Рассказ про зонтик для детей

Рассказы для детей о детях, школе, животных, природе, войне, вы можете читать онлайн полностью или скачать в формате pdf и

Рассказы для детей — иллюстрацияРассказы для детей о детях, школе, животных, природе, войне, вы можете читать онлайн полностью или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать детские рассказы и читать текст с листа очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Рассказы для детей 5-7 лет короткие и смешные, они предназначены для чтения дома и подготовки к самостоятельному чтению в школе. Их персонажи это дети или животные, участвующие в интересных веселых историях. Сюжет рассказов простой, но заставляют задуматься и сопереживать героям, видя их поступки и ошибки, которых иногда трудно избежать.
Рассказы для 1-4 классов поучительные с философским смыслом, очень интересные и хороши для чтения школьникам начальных классов. В них затрагивается тема важных жизненных и семейных ценностей, передача жизненного опыта от старших к младшему, отношение между детьми и родителями.
Внеклассное чтение и рассказы, которые входят в эту программу, позволяют выявить индивидуальные интересы детей и их потребности. Такое чтение расширяет кругозор детей, и помогает выработать привычку читать дома в свободное время.

Просмотров: 30 217

Живая шляпа

Живая шляпа — автор Н. Носов, забавный рассказ про то, как кот Васька оказался под шляпой, и дети подумали, что шляпа двигается, потому что живая. Текст рассказа «Живая шляпа» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Живая шляпа» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о весёлой истории, которая

Просмотров: 28 094

Синичкин календарь

Синичкин календарь — автор В. Бианки рассказ о птичке, которая изучала особенности каждого месяца. Текст рассказа «Синичкин календарь» можно читать онлайн полностью, скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы найдёте краткое содержание, узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Синичкин календарь» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о ежемесячных изменениях в природе и образе жизни

Просмотров: 26 141

Заплатка

Заплатка — автор Н. Носов, поучительный, рассказ про то, как мальчик Бобка порвал штаны и сам пришивал на них заплатку. Текст рассказа «Заплатка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Заплатка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о том, как мальчик научился самостоятельно зашивать штаны.

Просмотров: 22 326

Про Томку

Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать

Просмотров: 21 564

Мышонок Пик

Мышонок Пик — автор В. Бианки рассказ о мышонке, на которого выпало много испытаний. Текст рассказа «Мышонок Пик» можно читать онлайн полностью, скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы найдёте краткое содержание, узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Мышонок Пик» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о мышке и его приключениях. Краткое содержание рассказа «Мышонок Пик»: Дети строили

Просмотров: 15 752

Ёлка

Ёлка — автор М. М. Зощенко, поучительный рассказ для детей про то, как Лёля и Минька съели украшения с Новогодней ёлки. Текст рассказа «Ёлка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Ёлка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, какие Новогодние подарки достались ребятам и их гостям, и почему?

Просмотров: 12 819

Затейники

Затейники — автор Н. Носов, забавный рассказ про то, как Петя и Валя играли в «Три поросенка», и испугались серого волка. Текст рассказа «Затейники» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Затейники» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чего испугались ребята и как побороли свой страх.

Просмотров: 11 622

Телефон

Телефон — автор Н. Носов, поучительный, рассказ про то, как два друга купили телефон, но в итоге его разобрали. Текст рассказа «Телефон» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Телефон» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают до чего доводит чрезмерное любопытство. Краткое содержание рассказа

Просмотров: 10 490

Берестяная трубочка

Берестяная трубочка — автор М. Пришвин, короткий познавательный рассказ о том, что можно найти в обыкновенной берестяной трубочке. Текст рассказа «Берестяная трубочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Берестяная трубочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных наблюдениях

Просмотров: 10 460

Мишкина каша

Мишкина каша — автор Н. Носов, забавный, поучительный рассказ про то, как два друга остались одни на даче, и пытались сварить себе кашу. Текст рассказа «Мишкина каша» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Мишкина каша» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о двух озорниках, которые наделали

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÄÅÍÜÃÈ?

Âñåì âàì, âåðîÿòíî, ïðèõîäèëîñü èìåòü äåëî ñ äåíüãàìè. ×òî æå òàêîå äåíüãè? Ýòî òàêàÿ øòóêà, çà êîòîðóþ ìîæíî âñå êóïèòü.

Íóæåí õëåá, íàïðèìåð, èëè ïàëüòî. Åñëè äåíüãè åñòü â êàðìàíå — èäåøü â ìàãàçèí è ïîêóïàåøü. Çà íåñêîëüêî áóìàæåê òåáå äàþò òî, ÷òî íóæíî.

À åñëè áû íå ñóùåñòâîâàëî äåíåã? Êàê òîãäà áûòü? Íè÷åãî è ïðèîáðåñòè íåëüçÿ áûëî áû? Íåò, ìîæíî, íî òîëüêî òîãäà íóæíî áûëî áû ÷òî-íèáóäü äàâàòü â îáìåí.
Åñòü ó âàñ ëèøíåå ïàëüòî, à âàì íóæåí ñàõàð,— âû èäåòå è ìåíÿåòå.
Íî ýòî æå î÷åíü íåóäîáíî! Íàøëè âû ÷åëîâåêà ñ ñàõàðîì, ïðåäëàãàåòå ìåíÿòüñÿ, à åìó ïàëüòî è íå íóæíî. Íóæåí âåëîñèïåä. Èäåòå äàëüøå. Ïîïàëñÿ ÷åëîâåê ñ âåëîñèïåäîì. Âû óæå ðåøàåòå ñíà÷àëà âûìåíÿòü âåëîñèïåä, à ïîòîì çà íåãî ïîëó÷èòü ó ïåðâîãî ÷åëîâåêà ñàõàð. Íî ýòîò îòäàåò âåëîñèïåä ëèøü çà øîêîëàäíûå êîíôåòû. Ê ñ÷àñòüþ, âû ñêîðî âñòðå÷àåòå ÷åëîâåêà ñ êîíôåòàìè, êîòîðîìó íóæíî ïàëüòî. Âû ìåíÿåòåñü, è ëèøü òåïåðü ìîæåòå ïîëó÷èòü îò ïåðâîãî ñàõàð çà âåëîñèïåä. Íî õîðîøî, åñëè îí çà ýòî âðåìÿ íå ïîìåíÿëñÿ ñ êåì-íèáóäü äðóãèì, à òî âû è áóäåòå íîñèòüñÿ ñ âåëîñèïåäîì.

À ñ äåíüãàìè âñåãî ýòîãî íå áûâàåò.
Çà ïàëüòî âû òåïåðü ïîëó÷èòå äåíüãè, à çà íèõ ñàõàð, èëè ÷òî õîòèòå, êàêîé óãîäíî òîâàð. Òàêîé îáìåí êàêèõ-ëèáî âåùåé èëè ïðîäóêòîâ íà äåíüãè íàçûâàåòñÿ òîðãîâëåé. Áåç äåíåã òîðãîâëÿ áûëà áû íåâîçìîæíà.
Äà è íå òîëüêî äëÿ òîðãîâëè íóæíû äåíüãè. Äåíüãè âûäàþò ðàáî÷èì è ñëóæàùèì çà èõ òðóä, ÷òîáû êàæäûé ìîå ïîêóïàòü òî, ÷òî åìó íóæíî.

ÏÅÐÂÛÅ ÄÅÍÜÃÈ

Íî áûëî âðåìÿ, êîãäà äåíåã ñîâñåì íå ñóùåñòâîâàëî. ×åëîâåê òîãäà åùå æèë â ïåùåðàõ, âîîðóæåí áûë äóáèíîé è âñå ñâîå âðåìÿ òðàòèë íà äîáûâàíèå ïèùè. Äåíüãè ýòîìó ÷åëîâåêó ñîâåðøåííî íå áûëè íóæíû.

Íî ïðîøëî ìíîãî ëåò, è ýòè ïåðâîáûòíûå ëþäè ñòàëè æèòü èíà÷å. Îíè óæå íàó÷èëèñü äåëàòü ñåáå èç êàìíÿ òîïîðû, íîæè, ãëèíÿíûå ãîðøêè, êîïüÿ, ñòðåëû. Ïèùó äîáûâàëè îõîòîé è ðûáíîé ëîâëåé.

À åñëè ÷åãî íåëüçÿ áûëî äîñòàòü òðóäîì, ïðèáåãàëè ê ñèëå è îòíèìàëè íóæíîå ñåáå ó ÷óæîãî èç äðóãîé ñåìüè.
Êàêîå-íèáóäü ïëåìÿ æèëî, íàïðèìåð, â òîé ìåñòíîñòè, ãäå ìîæíî áûëî äîáûâàòü ñîëü. Äðóãîìó ïëåìåíè ñîëü òîæå áûëà íóæíà. Íó, è íà÷èíàëàñü âîéíà, è òîò, êòî ïîáåæäàë, ñòàíîâèëñÿ õîçÿèíîì.
Íî áûâàëî è òàê, ÷òî ñèëà íå ïîìîãàëà. Òîãäà ïðèõîäèëîñü ïîñòóïàòü ïî-äðóãîìó. Ïëåìåíà çàêëþ÷àëè ñîþç è íà÷èíàëè ìåíÿòüñÿ. Èç îäíîãî ïëåìåíè äàâàëè ñîëü, à èç äðóãîãî òîïîðû, ñòðåëû, ãîðøêè.

Ïîñòåïåííî îáìåí ðàçâèâàëñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ìåíÿòüñÿ, ëþäè ñòàëè ñõîäèòüñÿ â îïðåäåëåííûå ìåñòà. Ïðèõîäèëè èç ðàçíûõ îêðåñòíîñòåé è ïðèíîñèëè ñ ñîáîé äëÿ îáìåíà òå âåùè, êîòîðûõ ó íèõ áûëî ìíîãî.
Âûðàáîòàëèñü è ïðàâèëà äëÿ îáìåíà. Ñîãëàñèëèñü, íàïðèìåð, ñ÷èòàòü, ÷òî ìîæíî îáìåíèâàòü 1 òîïîð èëè íà 10 ñòðåë èëè íà 2 êîïüÿ èëè íà 2 ãîðøêà èëè íà 1 îâöó.

À áîëüøå âñåãî ëþáèëè ïåðâîáûòíûå ëþäè ìåíÿòüñÿ íà óêðàøåíèÿ —ðàêîâèíû, êóñî÷êè ÿíòàðÿ è ïðî÷èå êðàñèâûå âåùè.
È ó êîãî áîëüøå áûëî íàâåøåíî ðàçíûõ óêðàøåíèé, òîò ñ÷èòàëñÿ êðàñèâåå è áîãà÷å.
Ïîýòîìó íà âñå ýòè ïðåäìåòû ñêîðåå âñåãî ìîæíî áûëî âûìåíÿòü íóæíóþ ñåáå âåùü.
Óêðàøåíèÿ íà÷èíàþò âñå îõîòíåå è îõîòíåå ïðèíèìàòü. Âñÿêèé çíàë, ÷òî åñëè îí âîçüìåò çà ñâîè ñòðåëû èëè êîïüÿ ðàêóøêè è ÿíòàðü, òî îí íà íèõ ïîñëå êóïèò âñå, ÷òî óãîäíî.

À âñïîìíèòå, ÷òî ýòî òàêîå, çà ÷òî ìîæíî êóïèòü âñå, ÷òî óãîäíî? Ýòî äåíüãè. Òàêèì îáðàçîì, óêðàøåíèÿ ïîñòåïåííî ñòàëè äåíüãàìè.

ÊÀÊÈÅ ÅÙÅ ÁÛËÈ ÄÅÍÜÃÈ

Íî íå òîëüêî óêðàøåíèÿ, åùå è õîçÿéñòâåííûå ïðåäìåòû ñëóæèëè äåíüãàìè.
Ó íåêîòîðûõ ïëåìåí äåíüãàìè áûë ñêîò: îâöû, êîðîâû, ëîøàäè. È äàæå âïîñëåäñòâèè íàçâàíèÿ íåêîòîðûõ äåíåã îêàçàëèñü ïðîèñøåäøèìè îò ñëîâà «ñêîò». Ó èíäóñîâ òåïåðü äåíåæíûé çíàê íàçûâàåòñÿ «ðóïèÿ», à ýòî ñëîâî ðàíüøå îáîçíà÷àëî ñêîò.
Ó äðóãèõ äåíüãàìè ñëóæèëè øêóðû æèâîòíûõ èëè êóñêè õîëñòà: åãî îòìåðÿëè «ëîêòÿìè», òî åñòü ðóêîé îò ëîêòÿ äî êîíöà ïàëüöåâ, è çà íåñêîëüêî «ëîêòåé» ïîëó÷àëè íóæíûå ñåáå ïðåäìåòû. Íî âñå ýòè äåíüãè áûëè î÷åíü íåóäîáíû. Òàì, ãäå äåíüãàìè ñëóæèëè ñêîò èëè øêóðû, íåóäîáñòâî áûëî óæå ïîòîìó, ÷òî ýòèìè äåíüãàìè íåëüçÿ ïëàòèòü çà äåøåâûå ïðåäìåòû.
Öåëîãî áûêà êàêàÿ-íèáóäü âåùü, íàïðèìåð, íå ñòîèò, à ïîëîâèíû îò íåãî íå îòäåëèøü, íå óáèâàÿ. Òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü è î øêóðàõ. Ðàçäåðè åå íà êóñêè,—íèêòî íè÷åãî è íå äàñò çà íèõ.
Çíà÷èò, ê ýòèì äåíüãàì íóæíî åùå è «ìåëî÷ü» èìåòü — ìåøêè ñ áîáàìè èëè çåðíàìè.
Êðîìå òîãî, âñå îâöû è áûêè ðàçíûå. Îäíè áîëüøå, äðóãèå ìåíüøå, îäíè æèðíûå, äðóãèå íåò. Äà è ìåñòà âñå ýòè äåíüãè çàíèìàëè ñëèøêîì ìíîãî. Íóæíî èäòè íà áàçàð çà ïîêóïêàìè,— çíà÷èò, ãîíè öåëîå ñòàäî îâåö èëè òàùè ìåøêè ñ çåðíîì.
Òàêèå äåíüãè â êàðìàí íå ñïðÿ÷åøü.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÅÒÀËËÈ×ÅÑÊÈÅ ÄÅÍÜÃÈ

È âîò âñå ñ áîëüøîé îõîòîé íà÷èíàþò ïðèíèìàòü â îáìåí ìåòàëëû, êîòîðûå ê ýòîìó âðåìåíè ëþäè íàó÷èëèñü äîáûâàòü.

Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè âíà÷àëå áûëè ìåäü è æåëåçî.
Îíè âñåãäà òðåáîâàëèñü â õîçÿéñòâå, èç íèõ âûõîäèëè õîðîøèå óêðàøåíèÿ — êîëüöà, áëÿõè è ïðî÷åå, è ïîòîìó ìåòàëëû âûìåíèâàëè ñ óäîâîëüñòâèåì.
Êðîìå òîãî, èõ ìîæíî áûëî äåëèòü íà ÷àñòè, îíè óäîáíåå äëÿ ïåðåíîñêè è, íàêîíåö, ìåòàëëû ëó÷øå ñîõðàíÿþòñÿ, ÷åì øêóðû èëè çåðíà è íå íóæäàþòñÿ â ïèùå è óõîäå, êàê ñêîò. Âîò ïîýòîìó ìåòàëëû è ñòàíîâÿòñÿ äåíüãàìè.
Âïîñëåäñòâèè æåëåçî è ìåäü çàìåíÿþòñÿ çîëîòîì è ñåðåáðîì.
Ïî÷åìó òàê? Âåäü çîëîòî è ñåðåáðî ïî÷òè áåñïîëåçíû â õîçÿéñòâå! Çîëîòîé òîïîð íèêóäà íå ãîäèòñÿ ïðîòèâ æåëåçíîãî, îðóæèå èç ìåäè ïðî÷íåå çîëîòîãî èëè ñåðåáðÿíîãî, òàê êàê è çîëîòî è ñåðåáðî ãîðàçäî ìÿã÷å æåëåçà è ìåäè.
Êàê æå ñëó÷èëîñü, ÷òî çîëîòî è ñåðåáðî ñòàëè äåíüãàìè âìåñòî æåëåçà è ìåäè?
Îïÿòü-òàêè, ýòî ïðîèçîøëî ïîòîìó, ÷òî íàøè ïðåäêè î÷åíü ëþáèëè óêðàøàòü ñåáÿ. À óêðàøåíèé ëó÷øå, ÷åì èç çîëîòà è ñåðåáðà, è íå ïðèäóìàåøü. Ýòè ìåòàëëû ëåãêî ïëàâÿòñÿ, õîðîøî êóþòñÿ, èç íèõ ëåãêî ìîæíî ñäåëàòü çàòåéëèâûå øòó÷êè, è, êðîìå òîãî, çîëîòî è ñåðåáðî íå ðæàâåþò.

Íî íå íàäî äóìàòü, ÷òî ýòè ïåðâûå ìåòàëëè÷åñêèå äåíüãè áûëè õîòü íåìíîãî ïîõîæè íà íàøè òåïåðåøíèå.
Íåò, îíè âíà÷àëå ïîÿâèëèñü â âèäå óêðàøåíèé — êîëåö ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû. Ïîòîì, êîãäà äîáû÷à ìåòàëëîâ óâåëè÷èëàñü, ñòàëè ñ÷èòàòü ëèøíèì ïðèäàâàòü èì ôîðìó êàêîé-ëèáî âåùè, à ïðîñòî äåëèëè íà íåáîëüøèå ñëèòêè.
Ñ ýòîãî âðåìåíè ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì êîïèòü äåíüãè.
Ðàíüøå ýòî áûëî î÷åíü òðóäíî, ïîñêîëüêó òàêèå âåùè, êàê øêóðû, ñîëü, ñêîò íåïðîñòî ñîõðàíÿòü. Ñîëü ìîæåò ïîäìîêíóòü, øêóðû ïîðòÿòñÿ, ñêîò íóæíî êîðìèòü, óõàæèâàòü çà íèì. Äà è äëÿ âñåãî ýòîãî íåîáõîäèìî ìíîãî ìåñòà.
À åñëè ñîáèðàòü çîëîòî è ñåðåáðî, òî íè÷åãî ýòîãî íå íóæíî.
Íî è òàêèå äåíüãè, êàê çîëîòûå è ñåðåáðÿíûå ñëèòêè, òîæå èìåþò ìíîãî íåóäîáñòâ è íåäîñòàòêîâ.
Ïðîäàë, íàïðèìåð, êòî-íèáóäü ìíîãî ñêîòà è ïîëó÷èë çà ýòî áîëüøîé êóñîê çîëîòà. Èäåò ýòîò ÷åëîâåê íà áàçàð êóïèòü ðàçíûõ ìåëêèõ âåùåé, íóæíûõ â õîçÿéñòâå.
×òî åìó äåëàòü ñî ñâîèì êóñêîì çîëîòà? ßñíî, ÷òî åãî íóæíî äåëèòü íà íåñêîëüêî ìåëêèõ êóñî÷êîâ äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàñïëà÷èâàòüñÿ ñ òîðãîâöàìè.
À äëÿ ýòîãî íóæíî èìåòü îñîáûå ðåçöû, íóæíû âåñû è ãèðè, ÷òîáû îòäåëèòü êàê ðàç íóæíûé êóñî÷åê.
Ýòî, êîíå÷íî, áîëüøîå íåóäîáñòâî, áîëüøàÿ ïîòåðÿ âðåìåíè è, êðîìå òîãî, ïðè ýòîì âîçìîæíû îáñ÷åòû, îáìàíû. Íóæíî âåñû è ãèðè ñ ñîáîé íîñèòü, èëè äîâåðÿòüñÿ òîðãîâöó, êîòîðûé ìîæåò è îáìàíóòü.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ

×òîáû èçáåæàòü ýòîãî, ëþäè íà÷èíàþò çàðàíåå îòâåøèâàòü îïðåäåëåííûå êóñî÷êè çîëîòà è ïðèäàâàòü èì òó èëè èíóþ ôîðìó. Ñòàëè, íàïðèìåð, èç çîëîòà äåëàòü êâàäðàòíûå ïëàñòèíêè, êðóæî÷êè, íàíîñèëè íà íèõ êàêèå-íèáóäü ðèñóíêè, îáîçíà÷àëè âåñ è ïóñêàëè â îáîðîò.

Ýòî áûëî íà÷àëîì èçãîòîâëåíèÿ èëè, êàê òåïåðü ãîâîðÿò, ÷åêàíêà ìîíåò.
 äðåâíîñòè ýòà ðàáîòà ïðîèçâîäèëàñü âðó÷íóþ. Êóñîê ìåòàëëà ðàñïëþùèâàëñÿ ìîëîòêîì, è ïîëó÷àëàñü ïëàñòèíêà. Çàòåì çóáèëîì èç ïëàñòèíêè âûðóáàëñÿ êðóæîê. ×òîáû ïîëó÷èòü íà êðóæêå èçîáðàæåíèå, íàäïèñü èëè êàêîé-íèáóäü çíàê, êðóæîê íàãðåâàëñÿ, çàòåì íà íåãî ñòàâèëñÿ ìåòàëëè÷åñêèé ñòåðæåíü, â êîòîðîì óæå áûëè âûðåçàíû ïåðâûå çíàêè. Ïî äðóãîìó êîíöó ñòåðæíÿ óäàðÿëè ìîëîòêîì, è íà êðóæêå ïîëó÷àëñÿ îòòèñê ýòîãî øòåìïåëÿ.

Ìîíåòû íå âñåãäà áûëè êðóãëûìè. Áûëè è ÷åòûðåõóãîëüíûå, è òðåóãîëüíûå, è ñîâñåì íåïðàâèëüíîé ôîðìû.

È ïîíûíå íàõîäÿò â çåìëå äðåâíèå ãðå÷åñêèå ìîíåòû ñ èçîáðàæåíèåì ÷åðåïàõè èëè áûêà,— ýòî ïåðâûå ìîíåòû, èì áîëåå äâóõ òûñÿ÷åëåòèé. Òàêèå ìîíåòû ñ èçîáðàæåíèÿìè ñâÿùåííûõ æèâîòíûõ ÷åêàíèëè æðåöû.
È, êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå: ðàçðóáèë ÷åëîâåê ñâîé êóñîê çîëîòà íà íåáîëüøèå êóñî÷êè òàêîãî âåñà, êàêîé òðåáóåòñÿ, ðàñïëþùèë èõ ìîëîòêîì â ïëàñòèíêè, îáîçíà÷èë íà íèõ âåñ è — äåëî ñ êîíöîì! Èäè íà áàçàð è ïîêóïàé, ÷òî íóæíî!
Íî íå òóò-òî áûëî. Íå âñÿêèé ñðàçó ïðèìåò òàêèå äåíüãè. Ïî÷åìó äîëæíû âåðèòü, ÷òî â âàøåé ïëàñòèíêå êàê ðàç ñòîëüêî âåñà, ñêîëüêî íà íåé íàïèñàíî? Äà è ÷èñòîå ëè â íåé çîëîòî? Íåò ëè ïðèìåñè ìåäè?

È îïÿòü âûõîäèò, íóæíî âçâåøèâàòü è çâàòü åùå ÷åëîâåêà, êîòîðûé óìååò óçíàâàòü,—÷èñòîå ëè â ìîíåòå çîëîòî èëè ñ ïðèìåñüþ êàêîãî-íèáóäü äðóãîãî ìåòàëëà.
Íóæíî áûëî, ÷òîáû ìîíåòû äåëàë òîò, êîìó âñå äîâåðÿþò. Íàäåëàë áû èõ òàêîé ÷åëîâåê, ïîñòàâèë ñâîé îñîáûé çíàê è êàæäûé áûë áû ñïîêîåí, ÷òî åãî íå îáìàíûâàþò, ÷òî â ìîíåòå ñòîëüêî âåñà, ñêîëüêî íà íåé íàïèñàíî, è ÷òî çîëîòî â íåé áåç âñÿêèõ ïðèìåñåé, ñîâåðøåííî ÷èñòîå.

Òàêèì ÷åëîâåêîì ó êàæäîãî íàðîäà áûë åãî öàðü, êîðîëü èëè êíÿçü. Åìó âñå ïîä÷èíÿëèñü è âñå åãî ñëóøàëèñü.
×åêàíêà ìîíåò è ïåðåøëà ê òàêèì ïðàâèòåëÿì.
Êîãäà ýòî ïðîèçîøëî, òî óæå íèêòî áîëüøå íå èìåë ïðàâà äåëàòü ìîíåòû ñàì. Çà ýòî ïðåñëåäîâàëè è íàêàçûâàëè.

ÌÎÍÅÒÛ ÐÀÍÜØÅ È ÒÅÏÅÐÜ

Êîíå÷íî, ïîíà÷àëó è ïðàâèòåëüñòâåííûå äåíüãè áûëè íåñîâåðøåííîé, íåïðàâèëüíîé ôîðìû.
Íî ïî ìåðå òîãî, êàê ðàçâèâàëàñü òåõíèêà è èçîáðåòàëèñü ðàçëè÷íûå ìàøèíû, ìîíåòû ÷åêàíèëèñü âñå ëó÷øå è ëó÷øå. Èì ïðèäàâàëàñü ôîðìà ñîâåðøåííî ïðàâèëüíûõ êðóæî÷êîâ, ÷àñòî ñ êðàñèâûì óçîðîì è íàäïèñÿìè.

Ñåé÷àñ íà ìîíåòàõ âûáèâàþòñÿ î÷åíü ñëîæíûå ðèñóíêè. Ïîñìîòðèòå íà íàøè ðîññèéñêèå ìîíåòû: òàì âûáèò ãåðá Ðîññèè — äâóãëàâûé îðåë.
Êàæäîå ãîñóäàðñòâî ÷åêàíèò ñâîè äåíüãè. Ó ýòèõ äåíåã ñâîé âåñ, ñâîè íàäïèñè è ðèñóíêè, ñâîé ãåðá è ñâîè íàçâàíèÿ ìîíåò.  Ðîññèè ýòî êîïåéêè, â Àìåðèêå öåíòû, âî Ôðàíöèè — ñàíòèìû, â Ãåðìàíèè — ïôåííèãè è òàê äàëåå.

Íî îäíèìè çîëîòûìè ìîíåòàìè íåëüçÿ áûëî îáîéòèñü, ïîòîìó ÷òî òîãäà ïðèøëîñü áû äåëàòü èõ ñëèøêîì ìàëåíüêèìè. Âåäü, åñëè ñêàæåì, çà áîòèíêè íóæíî çàïëàòèòü çîëîòóþ ìîíåòó â òåïåðåøíèé äâóãðèâåííûé, òî êàêîé æå âåëè÷èíû äîëæíà áûòü ìîíåòà èç òîãî æå çîëîòà, ÷òîáû êóïèòü áóëêó õëåáà? Ñ ìàêîâîå çåðíûøêî?

ßñíî, ÷òî òàêèå ìîíåòû è ÷åêàíèòü íåâîçìîæíî, è ïîëüçîâàòüñÿ èìè íåëüçÿ.
Ïîýòîìó íàðàâíå ñ çîëîòîì ïóñòèëè â õîä äëÿ ìåëêèõ ðàñ÷åòîâ ñåðåáðÿíûå è ìåäíûå ìîíåòû.

Òàêèì îáðàçîì, ëþäè ïîñòåïåííî, ÷åðåç ìíîãî ëåò, äàæå âåêîâ, ïåðåøëè îò òàêèõ äåíåã, êàê ðàêîâèíû, ñêîò, øêóðû, ñîëü ê çîëîòûì, ñåðåáðÿíûì è ìåäíûì ìîíåòàì.

ÔÀËÜØÈÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ

Íåêîòîðûå íå÷åñòíûå ëþäè òîæå òàéêîì ïûòàëèñü äåëàòü ìîíåòû. Ïðè÷åì, èíûå òàê íàëîâ÷èëèñü, ÷òî èõ ìîíåòû òðóäíî áûëî îòëè÷èòü îò íàñòîÿùèõ.
Âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ôàëüøèâîìîíåò÷èêîâ äàæå êàçíèëè, â èíûõ — îòðóáàëè îäíó, à òî è îáå ðóêè, ÷òîáû âïðåäü îíè íå ìîãëè ïîääåëûâàòü äåíüãè.
Íî ñàìûì ñòðàøíûì íàêàçàíèåì áûëî âëèâàíèå â ãîðëî ðàñïëàâëåííîãî ìåòàëëà, èç êîòîðîãî ôàëüøèâîìîíåò÷èêè äåëàëè ñâîè ìîíåòû.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ ÍÀ ÐÓÑÈ

 Ðîññèè ÷åêàíèòü äåíüãè íà÷àëè ïðè âåëèêîì êíÿçå Âëàäèìèðå Ñâÿòîì, â êîíöå Õ âåêà.  òå÷åíèå íåñêîëüêèõ âåêîâ åäèíñòâåííûìè äåíüãàìè áûëè ñåðåáðÿíûå ðóáëè è «ãðèâíû» (ìåëêàÿ ìîíåòà).

Ìåäíûå äåíüãè íà÷àëè ÷åêàíèòü âî âòîðîé ïîëîâèíå XV âåêà, ïðè öàðå Èâàíå III, êîãäà áûëà îòêðûòà â Ðîññèè ìåäíàÿ ðóäà.
Ñíà÷àëà ìåäíûå äåíüãè âûïóñêàëèñü ïîëíîöåííûìè è áûëè î÷åíü âåëèêè è òÿæåëû.

ÐÓÑÑÊÈÉ ÐÓÁËÜ

Äîëëàðû, ìàðêè, êðîíû — äåíüãè ñ òàêèìè íàçâàíèÿìè åñòü â íåñêîëüêèõ ñòðàíàõ. À ðóáëü òîëüêî ó íàñ, â Ðîññèè.
Ïîÿâèëñÿ îí â XIII âåêå.
Êàê æå ýòî ïðîèçîøëî?

Æåíùèíû â Äðåâíåé Ðóñè ëþáèëè íîñèòü íà øåå îæåðåëüÿ èç äðàãîöåííûõ ìåòàëëîâ. Òàêîå îæåðåëüå íàçûâàëîñü ãðèâíîé (ãðèâà ïî-äðåâíåñëàâÿíñêè îçíà÷àåò øåþ).  îáìåí çà ãðèâíó äàâàëè êóñîê ñåðåáðà îïðåäåëåííîãî âåñà. Òàêîé âåñ íàçûâàëè òîæå ãðèâíîé.
Ýòîò êóñîê ñåðåáðà èçãîòàâëèâàëñÿ òàê: ñíà÷àëà îòëèâàëñÿ óçêèé ñåðåáðÿíûé ñëèòîê ñåðåáðà, à ïîòîì çóáèëîì ðóáèëñÿ íà ÷àñòè — ãðèâíû, âåñîì îêîëî 200 ãðàììîâ.
Ýòè ãðèâíû è íàçûâàëè ðóáëåâûìè èëè ïðîñòî ðóáëÿìè.
Èç ðóáëÿ äåëàëè ìàëåíüêèå ìîíåòêè, êîòîðûå íàçûâàëèñü äåíãè. Äåíãà ïî-òàòàðñêè îçíà÷àåò çâåíÿùèé. Âåäü òîãäà Ðóñü áûëà ïîä òàòàðî-ìîíãîëüñêèì èãîì. Òàòàðñêîå ñëîâî äåíãà ïîñòåïåííî ïðåâðàòèëîñü â ðóññêîå äåíüãè.
Êàê æå äåëàëè äåíãè?

Ðóáëåâóþ ãðèâåíêó âûòÿãèâàëè â ïðîâîëîêó è ðóáèëè íà ìåëêèå êóñî÷êè. Çàòåì êàæäûé êóñî÷åê ðàñïëþùèâàëè è ÷åêàíèëè ìîíåòó. Íà íåêîòîðûõ ìîíåòàõ èçîáðàæàëñÿ âñàäíèê ñ êîïüåì â ðóêàõ. Òàêèå ìîíåòû íàçâàëè êîïåéíûìè. Ýòî áûëè íàøè ïåðâûå ðóññêèå êîïåéêè.

ÏßÒÀÊ-ÑÀÌÎÇÂÀÍÅÖ

Ïðè öàðå Àëåêñåå Ìèõàéëîâè÷å, â 1656 ãîäó, ñòàëè âûïóñêàòü ìåäíûå ðóáëè âìåñòî ñåðåáðÿíûõ. Ïîêà èõ áûëî íåìíîãî, ýòî ñõîäèëî, íî ïîòîì íàðîä çàìåòèë îáìàí, è ìåäíûå ðóáëè íà÷àëè ïàäàòü â öåíå. Çà îäèí ñåðåáðÿíûé ðóáëü ñòàëè äàâàòü äâàäöàòü ïÿòü ìåäíûõ.

Âëàñòè ïëàòèëè ëþäÿì ìåäíûìè ðóáëÿìè, à íàëîãè òðåáîâàëî âíîñèòü ñåðåáðÿíûìè. Èíîñòðàíöû ñîâñåì ïåðåñòàëè áðàòü ìåäíûå ðóáëè. Íà÷àëàñü ñèëüíàÿ äîðîãîâèçíà ïðè ñ÷åòå íà ìåäíûå äåíüãè.

×åðåç øåñòü ëåò ïîñëå âûïóñêà ìåäíûõ ðóáëåé, èç-çà äîðîãîâèçíû è ãîëîäà âñïûõíóëî íàðîäíîå âîññòàíèå, èçâåñòíîå â èñòîðèè ïîä íàçâàíèåì «ìåäíûé áóíò». Íàðîä ïîòðåáîâàë îáìåíà ìåäíûõ ðóáëåé íà ñåðåáðÿíûå, à êîãäà åìó áûëî îòêàçàíî, âîðâàëñÿ â ìîíåòíûé äâîð è ðàçãðîìèë åãî.

Íàðîä óñìèðèëè, çà÷èíùèêîâ êàçíèëè, íî âñå-òàêè ìåäíûå ðóáëè ïðåêðàòèëè âûïóñêàòü.

Òàê íåóäà÷íî ìåäíûé ïÿòàê çàäóìàë ñäåëàòüñÿ ðóáëåì. Íàðîä îáëè÷èë ñàìîçâàíöà è âåðíóë åãî íà ïðåæíåå ìåñòî.

Ñ òåõ ïîð ìåäü ñòàëà ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ ÷åêàíêè òîëüêî ìåëêîé ðàçìåííîé ìîíåòû.
 

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÁÀÍÊ?

Ñ òîãî âðåìåíè êàê ïîÿâèëèñü ìîíåòû, òîðãîâëÿ ïîøëà î÷åíü áîéêî. Êóïöû âñå áîãàòåëè, è ÷åì äàëüøå, òåì áîëüøå ó íèõ ñòàíîâèëîñü äåíåã. Ñòàëè óæå áîÿòüñÿ çà ñâîè êàïèòàëû. Êàê íè ïðÿòàëè ïî ñóíäóêàì è ïîäâàëàì ñâîè ìåøêè ñ çîëîòîì, êàê íè çàðûâàëè â çåìëþ, âñå æå íåò-íåò, äà è óêðàäóò ó êîãî-íèáóäü òàêîé ìåøî÷åê, äà åùå è õîçÿèíà óáüþò.

È ñòàëè çàæèòî÷íûå ëþäè ñäàâàòü ñâîè äåíüãè íà õðàíåíèå â áàíê èëè â êàçíà÷åéñòâî. Ýòî òàêîå ìåñòî, ãäå äåíüãè õðàíÿòñÿ â ñïåöèàëüíûõ ñåéôàõ è ñòðîãî îõðàíÿþòñÿ.
Äà è âûãîäà îò ýòîãî åñòü. Ðàíüøå ëåæàëè ëèøíèå äåíüãè â ïîäâàëå è íèêàêîé ïîëüçû íå ïðèíîñèëè, à òåïåðü áàíê êðîìå òîãî, ÷òî áåðåæåò èõ, åùå òåáå æå è ïëàòèò çà ýòî.
Ïîëîæèøü â áàíê 100 ðóáëåé, à ÷åðåç ãîä 110 ðóáëåé ïîëó÷èòü ìîæíî. Êàê ãîâîðÿò, áàíê ïëàòèò ïðîöåíòû.
À ïëàòèò îí ïîòîìó, ÷òî åìó ïîëüçà åñòü îò òåõ äåíåã, êîòîðûå êëàäóò íà õðàíåíèå.
Íà íèõ îí äåëî êàêîå-íèáóäü ðàçîâüåò, ôàáðèêó èãðóøåê ïîñòðîèò èëè íîâûé öèðê îòêðîåò.
Îò âñåãî ýòîãî áîëüøèå ïðèáûëè ïîëó÷àþòñÿ,— çíà÷èò ìîæíî è ïðîöåíòû ïëàòèòü.

ÁÓÌÀÆÍÛÅ ÄÅÍÜÃÈ

Òîìó, êòî êëàë äåíüãè íà õðàíåíèå, êàçíà÷åéñòâî äëÿ ïîðÿäêà âûäàâàëî îñîáûå óäîñòîâåðåíèÿ, áóìàæíûå êâèòàíöèè, íà êîòîðûõ áûëî íàïèñàíî, ñêîëüêî ïðèíÿòî äåíåã. Ïî ýòîé êâèòàíöèè âñåãäà ìîæíî áûëî ïîëó÷èòü äåíüãè îáðàòíî. Íóæíî áûëî êîìó-íèáóäü äîëã îòäàòü — èäåøü â êàçíà÷åéñòâî, áåðåøü äåíüãè è ïëàòèøü.
À òî è åùå ïðîùå ìîæíî ñäåëàòü: îòäàòü êâèòàíöèþ òîìó, êîìó äîëæåí, è òîò ñàì ìîæåò ïîëó÷èòü.
Áûâàëî è òàê, ÷òî òîò, êòî ïîëó÷àë â óïëàòó äîëãà òàêóþ êâèòàíöèþ, ñàì áûë äîëæåí. Îí òîæå íå øåë â êàçíà÷åéñòâî, à ïëàòèë êâèòàíöèåé.
È âñÿêèé åå ïðèíèìàë, ïîòîìó ÷òî çíàë: ïî íåé âñåãäà ìîæíî ïîëó÷èòü â êàçíà÷åéñòâå çîëîòî.
À îáðàùàòüñÿ ñ áóìàæêîé óäîáíåå, ÷åì ñ ìåòàëëè÷åñêèìè äåíüãàìè.
È ñòàëè ðàñõîäèòüñÿ òàêèå áóìàæêè âñå áîëüøå è áîëüøå è õîäèòü âìåñòî äåíåã.
Ãîñóäàðñòâî òîæå, åñëè çàâîäèëîñü ëèøíåå çîëîòî, íå îòäàâàëî åãî â îáðàùåíèå, à ñêëàäûâàëî â ïîäâàëû è âìåñòî çîëîòà âûïóñêàëî êâèòàíöèè.
Ýòî äåëàëîñü åùå è ïîòîìó, ÷òî ìîíåòû, îñîáåííî çîëîòûå, îò ÷àñòîãî õîæäåíèÿ ïî ðóêàì ñòèðàþòñÿ, äåëàþòñÿ ëåã÷å, è óæå ñòîÿò ìåíüøå, ÷åì íîâûå.
Âîò òàê ïðîèçîøëè áóìàæíûå äåíüãè.

Ïå÷àòàþò èõ òåïåðü íà îñîáîé áóìàãå ñ âîäÿíûìè çíàêàìè. Åñëè íà òàêóþ áóìàãó ïîñìîòðåòü íà ñâåò, óâèäèøü íà íåé óçîðû èëè öèôðû, èëè äàæå ëèöî ÷åëîâåêà. Âîò ýòî è åñòü âîäÿíûå çíàêè. Òàêàÿ áóìàãà äåëàåòñÿ ãîñóäàðñòâîì, ÷òîáû êòî-íèáóäü äðóãîé íå íàïå÷àòàë ôàëüøèâûõ äåíåã.

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÈÍÔËßÖÈß?

Ñ áóìàæíûìè äåíüãàìè âñå áûëî áëàãîïîëó÷íî äî òåõ ïîð, ïîêà ãîñóäàðñòâî âûïóñêàëî èõ, èìåÿ çîëîòî, íà êîòîðîå âñåãäà ìîãëî èõ îáìåíÿòü. Òî åñòü, êàê ãîâîðÿò, âûïóñêàëî äåíüãè ïîä çîëîòîå îáåñïå÷åíèå.
Íî ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ãîñóäàðñòâó íóæíî ïëàòèòü ìíîãî äåíåã, à èõ íåò.
Òàê áûâàåò, íàïðèìåð, âî âðåìÿ âîéíû èëè âî âðåìÿ êàêèõ-òî íåóðÿäèö â ñòðàíå.
Ãäå æå âçÿòü äåíüãè? È âîò ïðàâèòåëüñòâî íà÷èíàåò âûïóñêàòü áóìàæíûå äåíüãè áåç çîëîòîãî îáåñïå÷åíèÿ.
Ïîíà÷àëó ýòî åùå íè÷åãî, íî ÷åì äàëüøå, òåì õóæå.
Ïîíàäîáèëîñü êîìó-íèáóäü çà÷åì-òî çîëîòî. Èäåò ÷åëîâåê â áàíê ïîìåíÿòü áóìàæíûå äåíüãè íà çîëîòûå, äà íå òóò-òî áûëî! Çàêîí, ãîâîðÿò, íåäàâíî âûøåë: íå îáìåíèâàòü! Ïðèøåë â äðóãîé ðàç, â òðåòèé — òà æå èñòîðèÿ!
È ðàçíåñëîñü ìîìåíòàëüíî, ÷òî áóìàæíûå äåíüãè ãîñóäàðñòâî íà çîëîòî íå ìåíÿåò.
Òå, ó êîãî çîëîòî áûëî íà ðóêàõ, íà÷èíàþò åãî ïðèïðÿòûâàòü. È îñòàþòñÿ â õîäó îäíè áóìàæêè. Äà ê òîìó æå èõ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå, ïîòîìó ÷òî âîéíà èäåò, ãîñóäàðñòâó äåíüãè âñå âðåìÿ íóæíû,— îíî è ïå÷àòàåò èõ, ñêîëüêî íåîáõîäèìî.

Ðàç ïîÿâèëîñü ó ëþäåé áîëüøå äåíåã, çíà÷èò è êóïèòü êàæäûé ìîæåò áîëüøå. Íî òîâàðîâ-òî çà ýòî âðåìÿ íå äåëàëè áîëüøå, ÷åì ðàíüøå, à êàê ðàç íàîáîðîò. Èõ ñòàëî ìåíüøå, ïîòîìó ÷òî ìíîãî ëþäåé è ôàáðèê ñòàëî ðàáîòàòü íà àðìèþ.
Ïîýòîìó êàæäûé ðàä çàïëàòèòü äàæå áîëüøå, ëèøü áû êóïèòü íóæíóþ âåùü.
È òîâàðû ñåé÷àñ æå íà÷èíàþò äîðîæàòü.
Íî êàê òîëüêî ýòî ñëó÷èòñÿ, ðàáî÷èå è ñëóæàùèå òðåáóþò ïðèáàâêè çàðïëàòû, êðåñòüÿíèí ïðîñèò äîðîæå çà ñâîé õëåá, è ïðàâèòåëüñòâó ïðèõîäèòñÿ âûïóñêàòü áóìàæíûõ äåíåã åùå áîëüøå.
À îò ýòîãî òîâàðû äîðîæàþò òîæå áîëüøå, è ïîýòîìó òðåáóåòñÿ åùå áîëüøèé âûïóñê áóìàæíûõ äåíåã.
È ñ êàæäûì âûïóñêîì òàêèõ íåîáåñïå÷åííûõ çîëîòîì áóìàæíûõ äåíåã, îíè âñå áîëüøå è áîëüøå äåøåâåþò, îáåñöåíèâàþòñÿ. Ýòî íàçûâàåòñÿ èíôëÿöèåé.
Êîíå÷íî, ãîñóäàðñòâó íóæíî ìíîãî äåíåã. Ó íåãî áîëüøèå ðàñõîäû: íà øêîëû, áîëüíèöû, íà àðìèþ è íà ìíîãîå äðóãîå. Ãäå æå âçÿòü äåíüãè íà âñå ýòî, åñëè èõ íå âûïóñêàòü ïîñòîÿííî?
Ãîñóäàðñòâî áåðåò äåíüãè â âèäå ðàçíûõ íàëîãîâ, â âèäå äîõîäîâ îò ðàáîòû çàâîäîâ è ôàáðèê, îò ïðîäàæè íåôòè è ãàçà äðóãèì ñòðàíàì.
Ïîýòîìó, ÷òîáû äåíüãè íå äåøåâåëè, íóæíî êàæäîìó èñïðàâíî ïëàòèòü ãîñóäàðñòâó íàëîãè.
Íóæíî, ÷òîáû õîðîøî ðàáîòàëè çàâîäû è ôàáðèêè, âûïóñêàÿ ìíîãî íóæíûõ íàì ïðåäìåòîâ. Ìû áóäåì èõ ïîêóïàòü è òåì ñàìûì êàê áû âîçâðàùàòü äåíüãè ãîñóäàðñòâó.

ÍÅÎÁÛ×ÍÀß ÁÓÌÀÆÊÀ

ß âñåãî-íàâñåãî áóìàæêà. Íî â îòëè÷èå îò äðóãèõ áóìàæåê ìåíÿ íå ðâóò, íå áðîñàþò â ìóñîðíóþ êîðçèíó. Íà ìíå äàæå íå ïèøóò.
Íàîáîðîò, ìåíÿ î÷åíü áåðåãóò è íåîõîòíî ñî ìíîé ðàññòàþòñÿ.
Ïîìíèòñÿ, êîãäà ÿ ïîïàëà â ýòîò ìèð, ÿ îêàçàëàñü â ðóêàõ ó îäíîãî âàæíîãî è áîãàòîãî ÷åëîâåêà. Ó íåãî áûëî ìíîãî òàêèõ áóìàæåê, ìîèõ ñåñòåð. Ýòîìó ÷åëîâåêó âñå óãîæäàëè, ïîäëèçûâàëèñü ê íåìó — èìåííî ïîòîìó, ÷òî ó íåãî áûëî ìíîãî òàêèõ áóìàæåê. Îí áûë áàíêèðîì. Íî îäíàæäû ê íåìó â äîì íàãðÿíóëè áàíäèòû. Îíè óáèëè áàíêèðà, à âñå áóìàæêè çàáðàëè.
ß îêàçàëàñü â êàðìàíå ó áàíäèòà èç ñîëíöåâñêîé ãðóïïèðîâêè. Îí áûë áðèòîãîëîâûì, åçäèë â «ìåðñåäåñå» è íîñèë ìîáèëüíûé òåëåôîí. Îäíàæäû, êîãäà îí âûõîäèë èç êàçèíî, åãî çàñòðåëèëè äðóãèå áàíäèòû. Âñå áóìàæêè, è ìåíÿ òîæå, çàáðàëà ìèëèöèÿ. Îíà èõ ïîòîì îòäàëà â ãîðîäñêóþ êàçíó, à òà ïåðåäàëà äåòñêîìó äîìó.  ýòîì äîìå æèâóò è ó÷àòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ íåò ðîäèòåëåé.
Ïîñêîëüêó ÿ áûëà âàæíîé áóìàæêîé, äåòñêèé äîì îáìåíÿë ìåíÿ íà ìíîæåñòâî èãðóøåê. Òåïåðü ó äåòåé åñòü è êóêëû, è ïàðîâîçèêè, è íàäóâíûå øàðû. ß î÷åíü ðàäà, ÷òî íàêîíåö-òî ïðèíåñëà êîìó-òî ïîëüçó. ß íå õî÷ó, ÷òîáû èç-çà ìåíÿ ëþäè ðóãàëèñü è óáèâàëè äðóã äðóãà.
Äà, ÿ çàáûëà ïðåäñòàâèòüñÿ: ÿ — ïÿòèòûñÿ÷íàÿ áóìàæêà. Òî åñòü, íà ìíå íàðèñîâàíà öèôðà 5 000 (ïÿòü òûñÿ÷). È åñëè âû ìåíÿ âñòðåòèòå, çíàéòå, ÷òî ÿ õî÷ó ïðèíîñèòü ëþäÿì òîëüêî ïîëüçó.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ про зонтик для детей

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ про зонтик для детей

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ про зонтик для детей

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ про зонтик для детей

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ про зонтик для детей

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Основная цель проекта — помочь малышам с проблемами сердца и онкологическими заболеваниями путем приобретения необходимого медицинского оборудования и материалов в детские больницы.

false

Совместной инициативе Киевстар и МБФ «Украинская Биржа Благотворительности» «Детская надежда» исполнилось три года. За это время абоненты мобильного оператора, благодаря регулярной поддержке проекта, перечислили более 9 миллионов гривен и помогли с оборудованием 39 детским отделениям в Украине.

В декабре 2018 года Киевстар совместно с Украинской биржей благотворительности (ныне – dobro.ua) основали прозрачный и простой инструмент помощи – систему благотворительных SMS, что предоставляет возможность абонентам перечислять средства на благотворительность быстро и удобно благодаря сообщениям. Основная цель проекта — помочь малышам с проблемами сердца и онкологическими заболеваниями путем приобретения необходимого медицинского оборудования и материалов в детские больницы. Детской надеждой уже стали 153 000 абонентов Киевстар, 18 500 из которых настроили регулярное пожертвование и ежемесячно помогают детям. Средний размер пожертвования составляет всего 15 гривен.

«Инициатива «Детская надежда» доказывает теорию маленьких добрых дел – вместе тысячи небольших пожертвований наших абонентов составляют уже 9 миллионов гривен, за которые удалось приобрести жизненно необходимое оборудование для сотен маленьких пациентов. Ежемесячно сборы для инициативы в среднем приносят 300-350 тысяч гривен, на которые можно обеспечить оборудованием минимум одно детское отделение. Мы благодарны каждому абоненту за неравнодушие, ведь только совместными усилиями можем менять мир к лучшему!» – отмечает Анна Захараш, директор по корпоративным коммуникациям Киевстар.

Благодаря всем привлеченным средствам, которые перечисляли абоненты Киевстар с помощью SMS-сообщений, было закуплено и передано оборудование и материалы для 15 больниц в Киеве, Одессе, Днепре и Львове. Ежегодно эти медицинские учреждения помогают преодолевать болезни около 50 тысячам маленьких пациентов. По запросу больниц куплено: термостаты в лаборатории, датчики к УЗИ-аппаратам, холтеры, электрокардиографы, инфузионные насосы, мониторы пациентов, медицинские кровати и каталки, ламинарные шкафы, морозильники для хранения крови и ее компонентов, микроскопы в лабораторию, операционные столы и многое другое.

«Благодаря сотрудничеству с Киевстар, мы можем говорить на широкую аудиторию о важности регулярной и системной благотворительности. Большинство пожертвований люди делают разово и эмоционально, но наш общий проект «Детская надежда» о регулярной подписке на добрые дела. И его главная черта – эффективность. Только системный подход и планирование позволяют качественно изменить украинскую медицинскую систему. Спасибо абонентам Киевстар за спасенные жизни не только здесь и сейчас, но и в будущем», – отмечает Ирина Гуцал, директор платформы dobro.ua, МБФ «Украинская Биржа Благотворительности».

Все абоненты предоплаченной связи Киевстар имеют возможность выбрать направление помощи (онко или кардио) и один из четырех регионов страны (Киев, Днепр, Львов и Одесса), в больницы которых будут направлены их благотворительные взносы. Пожертвование может быть разовым, от 1 до 3000 гривен, или регулярным — 5, 10, 15 и 20 гривен. Регулярное пожертвование будет осуществляться автоматически после каждого пополнения счета от 40 грн. Средства, которые абоненты жертвуют через SMS, не облагаются налогами — 100% пожертвований перечисляются УББ на реализацию проекта. Отчеты об использовании средств можно посмотреть на портале dobro.ua.

Посмотреть подробности и поддержать инициативу можно по ссылке kyivstar.ua/charity-ubb.

Справка о Киевстар:

Киевстар – крупнейший украинский оператор телекоммуникаций, которого выбрали около 26 млн абонентов мобильной связи и более 1 млн абонентов «Домашнего интернета». Компания предоставляет услуги на основе широкого спектра мобильных и фиксированных технологий, в том числе 4G. Более 87% населения Украины живет в зоне действия сети LTE Киевстар. Кроме того, компания – лидер рынка фиксированной связи и интернета, и провайдер конвергентных услуг (мобильная связь, фиксированный интернет и ТВ).Также Киевстар предоставляет инновационные решения с использованием

Big Data, IoT, Cloud solutions, мобильные финансовые услуги и др. Для стартап-компаний создана уникальная платформа Open API, что дает возможность разработчикам использовать аналитические данные оператора для собственных цифровых продуктов.  Акционеры Киевстар – международная Группа VEON, головной офис в Нидерландах. Акции Группы находятся в обращении на фондовых биржах NASDAQ (Нью-Йорк) и Euronext (Амстердам).

Справка об Украинской Бирже Благотворительности (платформа dobro.ua):

dobro.ua — главная платформа добрых дел в Украине.

Первая в Украине платформа добра, фандрайзинговой платформа, где вы можете и эффективно привлекать средства на благотворительные и социальные проекты любого направления. Деятельность платформы обеспечивает МБФ «Украинская Биржа Благотворительности» — фонд, который за 9 лет работы привлек на благотворительность более        400 000 000 грн, поддержал почти 6500 проектов и стал лауреатом всех национальных наград в сфере благотворительности.

dobro.ua — мир, где каждый делает добро.

Рассказ про зонтик для детей

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы

Рассказ про зонтик для детей

Составила:

Музыкальный руководитель

Мартынюк И.Э.

2021г.

В зал под музыку входит ведущий

Ведущий:Какая красивая Осень, 
Какой золотистый убор. 
И в гости сегодня к ребятам, 
Праздник осенний пришёл. 

Заглянул сегодня праздник в каждый дом,

Потому что бродит осень за окном.

Заглянул осенний праздник в детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых, и ребят.

Дети под музыку и становятся свободно

Танец – вход «Осень раскрасавица»

Ведущий:Посмотрите, как красиво
Кто-то садик нарядил
И листочки всем на диво
На ветвях позолотил.
Словно в доброй детской сказке – 
К нам волшебник заглянул,
Подмигнул хитро и в краску
Свою кисточку макнул.
У детей давайте спросим – 
Кто волшебник этот? 

Дети: Осень! (хором)

Ведущий:Уж ей давно быть здесь пора.

Давайте с вами, детвора,

Стихами будем славить Осень,

Прийти сюда скорей попросим.

1 реб.: Вот и осень наступила,

Всё вокруг позолотила –

И деревья, и кусты.

Сколько дивной красоты!

2 реб.: Вновь осенняя пора

Ветром закружила,

Чудо-красками она

Всех заворожила:

3 реб.: Посмотри, какой ковер

Листьев у порога

Только жаль, что светлых дней

Осенью немного.

4 реб.: Много листьев жёлтых, красных

На дорожках соберём.

К нам пришла сегодня осень,

И об этом мы поём.

Песня «Осенние приметы»

В зал входит Осень, дети садятся на стульчики.

Осень:Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла на праздник я!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес позолотила!

Стало в нём светло, как днём,

Листья там горят огнём!

Ведущий: Очень рады тебе, Осень! Будь сегодня нашей гостьей!

Осень: Я всегда на праздник рада

Приходить к вам в детский сад.

Я люблю повеселиться,

Поиграть в кругу ребят.

Ведущий: Мы с тобой сегодня, Осень,

Чудно время проведём,

Для тебя сегодня, Осень,

Мы и спляшем, и споём.

Сейчас листочки мы возьмём,

С ними танцевать пойдём.

Берут листочки

Танец с листочками

складывают

Осень: Спасибо, ребята, за чудесный танец. А я к вам тоже не с

пустыми руками пришла, я привела с собой на праздник своих друзей.

И первая моя подружка – маленькая Тучка,

По имени Сердючка.

Входит злая тучка

Тучка:Я маленькая Тучка, по имени Сердючка.

Я ни с кем не знаюсь, совсем не улыбаюсь.

И сыплются из тучки, то градинки-колючки,

То бусинки-дождинки — холодные слезинки.

Ведущий:Ох, сердитая ты, Тучка, имя верное -Сердючка!!!  

На ребят, зачем так злиться? Так сердиться не годится.

Тучка:Тучку синюю ругают, и играть с ней не желают,

Вот поэтому сержусь, и совсем не веселюсь.

Ведущий:Наши дети понимают, тучки землю поливают.

Дождик людям очень нужен, и поэтому мы дружим,  

И с тобой, и с ветерком, и, конечно же, с дождем.

Осень:С тучкой будем мы играть,

И по лужицам скакать!

Музыкальная игра «Вместе с тучкой»

садятся

Рассказ про зонтик для детей

Осень:Есть у меня ещё один друг. Думаю, вы его тоже узнаете, когда загадку отгадаете: свернёшь – клин, а развернёшь – блин. Что это?

Дети: Зонт.

Осень: (раскрывает над головой большой красивый зонт).

Зонт волшебный раскрывается – чудеса осенние начинаются!

Ведущий:Скажи, милая Осень, а твой зонт действительно волшебный?

Осень:Конечно.

Рассказ про зонтик для детейКто под зонтиком волшебным постоит,

Тот стихами, как поэт заговорит.

Музыка волшебства

Ведущий:Как интересно! Ребята, давайте узнаем, правда ли зонтик волшебный. Приглашаю под зонт…

(дети под зонтом читают стихи)

Стихи про осень 2-3

Ведущий:Ай да чудеса!

Осенний зонт превратил вас в настоящих поэтов.

А мы ещё хотим поиграть с зонтиком?

Становятся свободно

Осень:(крутит зонтик в руках)

Зонт волшебный я кручу,

Поиграть сейчас хочу!

Игра – превращение «Волшебный зонтик»

Ведущий:Здорово! А что ещё может твой волшебный зонтик?

Осень:Кто под зонтик попадёт,

Тот сейчас плясать пойдёт!

Музыка волшебства, дети сбегаются под зонтик, разбегаются на точки

Танец «Скачет дождик по дорожке»

Осень:Зонтик снова я кручу –

Всех в музыкантов превращу!

Музыка волшебства, дети сбегаются под зонтик

Ведущий:Инструменты мы возьмём,

Весело сыграем.

И в оркестр свой весёлый оркестр

Осень приглашаем.

Берут инструменты

«Оркестр для Осени»

Складывают инструменты

Осень:Спасибо, ребята, повеселили, порадовали.

Загадаю вам, ребятки,

Я осенние загадки.

Слушайте внимательно,

Отвечайте все старательно!

Загадки:

  1. Это любимый наш гарнир,
    Покорил он целый мир.
    Поскорей берите ложку,
    Ешьте вкусную… (КАРТОШКУ)

  2. Вот на грядке новая загадка:
    Сто листов, а вовсе не тетрадка… (КАПУСТА). 

  3. В огороде светофор? Это красный… (ПОМИДОР)

  4. Растут на грядке
    Зелёные ребятки.
    Удалые молодцы,
    И зовут их…
    (ОГУРЦЫ)

Ведущий:Вот видишь, Осень, какие молодцы наши ребята, все загадки твои отгадали.

Осень:А теперь, детвора,

Есть весёлая игра!

В огород я пойду,

Овощи все соберу.

Урожай в корзинках ярких

К вам на праздник принесу.

Становитесь в хоровод,

Спляшем, маленький народ.

Надевают шапочки, выносят корзину, становятся в хоровод

Хоровод «Овощная малышам»

Складывают шапочки

Осень:Всех вас, дети, я люблю и от души благодарю!

Зонт волшебный, закружи,

Угощенье нам дари!

Осень крутит зонт, под ним — корзина с фруктами.

Осень- чудная пора, угощайтесь, детвора!

Ведущий:Милая Осень щедра и красива,

Давайте все вместе ей скажем…

Дети. Спасибо!

Осень:Ну а теперь пора прощаться,

Ведь дел немало у меня!

Всем желаю я здоровья,

До свидания, друзья!

Под музыку Осень прощается, уходит.

Дети под музыку идут в группу

Репертуар ср.

  1. Вход ведущего

  2. Танец — вход «Осень раскрасавица»

  3. Фон на стихи

  4. Песня «Осенние приметы»

  5. Садятся, вход Осени

  6. Берут листочки

  7. Танец с листочками «Осенний букет»

  8. Складывают листочки

  9. Вход тучки

  10. Игра «Вместе с тучкой»

  11. Садятся

  12. Музыка волшебства

  13. Игра «Зонт волшебный я кручу»

  14. Музыка волшебства

  15. Танец «Скачет дождик по дорожке»

  16. Музыка волшебства

  17. Берут инструменты

  18. Оркестр

  19. Складывают инструменты

  20. Надевают шапочки, становятся в хоровод

  21. Хоровод «Огород малышам»

  22. Складывают шапочки

  23. Волшебство сюрприз

  24. Угощение

  25. Окончание

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/462925-scenarij-osennego-razvlechenija-dlja-detej-sr

  • Рассказ про зомби на английском
  • Рассказ про зину портнову
  • Рассказ про зоопарк для детей
  • Рассказ про ивана царевича и серого волка
  • Рассказ про зажигалку видео