Рассказ прыжок толстой читать распечатать

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд описание слайда: это филиппок, костюшкин брат, он давно просится в школу,

Рассказ прыжок толстой читать распечатать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 2 слайд

    «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает

    Описание слайда:

    «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» 
    Отгадай произведения и автора.

  • 3 слайд

    «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он веле

    Описание слайда:

    «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!» 

  • 4 слайд

    «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но пото

    Описание слайда:

    «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные стороны.»

  • 5 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 6 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 7 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 8 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 9 слайд

    Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

    Описание слайда:

    Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

  • 10 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 11 слайд

    Сделайте предположение, о ком или о чём будет рассказ.

    Описание слайда:

    Сделайте предположение, о ком или о чём будет
    рассказ.

  • 12 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 13 слайд

    мачта – конструкция вертикальная для креплениякаюта –  отдельное жилое помещ

    Описание слайда:

    мачта – конструкция вертикальная для крепления
    каюта –  отдельное жилое помещение на корабле
    аршин – старинная мера длины, равная 71 см 
    задор- горячность, азарт
    подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
    раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

  • 14 слайд

    слушать

  • 15 слайд

    Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенны

    Описание слайда:

    Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам.

    сорвала шляпу – …
    скинул куртку – …
    бросился догонять -…

    — Почему автор использовал именно эти слова? 

  • 16 слайд

    Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?Это корабль-

    Описание слайда:

    Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
    Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев

  • 17 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 18 слайд

    В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем кот

    Описание слайда:

    В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и на море.
    Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня познакомимся.

  • 19 слайд

    Оправдались ли ваши предположения? Кто из ребят был прав? Какой из типов изл

    Описание слайда:

    Оправдались ли ваши предположения?
    Кто из ребят был прав?
    Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение?
    — Как вы догадались?
    Слов,  какой части речи больше в  тексте повествовании?
    -Кто герои произведения?
    Из-за чего мальчик
    совершил прыжок? 
    -Какие эпизоды оказались
    наиболее напряженными?
    -Какие чувства испытывали
    вы?

  • 20 слайд

    -   Назовите главных героев.-    Что вы можете сказать о характере мальчика?

    Описание слайда:

    —   Назовите главных героев.
    —    Что вы можете сказать о характере мальчика?
    -Почему он залез на мачту  корабля?
    -Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете
    -Какие черты характера отца помогли спасти мальчика?
    -Почему капитан заплакал?

  • 21 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 22 слайд

    -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе?    -Как м

    Описание слайда:

    -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? 
    -В каком темпе?   
    -Как мы будем читать тихо или громко?
    -Найдите этот момент. 
    -Кто попробует голосом передать переживания героев?

  • 23 слайд

    - Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала мат

    Описание слайда:

    — Найдите в тексте слова — действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна?
    — Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну.
    — Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана?
    — Как реагировали люди на происходящее сначала?
    — Как изменилось их настроение?
    — Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? 
    — Слова какой части речи вы называли?

  • 24 слайд

    Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

    Описание слайда:

    Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

  • 25 слайд

    Восстанови картинный план.

    Описание слайда:

    Восстанови картинный план.

  • 26 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 27 слайд

    Расставь пункты плана в правильном порядке. Решение отцаНа  корабле.   Пр

    Описание слайда:

    Расставь пункты плана в правильном порядке.

    Решение отца
    На  корабле.  
    Прыжок.
    На перекладине
    Погоня за обезьянкой 
    Проказы обезьянки. 

    1. На корабле.
    2. Проказы обезьяны.
    3. Погоня за обезьянкой.
    4. На перекладине.
    5. Решение отца.
    6 Прыжок.

  • 28 слайд

    Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

    Описание слайда:

    Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

  • 29 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 30 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 31 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 32 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 33 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 34 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 35 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 36 слайд

    Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые

    Описание слайда:

    Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
    Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

  • 37 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

  • 38 слайд

    Каков  характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капит

    Описание слайда:

    Каков  характер мальчика?
    (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана).
    мальчик

  • 39 слайд

    - Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? -Какую роль сыграл прыжок

    Описание слайда:

    — Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
    -Какую роль сыграл прыжок?
    -Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
    — Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
    01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
    02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.

  • 40 слайд

    https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y Мультфильм «Прыжок» по рассказу

    Описание слайда:

    https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y
    Мультфильм
    «Прыжок» по рассказу
    Л.Н. Толстого

  • 41 слайд

    -Какова же основная мысль рассказа?-Почему рассказ называется «Прыжок»?-Как

    Описание слайда:

    -Какова же основная мысль рассказа?
    -Почему рассказ называется «Прыжок»?
    -Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?
    -Был ли другой путь к спасению?
    -Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?
    -Как вы думаете,  было ли отцу страшно?
    -Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?

  • 42 слайд

    Яу з н а лу д и в и л с яз а д у м а л с яп о в т о р и лн а у ч и л

    Описание слайда:

    Я
    у з н а л

    у д и в и л с я

    з а д у м а л с я

    п о в т о р и л

    н а у ч и л с я

    з а п о м н и л

  • 43 слайд

    Творческий пересказ - Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта ист

    Описание слайда:

    Творческий пересказ
    — Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.

  • 44 слайд

    Рассказ прыжок толстой читать распечатать

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Прыжок

Похожие материалы

  • Басня «Лебедь, рак и щука»

  • Урок-обобщение по теме «Русские писатели» ( 2 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему «Летописи»

  • Презентация по литературному чтению на тему «Житие»

  • Презентация по литературному чтению «Былины»

  • Конспект урока по литературному чтению на тему А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 3 класс

  • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

  • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Конспект урока по литературному чтению.

Толстой Л. Н. «Прыжок»

        Выполнила:

Елецкая Кристина

Тема урока: Толстой Лев Николаевич «Прыжок»

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; научить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета; совершенствовать технику чтения

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя; характеризовать поведение действующих лиц произведения;

Личностные: развитие эмпатии и сопереживания

Метапредметные: формировать умение контролировать собственную деятельность; умения адекватно воспринимать оценки и отметки; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, экран (слайды с иллюстрациями)

Литературоведческий анализ произведения

  1. Время и обстоятельства написания произведения – 1880 год.  В ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Мачты таких кораблей достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева. 

2. Место произведения в творчестве писателя — Активно писать стал после женитьбы.      Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». 

3. Литературный род — Драма

4. Жанр произведения – Художественный рассказ

5. Тема – рассказ о том, как капитан спас мальчика от падения с перекладины, благодаря решительности

6. Композиция

Вступление – «Один корабль…» до «…больше расходилась»

Завязка – «Она подпрыгнула…» до «…взобралась еще выше»

Развитие действия – «Так не уйдешь же ты от меня!..» до «…из рук веревку и мачту»

Кульминация – «Но мальчик очень раззадорился» до «…глянул вниз и зашатался»

Развязка – «В это время капитан корабля…»

7. Идея – Автор убежден в том, что решительность является положительным качеством, и помогает с честью и достоинством выходить из сложных ситуаций

8. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) – метафора, сравнение, оценочная лексика, гипербола, эмоционально-экспрессивная лексика

I этап. Постановка цели и задач урока

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность

Вид работы: беседа с учащимися

Учебная задача для учителя: Организовать подготовку учащихся к чтению текста, подвести к самостоятельному формулированию темы и целей урока.

Учебная задача для учащихся: Чтобы узнать, какое произведение мы будем сегодня с вами читать, вам нужно будет вспомнить изученные ранее произведения

Практическая задача: Рассмотрите внимательно произведения

Организация деятельности: Будем работать вместе, отвечайте на вопросы. Если у вас есть дополнение к ответу – поднимайте руку и дополняйте

Содержание:

На доске:  

  • “Лебеди”
  • “Зайцы”
  • “Лев и собачка”
  • “Прыжок”
  • “Сказка о царе Салтане…”
  • “Белка и волк”
  • “Ворона и Лисица”

Учитель: Какие произведения, по вашему мнению, лишние?

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: “Сказку о царе Салтане” написал А.С. Пушкин

Дети: Басню “Ворона и лисица” написал И. А. Крылов

Дети: Остальные произведения написал Лев Николаевич Толстой

Учитель: Какое произведение осталось?

Дети: «Прыжок». Мы это произведение не изучали

Учитель: Именно, сегодня мы будем с вами знакомиться с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок». Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Дети: Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Молодцы, мы будем читать и анализировать произведение «Прыжок»

Учитель: Какие мы поставим перед собой цели?

Дети: Прочитать произведение

Дети: Выполнить анализ произведения

Учитель: Что мы должны выяснить?

Дети: Выяснить главную мысль в рассказе

Дети: Составить образы героев

Дети: Проанализировать их поступки

Учитель: Вы совершенно правы, именно этим мы и будет заниматься на уроке – научимся анализировать произведение, художественные образы.

Контрольно-регулировочный: 

Со стороны учителя:   Задает вопросы классу,  корректирует ответы

Со стороны учащихся:  Слушают отвечающего, дополняют ответы

Оценочно-результативный:   Хорошо, мы сформулировали тему и поставили перед собой цели, приступим к работе, но сначала проверим домашнее задание

II Этап: Проверка домашнего задания 
ОДЗ: проверить качество самостоятельной работы 
Вид работы: синквейн 
Учебная задача для учителя: организовать проверку домашнего задания 
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами проверим задание, которое вам было задано сделать дома, чтобы закрепить материал прошлого урока.
Организация деятельности: Сейчас работаем по цепочке, друг за другом. Все внимательно слушаем отвечающего, следим чтобы последовательность составления синквейна была правильной. Если кто-то не согласен — поднимает красную карточку и высказывает свое мнение.
Содержание: 
Учитель: На прошлом уроке у вас было домашнее задание составить синквейн к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Сейчас каждый представит свою работу классу. 
Дети: (представляют свои работы) 
Контрольно-регулировочный: 
Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся принимали участие в проверке задания. 

Со стороны учащихся: Отвечаем по цепочке, не перебиваем ответы других и дополняем своими.

Оценочно-результативный:

Учитель: Хорошо, молодцы, видно, что дома работали.

III этап. Подготовка к восприятию рассказа «Прыжок» Н. Л. Толстого

ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Вид работы: Анализ иллюстраций.

Учебная задача для учителя: Подготовить учащихся к восприятию нового произведения с помощью иллюстрации, показанной на экране.

Учебная задача для учащихся: Чтобы понять, о чём говорится в рассказе, я вам предлагаю проанализировать иллюстрацию.

Практическая задача: Обратите внимание на иллюстрацию, показанную на экране.

Организация деятельности: Внимательно рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что вы видите?

Содержание:

http://pal-gate0.com/data_images/56a85acc76893.jpg

Д: На иллюстрации изображен большой корабль, который причалил к берегу. Паруса не расправлены, значит, погода безветренная, тихая, ярко светит солнце.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель корректирует ответы учащихся.

Со стороны учащихся: Ученики внимательно слушают ответы друг друга, если есть дополнения, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный: Хорошо, теперь, когда будем читать рассказ, вы без труда представите корабль.

Вид работы: Словарная работа.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с неизвестными словами, встречающимися в рассказе.

Учебная задача для учащихся: Прежде чем мы начнём работать с произведением, нам нужно выяснить лексическое значение неизвестных слов.

Практическая задача: Прочитайте слова, записанные на экране.

Организация деятельности: Сначала прочитаем слова и определим, что они обозначают, а потом проверим себя по словарю.

Содержание:

Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см;

Мачта – вертикально стоящая конструкция на судне (корабле);

Каюта – это помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей;

Задор – азарт;

Расходилась – разыгралась.

У: Кому знакомы все эти слова? Кто может дать этим словам определение?

Д: Аршин – это мера длины; мачта находится на корабле; в каюте, расположенной на корабле проживают люди; задор – это сильное увлечение.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Слушает, как учащиеся высказывают своё мнение по поводу обозначения слов.

Со стороны учащихся: Высказывают предположения обозначения слов, сверяют свои ответы со словарём.

IV этап. Первичное восприятие рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого

ОДЗ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Вид работы: Чтение учителем.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым произведением.

Учебная задача для учащихся: Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок».

Практическая задача: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, какие чувства вы испытали при прослушивании рассказа?

Организация деятельности: Читать я буду в полной тишине, а вы закройте глаза и мысленно представьте ситуацию, о которой я буду вам читать.

Содержание:

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. 
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Д: При прослушивании рассказа, настроение и чувства менялись в зависимости от ситуаций, происходящих на корабле. Сначала всё было хорошо, все наслаждались погодой и обезьяной на корабле, всем было весело, как она корчилась, прыгала и делала смешные рожи. Но всё изменилось после того, как все заметили, что маленький мальчик очутился на палубе и мог в любой момент упасть и разбиться. Все очень испугались, ужас охватил наблюдающих за происходящим.

У: Что вы представили?

Д: Была очень жаркая погода, на палубе было много народа, маленький мальчик, сын капитана, попытался забрать свою шляпу у обезьяны. Он не заметил, как взобрался на мачту, а когда опомнился и посмотрел вниз, очень испугался. Вдруг он услышал крик: «Прыгай или застрелю». Мальчик прыгнул вводу, через несколько секунд матросы подняли его на палубу и он начал дышать. Все заметили, как капитан сразу же после этого, ушел к себе в каюту, чтобы никто не видел его слёз.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Следит, как учащиеся внимательно слушают рассказ, после прочтения задаёт учащимся вопросы.

Со стороны учащихся: Внимательно, слушают, как учитель читает рассказ, и отвечают на его вопросы.

Оценочно – результативный: Отлично, вы все смогли представить картину, происходящую на корабле.

V этап. Повторное чтение. Анализ

ОДЗ: Совершенствовать навык чтение через многократное перечитывание.  Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения. 

Вид работы: техника чтения

Учебная задача для учителя: совершенствовать правильность чтения 

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами поработаем над правильностью чтения.

Практическая задача: Для этого найдем 3 абзац, его необходимо прочитать правильно.

Организация деятельности:  Читаем по одному. Следим за чтение и отмечаем карандашом, какие ошибки были допущены и где.  

Содержание:

Учитель: Прежде чем начать читать, выделим критерии, по которым мы будем отмечать правильно или неправильно прочитал ученик. Какие это критерии?

Дети:

  1. Не пропустил слоги, слова и буквы
  2. Не заменил слоги, слова и буквы
  3. Прочитал все предложения

Учитель: Хорошо. Наташа, начинаем читать. 

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: следит за активностью работы учащихся, помечает ошибки.

Со стороны учащихся: Учащиеся при анализе чтения помечают ошибки, затем обсуждают.

Оценочно-результативный:

Учитель: Ребята, нужно быть внимательнее при чтении. Если вы будете пропускать буквы, слоги, слова и целые предложения, вы потеряете смысл всего текста.

Вид работы: Беседа с выборочным чтением

Учебная задача для учителя: Учить детей анализировать художественное произведение с помощью наводящих вопросов. Совершенствовать беседу с выборочным чтением.

Учебная задача для учащихся: Мы будем учиться анализировать произведение.

Практическая задача: Для этого нам нужно будет перечитать каждый абзац, и отвечать на мои вопросы.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные работают с сигнальными карточками. Кто не согласен с мнением, поднимает красную карточку, кто согласен с мнением – зеленую. 

Содержание:

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 1 абзац

Д:         Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Учитель: Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?

Дети: Это важно сообщить потому, чтобы мы понимали, что матросы и люди были расслаблены. Уставшие после кругосветного путешествия. Но в то же время они были очень счастливы, потому что возвращались домой.

Учитель: Могли ли люди предположить, что случится?

Дети: Нет, они забавлялись обезьянкой и были спокойны.

Учитель: Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны.

Дети: «…вертелась, …забавлялась, …корчилась, …прыгала, …делала рожи, …передразнивала»

Учитель: Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте.

Дети: «…она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.»

Учитель: Что значит, ещё больше расходилась?

Дети: Это значит то, что она еще больше игралась, прыгала и корчилась и т.д.

Учитель: Хорошо, теперь читаем 2 абзац.

Дети:         Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Учитель: Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

Дети: Он сын капитана, ему 12 лет

Учитель: Почему именно эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

Дети: Может быть, автор нам этого говорит затем, чтобы мы поняли, что он сын самого капитана, что его все на корабле знают, что на нем лежит ответственность, он не может подвести отца 

Дети: Ему 12 лет, он уже считает себя взрослым, ему хочется показать себя с лучшей стороны

Учитель: Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

Дети: Она сорвала у него шляпу, украла ее.

Учитель: Что значит: сорвала?

Дети: Быстро стянула/ забрала.

Учитель: Как ведут себя люди?

Дети: Смеются и продолжают забавляться.

Учитель: А какие чувства испытывает мальчик в этом абзаце? Подтвердите это словами из текста.

Дети: растерянность, он не знал смеяться ему или плакать, обиду.  «Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.»

Учитель: Молодцы, теперь читаем 3 абзац.

Дети:          Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Учитель: Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

Дети: Разобрал раздор, обезьяна постоянно провоцировала его своими действиями, да еще и матросы смеялись, что еще больше обижало мальчика.

Учитель: «делала ему рожи» как это?

Дети: делала смешные рожи, корчилась перед мальчиком.

Учитель: Каким нам показался мальчик?

Дети: Он хотел отстоять свое достоинство, желал доказать, что он сын капитана

Учитель: Теперь вместе читаем 4 и 5 абзац.

Дети:         — Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

Учитель: «разобрал задор», «раззадорился», что помогают нам понять эти слова?

Дети: Что мальчик уже ничего не замечал и не думал о последствиях, а только хотел поскорее забрать у обезьяны свою шляпу.

Учитель: Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

Дети: Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться, слетев с перекладины.

Учитель: О чём могли подумать люди, наблюдавшие за этой картиной?

Дети: Наверное, люди начали осуждать себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подтолкнул его к такому поступку.

Учитель: Теперь перечитываем 6 абзац

Д:                 В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Учитель: Какой новый персонаж появляется в 6 абзаце?

Дети: Капитан.

Учитель: Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком?

Дети: Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; Мальчик «шатался, но не понимал». 

Учитель:  Что заставило мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»

Учитель: Что мы можем сказать о капитане?

Дети: Он чувствовал ответственность за сына

Дети: Он смог принять быстрое решение в трудную минуту

Учитель: Читаем 7 абзац, внимательно.

Дети:         Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Учитель: Что случилось с мальчиком?

Дети: Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» 

Учитель: Как называется это средство художественной выразительности?

Дети: Сравнение

Учитель: что помогает представить, это средство?

Дети: Помогает представить быстроту прыжка мальчика

Учитель: «секунд через сорок они — долги показались всем — вынырнуло тело мальчика». Почему эти 40 секунд показались долгими?

Дети: Потому что все очень переживали за жизнь мальчика.

Учитель: Как ведут себя матросы?

Дети: Быстро спрыгнули с корабля в море и вытащили его.

Учитель: Хорошо, теперь читаем заключительный абзац.

Дети:         Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.        

Учитель: Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал?

Дети: «вдруг закричал, как будто его что-то душило»

Учитель: Что же могло «душить» капитана?

Дети: Чувство тревоги за сына, страх

Учитель: Какие выводы исходя из этого мы можем сделать?

Дети: Он не хотел, чтобы кто-нибудь видел его слез

Дети: Он же был капитаном корабля, ему нужно было сохранить авторитет, он не мог поступить по-другому

Учитель: Мог бы капитан и вправду выстрелить в сына?

Дети: Нет.

Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана?

Дети: Мальчик хотел быть похожим на отца, он хотел показаться бесстрашным, но поступок был бездумным, рискованным

Учитель: Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? 

Дети: Обезьяна не главный герой

Дети: Из-за нее мальчик оказался в этой ситуации

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, корректирует их при необходимости

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждая  свой ответ словами из текста.

Оценочно-результативный:

Учитель: Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. Молодцы.

VI этап. Обобщение

ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения.

Вид работы: Обобщающая беседа. 

Учебная задача для учителя: Обобщить результаты анализа литературного произведения. Подвести учащихся к осознанию и словесной формулировке идеи произведения.

Учебная задача для учащихся: Мы с вами будем учиться формулировать идею произведения.

Практическая задача: Для этого, вы ответите на мои вопросы и подумайте над идеей.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные внимательно слушают. Поднимайте руку, если у вас сложилось другое мнение.

Содержание:

Учитель: Ребята, а можно ли было избежать этой ситуации?

Дети: Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, как им казалось, смешной ситуации. 

Учитель: Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам?

Дети: Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих.

Дети: этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь.

Дети: Жизнь мальчика зависела от решения отца. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и мог бы разбиться.

Учитель: Так почему же Л.Н. Толстой дал своему произведению такое название « Прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?

Дети: Прыжок —  был единственным спасением для мальчика. Он спас свою жизнь тем, что он прыгнул в воду.  Прыжок был правильным решением.

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, следит за активностью учащихся.

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, аргументируя свое мнение.

Оценочно-результативный:

У: Вы верно определили идею произведения. Вам оно понравилось?

Д: Да.

VII этап: Закрепление умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения

ОДЗ: Выявить правильность и глубину понимания рассказа

Вид работы: Чтение отдельной реплики героя произведения

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по формированию умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения с использованием не только интонации, но и пластики.

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы еще раз вспомним содержание рассказа «Прыжок»

Практическая задача: Постараемся пересказать его близкими к тексту словами

Организация деятельности: Работать будем следующим образом, один ученик начинает пересказ, потом следующий продолжает. Все остальные слушают и дополняют.

Содержание:

У: Денис, расскажи нам, пожалуйста, о чём говорится в первой части рассказа.

Д: (рассказывает вступление — обрисовку места событий и действующих лиц)

У: Хорошо, спасибо. Продолжит Дарья.

Д: (рассказывает о завязке композиции рассказа, как озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна, как все смеются, как мальчишка уязвлен и раздосадован и как он начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свою шляпу).

У: Кто – нибудь что-то добавит? (говорят некоторые пропущенные элементы рассказа). Продолжит Паша.

Д: (говорит о кульминационном моменте рассказа, что увлекшись игрой с обезьяной, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна, что он находится в серьезной опасности)

У: Паша всё сказал? (некоторые дети дополняют) Лиза дальше.

Д: (рассказывает о том, как решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну)

У: Всё совершенно верно. Может мы что-то упустили? Может кто-то хочет добавить?

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: учитель контролирует правильность ответа учащегося, наблюдает за тем, чтобы никто не мешал пересказу. Если после пересказа есть дополнения, спрашивает учащихся.

Со стороны учащихся: ученики внимательно слушают пересказ отвечающего, если есть что дополнить, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный:

У: Отлично. Я вижу, что вы усвоили рассказ. Сумели его прочувствовать и найти такие слова, которые при пересказе наиболее точно отражали суть всего рассказа.

VIII этап: Подведение итогов урока

ОДЗ: систематизировать знания учащихся

Учебная задача для учителя: подвести итоги урока по изученному рассказу, формировать познавательные умения обобщения и систематизации.

Учебная задача для учащихся: сейчас мы выслушаем впечатления каждого из вас от урока.

Содержание:

У: Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу из предложенных

(на доске)

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

Д: (самостоятельно строят высказывание и озвучивают его классу)

Оценочно-результативный:

У: Замечательно. А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зеленая карточка.

Хорошо работал – желтая карточка.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красная карточка.

Д: (поднимают соответствующую карточку)

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся активно участвовали в высказывании своего впечатления от урока. Смотрит, чтобы каждый из детей поднял карточку.

Со стороны учащихся: при оценке своей работы поднимать карточку, соответствующую ее описанию. Внимательно слушать отвечающего, не перебивать.

IX этап: Домашнее задание

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по фиксированию задания в дневники.

Учебная задача для учащихся: Сейчас запишем задание к следующему уроку.

Организация деятельности: Откройте дневники и запишите задание.

Содержание:

У: К следующему уроку вы должны нарисовать рисунок и представить его классу. Рисунок этот должен точно отображать один из эпизодов рассказа, с которым мы сегодня познакомились. Проанализируйте выбранный эпизод и выделите в нем те моменты, детали, которые вы будете изображать. Задание понятно всем?

Д: Да.

У: Хорошо. Тогда спасибо за урок. Вы молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Библиографическое описание:

Родионова, Ю. М. Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок» / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6723/ (дата обращения: 05.01.2022).





Ключевые слова:



проблемное обучение, технология, приобщение к художественной литературе, деятельность детей, деятельность педагога.

Хочу поделиться своей методической разработкой основной образовательной деятельности в ДОУ в контексте проблемно-диалогического обучения. Данная технология была разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО г. Москва Мельниковой Еленой Леонидовной.



Проблемно-диалогическое обучение


предполагает такое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. [4]



«Проблемный диалог»


означает, что в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:

«постановка проблемы»

и

«поиск решения».


Постановка проблемы

— это этап формулирования темы занятия.


Поиск решения

— это этап становления нового знания.

Между ними —

диалог

— мостик, который ведет к новому знанию.

Существует 3 метода


«постановки проблемы»:



побуждающий диалог

— это система отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать творчески



подводящий к теме диалог

— это «…логическая цепочка посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы» [3] Именно этот метод я использовала в своей методической разработке.



сообщение темы с мотивирующим приемом

— это сообщение о теме занятия либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для детей; данный метод используют педагоги в школе. [3]



«Поиск решения»


может проходить в виде двух видов диалогов:

— побуждающего к

выдвижению

гипотез;

— побуждающего к

проверк

е гипотез

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение участвует в формировании готовности детей к творческой деятельности; растет познавательная активность, процесс усвоения знаний выглядит более привлекательным (подробнее о проблемно-диалогическом обучении [2], [5])

Я предлагаю посмотреть, как методы проблемно-диалогического обучения украшают организованную образовательную деятельность, способствуют более живому детскому восприятию материала и решают общедидактические задачи.


Возрастная группа

: от 6 до 7 лет


Образовательная область

: «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе»


Форма

: групповая


Оборудование:

книга Л.Толстого «Прыжок», портрет писателя, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, альбомный лист, вырезанные заготовки корабля зеленого и красного цвета, вырезанные заготовки обезьяны, названия рассказа и имени автора, кораблика, мальчика, льва, собачки, малыша-младенца, три пословицы на отдельном листе, иллюстрации рассказа «Прыжок», фотография трехмачтового корабля, карточки, изображающие спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду; компьютер, кружки желтого, зеленого, красного цветов, лежат на столе у каждого ребенка (по одному).


Цель

: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.


Задачи

:

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность.

Структурные компоненты


Действия педагога


Действия детей


Вводная часть


(вступление о мероприятиях, проводившихся в группе). Постановка проблемы.


Подводящий к теме диалог.

Пост о Книжкиной неделе. Фотовыставка «Как хорошо уметь читать!», «Книжкина больница», «Моя любимая книга».

Демонстрирую свою любимую книгу, из нее выпали картинки (спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду).

Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет.

Что такое храбрость (словарная работа), подбор синонимов.

Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть?

Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках.

Выдвигают варианты ответа с примерами.

Выдвигают гипотезу.


Основная часть

.


Поиск решения.

Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть.

Приводят противоречивые примеры для доказательства храбрости в данной ситуации (картинка «Прыжок»).

1.Предлагаю послушать рассказ Л. Н. Толстого, но сначала о нем самом.

Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску.

2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе.


3. Игра на внимание.


4. Чтение рассказа.


5. Выявление впечатления от прочитанного

.

— Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными?

— Что чувствовали, когда слушали рассказ?


6. Анализ рассказа. Беседа

.

— Кто главные герои рассказа?

— Откуда на корабле взялась обезьяна?

— Как она себя вела?

— Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям?

— Что сделал мальчик? Почему?

— Как вела себя обезьяна дальше?

— Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия?

— Почему они замерли от страха?

— Что заставило мальчика опомниться?

— Что заставило его прыгнуть?

— Какой человек — капитан?

— Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть?

— Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков)


7. Работа с


иллюстрацией «Капитан плачет».




Какой эпизод изображен на картине?


8. Творческие задания

.


Желтая команда

— разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе.


Красная команда

— прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу.


Зеленая команда

— моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры)

Проверка выполненного.

Какие фигурки остались неиспользованными, почему?


Сообщение

ребенка о писателе.

Читающие дети воспроизводят название и озвучивают его.


Сообщение

ребенка о корабле (трехмачтовое судно…., картинка корабля 19 века вывешивается на дополнительную доску, ребенок обращается к картинке в течение рассказывания)

Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный — нет.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Пересказ эпизода.

Характеристика персонажа.

Формулируют ответ на главный вопрос.

Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос.

Пересказ эпизода.

Выполняют задания.


Заключительная Рефлексия.

Понравилось ли занятие?

Поднимают зеленый парус — да, если нет — красный.

Литература:

  1. Толстой, Л. Н. Прыжок. М.,1973.
  2. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками//АПКиПРО, 2006.
  3. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок в начальной школе//Начальная школа. — 1999. — № 6,7,8.
  4. Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа. — 2008. — № 8.- с. 3–8.
  5. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех: Сб. мат. — М., 2006.

Доброе утро!

В уходящем году Россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья – вместе с Ганой, Афганистаном, Ираком и Гонконгом. И есть от чего:

  • Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал».
  • В пяти городах России задержали бывших сотрудников штабов Навального.
  • Россия выдает Минску еще одного белоруса.
  • Новый раунд российско-американских переговоров назначен на 10 января.

Потомки победителей

Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал» по иску Генпрокуратуры. Прокурор Алексей Жафяров заявил в суде: «Мемориал», спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников… Наверное, потому, что за это кто-то платит».

Решение Верховного суда будет обжаловано в апелляционной инстанции. «Мемориал» пообещал, что найдет «законные способы» продолжить свою работу – вот короткое интервью с председателем правления «Международного Мемориала» Яном Рачинским.

У здания Верховного суда в Москве полиция задержала не менее семи человек, пришедших поддержать «Мемориал». Вечером в Петербурге прошли одиночные пикеты против ликвидации этой старейшей в России правозащитной организации. Здесь о решении Верховного суда говорят историк Тамара Эйдельман и адвокат Иван Павлов (оба подчеркивают необходимость сохранения исторической памяти в каких бы то ни было форматах).

Здесь рассказывается о нескольких людях, создававших «Мемориал» на закате советской эпохи, и о тех, кто продолжает в нем работать.

Сегодня Мосгорсуд будет рассматривать вопрос о ликвидации второй структуры «Мемориала», одноименного правозащитного центра, – и, вероятнее всего, тоже ее ликвидирует. Еще в понедельник многие не верили, что это возможно: вот, например, интервью с Людмилой Улицкой, в котором она говорит, что до ликвидации дело не дойдет.

Штабисты-«экстремисты»

Юристы правозащитного проекта «Первый отдел», созданного адвокатом Иваном Павловым после его вынужденного отъезда из России, обжаловали решение по делу о признании структур Навального «экстремистской организацией». В кассационной жалобе 65 страниц. Дата ее рассмотрения пока не назначена, но «экстремистское» уголовное дело в отношении соратников Навального стремительно набирает обороты: в пяти городах России прошли обыски у бывших сотрудников штабов Навального.

Бывшие координаторы штабов в Иркутске и Томске Захар Сарапулов и Ксения Фадеева (она депутат томской гордумы) стали подозреваемыми в причастности к «экстремистскому сообществу» и «организации, посягающей на личность и права граждан». В качестве меры пресечения суд назначил им запрет определенных действий (нельзя пользоваться интернетом, общаться с кем-либо без разрешения следователя и посещать массовые мероприятия). На допрос возили также бывших координаторов штабов в Архангельске и Барнауле и бывшего СММ-редактора саратовского штаба. Со всех взяли подписку о неразглашении, поэтому подробностей нет.

Ранее по делу об участии в «экстремистской организации» была арестована экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева. После этого бывший координатор сети региональных штабов Леонид Волков предложил всем остающимся в России соратникам уехать, но Фадеева и Сарапулов решили остаться. Теперь им грозят 12-летние сроки.

Невеселые, нечетные годовщины

Исполнился ровно год с тех пор, как в России появились первые физлица – «иностранные агенты». За это время в Госдуму были внесены несколько законопроектов, модифицирующих «иноагентский» закон, весь год высказывались требования вообще его отменить, но российские власти упорно кивают на американский закон об «иностранных агентах», с которым у российского нет почти ничего общего. Как ситуация будет развиваться дальше, здесь предсказывают физлицо – «иностранный агент» Лев Пономарев и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков (спойлер: будет только хуже).

Подробный рассказ о том, как живут люди со статусом «иностранного агента», читайте здесь: кроме бессмысленной мороки этот статус приносит своему носителю еще и дополнительные расходы – в размере 3,5 тысяч долларов в год. Работу «иностранным агентам» найти тоже затруднительно. Зато легко лишиться того, что уже имеешь: московские власти потребовали от комитета «Гражданское содействие», объявленного «иностранным агентом» в 2015 году, покинуть помещение, выделенное ему в 2011 году с подачи тогдашнего президента Медведева.

«Закону Димы Яковлева», запрещающему американцам усыновлять российских сирот, исполнилось девять лет. Здесь рассказывается о судьбе детей, которых собирались усыновить, но не успели, и том, как изменилось положение сирот в России за это время.

Российские будни

  • В Госдуме создают межфракционную рабочую группу по защите христианских ценностей. Возглавит ее Петр Толстой – потомок отлученного от церкви Льва.
  • Глава Совета по правам человека при Путине Валерий Фадеев выступил в защиту 19-летнего студента, приговоренного к четырем годам колонии за то, что он справил нужду на стенд с портретом ветерана и выложил соответствующее видео в инстаграм. По словам Фадеева, студенту нужно было «дать месяц обязательных работ» и отправить его «выносить горшки».
  • Житель Северодвинска написал заявление на ФСБ по статье об оскорблении ветеранов в связи с тем, что в 2014 году у него при обыске изъяли медали, кортик и десантный нож его отца. Медали потом вернули, а кортик и нож так и не отдают.
  • 22-летняя дочь главы Чечни Рамзана Кадырова стала заслуженным работником культуры Чечни. На прошлой неделе она получила медаль «За защиту прав человека».
  • В Ставропольском крае прошел обыск у юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. У него изъяли технику, после чего увезли в полицию в Пятигорск, где допрашивали как свидетеля по делу об «оправдании терроризма», задавали вопросы о телеграм-канале 1ADAT. Кто проходит обвиняемым по этому делу, Янгулбаеву не сказали. 25 декабря Янгулбаев сообщил о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Путин без объяснения причин уволил замглавы ФСИН Анатолия Якунина. Ранее с должности был снят директор этой структуры. Неофициально эти перестановки считают реакцией властей на утечку видео пыток в российских тюремных структурах.
  • В Краснодарском крае возбуждено уголовное дело в связи с видеообращением 25-летнего Евгения Ипатова, в котором он рассказал о пытках в полиции. Через день после того, как он отослал это видео знакомой, его обезглавленное тело нашли на железнодорожных путях недалеко от Адлера.
  • Губернатор Пензенской области выписал премию своему заместителю – за то, что тот отказался от взятки. 47 тысяч 200 законных рублей вместо незаконных трех миллионов.
  • «Коммерсант» удалил по требованию Роскомнадзора новость о недвижимости бывшего министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина, написанную по материалам расследования «Открытых медиа». Там говорилось, что семья Хуснуллина управляет портфелем участков в Татарстане площадью 86 квадратных километров. Сейчас Хуснуллин – вице-премьер российского правительства.
  • Петербургский филолог Александр Кобринский написал заявление о клевете на журналистку Римму Поляк в связи с текстом в издании Republic, в котором она анализировала реакцию партии «Яблоко», членом которой он является, на обвинения Кобринского в домогательствах. Ранее суд в Петербурге взыскал 300 тысяч рублей с журналистки «Холода» Софьи Вольяновой за статью, в которой несколько студенток анонимно рассказали о домогательствах со стороны Кобринского.

Вокруг света

  • Белый дом назвал даты переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ: 10, 12 и 13 января. Чего ждать от этих переговоров, здесь рассказывает украинский политолог Анна Шелест (спойлер: ничего).
  • Россия выдаст Беларуси еще одного участника протестов против Лукашенко – Дмитрия Подлобникова, обвиняемого на родине в причинении морального вреда (!) сотруднику милиции. С мая Подлобников сидит в СИЗО в Подмосковье.
  • Белорусские власти предъявили обвинения активисту со стажем Павлу Виноградову: клевета на президента, разжигание розни, организация массовых беспорядков – все это за пост в фейсбуке. Обвинения в организации массовых беспорядков предъявлены и журналисту Радио Свобода Олегу Груздиловичу, ему грозит до четырех лет лишения свободы.
  • Трое участников белорусской фолк-группы Irdorath приговорены к полутора годам лишения свободы каждый. Они играли на митингах после президентских выборов, что тоже расценивается как организация массовых беспорядков.
  • По данным пограничной службы Польши, с 18 августа 2020 года в страну въехали 23 тысячи граждан Беларуси.
  • Во всем мире растет заболеваемость COVID-19 – по всей видимости, это вызвано распространением штамма омикрон. Европейские страны по-разному ужесточают ограничения: после Нового года во Франции вводится удаленный режим работы для всех, кто может работать удаленно, в Финляндии бары обязали закрываться в 18:00. В США сократили срок карантина для тех, кто болеет без симптомов, – иначе просто некому будет работать. Российский оперативный штаб, напротив, рассказывает о плавном, но неуклонном снижении заболеваемости (21 922 новых случая за сутки) и суточной смертности (935).

Шесть ссылок

  • Философское. Интервью с философом-античником Романом Светловым – о том, зачем сегодня читать древнегреческих и римских мыслителей. Или гид по разным направлениям феминизма – от марксистского и либерального до лесбосепаратизма и анархо-феминизма.
  • Религиозное. Отрывок из книги Андрея Бермана «Хлысты. Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (изд-во Common Place) – о религиозном самозванстве и его связях с сектантскими практиками. Или фрагмент из исследования социолога Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во НЛО), рассказывающий о манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика.
  • Киношное. Беседа Дмитрия Волчека с историком кино Николаем Изволовым, которому удалось реконструировать дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции». Или два ответа на вопрос, что такое авангард в кино, – киноведа Евгения Майзеля и культуролога Инны Кушнаревой (со ссылками на фильмы).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3

Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Цели: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.

Задачи:

образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» 3 класс М., Просвещение 2014г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского. (слайд 2)

«Уметь читать в широком смысле этого слова, значит, уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл»

К.Д.Ушинский

— Вам понятны эти слова? Что они означают?

— Готовы ли вы читать так?

2. Речевая разминка.

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

(медленное чтение; с ускорением; быстрое, в темпе скороговорки)

3. Проверка домашнего задания. (План на слайде 3)

Пересказ по 2 варианту плана из учебника.

— Удалось ли голосом, интонацией показать своё отношение к героям? (Кому сочувствовал рассказчик, за кого переживал, когда радовался или огорчался?).

4. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.

1.

— Перед вами портрет автора писателя. Кто это? О ком они и для кого он писал свои произведения? (Слайд 4)

Определить название нового произведения вам помогут фотографии. (Слайд 5)

— Кто на них изображён?

— Когда дети прыгают?

Какое слово объединяет фотографии?

«Прыжок» — это и есть название нового произведения.

Что такое прыжок? (Слайд 6)

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

Посмотрите на иллюстрацию. (Слайд 7)

— Она подтверждает ваши предположения?

2.

— Что же мы должны сделать сегодня на уроке?

Цели: прочитать … (рассказ) (Слайд 8)

проверить … (свои предположения)

провести диалог с… (автором, с текстом)

понять … (то главное, что хотел сказать нам автор)

5. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение – слушание текста.

Подготовленные ученики читают 2 абзаца.

– Что будет дальше?

Продолжение чтения: 3 абзац.

— Как поведёт себя мальчик?

Учитель читает следующую часть рассказа: 4-5 абзацы.

— Что произойдёт?

Чтение детьми до конца текста.

— Ребята, вам было страшно?

А мальчику ?

Почему он там оказался?

Почему прыгнул?

Надо в этом разобраться, тщательно изучить содержание рассказа.

2. Словарная работа. (Слайд 9)

Палуба, мачта, каюта, парус, аршин, ядро.

3. Повторное чтение.

Чтение по частям: 1 часть. (2 абзаца)

(Учитель.)

— С чего началась эта история?

— Почему в начале произведения говорится о погоде и о том, что весь народ был на палубе?

(Кругосветное плавание на парусном корабле продолжалось около 3 лет.)

— О чём вы хотите спросить автора? (предположительно)

— Откуда взялась обезьяна на корабле?

-Что делала обезьяна?

— Как у обезьяны оказалась шляпа?

— Что мы знаем о мальчике?

Учитель.

— Как звали мальчика?

— Почему автор не говорит нам этого, зато сообщает, что он сын капитана?

(Его все знают)

Ещё больше расходилась — это (Слайд 10)

(проверка понимания языка текста)

а) ходила быстро

б) ещё больше кривлялась и прыгала

в) ходила большими шагами Физминутка

Чтение следующего отрывка (3 абзац)

— Почему мальчик полез на мачту корабля?

Подтвердите это отрывком из текста.

— Какие чувства он при этом испытывал? (Обида на смех матросов; стыд, он не мог оказаться в смешном положении и подвести отца)

(Почему покраснел? Когда мы краснеем?)

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на тот момент.

(погрозил ей, крикнул на неё, покраснел, скинул куртку, бросился на мачту, взобрался, думал схватить)

Продолжение чтения

— В каком темпе и с какой интонацией надо читать следующий отрывок? Почему?

Музыкальный отрывок. (Слайд 11)

Что помогает представить музыка?

— Понимал ли мальчик, что делает, когда ступил на перекладину? Почему?

-Что значит «разобрал задор»? (Слайд 12)

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент?

— Какие слова это подтверждают?

— Можно ли было не допустить такой ситуации?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто его спас?

Прочитайте себе отрывок, из которого мы узнали, как он это сделал?

— Каким человеком был капитан?

(Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына, быстро оценил ситуацию и принял решение)

— Помните, я спрашивала вас, почему он прыгнул? Можете что-то дополнить теперь?

(Мальчик не мог не выполнить приказ капитана)

— Почему капитан заплакал?

— Нужны ли в наше время такие люди?

— Как проявили себя матросы в конце этого происшествия?

6. Работа с текстом после чтения.

Работа в парах.

— Поговорим о мальчике. Охарактеризуйте его поведение, зачеркнув лишние слова. Добавьте то, что считаете нужным. (Слайд 13)

вспыльчивость

глупость

хвастовство

обидчивость

мальчишеский задор

желание испытать себя

желание покрасоваться

стремление отстоять своё достоинство

Работа над названием рассказа

— Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Прыжок». Вспомните фотографии, которые мы рассматривали в начале урока. В чём отличие прыжка, о котором он рассказал?

Знаете ли вы, что это не просто рассказ. Это быль.

— Что это значит? (рассказ о том, что произошло на самом деле)

— Почему писатель рассказал об этом своим читателям? К чему он их призывает?

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Над чем произведение заставило вас задуматься?

Если бы вы советовали кому-то прочитать это произведение, то как бы это сделали?

Какую пословицу можно вспомнить в связи со счастливым концом истории?

Домашнее задание: составить план рассказа и (Слайд 14)

а) пересказать подробно;

б) пересказать от лица мальчика;

в) сравнить поведение мальчиков в рассказах «Акула» и «Прыжок».

(Слайд 15)

  • Рассказ путешественника длился ровно 1 час это составляет
  • Рассказ публициста 5 букв сканворд
  • Рассказ профессора редько о коронавирусе на платформе караулова
  • Рассказ прощание с матерой читать
  • Рассказ прыжок 3 класс