Рассказ про зимний лес 2 класс

Автор: багрянская тамара валентиновна организация: мкоу инзенская сш 3 им. д.п. ознобишина населенный пункт: ульяновская область, г. инза цель урока:

Автор: Багрянская Тамара Валентиновна

Организация: МКОУ Инзенская СШ №3 им. Д.П. Ознобишина

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Инза

Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о проявлении широтной зональности, ее отражении в природе умеренных, субполярных и полярных поясов. (1СЛ.)

Планируемые результаты:

предметная: научиться объяснять основные понятия по теме, расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; характеризовать природные зоны по плану, показывать по карте.

метапредметная:

познавательные: умение работать с текстом, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
коммуникативные: высказывать суждения по проблемам, находить общее решение, подтверждать их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником при исследовании;
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

личностная: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности вести диалог с другими людьми смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, на что побуждает деятельность, ради чего осуществляется.

Методы и формы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповая работа.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.

И.В. Душина. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «Вентана граф» 2014.

Карта(физическая, климатическая, почвенная, природных зон), картины, гербарии, видеофильмы.

Ход урока.

Орг. Момент.

Проверка знаний.

Вопросы. (2СЛ.)

  1. Каковы причины наличия в субтропических климатических поясах несколько природных зон?

Ответ. Различное количество осадков, выпадение их по сезонам в различных климатических областях этих поясов, что в свою очередь, обусловлено характером подстилающей поверхности.

  1. Охарактеризуйте зону средиземноморских вечнозеленых жестколиственных лесов, редколесий и кустарников.
  2. Покажите на карте зону переменно-влажных муссонных субтропических лесов
  3. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают во влажных муссонных субтропиках?
  4. Покажите на карте зону субтропических полупустынь и пустынь. Какие виды растений и животных характерны для этой зоны?

Выводы. В связи с климатическими различиями в субтропических поясах много природных зон. Природа субтропиков сильно изменена, в зоне много антропогенных комплексов. (3 СЛ.)

Изучение новой темы.

Фрагмент фильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

Учитель просит назвать учащихся тему урока.

Учитель называет тему урока и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Вопрос к классу.

Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата умеренного пояса.

Ответ. Приток солнечного тепла, движение воздушных масс, подстилающая поверхность. Чем дальше от океана, тем меньше выпадает осадков.

Объяснение зоны полупустынь и пустынь умеренного пояса. (4СЛ.)

Формируется в условиях самого сухого климата умеренного пояса. Максимальные площади эти зоны занимают в азиатской части Евразии. Большие амплитуды годовых и суточных температур, малое количество осадков, высокая испаряемость создают суровые условия для жизни. Особенно засушливы внутренние территории Центральной Азии.

Задание. По климатической карте установите черты сходства и различия пустыни умеренного пояса (Прикаспийская низменность) и пустыни тропического пояса (пустыня Сахара).

Сравнить. Температуру, осадки, испаряемость.

Ответ. Прикаспийская низменность.

Климат-резко континентальный. Средние температуры января от- 14 °C на севере до −8 °C на побережье, июля — от +22 °C на севере до +24°С на юге. Осадков от 200—150 мм на юго-востоке до 350 мм на северо-западе, испаряемость — около 1000 мм. Часты суховей.

Ответ. Пустыня Сахара.

Климат северной Сахары сухой, субтропический.

Годовая разница среднесуточных температур составляет примерно 20 °C. Зимы относительно холодные на севере и прохладные в центральных районах. Среднемесячная зимняя температура северной части пустыни составляет +13 °С. Средняя месячная температура воздуха в июле достигает +37,2 °C. Лето жаркое, максимальная зафиксированная температура +57,8 °C (Ливия); поверхность земли может прогреваться до +70-80 °C. Климат юга пустыни, сухой тропический. Температура иногда падает ниже нуля. Абсолютный минимум, составляет −15 °C. Воздух прогревается до 50 °C. На юге среднегодовые осадки составляют примерно 120-130 мм, на севере их меньше — 70-75 мм. Относительная влажность воздуха — 30-50%. Сильный ветер в пустыне, называемый Сироко, — очень частое явление. Высокая испаряемость на уровне 6000 мм в год.

Вывод. Большие участки зоны пустынь умеренного пояса лишены видимых признаков жизни. Там, где есть растительность, она разрежена. Растут полынь, солянка, акация, тамариск, саксаул. Животный мир представлен копытными (куланы, антилопы) и грызунами(суслики, пищухи, тушканчики).

Деятельностный компонент: на контурную карту нанесите границы пустынь умеренного пояса на материках, отметить зимние температуры в пустынях.

Слово учителя. Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

Вопрос к классу. Какую следующею природную зону мы будем изучать?

Объяснение учителя. (5СЛ.)

Зона лесостепей и степей, как и пустынь, расположены в глубине материков, вдали от океанов. В степях для произрастания деревьев недостает влаги, поэтому господствует травянистая растительность. Лесостепи образуют промежуточную зону между лесами и степями. В Европе лесостепи и степи занимают Среднедунайскую и Нижнедунайскую равнины и южную часть Русской равнины. Сейчас они почти распаханы.

Между степью и тайгой в центре Евразии-от Урала до Алтая-протянулась узкая полоса редкостойных лесов, чередующихся с лугами. Это особая северная «лесостепная область». Участки лесов, называемые колками, образованы здесь почти исключительно березой.

В Северной Америке лесостепи и степи вытянуты в меридиональном направлении по оси материка. Большая часть их распахана или превращена в пастбища. Степи во многом утратили свой первозданный облик.

Просмотр видеофильма. Природная зона степей.

Задание классу.

На основе видеофильма составить образное описание зоны степей, возможностей ее хозяйственного использования, мер по сохранению природы.

Сообщения учащихся.

Вывод. Плодородные черноземные почвы и благоприятные климатические условия способствуют развитию земледелия, садоводства, виноградарства. При продвижение на восток становится суше и черноземные почвы сменяются каштановыми. Для азиатской части характерны сухие степи, где растут низкорослые ковыли, полынь, тонконог. При искусственном орошении каштановые почвы дают хорошие урожаи, но большая часть этих степей служит пастбищами.

Задание. Назовите и покажите на карте зону широколиственных лесов.

Рассказ учителя. (6СЛ.)

Зона широколиственных лесов расположена в южной половине умеренного пояса, где теплое лето, мягкая зима, благоприятное соотношение тепла и влаги. Основные почвы этих лесов-плодородные лесные буроземы и серые лесные почвы.

На всех материках зона широколиственных лесов сильно изменена. Здесь очень высокая плотность населения. В Европе уже в Средние века лесные массивы выжигали, вырубали, расчищали земли под пашни. Так в Великобритании и Франции вместо лесов на обширных площадях произрастают заросли кустарников, среди которых много вереска. Сведение лесов привело к обеднению животного мира.

Деятельностный компонент: на основе анализа текста учебника установите различия в видовом составе растений и животных широколиственных лесов на материках.

Сообщения учащихся.

Вывод. В Западной Европе распространены в основном буковые и дубовые леса с примесью каштана и граба. В Северной Америке эти леса отличаются богатством видов: орех, магнолии, платан, тюльпанное дерево. Из животных обитают олень, косуля, кабан, лесная куница, барсук.

Деятельностный компонент: сравните географическое положение смешанных и широколиственных лесов на материках, используя карты атласа; установите причины различий в их климате.

Сообщения учащихся.

Вывод. Смешанные и широколиственные леса расположены в умеренных и субтропических климатических поясах. (7СЛ.)

Зона смешанных лесов расположена севернее зоны широколиственных десов

Характерный признак лесов подобного типа – наличие в них и лиственных, и хвойных деревьев, причем доля последних не должна быть менее чем 5 %.
Зоны смешанных лесов можно найти практически на любом континенте, они характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.

Смешанных лесов достаточно много на территории России, встречаются они также в Европе, в Северной и Южной Америках, в Японии и Новой Зеландии.

Особенностью климата смешанных лесов является то, что они в отличие от широколиственных лесов способны выдерживать более низкие температуры. Средние температурные показатели января варьируют от -5°С до -15°С, средняя температура в июле показывает от +15°С до +20°С. Характерен годовой уровень осадков от 400 до 800 мм и невысокая испаряемость, что приводит к избыточной влажности и заболачиванию территории.

Рассказ учителя.

Леса располагаются преимущественно на равнинных территориях. Почвы здесь серые или бурые лесные. Причем, чем больше в составе леса лиственных деревьев, тем плодороднее будут его почвы. В североамериканских лесах к лиственным деревьям примешиваются веймутова сосна, белая ель, бальзамическая пихта. На востоке Азии смешанные леса отличаются большим разнообразием. Эта территория не подвергалась оледенению, поэтому здесь много эндемиков и реликтов, таких как кедр корейский, дуб монгольский, орех маньчжурский, липа амурская. Богатый подлесок состоит из сирени, рододендрона, винограда, лимонника. Почвы в зоне смешанных лесов дерново-подзолистые и серые лесные. В лесах обитают лось, бурый медведь, косуля, волк, лисица, в Приморье сохранился тигр.

Многие заповедники и национальные парки лесных зон внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это парк Вуд-Баффало в Канаде,

Беловежская Пуща на территории Польши и Беларуси. (8СЛ.)

Самостоятельная работа. Практикум.

Класс делится на 2 группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы. Каждая группа выполняет свое задание.

Слово учителя. Вы сейчас отправляетесь путешествовать по природным зонам. Удаляясь от экватора к полюсам.

Просмотр видеофильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

1 группа. Зона хвойных лесов. Работа с атласом и текстом учебника.

(10 СЛ.)

Задание.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Виды растений и животных, которые характерны для тайги каждого из материков Северного полушария.

3. На контурную карту нанести границы зоны тайги, отметить климатические показатели; на основе анализа текста учебника и атласа.

2 группа. Зоны субполярных и полярных поясов. Работа с атласом и текстом учебника. (11СЛ.)

Задание.

  1. Географическое положение
  2. Климатические условия (сочетания тепла и влаги)
  3. По гербарным образцам составить описание растений тундры и арктических и антарктических пустынь. Выявить сходство и различия, установить причины.

Ответы учащихся.

1.Группа. (9СЛ.)

1. Зона хвойных лесов занимает самую большую площадь в умеренном поясе. Полоса хвойных лесов расположена в высоких северных широтах между 50° и 70° северной широты, к югу от тундры и к северу от листопадных лесов и степей умеренной зоны.

2. Растительный покров ее обширных пространств довольно разнообразен. Основные породы деревьев в лесах Европы-ель и сосна, при продвижении на восток к ним примешиваются пихта, кедровая сосна и лиственница. Животный мир хвойных лесов разнообразен: в европейских лесах много пушных зверей, обитают волк, рысь, бурый медведь, лисица, лесная куница. В американских лесах-грызли(подвид бурого медведя),скунс, дикобраз. Самое крупное млекопитающее лесов-лось.

3. Климатические показатели.

Выпадает 300–800 мм осадков в год, а средние показатели температуры: -39-10°C в январе, +16-20°C в июле.

2. Группа. (12 СЛ.)

1. Субполярный пояс. Расположен в северном полушарии, в Евразии и на севере Северной Америки (называют субарктическим). В южном полушарии встречается лишь на островах (субантарктический). Полярный пояс. Пространства земной поверхности, ограниченные полярными кругами, называются полярными поясами.
Вокруг Северного полюса он называется арктическим, Южного — антарктическим (по-гречески анти- против).

2. Субарктический и субантарктический пояса.

Для них характерна смена воздушных масс по сезонам: летом — умеренные, зимой — арктические и антарктические. Летние температуры в лесотундре немного выше +10С, а зима длинная и суровая (до −55 °С). Осадки 100-300мм.

Летний сезон арктического пояса длится всего 3 недели, при этом температура воздуха чуть выше 0°С. А зимы длинные, морозные, с температурой не выше -30-40°С.
Климат Антарктиды еще суровее. Здесь была отмечена самая низкая температура на земном шаре (-88,3°С). Годовое количество осадков до 500мм.

  1. Брусника обыкновенная – это вечнозеленый кустарник высотой до 25 см с ползучим корневищем. Листья – многолетние, плотные, кожистые, голые. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу более бледные и тусклые. Листья зимуют под снегом. Цветки мелкие, с белым венчиком. Соцветие- кисть. Цветет в мае – июне. Плод- многосемянная ягода. Плоды ярко-красные.

Исландский мох — вид лишайников, произрастающий на почве. Симбионт микроскопических грибов и водорослей. Кустистый лишайник, без вегетативных органов, с прямостоячим слоевищем высотой 10-15 см, с полным отсутствием развитой корневой системы. Слоевище крепится к почве, с помощью ризоидов.Цвет растения зависит от освещения, влажности и других климатических условий среды обитания.

Различия. Карликовые формы растений. Мелкие листья одеты волосяным покровом. Растения стелются по Земле, образуя подушки. Корни расположены близко к поверхности. Растения многолетники. Яркая окраска цветов, привлекает насекомых.

Беседа.

1.Какие виды хозяйственной деятельности освоило население тайги?

2.Какие растения произрастают в тундре?

3. Почему места скопления птиц называют «птичьими базарами»?

(там стоит невообразимый шум и гам).

4.Покажите на карте арктические и антарктические пустыни.

5.Назовите животных обитающих в Антарктике?

Вывод.

Географические пояса являются крупными подразделениями широтной зональности. Они чередуются как на континентах, так и на поверхности океана. Пояса закономерно повторяются в Северном и Южном полушариях. Географические и климатические пояса практически совпадают.

В каждом географическом поясе существуют свои природные зоны.

Образование природных зон обусловлено климатом, поэтому природные зоны на суше отличаются друг от друга растительностью. Из всех разнообразных компонентов природы, именно растительность очень ярко выражена и отображает все даже незначительные изменения природы. При изменении хоть одного из компонентов, в первую очередь это отразится на растительности.

Закрепление учебного материала.

Вопросы.

  1. В каком полушарии (Южном или Северном) умеренный пояс материков включает больше природных зон? Почему? Какая из зон этого пояса занимает большую площадь?
  2. В чем причина нарушения широтной зональности в размещении некоторых зон умеренного пояса? Каких именно?
  3. В каких природных зонах сохранились древние виды растений? Почему?
  4. Природа каких изученных на уроке зон особенно ранима? Почему?

Домашнее задание. Параграф 20. Творческие задания.

Комментарий к уроку.

Литература.

  1. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова.-М.: Школьная Пресса, 2002.
  2. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающихся игр, праздников, шоу-программ для средней школы/ Авт.-состав. Вера Надеждина.- Минск:Харьвест, 2008.
  3. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Саратов: Приволж. Кн. изд-во, 1989.
  4. Учебное электронное издание. «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, океаны, народы, страны». Для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала: Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс. vSCHOOL. Ru.
  6. Видеофильмы. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

vk.com >video_185125566_456239018.

Природная зона степей.

https://ok.ru/ video/6592333189.

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,4 МБ

Опубликовано: 16.11.2021
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…

Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …

Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…

Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…

Лидия Петровна, спасибо Вам за внимание к работе, добрый отзыв о ней.

Елена Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

Категория ИЗО 2 класс содержит материалов: 245

Страницы: 1 2 3 12 13 »

Поэтапное рисование «Учимся рисовать цыплёнка»

s70402757

Презентация создана в помощь учителям начальных классов. Ресурс содержит пошаговое рисование цыплёнка, состоит из 14 слайдов. Использовать презентацию можно на уроках рисования или внеурочной деятельности. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point» 2016, с использованием технологического приема «Экран».

№78723 |
21.08.2021 |
NLA

| 0.6Mb

Поэтапное рисование «Учимся рисовать щенка»

s13054587

Презентация создана в помощь учителям начальных классов. Ресурс содержит пошаговое рисование щенка, состоит из 12 слайдов. Использовать презентацию можно на уроках рисования или внеурочной деятельности. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point» 2016, с использованием технологического приема «Экран».

№78562 |
16.08.2021 |
NLA

| 1.0Mb

Поэтапное рисование «Пасхальное яйцо»

56188657

В помощь учителям начальных классов предлагаю поэтапное рисование пасхального яйца . Презентация содержит13 слайдов. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point» 2010. Для создания презентации использовался технологический прием «Экран».

№77619 |
13.07.2021 |
valyusha

| 1.1Mb

Поэтапное рисование «Подснежник»

86336831

Презентация содержит пошаговое рисование подснежника для младших школьников. Ресурс состоит из 13 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010. Предназначен для учителей начальных классов.

№77543 |
10.07.2021 |
valyusha

| 0.9Mb

Поэтапное рисование «Снегирь»

06125919

Презентация создана в помощь учителям начальных классов. Ресурс содержит пошаговое рисование снегиря, состоит из 7 слайдов. Использовать презентацию можно на уроках рисования или внеурочной деятельности. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point» 2010, с использованием технологического приема «Экран».

№77540 |
10.07.2021 |
valyusha

| 1.5Mb

Поэтапное рисование «Клоун»

23950152

В помощь учителям начальных классов предлагаю поэтапное рисование клоуна. Презентация содержит 5 рабочих слайдов. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point» 2010. Для создания презентации использовался технологический прием «Экран».

№77372 |
28.06.2021 |
valyusha

| 0.6Mb

Поэтапное рисование пасхального кролика

s32520589

Ресурс выполнен в программе Microsoft PowerPoint 2010 с использованием ТП «Интерактивная инфографика». Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, занятиях внеурочной деятельности во 2-4 классах. Перед просмотром работу разархивировать.

№77329 |
25.06.2021 |
DAN64

| 72.5Mb

Поэтапное рисование «Кактусы в пустыне»

70429194

В презентации представлено поэтапное рисование пустынного ландшафта. Ресурс состоит из 11 слайдов. Выполнен в программе Microsoft Office Power Point» 2010, с использованием технологического приема «Экран». Создан в помощь учителям начальных классов.

№77338 |
24.06.2021 |
valyusha

| 1.8Mb

Викторина «Игровое ШОУ» по ИЗО во 2 классе по теме «Народные промыслы»

s84678200

Интерактивная игра создана в программе https://wordwall.net/ru и предназначена для уроков ИЗО или занятий внеурочной деятельности в 1-4 классах. Материал может быть использован учителями начальных классов для парной, групповой или индивидуальной работы. Учащимся необходимо соотнести изображение народного промысла и его название.

№76935 |
19.04.2021 |
DAN64

| 0.7Mb

Настольная игра домино по ИЗО в 1-2 классе по теме «Народные промыслы»

ИЗО 2 класс
| игра, викторина, повторение, систематизация

s67787642

Материал предназначен учителям начальных классов для парной, групповой или индивидуальной работы. Карточки нужно распечатать на плотной бумаге (лучше на фотобумаге), разрезать. Игрок должен разместить карточку так, чтобы на оказавшихся рядом клеточках было изображение народного промысла и его название.

№76913 |
12.04.2021 |
DAN64

| 3.4Mb

Поэтапное рисование мальчика на санках

32026676

Презентация содержит поэтапное рисование мальчика на санках для младших школьников. Ресурс состоит из 15 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010. Создан в помощь учителям начальных классов.

№76062 |
02.12.2020 |
valyusha

| 5.5Mb

Презентация «Новогодний олень» поэтапное рисование

95045897

Презентация создана в помощь учителям начальных классов. Ресурс содержит пошаговое рисование новогоднего оленя, состоит из 13 слайдов. Выполнен в программе Microsoft Office Power Point» 2010, с использованием технологического приема «Экран».

№76061 |
30.11.2020 |
valyusha

| 3.5Mb

Дидактический материал «Цветы и натюрморты Елены Самарской (часть 2)»

ИЗО 2 класс
| урок нов. материал, факультатив
| презентация

s34354387

Дидактический материал «Цветы и натюрморты Елены Самарской (часть 2)» познакомит учащихся с красочными натюрмортами художницы. Ресурс состоит из 12 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2007.

№75359 |
28.08.2020 |
Латышева

| 0.8Mb

Тест по теме «Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура»

s99077317

Ресурс выполнен в программе Microsoft PowerPoint 2010 на основе шаблона Комаровского А.Н. Работу можно использовать на уроках ИЗО для проверки знаний учащихся по теме “Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура”. Презентация состоит из 15 слайдов: титульный, информационный, 12 слайдов с заданиями (все на единичный выбор ответа), слайд с результатами.

№75252 |
18.08.2020 |
DAN64

| 3.8Mb

Презентация к уроку ИЗО по теме «Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура»

ИЗО 2 класс
| проверка знаний, повторение, систематизация
| презентация

s91097285

Ресурс предназначен для обобщающего урока по теме «Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура», где повторяются данные понятия. Учащиеся вспоминают, какими инструментами и материалами работают художники: живописец, график, скульптор, выполняют дидактические игры и задания, созданные в программе Learning Apps.org, тест на сайте onlinetestpad.com/ru

№75247 |
14.08.2020 |
DAN64

| 28.6Mb

Дидактический материал «Цветы и натюрморты Елены Самарской»

ИЗО 2 класс
| урок нов. материал, факультатив
| презентация

s78651687

Дидактический материал «Цветы и натюрморты Елены Самарской» познакомит учащихся с красочными натюрмортами художницы. Ресурс состоит из 12 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2007.

№75243 |
14.08.2020 |
Латышева

| 0.9Mb


Учебный предмет: Окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Класс 3

Тема урока: «Четыре царства живой природы»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  1. Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.

  2. Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.

  3. Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.

  4. Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.

  5. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование

  1. Презентация «Четыре царства живой природы»

  2. Карточки с заданиями для групповой работы.

  3. Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок!

2. Актуализация знаний, выявление проблемы

Отгадайте загадку:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг …(Природа) (отвечают хором)

-Что же такое природа?

(-Это то, что нас окружает: деревья, цветы, животные…)

На доске прикреплены карточки — картинки с предмерами живой и не живой природы

-Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает.

Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы?

(-Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия.)

-Тогда закончите определение:

Природой мы называем то, что нас окружает и …

(- не сделано руками человека!)

-Разделите оставшиеся объекты природы на группы.

(1. Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа.

2. солнце, облака – неживая природа.)

-Назовите признаки живых существ.

(-Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.)

3. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу?

(- Учёные)

-Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа?

-А вы можете помочь ученым решить эту проблему?

(-да)

-С чего нужно начать работу?

(- Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы.)

-А по каким признакам мы будем это делать?

(-По строению, и чем питаются. -А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут.)

— Итак, давайте наметим план наших действий.

( Разделим все живые существа на группы.)

— Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А потом?

(Будем изучать каждую группу по порядку.)

-Молодцы.

4. Решение учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А для этого предлагаю ориентироваться по этим карточкам, работать будем в паре.

Работа по карточкам.

Задания:

1.Разделите живые существа на группы.

2.Запишите каждую группу в столбик.

3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали.

4.Дайте название каждой группе.

(дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова)

(Проверка. Слушание ответов, потом сверяют по доске.

Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы )

-Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами.

-Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили?

(-У нас получилось 3 царства, а у ученых 4.)

-Какого царства у нас нет?

(бактерий)

-Что вы знаете о бактериях?

(- Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки.)

-А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса.

1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю.

А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

-Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство?

(-Это живые организмы. У них есть признаки растений и животных.)

-Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ.

-Так на какие царства делится живая природа?

(ответы детей)

5. Физминутка.

Давайте встанем и немного отдохнем.

6. Самостоятельная работа с информацией

-Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства — 4 группы.

(таблички со словами «растения», «животные» и т.д.).

Задания группам:

1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство.

2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства?

Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает.

Проверка. Отчет каждой группы.

Например:

«Животные»

1.Животных изучает наука зоология.

2.Животные живут в наземно-воздушной среде (птицы), в водной (рыбы), в почвенной (черви)…

Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему

-Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? (ответы детей)

-Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу!

7. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы,

красного – животные,

зелёного – растения,

желтого – бактерии)

Мак, медведь, ландыш, подосиновик…

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

-О каких царствах вы хотели бы узнать побольше?

-Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!»

Домашнее задание:

С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы

Эти кормушки не только простые, но и эко! «Эко» — это значит, что кормушка будет не только птицам пользу приносить, но и природе не навредит. При этом смастерить их своими руками смогут даже дети.

Прошлой зимой и этой осенью мы на своих птичках опробовали каждую из этих конструкций и подтвердили жизнеспособность таких вариантов.

И в результате я написала пост о своем опыте специально для марафона «Кормим птиц», который на этой неделе у нас проходит в соцсети Инстаграм (мой новый аккаунт там @lapbook.ru, а тег марафона #кормимптиц2021).

Этот марафон ежегодный. Мы с Анной Мостовой, его главным вдохновителем и организатором, проводим такой уже в третий раз. Посмотреть прошлые посты об организации зимней подкормки птиц можно тут у меня в блоге. Либо в Инстаграм по старым тегам марафона #кормим_птиц2019 и  #кормим_птиц2020

Главное правило любой экокормушки — после использования птицами по прямому назначению она должна исчезнуть без следа

Основа экокормушки — сам корм и быстроразлагающиеся материалы.

Такую кормушку не надо снимать весной. Она не нарушит внешний вид двора или парка, не превратится в забытый на дереве мусор. А просто растворится в природе.

7 кормушек своими руками

Итак, как сделать кормушку одноразовой?

Чтобы она после опустошения она не загрязняла окружающую среду, а через некоторое время исчезла сама собой? Ведь пластиковые бутылки и коробки, развешанные на деревьях в качестве кормушек, птицам-то послужат. Но во что превратятся наши дворы и парки, если на каждом дереве будет висеть, по сути, мусор?

Выход есть! Нужно использовать для кормушек быстроразлагающийся материал. Не пластик, а, например, бумагу, картон, части растений или даже… кожуру апельсина.

А если что-то надо приклеивать, то только природным клеем. Например,  клейстером на основе муки, желатином и т.п.

И не забудьте, что не только контейнер для корма должен быстро разлагаться, а и то, чем он крепится на дереве. Поэтому никаких проволок и синтетических веревок! 

Специалисты экологи (нас в прошлом году на марафоне консультировали taigaecology.ru) для кормушки советуют использовать пеньковые веревочки — они быстрее разлагаются. Да и волокна у пеньки короткие и непрочные. Поэтому она предпочтительнее хлопчатобумажных и уж, тем более, синтетических веревок.

Но для верности для своих экокормушек я брала бумажный шпагат. Он точно скоро размокнет, порвется — апельсин упадет на землю и там сгниет без следа. 

А нам того и надо! Кормушка свою функцию выполнила!

Некоторые из этих конструкций кормушек я уже показывала на прошлогоднем марафоне. А в этом году мы еще наделали разных. От самых простых подсолнухов и кусочков сала, наткнутых на веточки, до бубликов и кексиков для птиц. Я добавила к фото кормушек мастер-классы, как их сделать своими руками. Каждый  буквально в одной картинке.

Смотрите на фото и тоже присоединяйтесь к благородному делу помощи птицам замой!

Вариант 1. Кормушка из подсолнуха

Просто, быстро, экологично.

Вот только надо где-то взять головки подсолнухов. Так что этот вариант доступен не всем. Но кому он нравится, может в конце лета после уборки урожая на подсолнечниковых полях нарвать оставшиеся по обочинам сорные подсолнушки. Семечки в них мелкие, некондиционные. Но как раз именно такие любят птицы!

Как просто сделать кормушку

Вариант 2. Сало на ветках

Этот вариант известен всем с самого детства. Он нарисован на всех картинках в детских книжках:) Но не все решаются его повторить. А ведь это элементарно просто!

Я предполагаю, возня с салом людей пугает. Не бойтесь! Сало нужно самое обычное: не вареное, не копченое, не соленое, не острое. Оно покупается в мясном лабазе и стоит копейки. Купили — и сразу можно вешать. Кстати, вместо свиного сала можно брать любое. И любой животный жир. Например, куриный. Кто-то у нас на марафоне в прошлом году даже нутряным жиром синиц прикармливал:)

Главное, кормить! Для птиц очень важно в морозы получить такую высококалорийную подкормку. Она поможет им выжить в холода.

Как кормить птиц салом

Вариант 3. Кормушка «шашлычки»

Бамбуковые шпажки — идеальный материал. Стоит недорого, в природе сгнивает быстро.

На шпажки можно нанизать то же сало. И принести уже готовую «веточку» в лес — а то на морозе на ветки деревьев сало не очень-то накалывается(((
А еще можно использовать в качестве корма кусочки мяса — их обожают врановые птицы: вороны, грачи, галки, сойки.

А если вы кормите снегирей и свиристелей, то им подойдут «вегетарианские» шашлычки» из ягод и нарезанных на куски яблок.

Кормушка - шашлычки их сала

Мастер-класс как делать кормушку - шашлык

Кормушка - шашлычок из ягод

Вариант 4. Кормушка из шишки

Материал для такой кормушки валяется прямо под ногами:) Соберите шишек, обмажьте их смесью зерен и орехов с топленым салом или маслом и заморозьте в холодильнике. А потом на прогулке развесьте угощение для птиц по веткам, используя эковеревочки.

Вот и всех дел!
На прошлом марафоне я подробно показывала этот мастер-класс как делать кормушку из шишки и сала. А теперь уместила всю инструкцию на одно фото.

Кормушка из птиц из шишки

как сделать кормушку из шишки

Вариант 5. Кормушка  «бублик» с маслом.

На втором месте по калорийности после животного жира и сала стоит сливочное масло. Понимаю, что такой вариант не слишком бюджетный. Но может кому-то пригодиться…

Главное, не используйте вместо масла маргарин — он вреден птицам. Но можете использовать смалец. Только проверьте предварительно, нет ли в пачке смальца каких-то добавок. Птицам нельзя соленое и перченое!

Часто задают вопрос, почему бы не взять для этого типа кормушки реальный бублик из хлеба? Хлеб же птицам можно есть?

Можно:) И простой бублик тоже можно повесить:) Просто на морозе хлеб, скорее всего, так задубеет, что птицы его не расклюют. А вися на улице долго, он может заплесневеть. И тогда такая кормушка станет опасной для здоровья птиц.

Как сделать кормушку из масла и жира

Мастер-класс как сделать кормушку из масла

Вариант 6. Кексы, пирожные, печенья и пироги для птиц на желатине

Если вы боитесь связываться с маслом и салом или у вас, как и у нас в Крыму, погода такая, что постоянно оттепели, и сало тает и портится, то можно сделать такой вариант. Зерновую смесь для птиц скреплять на желатин, придавая ему различные формы в кулинарных формочках. Только желатин надо замешивать в два раза круче, чем для желе.

Наш рецепт, проверенный на опыте: 

2 пачки желатина по 15 грамм каждая, развести на водяной бане в 300 грамм воды.

И добавить туда миску объемом 0,5 мл зерновой смеси, состоящей из дробленных орехов, семян подсолнечника и небольшого количества овсяных хлопьев в качестве заполняющего вещества.

В прошлом году мы делали по этому рецепту печенья в формочках. А сейчас попробовали сделать корм в виде кексиков. Получилось очень симпатично:)

Кормушка для птиц из желатина

мастер класс как сделать пирожные для птиц

Вариант 7. Кормушка из апельсина

Давать цитрусовые нашим птицам категорически нельзя. Но зато шкурку от фруктов в качестве «тары» использовать можно.

И нет, птиц запах апельсина или грейпфрута не отпугивает — они просто не обращают на него внимания. И кожуру не пытаются клевать. Птиц привлекают только семечки, насыпанные внутри.

Зато такой «контейнер» гораздо экологичнее пластиковых баночек и коробочек. Через короткое время он сгниет, и от него не останется и следа! А потом исчезнут и бумажные веревочки. Утилизация 100% !

Самые протяжённые реки России располагаются преимущественно в северных широтах, за Уралом и в Сибири. Они покрываются льдом на зимний период и питаются благодаря таянию снегов. Навигация открыта не круглый год, и мало рек судоходны по всему руслу. На отдельных участках есть пороги, отмели и водовороты. Что плохо для транспортировки грузов, то хорошо для любителей сплавов и водных походов. Водоёмы богаты рыбой.

Туристы из разных регионов готовы проделывать долгий путь, чтобы увидеть Ленские столбы или дельту Волги. По Волге курсируют теплоходы с остановками в Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде и других крупных городах для осмотра достопримечательностей. В окрестностях рек организуются заповедники и заказники. Есть и такие уникальные по месторасположению водоёмы, как Амур: по участку реки проходит граница с Китаем.

Самые длинные реки России

Список, фото с названиями и описанием главных водных артерий страны.

Лена

Самая крупная река Средней Сибири. Если брать в расчёт реки, чей бассейн находится полностью в пределах России, то Лене нет равных по длине. Главная водная транспортная артерия Якутии. На ней построено около десятка портов. Используется, как для перевозки грузов и пассажиров, так и в туристических целях. Якутск – главный город побережья. В Олекминске есть памятник Лене.

Длина реки – 4400 км

lena-700x466

Иртыш

Находится в совместном пользовании России, Монголии и Китая. Является главным притоком Оби. Вместе они образуют самый большой водоток в стране. Рыбная река и по видовому разнообразию, и по количеству особей. На побережье есть города, включая Омск и Ханты-Мансийск. Достопримечательности – природный парк «Птичья гавань», палеонтологический памятник «Гусиный перелёт».

Длина реки – 4248 км

irtysh-700x469

Обь

Относится к Сибири. Впадает в Обскую губу, донося свои воды до Каспийского моря. Судоходна по всей длине, проложены торговые пути. Половина из 50 видов рыб, которые здесь водятся, имеет промысловое значение. В окрестностях русла большое разнообразие представителей фауны. Побережье Оби густо заселено. Крупные города: Барнаул, Сургут, Новосибирск.

Длина реки – 3650 км

ob-700x465

Волга

Несёт свои воды по европейской части страны. Эту территорию называют Поволжьем. Исток находится в Тверской области. Соединена через каналы с 4 морями. 40 видов промысловых рыб – важная экономическая составляющая региона. На побережье основано множество городов. Судоходна, есть туристические маршруты, позволяющие осмотреть их достопримечательности. 20 мая празднуется день Волги.

Длина реки – 3530 км

volga-700x459

Енисей

Сибирская река, впадающая в Карское море. Разграничивает Восточную и Западную Сибирь. Важная транспортная артерия региона. На левом берегу основан Саяно-Шушенский природный биосферный заповедник. Правые притоки Енисея приносят куда больше воды, чем левые. Существуют споры касательно слияния с Ангарой: к какой из рек относится этот участок русла. На побережье Енисея стоит Красноярск.

Длина реки – 3487 км

enisej-700x459

Нижняя Тунгуска

Правый приток Енисея, относящийся к Иркутской области и Красноярскому краю. Половодье не всегда совпадает по времени выше и ниже по течению. В зимний период питания Нижней Тунгуски почти нет, так как бассейн относится к территориям вечной мерзлоты. Образование водоворотов и наличие порогов усложняет навигацию. Большим кораблям комфортно проходить по руслу только в период паводка.

Длина реки – 2989 км

nizhnyaya-tunguska-700x464

Амур

Дальневосточная река, протекающая среди прочего по границе с Китаем. Условно делится на три участка, в каждом разная скорость течения. Ихтиофауна представлена более чем сотней видов рыбы. Встречаются и эндемики, например, змееголов. Используется для судоходства с середины XIX века. Есть разные мнения по поводу моря, в которое впадает Амур: либо в Японское, либо в Охотское. Крупные города побережья: Благовещенск и Хабаровск.

Длина реки – 2824 км

amur-700x456

Вилюй

Река Якутии и Красноярского края. В конце 60-х годов построена Вилюйская ГЭС, а при ней и водохранилище. Бассейн включает в себя 67 тысяч озёр. На протяжении 5 месяцев, когда не покрыта льдом, является судоходной. Окрестности богаты полезными ископаемыми. Построены пристани, их загруженность близка к максимальной. Достопримечательность – «Долина смерти», с которой связано немало легенд.

Длина реки – 2650 км

vilyuj-700x469

Ишим

Самый длинный приток Иртыша территориально относится к России и Казахстану. Зима морозная, а лето жаркое. Используется для получения питьевой воды, а также, как место отдыха. Примерно полгода открыта навигация. Рыбный промысел активный. В окрестностях реки обнаружены останки древнего человека, которым около 45 тысяч лет. Экология оставляет желать лучшего.

Длина реки – 2450 км

ishim-700x456

Урал

Протекает в России и Казахстане, впадает в Каспийское море. В прошлом река носила название Яик. Нынешнее именование приобретено в 1775 году по приказу Екатерины II. Разграничивает европейскую и азиатскую части материка. На зиму замерзает, освобождаясь ото льда только в апреле. Урал богат рыбными ресурсами. Промысел поставлен на поток. Сюда приезжают и любители рыбалки из других регионов.

Длина реки – 2428 км

ural-1-700x465

Алдан

Самая многоводная река-приток страны находится на Дальнем Востоке. В пойме много озёр. Важная транспортная артерия, по Алдану доставляют продукцию местных предприятий, в том числе – горнодобывающих. Имеется несколько крупных пристаней. Разведаны запасы золота, слюды, угля. Среди промысловых видов рыб выделяются осётр и стерлядь. Через русло переброшено 3 моста.

Длина реки – 2273 км

aldan-700x463

Оленёк

Возникает в Красноярском крае и несёт свои воды в Якутию. Имеются острова разных размеров. Ведётся промысел осетровых. В разные годы река замерзает по-разному. Иногда ледостав длится всего месяц. Низовья судоходны, а выше навигация становится невозможна по ряду причин: от глубины до перепадов высот. Около устья находится могила супругов Прончищевых – полярных исследователей.

Длина реки – 2270 км

olenyok-700x466

Днепр

Четвёртая по длине река Европы протекает по территории России, Украины и Белоруссии. Днепр и его водохранилища отличает видовое разнообразие водорослей – полторы тысячи. Водятся десятки видов рыб. Есть уникальные для этого региона представители ихтиофауны. Построены несколько плотин, ГЭС и каналов. Из российских городов побережья можно выделить Смоленск.

Длина реки – 2201 км

dnepr-700x460

Колыма

Река Якутии и Магаданской области. Очень зависит от осадков, почти в равной степени от снега и дождя. Характерна низкая среднегодовая температура воды. Лёд появляется в октябре, вскрывается в мае. Навигация на протяжении не более 5 месяцев в году. Есть промысловые виды рыб, включая омуля и сига. Разведаны запасы золота. Работает ГЭС, строится ещё одна.

Длина реки – 2129 км

kolyma-700x472

Дон

Относится к западной части страны. Пятая по этому показателю река Европы. Активное судоходство почти по всей длине. Имеется ГЭС с плотиной. Водится около 70 видов рыб. Ведётся промысел, привлекаются туристы-рыболовы. Поскольку земли вокруг плодородны, распашка привела к сокращению дикой фауны. В Ростове-на-Дону установлен памятник реке под названием «Дон-батюшка».

Длина реки – 1870 км

don-700x459

Подкаменная Тунгуска

Находится на территории Иркутской области и Красноярского края. Преимущественно горная порожистая река, но верховье располагается в долине. Уровень воды непостоянен, летом и зимой ниже. Больше чем на половину от своей длины река судоходна. При этом есть ограничения для разных видов судов. Пропускная способность высокая. В окрестностях водоёма упал Тунгусский метеорит.

Длина реки – 1865 км

podkamennaya-tunguska-700x464

Витим

Правый приток Лены, относящийся к Восточной Сибири. Ледостав с ноября по май. Главные достопримечательности связаны с археологическими раскопками. Например, стоянки, датированные каменным веком, которые обнаружили у посёлка Мамакан. Встречаются месторождения золота и нефрита. Витим привлекает любителей сплавов. Пороги реки считаются труднопреодолимыми.

Длина реки – 1837 км

vitim-700x461

Печора

Протекает в Коми и Ненецком АО. Название переводится, как «пещера». У истока установлена памятная чугунная плита. Для летнего и зимнего периода характерно явное снижение уровня воды. Используется для судоходства, в том числе принимает морские корабли. Построены пристани даже в небольших городах. К промысловым видам относятся сиговые и лососевые. Разведаны запасы угля, золота, газа.

Длина реки – 1809 км

pechora-700x463

Кама

Относится к европейской части страны, приток Волги. Имеет порядка 74 тысяч притоков. Впадает в Куйбышевское водохранилище. Считается, что русло Камы изменилось со временем, так как водоём существует с доисторического периода. В пойме невооружённым глазом видны старицы. Особенно они характерны для верховья, где река наиболее извилиста. Функционирует ГЭС, есть каскад водохранилищ.

Длина реки – 1805 км

kama-700x453

Чулым

Протекает через территории Хакасии, Томской области и Красноярского края. Является притоком Оби. Лёдостав с ноября по апрель. Судоходна на большей части русла, но имеются сложные в навигационном плане участки. Чулым извилиста, встречаются перекаты, что рождает живописные пейзажи. Ихтиофауна насчитывает более 50 видов. Есть поселения одного из тюркских этносов.

Длина реки – 1799 км

chulym-pritok-obi-700x465

Ангара

Единственная река, вытекающая из Байкала. Практически не покрывается льдом на зиму. Рыба в изобилии, встречаются особо крупные представители осетровых. Благодаря перепадам высот русла, Ангара прекрасно подходит для строительства ГЭС. В данный момент функционируют 4. Это помогло упорядочить судоходство и создать водохранилища. Главный город побережья – Иркутск.

Длина реки – 1779 км

angara-700x469

Индигирка

Относится к северо-востоку Якутии. В прошлом именовалась Западной Колымой. Большая часть русла находится на равнине, остальной отрезок – в горной местности. Поскольку имеются пороги, Индигирка популярна у любителей сплавов. В бассейне реки добывают золото. Достопримечательности: «исчезнувший» город Зашиверск и Большое ущелье, которое тянется на 100 км.

Длина реки – 1726 км

indigirka-700x462

Кеть

Правый приток Оби, протекает в Сибири. Для части русла характерны повороты, образование извилин, зоны с мелководьем на грани пересыхания. Населённых пунктов на побережье немало, но они все скромные по размерам. В прошлом действовал судоходный канал, связывающий Кеть с Енисеем. Он оказался невостребованным и прекратил своё существование в начале прошлого века.

Длина реки – 1621 км

ket-700x471

Аргунь

Река в совместном пользовании России и Китая. Перевод названия – «извилистая река», что соответствует действительности и в наши дни. Судоходство ограниченно по времени года, а также полностью отсутствует на некоторых участках. Рыбы более 60 видов, ведётся промысел кеты и сазана. Большие проблемы с экологией. Источники загрязнения находятся на стороне восточного соседа.

Длина реки – 1620 км

argun-700x458

Тобол

Принадлежит не только России, но и Казахстану. Правый берег выше левого. Тобол судоходен почти на треть от своей длины. Используется для сплава леса. Построено несколько водохранилищ, чтобы регулировать сток. Более 20 тысяч озёр входят в бассейн реки. На зимний период замерзает неравномерно. Среди населённых пунктов побережья выделяются Курган и Тобольск.

Длина реки – 1591 км

tobol-700x465

Алазея

Якутская река, впадающая в Восточно-Сибирское море. Извилины и протоки характерны для всей длины русла. Половодье длится дольше, чем у большинства водоёмов. Бассейн Алазеи включает в себя около 24 тысяч небольших озёр. Вдоль побережья встречаются зоны вечной мерзлоты. Ведётся промысел рыбы, хотя не так активно, как в других реках региона.

Длина реки – 1590 км

alazeya-700x454

Ока

Протекает по европейской части страны через несколько регионов. Через реку перекинуто более 70 постоянных мостов. На протяжении нескольких десятилетий глубина постепенно уменьшается. На побережье стоят большие города, включая Орёл, Рязань, Нижний Новгород. Путешествуя по Оке, можно делать в них остановки и осматривать многочисленные достопримечательности.

Длина реки – 1500 км

oka-700x467

Амга

Якутская река, самый длинный приток Алдана. Перевод названия – «ущелье». Из-за снегового питания весной наступает период высокого половодья. Берега разной высоты, что создаёт интересные панорамные виды. Одно из самых популярных туристических развлечений – сплавы. В качестве плавсредства используют катамараны и лодки разных типов. На август приходится лучший клёв в сезоне.

Длина реки – 1462 км

amga-700x460

Олёкма

Приток Лены принадлежит сразу трём субъектам РФ: Амурской области, Якутии и Забайкальскому краю. Развито катерной судоходство, тракт связывает реку с Транссибом. Основа ихтиофауны – арктические пресноводные. В дельте в 1984 году создан Олёкминский заповедник. Его цель – сохранение местных лесов горно-таёжного типа и восстановление кедровых рощ.

Длина реки – 1436 км

olyokma-700x460

Белая (Агидель)

Топ 30 — реки Башкортостана

Входит в число главных рек Башкирии. Является притоком Камы. Правый берег выше левого почти по всей длине. Русло изобилует излучинами и расходится на рукава. Ихтиофауна со временем изменилась, некоторые виды практически исчезли. Более чем на треть судоходна. Построена ГЭС, при ней образовано водохранилище. Самые большие мосты, перекинутые через Белую, находятся в Уфе.

Длина реки – 1430 км

belaya-agidel-700x454

Котуй

Находится в Красноярском крае. Пересекает два озера: Дюпкун и Харпичи. На зимний период покрывается льдом. Берег в некоторых местах живописен. Есть пологие участки, но хватает и скалистых выступов вообще без растительности. Могут подниматься сильные ветра. Судоходство ограничено: преимущественно по руслу перемещаются манёвренные лодки и небольшие корабли.

Длина реки – 1409 км

kotuj-700x466

Таз

Река Западной Сибири. При впадении в Карское море делится на несколько рукавов. Питание смешанное: снеговое и грунтовое. Поскольку первое преобладает, в весенний период уровень воды поднимается. Ниже по течению судоходна. Рыбный промысел поставлен на поток. В первую очередь ловят сига, но есть более ценные виды, вроде осётра. На побережье есть небольшие посёлки.

Длина реки – 1401 км

taz-700x466

Вятка

Протекает по европейской части страны. Самый крупный приток Камы. Отличается изменением направления течения и извилистым руслом. Ниже по течению встречаются резкие перепады ширины и отмели. Покрыта льдом с ноября по апрель. На реке основан ряд городов, включая Киров. На некоторых участках судоходство постоянное, как и ловля рыбы. Вятку пересекают железнодорожные и автомобильные мосты.

Длина реки – 1314 км

vyatka-700x452

Зея

Самая крупная река бассейна Амура. Построено несколько ГЭС, благодаря чему местность вокруг перестала подвергаться постоянным опасностям из-за наводнений. Богатая ихтиофауна, характерная для разных широт. В окрестностях имеются охотничьи угодья, но на отстрел глухарей и прочей живности нужно получать лицензию. Населённых пунктов на побережье много, в том числе Благовещенск.

Длина реки – 1242 км

zeya-700x466

Уда (приток Тасеевой)

Протекает в Красноярском крае и Иркутской области. Выше по течению можно обнаружить пороги высокой сложности прохождения. Такая трасса привлекает любителей сплавов. Главное туристическое развлечение – водные походы. Не во все зоны удобно добираться наземным транспортом, иногда приходится использовать вертолёт. Замерзает в середине осени. На реке стоит Нижнеудинск.

Длина реки – 1203 км

uda-700x465

Марха (приток Вилюя)

Принадлежит к территории Якутии. Район отличается особо суровыми зимами. По берегам – зоны вечной мерзлоты. На протяжении минимум 5 месяцев в году река замерзает. Много разведанных залежей полезных ископаемых. В дельте ведётся добыча алмазов. Судоходство временное и с ограничениями для различных судов. В этот период пассажиров перевозит по расписанию теплоход «Заря».

Длина реки – 1181 км

marha-700x461

Демьянка

Находится в Западной Сибири. Берёт начало в Омской области, является притоком Иртыша. Вдоль русла располагаются болота, тёмнохвойная тайга, леса разных типов. В бассейне реки нет крупных городов, заселение носит очаговый характер. Во многом это связано с трудностью ведения хозяйства. Судоходство нерегулярное, по Демьянке сплавляют лес. Имеются нефтяные месторождения.

Длина реки – 1160 км

demyanka-700x467

Анадырь

Территориально относится к Чукотскому АО. Над рекой часто возникают туманы. Берега покрыты разными видами тундровой растительности. Лесов в округе нет, но встречаются небольшие рощи. Лёд лежит на реке более 200 дней в году. Рыбы очень много, особенно это касается кеты – самая большая популяция северо-востока страны. Из полезных ископаемых разведаны запасы угля и золота.

Длина реки – 1150 км

anadyr-700x467

Омолон

Река северной части Дальнего Востока. Самый крупный приток Колымы. Перепады температур и суровые зимы не помешали сотням видов растений прижиться на побережье. Эти места славятся, как наиболее подходящие для лосей: их популяция здесь больше, чем в других регионах. Судоходна на половину от своей длины, начиная с устья. Действуют два заказника Омолонский и Лосиный.

Длина реки – 1114 км

omolon-700x456

Селенга

Протекает не только по территории Бурятии, но и по Монголии. Самая крупная из рек, впадающих в Байкал. Половина ежегодного притока воды в озеро приходится на Селенгу. В бассейне добывают уголь, есть минеральные источники. Туристам доступны прогулки на водном транспорте. На побережье много памятников археологии разных периодов. На побережье стоит столица республики Улан-Удэ.

Протяжённость – 1024 км

selenga-700x466

  • Рассказ про земледельца по истории 5 класс от имени земледельца
  • Рассказ про зимнее утро 3 класс
  • Рассказ про земледельца древнего египта
  • Рассказ про зимние игры 2 класс короткие
  • Рассказ про землетрясение на английском