Рассказ про зрение 4 класс

вопрос какое значение для человека имеют зрение и слух? ответ: без зрения и слуха жизнь человека становится очень трудной,



Вопрос

Какое значение для человека имеют зрение и слух?

Ответ:

Без зрения и слуха жизнь человека становится очень трудной, зависимой от других людей.

Зрение дает возможность видеть окружающие объекты, оценивать их воздействие, воспринимать цвет, структуру, различать живое и неживое, зрение обеспечивает возможность труда, что очень важно для человека.

Слух дает возможность общения, одной из самых важных составляющих человеческого общества. Различение звуков, обучение речи, возможность разговаривать – одно из ценнейших свойств присущее человеку.

Вопрос

Вспомни цвет мака, одуванчика, ландыша; цвет снега в солнечный зимний день и в пасмурный весенний день.

Ответ:

Цветок мака имеет красный цвет, одуванчика – желтый, ландыша – белый.

Цвет снега в солнечный зимний день – белый, переливающийся, искристый.

Цвет снега в пасмурный весенний день – серый.

Вопрос

Как человек определяет вкус? Как распознает запах? Как ощущает холод? Как чувствует боль?

Ответ:

Вкусовые ощущения человека можно подразделить на четыре основных соленое, кислое, горькое и сладкое. Конечно, такое деление весьма упрощенно. На языке находятся вкусовые рецепторы, расположенные на участках, обладающих специфической чувствительностью.

Учеными язык делится на вкусовые зоны, которые острее воспринимают вкусы: кончик языка различает сладкое, корень языка – горькое, края языка лучше различают соленое и кислое.

Способность к различению и восприятию различных запахов веществ, которые находятся в окружающей среде – это обоняние. Органом обоняния является нос и носовая полость.

Человек различает множество разных запахов, от приятных до зловонных.

Запахи мешают человеку принимать недоброкачественную пищу, усиливают вкусовые ощущения. Приятный запах пищи вызывает желание ее попробовать.

Холод и боль человек ощущает через органы осязания, к такому органу относится наша кожа. Через прикосновение к коже мы определяем температуру окружающих нас объектов: горячее, холодное, теплое.

Нарушение кожного покрова – органа осязания – приводит к специфическому ощущению под названием — Боль.

С.22

Вопрос

Какие запахи нам приятны (неприятны)

Ответ:

Каждый человек индивидуален в восприятии запахов, примером этому может служить выбор духов. Один и то же запах разными людьми воспринимается по-разному. Но есть общепринятые запахи, которые воспринимаются как приятные (запах свежего хлеба, сдобы, сладостей) и как неприятные (запах бытового газа, горящей резины, зловоние испорченного продукта и.т.д.)

С.23

Вопрос

Можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы? Выбери для каждого времени года «главный» аромат. Сочини небольшой рассказ: «Я вошел в осенний лес. Он был наполнен запахами осени…»

Ответ:

Каждое время года определяется основными природными изменениями, поэтому можно сказать, что каждое время года «имеет свой главный запах».

Весна пахнет свежей травой, раскрывающимися почками деревьев, цветущей сиренью и черемухой.

Лето – пахнет луговыми цветами, спелой земляникой и малиной.

Осень – пахнет яблоками, свежеубранным полем с пшеницей, грибами.

Зима – чистым снегом, легким морозным воздухом который хочется вдохнуть.

Рассказ «Осенний лес»

«Я вошел в осенний лес. Он был наполнен запахами осени, на золотом фоне пожелтевшей листвы берез выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Из-под листвы виднеются крепкие шляпки грибов: красные — подосиновиков и коричневые – царь-гриба белого. Легко дышится в осеннем лесу. Воздух прозрачен и чист. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее, что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Природа словно затихла в ожидании снежных метелей и трескучих морозов. Долго не хочется уходить из осеннего леса.»

С.24

Вывод по результатам опыта:

Вопрос:

С помощью какого органа чувств человек определяет вкус?

Ответ:

Человек определяет вкус с помощью органа чувств – языка.

Вопрос

Вспомни вкус арбуза, апельсина, селедки, яблока, сливы. Что для тебя вкуснее?

Ответ: для меня вкуснее апельсин.

Задание:

Выбери цвет для сладкого, соленого, горького, кислого.

Ответ:

У каждого человека индивидуальное цветовое и вкусовое восприятие, но как правило человек определяет для себя цвет по вкусу привычного продукта, например:

Зелено-желтый цвет – кислый вкус (лимон);

Желтый, бежевый, светло-коричневый – сладкий вкус (шоколад, сдобная выпечка)

Красный может быть горьким (красный перец, ягоды рябины), и кисло-сладким – яблоко, ягоды.

Зеленый — соленый (вкус соленого огурца)

Оранжевый – кисло-сладкий (апельсин).

При этом у каждого человека свои вкусовые пристрастия, определяемые продуктами которые он любит есть. Кто-то любит яблоки или груши, а кто-то нет, кому-то нравятся арбузы, а кому-то дыни. Я люблю лимоны, несмотря на их кислый вкус, а большинство моих друзей даже не могут смотреть, как я ем лимон.

Такое восприятие цвета и вкуса объясняет поговорку «на вкус и цвет товарища нет».

С.25.

Домашнее задание.

Нарисуй и заполни таблицу: запиши продукты, имеющие соответствующий вкус.

Нарисуй и заполни таблицу: запиши продукты, имеющие соответствующий вкус

Вывод по результатам опыта «Осязание»

Вопрос

С помощью какого органа чувств человек определяет характер прикосновения?

Ответ:

Человек определяет характер прикосновения с помощью органа чувств – осязания – к которым относится наша кожа.

С.26. Вывод по результатам опыта «Органы чувств у животных»

Вопрос

С помощью каких органов чувств звери определяют вкус, воспринимают запахи, чувствуют прикосновение.

Ответ:

Звери определяют вкус — языком, воспринимают запахи — носом, чувствуют прикосновение шкуркой. (кожным волосистым покровом).

Сделаем вывод: ответим на вопросы

Каким образом человек воспринимает запахи, вкус, чувствует прикосновения? Какое значение имеют для человека органы чувств.

Ответ:

Человек воспринимает запахи при помощи носа (органа обоняния), вкус – при помощи языка (органа вкуса), чувствует прикосновения при помощи кожного покрова тела — органа осязания.

Все органы чувств важны для человека, потому что обеспечивают полноценное восприятие окружающего мира. Делают возможным общение, уберегают от опасностей.

Домашнее задание

Измерь свой рост и вес. Проверь полученный результат.

У мальчика при росте 120-125 см, норма веса – 20-26 кг.

У девочек при росте 115-125 см, – норма веса – 20-28 кг.

Ответ:

Мой рост 123 см, вес 23 кг.

Органы чувств : глаза.

Органы чувств : глаза.

Глаза - органы зрения Глаза –парный орган человека. С помощью глаз человек видит, то

Глаза — органы зрения Глаза –парный орган человека. С помощью глаз человек видит, то что происходит вокруг. Глаз – очень сложный и ранимый орган. Природа позаботилась о защите глаза снаружи: Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её — вымывает.

Строение глаза. На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз круглый, как яблоко, поэтому

Строение глаза. На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой — роговицей. Она защищает глаз от инфекции. Под ней мы видим радужную оболочку. У разных людей она разная. В самом центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Так регулируется поток света. Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку.

Строение глаза. У взрослого человека хрусталик представляет собой прозрачное полутвердое бессосудистое тело в форме

Строение глаза. У взрослого человека хрусталик представляет собой прозрачное полутвердое бессосудистое тело в форме двояковыпуклой линзы диаметром от 9 до 10 мм и толщиной в зависимости от аккомодации — от 3, 6 до 5 мм. В глазу хрусталик находится сразу же за радужкой в углублении на передней поверхности стекловидного тела. В этом положении он удерживается многочисленными волокнами, образующими в сумме подвешивающую связку (ресничный поясок). Эти волокна тянутся к экватору хрусталика от плоской части ресничного тела и его отростков. Частично перекрещиваясь, они вплетаются в капсулу хрусталика. Радиус кривизны передней его поверхности в покое аккомодации равен 10 мм, задней поверхности — 6 мм. Задняя поверхность хрусталика так же, как и передняя, омывается водянистой влагой, так как почти на всем протяжении отделяется от стекловидного тела узкой щелью.

Сетчатка : палочки и колбочки. Существует два типа фоторецепторов: палочки, которые чувствительны к низкому

Сетчатка : палочки и колбочки. Существует два типа фоторецепторов: палочки, которые чувствительны к низкому уровню освещения, и колбочки, которые чувствительны к свету различных областей спектра.

Палочки. Палочка (Сетчатки Глаза) - один из двух видов фоторецепторов (для сравнения: колбочка (сетчатки

Палочки. Палочка (Сетчатки Глаза) — один из двух видов фоторецепторов (для сравнения: колбочка (сетчатки глаза)). Глаз человека содержит примерно 125 миллионов таких палочек, которые позволяют ему хорошо видеть при сумеречном свете. В этих палочках содержится специфический пигмент родопсин (или зрительный пурпур), который обесцвечивается на свету и восстанавливает свою окраску в темноте. Обесцвечивание зрительного пурпура приводит к возникновению нервного импульса; когда происходит его полное обесцвечивание (например, на ярком свету), палочки перестают функционировать.

Колбочки. В отличие от палочек, колбочки функционируют преимущественно при сильном свете и позволяют мозгу

Колбочки. В отличие от палочек, колбочки функционируют преимущественно при сильном свете и позволяют мозгу построить цветное, с высокой степенью четкости, изображение. Этому способствует тот факт, «по каждая отдельная колбочка имеет «прямую линию» , соединяющую ее с мозгом: одна колбочка соединена с одной биполярной клеткой, которая, в свою очередь, взаимодействует только с одним ганглионарным нейроном. Таким образом, мозг получает информацию об активности каждой отдельно взятой колбочки.

Интересные факты о глазах. С помощью глаз человек получает порядка 80% всей информации. Поэтому

Интересные факты о глазах. С помощью глаз человек получает порядка 80% всей информации. Поэтому зрение занимает особое место в жизнедеятельности человека. Люди с северными корнями, чаще встречаются с голубым оттенком, с карим – ближе к экватору. В зависимости от климатических условий, оттенок может немного меняться. Приблизительно у одного процента населения всего земного шара, радужки правого и левого глаза могут отличаться по цвету. Киты имеют глаз весом до 1 кг. Однако при этом киты плохо видят даже при расстоянии в один метр. Мы физически можем различить семь основных цветов, это фиолетовый, голубой, синий, желтый, зеленый, оранжевый и красный. Однако мы способны различить тысячи оттенков. А вот художники профессионалы до одного миллиона. Тесная одежда может повлиять на зрение из-за уменьшения кровообращения. Как и отпечатки пальцев, радужки имеют неповторимую форму. С помощью новых технологий это решили использовать при паспортном контроле на пропускных пунктах.

Здоровые глаза. Лучшие продукты для глаз Тыква, цукини, шпинат богаты ферментами лютеин и зеаксантин.

Здоровые глаза. Лучшие продукты для глаз Тыква, цукини, шпинат богаты ферментами лютеин и зеаксантин. Это хорошие антиоксиданты, без которых не может нормально выполнять свои функции желтое пятно с его колбочками и палочками. • Витамин С не только укрепляет иммунитет. Он также является средством профилактики катаракты и воспалений глаз. Кроме цитрусовых, его идеальными источниками считаются квашеная капуста, зелень крапивы, плоды шиповника и киви. • Растительные масла, авокадо, семена и орехи богаты витамином Е. Он предотвращает дистрофию мышц, управляющих хрусталиком. • Ретинол, или витамин А, предохраняет роговицу от высыхания и улучшает зрение в темное время суток. Лучшие его поставщики — овощи оранжевого и желтого цвета, яйца и сливочное масло. • Очень важны для зрения витамины группы В. Для предотвращения их дефицита ешьте больше листовых овощей и морепродуктов. • Наконец, глазам необходимы продукты, богатые цинком — самым важным для них микроэлементом. Это крупы и орехи.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Рассказ про зрение 4 класс

Руководитель проекта: 

Соболева Любовь Сергеевна

Учреждение: 

БУОО СО №99 с УИОП г. Омск

В готовой индивидуальной исследовательской работе по окружающему миру на тему «Глаза и зрение» представлено изучение учащимся 3 класса начальной школы вопроса о том, как и почему мы видим, как сохранить хорошее зрение и как заботиться о здоровье глаз.

Подробнее о работе:

В ходе исследовательского проекта по окружающему миру на тему «Глаза и зрение» ученик начальной школы находит и изучает необходимую литературу о зрении, объясняет, как устроен глаз, описывает его строение и функции, проводит беседы с врачом-офтальмологом и анкетирование среди учащихся школы, чтобы выяснить причины и динамику снижения качества зрения у детей младшего школьного возраста.

В рамках написания ученического проекта по окружающему миру «Глаза и зрение» автор изучил теоретическую базу по теме и установил причины ухудшения зрения у человека. На основании изученной литературы и рекомендаций врача ученик разработал памятку с правилами бережного отношения к зрению, а также предоставил несложную гимнастику для глаз, регулярное выполнение которой позволит сохранить остроту зрения.

Оглавление

Введение
1. Строение глаза.
2. Причины ухудшения зрения.
3. Правила бережного отношения к зрению.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Челoвек oобщается с oокружающей средoй с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться вo внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания — кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

На мой взгляд, Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Всё чаще и чаще я стал замечать, что многие одноклассники, ученики нашей школы, просто прохожие носят очки, при плановом посещении врача офтальмолога я понял, что с такой проблемой — как снижение остроты зрения встречается всё больше и больше людей нашей планеты. Число людей с ограниченными возможностями по зрения увеличивается.

Итак уж совпало, что в тот же самый промежуток времени при просмотре телевизора, я увидел мультипликационный фильм СМЕШАРИКИ ПИН-КОД серию Да будет свет, где герои более подробно рассказывают о механизме работы глаза, а в частности колбочек и палочек в сетчатке глаза, потом я не однократно пересматривал его на планшете с мамой, которая накануне защитила дипломную работу в Школе социальных предпринимателей по программе дополнительного образования по теме: Обеспечение доступности на социально значимые объекты людей с ограниченными возможностями, в том числе по зрению, а наш учитель Любовь Сергеевна Соболева сообщила нам о выборе тем к работе Научного общества учащихся.

Вот и появилось желание выяснить более подробно, как и почему мы видим, как же сберечь зрение.

Цель: изучить вопрос о том, как и почему мы видим, как сохранить хорошее зрение и как заботиться о здоровье глаз.

Задачи:

  1. изучить литературу по теме.
  2. выявить причины ухудшения зрения.
  3. познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

Методы исследования:

  1. подбор и анализ литературы.
  2. практические опыты.
  3. беседа с врачом.
  4. анкетирование одноклассников.
  5. разработка памятки по сохранению зрению.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к зрению.

Гипотеза: предположим, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Строение глаза

У меня вопрос к вам: как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла.

Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

По форме, глаз напоминает шар, и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

зрение и глаза 1

Строение глаза

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик.

Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.

Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

зрение и глаза 2

Строение сетчатки глаза

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.

А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Изучая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Практическая часть

Опыт № 1:

Я посадил на стул свою маму, направил на нее свет от карманного фонарика. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю фонарик – через какое-то время зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Взял картонную тубу из-под алюминиевой фольги. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

зрение и глаза 3

Опыт № 3:

Не играя в игры на планшете 5 дней, я прочитал за 1 минуту 93 слов из своей любимой книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

На следующий день я поиграл в игры на планшете 20 минут, после этого я прочитал из той же книги, за тот же промежуток времени 79 слов.

На следующий день я играл 40 минут и после этого прочитал 63 слов.

Результат: Количество прочитанных слов значительно уменьшилось.

Делаю вывод: игра компьютерные игры снижает остроту зрения.

Условия Прочитал за 1 минуту
Не играл в игры на планшете 5 дней 93 слова
Играл в игры на планшете 20 минут 79 слов
Играл в игры на планшете 40 минут 63 слова

зрение и глаза 4

зрение и глаза 5

Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Мне захотелось узнать о причинах ухудшения зрения и о том, как зрение сохранить.

На приёме у офтальмолога в Бюджетном учреждении здравоохранении Омской области городской поликлинике № 10 , врач с многолетним стажем Халявка Вера Сергеевна подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения. Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания – это именно те факторы, из-за которых у ребенка может снизиться острота зрения.

Но есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина — неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу и побеседовав с врачом, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам.

При изучении данного вопроса и получения выводов, я решил спросить у своих сверстников, а бережно ли относятся они к здоровью своих глаз. Для этого мы с учителем разработали не сложную анкету (смотри Приложение 1) и на одном из занятий по окружающему миру раздали анкеты для заполнения и вот какие результаты у нас получились:

В анкетировании приняли участие 25 одноклассников в возрасте от 8 до 9 лет.

Результаты опроса занесли в таблицу:

Результаты опроса «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы ДА НЕТ
1. Всегда читаю сидя. 16 9
2. Делаю перерывы во время чтения. 16 9
3. Слежу за посадкой при письме. 17 8
4. Делаю уроки при хорошем освещении. 24 1
5. Делаю гимнастику для глаз. 14 11
6. Часто бываю на свежем воздухе. 19 6
7. Употребляю в пищу растительные продукты. 20 5
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. 12 13
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. 23 2
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача 18 7

Делаем вывод:

Большинство моих одноклассников внимательно относятся к здоровью глаз и сохранению зрения.

Нужно бережно относиться к здоровью глаз. Мне пришла в голову идея: сделать не большую памятку по сохранению здоровья зрения и раздать её всем своим одноклассникам.

Правила бережного отношения к зрению

Я предлагаю Вам закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Вам будет тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Есть ряд правил, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

1. Большая часть времени проходит за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул соответственно своему росту.

2. При выполнении уроков не наклоняться близко к тетради, книге – помнить о своей осанке.

3. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом, предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение — это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

4. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу, богатую витаминами. Фаворит — морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

6. Регулярно проверяйте свои глаза, посещать окулиста не реже, чем раз в год. Это поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

7. Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

8. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам нужно обязательно. После 20-25 минут напряженной работы нужно посмотреть вдаль, через окно, на небо.

9. Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз.

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили: почему и как мы видим,

причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легкo, а сoхранить слoжнo.

Литература

  1. Большая Детская Энциклопедия. — АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144
  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232
  3. Интернет источники.

Приложение

Уважаемый одноклассник!

Я, Пётр Ткаченко, прошу Вас принять участие в исследовании «Как я забочусь о своих глазах».

Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени.

Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или крестик напротив вопроса в графе «да» или «нет», наиболее точно соответствующий вашему мнению.

Вопросы ДА НЕТ
1. Всегда читаю сидя.
2. Делаю перерывы во время чтения.
3. Слежу за посадкой при письме.
4. Делаю уроки при хорошем освещении.
5. Делаю гимнастику для глаз.
6. Часто бываю на свежем воздухе.
7. Употребляю в пищу растительные продукты.
8. Смотрю только детские передачи по телевизору.
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Возраст ______________ лет

Благодарю за внимание!

Памятка. «Как заботиться о своих глазах»

  1. Подбирай стол и стул по своему росту.
  2. Не наклоняйся близко к тетради, книге, учебнику.
  3. Соблюдай осанку.
  4. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом, предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение — это настольная лампа и общий свет.
  5. Не читай лёжа.
  6. Питайся разнообразной и полноценной пищей.
  7. Один раз в год посещай окулиста.
  8. Меньше смотри телевизор и играй в компьютерные игры.
  9. Занимайся спортом.
  10. Чередуй занятия.
  11. Делай гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

зрение и глаза 6

Выполняйте упражнения, сидя на стуле, в спокойной обстановке 2-3 раза в день по 10-12 раз каждое упражнение.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:


Презентация на тему: Зрение 4 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Зрение Учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской облас

Описание слайда:

Зрение Учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской области» Дзюрич Елена Алексеевна

№ слайда 2
Зрение Строение глаза Свойства глаза Дефекты зрения Оптические обманы Зрение у ж

Описание слайда:

Зрение Строение глаза Свойства глаза Дефекты зрения Оптические обманы Зрение у животных

№ слайда 3
Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазно

Описание слайда:

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

№ слайда 4
Знаете ли вы, что… По статистике, женщины плачут в четыре раза чаще мужчин, но э

Описание слайда:

Знаете ли вы, что… По статистике, женщины плачут в четыре раза чаще мужчин, но это связано не с мужественностью или женственностью, а с содержанием гормона пролактина, который отвечает за выработку грудного молока и слёз.

№ слайда 5
Знаете ли вы, что… В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирал

Описание слайда:

Знаете ли вы, что… В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.

№ слайда 6
По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наруж

Описание слайда:

По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой. наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой.

№ слайда 7
Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – ма

Описание слайда:

Зрачок — отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

№ слайда 8
Свойства глаза Сетчатка Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , свет в эт

Описание слайда:

Свойства глаза Сетчатка Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , свет в этой области невидим) Палочки (чувстви- тельны к яркости) Колбочки (чувстви- тельны к cвету) Жёлтое пятно (место напротив зрачка с наибольшей плотностью зрительных клеток, место наивысшей остроты зрения)

№ слайда 9
Острота зрения – способность различать мелкие предметы. Аккомодация – способност

Описание слайда:

Острота зрения – способность различать мелкие предметы. Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии. Адаптация – рефлекторное приспособление глаза к изменению яркости Цвет радужки — зависимость от количества пигмента меланина. Инерционность – среднее время сохранения светового ощущения. Цветоощущение – способность различать цвета. Бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект).

№ слайда 10
Дефекты зрения Близорукость и дальнозоркость Астигматизм Косоглазие Дальтонизм К

Описание слайда:

Дефекты зрения Близорукость и дальнозоркость Астигматизм Косоглазие Дальтонизм Куриная слепота

№ слайда 11
Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком рас

Описание слайда:

Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» — удлиняется, — и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).

№ слайда 12
Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно

Описание слайда:

Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

№ слайда 13
Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости

Описание слайда:

Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

№ слайда 14
Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррек

Описание слайда:

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

№ слайда 15
Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза см

Описание слайда:

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

№ слайда 16
Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида ока

Описание слайда:

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

№ слайда 17
Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехватк

Описание слайда:

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

№ слайда 18
Оптические обманы «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зритель

Описание слайда:

Оптические обманы «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».

№ слайда 19
Оптические иллюзии

Описание слайда:

Оптические иллюзии

№ слайда 20
Зрение у животных А знаете ли вы, что… У самого большого в мире животного (голуб

Описание слайда:

Зрение у животных А знаете ли вы, что… У самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике. У орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км.

№ слайда 21
У хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной

Описание слайда:

У хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной плоскости. Это помогает оценивать расстояние до добычи. У травоядных – панорамное зрение, глаза расположены по бокам головы, из-за этого поле зрения намного шире, но изображение плоское, не стереоскопическое.

№ слайда 22
Некоторые животные (например, кошки) ночью видят лучше, чем днём. Внутри их глаз

Описание слайда:

Некоторые животные (например, кошки) ночью видят лучше, чем днём. Внутри их глаза имеется большое количество клеток, способных улавливать свет. Кроме того, в них есть «светящийся коврик» — дополнительный слой клеток, отражающих даже самый слабый луч и посылающих их на сетчатку. Поэтому кошачьи глаза ночью светятся.

№ слайда 23
Чтобы видеть ночью, кобра снабжена специальной системой: между глазами и ноздрям

Описание слайда:

Чтобы видеть ночью, кобра снабжена специальной системой: между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, т. е. тепловые лучи. Поэтому кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло.

№ слайда 24
У насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В

Описание слайда:

У насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В них нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости к такому глазу неприменимы.

№ слайда 25
Литература Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1и 2. – М., 1994. Человек

Описание слайда:

Литература Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1и 2. – М., 1994. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001. http://www.yandex.ru

Цели:

  • ознакомить учащихся с органом зрения; расширять
    знания учащихся о бережном отношении к глазам;
  • заботиться о безопасности и здоровье глаз;
  • научить правилам сохранения и улучшения зрения.

Оборудование: таблица по окружающему
миру «Путь света в глазном яблоке», фотографии,
иллюстрации.

ХОД УРОКА

То, что мы знаем,  ограничено, а то,
чего не знаем, бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

I. Оргмомент

Учитель просит прочитать на доске выражение
и объяснить его.

– Мы очень многое еще не знаем и поэтому хотим
получить новые знания об окружающей
действительности и о самих себе, ведь это так
интересно.
– Сегодня на уроке вы узнаете, как человек
воспринимает окружающий мир. Тему урока вы
узнаете чуть позже.

II. Проверка домашнего задания. Повторение

– А сейчас давайте проверим, как вы усвоили
тему «Наш организм. Кожа».
Каждой группе даётся задание, ребята его
выполняют, затем  рассказывают о результатах
работы.

  • 1-я группа: Назвать какими свойствами
    обладает кожа. Рассмотреть кожу под лупой,
    увидеть маленькие отверстия и волоски и
    рассказать для чего они служат.
  • 2-я группа: Провести опыт с закрытыми
    глазами  с лежащими на столе предметами
    (мягкая игрушка, пенал, мел). Описать предметы и
    назвать их.
  • 3-я группа: Кожа выполняет ряд жизненно
    важных функций. Вспомните их и заполните таблицу.
  • 4-я группа: Кожа чрезвычайно чувствительна.
    Небрежное отношение к ней ведёт к различным
    повреждениям. Расскажите о повреждениях кожи и о
    мерах по оказанию помощи.

III. Формирование новых знаний.

– Я предлагаю вам отгадать загадку и вы узнаете
чему будет посвящён наш урок:

Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.

(Глаза)

Человека окружает удивительный мир. О
происходящем в окружающей среде мы получаем
через органы чувств – зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния и др.
Глаз-орган зрения. Примерно 80% всей информации мы
получаем с помощью зрения, например о цвете,
форме, расстоянии между предметами, о размерах,
что можно брать, до чего можно дотронуться. Орган
зрения состоит из глазного яблока и
вспомогательного аппарата – брови, веки,
ресницы, слезная железа, слезные канальцы, мышцы,
нервы и кровеносные сосуды.

Сейчас мы все вместе поиграем в игру «Что
бы было, если бы…»

По цепочке учащиеся задают вопрос, при
котором из строения глаза удаляется одна часть.

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со
лба пот – его остановит густая изгородь бровей.
Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит плотный
частокол ресниц. На каждом глазу 80 ресниц, каждая
из которых живёт примерно 100 дней. А если
несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас
слизнёт непрерывно мигающее веко. Человек мигает
каждые 6 секунд. Ежедневно около 11500 раз. А за всю
жизнь – 250 млн. раз. С внутренней стороны веки
влажные. Они работают как «дворники»
–стеклоочистители на смотровом стекле
автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё
время обмывают поверхность роговицы, убирая с
неё пылинки. Если же в опасной близости от глаза
появится какой-нибудь предмет – веки
захлопнутся сами раньше, чем ты об этом
подумаешь.
Рассмотрите плакат на доске «Путь света в
глазном яблоке».

img1

– С чем сравнивают глазное яблоко
– Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?

Ответы: Посредине круглое цветное пятнышко. У
одних оно коричневое, у других серое ,у других
зелёное. Посредине чёрная точка.

– То, что вы увидели – цветное. Это – радужная
оболочка. А маленькая точка – это отверстие
называется зрачок. Через него лучи света
попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное
изображение того, на что направлен глаз. Зрение
людей меняется с возрастом, так как хрусталик
теряет свою эластичность, способность менять
свою кривизну.
Сейчас вы снова будете работать в группах,
разгадывать кроссворд, в выделенных клетках вы
прочитаете, как называется заболевание глаз,
  при котором человек плохо видит на далёком
расстоянии.

img2

Вопросы:

1. Дугообразные полоски волос над глазной
впадиной. (Брови)
2. Углубление в лицевой части черепа, в котором
помещается глазное яблоко. (Глазница)
3. Поднимание и опускание век. (Моргание)
4. Орган зрения. (Глаз)
5. Болезнь глаз. (Косоглазие)
6. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)
7. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)
8. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от
ветра и пыли. (Веки)
9. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное
яблоко. (Ресница)
10. Волоски на краях век. (Ресницы)
11. Дно глаза (Сетчатка)
12. Заболевание глаз, при котором удалённые
предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)

– Близорукость развивается после длительного
напряжения, неправильного освещения,
неправильного режима труда. Близорукость и
дальнозоркость исправляются специально
подобранными очками или линзами. Первые очки
появились в 1270 году.

IV. Физкультминутка

– Вы отлично потрудились, и настало время
короткого, но такого необходимого отдыха.

Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем.
Раз – глубокий вдох, все вместе,
Два – покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счёт – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счёт пять,
Будем делать вдох опять.
Шесть – попрыгаем на ножке,
Правой, левой понемножку.
Семь – улыбка на лице,
Очень красит вас. В конце
Нашей маленькой зарядки
Поморгайте быстро глазками,
А затем закройте их,
Посчитайте до пяти.
Повторите так пять раз.
На счёт восемь – потянулись,
В пояснице все прогнулись.
Девять – в окна посмотрели,
Десять – тихо, дружно сели.

V. Закрепление изученного материала

Вопросы

– С помощью какого органа мы видим различные
предметы?
– Что происходит с веками и ресницами, если
навстречу дует пыльный ветер?
– У вас на столах лежат рисунки, фотографии.
Рассмотрите и обсудите в группах их.

img3

img4

img5

img6

– Попробуйте сформулировать правила гигиены
зрения.

Ответы:

  • Не читать лёжа.
  • Не смотреть на Солнце без солнцезащитных очков.
  • Книгу и тетрадь при чтении или письме держать от
    глаз не ближе 30-35 см.
  • Свет при чтении и письме должен падать с левой
    стороны.
  • Не читать в движущемся транспорте.
  • Смотреть телевизор или заниматься на
    компьютере не более 1-1,5 часа в день.
  • От экрана телевизора находиться не ближе 2-3 м.
  • Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.

– А сейчас послушайте небольшое сообщение
«Почему у кошек светятся глаза».

Ученик рассказывает:

Некоторые животные, например, кошки, хорошо
видят почти в полной темноте, так как в их глазах
присутствует много клеток, способных улавливать
даже очень слабые лучи света и отражать их на
сетчатке глаза. При этом кошачьи глаза светятся в
темноте.

VI. Практическая работа

Выполнить задание 38 в рабочей тетради на с. 14.

– Прочитайте отрывок из сказки Г-Х. Андерсена
«Снежная королева»:

«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам
дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором
всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же
негодное и безобразное, напротив, выступало ещё
ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и
разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не
больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они
попадали людям в глаза и так там и оставались.
Человек с таким осколком начинал всё видеть всё
навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь
дурные стороны…»

–  Что в ней волшебного?
– Какие органы чувств помогают воспринимать мир
правильно?

VII. Итоги урока

Давайте подведём итог урока, что нового узнали
за урок?

– Как узнали? Что помогло?
– Где пригодятся знания?
–  Какое значение имеет орган зрения для
жизни  человека?
– Когда следует интересоваться остротой своего
зрения?
– Что нужно делать, если ваши глаза устали?
– Как нужно ухаживать за органом зрения?

VII. Рефлексия

– Возьмите листочки и отметьте на нём как
работали вы.

  • Мне было легко с ребятами работать в группе.
  • Мне было трудно работать в группе.
  • У меня отличное настроение.
  • У меня хорошее настроение.
  • Настроение так себе. Не очень.
  • Доволен(а) своей работой.
  • Могу работать лучше.
  • Не испытывал(а) никаких затруднений.
  • Испытывал(а) затруднения при работе.
  • Испытывал(а) большие затруднения при работе.

IX. Домашнее задание:

  • читать с.26-27 учебника, ответить на вопросы;
  • попробуйте найти интересный материал про орган
    зрения, фразеологизмы с этим органом (например,
    «В мгновения ока – моментально, сразу же».)

 X. Благодарность детям

– Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы
сегодня так здорово потрудились на уроке!
Работали очень дружно в группах, находили общее
решение поставленных вам проблем.

  • Рассказ про иван чай
  • Рассказ про зубра из красной книги
  • Рассказ про ивана крестьянского сына
  • Рассказ про зону арктических пустынь 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про зону степей 4 класс окружающий мир