Рассказ про земледельца как прошел его день

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.

12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.

Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.

При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.

В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.

Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.

Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.

На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.

В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.

Пресс-служба ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.

В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.

Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.

Российские войска на арктическом направлении находятся в высокой степени боевой готовности и способны парировать военные угрозы извне. С таким утверждением выступил командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев. По его словам, Заполярная группировка ВС РФ получает современную военную технику и обновляет инфраструктуру базирования, что позволяет оперативнее реагировать на вызовы в сфере безопасности. Наряду с этим укрепляются и силы Береговой охраны Погранслужбы ФСБ. По мнению экспертов, текущие оборонительные мероприятия позволяют Москве отстаивать свои интересы, связанные с развитием Севморпути и освоением арктических месторождений полезных ископаемых.

Командующий Северным флотом (СФ) адмирал Александр Моисеев заявил о готовности российских войск противостоять военным угрозам в Заполярье и акватории Северного морского пути. Об этом он сообщил, выступая на XI Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге.

«В рамках реализации мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении Российской Федерации, Северный флот, группировки сил (войск) находятся в высокой степени боевой готовности, способны обеспечить благоприятный оперативный режим и выполнить весь спектр задач по парированию военных опасностей и угроз в Арктическом регионе, в том числе на акватории Северного морского пути», — сказал Моисеев.

По словам адмирала, в части Северного флота осуществляется плановая поставка «современных образцов вооружения, военной и специальной техники общего назначения».

Также по теме

Пуск ракеты «Булава»
«Неуязвимы для любых систем ПРО»: как ракеты «Булава» усиливают морской компонент ядерной триады РФ

Российские межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава» неуязвимы для любой системы ПРО, заявил начальник штаба командования…

Ранее российские войска установили сплошную зону радиолокационного обнаружения и комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой в высоких широтах. Также продолжается реконструкция полярной аэродромной сети и морских гаваней, отметил Моисеев.

По мнению командующего СФ, модернизация военной инфраструктуры в Арктике позволяет оперативно реагировать на возможные угрозы безопасности мореплавания и морской экономической деятельности на всей акватории Северного морского пути (СМП).

«Важно отметить, что Северный флот имеет в своём составе группировку морских стратегических ядерных сил. Подчеркну, что Россия рассматривает данное оружие в первую очередь как оружие сдерживания, гарант стратегической стабильности в мире», — заявил адмирал.

«Демонстрация военной силы»

Особое внимание командующий Северным флотом уделил наращиванию военного присутствия США и их союзников в Заполярье. По словам Александра Моисеева, государства НАТО стремятся не допустить доминирования России в высоких широтах «всеми возможными способами, включая демонстрацию военной силы».

«Военно-морские силы США и стран блока НАТО продолжают практику выполнения регулярных одиночных и групповых походов боевых надводных кораблей в Баренцево море. Нами отмечается рост продолжительности периода присутствия в Баренцевом и Норвежском морях подводных лодок и надводных кораблей ВМС США», — сообщил Моисеев.

61aa284bae5ac96ef134b06c

  • Авиация США на учениях Arctic Challenge 2021
  • © U.S. Air Force

Так, по состоянию на декабрь текущего года государства Североатлантического альянса провели в Арктике 20 мероприятий оперативной и боевой подготовки, в то время как в 2019 и 2020 годах было организовано по 18 учений.

В частности, в июне Соединённые Штаты с союзниками организовали крупномасштабные манёвры Arctic Challenge, которые российское посольство в США расценило как провокационные.

«Манёвры Arctic Challenge с участием командования ВВС США в Европе и Африке провокационны. Не способствуют укреплению доверия в Европе. Расходятся с заявлениями Вашингтона о безальтернативности задачи обеспечения устойчивого и мирного развития Арктического региона», — говорилось в сообщении на странице диппредставительства РФ в Twitter. 

Кроме того, как отметил Моисеев, новым вызовом для безопасности РФ в Арктике стала возросшая активность стратегической авиации Соединённых Штатов. Если в 2016—2018 годах полёты американских дальних бомбардировщиков носили единичный характер, то в 2019—2021 годах они стали выполняться на системной основе с наращиванием интенсивности. В текущем году разведка Северного флота зафиксировала 28 самолётов ВВС США в различных районах высоких широт.

Также по теме

615f4fd1ae5ac9097e7885dd
«Последовательное уничтожение»: как БПЛА могут помочь России в борьбе с вражеским морским десантом в Арктике

Российские эксперты заявили о важности выработки нового способа противодействия высадке морских десантных сил вероятного противника в…

По словам Моисеева, Вашингтон не скрывает, что рассматривает постоянное военное присутствие в Арктике и возможность применения силы «как составную часть общей политики обеспечения национальной безопасности».

При этом, с точки зрения командующего СФ, «подобные действия носят провокационный характер и оказывают негативное влияние на систему региональной безопасности в целом».

По данным СВ, на сегодняшний день в высоких широтах располагаются почти 50 объектов военной инфраструктуры США, Канады, Дании, Норвегии и Исландии. В их число входят 22 аэродрома, 23 пункта базирования и военно-морские базы, а также четыре радиолокационные станции (РЛС). На постоянной основе на этих объектах дислоцировано до 19 тыс. человек личного состава.

Моисеев обратил внимание на то, что Россия не располагает таким количеством объектов военной инфраструктуры. Однако, несмотря на это, именно в адрес Москвы почему-то звучат обвинения в милитаризации.

«Отстоять интересы»

Ещё один доклад по вопросам обеспечения безопасности РФ в Заполярье на Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» представил заместитель руководителя департамента Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России Владимир Коблов.

По его словам, подразделения ведомства участвуют в постоянных антитеррористических учениях и тренировках, совершенствуют боевую подготовку, в том числе по защите объектов транспорта и топливно-энергетического комплекса.

Также, как рассказал Коблов, пограничники начали получать современные корабли, адаптированные «под решение всего спектра задач в арктических условиях». Приоритет в дальнейшем развитии средств и возможностей Береговой охраны ФСБ он видит в обеспечении круглогодичного мореплавания в приграничном пространстве, что требует строительства ледоколов. 

61aa26e802e8bd7742387a35

  • Корабль ледового класса проекта 23550
  • РИА Новости
  • © Алексей Даничев

«В этих целях в прошлом году был заложен первый корпус пограничного сторожевого корабля ледового плавания», — сказал Коблов.

Также по теме

Пуск ракеты «Булава»
«Неуязвимы для любых систем ПРО»: как ракеты «Булава» усиливают морской компонент ядерной триады РФ

Российские межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава» неуязвимы для любой системы ПРО, заявил начальник штаба командования…

По мнению экспертов, речь идёт о патрульном корабле ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»), который способен нести круглогодичную службу. В конце июля 2020 года его строительство началось на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ).

На церемонии закладки этой платформы руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов заявил, что корабли проекта 23550 будут иметь большое значение для защиты экономических интересов РФ.

«Огромные ресурсы России в Арктике, Северный морской путь, повышенное внимание иностранных государств к этой зоне России, безусловно, требуют от нас наращивания корабельной группировки для гарантированного решения задач пограничной безопасности», — подчеркнул Кулишов.

Глава Погранслужбы сообщил, что «Пурга» получит самое современное вооружение, навигационное и радиоэлектронное оборудование и сможет совершать походы дальностью до 12 тыс. морских миль (свыше 22 тыс. км).

В настоящее время ещё два корабля проекта 23550 «Иван Папанин» и «Николай Зубов» строятся на «Адмиралтейских верфях», однако они войдут в состав ВМФ. Впрочем, как полагают опрошенные RT эксперты, с ростом интенсивности навигации в высоких широтах в ближайшем будущем для нужд ФСБ может быть заложено ещё несколько кораблей под шифром «Ермак».

«Россия вынуждена реагировать на растущие претензии западных государств укреплением сил Северного флота и Погранслужбы ФСБ. Только так можно отстоять интересы Москвы в развитии Севморпути и освоении богатейших запасов полезных ископаемых на шельфе Северного Ледовитого океана», — пояснил в беседе с RT заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД Вадим Козюлин.

По его мнению, стратегическая цель западных государств в высоких широтах заключается в том, чтобы не допустить военного и экономического лидерства Москвы.

Геополитическую ситуацию в Арктике, как считает Козюлин, осложняет отсутствие международных договорённостей по разделу природных богатств этого макрорегиона и правилам обеспечения судоходства. Чтобы добиться наиболее выгодных условий в ходе возможных переговоров, Запад решил последовательно наращивать военное присутствие в Заполярье, говорит аналитик.

61aa26d802e8bd1a6062f10b

  • Группировка кораблей Северного флота
  • © Министерство обороны РФ

«Сейчас у каждой страны здесь есть свои аргументы в научном плане, в экономическом плане, в международно-правовом и, конечно же, в военном. Но больше всех военный подход к решению споров поддерживают именно США. Вашингтон рассматривает Арктику в свете геостратегического противоборства с Россией и Китаем. Это часть так называемой политики сдерживания», — отметил Козюлин.

Как заявил в комментарии RT руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов, больше всего Соединённые Штаты опасаются переориентации глобальных грузовых потоков с протяжённого южного маршрута (через Индийский океан и Суэцкий канал) на более короткий, который пролегает через Севморпуть.

«Россия закрепляет статус монополиста Северного морского пути, и США это очень не нравится. Отсюда и рост военной активности НАТО, попытки силового давления. Однако, как я полагаю, текущие темпы модернизации инфраструктуры и перевооружения Северного флота позволят уберечь Арктику от любых притязаний извне», — заключил Михайлов.

Рассказ про земледельца как прошел его день



8



0

Рассказ от лица египетского земледельца о том, как прошел его день:

Я работаю земледельцем в Египте и сегодня я провел целый день в поле. С раннего утра утра я выпалывал сорняки, а когда солнце было высоко в небе, мне удалось немного поесть, попить воды и отдохнуть под навесом. После отдыха я брал воду из Нила и поливал растения. Я мечтаю о том, чтобы мои дети быстрее выросли и стали мне помогать.

Только под вечер я вернулся домой и жена сообщила мне ужасную новость. Пока я трудился в поле оказалось, что умерла наша драгоценная кошка. Коша — это священное животное в нашей стране, поэтому мы должны похоронить ее со всеми почестями. На следующее утро процессия отнесет нашу питомицу на кладбище. Но потом нам придется купить новую кошку. Для этого нашей семье придется потратить половину денег, полученных от продажи урожая.

<hr />

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день



4



0

Напишем рассказ от имени земледельца:

Меня зовут Хаим. У меня есть небольшой надел земли, но чтобы вырастить на нем овощи мне приходится тяжело работать.

Мой день начинается с раннего подъема, я просыпаюсь, умываюсь, быстро завтракаю куском хлеба и сразу отправляюсь на поле. Работать лучше всего с утра, так как потом поднимается высоко солнце и начинает нещадно палить.

Я работаю слаженно, если это весна то я мотыгой делаю ряды, а потом закидываю в них семена. Когда семена всходят, мне нужно пропалывать грядки. Каждый день я молюсь Богам, чтобы они послали дождь, тогда мой урожай будет богатым, если же Боги будут ко мне немилосердны, то мне едва хватит урожая чтобы прокормить свою семью.

Как только поднимается солнце я сажусь под дерево и жду когда мне младший сын принесет похлебку. Я обедаю, потом немного отдыхаю.

Дальше я иду на рынок, чтобы купить нужные мне товары.

После я возвращаюсь домой и делаю работу по дому.

Ближе к вечеру я снова возвращаюсь на свой участок и еще немного работаю на нем.

Как только опускается солнышко за горизонт я иду домой, там меня ждет горячий ужин, который приготовила жена.

После ужина я немного разговариваю с женой и иду спать.

Сплю я крепко, ведь завтра меня снова ждет много работы.

Рассказ про земледельца как прошел его день



3



0

В рассказе египетского земледельца о его дне мы должны упомянуть о еде того времени, одежде, обрядах и образе жизни и быте жителя села.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошел его день для 5 класса (пример):

Встаю я обычно рано, с восходом солнца, когда еще не жарко. Спал я на полу на циновке. На мне одета холщовая повязка, покрывающая нижнюю часть туловища — схенти. Мой завтрак — несколько фиников и лепешка. Я иду на поле, где встречаюсь со другими крестьянами нашей деревни. Мы молотим колосья ячменя. В этом году много мышей, они могут испортить наш урожай. Скоро приедет писец, чтобы забрать зерно для налога. С писцом прибудут стражники с палками, мы их боимся. Тем, кто не заплатит налога, грозит телесное наказание палками. Каждый крестьянин должен собрать от 200 до 500 кг зерна за сезон. На обед у меня тоже лепешка и бобы. Зерно мы переносим в большие глиняные сосуды — элеваторы. День подходит к концу, я иду домой. На ужим меня ждет похлебка из бобов и латука. Спать мы ложимся рано, ведь наутро опять идти в поле.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день



3



0

Для сочинения по истории за 5-ый класс конечно подходит описание жизни египетских земледельцев.

Пример такого сочинения можно предложить такой:

Жизнь земледельца очень тяжелая, ведь приходится трудиться с восходом солнца до самого позднего вечера, ежедневно и круглый год.

Просыпаешься еще до зори, чтобы успеть добраться до своего участка и пока еще есть утренняя прохлада успеть сделать самое основное — посадить, прополоть, а потом и убрать урожай, ведь чем выше солнце на небе тем становиться жарче и к полудню эта жара становится невыносимой.

Увы, но труд земледельца неблагодарный и он не приносит большого дохода, поэтому одежда достаточно простая и изготавливается самими крестинами – домотканая ткань грубая, которая быстро изнашивается.

С началом сельскохозяйственных работ сначала земля вспахивается, для чего используется деревянный плуг. Затем нужно разбить крупные камни и проследить чтобы вынесенный вонами Нила плодородный ил смешался с почвой.

Время нельзя терять, ведь нужно успеть поле засеять, пока в почве еще достаточно влаги. Наступает жаркая пора и урожай быстро вырастает и созревает. Приходит время сбора урожая.

Зерновые культуры нужно связать в снопы, перетащить в одно место для обмолота. Затем вручную происходит сам обмолот. Остается только просушить добытые зерна и переместить в места его хранения. Этого урожая хватает с трудом до сл

едующего урожая, но другого выхода нет – нужно экономить и прокормить свою большую семью.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день



3



0

Земледелие древних египтян зависело от Нила. Нил разливался и на этих плодородных почвах в долине реки египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лен, папирус. В Древнем Египте сельское хозяйство велось масштабно по тем меркам. Египет расположен в такой природной зоне, что осадки отсутствуют практически полностью, поэтому цивилизация развивалась в долине Нила.

Рассказ.

Меня зовут Руи, я земледелец, я занимаюсь выращиванием льна, ячменя. Проснулся я сегодня рано, спал на циновке в своем глиняном доме, позавтракал финиками и хлебом. Одет я просто — набедренная повязка, повязка на голову и босиком.

Сейчас ноябрь месяц, недавно Нил отступил в свое русло и оставил на месте разлива плодороднейшую почву. На этой почве мы сажаем пшеницу, ячмень, лен. Почва настолько удобрена илом, что выращивать на ней урожай можно без усилий. В плуг я впрягаю вола и распахиваю землю. В борозды кидаю зерно и затем по полю прогоняю стада овец и коров. Они втопчут зерно в землю. Если этого не сделать, то зерно склюют птицы.

Обед мой состоит из специально приготовленных корневищ папируса и хлеба.

В феврале-марте соберем урожай. Большую часть урожая я отдам в казну, это налоги. Первые Сжатые колосья серпом, я отнесу своему хозяину — вельможе. Мы, земледельцы кормим вельмож, писцов.

Зерно, которое осталось от уплаты налога я могу обменять на то, что мне необходимо. Из льна сделаю масло.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день



3



0

В 5-м классе проходят Древний Египет. И, действительно, мы делали такое задание — написать рассказ или сочинение о жизни земледельца от первого лица. Получилось примерно следующее:

<hr />

Я Азибо (Хнум), земледелец. Мой дом в долине Нила. Целыми днями я работаю, но едва свожу концы с концами. Из-за налогов моя семья живет впроголодь, но мы молимся богам послать нам богатый урожай. Если я не заплачу налоги и не отдам долг за зерно, то могу оказаться в рабстве. Но пока бог милостив к нам.

У меня маленький тростниковый дом, где я почти не бываю. Дни я провожу в полях под жарящим солнцем.Я уже привык к нему. На мне лишь повязка и тростниковые сандалии, а иногда я и вовсе хожу босым. У меня нет денег на масла и благовония, моя кожа огрубела и потрескалась. Встаю я с рассветом, съедаю лепешку и на работу. Днем я ем вяленую рыбу и фасолевую похлебку с луком. Вечером опять лепешку. Живем мы скудно, но от голода не умираем.

Вся моя жизнь зависит от разлива Нила. В июле мы готовимся к посадке, потом боремся с саранчой, мышами и засухой, а когда приходит время сбора урожая, приходят за налогами стражники и писец. Как раз скоро они и придут, так как сейчас у нас как раз сбор урожая. Так что я не могу долго о себе рассказывать, мне пора за работу.

<hr />

Рассказ про земледельца как прошел его день

<hr />

Рассказ про земледельца как прошел его день

<hr />

Рассказ про земледельца как прошел его день



2



0

Я проснулся тогда, когда проснулось солнце.

Сперва я умылся в реке, освежил лицо и руки.

Потом меня ждал простой, но вкусный завтрак — пшеничная лепешка.

Когда лепешка была съедена, я поспешил на поле. Сегодня ответственный день — день жатвы.

Пшеница созрела, сегодня я ее разбросаю по всему полю, а затем пущу по нему свой скот — таким образом я получу зерно.

В обед удалось лишь перекусить виноградом, а дальше я вновь принялся за работу — нужно успеть все сделать до заката солнца.

К тому же сегодня должны пожаловать писцы, вечером они будут собирать налоги.

Хорошо, что у меня хороший урожай, я могу и налоги платить, и лепешки себе печь.

Рассказ про земледельца как прошел его день



1



0

Проснувшись, я наскоро позавтракал финиками и виноградом. Великий бог Ра почтил нас присутствием, и оттого стремительно нагревалась земля.

Оставив жену работать в нашем доме, покрытом пальмовыми листьями, я занялся делом. Плуг слушался меня, и работа спорилась.

После полудня мне вынесли луковую похлёбку. Рассиживаться было некогда: подати растут с каждым годом — я вновь принялся за работу.

Все моё тело было покрыто потом и землёй, когда с приходом вечера я отправился к дому. Я надеялся, что жене удалось раздобыть немного рыбы, но мои надежды не оправдались.

Рассказ про земледельца как прошел его день



1



0

За окном второй раз пропел петух, надо вставать. Умывшись, выхожу на улицу. Светает. Черное море свежевспаханного на днях поля, парит теплом земли в первых лучах солнца. Надо сеять пшеницу. Позавтракав и накормив скотину иду в амбар, где нагребаю зерно в мешки. После этого запрягаю лошадь в телегу, гружу на нее мешки и везу их на дальнюю межу поля. По дороге слышу как просыпаются птицы и начинается щебет. Моя лошадка идет размеренно, видимо еще спит. Добравшись до дальнего края поля, насыпаю в лукошко зерно. Зерно пахнет сухим сеном, хорошо сохранились семена за зиму, знать и всходы будут добрые. Иду по пашне, ноги проваливаются в рыхлую землю. Разбрасываю зерно во круг себя. Рассеяв все семена пшеницы, еду домой и вместо телеги запрягаю лошадь бороной. Надо проборонить посевы, что бы птицы не склевали зерно. Заканчивая боронование, вижу как и солнце тоже заканчивает свой дневной путь, уходя за горизонт. Вот и прошел весенний день земледельца, который как говорят «год кормит»

Рассказ про земледельца как прошел его день



1



0

Наступил очередной день, день наполненный заботами и работой. Я просыпаюсь всегда очень рано, вместе с первыми лучами солнца. Долго спать мне некогда, ведь работы очень много, к тому же на днях должны прийти писцы за налогом. Поэтому я встаю пораньше со своей циновки и иду умываться к реке. На завтрак меня ждёт лепёшка и финики.

Работать предстоит много, ведь если я хорошо не потружусь, то меня ждёт наказание — удары палками от писцов.

Я работаю на поле, собираю пшеницу. Работать приходится весь световой день, иначе я не смогу отдать налог, а так же моя семья будет голодать.

Возвращаясь домой после тяжёлого рабочего дня, я рад, что оказался дома, меня ждёт моя семья, жена и дети.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Рассказ про земледельца как прошел его день

Это картинка к одному из мифов, объясняющих возникновения времен года, а также то, почему они сменяют друг друга. В греческом варианте этой истории Аид — повелитель подземного царства, бог царства мертвых — влюбился в Персефону — прекрасную дочь Деметры, богини плодородия. Аид захотел сделать ее своей женой и похитил, когда она собирала цветы. Момент похищения и изображен на картинке.

Деметра, мать Персефоны, очень огорчилась. Она всюду искала свою дочь, а на Земле между тем настал голод, так как она перестала родить. Сам Зевс приказал Аиду вернуть Персефону, так как иначе все живое могло погибнуть. Но Аид, хоть и не мог ослушаться Зевса, хитростью заставил Персефону съесть в его царстве несколько зернышек граната, и теперь по закону Персефона должна была оставаться здесь.

Зевс рассудил, что теперь третью часть года Персефона будет с мужем в подземном царстве — Деметра в это время печалится и наступает зима. А две трети года Персефона будет на земле, на поверхности — и в это время все цветет и плодоносит.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Задание номер восемь по истории для учащихся пятых классов — оно не из самых сложных, если знать, о чем писали на глиняных табличках древние писари. Глиняные таблички случили для учета, как бухгалтерские книги, в них заносились важнейшие по тем временам события.

Предлагаю такой ответ на этот вопрос:

1). первый прочерк заполняем словами — на Крите. Эти таблички не разгаданы.

2). второй прочерк заполняем так: найденные при раскопках царских

uPbjDixycOLnUuFlsitHfXkSeClQ2Ct.png

Эти таблички прочитаны.

3). третий прочерк заполняем такими словами — списки ремесленников, которые работали на царя; женщин-рабынь, гребцов на судах.

Ниже в скриншоте правильный ответ на этот вопрос —

Рассказ про земледельца как прошел его день

#

Этот ответ правильный.

Рассказ про земледельца как прошел его день

Что я расскажу своим внукам? Я не совершила ничего героического, не сделала никаких открытий, я просто жила. Жила в стране, которой уже нет на карте мира, в стране, в политическом строе которой были огромные недостатки, но…эта страна дала нам счастливое детство, дала нам всем возможность получить отличное образование. Наше время было временем книг- хороших и умных книг, настоящего кино, время, когда мы мечтали о космосе, о путешествиях. Когда уроки делали сами, а не сдирали с инета, когда встречались месяцами и не прыгали сразу в постель, когда от случайного прикосновения к любимому мальчику голова кружилась, когда радовались простым подаркам.

И буду рассказывать честно про все, и про дефицит, и про очереди, про то, что не могли съездить за границу, и про то, что добиться можно было всего, если ты в партии. Про все.

И пусть они делают выводы сами, пусть думают, что важнее в жизни…

Но я знаю одно, что точно им скажу-«Я прожила классную жизнь!»

Рассказ про земледельца как прошел его день

В стране исполинов циклопов, где оказался Одиссей с товарищами неведомы были законы гостеприимства. Когда путники решили осмотреть остров, куда они пристали и удачно поохотились на коз, они не знали о том, что их ждет. Одиссей с небольшой группой обходя остров зашли в пещеру. Нашли и молоко, и сыр, и решили дождаться хозяина и угостить его своими гостинцами, в том числе и прекрасным вином.

Пришел циклоп со стадом баранов и коз. Но гостеприимства они не дождались. Мало того, за два дня циклоп съел шестерых товарищей Одиссея. И лишь находчивость путников спала остальных. Одиссей предложил циклопу выпить чашу вина, которое тому очень понравилось. Он выпил и вторую и третью. Опьянев, он уснул и путники выкололи ему единственный глаз.

Спрятавшись под баранами, которых путники связали по три, они смогли выбраться из пещеры.

Но Одиссей , прежде назвавшись именем НИКТО, отплыв , все же назвал ослепшему циклопу свое имя. За что потом и поплатился, так как циклоп вымолил своего отца Посейдона наказание для Одиссея.

Так что в данном мифе много «морали».

А имя циклопа- Полифем. Именно для него чрезмерное употребление вина, пусть даже и однократное, стало роковым- он лишился единственного глаза.

Рассказ про земледельца как прошел его день

  • Рассказ про земледельца от своего лица
  • Рассказ про зиму 2 класс короткие
  • Рассказ про зимние забавы 2 класс короткие
  • Рассказ про звезду сириус
  • Рассказ про зеленую морскую черепаху