Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***».
1. В каком году состоялось открытие Лицея в Царском селе?
а) в 1811 году б) в 1812 году в) в 1817 году г) в 1820 году
2. Кому принадлежала идея создания Царскосельского лицея?
а) Александру 1 б) М.М. Сперанскому в) А.Х. Бенкендорфу г) Петру 1
3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретиться в лирике А.С. Пушкина?
а) 5 мая б) 21 октября в) 19 октября г) 25 декабря
4. В какие годы А.С. Пушкин находился в Михайловской ссылке?
а) в 1811 – 1817 гг б) в 1820 – 1824 гг в) в 1824 – 1826 гг г) в 1827 – 1830 гг
5. Чему посвящено стихотворение «19 октября»?
а) любимому времени года б) лицейской годовщине в) любимой няне Арине Родионовне г) жизни в заточении
6. В каком жанре написано стихотворение «19 октября»?
а) дружеское послание б) эпиграмма в) дума г) ода
7. В каком году написано стихотворение «19 октября»?
а) в 1811 б) в 1820 в) в 1825 г) в 1835 г
8. О ком из лицейских друзей говорится в приведенной ниже строфе?
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
а) об И.А. Корсакове б) о Ф.Ф. Матюшкине в) об А.А. Дельвиге г) об И.И. Пущине
9. За кого (или за что) не поднимает кубок лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»? а) за Лицей б) за наставников в) за царя г) за родителей
10. Каким выдался день лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»?
а) полным событий б) без горя и забот в) радостным г) скучным
11. Какие строки из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» можно считать гимном «лицейскому братству»? а) «Печален я: со мною друга нет…» б) «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в) «Служенье муз не терпит суеты» г) «Пируйте же, пока ещё мы тут!»
12. Какая тема стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?
а) вечное изменение в природе и в жизни человека б) описание грозы в) изменение в природе после дождя г) описание небосклона
13. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «К***»?
а) Н.Н. Гончаровой б) А.П. Керн в) Е.К Воронцовой г) М.Н. Волконской
14. Как поэт называет момент встречи с любимой в стихотворении «К***»?
а) «душе настало пробужденье» б) «мимолётное виденье» в) «чудное мгновенье» г) «гений чистой красоты»
15. Какие сравнения использует лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «К***», описывая появление любимой? Ответ запиши.
Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***».
1. В каком году состоялось открытие Лицея в Царском селе?
а) в 1811 году б) в 1812 году в) в 1817 году г) в 1820 году
2. Кому принадлежала идея создания Царскосельского лицея?
а) Александру 1 б) М.М. Сперанскому в) А.Х. Бенкендорфу г) Петру 1
3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретиться в лирике А.С. Пушкина?
а) 5 мая б) 21 октября в) 19 октября г) 25 декабря
4. В какие годы А.С. Пушкин находился в Михайловской ссылке?
а) в 1811 – 1817 гг б) в 1820 – 1824 гг в) в 1824 – 1826 гг г) в 1827 – 1830 гг
5. Чему посвящено стихотворение «19 октября»?
а) любимому времени года б) лицейской годовщине в) любимой няне Арине Родионовне г) жизни в заточении
6. В каком жанре написано стихотворение «19 октября»?
а) дружеское послание б) эпиграмма в) дума г) ода
7. В каком году написано стихотворение «19 октября»?
а) в 1811 б) в 1820 в) в 1825 г) в 1835 г
8. О ком из лицейских друзей говорится в приведенной ниже строфе?
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
а) об И.А. Корсакове б) о Ф.Ф. Матюшкине в) об А.А. Дельвиге г) об И.И. Пущине
9. За кого (или за что) не поднимает кубок лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»? а) за Лицей б) за наставников в) за царя г) за родителей
10. Каким выдался день лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»?
а) полным событий б) без горя и забот в) радостным г) скучным
11. Какие строки из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» можно считать гимном «лицейскому братству»? а) «Печален я: со мною друга нет…» б) «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в) «Служенье муз не терпит суеты» г) «Пируйте же, пока ещё мы тут!»
12. Какая тема стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?
а) вечное изменение в природе и в жизни человека б) описание грозы в) изменение в природе после дождя г) описание небосклона
13. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «К***»?
а) Н.Н. Гончаровой б) А.П. Керн в) Е.К Воронцовой г) М.Н. Волконской
14. Как поэт называет момент встречи с любимой в стихотворении «К***»?
а) «душе настало пробужденье» б) «мимолётное виденье» в) «чудное мгновенье» г) «гений чистой красоты»
15. Какие сравнения использует лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «К***», описывая появление любимой? Ответ запиши.
Ответы
1а, 2а, 3в, 4в, 5б, 6а, 7в, 8в, 9г, 10б, 11б, 12а, 13б, 14в, 15 «КАК МОМОЛЕТНОЕ ВИДЕНЬЕ», «КАК ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ».
«СВЯТОМУ
БРАТСТВУ ВЕРЕН Я…»
АНАЛИЗ
СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «19 ОКТЯБРЯ 1825»
VIII
КЛАСС
Аннотация.
В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина «19 ок- тября 1825».
Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются
различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается
роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного
единения людей.
Ключевые
слова: лицей, музы, дружба, брат, братство, союз, лирический герой, 19 октября.
Abstract.
Analysis of the A.S.Pushkin’s poerty “October 19 (1825)”. A lot of at- tention
is paid to the biographical material. Various media materials are used to
achieve the lesson’s effectiveness. The role of friendship and its influence,
the importance of spiritual unity of people is emphasized.
Keywords:
Lyceum, muses, friendship, brother, brotherhood, union, lyrical hero, October
19.
И
долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А.С.Пушкин
В
наше время дружеские глубокие отно- шения между юными часто подменяются сур-
рогатом виртуального или мобильного об- щения, лишённым зачастую всякого духов-
ного начала и основанного в первую очередь на обмене информацией.
Страницы
биографии Пушкина, расска- зывающие о его отношениях с друзьями и о самих
друзьях, лирические произведения по- эта, к ним обращённые, имеют необыкновен-
но сильное воспитательное воздействие и заставляют о многом задуматься.
Среди
этих произведений проникновен- ные «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг
бесценный…») и «19 октября 1825», ко- торые лучше всяких поучений и наставлений
показывают читателю, что такое дружба и ка- кой она должна быть. Но если первое
стихо- творение доступнее восприятию современ- ного школьника (материал о нём «Друг
бес- ценный…» можно найти в журнале
«Литература
в школе» — 2011. — № 5), то второе требует значительных комментариев и
пояснений, начиная с незнакомых учащим- ся слов и выражений и заканчивая
фактами биографии Пушкина и его друзей. Но эти комментарии и пояснения не
загромождают и не утяжеляют урок, а делают его богаче, на- сыщеннее, ярче и
помогают восьмиклассни- кам по достоинству оценить содержание про- изведения,
задуматься над тем, что такое на- стоящая дружба, какое значение она имеет в
жизни человека и есть ли такая у них самих. Для эффективности урока
используется пре- зентация «Святому братству верен я…», ко- торая включает в
себя все необходимые по- нятия, факты, соответствующий теме зри- тельный ряд,
направляющие мысль ученика вопросы (см. на сайте журнала).
Открывается
урок лирическим прологом, звучащим на фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь».
Из цикла «Времена года»), и зри- тельного ряда, в который включаются осен- ние
пейзажи, портреты Пушкина и его друзей, виды Михайловского:
24
Литература в школе. 2017. № 8.
Царскосельский
лицей
Октябрь…
«Очей очарованье» тает на гла- зах — праздник осени на излёте. Горит лихора-
дочный румянец на трепещущих на ветру листьях, их золото тускнеет с каждым днём.
Всё меньше солнца — всё больше серой хмари, равнодушно поглощающей краски. Ещё
не сбросившее листву деревце заставляет сжать- ся сердце: так сиротливо
выглядит оно на фоне безрадостного неба, где нет ни одного голубо- го глазка…
Лужи подёрнуты тонким ледком, жухлая трава тронута инеем; вороны переру-
гиваются на голом дереве, почерневшие от дождей изгороди… И оглушительная
тишина.
Какая
тоска! А впереди долгая-долгая зима, «полгода снег да снег»…
Пушкин
перелистывает брошенный на столе календарь: какое сегодня число? И вдруг
вскакивает, будто пронзённый увиден- ной в календаре датой. 19 октября!
Сегодня! 19 октября — «Лицея день заветный»… Сего- дня все его друзья,
выпускники Царскосель- ского лицея, соберутся за дружеским столом и будут
праздновать день основания лицея, святой для каждого лицеиста. Сколько вос-
поминаний, шуток, рассказов, сколько радо- сти от встречи друг с другом! А его
с ними не будет. Правда, не одного его…
Николай
Корсаков уже никогда не придёт на встречу друзей: ещё пять лет назад похо-
ронили его в далёкой Италии. И некому было ему сказать: «Спи с миром. Пусть
земля будет тебе пухом». Он знал, что так будет, и даже заранее заготовил себе
надпись на надгробном памятнике:
Прохожий,
поспеши к стране родной своей! Ах, грустно умереть далёко от друзей.
А
как он пел, как сладкозвучна была его гитара… Но теперь всё только в памяти.
Раз- ве что стихи сохранят живой светлый образ кудрявого певца… Рука Пушкина
тянется к перу, но тут же замирает: перед глазами мелькают знакомые лица. Вот
розовощёкий увалень Дельвиг, вот нескладный долговязый Кюхля, надёжный и
открытый Жанно (Пущин), скромный и удивительно цельный Матюшкин, вот всегда
собранный и подтянутый Горча- ков, вот умница Вольховский, весельчак Миша
Яковлев…
Как
славно было бы поднять с ними бокал искристого пунша, как тогда, когда он болел
и все друзья собрались у его постели: сколь- ко счастья, радости, дружества
плескалось и звенело в этих бокалах! И сейчас, наверно, льётся шампанское,
устраивается переклич- ка. «Кто не пришёл? Кого меж нами нет?..»
«Кому
из нас заветный день Лицея / Торже- ствовать придётся одному?» Рука снова тя-
нется к перу… Нет, сначала «содвинем бока- лы, поднимем их разом»! «Я пью один,
и на брегах Невы / Меня друзья сегодня име- нуют…» За встречу, друзья! Вы слышите
мой голос, слышите, как стучит моё сердце?
Пируйте,
о друзья!
Предчувствую
отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами
снова я…
Строчки
набегают, как волны, торопясь, нагоняя одна другую…
19
октября 1825 года… «Лицея день за- ветный…» В этот день написано одно из луч-
ших стихотворений Пушкина, посвящённых друзьям.
Пролог
создаёт необходимый для пред- стоящего разговора лирический настрой, вво- дит в
атмосферу пушкинской ссылки, где ро- дилось стихотворение, знакомит
восьмикласс- ников с именами лицейских друзей поэта.
Спросим
школьников, что они знают и помнят о лицее и лицейских друзьях Пушкина. Знают
они немного, вспоминают о лицейской дружбе Пущина и Пушкина, поэтому познако-
мим их с фрагментом авторского фильма «Оте- чество нам Царское Село» (его можно
найти на сайте журнала), который расскажет о лицее и его порядках, лицеистах и
их наставниках.
Лицею
и своим друзьям Пушкин посвятил много стихотворений, но, безусловно, «19
октября 1825» — одно из самых ярких и про- никновенных. Написано оно в
Михайловской ссылке, где поэту очень не хватало общения и друзей, по которым он
остро тосковал. В один из октябрьских пасмурных дней, когда одиночество было
особенно горьким, и по- явилось это стихотворение.
Поскольку
нас от него отделяет около двухсот лет, некоторые слова и выражения могут быть
вам не совсем понятны, а это за- труднит ваше восприятие и понимание, по- этому
мы сначала познакомимся с этими словами и выражениями. Нам поможет пре-
зентация, в которой даются их толкования.
Вещун
пермесских дев — предсказатель, пермесские девы — музы, которые живут у реки
Пермесс под горой Геликон.
Вотще
— напрасно, попусту, даром.
Докучный
— наводящий скуку.
Лоно
— обычно символ ласки, материн- ской любви.
Мирт
— южный вечнозелёный кустарник с белыми цветами.
Муза
— одна из 9 богинь, покровитель- ница искусства; источник поэтического
вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
Опальный
— находящийся в опале. Опа- ла — немилость царя к кому-либо.
Полуночные
(моря) — северные.
Рок
— судьба (обычно несчастливая).
Сень
— то, что укрывает, покрывает кого- нибудь или что-нибудь, покров.
После
подготовительной словарной ра- боты стихотворение выразительно читается
учителем, а затем переходим к анализу.
— Какие
чувства переполняют поэта в на- чале стихотворения? Чем они вызваны?
Начало
стихотворения звучит печально: за окном осень, последние листья облетают с де-
ревьев, пасмурно, зима не за горами («Среб- рит мороз увянувшее поле…»).
Молодой поэт в глухой деревне, вдали от столичного шума и любимых друзей:
«Печален я: со мною друга нет…» «Горькие муки» терзают его сердце.
— Каким
чувством и когда сменяется чув- ство одиночества и сиротства лирического героя?
Теплом
наполняет сердце чувство друж- бы, оно приходит вместе с воспоминанием о
друзьях («…воображенье / Вокруг меня това- рищей зовёт…»), о том, что где-то на
брегах Невы они снова собрались вместе и обяза- тельно вспоминают и его,
опального поэта:
«…на
брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют…» (Демонстрируется слайд с порт-
ретами любимых друзей Пушкина.) Но первое воспоминание ещё исполнено грусти,
потому что одного из друзей уже нет в живых:
Он
не пришёл, кудрявый наш певец,
С
огнём в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной
Он
тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на
языке родном, Чтоб некогда нашёл привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом.
Речь
идёт о Николае Корсакове, умершем в Италии. Да, он уже никогда не придёт. Где-
то далеко и другой его однокашник — Фёдор Матюшкин, связавший свою жизнь с
морем:
С
лицейского порога
Ты
на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь
любимое дитя!
Вот
здесь и начинает меняться интонация поэта: она всё теплее, всё больше света в
его словах. Докажите это, выделив такие слова и выражения.
Ты
сохранил в блуждающей судьбе Прекрасных лет первоначальны нравы: Лицейский шум,
лицейские забавы Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты
простирал из-за моря нам руку, Ты нас одних в младой душе носил И повторял: «На
долгую разлуку
Нас
тайный рок, быть может, осудил!»
— Найдите
в стихотворении и другие строки, которые звучат особенно тепло, про-
никновенно:
Любимое
дитя…
***
Друзья
мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…
***
Мне
сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я.
***
Ты,
Горчаков, счастливец первых дней,
Хвала
тебе…
***
О
Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыплённый, И бодро я
судьбу благословил.
***
Поэта
дом опальный,
О
Пущин мой, ты первый посетил;
Ты
усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.
25
***
Я
жду тебя, мой запоздалый друг — Приди; огнём волшебного рассказа Сердечные
преданья оживи…
***
Мой
брат родной по музе, по судьбам!
—
Кому из друзей посвящены самые неж- ные и проникновенные строки? Вспомните, что
вам известно об этих людях.
Более
всего дети знают о Пущине, благо- даря знакомству со стихотворением «И.И.Пу-
щину» в 6 классе. Напомнит о нём и репро- дукция картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях
у Пушкина в Михайловском». Вспомнят ребята и судьбу Пущина-декабриста,
вспомнят, как появилось послание к Пущину, как оно нашло его в Сибири.
О
Вильгельме Кюхельбекере — Кюхле — знают только то, что он был лицейским дру-
гом поэта. Как доброго, милого товарища, Кюхельбекера очень любили его
однокашни- ки. К юноше влекли его способность искренне увлекаться,
чувствительность, доброта, до- верчивость. Добавим к этому, что в лицее Пушкин
и Кюхельбекер соперничали в поэ- зии, Пушкин всегда подтрунивал над стихами
своего товарища («Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее!»), но
искрен- не его любил. Однажды они даже стрелялись на дуэли из-за шутливых
строчек Пушкина:
За
ужином объелся я,
А
Яков запер дверь оплошно — Так было мне, мои друзья,
И
кюхельбекерно, и тошно.
Вызвал
Пушкина на дуэль Кюхельбекер. Историк Пётр Бартенев рассказывал: «Кю- хельбекер
стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего
товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил,
что не- возможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был
отложен, и потом они помирились».
—
Обратите внимание на то, как называет Пушкин Кюхельбекера в стихотворении «19
октября». («Мой брат родной по музе, по судьбам…») Как вы думаете, почему он
назы- вает его братом?
Кюхельбекер
не просто брат, а «брат по музе», то есть поэт. Он также и брат «по судь- бам».
Этому тоже есть своё объяснение. Кю-
Г.Зерницкий.
Мой гений невидимкой летает надо мной. 2007
хельбекер
в 1820 году читал лекции по рус- ской литературе в Париже, лекции были про-
низаны вольнолюбивыми настроениями, и русское посольство потребовало прекратить
их, а лектор был отправлен на родину, затем на Кавказ, в своеобразную ссылку,
как и Пуш- кин, оказавшийся в Южной ссылке в том же 1820 году…
Поэт
тепло вспоминает своего лицей- ского друга, ему не хватает общения с ним:
Я
жду тебя, мой запоздалый друг — Приди; огнём волшебного рассказа Сердечные
преданья оживи;
26
Литература в школе. 2017. № 8.
Поговорим
о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви.
— Обратите
внимание на широкий диа- пазон тем, на которые хочется поэту пого- ворить со
своим другом: и о Кавказе, где оба побывали, и о поэзии, и о славе, и о любви…
Что они нам рассказывают о друзь- ях? Только ли «по музе, по судьбам» они
братья?
(Они
близки и по кругу интересов, и по интеллекту…)
— А
кого ещё можно назвать лицейским братом Пушкина по музе? (Антона Дельвига.)
Дельвиг
тоже был поэтом и печататься стал даже раньше Пушкина.
— В
чём Пушкин видит своё сходство и различие с Дельвигом?
С
младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали;
С
младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел:
Но я
любил уже рукоплесканья,
Ты,
гордый, пел для муз и для души;
Свой
дар, как жизнь, я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши.
Они
оба — поэты, «с младенчества две музы» к ним «летали», но Дельвиг «гений свой
воспитывал в тиши», «пел для муз и для души», а Пушкин «любил уже
рукоплесканья». Преклоняясь перед другом — истинным слу- жителем поэзии, поэт
резюмирует:
Служенье
муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…
После
окончания лицея Дельвиг был са- мым близким другом Пушкина. Многие друзья
Пушкина признавали, что больше и нежнее всех поэт любил Дельвига. А.П.Керн
вспоми- нает об одной их встрече после длительной разлуки: Пушкин, «узнавши о
приезде Дель- вига, тотчас приехал, быстро пробежал через двор и бросился в его
объятия; они целовали друг у друга руки и, казалось, не могли нагля- деться
один на другого. Они всегда так встречались и прощались: была обаятельная
прелесть в их встречах и расставаниях».
Ранняя
смерть Дельвига (в 1834 году) по-
трясла
поэта, он писал своему другу поэту и критику П.А.Плетнёву: «Никто на свете не
был мне ближе Дельвига».
Здесь
же, в Михайловском, на одной из просёлочных дорог поэт встретил ещё одного
лицейского товарища — Александра Горча- кова:
Нам
разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но
невзначай просёлочной дорогой Мы встретились и братски обнялись.
Они
не были так близки, как с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, но узы лицей-
ского братства связывали и с Горчаковым.
— Какие
слова вы бы назвали ключевыми в определении отношения поэта к тем, с кем он
провёл «шесть лет соединенья»?
«Друг»,
«друзья», «брат» («братская пе- рекличка», «братски обнялись»).
— Почему
поэт использует не только сло- во друг, но и слово брат? Что важно для него в
этом слове? Что усиливает слово брат?
Слово
брат усиливает идею родства.
Ведь
брат (по В.Далю) — это каждый из сы- новей одних родителей. И если исходить из
этого лексического значения слова, то кто же тогда духовные родители лицеистов?
Как от- вечает на этот вопрос сам поэт?
Лицей
с его наставниками и Царское Село: «Отечество нам Царское Село».
— Найдите
в стихотворении строки, по- свящённые наставникам. (Демонстрируется слайд с
портретами преподавателей лицея.)
Наставникам,
хранившим юность нашу, Всем честию, и мёртвым и живым,
К
устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.
— В
каких словах читается благодарность и признательность поэта своим учителям?
(«Хранившим юность нашу», «признательная чаша», «за благо воздадим».) Какое
слово здесь ключевое? («Благо».)
Прошло
восемь лет после окончания ли- цея. Пушкин, как и его товарищи, многое пе-
реоценил, осознал умом немало пережив- шего человека. То, что в юности,
возможно, казалось злом, исходившим от наставников (строгость,
требовательность), перестало быть таковым: ведь это «зло» было направле- но на
воспитание и стремилось к благу. При- ведём выдержку из устава лицея: «Все вос-
питанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может пре-
зирать других или гордиться перед дру- гими чем бы то ни было. Если кто замечен
будет в сём пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не ис-
правится… Запрещается воспитанникам кричать на служителей и бранить их, хотя бы
они были крепостные люди…»
Повзрослевший
поэт (ему уже 26!) смот- рит на события своей жизни более мудро и взвешенно,
поэтому он готов поднять тост и за царя, который подверг его «неправому го-
ненью»:
Он
человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему
неправое гоненье:
Он
взял Париж, он основал Лицей.
Почему
изменилась его позиция?
Глядя
издали на свою юность, в которой был замечательный лицей, основанный по воле
царя и подаривший ему прекрасных
Надя
Рушева. Лицеисты: Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Дельвиг. 1968
друзей,
пережитый в 1812 году патриотиче- ский подъём, благодарный поэт готов про- стить
царю даже ссылку. Кроме того, Пушкин понимает несоизмеримость личной судьбы
человека с теми грандиозными задачами, которые стоят перед главой государства.
А
если мы посмотрим на Южную и Ми- хайловскую ссылки поэта с высоты истории, то
поймём, что благодаря этим ссылкам Пуш- кин избежал участи декабристов, что в
ми- хайловской глуши, в уединении, он создал шедевры: трагедию «Борис Годунов»,
стихо- творения «Зимний вечер» и «Зимнее утро»,
«Я
помню чудное мгновенье…», «К морю», многие главы «Евгения Онегина»…
Но
вернёмся к ключевой строфе посла- ния. Прочтите её.
Друзья
мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен
и беспечен,
Срастался
он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина,
И
счастие куда б ни повело,
Всё
те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
— На
чём же основано это родство душ, этот союз друзей, лицейское братство, кото-
рое Пушкин называл «святым»?
Союз
друзей срастался «под сенью друж- ных муз». Что имеет в виду поэт?
О
каких музах он говорит? Вспомните значение слова муза.
Речь,
конечно, идёт о науках и искусствах: ведь именно их изученью были отданы «шесть
лет соединенья».
—
Вспомните, чему отдавалось предпоч- тение в программе лицея. (Об этом расска-
зывалось в фильме «Отечество нам Царское Село».)
Ведущее
место в учебной программе ли- цея занимали языки и словесность. Все ли- цеисты
сочиняли, выпускали рукописные журналы (демонстрируются слайды с их
изображением). Представьте, из 28 мальчи- ков шестеро были поэтами: Пушкин, Дельвиг,
Кюхельбекер, Илличевский, Корсаков, Яков- лев. На 28 человек издавалось шесть
журна- лов: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и
пользы», «Ли- цейский мудрец», «Мудрец-поэт». Но даже и те, кто не писал
стихов, хорошо владели сло- вом: об этом свидетельствуют «Записки о Пушкине»
Пущина, «Дневники» Матюшкина, письма лицеистов.
Все
лицеисты прекрасно умели рисовать.
Достаточно
взглянуть на их рисунки (демон- стрируются слайды с рисунками); многие иг- рали
на музыкальных инструментах, сочиняли музыку (например, Корсаков и Яковлев).
Много внимания уделялось истории, фило- софии, спорту.
Кроме
того, само местоположение лицея среди великолепных царскосельских парков, где
всё дышало Античностью и напоминало об истории, располагало к творчеству, вдох-
новляло. (Демонстрируются виды царско- сельских парков.) Исполненные красоты и
27
гармонии
статуи, дворцы, поэтические мо- стики, пруды, аллеи, цветники, беседки… Музы
всюду сопровождали лицеистов. Как тут не воспарить к небу, не стать поэтом и
ху- дожником, даже если не пишешь стихов или акварелей! Как не потянуться душе
к душе на волнах любви к миру, Отечеству, истории, красоте!..
Вот
эта любовь и стала духовным фунда- ментом союза лицеистов, который, «как душа,
неразделим и вечен — / Неколебим, свободен и беспечен…». Пусть по-разному
сложились судьбы выпускников лицея, пусть разошлись их дороги, но узы дружбы и
братства не разо- рвать ни времени, ни «судьбине»…
Кому
ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придётся одному? —
задаёт
себе вопрос молодой Пушкин и заранее жалеет своего товарища:
Несчастный
друг! средь новых поколений Докучный гость, и лишний, и чужой,
Он
вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай
же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведёт,
Как
ныне я, затворник ваш опальный, Его провёл без горя и забот.
—
Что же помогло поэту преодолеть пе- чаль и тоску? Ведь именно печали были ис-
полнены первые строфы стихотворения.
Воспоминания
о лицее, беззаботной юно- сти и любимых друзьях наполнили его сердце теплом,
светом и радостью, помогли спра- виться с тоской. Того же он желает и тому, кто
последним будет отмечать день лицея.
Последним
лицеистом пушкинского вы- пуска оказался Александр Горчаков (демон- стрируется
его портрет) — блестящий дип- ломат и государственный деятель, последний
канцлер Российской империи — тот самый, с которым братски обнялся Пушкин,
встретив- шись с ним на просёлочной дороге в Михай- ловской ссылке…
На
всех лицеистах навсегда остался от- блеск золотого солнечного луча — луча пуш-
кинской славы и лицейского братства.
— Как
вы считаете, стихотворение «19 октября» можно отнести исключительно к
личным
произведениям или в нём есть что- то близкое каждому человеку?
Несмотря
на то что стихотворение связа- но с конкретной датой, конкретными людьми
пушкинской эпохи, его нельзя назвать ис- ключительно личным: ведь у каждого
челове- ка есть школьные и студенческие годы, с ко- торыми связаны яркие
воспоминания о друж- бе, первой любви, успехах или поражениях, событиях и
приключениях. Каждый человек мысленно не раз возвращается в пору юно- сти,
когда всё только начинается, когда меч- тается о многом.
Что
вынесет человек из юности, из своей школы, что станет фундаментом его лично-
сти, его главными ценностями — об этом не- вольно задумываешься, погружаясь в
исто- рию Царскосельского лицея и пушкинского выпуска.
Домашнее
задание будет дифференци- рованным: одни могут создать презентации, посвящённые
лицейским друзьям поэта или самому лицею; другие — подготовить рассказ о
стихотворениях Пушкина, связанных с ли- цейской тематикой; можно выучить понра-
вившиеся строфы стихотворения.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Автор На чтение 17 мин. Просмотров 14 Опубликовано
Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Картинка к стихотворению 19 октября 1827
Тематика
Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении.
Если «подняться» чуть выше над темой дружбы, которая является главной в произведении, мы увидим, что в этом стихотворении автор использует также темы жизни и смерти, быстротечности времени и конечности всего на земле.
Таким образом, тематикой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года является необратимость хода времени.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из следующих частей:
- описание своего состояния и настроения,
- обращение ко всем лицеистам,
- личное обращение к некоторым лицеистам,
- восхваление лицейского братства,
- размышление о будущем,
- обращение к последнему живому лицеисту.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»
(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Лирический герой
Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор.
Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным.
Подробнее здесь
Настроения произведения
Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.
Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах.
Лексика
Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную.
Ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба — стихотворение посвящено лицейской дружбе; один, разлука, глушь — чтобы передать ощущение одиночества и грусти.
Нельзя сказать, что стихотворение написано простыми словами. В нем активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие.
Метафоры
Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности.
В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно.
Все метафоры здесь
Олицетворения
Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д.
Все олицетворения здесь
Эпитеты
А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни.
Все эпитеты здесь
Все средства художественной выразительности здесь
Звуковые приемы
Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации.
Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости:
«…Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой…»
При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
Все звукописи здесь
Рифма
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.
То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.
Пример на первых двух строках стихотворения:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Ударные и безударные гласные чередуются.
Стихотворный размер
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Пятистопный ямб — это когда в каждой строчке есть 5 гласных, которые выделяются ударением при произношении:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Более подробное объяснение здесь
Рифмовка
В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:
- кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей): «Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружных гор…»
- перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й): «…Пылай, камин, в моей пустынной келье;А ты, вино, осенней стужи друг,Пролей мне в грудь отрадное похмелье,Минутное забвенье горьких мук…»
Место в творчестве поэта
Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики.
Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября.
Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы.
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 6724Количество использованных доноров: 3Информация по каждому донору:
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/19-oktyabrya.html: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 2112 (31%)
- http://hronika.su/analiz-stihotvorenija-pushkina-19-oktjabr/: использовано 13 блоков из 17, кол-во символов 4563 (68%)
- https://analiz-stihov.ru/pushkin/19-oktyabrya-1827: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 49 (1%)
Поделитесь в соц.сетях: | Оцените статью: |
Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
История создания
А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.
В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
Тема
В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.
Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Неве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.
Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец»
, который теперь в Италии «тихо спит»
(о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный»
(о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей»
. В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей»
. Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести
Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
Композиция
Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.
Жанр
Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»
(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
Укажите год создания произведения А. Пушкина «19 октября»:</h3>
- <label>1820 г.</label>
- <label>1824 г.</label>
- <label>1825 г.</label>
- <label>1826 г.</label>
(новая вкладка)Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Составить план по стихотворению А. С. Пушкина «19 октября» …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеСказка Карлсон. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представление? Что подарил Карлсон малышу что бы развеселить его? Какая у Малыша была фамилия? Сколько лет было малышу?Ответы (2)Выпишите из стихотворения Пушкина «Узник»средства художественной выразительностиОтветы (1)Как Пушкин относился к своим героям из романа ДубровскийОтветы (1)Надо составить буриме с рифмами тонкий-звонкий, река-глубока, золотой-покой, бури-лазури.Ответы (1)Что писать в вступлении в сочинении на тему мой любимый рассказ?Ответы (2)Содержание:
План анализа произведения
Входящий в школьную литературную программу стих «19 октября» требует глубокого анализа и осмысления учащимися. Он обсуждается школьниками с преподавателями, что позволяет проникнуться атмосферой ушедших времен, углубляясь в размышления автора. Чтобы правильно проанализировать стихотворение, необходимо создать краткий план для урока и внимательно изучить каждый его пункт. Условно можно выделить следующие пункты плана:
- История создания стихотворения «19 октября», уходящая корнями в ссылочные времена автора, которые он провел в Михайловском, не имея возможности посетить встречу лицеистов.
- Тематика произведения, основанная на воспоминаниях о лицейских друзьях.
- Композиционные основы, ведь само стихотворение представлено в виде монолога со словесным посылом товарищам по лицею.
- Жанр со скрытым посланием поэта.
- Стихотворный размер.
- Метафоры, сравнения и эпитеты, встречающиеся в тексте.
Конечно, отдельного внимания заслуживают слова и выражения, ставшие настоящим крылатыми фразами, которые многие люди используют в повседневной жизни, несущие скрытый смысл, например, «роняет лес багряный свой убор».
История создания стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин вошел в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт девятнадцатого октября 1811 года. Вместе с поэтом в заведении обучались люди, ставшие не только друзьями известного писателя, но и выдающимися личностями. К числу знаменитых выпускников того времени стоит отнести:
- издателя Дельвига;
- полярного исследователя Матюшкина;
- писателя Кюхельбекера;
- министра иностранных дел Горчакова и т. д.
Во время учебы лицеисты сдружились. Их дружба переросла в поддержку отношения даже после выпуска. Чтобы не потерять связь и быть в курсе новостей жизни товарищей, выпускники договорились ежегодно встречаться 19 октября. В 1825 году А. С. Пушкин не смог посетить встречу, так как находился в ссылке в Михайловском имении. Художественное послание друзьям было составлено в стенах имения и передано лицеистам, которые торжественно решили прочитать стихотворение в своем кругу.
Тематика и основная идея
Образованный в лицейские времена союз сдружившихся выпускников стал частью жизни каждого его участника. Пушкин решил посвятить стих своим товарищам по учебе, так как не смог увидеться с ними лично, чтобы поделиться переживаниями и разделить совместные воспоминания. Тема стихотворения «19 октября» основана на лицейской жизни и дружбе. Центральную позицию произведения занимает лирический персонаж, сливающийся с автором, что говорит об автобиографической основе.
Начало стиха — это описание осеннего пейзажа, довольно символичного для автора, так как всплывающие в памяти картинки багровых листьев напоминали Пушкину традиционные дружеские посиделки. Одинокий герой произведения грустит из-за разлуки с товарищами и невозможности встречи. Близкие люди вспоминают о нем на Ниве, пока тот находится в ссылке и беспокоится о том, пришли ли все лицеисты на встречу выпускников. Поэт с теплотой вспоминает о моментах приезда, случайных встречах с товарищами, его ободряет мысль, что в следующем году он, возможно, сможет посетить встречу.
Далее автор начинает вспоминать о близких друзьях. Условно эту часть произведения можно разделить на несколько основных мыслей, пройдясь по содержанию:
- Рассказ о лицеистах, которые не смогли посетить встречу наверняка. Например, о Корсакове автор говорит «кудрявый наш певец», тихо спящий в Италии. Для разбора метафоричности этих слов необходимо знакомиться с биографией поэта и его товарищей по лицею.
- Повествование истории посещений Пушкина его обеспокоенными товарищами, решившими приехать в Михайловское (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков). Выражение любви и уважения людям, не забывающим о поэте. Рассказ о достижениях лицеистов.
- Прославление лицея и царя. Правителя Александр Сергеевич славит за взятие Парижа и основание лицея. При этом в строках просматривается несколько укоряющих фраз, например, «он раб молвы, сомнений и страстей». Риторические восклицания отождествляют учебное заведение с отечеством, которому посвящается своеобразный гимн.
Завершается идея стихотворения «19 октября» строчками о том, что когда-то встречу лицеистов посетит всего один выпускник. Предположительно автор говорит о себе. Что касается основной сюжетной линии, то название говорит само за себя. Дата, когда настоящие друзья встречаются, делятся достижениями и совместными воспоминаниями. Также поэт пытается сказать, что истинная дружба помогает преодолевать любые препятствия, поэтому не стоит отчаиваться. Куда бы лицеисты ни отправились, где бы ни находились, нельзя забывать о союзе и долгих совместных годах учебы.
Композиция и стихотворный размер
Анализируемому произведению характерна традиционная литературная форма и построение. Условно можно выделить несколько частей с отдельным смыслом — это обращение к товарищам из лицея, послание самым близким друзьям, хвала самому образовательному учреждению и царю, размышления о будущем лицеистов. Формальная композиция — подразделение на октавы.
Нередко в школе преподаватели спрашивают учеников при анализе стихотворения, каким стихотворным размером написано произведение «19 октября». Здесь он представлен пятистопным ямбом (иногда встречается и шестистопный). В содержании прослеживаются хвалебные слова, элегии и оды. Рифмовка представлена двумя типами — перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Слова рифмуются как мужские, так и женские. Сам стих разделен на девятнадцать строф, что также символично и отождествляется с названием произведения. Можно заметить, что ударение приходится на второй слог (первый слог остается безударным) и постоянно чередуется, создавая баланс звучания при прочтении.
Средства выразительности
Выражать эмоции автор старается метафорично, применяя эпитеты и сравнения. К числу наиболее ярких стихотворных выражений стоит отнести следующие цитаты:
- Роняет лес свой убор багряный — о листопаде и времени года.
- Дни бегут — быстротечность времени.
- Кудрявый наш певец — о Корсакове, который погиб в Италии, о чем также говорит фраза «тихо спит».
- Лоно дружбы новой — образование лицея, где товарищи смогли сдружиться.
- Проглянет день и скроется — о закате и рассвете.
- Чужих небес любовник беспокойный — также отождествление со смертью.
Нередко автором применяются прекрасные эпитеты, делающие стихотворение более художественным. Например, слова о сладкогласной гитаре, знойном тропике, пленительной привычке. Эмоциональности стиху добавляет интонация, с которой подаются авторские фразы, и сравнения, такие как «для всех чужой, как сирота бездомный». Отдельного внимания заслуживают простые, понятные каждому и одновременно архаичные слова, например, вотще — напрасно, очи — глаза, лоно — грудь, уста — губы и прочие.
Помимо этого, поэтому применяется звукопись — применение звуков, передающих настроение ситуации, описывающейся в стихотворении. Произведению характерная аллитерация с чередованием и повторением согласных звуков «з» и «с». Это позволяет усилить суровость написанного текста, словно сталь, пронзающая сознание, или холодный зимний ветер, который должен стихнуть к концу стиха.
Подобные изобразительные средства позволяют максимально точно передать чувства автора — грусть, тревожность, гордость, братскую любовь, благодарность. Из-за этого читатель максимально переживает аналогичные эмоции, проникается историей, радуется вместе с поэтом и сопереживает.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Ответы (1)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Цитатный план по произведению Пушкина стихотворение 19 октября …» по предмету ? Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по русскому языкуКак правильно дарить или доить и проверочное словоОтветы (1)Почему трофим не смог исполнить решения пристрелить жеребенкаОтветы (1)Помогите составить 6 предложений из жанров ВА Жуковскова с тире между подлежащим и сказуемымОтветы (1)Что такое придложениеОтветы (1)Вам пришлось стать свидетелем того, как сильные обижают слабого. опишите свои чувства, эмоции от увиденного. какие действия вы предпримите, чтобы остановить происходящее?Ответы (2)Используемые источники:
- https://school1208.ru/raznoe/kratkiy-analiz-stihotvoreniya-19-oktyabrya-po-planu.html
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/19-oktyabrya.html
- https://urokam.net/literatura/777205.html
- https://nauka.club/literatura/19-oktyabrya.html
- https://iotvet.com/russkiy-yazyk/1364192.html
Звук — не форма стиха, это его содержание.
Напомню: аллитерация — это эстетически значимое повторение согласных звуков — идентичных
Несметный мир семенит в месмеризме… (Б. Пастернак)
или артикуляционно однородных
Орел с отдаленной поднявшись вершины Парит неподвижно со мной наравне. (АП)
В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. (БП)
Приглядевшись, любой может заметить, что отдельный звуковой повтор в конкретных текстах мы вычленяем искусственно: на самом деле он почти всегда сопровождается другими повторами согласных и гласных. В целом стихотворения поэтов такого уровня, как Пушкин, Тютчев, Пастернак (список, читатель, вы сами можете продолжить экспериментальным путем) являются, в сущности, музыкальными произведениями (М.Цветаева писала «исполнить стихотворение, как сонату»), в которых сплетение линий повторов — только эпизод мелодического развития, не просто взаимодействующего с ритмом, смысловыми потоками, но нераздельного, существующего только в единстве всех аспектов,, как стороны древесного листа, как части живого организма. И это нераздельное целое воздействует на психику читателя в той степени, в какой он способен это воспринимать, причем не всегда сознательно.
Аллитерации скрепляют композицию стиха мелодически и содержательно. Строго говоря, композиционную функцию выполняют все повторы; на первый план она выступает тогда, когда не найдена связь звуковых повторов со смыслом произведения. Именно так, читатель; в искусстве нет смысла только там, где мы его не нашли, где настройка нашей души не совпала с тональностью души поэта.
В стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» вся первая строфа организована как небольшое музыкальное произведение, рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг); в нем многократное возвращение к главной теме чередуется с вариациями:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Вся строфа в кольце сочетаний ро-ор-оро-ро-ор, но в каждой строке есть свои вариации:
- в первой – со звуком б (багряный убор);
- в начале второй – с (сребрит мороз[с]),
- но дальше хруст инея переходит в шорох увянувшего поля, а губной б из сребрит исподтишка тянет за собою цепочку губных
Сребрит мороз увянувшее поле
с постепенным оглушением: б — м — в — ф — п
- в третьей – губные п, б, в,
- в четвертой – кро-кра-кру гор.
Можно увидеть и другие конфигурации: ня – ян в 1, 2, 3 строках, бр в 1, 2, св в 1, 2, пл во 2 и 3 строчках, гр в 1 и 4, повтор т в четырех окончаниях глаголов и слове будто.
Можно предположить, что в строфе повторяются звуки, составляющие слово октябрь из заглавия. Такую звуковую организацию Г.А. Шенгели назвал лейтмотивной инструментовкой:
«Суть ее в том, что звуки какого-либо важного по смыслу слова повторяются в окрестных словах, с тем чтобы, во-первых, напоминать об этом слове, глубже внедряя его в сознание, а во-вторых, чтобы подчеркнуть внутреннюю связь или, наоборот, противоположность тех или иных понятий»[1].
Предоставим читателю самостоятельно проверить инструментовку других строф этого стихотворения.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.