Рассказ прыжок толстого льва николаевича толстого

Библиографическое описание: родионова, ю. м. технология проблемно-диалогического обучения в доу. л. н. толстой прыжок / ю. м. родионова. текст

Библиографическое описание:

Родионова, Ю. М. Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок» / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6723/ (дата обращения: 05.01.2022).





Ключевые слова:



проблемное обучение, технология, приобщение к художественной литературе, деятельность детей, деятельность педагога.

Хочу поделиться своей методической разработкой основной образовательной деятельности в ДОУ в контексте проблемно-диалогического обучения. Данная технология была разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО г. Москва Мельниковой Еленой Леонидовной.



Проблемно-диалогическое обучение


предполагает такое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. [4]



«Проблемный диалог»


означает, что в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:

«постановка проблемы»

и

«поиск решения».


Постановка проблемы

— это этап формулирования темы занятия.


Поиск решения

— это этап становления нового знания.

Между ними —

диалог

— мостик, который ведет к новому знанию.

Существует 3 метода


«постановки проблемы»:



побуждающий диалог

— это система отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать творчески



подводящий к теме диалог

— это «…логическая цепочка посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы» [3] Именно этот метод я использовала в своей методической разработке.



сообщение темы с мотивирующим приемом

— это сообщение о теме занятия либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для детей; данный метод используют педагоги в школе. [3]



«Поиск решения»


может проходить в виде двух видов диалогов:

— побуждающего к

выдвижению

гипотез;

— побуждающего к

проверк

е гипотез

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение участвует в формировании готовности детей к творческой деятельности; растет познавательная активность, процесс усвоения знаний выглядит более привлекательным (подробнее о проблемно-диалогическом обучении [2], [5])

Я предлагаю посмотреть, как методы проблемно-диалогического обучения украшают организованную образовательную деятельность, способствуют более живому детскому восприятию материала и решают общедидактические задачи.


Возрастная группа

: от 6 до 7 лет


Образовательная область

: «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе»


Форма

: групповая


Оборудование:

книга Л.Толстого «Прыжок», портрет писателя, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, альбомный лист, вырезанные заготовки корабля зеленого и красного цвета, вырезанные заготовки обезьяны, названия рассказа и имени автора, кораблика, мальчика, льва, собачки, малыша-младенца, три пословицы на отдельном листе, иллюстрации рассказа «Прыжок», фотография трехмачтового корабля, карточки, изображающие спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду; компьютер, кружки желтого, зеленого, красного цветов, лежат на столе у каждого ребенка (по одному).


Цель

: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.


Задачи

:

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность.

Структурные компоненты


Действия педагога


Действия детей


Вводная часть


(вступление о мероприятиях, проводившихся в группе). Постановка проблемы.


Подводящий к теме диалог.

Пост о Книжкиной неделе. Фотовыставка «Как хорошо уметь читать!», «Книжкина больница», «Моя любимая книга».

Демонстрирую свою любимую книгу, из нее выпали картинки (спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду).

Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет.

Что такое храбрость (словарная работа), подбор синонимов.

Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть?

Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках.

Выдвигают варианты ответа с примерами.

Выдвигают гипотезу.


Основная часть

.


Поиск решения.

Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть.

Приводят противоречивые примеры для доказательства храбрости в данной ситуации (картинка «Прыжок»).

1.Предлагаю послушать рассказ Л. Н. Толстого, но сначала о нем самом.

Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску.

2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе.


3. Игра на внимание.


4. Чтение рассказа.


5. Выявление впечатления от прочитанного

.

— Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными?

— Что чувствовали, когда слушали рассказ?


6. Анализ рассказа. Беседа

.

— Кто главные герои рассказа?

— Откуда на корабле взялась обезьяна?

— Как она себя вела?

— Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям?

— Что сделал мальчик? Почему?

— Как вела себя обезьяна дальше?

— Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия?

— Почему они замерли от страха?

— Что заставило мальчика опомниться?

— Что заставило его прыгнуть?

— Какой человек — капитан?

— Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть?

— Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков)


7. Работа с


иллюстрацией «Капитан плачет».




Какой эпизод изображен на картине?


8. Творческие задания

.


Желтая команда

— разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе.


Красная команда

— прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу.


Зеленая команда

— моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры)

Проверка выполненного.

Какие фигурки остались неиспользованными, почему?


Сообщение

ребенка о писателе.

Читающие дети воспроизводят название и озвучивают его.


Сообщение

ребенка о корабле (трехмачтовое судно…., картинка корабля 19 века вывешивается на дополнительную доску, ребенок обращается к картинке в течение рассказывания)

Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный — нет.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Пересказ эпизода.

Характеристика персонажа.

Формулируют ответ на главный вопрос.

Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос.

Пересказ эпизода.

Выполняют задания.


Заключительная Рефлексия.

Понравилось ли занятие?

Поднимают зеленый парус — да, если нет — красный.

Литература:

  1. Толстой, Л. Н. Прыжок. М.,1973.
  2. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками//АПКиПРО, 2006.
  3. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок в начальной школе//Начальная школа. — 1999. — № 6,7,8.
  4. Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа. — 2008. — № 8.- с. 3–8.
  5. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех: Сб. мат. — М., 2006.

Обновлено: 22.04.2021 15:24:21

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авторитетнейшая фигура не только для своих современников, но и для потомков – Лев Николаевич Толстой. «В России два царя – Николай Второй и Лев Толстой», – писал Суворин. О гениальности классика свидетельствуют две вещи: его произведения актуальны до сих пор и популярны во всём мире. Он не просто русский писатель – поднимаемые им темы и вопросы близки людям любой национальности. У гениальности Толстого мировое признание и популярность у читателей с отличным от русского менталитетом и другой парадигмой. Из всего наследия автора наши эксперты выбрали 10 лучших произведений.

Рейтинг лучших произведений Льва Толстого

Анна Каренина

Рейтинг: 5.0

Анна Каренина

Действие романа происходит в России конца 19 века. Толстой одинаково мастерски рисует жизнь всех слоёв того общества: от великосветской петербургской знати до крестьян. Главная героиня, именем которой и названо произведение, будучи замужней дамой, влюбляется в молодого графа Алексея Вронского. Мужу Карениной становится известно о любовной связи жены, но он не соглашается на развод. Любовники сбегают в Италию, но их счастье длится недолго – чувства Вронского постепенно остывают. Анна заканчивает жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Главная мысль произведения в том, что построение счастья на обломках семьи невозможно. Противовесом всепоглощающей страсти Анны Карениной выступает в романе идеализм молодого помещика Левина. Он уверен, что любовь, правда и верность – основа мира. Прототипом этого героя является сам Толстой.

Федор Достоевский высоко ценил роман «Анна Каренина», а Толстого, прочитав его произведение, назвал «богом искусства». У читателя создается впечатление, что автор до мельчайших деталей разбирает и понимает суть и последствия измены, страсти, ревности и обрушивает это понимание на него. Книга не оставляет равнодушной никого, о ней спорят и спустя 150 лет после написания. Произведение Толстого «Анна Каренина» издано на 120 языках мира, существует множество его экранизаций, мюзиклов, сериалов и ремейков во всем мире. Этот шедевр можно перечитывать всю жизнь, и в каждом возрастном периоде находить в нем все новые жемчужины.

Воскресение

Рейтинг: 4.9

Воскресение

Второе место наши эксперты отдают последнему роману Льва Николаевича – «Воскресение». Произведение названо так, потому что даже самые «пропащие» и циничные души способны воскреснуть для любви и духовной жизни. Главная героиня – Катюша Маслова, воспитанница-служанка двух престарелых помещиц. В 16 лет она влюбляется в племянника своих «благодетельниц» молодого студента Дмитрия Нехлюдова, который соблазняет ее перед отъездом в действующую армию. Встречаются оба героя вновь на суде, где Нехлюдов присяжный, а Катюша – подсудимая, гулящая девка из дома терпимости. Ее обвиняют в отравлении с целью ограбления одного из клиентов борделя. Мучимый совестью Дмитрий добивается смягчения приговора, Катя в ссылке находит свою любовь, а Нехлюдов приходит к вере в Бога.

Современные читатели отмечают, что произведение поднимает актуальные и на сегодняшний день проблемы: коррупцию, несправедливость судебной системы, социальное неравенство, бездуховность, нравственную черствость. Роман читается легко, сюжет держит в напряжении, а концовку невозможно предугадать. Оказывается, что один поступок в далекой молодости может впоследствии перевернуть всю жизнь.

Война и мир

Рейтинг: 4.8

Война и мир

На следующей строчке рейтинга расположился имеющий мировую популярность роман Толстого «Война и мир». В центре повествования – судьба главной героини Наташи Ростовой. В начале романа она юная девушка, подросток. В конце – почтенная мать семейства. В произведении множество сюжетных линий и судеб, каждая из которых волнует читателя, не оставляет его равнодушным. События происходят в начале 19 века на фоне войны с Наполеоном.

Этот роман бесчисленное число раз переиздавался и экранизировался. В 2016 году в Британии с триумфом прошла телевизионная 6-ти серийная версия экранизации «Войны и мира». Аудитория невиданная – семь миллионов зрителей, не отрываясь, следили за развитием сюжета в этой экзотической, непостижимой и огромной России. «Все кончилось?! Нет! Верните их! Пусть Пьер вновь отрастит свою ужасную бороду! Верните Элен — я хочу посмотреть, какой ужасной матерью она станет! Не могу смириться с тем, что все кончилось!», – вот один из отзывов английского зрителя.

Детство. Отрочество. Юность

Рейтинг: 4.7

Детство. Отрочество. Юность

Эта трилогия Толстого автобиографична и рождена из дневников писателя, которые он вел с самого детства. Писатель ищет ответ на вопрос: как чистое, светлое, наивное и непосредственное создание превращается в циничного и порочного человека? Произведение – дебют писателя в большой литературе, принесшее ему мгновенную славу. Гениальная книга дала толчок в изучении детской психологии педагогам того времени.

Критиками восторженно была принята первая часть трилогии – «Детство». Тургенев писал, что произведение в моде «пуще кринолина». К «Отрочеству» отношение было более прохладным, а «Юность» и вовсе подверглась беспощадной критике за излишний анализ малозначительных событий и слишком длинные, запутанные предложения. В любом случае, эта трилогия занимает почетное место в списке лучших классических произведений.

Семейное счастие

Рейтинг: 4.7

Семейное счастие

Следующее произведение является нетипичным для Толстого. «Семейное счастие» — довольно короткий роман, но не менее талантливый, чем объемные произведения автора. Поражает умение писателя-мужчины тонко понимать психологию и движения души молодой девушки, а после и женщины. В центре повествования семья – Сергей Михайлович и Машенька, и те изменения, которые происходят в их характерах после вступления в брак. Маша проходит путь от наивной простушки до мудрой жены и матери. Муж ее – от эгоистичного себялюбца до терпеливого и прощающего человека.

По мнению читателей, в романе приоткрыта тайна счастливой семейной жизни. Жить для другого – вот и весь секрет. Отношения супругов – ежедневный, ежечасный выбор в пользу любви, какие бы чувства не одолевали в данный, конкретный момент времени. Такие произведения не теряют своей актуальности со временем, ведь о семейном счастье тайно или явно мечтает каждый. Не все хотят трудиться для этого, но те, кто понимает принцип, раскрытый Толстым, – успешны в супружестве. «Все счастливые семьи похожи друг на друга…», – так считал сам Толстой.

Исповедь

Рейтинг: 4.6

Исповедь

Почетное шестое место рейтинга отдаем знаменитой немного скандальной «Исповеди». Первое произведение Льва Толстого, в котором он изложил зачатки морально-религиозного учения, названного впоследствии его именем – «толстовство». Русская цензура не пропустила «Исповедь» из-за резкой критики в ней православной Церкви. Книга была издана в Женеве и тайно распространялась в России среди почитателей таланта писателя.

В отзывах тех, кто прочитал это произведение, лейтмотивом звучит мнение о том, что книга не для всех. Только тот, кто ищет свою дорогу через веру в Бога, ищет смысл своей жизни, поймет и примет ее. Роман-размышление не читают «запоем»: после каждой главы хочется размышлять, анализировать, думать и молиться.

После бала

Рейтинг: 4.5

После бала

Рассказ Льва Николаевича «После бала» построен на противопоставлении событий на балу и после него. Отец возлюбленной главного героя – полковник Петр Владиславович во время бала выглядит как любящий отец, примерный семьянин и просто хороший человек. После – выступает как командующий жестокой расправой над провинившимся солдатом.

Красочным литературным приемом Толстой показал, что никакое насилие не может быть оправдано. Оно, по сути своей, противно Богу. Также неприемлемо разделение людей на достойных и презираемых. У героя рассказа Ивана Васильевича тут же проходит влюбленность в Вареньку, когда он понимает, какой лицемер воспитал ее. Очень поучительное произведение, которое заставляет задуматься.

Крейцерова соната

Рейтинг: 4.5

Крейцерова соната

Восьмое место эксперты отдали пронзительному рассказу Толстого «Крейцерова соната». Автор в поезде слышит историю семейной жизни и трагедии героя произведения Позднышева. Срабатывает «эффект попутчика», и звучит чудовищная история о том, как из-за безобразной ревности герой убивает свою жену и мать своих детей. Суд оправдывает это убийство, но преступник наказывает себя сам. Наказывает муками совести и пониманием, как отсутствие жизненного стержня и гордость уничтожает в нем моральные устои.

В своих отзывах читатели рассказа единодушны в том, что произведение удивительно современно. В героях сюжета каждый узнает себя, своих родных и знакомых. За сотни лет не изменились человеческие пороки. Поменялся антураж, далеко шагнул вперед технический прогресс, но души людей остались прежними. «Если бы я не знал, что это рассказ Толстого, то подумал бы, что читаю рассуждения кого-то из известных блогеров», – пишет один из изумленных поклонников таланта Толстого.

Кавказский пленник

Рейтинг: 4.5

Кавказский пленник

Короткий приключенческий рассказ Толстого о разном отношении и поведении людей в испытаниях. Жилин – оптимистичный, храбрый, умный, с четкими понятиями о чести и мужских поступках. Его товарищ Костылин – полная ему противоположность. Оба юноши попали в плен к чеченцам во время войны за присоединение к России Северного Кавказа в 1817-1864 гг. И тот, и другой освобождаются из плена, но один с честью, сохранив человеческий облик, а второй – разорив свою семью, собиравшую выкуп.

Рассказ множество раз был экранизирован. Самая известная версия – «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, где его сын сыграл роль Ивана Жилина. Поднятая Толстым проблема не теряет актуальности. Да, жизненные драмы порой случайны, но выход из них зависит от внутреннего стержня, характера и выбора. Можно предать, сдаться, ныть, а можно, не теряя благородства, искать выход и бороться.

Смерть Ивана Ильича

Рейтинг: 4.4

Смерть Ивана Ильича

На последней строке рейтинга расположилась пронзительная повесть о болезни и смерти судейского чиновника Головина Ивана Ильича. Толстой устами главного героя переосмысливает свою жизнь, отрицает, а после осознает неизбежность смерти. И это осознание в корне меняет понимание всего пройденного жизненного пути.

Произведение достаточно короткое, но получившее признание от известных критиков. Например, В. Набоков писал, что это произведение для него является совершенным и одновременно самым сложным у Льва Николаевича. А В. Стасов отметил, что «Ни у одного народа, нигде на свете нет такого гениального создания. Все мало, все мелко, все слабо и бледно в сравнении с этими 70-ю страницами». Оказала влияние повесть и на творчество гениального режиссера Акиры Куросавы – именно ею он вдохновлялся при написании сценария к фильму «Жить».

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Дохни́ на меня, хоть винца понюхаю… Ф.Толстой во время епитимьи

*

— Говорят, что ты, Алексей Петрович,
иногда-таки хитришь? — спросил Александр
I
талантливейшего русского военачальника, соратника Суворова и Кутузова, героя
войны 1812 года генерала Ермолова.

— Вашего веку человек, государь, — ответил
генерал.

*

Однажды
Фёдор Иваныч так всех достал своими шулерскими выходками, что его отправили с
глаз долой — с посольством в Японию. На шлюпе под командованием капитана
Крузенштерна. Но, по вине крайне безнравственного поведения Толстого на
корабле, начальник экспедиции камергер Резанов, известный нам по рок-опере
«Юнона и Авось», высадил проштрафившегося и провинившегося пассажира в районе
Камчатки (1804). Откуда тот по гряде Алеутских островов, далее через канадское
побережье (о-ва Ка́дьяк, Ситха), — с его же не совсем правдоподобных рассказов,
— перебрался на Аляску. За что и был прозван Американцем.

Толстой
пробыл некоторое время в русской Америке. Объездил от скуки Алеутские острова.
Посетил дикие племена Тлинкитов — Колошей (от слова «колюжка» — кость-украшение
в нижней губе), с которыми ходил на охоту. И возвратился через Петропавловский
порт сухим путём в Россию. Татуированный с головы до ног. Воплощая
свойственную, общую толстовскому роду «дикость», по словам двоюродного
племянника Американца — Льва Николаевича, — после смерти дяди ещё долгое время
поддерживавшего отношения с его вдовой и дочерью.

Вообще родовое
древо графов Толстых напоминает знаменитый дуб из «Войны и мира». И чем удалённее
простирались ветви от ствола, тем беднее становились семьи, мельче их поместья.

Семья
нашего героя владела имением в Кологривском уезде Костромской губернии. Отец,
Иван Андреевич, вышел в отставку генерал-майором, зажил помещиком. Избирался
предводителем кологривского дворянства. Женился он на девице из рода Майковых,
у них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Сын Фёдор появился
на свет 17 февраля 1782 года.

«Дома
он одевался по-алеутски, и стены его были увешаны оружием и орудиями дикарей,
обитающих по соседству с нашими Американскими колониями… Толстой рассказывал,
что Колоши предлагали ему быть их царём», — писал критик и сослуживец Американца
Фаддей Булгарин.

Остался
бы и царём, добавлю я, с него станется — не он первый. Тому имеются достоверные
сведения (естествоиспытатель Тилезиус). К примеру, на кокосовых островах Южного
полушария вполне себе прилично, — по туземным понятиям, — жили не тужили беглые
англичане и французы. Да не позволил тяжёлый нрав — граф Толстой был человеком
неуёмным и непоседливым, если не сказать преступным. Да и выбросили его с судна
не в тёплых Южных широтах.

К тому
же и царём предложили стать лишь по странному стечению обстоятельств. Почему-то
раздумав зажарить и попросту слопать «благовоспитанную особу» — благородного пленника.

В
небольшом городке Северо-западного побережья, куда по крайне голодной нужде
забрёл Федор Иванович, владельцу местной газетёнки пришла в голову идея
устроить денежный конкурс на самый короткий рассказ. В котором обязательно
должны были присутствовать все признаки литературного произведения: вступление,
развитие событий, кульминация, эпилог и назидательный смысл между строк, не
иначе!

Первое
место занял следующий рассказ Фёдора Толстого, ставший популярным анекдотом: «“Закурим!”
— сказал Джон, садясь на бочку с порохом. Покойнику было 40 лет».

Но… Шутки
в сторону — дело-то серьёзное: высадиться на неизвестном острове. С минимумом
провианта, «на шаг от пропасти» под наблюдением спрятавшихся за ближайшими кустами
дикарей. В придачу с корабельным проказником-орангутангом. Насчёт которого ещё
долгие годы хвостом увивались за хозяином сомнительные истории нешуточного
свойства… Правда, не те, что Вы подумали, уважаемые и просвещённые читатели. Американец
«всего лишь» съел своего человекообразного друга. Хотя и это выдумка, со слов
старого знакомца Толстого — князя П. Вяземского.

Впоследствии
дочь Фёдора Ивановича (единственная из 12-ти рождённых детей достигшая зрелого
возраста), Прасковья Перфильева, влиятельная московская барыня, в память
орангутангу своего отца также постоянно держала при себе небольшую обезьянку. Вот
тебе, студент-психолог, и тема будущей диссертации: «Благообразность
человеческого поведения под влиянием дружбы с приматами на отчаянном примере гвардии
поручика Преображенского полка Фёдра Толстого-Американца».

Отчаяние
своё он в полной мере проявил в войне со шведами при взятии Барклаем-де-Толли
Вестерботнии (1808). И далее при выступлении армии обратно в Петербург. Успев
два раза посостязаться на дуэли — для себя успешно, в отличие от соперников. И
всё то ли из-за ревности к чухонке. То ли (что более правдиво) ввиду нелицеприятного
поведения за бостонным столом, банкуя в гальбе-цвельфе. За что по праву был арестован
и разжалован в солдаты.

Но
Американец не был бы Американцем, ежели в 1812-м не возвернул назад чины и
ордена. Вплоть до Георгия IV
степени! С безумной храбростью воюя ратником в московском ополчении. Лицом к
лицу встретив француза под Бородином уже в звании полковника.

Куда не достанет меч законов, туда достанет
бич сатиры

Ссора Фёдора
Иваныча с Пушкиным произошла, по одному мнению, из-за нечестной игры шулера-Американца.
После Отечественной войны вышедшего в отставку «героем и интересным человеком» и
занявшего видное место в московском светском обществе, — рассказывал мемуарист
С. Л. Толстой (сын Льва Николаевича).

Дамы,
шурша нарядами, неустанно бегали за ним. Однако поведение его не изменилось к
лучшему: он развёл ещё более широкую карточную игру. И опять у него были дуэли —
много!

По
другому мнению (Лернер) ссоре послужило обидевшее Пушкина письмо Толстого к его
товарищу А. Шаховскому.

Пушкин
был злопамятен на «царапины, нанесённые ему с умыслом» (Вяземский). И, почитая
мщение одной из первых христианских добродетелей, «закидал издали Толстого
журнальной грязью», — по словам самого Александра Сергеевича. Взбешённого
неимоверно, до «уголовного обвинения», выходящего за пределы поэзии: злым, тяжеловесным
толстовским пасквилем на «Чушкина»-Пушкина. Что вполне соответствовало
характеру своевольного Американца. Не чтившего и не признававшего авторитетов.

Есть ещё
соображение, почему Пушкин затеял тяжбу. Дескать, Американец
распустил слух, будто в ходе обыска у поэта, по приказу императора Александра I, осерчавшего
на гения, герой Отечественной войны Милорадович, серб по происхождению, высек А.С.!
Что было совершенно несправедливо — великодушный Милорадович не только не высек
поэта, но и склонен был простить ему написание оды «Вольность».

Однако
внутреннее положение государства требовало принятия мер — и Пушкин
отправился в Кишинёв, где и заболел гнилой горячкой. Правда, «великим шарлатаном»
Пушкин всё-таки Американца нарёк — в «арзрумских тетрадях» (1830). Сравнивая с Толстым
«проконсула Кавказа», как на древнеримский лад, — с лёгкой руки великого князя
Константина Павловича, — величали современники генерала А. П. Ермолова. Находившегося
в Грузии. В опале.

Ранее
же, не зная источника клеветы про Милорадовича, Пушкин был совершенно потрясён,
считая себя бесповоротно опозоренным, а жизнь свою — уничтоженной. Не видя, на
что решиться: покончить ли с собой или убить самого императора как косвенного
виновника сплетни (о, как это по-пушкински!) — он бросился к Чаадаеву. Здесь
нашёл успокоение: Чаадаев доказал ему, что человек, которому предстоит незаурядное,
великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих нечестивых гонителей.

Ссора
эта длилась несколько лет (с 1820), что А.С. изобразил впоследствии в повести «Выстрел».

Пушкин
неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами. То исключая-вымарывая
стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно
не желая «повторять пощёчины». То намереваясь выставить Толстого «во всём
блеске» в 4-й главе Онегина. В конце концов, по возвращении из ссылки в столицу
(1826), поручил своему другу «Фальстафу» Соболевскому вызвать обидчика на дуэль.
(К счастью, Толстой в то время не был в Москве.) И… вскоре помирился с
Американцем.

«Почему
Толстой пошёл на примирение? Не потому, конечно, что боялся быть убитым или
раненым. Может быть потому, что дуэль с Пушкиным угрожала ему разрывом с
людьми, дружбою которых он особенно дорожил, — с Вяземским и Жуковским» (С. Л.
Толстой
, 1926).

В 1829
году Фёдор Иванович даже сватал Пушкина к Гончаровой. Правда, в тот раз
неудачно, но это уже другая история, хотя…

Вот бы
Дантесу, господа, хоть каплю, толику того благородства, что проявил Американец!
Толстой не был жесток по натуре, — продолжает биограф: — его жестокость
проявлялась лишь под влиянием страсти или гнева. И у него бывали порывы
великодушия.

Посему переставший
исправлять «ошибки фортуны» — сиречь жульничать — Зарецкий, «некогда буян», прототипом
которому был Фёдор Иванович, появился не в 4-й, а в 6-й главе «Онегина». Когда великий
игрок-бретёр с величайшим поэтом-бретёром были уже дружны. Оба вспыльчивы, бешеного
темперамента. Но умевшие сохранить хладнокровие в решающую смертельную минуту.
Два насмешника, острых на язык. Оба — Пушкин и Толстой — потомки славных, но
обедневших семейств.

Упитые вином, мы жаждем одного тебя

«Ведь
это какая отчаянная башка, надо знать! Картёжник, дуэлист, соблазнитель; но
гусар душа, уже истинно душа!» — изображал Л. Н. Толстой графа Турбина в «Двух
гусарах», подразумевая Американца.

Вообще
же, был Фёдор Иваныч «добрым приятелем своих друзей» (Жуковский). И приятели
охотно давали ему поручения, причём важные: денежные, земельные, юридические,
заёмные. Которые он исполнял толково, исправно и добросовестно. При этом все
его возмутительные проделки скрашивались необыкновенной привлекательностью. Каким-то
наивным и непосредственным эгоизмом и его гипнотической способностью заставлять
людей любоваться им и даже любить его.

Сам же
Толстой-Американец очень дорожил дружбой — «Надёжный друг, помещик мирный, и даже
честный человек» (Пушкин). Что видно из его не очень многочисленных, разборчивых
и без помарок, правда, «фантастической орфографии» (на предмет нелепостей и
ошибок) писем. Заполненных «ходячими сплетнями», тоской по бурной молодости и,
бывало, нецензурщинкой…

«Я живу
в совершенной скуке, грусти и пьянстве… Одна дочь Сарра как будто золотит моё
несносное существование; третий месяц или три месяца жена не оставляет
болезненное ложе своё, родив мне третьего мёртвого сына. Следовательно, надежда
жить в наследнике похоронена с последним новорожденным. Скорбь тебе
неизвестная, но верь, любезный друг, что весьма чувствительная» (из письма к В.
Ф. Гагарину
).

Перелом
в жизни — в сторону остепенения — произошёл к сорока годам. Вместе с отвыканием
от вина, «пьяноления», как он выражался. К сожалению, отказом-отвыканием временным
— не помогла тому и епитимья.

Не прекратил
также вести крупную карточную игру. Однако перестал играть недобросовестно. Покуда
если бы продолжил шильничать-передёргивать в Английском клубе, членом которого состоял,
Толстого оттуда исключили бы, выперли с позором.

Одновременно
к концу жизни стал он ханжески богомольным, по словам дочери Л. Н. Толстого М.
Каменской
.

Сам Лев
Николаевич утверждал, что Американец был богомолен и суеверен потому только,
что его мучили угрызения совести: Федя каялся, молился и клал земные поклоны,
стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
Впрочем, он был, как говорится, «добрый малый, для друга готов был на всё,
охотно помогал приятелям, но не советовал играть с ним в карты, говоря
откровенно, что в игре, как в сраженьи, он не знает ни друга, ни брата…» (Булгарин).

И под итогом нуль пиши…

Вот
некоторые о нём отклики:

Обжор, властитель, друг и бог!
Вяземский

*

…разгадывал характер и игру человека, по
лицу узнавал, к каким мастям или картям он прикупает, а сам был тут для всех
загадкой, владея физиономией по произволу. Такими стратагемами он разил своих
картёжных совместников.
Булгарин

*

Человек без всяких правил и не чтущий ни бога,
ни власти, от него поставленной. Сей развращённый молодой человек производит
всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня
беспощадно.
Н. П. Резанов

*

Природа на голове его круто завила густые
чёрные волосы; глаза его, вероятно от жары и пыли покрасневшие, показались
налитыми кровью; почти же меланхолический взгляд его и самый тихий говор его
настращённым моим товарищам казался смутным.
Вигель

*

Толстой молчит! — неужто пьян? Неужто вновь закуролесил? Денис Давыдов

*

Командуя баталионом, Толстой отличною своею
храбростью поощрял своих подчинённых, когда же при атаке неприятеля на наш
редут ранен Ладожского полка шеф полковник Савоини, то вступя в командование
полка, бросался неоднократно с оным в штыки и тем содействовал в истреблении
неприятельских колонн, причём ранен пулею в ногу.

Раевский — Кутузову

*

Он был не
глуп; и мой Евгений, не уважая сердца в нём, любил и дух его суждений, и
здравый толк о том о сём…
Пушкин

*

Он буйствовал, дрался, обыгрывал, уродовал людей,
разорял семейства лет 20 сряду…
А. И. Герцен

*

Помню его прекрасное лицо: бронзовое,
бритое, с густыми бакенбардами до углов рта и такие же белые и курчавые волосы.
Лев
Толстой

*

Человек как человек, пожилой, курчавый, с
проседью, лицо красное, большие умные глаза, разговаривает, шутит.
М. Ф.
Каменская

*

Как сильный человек, Фёдор Иванович
действовал обаятельно на некоторых своих современников, например, на Булгарина.
С. Л.
Толстой

*

На днях познакомился я с Толстым,
Американцем. Очень занимательный человек. Смотрит добряком, и всякий, кто не
слыхал про него, ошибётся.
Боратынский

*

Умён он был как демон и удивительно
красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить.
Ф.
Булгарин

*

Представитель школы безнравственности, развратитель
многих московских юношей того времени.
Граббе

*

Немногие умные и даровитые люди провели так
бурно, бесполезно, порой преступно свою жизнь, как провёл её Американец
Толстой.
А. Стахович

*

Мне лично были известны только хорошие
качества. Всё остальное было ведомо только по преданию, и у меня всегда к нему
лежало сердце…
Жуковский

*

Видел я свата нашего Толстого; дочь у него
также почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями,
переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически.
Пушкин
— о дочери Толстого Сарре, кот. вскоре умерла.

*

Его жизнь может служить живой иллюстрацией
того зла, которое причинял самодержавно-крепостной строй не только угнетаемым,
но и угнетателям…
С. Л. Толстой

*

— Граф,
вы передёргиваете, — сказал ему кто-то, играя с ним в карты, — я с вами больше
не играю.

— Да, я
передёргиваю, — резко ответил Фёдор Иванович, — но не люблю, когда мне это
говорят. Продолжайте играть, а то я размозжу вам голову этим шандалом!

И его
партнёр продолжал играть и… проигрывать. Ведь «только дураки играют на
счастье», — закончу я этот небольшой очерк словами Американца. Выходки и либертинская
бравада которого, конечно же, внесли определённый вклад в становление круга настоящих
свободолюбцев — потенциальных «декабристов».

Похоже,
что в роду с сильной кровью поток может следовать своим нормальным руслом на
протяжении нескольких поколений. А потом вдруг выйти из берегов или
низвергнуться водопадом — кто ж знал, что сын Ивана и Анны из костромской глуши
окажется самым необузданным человеком Российской Империи!

Необыкновенные
приключения Фёдора Толстого привлекали всеобщий интерес до конца его феноменальной
жизни, но… С течением времени воспоминания Американца понемногу начинали
путаться, пополняя череду невероятностей.

Когда в
1842 году газеты были полны сообщениями о трениях между британцами и французами
в Южном Пасифике, старый граф не без гордости заметил, что у него есть
основания предполагать, что нынешняя королева Таити Помаре — его дочь. В
действительности же экспедиция Крузенштерна никогда не проходила мимо Таити.

Фёдор
Иваныч, рассказывая о сибирских похождениях молодости, частенько вспоминал встреченного
им в пути старика, давно уже сосланного «на Севера». Утешавшего горе своё
сивухой и балалайкой. Дребезжащим, но выразительным голосом поющего куплеты,
обливаясь пьяными гремучими слезами. Вкладывая в это русское «Авось» всю силу народного
раздолья, воли, долготерпенья и собственно толстовских дикости и абсурда:

Не тужи, не плачь, детинка,

В нос попала кофеинка,

Авось проглочу!!!

1782—1846

Частное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 253 открытого акционерного
общества
«Российские железные
дороги»

Тема:
«Знакомство с жизнью и творчеством
Льва Николаевича Толстого». Подготовительная
группа.

Цель:
формировать представление о жизни и
деятельности великого русского писателя
Л. Н. Толстого.

Задачи:

Прививать 
любовь к чтению русской литературы на
примере  произведений Л. Н. Толстого; 
развивать интерес к личности 
писателя.
 Формировать речевую
активность, умение выражать свои мысли,
активно участвовать в обсуждении
литературных произведений; оценивать
поведение людей с позиции нравственных
норм.

Продолжить
воспитывать доброе отношение ко всему
живому

Развивать
речь, долговременную память, внимание.

Материал:
портрет
Л. Н. Толстого; ПК, проектор, экран,
презентация «Жизнь и творчество Л. Н.
Толстого», книги Л. Н. Толстого «Косточка»,
«Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и
собачка», «Филипок», «Рассказы о детях»,
«Басни и сказки»; грамзапись музыки Ф.
Шопена и русской народной музыки;
доска;
ромашка (один из символов России) с
наказами Л. Н. Толстого детям; птичка
чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм
старичка для мальчика, русские народные
костюмы для девочек, играющих в
инсценировках.

Предварительная
работа
:
рассматривание
иллюстраций, открыток о жизни Л. Н.
Толстого, о Ясной Поляне, чтение
произведений Л. Н. Толстого: “Девочка
и грибы”, “Косточка”, “Филипок”, “Два
товарища” и др.; просмотр мультфильмов
по произведениям Л. Н. Толстого,
театрализованная деятельность по
произведениям Л. Н.Толстого, разучивание
пословиц и поговорок о дружбе и Родине.

Предварительная
словарная работа:

«граф», « фортепиано», «гимназия»,
«университет», «юридические науки».

Форма
проведения –
беседа
с использованием компьютерных технологий.

Ход
НОД
Организационный
момент.
Дети
и воспитатель рассматривают выставку
книг Л. Н. Толстого.

Воспитатель.
Скажите, ребята, кто написал все эти
книги? (Ответы детей). —
Правильно, все эти книги написал Л. Н.
Толстой, великий русский писатель. Его
произведения читают во многих странах
мира. Обложка книги передаёт нам какой
– то эпизод из произведения. Посмотрите
на обложки книг, какие книги вам знакомы?
(Ответы детей).


В конце занятия, выполнив все задания,
из лепестков собрав ромашку,
один
из символов России,

мы познакомимся
с
наказами Л. Н. Толстого детям.

Просмотр
презентации «Знакомство с жизнью и
творчеством Л. Н. Толстого».

Рассказ
воспитателя

Воспитатель.
Посмотрите на портрет писателя: его
высокий лоб говорит об уме, глубоко
посаженные глаза — о проницательности,
широкая борода – как у доброго дедушки
(слайд
1)


Давайте познакомимся с жизнью и
творчеством Льва Николаевича Толстого:
Родился писатель в имении Ясная Поляна
Тульской губернии
(слайд
2)

Какое
название интересное! «Ясная» — что
вспоминается при этом слове? (Ответы
детей: солнце, тепло, ясный день, яркие
краски, прозрачный воздух.)


Значит, это место и было таким замечательным,
если Толстой говорил: «Без своей Ясной
Поляны я трудно могу представить Россию
и моё отношение к ней».

Отец писателя
граф
Николай Ильич Толстой, был участником
Отечественной войны 1812 г.

Матери своей

Марии Николаевны Волконской,
Лев
не помнил, ему было полтора года, когда
она умерла. Всё, что знал Лев о матери,
это рассказы других людей о хорошей и
доброй женщине. Мать знала четыре
иностранных языка, играла на фортепиано,
рисовала и была мастерица рассказывать
сказки.
По
матери Толстой был родственником А.С.
Пушкина
(слайд
3)


В семье графа Толстого было пятеро
детей: четыре сына (Николай, Сергей,
Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька.
Отец занимался хозяйством, воспитанием
детей, много читал. Он собирал библиотеку.
Мальчики были очень дружны, вместе
играли, гуляли, мечтали о счастливой
жизни для всех людей
(слайд
4).

Маленький Лёва любил читать произведения
Александра Сергеевича Пушкина и многие
его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии
Пушкина осталась у него на всю жизнь.
Пушкина он считал своим учителем, когда
занялся писательской деятельностью
(слайд
5).

Вопросы
воспитателя

  • Где
    родился Толстой?

Расскажите
о родителях Толстого.

  • Сколько
    братьев и сестёр было у Льва Николаевича?

  • Кто
    был любимым поэтом Толстого? (Ответы
    детей.)


В
семье Толстого любили театр и часто в
семейном кругу сами

устраивали
различные спектакли.

А сейчас первое задание и первый
лепесток ромашки с наказами Льва
Николаевича.

 Грустная
девочка садится за стол рядом с клеткой
(Варя Ч.), в которой находится птичка.

Воспитатель: У
Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу
не пел. Варя пришла к чижу.

Ребенок: «Пора
тебе, чиж, петь».

Воспитатель: «Пусти
меня на волю, на воле буду весь день
петь».

Воспитатель: Ребята,
объясните Варе, почему чиж не поет в
клетке? (Дети рассуждают,
что жить в клетке тесно, летать невозможно:
одно мученье. Вывод: нельзя мучить птиц,
животных, нужно живое все любить)

Выходит
ребенок одетый как старичок (Миша Б).

Воспитатель: Старик
сажал яблони (ребенок выполняет движения).
Ему сказали: «Зачем
тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь
плода, и ты не съешь с них яблочек».

Ребенок: «Я
не съем, другие съедят, мне спасибо
скажут». (Дети делают вывод: этот
рассказ Л. Н. Толстого учит нас делать
добро людям)


И вы зарабатываете второй лепесток.

Воспитатель: Мы
с вами будущие школьники
и
сейчас вспомним еще один рассказ Л. Н.
Толстого.


Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу
и дала книгу кукле, будто школа.

Ребенок
(Эмилия
Г.)
: 
Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б — Бе.
Смотри, помни! (Дети делают вывод: надо
учиться).


Молодцы, ребята и вы зарабатываете
третий лепесток ромашки.

Воспитатель.
Первоначальное
образование он получил дома, как принято
было тогда в дворянских семьях. Затем
вместе с братьями и сестрой переезжает
в город Казань и поступает в Казанский
университет

(слайд
6).

Молодому
Льву Толстому хотелось проверить себя,
храбрый ли он человек, и увидеть своими
глазами, что такое война,
он
вместе с братом Николаем поступил на
военную службу и поехал служить на
Кавказ, а затем в Крым
(слайд
7).

Толстой был
храбрым и мужественным воином, участвовал
в различных боевых действиях.

За доблестную службу Лев Николаевич
награждён

орденом святой Анны «За храбрость»
и медалями «За защиту Севастополя».
Свои впечатления, а также подвиги героев,
своих товарищей, он отразил в книгах,
которые учат нас любить свою Родину,
стойко и храбро защищать ее от врагов
(слайд
8).
Вопросы воспитателя

  • Где
    учился Толстой?

  • Почему
    он оставил университет?

  • Каким
    воином показал себя Толстой?
    Давайте,
    вспомним, какие вы знаете пословицы и
    поговорки о Родине и дружбе?

·         Нет
ничего краше – чем Родина наша;

·          Если
дружба велика, будет Родина крепка.

·         Кто
служит Родине верно, тот долг исполняет
примерно.

·         Родина
– мать, умей за нее постоять;

·         Кто
с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

·         Нет
друга – ищи, а нашел – береги;

·         Родина
любимая — мать родимая.

·         Все
за одного — один за всех;

·         Сам
погибай, а товарища выручай.


Молодцы. И вы зарабатываете четвертый
лепесток.


Уволившись из Армии, он приехал в Ясную
Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.
В
Ясной Поляне Толстой открыл школу для
крестьянских детей, где сам вел уроки
с несколькими постоянными учителями.
Затем
помогает открыть ещё более 20 школ в
окрестных деревнях (
слайд
9).

Учебников
для крестьянских детей тогда не было,
и Толстой занялся составлением «Азбуки»,
по которой затем учились грамоте многие
поколения.
Толстой
бесконечно любил детей, именно его
любовь к «маленьким мужичкам», как
именовал он крестьянских детей, и
проявилась в «Азбуке»
(слайд
10)

Воспитатель.
Лев
Николаевич был сильным и крепким,
здоровым человеком. Любил прогулки
пешком или на велосипеде, был опытным
наездником, зимой катался на коньках.
Всю свою жизнь он трудился: писал книги,
разводил пчёл, сажал деревья в саду и
в роще
(слайд
11).

Он
легко поднимал гири, играл в шахматы, в
русскую народную игру «Городки»
(слайд
12).
Давайте
и мы с вами немного поиграем.

Дидактическая
игра «Кто больше произведений Л. Н.
Толстого назовет».
Дети
встают в круг и передают мяч друг другу,
называя произведения Толстого. (Дети
зарабатывают пятый лепесток ромашки
с наказами Льва Толстого)

Воспитатель.
На фотографии мы видим Толстого в
просторной крестьянской одежде:
свободная, просторная, подпоясанная
ремнём рубаха. Ему было в ней удобно
работать. Толстой умел косить траву,
пахать землю. Труд крестьянина был ему
знаком, он с удовольствием трудился в
поле
(слайд
13) Вопросы воспитателя:

Чем
он стал заниматься в Ясной Поляне?

(Ответы
детей).

  • Как
    называлась книга, которую написал Л.
    Толстой для крестьянских детей?

    (
    Ответы
    детей)

Воспитатель.
Толстой очень любил народную музыку,
особенно игру на балалайке
(слайд
14).
Слушание
русской народной мелодии.

Хоровод
«Берёзка».

Воспитатель.
Берёзка в белом сарафане,
Весною
водит хоровод.
(Ритмично
ходят по кругу)
Звенит
серёжками так нежно
(Ритмично
встряхивают кистями рук).
И
птичек в гости всё зовёт.
(Делают
взмахи руками.)

Раскроет свои руки
– ветки
(Руки
вверх, пальцы раскрывают, опускают руки)

Опустит
ветки
(Руки
вниз).
,
Подставит
солнышку листочки

(Руки перед собой, ладони раскрывают)

Чтоб
лучик на ветвях повис.

(Опускают кисти рук вниз).

Воспитатель.
Любимым композитором у Толстого был
Фридрих Шопен. Писатель сам играл на
фортепиано и в молодости даже сочинил
вальс

Показ
слайда: «Толстой за фортепиано» и
портрета Шопена
(слайд
15),

слушание музыки Ф. Шопена.

Воспитатель: Ребята,
давайте вспомним, какие еще рассказы
Л. Н.Толстого вы знаете и чему они учат
нас с вами.

Литературная
игра “Назови, из какого рассказа
 отрывок”

 1.
«…Стало Филипку скучно одному, бабушка
заснула, а он стал искать шапку. Своей
не нашел, взял старую, отцовскую и пошел
в школу…».

(«Филипок»)


И вы зарабатываете шестой лепесток
ромашки.

2.«…Котят
было пять. Когда они выросли немножко
и стали вылезать из-под угла, где вывелись,
дети выбрали себе одного котенка, серого
с белыми лапками, и принесли в дом…»
(«Котёнок»)
(слайд
16) —
Седьмой
лепесток.

3.«…Беда
в том, что в сливах есть косточки, и если
кто не умеет их есть и проглотит косточку,
то через день умрет. Я этого боюсь…».

(«Косточка»)
(слайд
17) —
Восьмой
лепесток.

4.
«…Старшая девочка кричала: «Брось
грибы!», а маленькая девочка думала, что
ей велят собрать грибы, и ползала по
дороге…».

(«Девочка
и грибы»)
(слайд
18). —
Девятый
лепесток.

Воспитатель: Много
произведений мы вспомнили. А чему учит
Лев Николаевич в них? (ответы детей).

Правильно, книги Толстого учат нас быть
настоящими товарищами, честными,
отважными, отзывчивыми на чужую боль и
беду, не бросать друга в беде, стараться
из любой трудной ситуации найти выход.
(Дети прикрепляют последний лепесток
к ромашке.)

После
смерти писателя в Ясной Поляне былоснован
музей в 1921 году
(слайд
19, 20).

Воспитатель: Ребята,
посмотрите, что получилось: ромашка
(один из символов России) с наказами Л.
Н. Толстого детям. Послушайте, что у нас
получилось:

Лев
Николаевич …Толстой,

Любил
детей он всей … душой.

Учил
он старших … уважать,

А
малышей … не обижать.

Учил
живое все … любить

И
непременно добрым… быть.

Чтобы
желание … трудиться,

Не
позволяло нам … лениться.

Не
нужно жадным … быть,

И
всегда правду … говорить.

Воспитатель: Вот
и подошло к концу наше занятие. Много
нового и интересного узнали мы о жизни
и творчестве великого русского писателя
– Льва Николаевича Толстого, которого
помнят до сих пор.

Итог
занятия.


  • Каким человеком был писатель Толстой?
    (Ответы
    детей).


  • Чем мы сегодня занимались? Что больше
    всего вам понравилось? — Что вам
    показалось трудным?
    Мне
    понравилось, как вы сегодня работали,
    думали и отвечали на вопросы.


В заключение занятия хочу подарить вам
раскраски по произведениям Льва
Николаевича Толстого. Из каких произведений
эти раскраски? (Ответы детей: «Косточка»,
«Два товарища», «Собака и её тень», «Варя
и чиж» и др.)

Список
литературы:

  1. Толстой
    Л. Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были».
    Издательство «Проф – пресс», 2012

  2. Детская
    литература. Учебное пособие. /Под ред.
    Е. О. Путиловой. – М., «Академия», 2014. –
    189 с.

  3. Детская
    литература. Выразительное чтение.
    Практикум Учебное пособие. / Под ред.
    Т. В. Рожковой. – М., «Академия», 2014. –
    261 с.

  • Рассказ профессора редько на канале караулова
  • Рассказ профессия айзека азимова
  • Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать
  • Рассказ профессия моего папы
  • Рассказ про ярославль 1 класс