9 апреля 2015 —
“…Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…”
Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось…
“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.
Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой “Капитанской дочки” Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: “С честью пойдешь по жизни — умрешь. Против чести пойдешь — жив будешь”. Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин.
В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: “Целуй руку! Целуй руку!” Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.
На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, наконец, Машей — возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку — значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать — пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева. Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.
Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: “А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!” И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.
Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости — Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение.
Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы.
Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня “Не шуми мати, зеленая дубровушка”, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам.
Возмужала в “исторической метели” и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: “о ней только и слышно, что она бледна”. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою “несветскость”. Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, — способность идти во имя любимого на жертвы.
“Историческая метель” испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.
Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытании. И, читая повесть, мы испытываем радость — человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.
Комментарии ()
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Автор На чтение 25 мин. Просмотров 256 Опубликовано
Исторический роман «Капитанская дочка» — это одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлена таблица с описанием всех героев романа «Капитанская дочка»: характеристика главных и второстепенных персонажей (список).Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по «Капитанской дочке»
Все герои романа «Капитанская дочка»: краткая характеристика главных и второстепенных персонажей в таблице
Главными героями романа «Капитанская дочка» являются Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев. Их можно называть центральными персонажами.Второстепенные герои романа — это такие яркие фигуры, как капитанша Василиса Егоровна, офицер Швабрин, учитель Бопре и др.
Герои романа «Капитанская дочка» (краткая характеристика в таблице)<o> | |
Петр Гринев<o> | Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. <o>Характеристика Петра Гринева >> |
Маша Миронова<o> | Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью.<o>Характеристика Маши Мироновой >> |
Емельян Пугачев<o> | Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева складываются приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что тот – жестокий разбойник.<o>Характеристика Емельяна Пугачева >> |
Швабрин<o> | Алексей Иванович Швабрин — молодой офицер, дворянин из хорошей семьи. Служит вместе с Гриневым в Белогорской крепости. Подлый и лживый человек. Во время Пугачевского бунта он переходит на сторону самозванца Пугачева. <o>Характеристика Швабрина >> |
Савельич<o> | Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит «читать проповеди» своему хозяину, но всегда желает ему добра. <o>Характеристика Савельича >> |
Капитан Миронов<o> | Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. Добрый и гостеприимный человек. Опытный воин, около 40 лет на военной службе. «Подкаблучник» и плохой руководитель. Характеристика Миронова>> |
Капитанша Василиса Егоровна | Василиса Егоровна Миронова – старушка-жена капитана Миронова, «капитанша», «комендантша». Добрая, гостеприимная хозяйка. Бойкая и храбрая женщина. Управляет и своим мужем, и всей крепостью.<o>Характеристика Василисы Егоровны>> |
Иван Игнатьич<o> | Старый офицер, поручик. Служит в Белогорской крепости и дружит с семьей Мироновых. Опытный воин. В боях он лишился одного глаза. Добрый одинокий старик. <o>Характеристика Ивана Игнатьича >> |
Зурин<o> | Иван Иванович Зурин, 35-летний офицер, приятель Гринева. Зурин знакомится с Гриневым в Симбирске за игрой в бильярд. Зурин любит выпить, играть в карты и в бильярд. При этом Зурин – хороший, честный офицер. <o>Характеристика Зурина >> |
Бопре<o> | Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин. Научил Гринева фехтованию.<o>Характеристика Бопре >> |
Екатерина II<o> | Императрица Екатерина IIВеликая. Маша Миронова однажды знакомится с императрицей лично в саду. Екатерина IIпомогает Маше. Императрица решает помиловать Гринева, арестованного за «дружбу» с Пугачевым.<o>Характеристика Екатерины II >> |
Генерал Андрей Карлович<o> | Андрей Карлович Р. — старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.<o>Характеристика Андрея Карловича >> |
Отец Петра Гринева<o> | Андрей Петрович Гринев – бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер. <o>Характеристика отца Гринева >> |
Мать Петра Гринева<o> | Авдотья Васильевна Ю. – добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.<o>Характеристика матери Гриневе >> |
Попадья<o> | Попадья Акулина Памфиловна — жена священника (отца Герасима), который служит в Белогорской крепости. Она дружит с Василисой Егоровной Мироновой. Попадья является доброй женщиной: она спасает Машу Миронову, когда на крепость нападает Пугачев.<o>Характеристика попадьи >> |
Юлай<o> | Юлай — один из военных, служащих в Белогорской крепости. Он является верным помощником капитана Миронова.<o>Характеристика Юлая >> |
Палашка<o> | Палашка — служанка и единственная крепостная крестьянка семьи Мироновых. Палашка — бойкая девушка.<o>Характеристика Палашки >> |
Это была таблица с краткой характеристикой главных и второстепенных героев романа «Капитанская дочка» Пушкина: список персонажей.Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»
Каждый его герой играет особую роль в повествовании. Автор показывает сложные характеры, переплетение судеб. Особое место в произведении занимает народное восстание (Крестьянская война), предводитель которого – Емельян Пугачев. Ниже приведена краткая характеристика всех персонажей романа.
Имя героя | Краткая его характеристика | Роль в повести |
Петр Гринев | Молодой человек дворянского происхождения. Он отправлен на службу в Белогородскую крепость. По пути к месту службы Гринев сбивается с пути и встречается с Е. Пугачевым – эта встреча впоследствии становится решающей для Гринева. Гринев не отличается яркими качествами характера, по мнению большинства критиков, он «бесцветный». | Главный герой повести |
Емельян Пугачев | Казак по происхождению. В 18 лет начал службу в армии, впоследствии стал предводителем народного восстания, которое переросло в Крестьянскую войну 1773-1775 годов. С Петром Гриневым его связывают дружеские отношения, несмотря на то, что во время бунта они находятся по разные стороны баррикад. Пугачев был схвачен властями и публично казнен. | Главный герой повести. По мнению многих литературных деятелей – единственный главный герой повести. |
Марья Ивановна Миронова | Дочка капитана крепости. Умная и добропорядочная девушка, дворянка по происхождению. На момент действия повести, ее семья переживает затруднительную финансовую ситуацию. Возлюбленная Петра Гринева. Отличается типичными чертами характера. Готова бороться за свое счастье и идти для этого на крайние меры. | Главная героиня повести |
Алексей Иванович Швабрин | Дворянин по происхождению. Служит с Петром Гриневым в одной крепости. Отличается скверным и сложным характером. Умеет играть на два фронта. Во время народного бунта переходит на сторону Пугачева. После захвата Пугачевым Белогородской крепости становится ее начальником. | Главный герой повести |
Иван Кузьмич Миронов | Начальник военной крепости. Он 40 лет находится на военной службе, из них 22 года служит в Белогородской крепости. Миронов добрый человек с мягким характером. Он опытный офицер, но плохой руководитель – слишком многое прощает своим служащим. Его казнит Пугачев, после отказа перейти на сторону бунтовщиков. | Второстепенный герой повести |
Василиса Егоровна Миронова | Жена Ивана Кузьмича, комендантша Белогородской крепости. Любознательная по своей натуре, старается быть в курсе всех дел в крепости, но, между тем, не умеет хранить тайны. Она добрая и порядочная женщина. Любит своего мужа и дочь. | Второстепенный персонаж повести |
Архип Савальев | Крепостной крестьянин. В повести его часто называют Савельичем или Архипом Савельичем. Он слуга Петра Гринева. На момент повествования это человек преклонного возраста. Он добрый, спокойный и хозяйственный человек, верно служит своему хозяину. Когда Петра пленяет Пугачев, он уговаривает бунтовщика не казнить молодого человека, а помиловать. | Второстепенный персонаж повести |
Иван Игнатьич | Опытный офицер, его отец также был солдатом. Специального образования Иван Игнатьич не получил. Он дружит с капитаном Мироновым и часто помогает им. Иван Игнатьич ярый противник дуэлей, он препятствует дуэли Швабрина и Гринева. Был убит Пугачевым, так как отказался признавать его власть и переходить на его сторону. | Второстепенный персонаж повести |
Иван Иванович Зурин | 35-летний ротмистр, его полк находится в Симбирске. Здесь он знакомиться с Гриневым и обыгрывает его в бильярд. Несмотря на такой поступок, Гринев и Зурин остаются друзьями. Во время восстания Пугачева, Зурин получает повышение до майора. | Второстепенный персонаж повести |
Екатерина II | Всероссийская императрица, реальный исторический персонаж. К ней обращается с просьбой Марья Миронова – ее возлюбленного Петра Гринева хотят наказать за содействие Пугачеву, однако это неправда. Императрица рассматривает просьбу Марьи и освобождает Петра. | Второстепенный персонаж повести |
Андрей Петрович Гринев | Отец Петра Гринева. Он офицер в отставке. Андрей Петрович отличается твердым и стойким характером. Он довольно состоятельный человек, своего сына он не содержит в роскоши, но снабжает всем необходимым. | Второстепенный персонаж повести |
Авдотья Васильевна Гринева (в девичестве Ю.) | Мать Петра Гринева. Добропорядочная женщина, любящая мать и верная жена. На досуге, она, подобно большинству женщин занимается рукоделием. | Второстепенный персонаж повести |
Бопре | Учитель Петра Гринева. До приезда в Россию он работал парикмахером, а еще ранее был солдатом. Из него получился плохой учитель. Он дал мало знаний Гриневу, но зато научил его фехтованию | Второстепенный персонаж повести |
Андрей Карлович Р. | Почтенный офицер, пользующийся бесспорным авторитетом у окружающих. Он старый друг Андрея Петровича Гринева. Слабостью Андрея Карловича является садоводство. Он нерешительный человек, ему не хватает смелости одержать план Гринева по освобождению крепости. | Второстепенный персонаж повести |
“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным и духовным эволюционированием персонажей.
+
План
- Характеристика героев “Капитанской дочки”
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика героев “Капитанской дочки”
Главные герои
Петр Гринев | Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину. |
Марья Миронова | Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу. |
Савельич | В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра. |
Емельян Пугачев | Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. |
Алексей Швабрин | На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. |
Второстепенные персонажи
Екатерина Вторая | Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева. |
Капитан Миронов | Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Казнен по приказу Пугачева. |
Василиса Миронова | Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева. |
Иван Игнатьич | Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик. |
Бопре | Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию. |
Зурин | Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер. |
Отец Петра Гринева | Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”. |
Мать Петра Гринева | Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына. |
Генерал Андрей Карлович | Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек. |
Это был основной список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?</h3>
- <label>В Оренбургской губернии;</label>
- <label>В Орловской губернии;</label>
- <label>В Московской губернии;</label>
- <label>В Ярославской губернии.</label>
(новая вкладка)
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн. В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» — дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта. Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.
Петр Гринев — главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.
Петруша Гринев — человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит Пугачеву. Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.
Маша Миронова — персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью. Маша, в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого». Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины). Крестьянский бунт отнимает у нее родителей — Пугачев убивает их во время захвата крепости.
Емельян Пугачев — реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта. В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек. Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.
Алексей Швабрин — второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом. Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом. Швабрин привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.
Швабрин — персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж <…> Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).
Архип Савельев (Савельич) — слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. Савельич пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.
Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне. Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны. Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.
«Капитанская дочка» — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, роман А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Главные герои произведения «Капитанская дочка» проживают в воображении каждого читателя необычную жизнь.
Главные герои «Капитанская дочка»
Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.
Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.
И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.
Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.
Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.
Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.
Мария Ивановна Миронова – главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название. Маша — это девушка лет восемнадцати, миловидная, скромная, способная горячо и преданно любить.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, добрый, честный, глубоко порядочный человек, верный служака, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти.
Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, добрая, хозяйственная, горячо любящая мужа и дочь. Женщина, которая в курс всех событий в крепости.
Андрей Петрович Гринёв – отец Петруши, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Для своего единственного сына не ищет лёгких путей, поэтому отправляет его на службу не в Петербург, где расквартирован полк, к которому Петруша был приписан, а в глубинку, в армию, в Белогорскую крепость.
Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петруши, женина, родившая 9 детей, 8 из которых умерли во младенчестве, так что Петруша оказался единственным сыном четы Гринёвых.
Бопре – гувернёр Петруши, который во Франции был парикмахером.
Савельич – дядька Петруши, то есть крепостной Гринёвых, который воспитывал Петрушу, следил за ребёнком, пока тот подрастал. отправлен вместе с Петром в крепость. Благодаря Савельичу Пётр Гринёв не был казнён Пугачёвым.
Иван Иванович Зурин – ротмистр, обыгравший Петрушу в Симбирске. В конце повести будет способствовать поимке беглого Швабрина.
Главные герои романа «Капитанская дочка» — Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями. Еще до того как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева. Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина. Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева. О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.
Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такие главные герои повести «Капитанская дочка» в изображении автора.
Характеристика главных героев «Капитанской дочки« поможет понять их внутрений мир и причины повступков.
Теперь вы знаете кто главные герои рассказа «Капитанская дочка», которых вы и так должны прекрасно помнить если читали произведение полностью.
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/09/glavnye-i-vtorostepennye-geroi-kapitanskaja-dochka-tablica-spisok.html
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-geroi-romana.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/geroi-kapitanskoj-dochki.html
- https://ktoikak.com/glavnyie-geroi-kapitanskaya-dochka/
Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
№1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?
а) после того,
как ему исполнилось 18 лет; б) после того,
как ему исполнилось 16 лет; в) ещё до
рождения; г) сразу после рождения.
№ 2. Кем приходился герою Савельич?
а) родным отцом;
б) крестным отцом; в)
дядькой; г) другом.
№ 3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?
а) он не имел
диплома учителя; б) не знал никаких наук; в) пил и волочился за женщинами.
№ 4. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
а) Петр Гринёв;
б) Алексей Швабрин; в) Зурин; г) француз Бопре.
№ 5. Узнайте героя по описанию. «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары».
а) Емельян
Пугачёв; б) Савельич; в)
Алексей Швабрин; г) Зурин.
№ 6. Узнай героя по описанию. «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно
некрасивым, но чрезвычайно живым».
а) Зурин; б) Алексей Швабрин; в)
Емельян Пугачёв; г) капитан Миронов.
№ 7. Узнай героиню по описанию. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса
Егоровна Миронова; б) Маша Миронова; в) Палашка; г)
Екатерина II.
№ 8. Как называется приём, используемый в
приведённом ниже отрывке?
«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны
грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними
простирались киргизские степи».
а) интерьер; б) пейзаж; в)
ремарка; г) портрет.
№ 9. Как называется приём, используемый автором
в приведённом ниже отрывке? «Я
вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались
лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор
невесты и погребение кота».
а) пейзаж; б) портрет; в)
интерьер; г) символ.
№ 10. Какие реальные исторические лица действуют
в произведении?
а) Николай I и Стенька Разин; б) Екатерина II и Ермак; в) Екатерина II и Емельян Пугачёв; г) Пётр III и Емельян Пугачёв.
№ 11. Кто является повествователем в
произведении?
а) А.С.Пушкин; б) автор; в)
Маша Миронова; г) Пётр Гринёв.
№ 12. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки:
«Тут
он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое
слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук
его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин
посмеялся и над этой угрозою»
а) «Вожатый»; б) «Поединок»; в)
«Крепость»; г) «Любовь».
№ 13. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки:
«Пугачёв
сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий
кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была
надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо»
а) «Незваный
гость»; б) «Приступ»; в)
«Пугачевщина»; г) «Разлука».
№ 14. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа
ко всему произведению?
а) Мы в
фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. б) Сторона ль моя, сторонушка. Сторона незнакомая! в) Береги честь смолоду. г)
Береги платье снову, а честь смолоду.
№ 15. О ком была сказка
Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?
а) о Вороне и
Лисице; б) о Соколе и Змее; в) о Вороне и Орле; г) о Буревестнике и Чайке.
№ 16. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую
сказку Гринёву?
а) Хотел
сравнить себя с Вороном, который живет долго. б) Хотел сравнить
Гринёва и его единомышленников с Вороном. в)
Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил,
когда его слушали. г) Пугачёв выразил свою
жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но
свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.
Ключ
к тесту:
№
1). в.
№
2). в.
№
3). в.
№
4). г.
№
5). а.
№
6). б.
№
7). б.
№
8). б.
№
9). в.
№
10). в.
№
11). г.
№
12). б.
№
13). б.
№
14). в.
№
15). в.
№ 16). г.
Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
№1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?
а) после того, как ему исполнилось 18 лет; б) после того, как ему исполнилось 16 лет; в) ещё до рождения; г)
сразу после рождения.
№ 2. Кем приходился герою Савельич? а) родным
отцом; б) крестным отцом; в) дядькой; г)
другом.
№ 3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?
а) он не
имел диплома учителя; б) не знал никаких
наук; в) пил и волочился за женщинами.
№ 4. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». а) Петр Гринёв; б) Алексей
Швабрин; в) Зурин; г)
француз Бопре.
№ 5. Узнайте героя по описанию. «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары». а) Емельян
Пугачёв; б) Савельич; в)
Алексей Швабрин; г) Зурин.
№ 6. Узнай героя по описанию. «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно
некрасивым, но чрезвычайно живым». а) Зурин; б) Алексей Швабрин; в)
Емельян Пугачёв; г) капитан Миронов.
№ 7. Узнай героиню по описанию. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса Егоровна Миронова; б)
Маша Миронова; в) Палашка; г) Екатерина II.
№ 8. Как называется приём, используемый в
приведённом ниже отрывке?
«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны
грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними
простирались киргизские степи». а) интерьер; б) пейзаж; в)
ремарка; г) портрет.
№ 9. Как называется приём, используемый автором
в приведённом ниже отрывке? «Я
вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». а) пейзаж; б) портрет; в) интерьер; г)
символ.
№ 10. Какие реальные исторические лица действуют
в произведении? а) Николай I и Стенька Разин; б) Екатерина II и
Ермак; в) Екатерина II и Емельян Пугачёв; г) Пётр III и Емельян Пугачёв.
№ 11. Кто является повествователем в
произведении? а) А.С.Пушкин; б) автор; в) Маша Миронова; г)
Пётр Гринёв.
№ 12. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Тут он взял от меня тетрадку и
начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной
самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал,
что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой
угрозою». а) «Вожатый»; б) «Поединок»; в)
«Крепость»; г) «Любовь».
№ 13. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Пугачёв сидел в креслах на крыльце
комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.
Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие
глаза. Лицо его показалось мне знакомо». а) «Незваный гость»;
б) «Приступ»; в)
«Пугачевщина»; г) «Разлука».
№ 14. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа
ко всему произведению? а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. б) Сторона ль моя,
сторонушка. Сторона незнакомая! в) Береги
честь смолоду. г) Береги платье снову, а
честь смолоду.
№ 15. О ком была сказка
Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу? а) о Вороне и
Лисице; б) о Соколе и Змее; в) о Вороне и Орле; г) о Буревестнике и Чайке.
№ 16. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую
сказку Гринёву? а) Хотел сравнить себя с Вороном, который живет долго. б) Хотел сравнить Гринёва и его
единомышленников с Вороном. в) Пугачев знал
много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил, когда его
слушали. г) Пугачёв выразил свою жизненную
позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но свободную
жизнь, чем просто существовать в неволе.
Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
№1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?
а) после того, как ему исполнилось 18 лет; б) после того, как ему исполнилось 16 лет; в) ещё до рождения; г)
сразу после рождения.
№ 2. Кем приходился герою Савельич? а) родным
отцом; б) крестным отцом; в) дядькой; г)
другом.
№ 3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?
а) он не
имел диплома учителя; б) не знал никаких
наук; в) пил и волочился за женщинами.
№ 4. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». а) Петр Гринёв; б) Алексей
Швабрин; в) Зурин; г)
француз Бопре.
№ 5. Узнайте героя по описанию. «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары». а) Емельян
Пугачёв; б) Савельич; в)
Алексей Швабрин; г) Зурин.
№ 6. Узнай героя по описанию. «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно
некрасивым, но чрезвычайно живым». а) Зурин; б) Алексей Швабрин; в)
Емельян Пугачёв; г) капитан Миронов.
№ 7. Узнай героиню по описанию. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса Егоровна Миронова; б)
Маша Миронова; в) Палашка; г) Екатерина II.
№ 8. Как называется приём, используемый в
приведённом ниже отрывке?
«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны
грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними
простирались киргизские степи». а) интерьер; б) пейзаж; в)
ремарка; г) портрет.
№ 9. Как называется приём, используемый автором
в приведённом ниже отрывке? «Я
вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также
выбор невесты и погребение кота». а) пейзаж; б) портрет; в)
интерьер; г) символ.
——————————————————————————————————————————————————————————
Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
№1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?
а) после того, как ему исполнилось 18 лет; б) после того, как ему исполнилось 16 лет; в) ещё до рождения; г)
сразу после рождения.
№ 2. Кем приходился герою Савельич? а) родным
отцом; б) крестным отцом; в) дядькой; г)
другом.
№ 3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?
а) он не
имел диплома учителя; б) не знал никаких
наук; в) пил и волочился за женщинами.
№ 4. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». а) Петр Гринёв; б) Алексей
Швабрин; в) Зурин; г)
француз Бопре.
№ 5. Узнайте героя по описанию. «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары». а) Емельян
Пугачёв; б) Савельич; в)
Алексей Швабрин; г) Зурин.
№ 6. Узнай героя по описанию. «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно
некрасивым, но чрезвычайно живым». а) Зурин; б) Алексей Швабрин; в)
Емельян Пугачёв; г) капитан Миронов.
№ 7. Узнай героиню по описанию. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса Егоровна Миронова; б)
Маша Миронова; в) Палашка; г) Екатерина II.
№ 8. Как называется приём, используемый в
приведённом ниже отрывке?
«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны
грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними
простирались киргизские степи». а) интерьер; б) пейзаж; в)
ремарка; г) портрет.
№ 9. Как называется приём, используемый автором
в приведённом ниже отрывке? «Я
вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также
выбор невесты и погребение кота». а) пейзаж; б) портрет; в)
интерьер; г) символ.
——————————————————————————————————————————————————————————
Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
№1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?
а) после того, как ему исполнилось 18 лет; б) после того, как ему исполнилось 16 лет; в) ещё до рождения; г)
сразу после рождения.
№ 2. Кем приходился герою Савельич? а) родным
отцом; б) крестным отцом; в) дядькой; г)
другом.
№ 3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?
а) он не
имел диплома учителя; б) не знал никаких
наук; в) пил и волочился за женщинами.
№ 4. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». а) Петр Гринёв; б) Алексей
Швабрин; в) Зурин; г)
француз Бопре.
№ 5. Узнайте героя по описанию. «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары». а) Емельян
Пугачёв; б) Савельич; в)
Алексей Швабрин; г) Зурин.
№ 6. Узнай героя по описанию. «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно
некрасивым, но чрезвычайно живым». а) Зурин; б) Алексей Швабрин; в)
Емельян Пугачёв; г) капитан Миронов.
№ 7. Узнай героиню по описанию. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса Егоровна Миронова; б)
Маша Миронова; в) Палашка; г) Екатерина II.
№ 8. Как называется приём, используемый в
приведённом ниже отрывке?
«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны
грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними
простирались киргизские степи». а) интерьер; б) пейзаж; в)
ремарка; г) портрет.
№ 9. Как называется приём, используемый автором
в приведённом ниже отрывке? «Я
вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также
выбор невесты и погребение кота». а) пейзаж; б) портрет; в)
интерьер; г) символ.
——————————————————————————————————————————————————————————
№ 10. Какие реальные исторические лица действуют
в произведении? а) Николай I и Стенька Разин; б) Екатерина II и
Ермак; в) Екатерина II и Емельян Пугачёв; г) Пётр III и Емельян Пугачёв.
№ 11. Кто является повествователем в
произведении? а) А.С.Пушкин; б) автор; в) Маша Миронова; г)
Пётр Гринёв.
№ 12. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Тут он взял от меня тетрадку и
начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной
самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал,
что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой
угрозою». а) «Вожатый»; б) «Поединок»; в)
«Крепость»; г) «Любовь».
№ 13. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Пугачёв сидел в креслах на
крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый
галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его
сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». а) «Незваный гость»; б)
«Приступ»; в) «Пугачевщина»; г) «Разлука».
№ 14. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа
ко всему произведению? а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. б) Сторона ль моя,
сторонушка. Сторона незнакомая! в) Береги
честь смолоду. г) Береги платье снову, а
честь смолоду.
№ 15. О ком была сказка Емельяна Пугачёва,
рассказанная Гриневу? а) о
Вороне и Лисице; б) о Соколе и Змее; в) о Вороне и Орле; г) о Буревестнике и Чайке.
№ 16. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву? а) Хотел сравнить себя с
Вороном, который живет долго. б) Хотел сравнить
Гринёва и его единомышленников с Вороном. в)
Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил,
когда его слушали. г) Пугачёв выразил свою
жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но
свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.
——————————————————————————————————————————————————————————
№ 10. Какие реальные исторические лица действуют
в произведении? а) Николай I и Стенька Разин; б) Екатерина II и
Ермак; в) Екатерина II и Емельян Пугачёв; г) Пётр III и Емельян Пугачёв.
№ 11. Кто является повествователем в
произведении? а) А.С.Пушкин; б) автор; в) Маша Миронова; г)
Пётр Гринёв.
№ 12. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Тут он взял от меня тетрадку и
начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной
самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал,
что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой
угрозою». а) «Вожатый»; б) «Поединок»; в)
«Крепость»; г) «Любовь».
№ 13. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Пугачёв сидел в креслах на
крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый
галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его
сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». а) «Незваный гость»; б)
«Приступ»; в) «Пугачевщина»; г) «Разлука».
№ 14. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа
ко всему произведению? а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. б) Сторона ль моя,
сторонушка. Сторона незнакомая! в) Береги
честь смолоду. г) Береги платье снову, а
честь смолоду.
№ 15. О ком была сказка Емельяна Пугачёва,
рассказанная Гриневу? а) о
Вороне и Лисице; б) о Соколе и Змее; в) о Вороне и Орле; г) о Буревестнике и Чайке.
№ 16. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву? а) Хотел сравнить себя с
Вороном, который живет долго. б) Хотел сравнить
Гринёва и его единомышленников с Вороном. в)
Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил,
когда его слушали. г) Пугачёв выразил свою
жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но
свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.
——————————————————————————————————————————————————————————
№ 10. Какие реальные исторические лица действуют
в произведении? а) Николай I и Стенька Разин; б) Екатерина II и
Ермак; в) Екатерина II и Емельян Пугачёв; г) Пётр III и Емельян Пугачёв.
№ 11. Кто является повествователем в
произведении? а) А.С.Пушкин; б) автор; в) Маша Миронова; г)
Пётр Гринёв.
№ 12. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Тут он взял от меня тетрадку и
начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной
самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал,
что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой
угрозою». а) «Вожатый»; б) «Поединок»; в)
«Крепость»; г) «Любовь».
№ 13. Укажите название главы, из которой взяты следующие строки: «Пугачёв сидел в креслах на
крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый
галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его
сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». а) «Незваный гость»; б)
«Приступ»; в) «Пугачевщина»; г) «Разлука».
№ 14. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа
ко всему произведению? а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. б) Сторона ль моя,
сторонушка. Сторона незнакомая! в) Береги
честь смолоду. г) Береги платье снову, а
честь смолоду.
№ 15. О ком была сказка Емельяна Пугачёва,
рассказанная Гриневу? а) о
Вороне и Лисице; б) о Соколе и Змее; в) о Вороне и Орле; г) о Буревестнике и Чайке.
№ 16. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву? а) Хотел сравнить себя с
Вороном, который живет долго. б) Хотел сравнить
Гринёва и его единомышленников с Вороном. в)
Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил,
когда его слушали. г) Пугачёв выразил свою
жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но
свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.
——————————————————————————————————————————————————————————