Занятие 10.
Тема: Осень в гости к нам пришла.
Пересказ рассказа «Как звери готовятся к зиме» В.Бианки
Цель: развивать связную речь детей, активизировать
словарный запас по теме «Осень».
Задачи:
-обогащать активный словарь детей по теме «Осень», учить
отвечать на вопросы полным предложением;
— учить подбирать прилагательные к заданному
существительному;
— учить составлять рассказ по картинке, используя опорные
картинки – символы с эпизодами;
— воспитывать любовь к природе.
Интеграция: ОО – речевая, познавательная.
Словарная работа: ранняя осень, поздняя осень, листопад,
характеристики погоды.
Оборудование: картинки с изображением животных
для пересказа, иллюстрации по теме осень.
Ход занятия:
Воспитатель:
Читает стихотворение Натальи Антоновой «Осень»
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то ниже небеса,
Ярче запылали кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
-Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Воспитатель: Какое время года описывает
автор в этом стихотворении?
Осень очень красивое время года, которым
все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так
называют?
— Какие осенние месяцы вы знаете?
— А какой сейчас месяц?
— Какие изменения происходят с приходом осени? Что еще меняется в природе?
(Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные
начинают готовиться к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто
льет дождь и т. д., листопад)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам
предлагаю поиграть в игру
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла и с собою
принесли…
Что? Скажите наугад! Ну конечно… (листопад)
Сапоги надеть нам нужно: От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью…(галоши)
И осенью зеленый весь.
Стоит густой, сосновый…(лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью…(пальто)
Мы у рыжих листьев потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил? Отвечают: — … (Осень!)
Летом от жары спасает легонькая шляпка,
Осенью нас согревает вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы — серебристый… (дождь)
Воспитатель: Вот и следующая игра «Игра
ДА или НЕТ»
— Я буду задавать вам вопросы, вы должны
ответить «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а
птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все
собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень
жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель : Ребята вы, наверное, устали,
я вам предлагаю сделать зарядку и отдохнуть
Физминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину.
Кто изображен на картине?
Что делают животные?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам
прослушать рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки. Слушайте
внимательно.
Воспитатель читает рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кто мог, улетел от голода и холода на
крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи
впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли
себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей —
спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.
Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих
круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собирает грибы — маслят и берёзовики. Их она насаживает на
обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям
деревьев, и подкрепляться сушёными грибами.
Прячутся.
Холодно становится, холодно! В пруду вода
мёрзнет.
Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.
Голодно становится, голодно!
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись
бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.
Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой
глубине его, где потеплее.
Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.
Мороз не велик, а зевать не велит — как
грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?
— О чем говорится в
произведение?
— Как звери готовятся к
зиме?
— Кто из зверей делает
запасы?
— Кто из обитателей
леса впадает в спячку?
Воспитатель: Давайте расскажем, как животные
готовятся к зиме. Предлагаю вам выбрать картинки животных, о ком бы вы хотели
рассказать.
А теперь послушаем еще раз рассказ В. Бианки –
повторное чтение.
Дети по очереди пересказывают рассказ, используя картинки.
Воспитатель: вот и подошло наше занятие к
концу. Вы все большие молодцы.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Некоторые животные к зиме делают запасы. Другие же ищут пропитание ежедневно.
Наступила зима, и в спячку уже впали орешниковые сони, змеи, лягушки и другие животные. Но есть и те, кому в зимние месяцы не до сна, — это лисы, ондатры, кроты, мышевидные грызуны, кабаны и даже пчелы. Они начинают готовиться к холодам с конца лета: активно кормятся и собирают запасы, утепляют норки, дупла или гнезда. Некоторые животные запасов не делают и ищут пропитание под снегом.
Полевые мыши: юркие и незапасливые
На природных территориях Москвы достаточно часто встречаются полевые мыши — небольшие и очень подвижные зверьки с заметной черной полоской, проходящей вдоль всей спины. Они живут обычно в норах, у которых есть несколько входов, а протяженность ходов может достигать нескольких метров.
Эти грызуны обычно активны ночью, хотя их можно увидеть практически в любое время дня. Полевые мыши в день могут проходить несколько сотен метров и далеко уходить от своих нор. Там, где зверьки обычно кормятся, они выкапывают небольшие по длине норки, в которых быстро скрываются в случае опасности. Такие норы можно увидеть недалеко от кормушек, которые установлены в парках.
На природных территориях полевые мыши могут найти достаточное пропитание практически всегда. Питаются зверьки ягодами и семенами растений, молодыми побегами и корневищами. Также они могут употреблять в пищу и беспозвоночных.
Добытчики: лисы и кабаны
Запасов еды лисы не делают, поэтому ежедневно им приходится ловить птиц, находить под снегом мышей и других мелких зверей. Излишки пищи лисица может спрятать в укромном месте и вернуться туда в голодное время.
К зиме рыжие красавицы не меняют окрас своих шубок. Но еще летом у них начинает отрастать густой и теплый подшерсток, а лапы покрываются шерстью, чтобы было легко ступать по снегу и не мерзнуть. Зимой она чаще всего ночует прямо на снегу, свернувшись клубочком и прикрыв пушистым хвостом нос. Искать нору лиса начинает тогда, когда предстоит обзавестись потомством.
Как и лисы, кабаны не делают запасов на зиму. Но в конце лета они усиленно питаются, чтобы накопить слой жира. Их шерсть становится более густой с теплым подшерстком. Для кабана снежная зима — довольно тяжелое время года. Из-за коротких копыт им сложно передвигаться по глубокому снегу. Поэтому обычно зимой группы кабанов перемещаются гуськом, стараясь проходить по уже протоптанным ими тропинкам к местам кормежки и обратно. Днем они чаще отдыхают, устраивая лежбище прямо на снегу, а в сумерках отправляются на поиски пропитания. Держатся обычно на заболоченных участках леса или недалеко от водоемов. Зимой питаются найденными под снегом корнями и корневищами растений, ветками деревьев и кустарников, сухой травой, реже — животной пищей.
Запасливые кроты и ондатры
У кротов достаточно теплая шубка, поэтому морозы зверькам не страшны. А вот добывать пропитание в замерзшей земле непросто. Поэтому в теплое время года эти насекомоядные запасаются дождевыми червями.
Ондатры зимуют в норах — так называемых семейных хатках, которые устроены по принципу бобровых на берегу водоема под корнями деревьев. Вход в хатку расположен под водой. Затем идет тоннель, поднимающийся вверх, и гнездовая камера выше уровня воды — она выстлана мягкой подстилкой из измельченной сухой травы. Сложные многоярусные норы могут иметь и по две-три гнездовые камеры для разных жизненных ситуаций. Есть камеры-кладовые: в них запасливые хозяева складывают корневища тростника, роголистника или другие припасы. Могут быть более простые зимние камеры, состоящие из одного хода. Их, как правило, устраивают молодые ондатры, осенью покинувшие родительский кров. Иногда животное не устраивает сложных нор и хаток, а довольствуется простым гнездом.
Пчелы: без сна и выходных
Эти насекомые тоже не спят зимой. Специалисты Мосприроды рассказали, что в ульях постоянно идет какой-то процесс. Так, в наушниках фонендоскопа, приложенного к летку улья, хорошо слышно негромкое гудение пчел. Если гул тихий и ровный, то зимовка проходит благополучно.
Трудолюбивые пчелы начинают готовиться к зиме еще весной. Собирая нектар, они не только делают мед для пропитания, но и заготавливают большую его часть на то время, когда медоносы уже не будут цвести. Ближе к осени матка начинает активнее плодиться. Рабочие пчелы собирают нектар с последних медоносов и заделывают прополисом все щели в улье, чтобы зимой внутри жилища не было сквозняка. С первыми заморозками пчелы выгоняют из улья трутней и прекращают полеты. Они собираются в плотный клуб, в центре которого находится матка. Теперь их главная задача — греть друг друга за счет активной работы крылышек, питаться заготовленным медом и дожить до весны.
Зимой температура в центре клуба варьируется в пределах плюс 15–20 градусов, тогда как температура снаружи может достигать минус 30. Именно зимовка бок о бок помогает трудолюбивым пчелкам сохранять тепло всю зиму, а весной вылететь на сбор нектара с первых медоносов.
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Фейсбук
Занятия по теме «Осень»
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи на тему «Осень», вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 40 |