Рассказ про зону лесов

Рассказы о пернатых жителях наших лесов, про их главные особенности и привычки: чем отличаются ворон и ворона, кто высиживает кукушат,

Рассказы о пернатых жителях наших лесов, про их главные особенности и привычки: чем отличаются ворон и ворона, кто высиживает кукушат, где зимуют синицы, как вальдшнеп спасает птенцов…

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Много разных птиц живёт в наших лесах. Одни, например синицы и дят­лы, человека почти не боятся. Их можно увидеть в лесу в любое время года. А зимой они даже в городские парки прилетают. Другие птицы — глухари, ястребы, вороны — очень осторожны и пугливы. Чуть что — затаиваются в чаще или улетают. И не всякий может увидеть их: уда­ётся это только тому, кто умеет хо­дить по лесу.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Ворон

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёрт­вую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Никогда не спутаешь ворону с лесным вороном. Ворона се­рая, а ворон чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к де­ревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не при­ближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.

к оглавлению ↑

Дятел

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над голо­вой «тррр-тррр-тррр!», — будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Дятел сядет на сук сухого дерева, упрётся хвостом — и клювом по суку: «Тррр-тррр-тррр!»

Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья клю­вом и вытаскивает длинным языком из-под коры жуков-коро­едов, личинки.

Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. На дереве — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Зимой за дятлом летает стайка синиц, они кормятся около дятла. Дятел не все семечки выклюет из шишки — синицы доклюют. Дятел раздолбит трухлявое дерево, и синицам жу­чок или личинка останется.

к оглавлению ↑

Глухарь

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь клюёт берёзовые почки, сосновые хво­инки.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токо­вать— петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивают. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём.

к оглавлению ↑

Сычик

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Сычик — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огорода­ми и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло ста­рого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мы­шей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Синицы

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного се­мечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не вид­но да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сып­лют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушки, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

к оглавлению ↑

Вальдшнеп

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть ночью. Как начнёт темнеть, вальд­шнеп ходит по земле и кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом прой­дёшь и не увидишь. Если потревожить вальдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.

к оглавлению ↑

Кедровка

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедро­вые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков и летит выше в горы, засовывает орешки в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в зем­лю. Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где за­рыла запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вы­растают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Зимородок

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Неподвижно замер на ветке над водой зимородок. Мельк­нула рыбка — зимородок нырнул, вынырнул и полетел с рыб­кой в клюве в гнездо. Гнездо у зимородка — глубокая пе­щерка в речном обрыве, выложенная чешуёй и рыбьими кос­точками. Живёт зимородок у реки и рыбой питается. И птен­цов выкармливает рыбой. Подрастут птенцы, сначала стрекоз начнут ловить, потом научатся неподвижно сидеть на ветке и ловить рыбок. А как замёрзнет речка, зимородки улетят на юг. Но весной снова над речкой мелькает, как клочок южного неба, зимородок.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Ястреб-тетеревятник

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник и задушит когтями. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо за­таилась. Увидит гнездо утки — разорит.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Ястреб-тетеревятник прилетает днём в деревню и на гла­зах у людей душит кур. Ястреб-тетеревятник — бесстрашный лесной хищник.

Птицы наших лесов - Снегирев Г.Я.

Мы рассказали вам, ребята, только о некоторых птицах, живущих в наших лесах. Если вы научитесь быть наблю­дательными, то обязательно познакомитесь с жизнью мно­гих других лесных птиц.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

https://sputnik-ossetia.ru/20211213/den-medvedya-eger-rasskazal-kak-v-yuzhnoy-osetii-beregut-khozyaina-lesa-14942930.html

День медведя: егерь рассказал, как в Южной Осетии берегут хозяина леса

День медведя: егерь рассказал, как в Южной Осетии берегут хозяина леса

ЦХИНВАЛ, 13 дек – Sputnik, Элина Габараева. Международный день медведя отмечают в понедельник – считается, что с 13 декабря хозяин леса впадает в спячку… 13.12.2021, Sputnik Южная Осетия

2021-12-13T16:25+0300

2021-12-13T16:25+0300

2021-12-13T16:31+0300

новости

южная осетия

природа

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/764/27/7642790_0:52:3045:1765_1920x0_80_0_0_eb97b5c3326dbe2bcfd043a75a424cbd.jpg

ЦХИНВАЛ, 13 дек – Sputnik, Элина Габараева. Международный день медведя отмечают в понедельник – считается, что с 13 декабря хозяин леса впадает в спячку. Косолапого издревле почитали на Руси, а еще он считается одним из российских символов. В Осетии медведь символом республики никогда не был, но особое отношение защитников природы к нему было всегда.Сегодня в Южной Осетии запрещено охотиться на хозяина леса, за исключением медведей-скотников и шатунов, которые представляют реальную опасность для сельского жителя. О том, как в Южной Осетии охраняют медведей, Sputnik рассказал егерь Знаурской заповедной зоны Лаврик Плиев.Он следит за сохранностью лесов более шести лет. Территория заповедника – его ответственность. Лаврик отвечает не только за инфраструктуру, но и за поголовье диких животных, в частности медведей.Обязанности Плиева зачастую сводятся к борьбе с браконьерами, которыми «движет жажда наживы».Лаврик не понаслышке знает, каково заботиться о косолапом жителе леса — он выходил не одного медвежонка.Пару лет назад Плиев нашел в лесу двух медвежат. Медведицы он так и не обнаружил, поэтому забрал детенышей к себе. Один из них не выжил, второго, когда тот подрос, выпустили в Зонкарском заповеднике. А в прошлом году на окраине Цхинвала зоозащитники обнаружили двух полугодовалых медвежат, мать которых браконьеры убили. Их выпустили в Знаурском заповеднике. Животные были под патронажем общественной организации «Зеленая Алания» и непосредственно егеря Лаврика Плиева.По его словам, вероятнее всего, в следующем году у них будет уже потомство.Он вспомнил и о другом случае, когда один из сельчан принес домой отбившегося от мамы медвежонка.»Я забрал его и на ночь поместил в клетку. Наутро клетка была разорвана, а малыша там не было. Как рассказали местные жители, они слышали рев медведицы, наверняка, она пришла за детенышем и забрала его», — рассказал он.Егерь отмечает, что, несмотря на то, что число браконьеров меньше не становится, за последние годы медведей в охраняемых лесах Южной Осетии стало больше.

https://sputnik-ossetia.ru/20200814/Est-vse-shansy-vyzhit-medvezhata-siroty-adaptirovalis-k-dikoy-prirode-v-Yuzhnoy-Osetii-11009664.html

https://sputnik-ossetia.ru/20200630/V-Yuzhnoy-Osetii-medvezhonok-otobral-u-operatora-kameru—smotrite-chto-on-zapisal-10787662.html

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2021

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_OS

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/764/27/7642790_222:0:2951:2047_1920x0_80_0_0_6935ca925ab9d33300233b124b557c50.jpg

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

новости, южная осетия, природа

16:25 13.12.2021 (обновлено: 16:31 13.12.2021)

ЦХИНВАЛ, 13 дек – Sputnik, Элина Габараева. Международный день медведя отмечают в понедельник – считается, что с 13 декабря хозяин леса впадает в спячку. Косолапого издревле почитали на Руси, а еще он считается одним из российских символов. В Осетии медведь символом республики никогда не был, но особое отношение защитников природы к нему было всегда.

Сегодня в Южной Осетии запрещено охотиться на хозяина леса, за исключением медведей-скотников и шатунов, которые представляют реальную опасность для сельского жителя. О том, как в Южной Осетии охраняют медведей, Sputnik рассказал егерь Знаурской заповедной зоны Лаврик Плиев.

Медвежат-найденышей выпустили на волю - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.08.2020

Он следит за сохранностью лесов более шести лет. Территория заповедника – его ответственность. Лаврик отвечает не только за инфраструктуру, но и за поголовье диких животных, в частности медведей.

Обязанности Плиева зачастую сводятся к борьбе с браконьерами, которыми «движет жажда наживы».

«Браконьеров у нас много. Это очень болезненный для егерей вопрос. Мы часто их задерживаем — разъясняем, на кого нельзя охотиться. Помимо медведей, они ведут охоту на барсука, зайца и парнокопытных», — рассказал егерь.

Лаврик не понаслышке знает, каково заботиться о косолапом жителе леса — он выходил не одного медвежонка.

Пару лет назад Плиев нашел в лесу двух медвежат. Медведицы он так и не обнаружил, поэтому забрал детенышей к себе. Один из них не выжил, второго, когда тот подрос, выпустили в Зонкарском заповеднике. А в прошлом году на окраине Цхинвала зоозащитники обнаружили двух полугодовалых медвежат, мать которых браконьеры убили. Их выпустили в Знаурском заповеднике. Животные были под патронажем общественной организации «Зеленая Алания» и непосредственно егеря Лаврика Плиева.

В Южной Осетии медвежонок отобрал у оператора камеру - смотрите, что он записал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.06.2020

По его словам, вероятнее всего, в следующем году у них будет уже потомство.

«Медведицы прижились замечательно. Они остались практически на том же месте, где их выпустили. Периодически животные попадают в объектив фотоловушки, а еще я их иногда вижу вдоль дороги. К сожалению, снять на телефон их у меня пока не получилось», — говорит Лаврик.

Он вспомнил и о другом случае, когда один из сельчан принес домой отбившегося от мамы медвежонка.

«Я забрал его и на ночь поместил в клетку. Наутро клетка была разорвана, а малыша там не было. Как рассказали местные жители, они слышали рев медведицы, наверняка, она пришла за детенышем и забрала его», — рассказал он.

Егерь отмечает, что, несмотря на то, что число браконьеров меньше не становится, за последние годы медведей в охраняемых лесах Южной Осетии стало больше.

Населенный пункт: Ленинградская область, Выборгский район, п. Коробицыно

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Учитель

Фрайбергер Любовь Владимировна

Тема урока

Жизнь леса

Цель урока

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Задачи

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

— познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-научиться распознавать растения леса;

-уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу;

— выявлять экологические связи в сообществе леса.

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других.

— формирование ответственного отношения к учебе;

— совершенствование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— осознавать целостность леса как сложного единства живой и неживой природы.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

презентация

Учебник А.А.Плешаков, Е. А.Крючкова «Окружающий мир» 4 класс.

Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику.

Рабочая программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»; А.А Плешаков, Е.А. Крючкова, А.Е. Соловьева методические рекомендации «Окружающий мир».

Ноутбук, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, работы в парах, гербарий растений смешанного леса.

Основные понятия

Природное сообщество, ярусы леса, лесная подстилка.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Тип урока

Комбинированный

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

1.Организационный

этап (1 мин)

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организую ситуацию, позволяющую настроиться на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

— Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок.

— Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. (5 мин)

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

3. Определение темы урока. Постановка цели урока. (5 мин)

Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Организую проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальных карточек.

1.Проверка домашнего задания:

— Какие типы почв различают ученые-почвоведы? Дайте им характеристику.

— Какая почва самая плодородная? Почему?

— Как нужно охранять почву?

2. Индивидуальные карточки:

Найди 5 ошибок в тексте:

Почвой называют верхний, подзолистый слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают горно-лесные почвы.

— Сделайте отметку в листе самооценке.

(Слайд 1)

(Слайд 2 )

-Так какие почвы преобладают в нашем крае?

— Как вы думаете, что с этим связано?

— Почему именно подзолистые, бедные перегноем?

— В какой природной зоне находится наш край?

— Определите тему нашего сегодняшнего урока.

Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально. Так что же такое лес?

— Давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

– Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.

– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

У.- Что же такое лес?

(Слайд 3)

Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

У. Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Слайд 4)

— Сделайте отметку в листе самооценке.

Ответы учащихся.

— Выполняют задания на карточках.

— Проводят самооценку в индивидуальном листе

Самопроверка ( проверка по образцу) – слайд 2 на экране.

Проводят самооценку в индивидуальном листе

Дети предполагают.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Слушают рассказ с инсценировкой.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Ответы детей.

Проводят самооценку в индивидуальном листе .

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь извлекать важную информацию из рассказа одноклассников.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

Регулятивные: самопроверка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

4. Первичное усвоение новых знаний.

(15 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

III. Знакомство с новым материалом.

  • Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки?

( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.)

(Слайд 5)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза.)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)

У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий? (Слайд 6)

— Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д. — Кустарники. (Слайд 7)

У. Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал. Используя ключи отгадайте названия растений. (Слайд 8)

Ключи:

  1. 6-11-3; (Лещина.)
  2. 1-9-3; (Калина.)
  3. 8-7-2-6-5; (Бересклет.)
  4. 10-12-4-3; (Крушина.)

У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

Д. Травы.

У. К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка.

(Слайд 9)

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик.)

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (Земляника.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я ….(подосиновик).

У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности?

Д. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав.

У. Всё верно, грибы это следующий ярус. (Слайд 10)

У. Почему так назвали гриб?

Д. Чаще всего он растет рядом с осинами.

У. Название какого гриба образовано похожим способом?

Д. Подберезовик.

У. Какие еще грибы вы знаете?

Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов.

У. Как вы думаете, лесу грибы нужны?

— Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164.

  • Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. (Слайд 11 )

У. Все мы ярусы рассмотрели?

Д. Остался еще один.

У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники.

Посмотрите на иллюстрации. Сфагнум, кукушкин лен, ягель. (Слайд 12 )

– Где растут мхи и лишайники?

Д. На земле, на корнях деревьев.

У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами?

Д. Листья, сухие веточки, хвоинки.

У.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд 13 )

– Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе?

Д. О животных. (Слайд 14)

У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165.

У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща.

(Слайд 15)

Отгадывают загадки.

Ответы детей.

Расшифровывают названия растений.

Отгадывают загадки.

Высказывают предположения.

Ответы детей.

Работа по учебнику.

Ответы детей.

Ответы детей.

Работа по учебнику.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

5.Практическое применение знаний.

(2 мин)

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

— Организую работу в парах.

— Каждая пара получает задание : Распределить растения по ярусам. (Слайд 16)

-Запишите 5 любых названия растений леса в Рабочую тетрадь на с. 76. Галочкой отметьте названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

(Слайд 17)

— Работают в парах: распределяют растения по ярусам, проводят работу с гербарием в соответствии с заданием. Анализируют, формулируют выводы.

Записывают названия растений.

Заполняют соответствующую графу в листе самооценки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

6. Первичная проверка понимания. (10 мин)

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

Работа в тетрадях.

У. Докажем, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. Составим цепи питания. Р.т. с 77

Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

-Давайте попробуем. Схему нам приготовил старичок-лесовичок. (Слайд 18 )

Дуб – кабан – волк

Растения — белка – куница

Бересклет бородавчатый – лесная мышь – ласка.

Мы на уроке убедились, что в лесу все взаимосвязано. Прошу вас рассказать об этом, опираясь на схему.

Д. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природное сообщество.

Ответы детей.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (5 мин)

Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложен-

ного списка.

— Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание – с.164-168 подготовить пересказ по теме.

2. Задание – с.169 зад.3 – Работа с атласом-определителем. Записать пословицы и поговорки о лесе.

3.Задание – с.169 зад.2 – прочитать рассказы в книге «Великан на поляне».

— учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).(2 мин)

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Предлагаю вам составить синквейн на тему «Лес»

(Слайд 19)

— Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!

-Выполните в листе самооценке последние отметки.

— Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

(Слайд 20)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.

Всё это называется природа, давайте же сердца ей отдадим!

Ответы учащихся.

-Заполняют последнюю графу в листе самооценки.

Дети рисуют улыбку – зеленым цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: развитие способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

1.Окружающий мир 4 кл.учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.164 -178

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.37-39.

3. Рабочая программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»; А.А Плешаков, Е.А. Крючкова, А.Е. Соловьева методические рекомендации «Окружающий мир».

Полный текст статьи см. в приложении.

4 класс

Окружающий мир

Урок № 27

Тема. Жизнь леса. Практическая работа с гербарием растений леса.

Цели:сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Планируемые результаты: познавательные — умение извлекать ин­формацию, устанавливать причинно-следственные связи и за­висимости между живой и неживой природой; коммуникатив­ные— осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;регу­лятивные — формулировать учебные задачи, определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять положительное отношение к учению.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, атласы-определители; видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений сме­шанного леса, муляжи грибов.

Тип урока. Усвоение нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания

— Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику. Продемонстрируйте и прокомментируйте свои макеты.

(Ученики защищают свои макеты почв.)

— Чью работу вы бы отметили? Почему?

2.Тест

1. Характерные почвы нашего края:

а) черноземы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка в) глины

б)перегноя г) солей ‘

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода в) камни

б) воздух г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздейст­вием микроорганизмов образуется:

а) песок в) перегной

б) глина г) ил

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б)вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

г) камни, удобрения, грязь

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в)проводить снегозадержание, сажать полезащитные поло­сы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300лет

б) 5—10 лет г) 1—2 года

9. Какое из высказываний верно?

а)Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) Внесение в почву большого количества удобрений при­водит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г)Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки на­секомых, бактерии.

3.Индивидуальное задание на карточке

— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало

типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За пло­дородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

• Органическая масса, получаемая из остатков растений и живот­ных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрых­лителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.(Песок.)

• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

• Вещество, помогающее корням растений дышать.(Воздух.)

• Это живые организмы, под действием которых из остатков расте­ний образуется перегной. (Микробы.)

• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздейст­вием микроорганизмов. (Соли.)

4.Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 1 на с. 74. (1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Черно­земная почва. 4. Серая лесная почва. 5. Луговая почва. 6. Бо­лотная почва.)

III.Самоопределение к деятельности

— О чем идет речь в загадке? Город этот непростой, Он дремучий и густой. (Лес.)

— Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (Олесе.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)

Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит.

И. Никитин

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1.Работа в группах

(У каждой группы гербарий растений смешанного леса и ат­лас-определитель. Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учеб­ника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. Коллективная проверка.)

2.Работавпарах

(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.) 172

Родной край — часть большой страны

— Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

3.Работа по учебнику С. 164-165

— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу можно задавать в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

V.Первичное закрепление

Моделирование

(Ученики в парах строят модель цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лес­ного сообщества. Например: ель -» жук —> дятел —> ястреб; сосна (шишка) — белка -> ласка —>волк.)

— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.

VI.Физкультминутка

VII.Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 168

(Ученики читают текст и составляют рассказ об экологиче­ских связях в сообществе леса.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое по­вреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых де­ревьев это польза, а для старых нет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

2.Работа в парах

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

(Заслушать 2—3 рассказа.)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

(Дети рассматривают муляжи грибов, называют их, вспоми­нают правила сбора грибов.)

Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»

Игра «Да нет»

(Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)

— Рыжик, лисичка — съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб дерево съесть? Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем?(Нет.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX.Рефлексия

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.

Дополнительный материал Секрет полного лукошка

Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами бу­дете беречь нить-невидимку и других ребят научите охранять грибные угодья.

Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой но­жик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота — запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя.

А еще у каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревь­ев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места.

Н. Надеждина

___

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474073-razrabotka-konspekta-uroka-po-okruzhajuschemu

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, что ты уже знаешь о роли леса в жизни человека.

Роль леса в жизни человека

Как известно, далеко не каждый уголок Земли может похвастаться лесными массивами. Леса не растут в пустынях и тундрах, их нет на поверхности океанов и на полярных ледниках. И всё же леса играют важнейшую роль в жизни всех без исключения людей на планете. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.

Самое главное свойство леса — это умение поглощать ядовитый для живых существ углекислый газ и перерабатывать его в необходимый для жизни кислород. Лес и правда похож на настоящую фабрику кислорода, так что чем больше лесов, тем свежее и качественнее воздух на всей планете. 

Также леса способны очищать воздух от пыли и убивать болезнетворные бактерии. Например, давно замечено, что воздух хвойных лесов отлично помогает людям страдающим от бронхита или астмы, а лесные полосы, посаженные вдоль автомобильных дорог, способны снизить уровень загрязнения воздуха от автотранспорта.

В лесу люди издревле добывают множество полезных вещей: древесину для строительства, ягоды, грибы и травы для пропитания и лечения, диких животных для изготовления тёплой одежды и приготовления сытных мясных блюд. Кроме того лес является источником сырья для производства бумаги, искусственных тканей, химических веществ и многого другого.

Лес защищает водоёмы от обмеления, а селения по берегам рек — от наводнений. Он сохраняет склоны гор от обвалов и оползней, а горных жителей — от лавин и селей. В лесных массивах образуются плодородные почвы, а жители сельских районов устраивают между полями специальные лесополосы, чтобы не допустить возникновения сильных ветров и создать благоприятные условия для выращивания урожая.

Впрочем, лес человек любит не только из-за его огромной пользы. Лесные массивы — это прекрасное место для отдыха и  восстановления душевного равновесия. Можно бесконечно любоваться красотой и многообразием лесов Земли и получать от этого эстетическое удовольствие.

Подробнее о роли леса в жизни человека и в жизни планеты можно посмотреть на видео с канала Экокласс «Зачем нужен лес?»:

Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу?

  • Нельзя сжигать сухую траву и листья — это может привести к пожару.
  • Разводить костёр можно только на специально устроенном кострище, чтобы не повредить лесную почву. В жаркую и сухую погоду костры разводить запрещено, чтобы избежать возникновение пожара.
  • Нельзя срезать с деревьев кору или собирать берёзовый сок в лесу, так как после этого могут заболеть и умереть даже здоровые сильные деревья. 
  • Нельзя бесконтрольно срывать цветы и другие растения, так как некоторые растения являются редкими или вымирающими, невинный на первый взгляд сбор ландышей может привести к их полному исчезновению в вашем лесу, а нечаянное попадание в реки ядовитого растения возможно нанесёт вред здоровью уже самому сборщику.
  • Нельзя ловить насекомых, брать в руки птенцов и уносить из леса диких животных. Каждое животное или растение очень важно для леса, так что бездумный отлов может принести непоправимому вреду целой лесной системы.
  • В лесу нельзя мусорить и шуметь. Мусор, также как и шум, мешает жителям леса. Вы же не хотите, чтобы кто-то пришёл в ваш дом и начал там мусорить и шуметь. Вот и обитателям леса это тоже не нравится. 

А какие правила безопасности нужно соблюдать в лесу?

Даже небольшой лес похож на настоящий лабиринт и в нём легко может заблудиться как новичок, так и опытный человек. Именно поэтому надо: 

сообщить о своём намерении пойти в лес родным и близким;

  • взять с собой заряженный мобильный телефон, чтобы сообщить о проблеме в случае опасности;
  • одеть яркую одежду, желательно со светоотражающими элементами;
  • взять с собой запас питьевой воды;
  • не сходить с тропинок и не уходить далеко от опушки леса.

В лесу живет множество растений и животных, а далеко не все они дружелюбны к человеку. Чтобы обезопасить себя надо соблюдать правила:

  • нельзя пробовать незнакомые ягоды и грибы, также нельзя дотрагиваться до незнакомых растений;
  • нельзя дразнить лесных животных и пытаться их погладить или взять на руки;
  • в случае встречи с диким зверем надо замереть и не двигаться, возможно зверь не заметит вас и пройдёт мимо;
  • до посещения леса стоит обезопасить себя от укусов насекомых, например, нанести защитный крем или спрей.

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Дом для растений, животных и грибов

Более половины растений, грибов и животных планеты выбирают лес в качестве места своего обитания. Здесь животные могут найти достаточно пищи и защищённое убежище. Что касается растений и грибов, то лесные системы дозволяют им найти в лесах плодородные почвы и комфортные условия для произрастания и размножения, например, благоприятное освещение и влажность. 

Защитник воздуха, водоёмов и почв

Благодаря способности зелёных растений преобразовывать углекислый газ в кислород, лес делает воздух пригодным для дыхания живых существ. Также он способен очищать воздух от пыли и болезнетворных бактерий. Лес защищает почву от вымывания, а реки — от обмеления. Он обогащает почву полезными микроэлементами и укрепляет склоны оврагов и гор.

Место для отдыха человека

Люди с удовольствием посещают леса. Некоторые ходят в лес для сбора грибов и ягод, некоторые — в походы, есть люди, которые посещают лес для наблюдением за живой природой или для сбора лекарственных растений. Впрочем чаще всего люди приходят в лес для того, чтобы отрешится от городской суеты и побыть в тишине природы.

Источник грибов, ягод и лекарственных растений

Уже многие столетия лес кормит и лечит людей. Здесь произрастают десятки видов съедобных грибов: белые грибы, подберёзовики, лисички, грузди, опята и т.д. Также в лесу можно найти заросли ягод: земляники, малины, голубики и черники. Немало в лесу и лекарственных растений. Например, в лесах растёт тысячелистник, зверобой и «царь лекарственных растений» — женьшень.

Источник древесины

Человек использует лесную древесину самыми разнообразными способами: из стволов деревьев строят деревянные дома — срубы, изготавливают доски для сооружения крыш и производства мебели. Сухие деревья и ветки часто используются для обогрева зданий и растопки печей в банях и саунах. Кроме того древесина применяется в химической и лёгкой промышленности для производства бумаги, тканей, удобрений и даже товаров для животных.

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Как разводить костёр

1. Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности!

2. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.

3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4. Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5. Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на прежнее место.

Раньше я не знал, что перед сооружением костра надо снять верхний слой почвы — дёрн, а потом положить его назад. Мне казалось, что достаточно обложить кострище камнями и просто расчистить его от травы. Сейчас я понимаю как важно всё сделать правильно, ведь сохранив дёрн и вернув его на место мы сохраняем жилище многим обитателям леса. 

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Обсудим

1. Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?

«Здоровье» леса напрямую зависит от чистоты воздуха, так как деревья и другие растения также являются живыми существами. Как и все живые существа они дышат кислородом. Да, да, углекислый газ деревья поглощают для питания, а кислородом дышат через микроскопические дырочки-устьица, расположенные на поверхности листьев.

Грязный воздух содержит в себе пыль и различные вредные вещества. Они забивают устьица и растение уже не может полноценно дышать. Оно начинает болеть и может даже погибнуть. Именно поэтому в лесополосах у автодорог и в лесах, находящихся рядом с вредными производствами, так много больных деревьев. Так что очень важно сохранять в лесах чистоту воздуха.

2. Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

К сожалению, некоторые люди не обладают достаточной культурой для того, чтобы вести себя на природе правильно. Они относятся к природе как к «ничейной территории», то есть вовсе не думают, что леса, луга, поля и реки — это часть их среды обитания. Такие люди даже не вспоминают об обитателях леса, о растениях и чистоте воздуха и воды. Главное для них — получить минутное удовольствие и навсегда покинуть это место.

Для того, чтобы люди относились к природе бережно, надо с детства рассказывать им о том как важно сохранять природу в первозданном виде. Узнав о связях, существующих в природе, и о том вреде, который человек может нанести своими бездумными действиями, люди начинают задумываться и о своём поведении. Кстати самый лучший способ повысить культуру окружающих — это показать пример правильного поведения в природе.

Проверь себя

1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

  • Лес обеспечивает всё человечество кислородом, необходимым для дыхания.
  • Лес перерабатывает вредный для живых существ углекислый газ и снижает его количество в атмосфере.
  • Лес очищает и дезинфицирует загрязнённый воздух.
  • Лес защищает населённые пункты от наводнений и оползней, снижает силу ветра и не даёт рекам обмелеть.
  • Лес защищает сельскохозяйственные почвы от выветривания, что необходимо для получения хороших урожаев продовольственных культур.
  • Лес — это источник древесины и других необходимых для хозяйствования человека материалов.
  • Лес — это источник грибов, ягод и лекарственных растений.
  • Лес — это любимое место отдыха многих людей.

2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Лес — это защитник воздуха, так как:

  • поглощает ядовитый углекислый газ и выделяет кислород;
  • очищает воздух от пыли и вредных веществ;
  • удаляет из воздуха болезнетворные бактерии.

Лес — это защитник водоемов, так как: 

  • защищает реки и озёра от обмеления;
  • предотвращает возникновение наводнений;
  • очищает воду перед попаданием её в водоёмы.

Лес — это защитник почв, так как:

  • защищает почвы от выдувания сильными ветрами и вымывания наводнениями;
  • помогает сохранить на полях достаточное количество влаги для роста растений;
  • обогащает почвы полезными веществами.

3. Как правильно вести себя в лесу?

Нужно заботиться о сохранности леса:

  • нельзя жечь сухую траву, листья и не разводить костры в сухую жаркую погоду;
  • нельзя срывать растения, ловить и забирать из леса животных, собирать берёзовый сок и срезать кору деревьев;
  • нельзя шуметь и оставлять мусор после своего пребывания в лесу.

Нужно позаботиться о собственной безопасности:

  • посещать лес только вместе со взрослыми или с опытным проводником;
  • одеть в лес яркую одежду, взять запас воды и заряженный мобильный телефон;
  • не сходить с тропинок и не отходить далеко от опушки леса.

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 47).

Краткая характеристика зоны тайги по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — тайга;
    • на карте она показывается заливкой тёмно-зелёного цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат тайги отличается очень холодной зимой и достаточно тёплым летом. Действительно, зимой температура воздуха нередко опускается до — 40ºС, а летом подниматься до + 16 ºС — + 20ºС. Кроме того, в тайге достаточно влажные почвы, что очень благоприятно для растений. Впрочем, в северных районах встречаются участки с вечной мерзлотой.
    • Растительный мир тайги очень разнообразен. Большинство растущих здесь деревьев — хвойные: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница. Также здесь растёт множество грибов, ягод и трав. В тайге обитают бурые медведи, рыси, лоси, барсуки, зайцы, лисы, волки и множество других животных и птиц.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В тайге добывают древесину, а также пушных зверей. 
    • Также в зоне тайги находятся месторождения многих полезных ископаемых, добываемых человеком: уголь, нефть и природный газ.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Главная экологическая проблема тайги — бесконтрольная вырубка лесов. Это приводит к снижению количества лесов России, а также к возникновению стихийных бедствий, например к наводнениям. Для борьбы в этой проблемой государство вводит регулирующие вырубку лесов правила и ограничивает продажу древесины за рубеж.
    • Ещё одна серьёзная проблема тайги — огромные пожары, ежегодно уничтожающие сотни гектаров леса. С возникновением и тушением пожаров борется как специальная государственная служба — МЧС, так и местные органы самоуправления. Кроме того, государство ввело ряд запретов, например, в летний период во многих регионах запрещается заходить в лес совсем.
    • Также леса тайги страдают от действий браконьеров, которые истребляют множество редких животных и рыб. Для сохранения уникальной природы тайги государство создаёт заповедники и заказники.

Краткая характеристика зоны смешанных лесов по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона смешанных лесов;
    • на карте она показывается заливкой светло-зелёного цвета.
  2. Особенности природы:
    • В зоне смешанных лесов холодные зимы и тёплое лето. Зимой температура воздуха колеблется от -15ºС до -24ºС, а летом обычно находиться в районе + 20ºС или даже выше. Почвы здесь отличаются хорошим увлажнением, и уже вовсе не встречается вечная мерзлота.
    • Растительный и животный мир зоны смешанных лесов ещё более разнообразен, чем в тайге. Здесь произрастают как хвойные деревья: сосна, ели, лиственница, так и широколиственные: дуб, клён, липа, ясень и вяз. Представители животного мира этой зоны — это волки, лисы, зайцы, бобры, белки, а также лоси, медведи и зубры.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов люди заготавливают древесину как хвойных, так и широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В зоне смешанных лесов охотятся на лосей, кабанов, тетеревов и глухарей. 
    • Природных ископаемых в этой зоне не так много. Встречаются нефть, руда и каменный уголь.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Зона смешанных лесов очень хорошо обжита человеком. Здесь находятся крупные города и высока плотность сельского населения. Кроме того, в этой зоне расположено много промышленных предприятий. Вследствие этого, главная проблема этой зоны — загрязнение окружающей среды. Чтобы бороться с вредным воздействием жизнедеятельности человека на природы, государство устраивает заповедники и заказники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
    • В последние годы в смешанных лесах стали всё чаще и чаще возникать крупные пожары. Для предотвращения их возникновения МЧС ограничивает вход в леса для населения.

Краткая характеристика зоны широколиственных лесов по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона широколиственных лесов;
    • на карте она показывается заливкой травянистого цвета.
  2. Особенности природы:
    • В зоне широколиственных лесов не такие холодные зимы и жаркое лето. Зимой температура воздуха колеблется от -12ºС до -20ºС, а летом  — + 24ºС, а иногда воздух может прогреться выше + 30ºС. Здесь не такое хорошее увлажнение почвы, как в зоне смешанных лесов, но влаги вполне хватает для буйной растительности.
    • В зоне широколиственных лесов богатый растительный и животный мир. Здесь растут: дуб, клён, липа, ясень, вяз, бук и граб, а также множество кустарников и трав, которые составляют густой подлесок широколиственного леса. Из животных здесь водятся дикие кабаны, олени, зубры, лоси, косули, бурундуки, бобры, ежи, рыси, лисицы, волки и множество других зверей и птиц. 
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов люди заготавливают древесину как хвойных, так и широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В зоне смешанных лесов охотятся на лосей, кабанов, тетеревов и глухарей. 
    • Природных ископаемых в этой зоне не так много. Встречаются нефть, руда и каменный уголь.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Так же как и зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов очень хорошо обжита человеком. Здесь находятся крупные города и высока плотность сельского населения. Кроме того, в этой зоне расположено много промышленных предприятий. Вследствие этого, главная проблема этой зоны — загрязнение окружающей среды. Чтобы бороться с вредным воздействием жизнедеятельности человека на природы, государство устраивает заповедники и заказники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
    • В последние годы в смешанных лесах стали всё чаще и чаще возникать крупные пожары. Для предотвращения их возникновения МЧС ограничивает вход в леса для населения.

Краткая характеристика зоны смешанных лесов Дальнего Востока по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона смешанных лесов Дальнего Востока;
    • на карте она показывается заливкой изумрудного цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат зоны смешанных лесов Дальнего востока сильно отливается от климата зоны смешанных лесов европейской части России. Зимой здесь очень сухо и морозно. Температура может опускаться до — 24ºС —  — 28ºС. Летом же наоборот очень влажно. Часто идут дожди и в любой момент может налететь тайфун со стороны Японского моря. Температура летом редко поднимается выше + 22ºС, что вполне комфортно для растений.
    • Растительный и животный мир зоны смешанных лесов Дальнего Востока уникален. Здесь встречаются как представители северных лесов, так и жители южного Китая. Например, основу леса составляют хвойные породы: сосна, ель, кедр и пихта. Из-за этого данные леса часто называют дальневосточной тайгой. При этом встречаются  монгольские дубы, маньчжурские орехи и бамбук. Животный мир также сочетает в себе представителей сибирской тайги: медведи, соболи, белки и бурундуки, а также южных видов: маньчжурский заяц, фазан, мягкая черепаха и т.д. 
    • В зоне смешанных лесов Дальнего Востока обитают уникальные животные: уссурийский тигр и уссурийский пятнистый олень, дальневосточный леопард, утка-мандаринка и другие.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов Дальнего Востока люди заготавливают древесину как хвойных, так и редких широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В этой зоне человек добывает множество полезных ископаемых: каменный уголь, нефть, золото и различные виды руды.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Бесконтрольная вырубка лесов и браконьеры — это две самые большие экологические проблемы данного региона. Особенно страдают от этого уникальные виды животных Дальнего востока, которых не только истребляют во время охоты, но и лишают привычных мест обитания вследствие вырубки лесов. Многие виды уникальных растений и животных региона сейчас охраняются и ведутся работы по восстановлению их численности.

Задания для домашней работы

1. В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может научить тебя прочитанный рассказ?

Анализ рассказа «Свой мусор — всегда с собой» из книги «Великан на поляне»

Рассказ «Свой мусор — всегда с собой» — это очень поучительная история об отдыхе на природе. Трое друзей вместе с папой одного из мальчиков отправились за грибами. Они набрали полные лукошки и решили немного отдохнуть на полянке, устроив пикник.

Всё было просто замечательно, но когда они собрались уходить, то оказалось, что мальчики совершенно не умеют убирать после себя мусор и не знают, чем грозит захламление леса. Мальчики, как и многие другие туристы, оставили после себя:

  • бумагу;
  • полиэтиленовые пакеты;
  • бутылки из под воды;
  • яичную скорлупу.

Васин папа рассказал ребятам, что лес не будет рад такому подарку как мусор, ведь самостоятельно он из леса не исчезает. Как выяснили учёные — экологи, требуется длительное время, чтобы мусор разложился (окончательно сгнил):

  • бумаге требуется 2 -3года, а иногда и 10 лет;
  • полиэтиленовым пакетам для разложение требуется более 200 лет;
  • стеклянные бутылки могут сохраняться более 1 000 лет.

Оказалось, что мусор не просто захламляет лес и убивает его красоту и привлекательность, а наносит действительно огромный вред, в некоторых случаях лес может даже погибнуть из-за обычного мусора. Васин папа назвал самые главные «вредности» мусора:

  • стеклянный осколок может вызвать пожар в лесу, если в жаркую погоду на него упадёт луч солнца и осколок, как увеличительное стекло, подожжёт деревянную веточку или кору от солнечного луча;
  • любой оставленный мусор отнимает жизненное пространство у обитателей леса, так на этом месте не могут вырасти растения или жить животные;
  • мусор нарушает красоту природы на долгие годы, так что нашим потомкам уже не придётся наслаждаться видами красивого и чистого леса.

Мальчики задумали о том, что делать с мусором, чтобы не оставлять его в лесу. В этот раз они просто собрали всё в мусорные пакеты и забрали с собой. Но что делать при многодневных походах? Папа знал ответ и на этот вопрос. Он сказал, что надо:

  1. снять дёрн с небольшого участки земли и осторожно сложить его неподалёку в том порядке, в котором его снимали;
  2. выкопать ямку;
  3. сложить в ямку весь накопленный мусор;
  4. засыпать яму землёй;
  5. сложить дёрн на место, прикрыв голую землю.

Мальчикам очень понравился рассказ Васиного папы и они решили, что больше не будут оставлять мусор в лесу. Я думаю, что это очень правильное решение. Раньше я даже предположить не мог, что для разложения требуется столько лет, столетий и тысячелетий. Я не хочу вредить природы, а убрать за собой мне совсем не сложно. Я же культурный человек!

Анализ рассказа «Горит костёр» из книги «Великан на поляне»

В рассказе «Горит костёр» автор рассказывает о том, какой вред приносит разведение костра в лесу его обитателям и самому лесу. Например, я узнал. что при разведении костра в лесу:

  • портиться почва под кострищем;
  • сгорает множество мелких обитателей живущих в дёрне, на котором развели костёр;
  • для того, чтобы выжженное место — кострище — снова заросло травой требуется 5 — 7 лет;
  • если костёр не затушить или развести неправильно, то может возникнуть лесной пожар и тогда сгорят огромные территории вместе со всеми животными и растениями.

Автор говорит, что если костёр действительно необходим, то развести его можно, но только по правилам:

  • на месте будущего кострища аккуратно снять лопатой верхний слой почвы (толщиной примерно 15 см)- дёрн;
  • снимать дёрн лучше всего отдельными плитками и складывать их поодаль, важно не складывать плитки друг на друга, лучше положить их рядом, в той последовательности в которой снимали дёрн;
  • в полученном углублении надо сложить собранные для розжига костра ветки, размер веток не должен быть больше, чем размер углубления;
  • после того, как костёр будет полностью потушен, надо оставшиеся обгоревшие ветки разнести по окрестностям поляны, чтобы собранные в кучу головёшки не портили красоту леса;
  • внутрь костровой ямы надо вернуть вырезанный дёрн, лучше разложить его в том порядке, в котором вынимали.

Также автор рассказывает, что самая большая опасность для леса — это лесной пожар. Чтобы его избежать, существует несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать:

  • нельзя разводить костёр в очень сухую погоду;
  • нельзя разводить костёр при сильном ветре;
  • очень опасно разводить костёр на торфяниках;
  • нельзя разводить костёр на расстоянии менее 3 метров от деревьев и кустарников;
  • нельзя разводить костёр около пней и между корней деревьев, выходящих на поверхность почвы;
  • нельзя устраивать костёр на участках, захламлённых сухими ветками, например на вырубках;
  • нельзя оставлять костёр без присмотра;
  • нельзя оставлять костёр не потушенным или не до конца потушенным.

Прочитав рассказ я подумал, что конечно правил для разведения костра очень много, но все они важные и я буду их выполнять, ведь я хочу сохранить красоту природы, чтобы приходить в лес вновь и вновь. Ещё для меня стало открытием, что под кострищем может погибнуть множество живых существ, раньше я просто об этом не задумывался, а теперь буду знать. 

Анализ рассказа «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне»

В рассказе «Белый сказочный дворец» автор рассказывает о красоте зимнего леса и о том, как правильно себя вести в зимнем лесу. Лес напоминает ему белый сказочный дворец и автор призывает не повредить эту удивительную красоту во время посещения леса: не оставлять мусор, не стряхивать снег с ветвей и не затаптывать следы животных.

Кроме того, автор приводит пример неправильного поведения в лесу. Так, ребята из рассказа для устройства лыжных соревнований совершили следующие действия:

  • проложили лыжню;
  • пометили маршрут: сначала рисовали на деревьях большие красные стрелки, а затем, когда закончилась краска, стали делать на стволах зарубки;
  • срубили несколько деревьев для организации площадки для отдыха с самодельными скамейками;
  • развели большой костёр;
  • принесли в лес пластиковые стаканчики и коробки конфет, а после пиршества весь мусор оставили в лесу.

В результате следующие посетители леса — второклассники на экскурсии — вместо белого сказочного дворца увидели замусоренный лес, вытоптанную опушку, срубленные деревья и обугленное кострище. Лесу был нанесён серьёзный ущерб, поскольку зарубки на деревьях могут привести к болезни растений и даже к их гибели, да и срубленные деревья уже не вернёшь.

Автор предлагает подумать, как можно было провести соревнования и не повредить при этом лесу? Я думаю, что действовать ребятам надо было следующим образом:

  • лыжню желательно прокладывать по уже существующим тропинкам, не срубая для этого растущие кусты и деревья;
  • для обозначения маршрута можно привязать к деревьям таблички со стрелками, а после соревнования их аккуратно снять (верёвочку надо обвязывать вокруг ствола не повреждая кору);
  • в лесу нельзя рубить деревья без специального разрешения, поэтому в качестве скамеек можно было использовать надувные ватрушки или принесённую раскладную мебель для походов;
  • если костёр был так необходим, то перед его разведением надо было аккуратно разгрести снег, срезать дёрн и сохранить его, а после окончания соревнований аккуратно вернуть дёрн на место и присыпать его снегом (Внимание! Делать это можно только под руководством взрослых!);
  • всю принесённую для пиршества посуду и еду надо собрать потом в пакеты и унести из леса, чтобы поляна осталась точно такой чистой, как и до проведения мероприятия.

Думаю, если бы ребята воспользовались бы моими советами, то второклассники бы тоже попали на экскурсию в белый сказочный дворец.

2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России.

Тема сообщения: Утка мандаринка — яркий символ вечной верности

План сообщения:

  1. Места обитание уток мандаринок
  2. Внешний вид уток мандаринок
  3. Образ жизни утки мандаринки
  4. Причины сокращения численности этого вида
  5. Мандаринки — символ верности

Важная информация для сообщения:

Утка мандаринка — яркий символ вечной верности

Утка мандаринка — это одна из самых красивых уток мира. Обитают утки мандаринки на Дальнем Востоке. Лето они проводят на берегах Амура, на Сахалине, в Хабаровском и в Приморском крае. А на зиму улетают в Северный Китай и в Японию. Наверное поэтому эту птицу часто нередко называли китайской уткой или мандаринской уткой — от названия сословия чиновников, которых в Китае называли мандаринами. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Эта совсем небольшая уточка весом чуть более полкилограмма отличается удивительно необычной расцветкой, Самец мандаринки словно гусар носит перья ярко-оранжевого, синего, фиолетового, желтого и черного цвета. Причем его «одеяние» изобилует контрастными полосками и оригинальными сочетаниями. Самочка мандаринка выглядит не так ярко, но очень изящно. У неё серо-коричневая спинка и рисунок на грудке из перьев белого и серо-коричневого цвета.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Утки мандаринки предпочитают жить в горных лесах на берегу рек. Как и все утки, они прекрасно плавают. Но при этом с удовольствием сидят на ветвях деревьях или на прибрежных скалах. Летают мандаринки быстро и маневренно. Они ловко взлетают с водной глади иногда прямо вертикально вверх. Питаются эти птицы семенами водных растений, моллюсками, червями и икрой рыб.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Гнёзда утки мандаринки устраивают на деревьях, на высоте 5 — 6 метров над землей. Так они пытаются спасти своё потомство от хищников, но помогает это далеко не всегда. Естественные враги мандаринок — выдры, норки, енотовидные собаки и хорьки. Они легко залезают на деревья и разоряют птичьи гнезда. Кроме того, утки мандаринки часто становятся жертвами охотников, поэтому численность их постоянно сокращается.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Сейчас утки мандаринки занесены в Красную книгу России как редкий вид. По подсчётам ученых ух осталось всего чуть более 20 000 пар. Это совсем немного. Кстати, этих птиц всегда считают именно парами, поскольку они образуют союз только один раз и на всю жизнь. В Китае утки мандаринки считаются символом верности и счастья в семейной жизни.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Путешествие в национальный парк «Лосиный остров»

Национальный парк Лосиный остров был основан в 1983 году. он находится на территории Москвы и нескольких городских округов Московской области. По сути это огромный лес, который находится под защитой государства.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

В некоторые места «Лосиного острова» вход категорически запрещён, а часть парка доступна для посетителей. Например, можно посетить так называемую Подмосковную тайгу, живописную долину реки Яуза или Алексеевский пруд. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Есть в этом национальном парки и интересные рукотворные места: Лосиная биостанция где можно посмотреть и даже покормить живых лосей, Дендрарий, в котором можно увидеть двухсотлетние деревья. Также можно подняться на вышку для наблюдения за птицами на Чугунном мосту или посетить музей «Русский быт».

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Вообще, на территории национального парка «Лосиный остров» живет 43 вида млекопитающих, 180 видов птиц, 80 видов деревьев, 76 видов кустарников, 128 видов грибов и огромное количество других живых обитателей. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Работники парка постоянно придумывают различные программы и проекты, которые помогут посетителям лучше и интереснее познакомиться со всеми богатствами «Лосиного острова». Например в парке можно посетить экскурсии:

  • прогулка по экологической тропе «Заповедный лес»;
  • посмотреть на Верхнеяузские болота;
  • по экологической тропе «Леса России»;
  • конные экскурсии;
  • и множество других.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Также в «Лосином острове» проводятся мастер-классы для желающих: «Изделия из фетра», «Лепка из полимерной глины», «Экооткрытки и экозакладки для книг», обереги из нитей» и другие. В парке проводится множество игровых программ: «экологический квест», игровой квест «В поисках клада», квест «Знаток природы», квест «Юный этнограф.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Национальный парк «лосиный остров» — прекрасное место отдыха для всей семьи. При этом не обязательно ходить по экскурсиям и учувствовать в играх, можно просто устроить пикник в специально устроенных местах или посмотреть на удивительно красивую природу в самом центре нашей страны.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

  • Рассказ про зомби апокалипсис
  • Рассказ про золотую осень 2 класс остроухов
  • Рассказ про знак зодиака телец для детей
  • Рассказ про знак зодиака дева 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про землю 5 класс