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем
вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите
на наш дуб.

 — Как вы
думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не
хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых
персонажей.)

— Какой картиной
начинается отрывок из поэмы?

-Что
представляете?
(учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте
описание этой картины.

— А что
дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что
узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали
про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте,
кого встречаем  на неведомых дорожках?

— Как
понимаете невиданные звери?

— Почему
неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

— Прочитайте
как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в
Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью
волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай
предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что
привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод
выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал
под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем
появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных
гостей)

-Какие ещё
злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно
объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со
злом)

— Кто не даёт
творить зло перед народом?

-Почему
Царевна тужит? Что можно предположить?

—  Почему
ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что
говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет
конец)

-Найдите в
тексте строчку:

«Там русский
дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в
строке родственные слова?

— Какие
чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими
строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое
произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами?
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел
сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами
можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем
учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит
читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место
автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать
интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем
интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно
быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

— Упражнения в
выразительном чтении отрывка
(работа в группах)

6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
     

Групповая работа.

Давайте
составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к
нашему отрывку и наклеим в схему.

image002

image003image004

-белка песенки поёт,

-а перед ней новое корыто,

 -свет мой зеркальце скажи.

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с
каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление,
к какой поэме мы сегодня читали?

— Как
называется это вступление?

8. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Давайте
вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы
их?

Мы
познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

  — На партах
у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный,
коричневый).

-Возьмите
листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Коричневый — грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Коричневый — грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.

Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.

— Давайте
прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего
урока у нас складывается.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания

1 вариант: научитесь читать
выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину
отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин «Няне»

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

3. Как вы понимаете слова и выражения:

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».

Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса

— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин «У лукоморья»

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».

Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

AVvXsEivy6xqQa4d6JWihBwVq6dTCZw49yaCEGfw7Uyp34rPgdFl9LhmWGwbJEbVfIDNWjb8uEO76brgigIZoNuWqRa9iWTKU6PRIZKr6FP0PHvj9fTFZU3zY7 EhNWO6tGjIAbDzcd9nub8jIv2T3b66ltShUTu7G11MDsBkAkfZPMwzsqoW1c Kz BMGmTQ=w400 h266

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

Рассказ пушкина руслан и людмила читать весь текст

Текст: Ольга Лапенкова

Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Сказку эту поведаю теперь я свету

Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:

  • У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом; <…>
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит; <…>
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей; <…>
  • И тридцать витязей прекрасных
  • Чредой из вод выходят ясных,
  • И с ними дядька их морской; <…>
  • В темнице там царевна тужит,
  • А бурый волк ей верно служит;
  • Там ступа с Бабою Ягой
  • Идёт, бредет сама собой;
  • Там царь Кащей над златом чахнет;
  • Там русской дух… там Русью пахнет!

Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.

«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.

Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.

Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.

Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.

Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.

Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».

Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?

Нет повести печальнее на свете

Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:

  • За шумным, свадебным столом
  • Сидят три витязя младые;
  • Безмолвны, за ковшом пустым,
  • Забыты кубки круговые,
  • И брашна [напитки] неприятны им; <…>
  • То три соперника Руслана;
  • В душе несчастные таят
  • Любви и ненависти яд.
  • Один — Рогдай, воитель смелый,
  • Мечом раздвинувший пределы
  • Богатых киевских полей;
  • Другой — Фарлаф, крикун надменный,
  • В пирах никем не побежденный,
  • Но воин скромный средь мечей;
  • Последний, полный страстной думы,
  • Младой хазарский хан Ратмир:
  • Все трое бледны и угрюмы…

В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:

  • …Дети, други!
  • Я помню прежние заслуги:
  • О, сжальтесь вы над стариком!
  • Скажите, кто из вас согласен
  • Скакать за дочерью моей?
  • Чей подвиг будет не напрасен,
  • Тому — терзайся, плачь, злодей!
  • Не мог сберечь жены своей! —
  • Тому я дам её в супруги
  • С полцарством прадедов моих.
  • Кто ж вызовется, дети, други?..

Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?

Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?

Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.

Побеждённый учитель

Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.

В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:

  • И вышел в люди Громобой —
  • Откуда что взялося!
  • И счастье на него рекой
  • С богатством полилося;
  • Как княжеский, разубран дом;
  • Подвалы полны злата;
  • С заморским выходы вином,
  • И редкостей палата…

К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…

В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:

  • Ложится в поле мрак ночной;
  • От волн поднялся ветер хладный.
  • Уж поздно, путник молодой!
  • Укройся в терем наш отрадный.
  • Здесь ночью нега и покой,
  • А днём и шум и пированье.
  • Приди на дружное призванье,
  • Приди, о путник молодой!

Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.

Использованные материалы

  • К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
  • Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».

  • Рассказ путешествие из санкт петербурга в москву
  • Рассказ про ядовитое растение для 2 класса
  • Рассказ произвел ни с чем несравнимое впечатление
  • Рассказ про югру для детей
  • Рассказ про эрмитаж на английском языке