Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Тема: к.д. ушинский. проказы старухи зимы. сказка. цели: 1. отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о

Тема: К.Д.
Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Цели:

  • 1.
    Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить
    учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся
    о зиме, о признаках зимы.
  • 2.
    Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
  • 3.
    Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: таблички
с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами,
разноцветные слоги, пословицы, разноцветные пирамидки, картинки о зиме,
вертушки, подвешенные на потолке в классе, компьютер.

Программа: программа
для коррекционной школы 8 вида.

Учебник:
«Книга для чтения», учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М.
Гусева.

Тип урока: урок
получения новых знаний.

Форма
урока:

традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные
связи:

математика, русский язык, развитие речи.

Дифференцированный
подход
:
слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику;
работают по другим карточкам, чем остальные.

Ход урока.

1. Орг.
Момент.

— Добрый день!
Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой,
которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (слайд №1) (У тучек
разное «настроение» — грустное, среднее, веселое).

2.
Разминка.

1)
Дыхательная гимнастика.


  • Вдох — носом, выдох — через рот.

  • Вдох, задержка дыхания, выдох.

  • Вдох, выдох, задержка дыхания.

2)
Разминка для глаз.

  • А) —
    зажмурьте глаза, а потом откройте.

  • сделайте круговые движения глазами:
    налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.

  • вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к
    носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  • Б)
    Работа по таблице. (слайд №2)

  • Назовите цвет кружков по цепочке.

3) Речевая
разминка и для развития поля зрения. (слайд №3)

Работа по
таблице.

Дети смотрят на точку в середине пирамидки и читают слоги, написанные по краям,
затем идет «наращивание» согласных. Сначала — Т, затем — Р.

3.
Проверка домашнего задания.

— По какой теме мы
читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 4)

Проверка
домашнего задания
— чтение стих-я А.С. Пушкина «Зимнее утро»
наизусть, слабочитающие ученики — хорошее чтение стих-я.

Выставление
оценок.

4. Новая
тема.

1.
Введение в тему.

А) Беседа.

  • — Мы
    продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.

  • Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №5, проверка правильности
    выполнения задания)
  • -Какой
    сейчас месяц? Какая погода?

Б) Работа с
доской.

  • — Давайте
    вспомним признаки зимы.

На доске —
карточка с надписью «зима», вокруг карточки со словами: мороз, снег,
метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

— Надо соединить
признаки зимы со словом «зима». Учитель соединяет, при это специально
допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор. К доске — 1-2
ученика. (слайд №6, проверка правильности выполнения задания)

— Молодцы, хорошо
знаете признаки зимы. Посмотрите на вертушки и найдите картинки, относящиеся к
зиме.

В) Работа по карточкам.

Зима.

Побелели
поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом
покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам.
Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила.
А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут
кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

— Прочитайте текст
вполголоса. Зачеркните лишние предложения . объясните свой выбор. Прочитать
вслух восстановленный текст.

Другой
набор карточек — для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле..
поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает
по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые
шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк…
льду.

— Прочитать текст
вместе с окончаниями. (слайд №7, проверка правильности выполнения задания)

Физминутка.

Игра
«Золотые ворота»

Учитель с одним из
учеников держутся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только
тот, кто назовет слово, словосочетание, предложение, относящееся к зиме. Каждый
ученик проходит 1-3 раза.

2)
Сообщение темы урока.

  • — А
    что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
  • — В
    классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, —
    ряд — зеленого, из них составьте слова.

Составленные слова
вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром.

(зима)

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=06b668bdc226ec8805369b9133ef8962

На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд
8)

  • — Сегодня мы с вами читаем сказку «Проказы старухи
    Зимы».
  • — А что значит сказка, чем сказка отличается от
    рассказа?

На доске — портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы
жизни. (слайд №9)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — знаменитый
русский педагог
. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости
и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил
и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны
выразительно, живым и ярким языком.

3) Словарная работа.

— Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые
слова, что они означают.

Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения
слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.

  • ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ — СТЕКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ — САНКИ
  • ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №10)

4) Чтение текста учителем. (слайд №11) (стр. 130-132)

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

5) Беседа по прочитанному.

  • — Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет
    зиму старухой?
  • — Как зима решила расправиться с птицами?
  • — Что сделали птицы?
  • — Как звери спасаются зимой от мороза?
  • — Что сделала зима с реками и озерами?
  • — Как спрятались рыбы?
  • — Как приготовились люди к зиме?
  • — Почему не боятся зимы дети?
  • — Почему зиме стало обидно?

Физминутка для глаз. «Пирамидка».

— Найти одинаковые пирамидки, сосчитать, сколько у пирамидок кружков
синего, красного и т.д. цвета. (В разных местах класса развешаны рисунки с
изображением разноцветных пирамидок, у которых кольца разного цвета).

5. Закрепление. Работа над текстом.

1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине
слова.

2) Найдите в тексте и прочитайте:

  • — как спасались от зимы птицы
  • — что сделали звери, чтобы защититься от холода
  • — как спрятались рыбы
  • — как подготовились к зиме люди
  • — о зимних забавах детей

3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать
следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)

  • ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
  • МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
  • ЗИМА — НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.

4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

Релаксация.

Реснички
опускаются,

Глазки
закрываются.

Мы спокойно
отдыхаем,

Сном волшебным
засыпаем,

Дышится
легко…ровно…глубоко…

Наши руки
отдыхают,

Ноги тоже
отдыхают,

Отдыхают,
засыпают.

Шея не напряжена и
расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно
расправляется.

Дышится
легко…ровно…глубоко.(пауза)

Мы спокойно
отдыхали,

Сном волшебным
засыпали,

Но пора уже
вставать.

Крепче кулачки
сжимаем,

Их повыше
поднимаем.

Потянуться!
Улыбнуться!

Всем открыть глаза
и красиво сесть.

6. Итог урока

  • — Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
  • — Что больше всего понравилось? Запомнилось?
  • — Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к
зиме.

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ,
СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ,
БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. (слайд №15)

— Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас
сейчас.

Домашнее задание. Выставление оценок. (слайд №16)

На чтение 9 мин. Опубликовано

1. Перечитай первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха-зима? Изменилась ли она к концу сказки? Найди ответы. Подчеркни.

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

2. Перечитай сказку и заполни таблицу словами из текста.

До кого добиралась старуха-зима, кого донимала? Как животные и люди встречали зиму и морозы?
птицы собрались стайками и улетели на юг или спрятались в теплые места
звери теплые шубы, спрятались в норы, прыгают и не мерзнут, впали в спячку, в теплых хлевах
рыбы ушли вглубь, под ледяной кровлей еще теплее стало
люди топят печки, одевают теплые одежду, дети радуются и играют

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуемая литература Обсуждение материала Популярное Курсы профессиональной переподготовки, Курсы повышения квалификации, Переподготовка по физической культуре в Красноярске, Профессиональная переподготовка Педагог дополнительного образования, Повышение квалификации по Математике в Отрадном Образовательные вебинары

  • Вебинар «Рисование сахаром как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Проблемное детское поведение, или Как помочь ребенку?»
  • Вебинар «Рисование зубной пастой как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Мастер-класс как современная форма профессионального обучения педагогов: эффективные техники и технологии проведения»
  • Вебинар «Рисование шерстью как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Все образовательные вебинары Поможем с выбором программы Подобрать

Русская сказка

О сказке

Сказка Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы»

В этой простой, но содержательной сказке, писатель учит детей тому, что со всякими бедами можно справиться. Необходимо знать о всех природных явлениях и катаклизмах, и тогда никакая стихия не страшна человеку. К борьбе за существование приспосабливается весь живой мир. И птицы, и звери находят способ выжить, и передают годами накопленные знания и опыт из поколения в поколение. Читать книги Ушинского, это обязательно узнавать что-то новое и полезное для себя. Насколько незатейливы тексты его рассказов и сказок, настолько глубоко их моральное и нравственное содержание, являющееся неотъемлемой частью русской литературы.

Краткое описание сказки «Проказы старухи-зимы»

В небольшой сказке автора говорится о том, как рассвирепела старушка-зима, и решила всех на свете заморозить. Старуха вредная, злая, все ей не нравится: ни пение птиц, ни шелест листьев, ни крики зверей и животных. Собралась она с силами, смела с деревьев все листья, напустила холода и стала приниматься за птиц. Птицы подумали-подумали, да и улетели в теплые страны, а те, которые остались, спрятались по гнездам и стрехам.

Зима еще пуще разозлилась, решила зверюшек лесных заморозить. Но не тут-то было! Звери к зиме подготовились, кто в спячку залег, а кто оделся в теплые пушистые шкурки. Звери по лесу бегают, корм себе добывают, греются. Домашние животные в теплых хлевах стоят, человек им сена на всю зиму припас, никакие морозы не страшны.

Хотела старуха-зимушка рыбешек заморозить, и тут у нее ничего не вышло: спряталась рыба под толщу льда, там и тепло, и уютно. Воздуха рыбе из прорубей хватает, а корм и на дне водоемов найти можно. Старуха-зима пуще прежнего злится, нагоняет морозы и стужу, дует холодными ветрами, воет вьюгами и метелями.

Читайте также:  Сказки о Весне картотека по художественной литературе на тему

Захотела она людей заморозить. Наслала такие морозы, что бревна в домах лопаются да потрескивают, окна покрылись причудливыми морозными узорами. А человеку хоть бы что. Дрова заготовлены с лета, топят люди печки, пекут блины да веселятся. Кому придется ехать, так одевают теплые тулупы да шубы, меховые шапки и рукавицы — никакой мороз не страшен. А если работать приходится на морозе, так от работы даже жарко становится. Зима думала, что хоть ребятишек ей удастся испугать стужей, но и им все ни почем: на коньках и санках катаются, в снежки играют, снеговиков лепят.

Писатель так красочно описывает действия лютой проказницы-зимы, рассказывает о сопротивлении птиц и зверушек, казалось бы, от неминуемой смерти, что читателю хочется всех спасти и обогреть. Это настоящий талант, дать в простой сказке высокое чувство человеческого достоинства и власти над могущественной природой. А зима тем временем злится…

Когда поняла зима, что никак ей не справиться, заплакала она горькими слезами. Потекли старухины слезы с крыш домов, значит, уже и весна скоро.

Немного об авторе

Константин Дмитриевич Ушинский известен не только как основоположник народного образования, но и как детский писатель. Им написано множество книг для детей, дающих необходимые энциклопедические знания в легкой учебной форме. Писатель и педагог, Ушинский большую роль уделял нравственному воспитанию подрастающего поколения, на наглядных примерах показывая моральные уроки, преподаваемые самой жизнью.

Его рассказы и сказки, как и «Проказы старухи-зимы», учат доброму и светлому, всему, что рано или поздно, обязательно пригодится в жизни человека.

Детская литература К. Д. Ушинского

Произведения писателя для детей стали хрестоматийными, они до сих пор изучаются в школах. Великий писатель и не менее выдающийся педагог писал, как для детей-школьников, так и для малышей, только-только выучивших буквы. Такие сказки и рассказы автора состоят всего из несколько предложений, но и они несут смысловые знания и жизненные уроки.

Читайте текст рассказа русского писателя Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы» онлайн, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Константин Ушинский — Проказы старухи-зимы

Ушинский Константин Дмитриевич

Проказы старухи-зимы

Константин Дмитриевич Ушинский

Проказы старухи-зимы

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Читайте также:  Конспект урока по литературе на тему: «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»(5 класс)

— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: К.Д. Ушинский . Проказы старухи Зимы. Сказка . Учитель начальных классов ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интерната VIII вида ст-цы Родниковской Козликина О.С.

Слайд 4

Декабрь Январь Февраль

Слайд 6

Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила . Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду.

Слайд 7

ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ

Слайд 8

К.Д. Ушинский ( 1824-1870 )

Слайд 9

ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ ОКОННИЦЫ — СТЕКЛА В ОКНАХ САЛАЗКИ — САНКИ ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ

Слайд 11

ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ .

Слайд 12

МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ .

Слайд 13

ЗИМА — НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА

Слайд 14

Спасибо

Конспект  интегрированной
организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому
развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе с использованием
 игровых и здоровьесберегающих технологий.

       
                     
                     
                     
  Воспитатель: Клочко

       
                     
                     
                     
Оксана Викторовна

Цель: Уточнить
и расширить представления детей о зиме.

Задачи:

  • Развивать
    способность к наблюдению;
  • Развивать
    диалогическую речь;
  • Учить
    употреблять в речи сложные формы предложений;
  • Развивать
    ассоциативное мышление детей;
  • Учить
    анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Показать
    богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга,
    позёмка, пурга, метель, буран).

Образовательные
области:

  • Познавательное
    развитие;
  • Речевое
    развитие;
  • Художественно-эстетическое
    развитие;
  • Физическое
    развитие.

Материалы
и оборудование: 
Магнитофон, запись «Метель»
Г.Свиридова, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со снегом,
иллюстрации по лексической теме «Зима».

Предварительная
работа:

Чтение: «Старик-годовик»
В.Даль, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский.

русских
народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза».

Познавательный
рассказ воспитателя:
 «Что бывает зимой?»

Разучивание: «Детство»
И.Суриков

Загадывание: загадок
о зиме, о зимних явлениях природы.

Наблюдение: в
природе

Рассматривание: альбома
«Зима»

Ход:

Воспитатель
читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):

       Растянулись по
небу серые тучи, и давай покрывать землю белым, пушистым снегом. Тонким льдом
покрылась река. Сосны и ели оделись в тяжёлые снеговые шубы, до самых макушек
нахлобучили снежные шапки. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. Солнце на
небо вышло, заискрились снежинки, выбежали дети на санках, да на коньках
кататься, в снежки играть. И такая тут потеха началась, что мороз не страшен!

-Ребята,
вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?

-По
каким признакам вы определили, что это зима?

-Что
за шубы и шапки на деревьях?

-Чем
покрылась река?

-Почему
деревья называют лесными богатырями?

-Отчего
заискрились снежинки?

-Как
вы думаете, у зимы есть запах?

-Чем
она пахнет? (морозной свежестью, снегом, смолистой елью…)

-Как
вы поняли слово «потеха»?

 (Потеха
– забава, развлечение).

-Как
вы можете объяснить пословицу «Делу – время, потехе – час».

Отгадайте
загадку:

Одеяло
бело, всю землю одело.
 (Снег)

-Как
называется явление природы, когда всё время идёт снег? (Снегопад).

-Какой
бывает снег? (Белый, пушистый, хрустящий, мокрый, холодный…)

Воспитатель
ставит перед детьми проблемную задачу:


почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Дети
рассуждают:

Снег
не пропускает холодный воздух, укрывает от ветра, под снегом теплее.

-Как
вы можете объяснить пословицу «Много снега – много хлеба».

Снег
защищает растения от мороза, весной он растает и напитает землю влагой, урожай
будет выше.

Исследовательская
деятельность:

Воспитатель
предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки

-маленький
комочек снега;

-большой
 комочек;

-средний
укутать в тёплую ткань;

-небольшой
комочек положить на пиалу, на белую ткань.

А
сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» и только в конце занятия, сделаем
выводы из нашего эксперимента.

Динамическая
пауза:

-Представьте
себе, что вы белые, лёгкие снежинки. Подул ветер, и полетели снежинки (звучит
лёгкая музыка, дети произвольно танцуют).

-Ой,
сколько снегу навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб, (дети
собираются в «кучу», сидят на коврике).

-Ребята,
а из чего состоит сугроб? (Из снега).


снег? (Из снежинок).

Какими
словами мы можем рассказать о снежинках? (Колючие, холодные, искристые,
как звёздочки, лёгкие, как пушинки…)

Давайте
представим, что нам на ладошку упала снежинка, попробуем её сдуть, не улетает.
Сожмём крепко кулачки, а теперь раскроем

 
     Покружилась звёздочка

 
     В воздухе немножко,

 
     Села и растаяла

 
     На моей ладошке.

Где
снежинка, во что она превратилась? (В капельку воды).

Воспитатель
предлагает детям сесть на стульчики, продолжает рассказ: Ребята, зима у нас
мягкая, солнце пригреет днём – снег начинает таять, а вечером опять подморозит
и вот уже улицы покрылись льдом, ходить скользко, люди падают.    
                     
                     
                     
                     
     Как называется такое явление природы? (Гололёд).

Гололёд
очень опасен и для людей и для машин, поэтому дорожки посыпают песком, чтобы
люди не падали.

-Ребята,
а какие ещё природные явления мы можем наблюдать зимой?

Дети
называют:

Пурга (очень
сильный ветер и снег), 
буран (сильный мороз, ветер и снег), вьюга (несильный
ветер и снег).

Послушайте,
как красиво написал о вьюге А.С.Пушкин:

 
     Вьюга мглою небо кроет,

 
     Вихри снежные крутя.

 
     То как зверь она завоет,

 
     То заплачет, как дитя.

 позёмка (ветер
поднимает снег у самой земли),
 метель (сильный ветер и снег).

Звучит
музыка «Метель» (композитор — Георгий Свиридов).

-Какие
ассоциации возникают у вас при  слушании этой музыки?

Выслушивает
ответы детей и делает вывод:

Как
богат наш русский язык! Сколько красивых слов для описания явлений зимней
природы в нём есть!

Затем
предлагает детям немного поиграть.

Игровое
упражнение «Что неправильно?»

 
     Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

 
     Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

 
     Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

 
     А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

 
     Быстро дайте мне ответ: это правда, или нет?

Воспитатель
предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.

Рассматриваем
с детьми результаты эксперимента:

-Маленький
комочек снега растаял совсем, большой стал рыхлым, потёк, но не совсем растаял,
а средний почти не растаял.

-Почему
средний комочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав
его).                    
                     
 
                   
                     
     Какие выводы мы можем сделать?

-Чем
больше снега, тем медленнее он тает. Когда мы зимой подсыпаем снег к корням
 деревьев, мы помогаем им перезимовать.

-Если
снег чем- то накрыть, он тает ещё медленнее. В старину, когда не было
холодильников – люди использовали плотный снег и лёд для хранения продуктов.

Подходим
к комочку, лежащему на белой ткани, он совсем растаял, на ткани видны крупинки
мусора.

Какой
вывод можно сделать из этого эксперимента?

-Несмотря
на то, что снег кажется белым и чистым, он совсем не такой и поэтому его нельзя
брать в рот, там могут быть микробы.

-Почему
ещё нельзя есть снег? (Можно переохладить горло и заболеть).

Воспитатель
благодарит детей за активную работу на занятии.

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин написал в 1916 году. В произведении автор затрагивает характерные для литературы этого периода темы любви и смерти. Несмотря на то что рассказ написан не по главам, повествование идет фрагментарно и состоит из нескольких частей, выстроенных не в хронологическом порядке.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Легкого дыхания», пройти тест на знание произведения.

Главные герои

Оля Мещерскаяюная гимназистка, была убита казачьим офицером, так как сказала, что не любит его.

Начальница гимназии

Другие персонажи

Казачий офицерзастрелил Олю из-за несчастной любви, «некрасивый и плебейского вида».

Классная дама Оли Мещерской

Краткое содержание

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами».

Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать». В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос». Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».

Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой», и даже пошли толки о ее ветрености.

«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу», дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия», Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне».

«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа». И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой», а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. <…> Приехал Алексей Михайлович. <…> Он остался, потому что был дождь. <…> Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. <…> Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. <…> За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств». Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Заключение

В рассказе Бунин противопоставляет главной героине Оле Мещерской начальницу гимназии – как олицетворение правил, социальных норм, и классную даму – как олицетворение мечтаний, заменяющих реальность. Оля Мещерская являет собой совершенно иной женский образ – девочки, примерившей на себя роль взрослой дамы, соблазнительницы, которой не присущи ни страх перед правилами, ни чрезмерная мечтательность.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Легкого дыхания», а прочесть рассказ в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Бунин написал рассказ «Легкое дыхание»?</h3>

    • <label>1913;</label>
    • <label>1914;</label>
    • <label>1915;</label>
    • <label>1916.</label>

(новая вкладка)Рассказ проказы старухи зимы ушинский читатьИллюстрация О. Г. Верейского

Экспозиция рассказа — описание могилы главной героини. Далее следует изложение её истории. Оля Мещерская — благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюблённых в неё гимназистов покушался на самоубийство из-за её ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья». Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув её, среди прочего, в том, что она одевается и ведёт себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещерская её перебивает спокойным сообщением, что она — женщина и повинен в этом друг и сосед её отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Продолжение после рекламы:

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, как её совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются её попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой. После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих её фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в её сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на её могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, — чёрные глаза, чёрные ресницы, длиннее обычного руки, но главное — лёгкое дыхание, и ведь у неё (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда есть?»

Пересказала Н. В. Соболева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Иван Алексеевич Бунин Рассказ «Легкое дыхание» Краткое содержание

Во всей мировой литературе существует несколько ведущих тем, к которым так или иначе обращается любой писатель. Наиболее популярными из них являются темы любви и смерти.

В творчестве И. А. Бунина любовь и смерть всегда тесно связаны между собой. Яркий пример представляет собой известный рассказ писателя — «Легкое дыхание».

Очень краткий пересказ рассказа «Легкое дыхание»

Гимназистка Оля Мещерская с пятнадцатилетнего возраста стала выделяться среди сверстниц красотой и женственностью. В последний год обучения ее позвала к себе начальница гимназии и попыталась упрекнуть в легкомысленном, недостойном для молодой девушки поведении. Оля спокойно выслушала все упреки, а затем призналась, что уже стала женщиной. Прошлым летом ее соблазнил брат начальницы — Алексей Михайлович.

Спустя месяц после этого разговора соблазнитель прямо на вокзале застрелил Олю. Он заявил, что девушка его обманывала, обещая выйти замуж. В оправдание своих слов он показал дневник Оли, в котором был описан день их первой близости.

На могилу гимназистки каждое воскресенье приходит ее классная дама. Оля стала для нее воплощением мечты, идеалом женщины с главным признаком неземной красоты — «легким дыханием».

Список и краткое описание героев рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Главные герои:

Оля Мещерская — очень красивая девушка семнадцати лет, обладающая бойким и живым характером. Оля — искреннее и по-детски наивное молодое существо. Она олицетворяет собой «легкое дыхание» самой жизни. Доверчивая девочка сталкивается с насквозь лживым миром взрослых людей и становится его очередной жертвой.

Второстепенные герои:

Алексей Михайлович Малютин — пожилой (56 лет) казачий офицер, убийца Оли. Старый извращенец представляет собой полную противоположность чистому образу девочки. Выдержка из ее дневника наглядно изобличает опытного «ловеласа», которому не стоило большого труда соблазнить мечтательную гимназистку.

Начальница гимназии— строгая чопорная женщина, бдительно следящая за поведением своих учениц. Она больше озабочена внешним видом и манерами гимназисток, чем их душевным состоянием.

Классная дама Оли — постепенно стареющая девушка, подчиняющая свою бесцельную жизнь какой-нибудь идеальной мечте. Очередной «выдумкой» для нее становится трагическая история погибшей гимназистки.

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно

На городском кладбище резко выделяется свежая могила, на которой установлен тяжелый крест из дуба. На кресте находится медальон с фотографией прелестной девушки — Оли Мещерской.

Оля с детства отличалась беспечным нравом, была одной из самых шаловливых и непокорных гимназисток. К пятнадцати годам стала заметна небывалая красота девочки. Оля всегда была в центре внимания: много танцевала, каталась на коньках, принимала ухаживания на балах.

В выпускном классе Оля стала еще активнее, «совсем сошла с ума от веселья». Начальница гимназии постоянно делала ей замечания, которые девочка совершенно игнорировала.

Однажды начальница в очередной раз вызвала Олю в свой кабинет, чтобы сделать ей, как обычно, выговор. Упреки относились к внешнему виду гимназистки: «взрослой» прическе, дорогим украшениям и одежде.

Внезапно Оля сделала шокирующее признание: она выглядит так, потому что уже является женщиной по вине брата начальницы — офицера Алексея Михайловича Малютина.

Через месяц на вокзале произошло убийство: Малютин на глазах множества людей застрелил девушку. На следствии он заявил, что Оля сама его завлекла, пообещав выйти замуж. Перед отъездом Алексея Михайловича в Новочеркасск гимназистка показала ему дневник, в котором не скрывала отвращения к своему совратителю. Этим офицер объяснил свой страшный поступок.

В дневнике действительно был подробно описан день «падения» Оли. Она была одна в доме, когда Малютин приехал в гости к ее отцу. Осанистый красивый мужчина произвел большое впечатление на девушку, которая незаметно уступила его расчетливому ухаживанию. В заключении Оля признавалась, что после случившегося чувствует только глубокий стыд и отвращение.

На могилу Оли Мещерской каждое воскресенье приходит ее классная дама. Эта женщина подолгу сидит напротив дубового креста и вспоминает прекрасную гимназистку, ставшую объектом ее мечтательного поклонения. Учительнице особенно запомнились наивные рассуждения Оли о сути женской красоты и ее главном отличительном признаке — «легком дыхании».

Кратко об истории создания произведения «Легкое дыхание»

Весной 1916 г. редакция газеты «Русское слово» обратилась к Бунину с просьбой написать что-нибудь для пасхального номера. Писатель согласился и задумался над сюжетом. Он вспомнил, как однажды, находясь на Капри, случайно зашел на кладбище и увидел могилу с фотографией очень молодой девушки. Взяв это за основу, Бунин с «восхитительной быстротой» написал «Легкое дыхание».

Вскоре рассказ был опубликован в апрельском номере «Русского слова».

В начале рассказа описывается могила главной героини – Оли Мещерской.

Эта девочка была из богатой семьи и считала себя счастливым человеком.

Оля была настоящей красавицей и обладательницей стройных ног и осиной талии. Она не прилагала усилий, в отличие от своих подруг, все ей давалось просто. В танцах Оля была лучше всех. Много поклонников крутилось около нее. Поговаривали, что в нее безумно влюблен парень из гимназии Шеншин. Говорили, что Оля тоже его любит. Но из-за того, что девушка была слишком ветрена, парень даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В свою последнюю зиму слишком веселым и беззаботным было поведение Оли. Начальница гимназии вызывала ее к себе и упрекнула за дорогие наряды и красивые прически. Она считала, что Оля еще не женщина, а всего лишь гимназистка и должна вести себя прилично и выглядеть скромнее. На ее слова девочка вежливо ответила, что она женщина. И что виновен в этом папин друг и брат начальницы Малютин.

Прошел месяц и девушку застрелил офицер. Следователю, офицер сказал, что Оля клялась быть его женой. А в день, когда он убил ее, она заявила, что просто издевалась над ним и дала прочитать дневник, в котором было написано о Малютине.

В дневнике подробно описывался день, в который Оля сблизилась с Малютиным.

Этот немолодой мужчина приехал к ним в дом, Оля была одна. Они гуляли по саду, затем зашли в дом. Девочка прилегла, делая вид что не здорова, Малютин подошел к ней и стал целовать ее. Оля написала, что почувствовала отвращение после случившегося к этому мужчине и ей будет тяжело это пережить.

Из рассказа можно сделать вывод, что не стоит быть слишком легкомысленными, следует считаться с чувствами окружающих людей.

Читать подробное краткое содержание рассказа Легкое дыхание Бунина

Первые строки произведения – описание могилы молодой девушки. Ясно, что появилась на кладбище она совсем недавно. Каждое последующее слово это подтверждает.

Девушку, что теперь покоится в этом гробу, звали Оля. Она была не только из благополучной семьи. Мещерская (такая фамилия у Оли) являлась самой обсуждаемой особой гимназии, в которой училась. Она имела все качества милой и идеальной девушки  – красивую внешность, аккуратную прическу, была изящна и обладала движениями, что были свойственны лишь ей. Всегда в ней преобладала нарядность, сочетающаяся с ярким блеском глаз.

Все эти качества отличали Олю Мещерскую от своих сверстниц, она выглядела в разы старше и казалась статной даже тогда, когда не прилагала для этого усилий. Вместе с тем, со временем девушка приобрела ветреность, она начала позволять себе то, чего не стоило бы. Оля не слушала классную даму, носила дорогие гребни и туфельки, обретала всё больше поклонников. Со временем такое неприемлемое поведение привело к тому, что Мещерская часто бывала в кабинете начальницы гимназии. Как-то раз на очередное замечание директрисы о том, что Оля ведет себя не как девушка, а как женщина, она ответила, что действительно женщина, а виной всему – брат директрисы.

Мещерская умерла через месяц после беседы. Её убил тот самый брат директрисы – Алексей Михайлович, не вынеся её действия. Девушка, провожая его, допустила ошибку, добровольно позволив ему прочитать её дневник. С первых строк, даже не дочитав до конца, злость захватила разум Алексея и он позволил себе выстрелить в Олю. Девушка погибла.

Алексей не переставал заверять: Мещерская обещалась стать его женой, любить и жить с ним. Но то, что она дала ему прочесть, полностью меняло представление о ней в глазах его. Дневниковая запись гимназистки потрясли и разочаровали мужчину. Кроме того, в тот день на вокзале Оля напрямую заявила, что нет чувств любви к некрасивому офицеру-казаку. А страница содержала полное описание ненавистного отношения Мещерской к Алексею Михайловичу.

Дневниковая запись – день из жизни Оли, когда она осталась одна дома. В тот день девушка почувствовала себя живой: гуляла по полю, бывала в лесу, заснула в кабинете отца. Свободе, заполнившей её сердце, не было предела. В тот день приехал друг её отца – Алексей Михайлович. Не застав главы семейства дома, он долго клялся в любви молодой девушке. Запись заканчивается словами о том, как Алексей несколько раз поцеловал её и прерывается на сожалеющих словах и словах ненависти.

Возвращаясь к могиле, основным действующим лицом становится моложавая женщина с сединой. Она, изящно одетая, приходит на могилу к Оле и подолгу сидит, смотря на крест. Она смотрит на фотографию мертвой девушки и ей кажется, что столько желания жить плещется в них. Так, в неподвижных раздумьях, сидит женщина до тех пор, пока не озябнут ноги.

Это классная дама Мещерской. Женщина, которая часто вдохновлялась одной только идеей. Сейчас в её голове крутился момент, который ей удалось подслушать из разговора Оли с подругой. В том разговоре Оля описывает важные качества женщины и называет её идеал – легкое дыхание. Оля четко произносит: «Не правда ли, есть во мне легкое дыхание?».

Когда ноги замерзнут или начинает смеркаться, дама, вздохнув, уходит с кладбища.

Оцените произведение: Голосов: 52

Читать краткое содержание Легкое дыхание. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Легкое дыхание

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Барто Вовка — добрая душа

    Вовка – пятилетний мальчуган, настроенный на добрые дела. Он здоровался с прохожими из окна квартиры по улице Садовой, объявил себя братом Кати, обеспокоенной тем, что ее некому защитить.

  • Краткое содержание Распутин Последний срок

    Восьмидесятилетняя старушка Анна умирает, но пока жива. Дочери знают об этом по запотевшему зеркалу, поднесенному к губам матери. Старшая дочь, Варвара, считает возможным начать отпевать мать

  • Краткое содержание Пиковая дама Пушкин кратко и по главам

    Повесть «Пиковая дама» рассказывает о человеке, который не смог утолить свое желание – получить как можно больше денег просто так. Германн обманом решил заставить графиню рассказать ему о трех картах. 8 класс

  • Краткое содержание Чехов Белолобый

    В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

  • Краткое содержание Ушинский Проказы старухи зимы

    В рассказе «Проказы старухи-зимы» К. Ушинский представляет зиму в образе злой старухи, которая с ненавистью относится ко всему живому в природе. Решила она сначала уничтожить птиц. Для начала истребила

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» Бунина поможет проследить сюжет интересной истории о жизни красавицы. Рассказ перенесет в мир веселья гимназической жизни, но станет скорбью по судьбе настоящей красавицы, не сумевшей сохранить себя для счастья.

Герои рассказа:

  • Оля Мещерская – красивая гимназистка. Девушку изнасиловал 56-летний мужчина. Красавица начала вести себя ветрено и была убита казачьим офицером.
  • <ачальница – руководитель женской гимназии, пытается перевоспитать Олю Мещерскую, но узнает о том, что ее брат лишил девушку невинности.
  • <азачий офицер – обманутый кавалер Оли, убил ее из ревности на привокзальной платформе.
  • <лексей Малютин – 56-летний мужчина, друг отца Оли Мещерской, изнасиловал девушку, когда она осталась одна в деревне.

Рассказ начинается с жуткого слова – на кладбище. Здесь стоит дубовый крест, «крепкий, тяжелый, гладкий». Время года – весна. Серый апрель обнажил памятники, голые деревья звенят под ветром. Фарфоровым отзвуком разносятся венки, положенные у креста. В центре креста расположилась фотография. Это медальон с портретом гимназистки. Радостный взгляд, живые глаза удивляют писателя. Это девушка — Оля Мещерская.

Девочка быстро формировалась как женщина. Природа одарила ее всем, что только могла дать.

«…она стала расцветать…при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди…». Писатель находит эпитеты для гимназистки: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Мещерская лучше всех танцует, быстрее бегает на коньках. За ней ухаживают на балах столько, что любая другая девушка могла бы позавидовать. Младшие классы любят ее опять же больше других. Девушка сначала просто слыла красавицей, затем пошла слава, что она ветрена. В Олю был влюблен гимназист Шеншин. Девушка довела его своей изменчивостью, юноша «покушался на самоубийство».

Зимой Оля «сошла с ума от веселья». На катке было снежно, морозно и весело. Беззаботная девушка казалась самой счастливой. Однажды, когда она бегала по залу от толпы первоклассниц, ее вызвали к начальнице. Мещерская мгновенно изменилась внешне. Начальница была молодой, но седой женщиной. Она восседала под портретом царя с вязанием в руках. Начальница по-французски поприветствовала ученицу. Она вызывала ее отчитать по поводу поведения. Девушка села на стул

«легко и грациозно, как только она одна умела». Ясный взгляд и живость в движениях не выражали никаких чувств. Начальница напомнила Мещерской, что вызывает ее уже не первый раз. Гимназистка рассматривала кабинет. Ей здесь все нравилось. Начальница сказала школьнице, что она выглядит как женщина. Начала она с прически. Оля ответила, что в этом виноваты ее волосы. Начальница начала распаляться. Не только хорошие волосы раздражали ее: дорогие гребни, туфельки. Начальница пыталась напомнить девушке, что она еще гимназистка и должна весть себя подобающе. Мещерская перебила ее и сказала, что она уже женщина. Причем виноват в этом брат начальницы – Алексей Малютин.

Прошел после разговора всего месяц. Олю застрелил казачий офицер. Он не выдержал насмешек девушки, убил ее на платформе вокзала. Оля вела дневник, она дала офицеру прочитать его на той странице, которая описывала связь с Малютиным.

Девушка пишет о том, как все произошло. Малютин приехал к отцу Оли, но не застал его дома. Мужчине 56 лет. Он ухаживал как галантный кавалер за красавицей, не сдержал своих порывов и сделал Олю женщиной. Она чувствует к нему отвращение и понимает, что у нее теперь «один выход».

На могилу Оли каждое воскресенье ходит классная дама. Одинокая женщина нашла в образе гимназистки свою новую мечту. Она вспоминает слова девушки о легком дыхании, которое должно быть у каждой настоящей красавицы. Легкое дыхание Мещерской рассеялось в мире.

В среднем, пользователи прочитывают текст за 4 мин. Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/legkoe-dyhanie
  • https://briefly.ru/bunin/legkoe_dyhanie/
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/bunin/legkoe-dyhanie
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/legkoe-dyhanie
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2201-legkoe-dyhanie.html

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Виталий Бианки, Константин Ушинский, Геннадий Снегирев
Лесные рассказы

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Рисунки И. Цыганкова.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Для младшего школьного возраста.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

© Бианки В. В., насл., 2018

© Паустовский К. Г., насл., 2018

© Пришвин М. М., насл., 2018

© Сладков Н. И., насл., 2018

© Снегирёв Г. Я., насл., 2018

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

К. Д. Ушинский

Проказы старухи зимы

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху[1]1

  Стри́ха, застри́ха – нижний край крыши, образующий навес.

[Закрыть]

забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, зверей пугают.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт; медведь в берлоге лапу сосёт; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла; под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

«Ну постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые, да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами передёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да ещё мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, те даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть, – и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Учёный медведь

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честны́м господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Леший

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Жители одной уединённой деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завёлся леший. Как только настанет ночь, так и пойдёт по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом.

Дети не только ночью, но и днём боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьёв да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.

– Погодите, бабы, – сказал он, – я вам лешего живьём принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерёт; вороны, сороки и галки, как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

– Филин! – крикнул тут один старик. – Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это всё филин проказит.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Спор деревьев

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

М. Пришвин

Как поссорились кошка с собакой

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Был вот тоже такой день, как сейчас. В марте месяце свет обнял всю Мос-кву, и у нас на полу в комнате тоже вот такое светлое горячее пятно.

Принесли к нам щенка спаниеля величиной со среднюю крысу.

Домна Ивановна, кошка наша, на шкафу стала готовиться к прыжку. Ей, конечно, было немного непонятно: крыса настоящая, но люди около неё, и как будто от этого тоже и не крыса.

А мы посадили щенка на пол и стали думать, как бы его назвать: сидит и сидит на месте, неуклюжий такой…

– Давайте Мишкой назовём, – сказала жена. – Мишка, давай походим!

Погладили его, и он встал на четыре ноги, наметился и прямо-прямо пошёл. Домна Ивановна вся собралась на прыжке и повела глазом за ним.

– Смотри это у меня! – погрозил я ей.

– Смотри за кошкой, – сказала мне жена, – как бы она не того!

– Ни его, ни того, – ответил я, – не знаешь ты спаниелей.

А Мишка дошёл до светлого пятна на полу, осветил себе головёнку, и в тепле остановился, и никуда не хотел больше идти.

Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость и положил ему под нос. Мишка нос свой отвёл от кости и ещё поудобнее замер в тепле.

А Домна Ивановна, увидев кость, сообразила: «Какая же это крыса!» И, заметив, что Мишка отвёл нос от кости, прыгнула со шкафа на пол и стала тихонько подбираться, чтобы стащить ненужную щенку кость.

Она отчасти была и права: согласно собачьим и кошачьим законам, у них если есть собственность, то надо её беречь, а если отвернулся – значит, и право на неё потерял.

Но Мишка не от собственности отвернулся: он хорошо помнил про кость. Он отвернулся к этому чудесному свету мартовского солнца над Москвой. Может быть, Мишка был тоже немного по-своему поэтом и горячий луч солнца на носу ему был дороже, чем вкусная кость.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

И, значит же, твёрдо держал он в душе свои права на кость, если в тот самый момент, когда Домна Ивановна подобралась к кости, он ринулся на неё с такой силой, с таким рёвом, что успел ещё нетвёрдыми и неострыми зубами вырвать клок шерсти из хвоста. Домна Ивановна неслась от него из комнаты в комнату, перепрыгивая стулья, кресла, диваны, и в конце концов забралась на высокий шкаф и оттуда рычала, а Мишка внизу лаял, высоко подняв кверху голову.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Наверно, с этого и началась когда-нибудь жизнь кошки с собакой: кошка убегает, собака догоняет. Тоже когда-нибудь вышел спор из-за собственности, и тоже так часто бывает, что мы, люди, у них это останавливаем. Теперь Домна Ивановна и Мишка в дружбе живут и, когда холодно, спят, прижавшись друг к другу, на одном коврике.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Курица на столбах

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей чёрной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырёх жёлтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.

Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но всё ещё ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовёт гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами, распушённая, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что: только посвистывают и поклёвывают зелёную травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо неё, – куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит…

Мы стали следить за курицей и ждать такого события, после которого наконец она догадается, что дети её вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришёл насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.

– Квох, квох! – ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.

– Батюшки, туча-то какая находит! – закричали хозяйки и бросились спасать развешенное бельё.

Грянул гром, сверкнула молния.

– Квох, квох! – настаивала курица Пиковая Дама.

И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре порядочных, высоких, как сама курица, гусёнка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.

Но гроза была недолгая.

Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.

Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.

– На волю, на волю! – засвистали они.

– Квох, квох! – ответила курица.

И это значило:

– Посидите немного, ещё очень свежо.

– Вот ещё! – свистели гусята. – На волю, на волю!

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырёх столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли.

Вот с этого разу всё и кончилось у Пиковой Дамы с гусями: она стала ходить отдельно, и гуси отдельно; видно, тут только она всё поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

В. Бианки

Подкидыш

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те – розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда каменка выклюнется из яйца?

Когда на следующее утро я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой – хвост пересмешки.

Сидит!

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними – голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

На седьмой день не торчали из гнезда ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта.

Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал её птенцов.

Так оно и было.

Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.

Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Музыкант

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

– Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» – да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» – как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук, – медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

– Ну что, убил медведя?

– Нет, – ответил старик.

– Что ж так?

– Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Г. Снегирёв

Чудесная лодка

Мне надоело жить в городе, и весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею. Михеев домик стоял на самом берегу речки Северки.

Чуть свет Михей уплывал на лодке рыбачить. В Северке водились огромные щуки. Всю рыбу они держали в страхе: попадались плотвички прямо из щучьей пасти – на боках чешуя ободрана, как будто оцарапали гребёнкой.

Каждый год Михей грозился поехать в город за щучьими блёснами, да никак не мог собраться.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

Но однажды Михей вернулся с реки сердитый, без рыбы. Он молча затащил лодку в лопухи, велел мне не пускать соседских ребят и уехал в город за блёснами.

Я сел у окна и стал смотреть, как по лодке бегает трясогузка.

Потом трясогузка улетела и к лодке подошли соседские ребята: Витя и его сестра Таня. Витя осмотрел лодку и стал тащить её к воде. Таня сосала палец и смотрела на Витю. Витя закричал на неё, и они вместе спихнули лодку в воду.

Тогда я вышел из домика и сказал, что брать лодку нельзя.

– Почему? – спросил Витя.

Я сам не знал почему.

– Потому, – сказал я, – что лодка эта чудесная!

Таня вынула палец изо рта:

– А чем она чудесная?

– Мы только до поворота доплывём и обратно, – сказал Витя.

До речного поворота было далеко, и, пока ребята плыли туда и обратно, я всё придумывал что-нибудь чудесное и удивительное. Прошёл час. Ребята вернулись обратно, а я так ничего и не придумал.

– Ну, – спросил Витя, – чем же она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села и течёт!

– Да, чем она чудесная? – спросила Таня.

– А вы разве ничего не заметили? – сказал я, а сам старался поскорей что-нибудь придумать.

– Нет, ничего не заметили, – сказал Витя ехидно.

– Конечно, ничего! – сказала сердито Таня.

– Так, значит, ничего и не заметили? – спросил я громко, а сам хотел уже удрать от ребят.

Витя замолчал и стал вспоминать. Таня сморщила нос и тоже стала вспоминать.

– Видели следы цапли на песке, – робко сказала Таня.

– Ещё видели, как у́ж плывёт, только головка из воды торчит, – сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка…

– Разве всё это не чудесно? – спросил я.

Витя подумал и сказал:

– Чудесно!

Таня засмеялась и закричала:

– Ещё как чудесно!

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

В заповеднике

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

В заповеднике нельзя рубить деревья и охотиться, чтобы не пугать бобров.

Заповедник устроен для бобров, но олени, кабаны и другие звери знают, что здесь их не тронут охотники, и тоже живут в заповедном лесу.

Я приехал в заповедник в июне и стал жить в избушке у лесника. Один раз взял я у него велосипед прокатиться по лесным тропинкам.

Далеко от дома заехал, повернул назад, потихоньку еду, слушаю, как иволга кричит за речкой…

Вдруг барсук из кустов как выскочит, хотел через тропинку перебежать, прошмыгнуть, да угодил прямо под колесо. Я в кусты свалился, встал, поднял велосипед. «Нет, – думаю, – лучше пойду пешком, здесь звери совсем не боятся людей».

И вправду, совсем не боятся. Утром прибежал стрелочник с железной дороги.

– Забирай, – кричит, – своего вредителя, под мостом копает!

Оказывается, бобёр молодой плыл вверх по речке, приглянулось ему местечко под железнодорожным мостом. Решил он тут нору вырыть. Над ним поезда грохочут, а он знай себе роет, всё глубже да глубже.

Бобра поймали, принесли в мешке обратно в заповедник. Он в мешке пыхтел сердито, пока его в речку не выпустили, подальше от железной дороги.

В июне хорошо в лесу.

Над речкой голубой зимородок пролетит, усядется на сучок и замрёт. Смотрит в воду. Вдруг нырнёт, вынырнет с рыбкой в клюве, полетит кормить птенцов.

Гнездо у зимородка – пещерка в обрыве над рекой.

Вечером, как сядет солнце, из дупла вылетают на охоту летучие мыши, порхают над лесными полянами, хватают майских жуков.

В июне летучая мышь летает с мышатами. Они у неё по два, по три сидят на животе, в шёрстку вцепятся, ждут, когда мама-мышь поймает жука. Прожорливые они. Как мышь жука поймает, мышата разевают рты и верещат. Я всё удивлялся, как мышатам не страшно над лесом с мамой-мышью летать, ведь можно сорваться, а крылышки у них ещё слабые.

На рассвете, когда кричат петухи, летучая мышь возвращается в дупло. Крылья сложит, повиснет вниз головой и спит вместе с мышатами весь день до вечера.

Рассказ проказы старухи зимы ушинский читать

  • Рассказ профессия моего папы
  • Рассказ про ярославль 1 класс
  • Рассказ прозрение краткое содержание
  • Рассказ продолжение как сложилась дальнейшая жизнь дуни
  • Рассказ провинциалка 11 часть