Рассказ пушкина няня читать

Автор на чтение 13 мин. просмотров 21 опубликовано 06.03.2021 25 января 2021 02:10 выполняем домашнюю работу по литературе за 5-ый

На чтение 13 мин. Просмотров 21 Опубликовано

25 января 2021 02:10

Выполняем домашнюю работу по литературе за 5-ый класс. Читаем стихотворение Пушкина о его няне — Арине Родионовне и делаем небольшой анализ о прочитанном.

Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

Какие строки, словосочетания из стихотворения вы вписали в свою рабочую тетрадь, выполняя это задание?

Похвалить 1 Пожаловаться1 ответ 25 октября 2017 10:40

Эпитеты, сравнения, метафоры

Помню, когда-то тоже искали в данном произведении и эпитеты, и сравнения, и метафоры. Так вот, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо знать, что же такое эпитеты, сравнения и метафоры.

Эпитеты — прилагательные (описание чего-то, по которому можно представить описанное).

Сравнение — сравнение одного с другим.

Метафора — скрытое сравнение (в произведении оно завуалированно).

22d11c1f1d78fe2a995d8d63b3720efe652-650.jpg

Теперь, зная значения слов, можно сделать анализ стиха. Итак,

эпитеты — суровых дней, голубка дряхлая, лесов сосновых, руках наморщенных, забытые ворота, черный отдаленный путь;

сравнения — подруга — голубка, горюешь, будто на часах;

метафора — тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

Если я не ошибаюсь, то примерно вот так я и писала/отвечала на уроках литературы. А вообще, если знать все определения, причем не просто их заучить, а именно понять, то проблем с нахождением нужных слов возникнуть не должно.

Помню, у нас в классе были ученики, которые никогда ничего не учили, но просто понимали, что говорит учитель, при этом они правильно отвечали на вопросы. Так что повнимательнее слушайте учителей, а не считайте ворон за окном. Тогда и ответы на вопросы в интернете искать не придется.

Читайте также: Как отличить метафору от олицетворения? и Какие проблемы поднимает Ю.Тынянов в произведении «Пушкин»? Как он их решает?

Похвалить 5 Пожаловаться Автор не против получить вознаграждение за ответ, в знак благодарности за свои старания Дать ответ и заработать: Жанр: стихотворениеГлавные герои стихотворения «Няне» и их характеристика

  1. Няня. Одинокая, добрая старушка, которая до сих пор сильно любит поэта.

План пересказа стихотворения «Няне»

  1. В сосновых лесах
  2. Мельканье спиц
  3. Тоска и предчувствия

Главная мысль стихотворения «Няне» Те, кто нас любят, никогда нас не забывают и все время о нас беспокоятся.Чему учит стихотворение «Няне» Стихотворение учит бережно относится к дорогим нам людям, не забывать их, и почаще навещать.Отзыв на стихотворение «Няне» Это очень мягкое и доброе стихотворение, в котором поэт с любовью и нежностью вспоминает свою милую няню. Он ласково зовет ее Подружкой и Голубкой, отмечает ее старость и дряхлость, но с чувством глубокого преклонения говорит о ее заботах и тревогах о ставшем взрослым и самостоятельным поэте. Это стихотворение следует читать проникновенно, с легкой печалью.Анализ стихотворения «Няне» Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. Оно состоит из трех четверостиший и заключительной строки, заканчивающейся многоточием. Эта заключительная строка оставляет простор для фантазии читателя. и каждый может сам дополнить ее, на основании собственного опыта общения с близкими людьми. Стихотворение посвящено няне поэта Арине Родионовне, написано в форме монолога-обращения. Стихотворный размер — ямб, рифмовка перекрестная.Средства художественной выразительности в стихотворении «Няне»Эпитеты: голубка дряхлая, лесов сосновых, наморщенных руках, забытые вороты, черный, отдаленный путь.Метафоры: голубка моя,Сравнения: горюешь, будто на часах.Олицетворения: медлят спицы, заботы теснят.Синекдоха: подруга днейПословицы к стихотворению «Няне» Стеной стою за свою родню. У хорошей бабки в порядке и тряпки. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Думка озабочена и сердце не на месте. Заботы кончаются лишь у гробовой доски.Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Няне» Подруга суровых дней поэта, его старая няня, в одиночестве ожидает его возвращения, пребывая в сосновых лесах. Она вяжет на спицах, но спицы застывают в ее руках, когда няня в забытье глядит на ворота. Няню гложат тоска, заботы и предчувствия. Ей что-то чудится.Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Няне»1.jpg

Читать стихотворение «Няне» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».

Сравнение «горюешь, будто на часах».

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение «горюешь, будто на часах».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год создания произведения А. С. Пушкина:</h3>

    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1826 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания

Няня поэта Александра Сергеевича Пушкина была для него самым родным и близким человеком. Мать маленького Саши — Надежда Осиповна — была светской женщиной и мало времени уделяла своим детям. С младенческих лет дворянские дети были отданы на руки мамок и нянек. Именно от простых русских женщин, чаще всего крепостных, они получали нежность и ласку. Поэт относится к крепостной крестьянке как к матери или близкому другу.

Конечно, став взрослым, Александр Сергеевич не имел возможности часто видеться со своей постаревшей няней, но в 1824 году он был отправлен в ссылку в родовое имение матери село Михайловское. Он очень страдал и скучал вдали от друзей, и именно Арина Родионовна умела скрасить его досуг своими песнями и сказками. Именно ее рассказы стали основой для замечательных поэтических сказок, написанных позднее. Александр Сергеевич смог записать их и создать настоящие шедевры.

Своим обращением «голубка дряхлая моя» поэт с нежностью и трепетной любовью показывает свое истинное отношение к няне, ставшей ему и матерью, и близким другом. До последних дней жизни эта простая женщина волновалась и переживала за своего любимца, и предчувствие не обмануло любящее сердце: ее Саша рано ушел из жизни. А смерть Арины Родионовны в 1827 году стала для поэта огромным ударом.

Поэлементный анализ

Стихотворение было написано в 1826 году, когда Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловское. Изучают это произведение учащиеся 5 класса, они учат наизусть сам стих, узнают историю написания, рисуют иллюстрации и рассматривают рисунки самого поэта к произведению, готовят доклад или короткое сообщение по творчеству А. С. Пушкина.

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Анализ стихотворения «Няне» можно использовать на уроке литературы для лучшего понимания замысла автора.

В этом произведении поэт старается подробно описать свою няню в виде простой практичной женщины, которая ежедневно вяжет на спицах по вечерам. Она живет в глуши, в маленьком старом деревянном домике. Ее жизнь течет медленно и уединенно, но ее постоянно волнуют мысли о любимом воспитаннике. Няня беспокоится о нем и ждет, постоянно вглядываясь вдали, ожидая увидеть знакомую фигуру. Ей постоянно чудится, что долгожданный человек входит в «забытые вороты».

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

  1. Стихотворение «Няне» написано в жанре послания, в форме монолога, его можно рассматривать как письмо к близкому человеку.
  2. Пушкин использует четырехстопный ямб и перекрестную рифму АВАВ.
  3. Намеренно замедленный ритм стихотворения говорит о чувствах поэта и старой няни: это грусть, тоска, тревога друг за друга.
  4. Поэт намеренно не разделил стихотворение на строфы, пытаясь единым монологом высказать чувства, которые связывали и его и няню.

Обращаясь к родному человеку, поэт использует такие обращения, как подруга, голубка. Этим он показывает, что Арина Родионовна действительно стала для него самым близким человеком. «Подруга дней моих суровых» — это высокое обращение, указывающее на равенство отношений, на единство душ. Он не старается называть ее няня или мама, но иные, более глубокие обращения, указывают на истинную любовь и заботу, существующие между няней и ее воспитанником.

План произведения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:

  1. В первой части лирический герой с нежностью и тоской обращается к женщине, ставшей его «второй матерью».
  2. Во второй он описывает ее жилище и привычки, ее постоянное ожидание любимого воспитанника, она ждет «будто на часах». Это сравнение указывает на постоянное томительное ожидание и тоску. Эпитет в стихотворении «Няне» ПУшкина «наморщенные руки» рисует постоянный тяжелый труд женщины в течение всей жизни.
  3. В третьей основной части поэт описывает ее душевные переживания и тревогу за судьбу близкого человека. Эпитет «забытые вороты» показывает одиночество старого человека, ее желание в последние годы жизни порадоваться на своего воспитанника, ставшего практически сыном.
  4. Она очень о нем переживает, знает, что судьба его не устроена, что он много страдает и «черный отдаленный путь» становится символом долгой, наверное, вечной разлуки. Именно на это указывает заключительная часть стихотворения.

Это произведение чрезвычайно лирично, повторы, используемые поэтом, еще усиливают эту эмоциональность. «Давно, давно ты ждешь меня» — годы проходят, прежде чем поэт и его любимая няня встретятся. «Теснят твою всечасно грудь» — метафора указывает на состояние души пожилой женщины.

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Эпитеты и сравнения в стихотворении Пушкина «Няне» …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеКак вы относитесь к тому, чоо ахилл предпочел воинскую славу долгой жизни?Ответы (1)Озаглавьте первую часть «Слово о полку Игореве».Ответы (1)Какие качества человека восхволяються, а какие осуждаються в наролной сказке царевна лягушкаОтветы (2)Славянский миф отзыв написатьОтветы (1)Сочинение-рассуждение. Можно ли назвать капитанскую дочку нравоучительным романомОтветы (1)Используемые источники:

  • http://vovet.ru/q/kakie-epitety-sravneniya-i-metafory-est-v-stihotvorenii-nyanya-aspushkina-rvl.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/09/blog-post23.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/nyane.html
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/nyane.html
  • https://urokam.net/literatura/2788134.html

Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

ОБЩАЯ
ЧАСТЬ

Предмет

Литературное
чтение

Класс

1

Тема
урока

А.С.Пушкин
«Ветер, ветер, ты могуч…»

Дидактическая
цель

Продолжение
знакомства с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, обогащение словарного запаса и
отработка навыка чтения по ролям.

Планируемые
образовательные результаты

Личностные
умения

Метапредметные
умения

Предметные
умения

Л1. Формирование
системы нравственных ценностей.

Л2. Уважать
себя, других людей, терпимо относиться к привычкам и традициям других людей.

Л3. Понимать
эмоции других людей.

М Коммуникативные

МК1. Уметь
отвечать на вопросы на основе художественного текста.

МК2. Осмыслять
правила взаимодействия в группе.

МК3. Строить
речевые высказывания в устной форме.

МК4. Уметь устно
формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.

М Регулятивные

МР1. Формулировать
учебную задачу урока исходя из анализа материала учебника.

МР2. Планировать
вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

МР3. Оценивать
свою работу на уроке.

МР4.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.

М Познавательные

МП1. Отбирать
опорные (ключевые) слова для создания плана произведения.

МП2. Уметь
ориентироваться в учебной художественной книге.

МП3. Уметь
слушать собеседника.

МП4. Доброжелательно
и внимательно относиться  к собеседнику.

МП5. Участвовать
в диалоге и понимать других.

МП6. Отстаивать
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

П1. Воспринимать
на слух художественное произведение.

П2. Знать
биографию А.С.Пушкина.

П3. Определять
героев в отрывке произведения «Сказка о мёртвой царевне».

П4. Уметь читать
отрывок произведения «Сказка о мёртвой царевне» по ролям

Решаемые учебные проблемы (учебная
задача)

1. Чтение части произведения А.С.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне».по ролям.

Образовательные технологии, используемые
на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Технология развития критического мышления, здоровье-сберегающая
технология, технология группового обучения, рефлексивная технология.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК/ноутбук, мультимедийный проектор, колонки.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

1. Литература

2. Интернет-ресурсы

Для ученика

Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.
Бойкина Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
Часть 2

Климанова,Л.Ф., Горецкий,В.Г.,
Виноградская,Л.А., Бойкина,М.В. Учебно методический комплекс «Перспектива»
Литературное чтение 4 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schoolguide.ru/index.php/progs/perspectiva.html

Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.
Бойкина Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. Часть 2

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Планируемые
результаты

I. Организационный момент

     Здравствуйте,
ребята. Меня зовут Яна Тиграновна, и сегодня я проведу для вас урок
литературного чтения. Подготовьте своё рабочее место – учебник, пенал,
дневник. Садитесь.

     Дети
проверяют свою готовность к уроку.

МР4

МП6

II.
Актуализация знаний.

1.
Целеполагание

— Кто
изображен на фотографии?

— Верно, а кто
это? Что вы знаете об этом человеке?

— Какие его
произведения вы уже знаете? Может быть проходили или читали сами?

     Сейчас мы
послушаем фрагмент произведения, и вы сами сформулируете мне тему урока.

***ПРОСМОТР
ВИДЕО***

— Поднимите
руку, кто знает, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

— Вспомните, с
каких слов начался отрывок, который мы только что прослушали? Так будет
называться тема урока.

     Я
расскажу вам немного об авторе. Слушайте внимательно, в конце я задам
вопросы.

2.
Рассказ об авторе (7 мин)

     Александр
Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года.

     У него
была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат.

     В детстве
он проводил много времени со своей любимой  няней — Ариной Родионовной. Она
рассказывала маленькому Саше интересные сказки.

     Александр
Пушкин рано научился писать и читать. С ним занимались разные учителя и
родная бабушка. В их доме было очень много книг. И чтение стало любимым
занятием Пушкина с самого детства.

     В 12 лет
Пушкин начал учиться  в Царскосельскомм лицее. Там он встретил верных друзей
и начал писать стихи. После окончания лицея молодой поэт переехал в
Петербург.

     Пушкин
написал много красивых стихов, поэм и сказок. Он стал величайшим русским
поэтом. Его стихи известны по всему миру.

— Как звали
няню А.С. Пушкина?

— Какое
занятие с самого детства у А.С.Пушкина было самым любимым?

— Где учился
А.С.Пушкин?

— Приведите
пример произведений, которые написал А.С.Пушкин.

— Александр
Сергеевич Пушкин.

Ответы детей.

Ответы детей.

     Дети слушают
фрагмент произведения.

— Сказка о
мёртвой царевне.

— Ветер,
ветер, ты могуч…

— Арина
Родионовна.

— Он очень
любил читать.

— В Царскосельскомм
лицее.

Ответы детей.

Л2

Л4

МК1

МК3

МР2

МП3

МП4

МП5

МП6

П1

Л1

Л2

Л4

МК3

МП3

МП4

МП5

МП6

П2

III. Основной этап

1.
Словарная работа (7 мин)

     Обратите
внимание, на доске написаны некоторые слова из произведения.

— Поднимите
руку, кто знает, кто такой «могуч…»?

Если значение
никто не знает, объясняю я.

— Услышали ли
вы в отрывке еще какие-нибудь слова, значения которых вы не знаете?

Могуч
– могучий, сильный, мощный.

Простор
– большое свободное пространство.

Буйный
– порывистый, сильный, резкий.

Тихоструйная
– слабое течение.

Ответы детей.
Объяснение значения дополнительных слов при необходимости.

МК3

МК4

МП2

МП3

МП4

МП5

МП6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(1 мин)

2.
Чтение отрывка по ролям

     Положите
перед собой текст отрывка произведения – один на парту
.

— Каких героев
в этом отрывке мы можем выделить?

— Поднимите
руку, кто хочет читать реплики за главного героя.

— Поднимите
руку, кто хочет читать реплики за Ветер.

     Читаем
вдумчиво, с выражением, соблюдаем интонацию и знаки препинания.

     Записываю на
доске героев и имена детей, которые читают их реплики.

     Читаем с
выражением, обращая внимания на все знаки препинания.

    Остальные
– следим по тексту, я могу попросить продолжить каждого из вас и проверить,
насколько вы внимательны. Начинаем.

— Главный
герой и Ветер.

Дети читают
реплики своего персонажа. Остальные следят по тексту.

Л2

Л4

МК2

МП2

МП3

П3

П4

V.
Заключительная часть

1.
Подведение итогов

— Об отрывке
из какого произведения мы сегодня говорили?

— Кто автор
этого произведения?

— Как звали
няню А.С. Пушкина?

— Какое
занятие с самого детства у А.С.Пушкина было самым любимым?

— Где учился
А.С.Пушкин?

— Приведите
пример произведений, которые написал А.С.Пушкин.

— Что такое «тихоструйная
река»?

— За каких
героев вы сегодня читали отрывок?

2.
Рефлексия «Дополни предложение»

— «Сказка о
мёртвой царевне».

— Александр
Сергеевич Пушкин.

— Арина
Родионовна.

— Чтение книг.

— В Царскосельском
лицее.

Ответы детей.

— Река, у
которой слабое течение.

— За главного
героя и Ветра.

Л2, Л4,

МК3, МК4,

МР3, МП2,

МП3,
МП4,

МП5,
МП6,

П2,
П3

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –  А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Цели:
 добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического  
   

         
 героя.

Задачи:
 

 •        образовательные: познакомить
с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне
поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в
создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения
лирического текста;

•        развивающие: расширить
и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать,
анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

•        воспитательные: формировать
представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций,
культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к
людям старшего возраста.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

Повторить знания детей о Пушкине)  
  (5 мин.)

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..

Слайд 2 Портрет Пушкина.

-Вы узнали этого поэта?     (
Пушкин)

-Это строчки А.С.Пушкина.  С самого
раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные  сказки, стихи,
созданные Пушкиным.

С целью повторения знаний о Пушкине,
пройдем тестирование.

Тестирование (презентация). (2-3мин.)

(Самооценка учащихся)

-Молодцы.

III. этап.    Подготовка
учащихся к восприятию лирического стихотворения 
. (Цель: формировать
представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций,
культуры и нравственных представлений народа)   (8 мин.)

— А знаете ли вы, что Пушкин начал писать
свои первые стихи, когда еще не был  Александром Сергеевичем, а был
мальчиком Сашенькой?

Слайд
3. Портрет Пушкина-ребенка.

-Пушкин
был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень
рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней
маленький Саша получил от своей няни.


Кто знает, как звали няню поэта?     (Арина Родионовна)


Верно. Это- Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать
представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры
и нравственных представлений народа.

Слайд
4. Портрет няни.

-Арина
Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных
много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она
любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню,
считал её  своим другом и самым близким человеком не только в детском
возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин
был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской
власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта.
Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и
глухое село Михайловское. (Слайд 5.)

Няня
поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с
Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей,
и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это
тяжёлое для поэта время.

Слайд
6. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
 

—        На
этой картине художник Николай Николаевич  Ге изобразил момент пребывания
Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.

—        Что
вы видите на картине?       (Пушкина, няню и друга)

—        Согласна
с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин,
друзья  общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же
время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему
другу.

—        Но
такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной
  собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые
сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. И.С.Аксаков вот что пи- шет про няню
Пушкина:

 
         Слайд 7.
 
            Так вот кто первая вдохновительница,

 
                     
                первая муза первого
истинно русского

 
                     
                поэта, это – няня…

 
                     
                Да будет же ей, этой
няне, от лица

 
                     
                русского общества
вечная благодарность.

 
                     
                     
                     
                     
     И.С.Аксаков.

·              
Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница
искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или
само- вдохновение, творчество.

·              
Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта?
 (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи,
сказки).  

—     А за что он благодарит
няню?    (ответы учащихся)

·              
Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и
дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;

·              
для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и
талантливой сказочницей;

·              
она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к
ним поэту;

·              
няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского
народа;

·              
от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий,
пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

— В очередной ссылке Пушкину приказано
было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии (Слайд
8). 
Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для
Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен.
Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один
вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее
рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее
песни и сказки (Слайд 9).    Один из таких зимних вечеров
1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».

 
Физкульт- минутка для глаз (музыкальная презентация )

IV.
Восприятие новых знаний. 
(Цель: добиться
понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)    
(17 мин.)

1.    
 Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».

2.    
 Проверка первичного восприятия стихотворения.

·        
Понравилось ли вам стихотворение?      
(Понравилась)

·        
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?  
 (Чувство грусти, печали)

·        
От чьего имени ведется рассказ?     (от имени автора)

·        
Какое настроение у рассказчика?    (грустное)

·        
Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам
выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное
произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из
жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического
героя,  определить ритм, рассмотреть рифму.

 
   Слайд 10.   Картина зимнего вечера

3.    
  Слайд 11.       Словарно- лексическая
работа. Записаны слова и словосочетания:

Буря 
ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла –
непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь –
порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля
обветшалая
 – очень плохая крыша.

Ветхая
лачужка
 – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено –
приспособление для прядения.

  4.
Слушание романса «Зимний вечер»

 
-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился
красивый романс.

(Звучит
запись романса)

—        Удалось
ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?    (да)

1.
Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки
помогают передать вой ветра и завывание бури? Как звукопись помогает поэту
создать образ?

Вой ветра и завывание вьюги
передают протяжные гласные звуки [у], [о].

2.
Прочитай начало стихотворения. Найди сравнения и олицетворения.

Сравнения:
как зверь она завоет
заплачет, как дитя
как путник запоздалый

Олицетворения:
соломой зашумит,
в окошко постучит

3. К кому
обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением,
любовью?

Поэт обращается к няне. Пушкин
относится к своей няне с любовью, нежностью и восхищением, говорит о ней
«добрая подружка».

4. Каким
настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы
передать своё настроение в этот зимний вечер?

Стихотворение
проникнуто тревожным настроением, скукой, унынием.

Рифмы:
кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.

Такие слова еще раз подчеркивают, что поэту не нравится такая погода.

5. Сравни
два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

В первом поэт восхищается зимним
утром, рад ему. Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска,
уныние, скука. Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него, поэт
призывает выпить с горя.

1.    
Чтение текста  стихотворения с анализом

-Прочитайте стихотворение сами и отметьте
слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают
самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).

— 1 часть.

Как вы понимаете содержание первой
строчки? Что такое «мгла»?

(Мгла – это непрозрачный воздух от тумана,
снежный пыли или сумерек)

-А теперь найдите в этой части текста, с
чем автор сравнивает бурю.

 (Со зверем: «То, как зверь она
завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К
нам в окошко застучит»)

-Как
вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то
есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить
картину ненастного зимнего вечера)

— Сегодня
я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с
чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой
приём называется сравнением.


Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со
звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р)
– «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с),
(з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит»,
«запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а),
(о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

-Как
вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины
природы?      (Образ природы помогает автору передать своё
настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти
чувства)

-Случайно
ли здесь такое описание зимнего вечера?       (Природа
тоже, как живое

существо,
сочувствует героям произведения)

-2
часть.


О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?      
     (О няне)


Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя
старушка», «Мой друг») 

-Какое
настроение у автора?         (Грустное)

-Какими
словами в тексте автор передаёт это настроение?       («Ветхая
лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

— В
этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в
тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

-3
часть.


Найдите слова, отражающие настроения автора.       («Бедной
юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

Дети
приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите
слова, которыми поэт обращается к няне.     
  («Добрая подружка»)


какой просьбой он обращается к няне?           (
«Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем
поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?      
   (        Чтобы
поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)

4
часть.

-Прочитайте
последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения
или осталось прежним.    
         (В этой части повторяются
первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт
первое четверостишие второй строфы)

-Случайно
ли поэт так построил последнюю строфу?         (Нет, в
конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и
показывает ту же безрадостную картину)

-Сравните
первую часть с последней: одинаковые они по настроению?      (Но
во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу
будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из
унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с
поэтом.

Когда
поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые,
задумчивые, нежные, ласковые)

V
этап.   Формирование умений и отработка навыков  (Цель:
 Обобщить
и закрепить полученные знания)       (8 мин)

1.    
Обобщающая беседа.

 
Для чего автор написал это стихотворение?

  (-Чтобы
рассказать о своих чувствах.

 
-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

 
-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

 —
Как мы называем стихотворения о чувствах человека?
 
     (Лирическими).

 2.
   
Предварительно, чтобы создать лирическую атмосферу перед чтением
этого стихотворения,  дети слушают отрывок из музыкального альбома
великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».

Словарная
работа: Слайд 12.     Камелёк – это небольшой камин, очаг для
обогревания.

Слушание
произведения с закрытыми глазами.

Представьте
холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и
согревает  своим теплом душу человека, который сидит у камелька.

  3.
 
 Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере
музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и
чувствах можно и при помощи музыки.

 4.
  
Выразительное чтение стихотворения учениками.

VI
этап.  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.
 Рефлексия. (Цель: 
Подвести итог проделанной
работе на уроке)      (5 мин.)

1.    
Вывод.

·        
Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

·        
С каким произведением поэта познакомились?    
 («Зимний вечер»)

·        
У каждого из вас есть бабушки. В наше современное время они
выполняют роль няни. У некоторых детей, кроме бабушек, есть и няни. Что вы
можете рассказать о них?

 
      2.  Оценки.

 
 3.  Домашнее задание:

      1)  выучить
стихотворение «Зимний вечер».

2)
 напишите о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять,
какая она добрая и ласковая, как любит вас.

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.

Слайд 2

Александр С ергеевич Пушкин

Слайд 3

Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.

Слайд 4

Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Слайд 5

СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.

Слайд 6

Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.

Слайд 8

Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.

Слайд 10

После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

Слайд 11

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

Слайд 12

И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

Слайд 13

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .

Слайд 14

Сказка говорит, о победе добра над злом

Слайд 15

ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


А. С. ПУШКИН. СТИХОТВОРЕНИЯ: «УНЫЛА ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..», «НЯНЕ», «ТУЧА»

[ Скачать с сервера (30.4 Kb)

]

27.10.2015, 22:29

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новыми литературными приемами, позволяющие автору передать всю полноту чувств; помочь проанализировать стихотворения А. С. Пушкина, для того чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством А. С. Пушкина и стихотворениями «Уныла пора! Очей очарованье!..», «Няне», «Туча»;

научатся: толковать значения слов, определять литературные приемы «олицетворение», «сравнение», «метафоры», позволяющие автору передать чувства; анализировать произведения

Метапредметные:

Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте; использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе
(паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Перескажите сказку от лица Ивана.

– Придумайте свою сказку про рыбу-кит

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают сказку от лица Ивана.

– Жила была рыба-кит. Она считала себя самой главной, потому что была огромной. Она ничего не делала, лежала и давала указы меньшим сородичам: «Принесите мне то, принесите мне это! Почешите мне спинку! Несите кушать!» Все ее боялись, потому, что она всем угрожала, что проглотит. Маленькие рыбки целыми днями исполняли прихоти огромной рыбы.

Однажды, после сытного обеда, она заметила морского ежа, который тащил себе ракушку на обед. Она стала кричать:

– Неси-ка мне ракушку, или я тебя съем! Я здесь хозяйка! Я повелительница моря! Но рыба-еж раздулась, и поплыла дальше. рыба-кит разгневалась,
и решила проучить, проглотив ее, и поранила себе рот, потому, что рыба-еж была с острыми иголками. И с тех пор рыба-кит молчит и не может давать
указания!

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Сегодня на уроке мы научимся анализировать стихотворения и познакомимся с новым литературным приемом

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы

III. Анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очаро-ванье!»

На слайдах меняются картины осени и звучит стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» (учитель в записи читает).

– Согласитесь, красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств. Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?

– Как называется произведение, в котором автор передает настроение, состояние души?

– Какова основная задача лирического произведения?

– Какие чувства передает автор? Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

– Прочитайте про себя одно предложение,
состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?

– Что автор больше всего любит в осени?

– Что вы понимаете под словом «увяданье»?

– Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ. Что значит «пышное»?

– Автор сам объясняет, что такое «пышное увядание». Найдите и прочитайте эти строки.

Проводит словарно-лексическую работу.

– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? Выясните значение слова «багрец» в толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

– Слово «багрец» имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берет для своего стихотворения?

– Какое устаревшее слово вы встретили в стихотворении?

– Объясните значение слова «очи». Это еще одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

– А что придают устаревшие слова данному произведению?

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения:

Унылая пора! Очей очарованье!..

– Автор использует все тот же прием, слово «унылая» рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание «Очей очарованье!»  придает совершенно иное значение и иную интонацию.

– Прочитайте выразительно только первую строчку, выбирая правильную интонацию.

– Давайте рассмотрим картины русских художников, восхищавшихся осенью так же, как и Пушкин. Посмотрите, на странице 69 вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень «унылой порой»?

– А почему же это все-таки и пора «очей очарованье»?

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днем меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она, прощальная краса. Еще несколько дней, и мы уже не увидим такого буйства красок.

– Вот еще одно словосочетание – «прощальная краса».

– Что интересного вы заметили?

– Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный прием под названием ОКСЮМОРОН, то есть сочетание несочетаемого.

– Прочитаем стихотворение еще раз про себя и представим картину, которую создает автор

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя.

– В данном стихотворении преобладает настроение.

– Это лирическое произведение.

– Основная задача лирического произведения – передать чувства.

– Нам пришлось прочитать все стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом – люблю. А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом и, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.

Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Все предложение (однородные члены даются
через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Автор передает чувство восхищения и грусти одновременно, так как осень уходит.

– Автор пишет, что любит ветра шум, и свежее дыхание, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы, но больше всего поэт любит «пышное природы увяданье».

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.

– Пышное – красивое, яркое, торжественное.

Ученики читают 4–8 строки:

…В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Читают словарную статью из толкового словаря:

Багрец – 1) Красная краска темного оттенка, багровая. 2) Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Пушкин использует первое значение слова – красная краска темного оттенка, багровая.

Очи, око – глаз.

– Устаревшие слова придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.

Читают 2–3 ученика.

Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.

– Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа все разукрасила цветным ковром.

Слова не сочетаются.

Оксюморон – художественный прием; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например: горячий снег, скупой рыцарь, пышное увядание, унылая пора, очей очарованье, убогая роскошь.)

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Анализ стихотворения «Няне»

Чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени ведется рассказ?

– Какое настроение у рассказчика?

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Какие?

– Прочитайте первую строфу.

– Что такое «кровля»? Что значит слово «обветшалая»?

– Как мы понимаем, что был вечер? Что такое мгла?

– Какая погода была в тот вечер? С чем сравнивает поэт завывание ветра? Какой прием использует автор?

– Прочитайте вторую строфу. Что такое
«лачужка»?

– Как выглядит комната? Может ли комната быть печальной? Как называется такой прием?

– К кому обращается автор? Как он ее называет? Что беспокоит поэта? О чем он просит няню? В каких словах это выражено? Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.

– Прочитайте третью строфу. Что поэт просит няню спеть?

– Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен?

– Прочитайте четвертую строфу. Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

– Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?

– Каким тоном будем читать стихотворение?

– Прочитайте четвертую строфу. Что заметили?

– Как будете читать произведение А. Пушкина?

Самостоятельное чтение стихотворения уча-
щимися.

Отвечают на вопросы учителя.

– Стихотворение можно разделить на две части.

Описание погоды и беседа с няней.

– Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, то есть сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.

За, зв – завывание ветра.

Бу, ою, ое – вой вьюги.

Ш – шуршание соломы.

П, т, д, к – стук.

Лачужка (лачуга) – небольшая плохая изба,
хижина.

– Прием называется олицетворением.

– Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Это выражено в словах «мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

– Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны: «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».

– Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.

– В четвертой строфе повторяются строчки.

– Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства.

– Стихотворение будем читать спокойно, напевно, с чувством грусти

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

V. Анализ стихотворения «Туча»

Читает стихотворение. Проводит беседу по содержанию произведения, словарно-лексическую работу.

– Объясните значения новых слов.

– Какое настроение вы испытали?

– Чем интересно построение данного стихотворения?

– Не случайно стихотворение так построено. Первое четверостишие повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.

Второе четверостишие – кульминация стихотворения. Воспоминания о грозе вдохновляют поэта, он яркими, сочными красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Третье четверостишие наполнено умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день».

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

– Давайте проведем небольшой эксперимент: из первого четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь … тень,

Одна ты печалишь … день.

– Разве это стихотворение? Нет, конечно

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Объясняют значения слов:

Лазурь – яркая, чистая синева. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве».

Алчная – жадная.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Сокройся (скройся, удались) – это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

– Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся почему-то на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

– В первом четверостишии поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло, и призывает скорее скрыться с глаз

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выучить стихотворение А. С. Пушкина.

Вырезать осенний лист и на нем:
1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, то есть подобрать еще одно стихотворение; 2-й вариант – написать самому стихотворение об осени

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Оцените свою работу на уроке: поднимите лист зеленого цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко; поднимите лист желтого цвета, если вы работали на уроке хорошо, и лист красного цвета, если вы считаете, что работали недостаточно и могли бы лучше

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma

Просмотров: 3175 | Загрузок: 173

| Рейтинг: 0.0/0

  • Рассказ пушкина жених читать
  • Рассказ пушкина евгений онегин 1 глава
  • Рассказ пушкина детство читать
  • Рассказ пушкина дубровский читать краткое содержание по главам
  • Рассказ пушкина барышня крестьянка читать краткое содержание