Рассказ про запорожскую сечь

урок литературы в 7 классе по теме: запорожская сечь на страницах повести н. в. гоголя тарас бульба. цели урока:

$Урок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели урока:

— познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;

— проверить знание учащимися текста произведения;

— развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение;

— отработка техники выразительного чтения.

Оборудование:

— иллюстрации уча$щихся;

— репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

— толковый словарь С. И. Ожегова.

Словарная работа:

— Закон

— Брань

Ход урока.

  1. $ Сегодня урок по повести Н, В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести».

— Какая она, Запорожская Сечь, и каковы ее законы (правила)?

$

На этот вопрос необходимо найти ответ.

Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.

«Ваша нежба – чистое…(поле) да добрый… (конь).

Сабля – вот ваша…(матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа».

Бе$седа:

— Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе).

— Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).

— А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? (тот, кто сам прошел эту школу).

— А что значит «школа»?

Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.

$Обратимся к началу 1 главы.

— Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – $«добрый будет казак»? (о сыне Остапе).

_ Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и есле да, почему? (меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу).

Работа с текстом.

Начинаем работу с текстом.

Зачитаем из 1 главы от слов «чтоб я стал гречкосеем…» до слов «я так поеду с вами на Запорожье!»

С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он горди$тся?

А как автор оценивает поведение в этот момент? Какие здесь оценки: прямые, косвенные?

Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С. И. Ожегова – брань — битва, война).

— Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.

$ – Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах).

Сделаем вывод: кто наши казаки? Что для них главное?

Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь – сабля». (Обращение к началу урока, к записи на доске).

Продолжаем работать с текстом.

1). Как откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).

$

2). Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».

3). Как вы понимаете это словосочетание (доброе – надо понимать как нравственное).

$ 4). Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?

III. Сейч$ас я вам предлагаю решить кроссворд (коллективная работа).

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.

Вопросы:

1.Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)

2.Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)

3.Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

$ Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи».

Оформление музея:

  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;

  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля. Пороховница, нагайка.

  3. $отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.

  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Содержание сообщения экскурсоводов:

1-й:

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

$ 2-й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

1-й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

2-й:

$ Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.

1-й:

$Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

— обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все простран$ство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

— какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

— какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

— кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

— о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

— как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что $они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И. Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.

Продолжение работы с текстом.

-А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.

1)$ Что же увидели Тарас и его сыновья, подьезжая к Запорожской Сечи?

(Кузницы; запорожцы; тесные улочки)

2) Чтение текста от слов «Первый, кто попался им…» до слов «умевшую только гулять да палить…»

— Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

$Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

— Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна, запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь).

3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье…»$ до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

— Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. (так вот она, Сечь!…)

— А почему Сечь — это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

— Почему, не смотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

$— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

— Почему казаки подержали Тараса?

— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело»?

— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

— Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

$Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать ге$роические характеры).

VI. Проверка на внимательность. (Работает весь класс).

Работа с карточками.

— Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос: как автор относится к Запорожской Сечи и ее обитателям?

Авторский текст: «Вот то…(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …(львы)! Вот откуда разливается…(воля) и казачество на всю Украину!»

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы 5-8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».

$

Запорожская Сечь была уникальным историческим явлением. Сугубо мужское общество «лыцарей» существовало по строжайшим законам непрерывного военного времени. Одним из главных правил был жесточайший запрет для посещения Сечи женщинами — в современном мире можно привести в качестве аналогии священный Афон. Нарушение этого табу каралось смертью.

Обет безбрачия

В середине XIX века вышла книга «История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского», известного историка и этнографа Аполлона Скальковского. Её лейтмотивом стало сопоставление запорожских казаков с монахами рыцарских орденов. И одним из аргументов уместности такого сравнения стало безбрачие запорожцев. Интересно, что имея доступ к архивам Запорожской Сечи, Аполлон Скальковский обнаружил, что в тысячах документах нет ни одного упоминания о женщинах. Исключение – одно донесение об изнасиловании.

В историографии принято считать, что только давшие обет безбрачия казаки считались истинным запорожским войском – «товариществом». Как пишет, А. Скальковский только они могли участвовать в «войсковых подвигах» и получать военные должности и звания. Сходство с рыцарскими католическими орденами заключалось и в том, что низовое казачество было связано тройными узами – веры, общины (братства) и призвания. И эти узы предполагали прекращение мирской жизни.

Как пишет А.Скальковский, женщинам «навсегда было запрещено посещать Сечь». Причем не только женам. Исключение не делалось ни для дочерей, ни для сестер, ни для матерей. Более того – укрывательство женщины, по мнению автора, считалось на Сечи уголовным преступлением, за которое следовало суровое наказание (вплоть до казни).

Впрочем, миф о безбрачии уже в наше время пытались развенчать многие исследователи, в том числе Александр Кривоший. А Ф. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» сомневается, что для вступления в Сечь требовалось безбрачие. По сути любой казак мог назваться холостым, и при этом иметь семью на стороне. Были среди них и те, кто попросту сбежал от семьи, разругавшись с женой или опасаясь ее гнева из-за проступка (например, хождения «налево»).

Жена – обуза

Как пишет И. Ерохин в статье «Казачий национализм» и государственная идея: мифы и реальность», в Запорожскую Сечь «женщинам ходу не было». Семейная жизнь отрицалась в принципе, ведь она отвлекала казака от ратного дела, усложняла рядовые будни, наносила непоправимый вред и препятствовала неустанным демонстрациям воинских доблестей. В книге С. Белякова «Тень Мазепы» вспоминается народная песня о гетмане Сагайдачном, который променял жену на табак и трубку, и тем самым показал пример «правильного поведения» истинного казака. Запорожцы говорили, что «от женщин и в раю человеку житья не было», а на Сечи ей и подавно делать нечего.

Отсутствие «следов женского присутствия» отдельные исследователи Запорожской Сечи объясняли «полупренебрежительным» отношением к слабому полу. «Сечевики», пишет И. Ерохин, пренебрежительно относились к женщине, считая ее обузой. И хотя во время набегов на турок, татар или черкесов казаки нередко захватывали в плен женщин, в брак с ними они не вступали. А когда страсть к пленнице утихала, казак мог обменять, продать или попросту отдать «неугодную жинку».

Более того – у С. Белякова приводится доказательство того, что приезжать женщинам в Сечь было опасно. Автор вспоминает о прибытии в 1738 году русского подполковника Глебова, который привез с собой жену и прислугу. Окружившие его палатку казаки потребовали выдать женщин, чтобы «каждый имел в них участие». И только выставленные бочки с горилкой остудили пыл казаков.

Сечевики и гнездюки

Как пишет в статье «Духовно-рыцарский аспект истории Запорожской Сечи» А. Кондриков, запорожские казаки делились на две большие группы. Первые – сечевики – действительно были неженатыми. Вторые – гнездюки, зимовчики или сидни – жен имели. Но они не только не являлись членами войскового «товарищества», не были истинными «лыцарями», но и обладали меньшими правами. Например, последними получали земельные наделы.

Здесь уместно вспомнить, что собственно Сечь была небольшой крепостью, где действительно жили в казармах-куренях молодые неженатые казаки или, напротив, зрелые и овдовевшие мужчины. В книге А. Широкорада «Запорожцы – русские рыцари» говорится, что семейные казаки могли селиться лишь за пределами Сечи, и, по мнению автора, являлись, по сути, кормильцами для «сечевиков» – пахали землю, разводили скот, заготавливали сено, торговали, занимались ремеслами и промыслами. «Сечевики» унизительно называли их «баболюбами», а на войну призывали гнездюков лишь при крайней необходимости.

Автор согласен, что формально «сечевики» соблюдали обед безбрачия, но не исключает возможность того, что богатые казаки могли содержать не просто жену, а целый гарем. В середине XIX века фольклорист, этнограф и историк Пантелеймон Кулиш записал рассказ старого запорожского казака, который рассказывал о «повесах» (как бы сегодня сказали, о брачных аферистах). Обещаниями жениться они соблазняли девушек, а затем увозили их в Запорожье и там продавали. Не исключено – что в гарем богатых казаков.

Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Н. В. Гоголя , казацкий полковник, храбрый воин, отец Остапа и Андрия . Это очень волевой человек, верой и правдой защищающий свою отчизну и религию. Он был одним из коренных казачьих полковников старой закалки. Отличался грубой прямотой и суровым нравом. Несмотря на свой преклонный возраст, он был достаточно силен физически и морально. Для этого героя важно быть защитником, воином, верным товарищем и патриотом. Поэтому жена почти его не видела, разве что два-три дня в год. Семья для него на втором плане, хотя воспитание и образование детей было очень важным. Оба сына, Остап и Андрий, были отправлены на обучение в Киев.

По возвращении он решил их научить школе жизни и сам отвёз в Запорожье, где они пошли войной на поляков. Там, в ходе сражения, стало очевидно, что младший сын Андрий способен отречься от всех ради любви к женщине. Не простив ему слабости, трусости и предательства, Тарас Бульба собственноручно его убил, даже не похоронив. А ради старшего сына, который был настоящим воином, и смело сражался за родину, он готов был на всё.

Но судьба оказалась жестока к старому казаку и отняла у него и Остапа. Тот был пленён и казнён в Варшаве. Тарас Бульба присутствовал при казни сына и ничего не смог поделать. В конце повести войско польского гетмана Николая Полоцкого настигло и Тараса. Он был привязан железной цепью к дереву и сожжен. Перед смертью он успел оставить товарищам напутствие о том, каким путем лучше бежать. Беглым казакам удалось спастись по реке, за что они были очень благодарны своему атаману. Несомненно, Тарас Бульба был героем своего времени. Изображая его, автор использовал события из жизни других выдающихся командиров и атаманов.

Запорожский казак Тарас Бульба. Запорожская Сечь… Это не только место. Это воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о боевых подвигах. Это царство свободы и равенства. Это вольная республика, в ко­торой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные. Здесь воспитываются вольные, мужественные характе­ры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем сво­бода и независимость отчизны.

Такой я увидел Запорожскую Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Воплощением духа запорожского казачества яв­ляется Тарас Бульба — главный герой повести.

Тарас был «один из коренных, старых полковников». Он лю­бил простую походную жизнь запорожцев. Чистое поле да доб­рый конь — вот и всё, что ему нужно. Увидевшись после дол­гой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Суровый, требовательный Тарас Бульба и сы­новей своих воспитывает строго, по законам Запорожской Сечи. Для него главное, чтобы его сыновья «воевали храбро, защи­щали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову».

Сам Тарас Бульба ведёт жизнь полную невзгод и опасностей. Ходил он в боевые походы и против турок, и против ляхов. Он бес­пощадно карает польских магнатов и защищает угнетённых и обездоленных. Это человек огромной юли и большого ума, поэтому запорожцы выбирают его атаманом. Трогательно и бережно относится он к своим товарищам. Перед боем он захотел высказать всё, что было на сердце, и обратился к казакам с речью, в которой сказал: «Нет уз святее товарищества!» Он мудрый и опытный вожак казачьего вой­ска, поэтому перед сражением хочет укрепить юлю и веру запорож­цев, чтобы крепко они стояли, защищая родную землю. За Русскую землю, за православную веру, за Сечь и боевое товарищество при­зывает он стоять до конца.

Вся жизнь Тараса Бульбы была связана с жизнью Сечи. Он ценил в человеке прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи. Поэтому он неумолим к изменникам и трусам. Он не поща­дил даже своего младшего сына Андрия и сам убил его за преда­тельство. Тарас гордился мужеством и стойкостью Остапа и про­брался к месту его казни, чтобы поддержать дух сына.

Сильным и могучим был казак Тарас Бульба. Но когда в пос­леднем бою повисло у него по рукам и ногам почти тридцать человек, то «сила одолела силу». И когда его привязали к стол­бу, гвоздями прибили ему руки и разложили под ногами кос­тёр, Тарас думал не о смерти, а о своих товарищах, о родной земле. Сила Тараса Бульбы — в могуществе его патриотических чувств.

Я думаю, что все, кто читает повесть Н. В. Гоголя, представ­ляет Тараса Бульбу как живого человека, действительно жившего в Запорожской Сечи. Н. В. Гоголь сумел создать в образе Тараса Бульбы обобщённый образ запорожца — сильного, мудрого, му­жественного патриота своей земли.

Исторический смысл малороссийского казачества заключался в борьбе за народность и веру. Эта борьба с турками, татарами и поляками закалила народный характер, придала казакам Украины черты железной энергии, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов. Жизнь казаков была сложна: приходилось бороться и хитростью, и силой, приходилось быть и дипломатом, и солдатом. Именно так эту жизнь и описывает в «Тарасе Бульбе» Гоголь . Нужды времени требовали многих практических знаний: каждый казак должен был быть и землепашцем, и охотником, и скотоводом, и садовником, и врачом, и ремесленником. Это развивало разносторонность, находчивость, предприимчивость, но не привязывало человека к какому-нибудь одному определенному делу. Гоголь показывает, что постоянная готовность казака идти навстречу опасности, неуверенность в завтрашнем дне приучали равнодушно смотреть в глаза смерти, не дорожить своей головой, но не стесняться и чужой судьбой… (См. Образ Тараса Бульбы .)

Атака запорожцев в степи. Картина Ф. Рубо, 1881

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи . Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы однако наполняли жизнь казаков смыслом, очищали облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками .

gogol muller 1841

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). Многие из этих черт сохранились в душе малороссов и до времен Гоголя , и в своих «Вечерах », в «Вии » он собрал все эти измельчавшие остатки прежних чувств, скованных блестящим прошлым, но уже не находящих себе объяснения в настоящем… В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

Героические образы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести «Тарас Бульба» автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные, богатырские характеры и самого Тараса, и его сына, и других запорожских казаков, смыслом жизни которых является самоотверженная борьба за родную землю, свою независимость.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» производит на читателя сильное впечатление. Героические образы главных персонажей, для которых борьба с ляхами была священным долгом, кажутся удивительными по своей выразительности. Старый казак Тарас Бульба — основная фигура повести. Это удивительный человек. Он может проявить жестокость к родному сыну за то, что тот нарушил свой долг перед Родиной. И это делает Тараса Бульбу совершенно особым человеком. Тарас ожидает своих сыновей с нетерпением. Они должны вернуться в родной дом после долгого отсутствия, но только одну ночь дает им отец для свидания с матерью, а наутро торопит ехать в Сечь.

В повести освободительная борьба украинского народа показана как романтическое явление. На самом же деле любые военные действия, в том числе и сражения казаков, — это кровавое и страшное зрелище. При чтении повести «Тарас Бульба» не удается отделаться от мысли, что борьба украинского народа за независимость напрямую связана с трагедией. Жизни людей были искалечены войной. Но, признавая это, нельзя не восхищаться смелостью и отвагой Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа и многих других казаков. Младший сын, Андрий, совершает предательство. Его заставила пойти на это преступление любовь, но это не служит для него оправданием. Андрия сломил вид страданий жителей осажденного города, но он не осознавал, что таким же мучениям подвергались и его земляки.

Тарас Бульба показан как идеальный воин. Его ничто не привязывает к мирной жизни: ни слезы жены, ни радости мирного быта. Он словно рожден для битвы. Наверное, именно поэтому смерть так долго ходила за ним по пятам, но не могла достать его. Гибель не страшит Тараса, поскольку он давно смирился с ней. И в этом особенность не только самого Бульбы, но и многих других казаков, которые видят смысл своей жизни в постоянных сражениях.

Остап полностью повторяет характер своего отца. Он тверд, бесстрашен, терпелив. Остап принимает смерть так, как положено герою. Его не могут сломить даже самые суровые испытания. «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его», — эти страшные описания необходимы Гоголю для того, чтобы читатель лучше понял все жестокости того времени и, разумеется, оценил истинное мужество и умение владеть собой, присущие герою. Перед смертью человеку пришлось пройти все мыслимые и немыслимые мучения. Какой же должна быть сила воли и духа Остапа, если он вынес все, что ему было суждено, и оказался несломленным.

Только в тот момент, когда смерть была уже совсем близка, он воскликнул: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» И Тарас Бульба отвечал своему сыну в последний раз: «Слышу!» Это были последние слова родного человека, которые довелось услышать Остапу.

Гоголь освещает образ Запорожской Сечи с изрядной долей идеализации. Все казаки связаны крепкой и сильной дружбой. Каждый из них готов отдать свою жизнь за Родину. Героические образы повести восхищают читателя и привлекают его внимание. Но вместе с тем не удается отделаться от мысли, что гибель героев неизбежна. Вся их жизнь — это служение богу войны. С окончанием сражения заканчивается и смысл существования воинов. Так и происходит в повести. Остап и Тарас Бульба гибнут, оставляя надежду на независимость украинского народа следующим поколениям казаков.

«Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Повесть полна восхищения перед беззаветным мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу родины», — писал о повести «Тарас Бульба» Н. Л. Степанов.

  1. Героические образы в повести «тарас бульба»

    Документ

    В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести «Тарас Бульба» автором выявляется торжество духовности.

  2. Ставропольского края 1 слайд Реферат по литературе Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» 2011 год

    Автореферат диссертации

    3слайд Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель, оставивший нам в наследие произведения, которые хочется читать и перечитывать, настолько ёмко и образно описаны в них характеры героев.

  3. Открытый урок по литературе в 7 классе тема «цена жизни» (сопоставительная характеристика остапа и андрия героев повести «тарас бульба»)

    Урок

    Мы узнаем о герое повести по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).

Время и цель возникновения казачества

Когда возникло казачество, спросите вы? А появилось оно довольно давно, в далеком 16 веке, когда на Украине (тогда она была частью, окраиной современной России) происходил передел земель. Поляки и литовцы, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, начали войну с тогдашней Украиной, оккупировав их земли. Держава, которая не признавала унию (соглашение об объединении православной и католической церквей), стала враждовать с Речью. Сочинение на тему «Патриотизм», написанное нами, расскажет об особенном войске – казачестве.

Беглые крепостные крестьяне, отчаянные парни, просто любители приключений шли к казакам в их место дислокации – Запорожскую Сечь. Называлась она так, поскольку находилась за порогами реки Днепр, окруженная поваленными деревьями в качестве укрепления (сечью).

Казачество – сила!

Строгие порядки, которые придумали казаки на своей территории, обязательно должны войти в сочинение на тему «Патриотизм повести «Тарас Бульба»».

Привезенные на Сечь главным героем, полковником казачества Тарасом Бульбой, сыновья его были поражены строгостью нравов. И Андрий, и Остап прониклись сценой наказания убийцы. За то, что в пьяной драке казак зарезал своего товарища, с ним поступили жестоко – похоронили вместе с убитым. Так закалялся характер казаков. Это делало их более организованными. Каждый из них боялся совершить проступок. Все казаки были очень патриотично настроены, не боялись биться за Родину до смерти и умирали с именем своей страны на устах. Достаточно вспомнить сцену битвы казаков с «крылатыми» польскими воинами. С каким рвением каждый из них брался за саблю и шел в бой, не боясь никаких преград! Обладая достаточной физической подготовкой, казаки довольно успешно выигрывали битвы. Когда кому-то из них все же приходилось умереть, они до последнего прославляли Родину (атаман Кукубенко, казак Шило и другие).

«Тарас Бульба — патриот русской земли»

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи. Тарас не был создан для семейного очага. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Главные события происходят в Запорожской Сечи. Сечь – это место , где живут люди абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Тарас — полковник, один из представителей командного состава казачества. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Тарас Бульба трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы».

Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его «отличали» «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Но Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего, его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! И, конечно, никого не оставит равнодушным знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!»

Так же выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода Отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. . Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи.

Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей могучей силе своего характера. Тарас Бульба стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом. Именно таким является образ Тараса. В нем запечатлены черты русского национального характера.

Андрий и измена Родине

О ком будет сочинение на тему «Патриотизм на войне», если за основу будет взята повесть «Тарас Бульба»? Ну, конечно же, о Тарасе и его сыне Остапе.

Тарас Бульбенко, по прозвищу Бульба, был человеком строгих принципов и патриотичным, бесстрашным казаком.

Когда оба его сына вернулись из бурсы, в которой обучались, он немедленно повез их на Запорожье. Его мечтой было вырастить настоящих воинов. И действительно, парни замечательно проявили себя в бою, быстро свыклись с порядками и образом жизни на Сечи, но каждый из них пошел своей дорогой.

Андрий, влюбившись в дочь польского воеводы, перешел на сторону врага, забыв отца, брата, казачий долг.

Должен ли он войти в наше сочинение на тему «Патриотизм»? Вряд ли. Он предал свою Родину, оказался совсем непатриотичным, в отличие от его отца. Малознакомая женщина смогла стать для него роднее самых близких людей.

Он ни слова не вымолвил отцу, встретившись с ним лицом к лицу. Тарас, скрепя сердце, убивает собственного сына-предателя.

Пример 1

Одним из самых известных произведений Гоголя является “Тарас Бульба”. В нем повествуется о том, как украинский народ боролся за свое освобождение и независимость. Тарас Бульба предстает перед нами уже пожилым мужчиной, однако он все так же физически силен и крепок. Его характер уже полностью сформировался, он волевой и жесткий человек. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”. Тарас не очень любит житье дома, ему нравится спать на природе, он любит свободу и размах. Тарас является истинным героем, до конца готов сражаться за землю и Родину. Тарас гордится своими сыновьями, которые приезжают домой после учебы. Он считает, что теперь они должны получить и военное образование. Тарас решает отвезти своих сыновей в Запорожскую сечь, чтобы проверить их мужество и показать настоящую жизнь. Бульба с уважением относится к своим товарищам, он любит казачью жизнь. Тарас беспощаден к своим врагам, за свою Родину он готов на все. Бульба отличный вожак казаков, и они уважают его за это. Когда же он узнает о предательстве младшего сына, который переметнулся к полякам из-за любви к панночке, он собственными руками убивает его, настолько он расстроен случившимся. Бульба ставит любовь к родине выше любви к родному ребенку. Как бы в душе он его не любил, но простить такого поступка не смог. Однако когда пленили старшего сына, Остапа, Тарас всеми силами пытался его вытащить. Он присутствует во время казни сына и только повторяет “Добре, сынку, добре.” Враги убили его сына, теперь Тарас готов на все. Он будет мстить убийцам, он будет беспощаден.

Бульба является настоящим патриотом, любовь к Родине превосходит любовь к сыну. Тарас не смог бы жить, если бы был жив Андрий, он бы не смирился с таким позором.

Сам Бульба тоже погибает, его ловят враги, однако даже будучи на волос от смерти он старается дать своим товарищам советы. Даже в такой момент он думает о других. Удалой казак и атаман погиб за свободу и независимость своей родины. Перед самой смертью он произносить речь, которая восхвалродияет русскую землю. Мы понимаем, что если бы его чувства были фальшивыми, он бы не произносил этих слов, будучи на волос от погибели. Тарас Бульба – настоящий патриот, нужно учиться на его примере и стараться также яростно защищать родную землю. Это произведение очень непростое, оно заставляет задуматься о многом.

Отец и сын. Истинные патриоты

Несомненно, настоящими патриотами повести «Тарас Бульба» являются отец и его сын Остап. Многое им пришлось пройти, чтобы одержать победу над Польшей. Но Остапу это так и не удалось: он был взят в плен и впоследствии казнен на площади. Сцена расправы над Остапом показала все самые сильные стороны русского казачества: силу, непоколебимость, патриотизм, выносливость. Перед тем как повесить, шляхтичи долго издевались над воином, ломая ему кости и избивая. Но ни слова не произнес настоящий казак, истинный христианин, как он сам себя назвал.

Не менее жестокой смертью умер и сам Тарас. Потеряв обоих сыновей, он не знал меры в бою. Он сжег множество поселений, католических церквей, разорил не один дом. Так он «справлял поминки» по любимому Остапу. Польское правительство, напуганное таким размахом действий Тараса, решило поймать его и казнить у всех на виду. Не так-то просто это им удалось, помог лишь случай. Бульба случайно уронил в поле трубку (или, как тогда ее называли, люльку), наполненную табаком. Будучи настоящим патриотом, не захотел он врагам даже ее оставить. При попытке поднять люльку он и был схвачен врагами.

Казнили Тараса очень жестоко: сожгли заживо, привязав к дереву и прибив к нему руки гвоздями. Но и тогда наш казак проявил героизм: увидев сверху все, что происходит, он прокричал своим собратьям, чтобы те прыгали со скалы вводу, иначе они потерпят поражение. Послушав батьку, казаки победили в битве. А сам Тарас сгорел у всех на виду с патриотичными репликами о русской земле на устах.

Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков — смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи – отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время – для героя является идеалом жизни. И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь – чтобы они «отведали настоящей жизни». Поначалу Бульба, уважаемый и авторитетный среди товарищей казак, как бы отходит на второй план. Во время битв с поляками все чаяния героя направлены на сыновей. И они оправдывают надежды старого отца – бьются, как настоящие воины. Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень – Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков. Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» — Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором – его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына – патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине. Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына – Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному – мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови. Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал помогать своим. Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем – истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой помогает нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?

Почему патриотизм всегда в моде?

Сочинение на тему «Патриотизм» сможет написать любой семиклассник, изучив это произведение в школе. Но помимо всего прочего, ребята должны понимать, что эта тема актуальна во все времена, как в 16 веке, так и в нашем, 21-м. Когда страна сплочена, когда все ее жители смотрят в одном направлении, никакая война не страшна! Можно попробовать написать сочинение на тему «Патриотизм – это модно!», чтобы показать актуальность этого произведения и по сей день. Казаки смогли одержать победу, поскольку были очень организованы и патриотичны. Стоит и каждому из нас взять пример с этих сильных, волевых людей!

Автор: Гоголь Николай Васильевич, родился в 1809г, умер в 1852г. Один из классиков русской литературы, писатель, поэт, критик. Самые известные произведения — «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Петербургские повести».

Название: «Тарас Бульба»

Жанр произведения: повесть.

Тема произведения: Сила любви к Родине

Число страниц: 184

Годы написания повести «Тарас Бульба» — 1833-1842. Впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году вышла в новой редакции, многие главы были значительно переработаны. В России правит император Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Тарас Бульба – старый казак, воин, атаман. Страстный патриот, обладает сильной волей и жестким характером, честен, принципиален. «Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром казацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем?»
  2. Остап – старший сын Тараса. Свободолюбивый, храбрый, гордый. Прирожденный лидер, сильный духом, стойкий.  «Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь; а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».
  3. Андрий – младший сын Тараса. Порывистый, эмоциональный, романтик. Склонен к безрассудным поступкам, к авантюризму. Действует сердцем, а не разумом. «Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, — я исполню, я погублю себя. Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь Святым Крестом, мне так сладко… но нет, нельзя сказать того!»

Время и место действия повести «Тарас Бульба» — Украина, первая половина XVII века. Историческая основа повести – казацкое восстание 1637-38гг, подавленное гетманом Николаем Потоцким.

Краткое содержание повести «Тарас Бульба»

  1. К старому запорожскому казаку Тарасу Бульбе возвращаются из киевской бурсы сыновья Остап и Андрий. Тарас везет сыновефй в Запорожскую Сечь, чтобы показать им настоящую казацкую жизнь.
  2. Казаки решают пойти на Польшу в военный поход, Тарас отправляется вместе с сыновьями. Войско осаждает польский город Дубно. Казаки грабят и жгут окрестные деревни. Ночью к Андрию приходит служанка-татарка и рассказывает, что в осажденном городе сейчас находится его возлюбленная, польская панночка. Андрий решает пробраться в Дубно, по пути он видит страшные картины голода из-за осады. Поговорив с возлюбленной, он решает остаться в городе и, соответственно, предать свое войско.
  3.   В битве с поляками за Дубно Тарас видит Андрия на вражеской стороне. Он без сомнений расстреливает сына. Вскоре поляки побеждают в сражении, Тарас тяжело ранен, а Остап взят в плен.
  4. Поправившись, Тарас отправляется в Варшаву, чтобы найти сына. На его глазах Остапа казнят. Возвратившись в Запорожскую Сечь, Тарас узнает о перемирии с поляками. Он решает сам отомстить за смерть Остапа, и вместе со своим войском продолжает нападать на польские города, жечь и грабить их. Его ловят и приговаривают к казни. Умирая на костре, Тарас остается верен своему народу и православию

Главная мысль повести «Тарас Бульба»

Долг, честь и любовь к Родине превыше личных отношений и даже базовых инстинктов самосохранения и продолжения рода. Для Тараса Бульбы его земля, его вера и следование долгу – самое главное в жизни, так он понимает предназначение мужчины. Повесть воспевает цельную, сильную личность настоящего воина и патриота, который особенно нужен стране в тяжелые времена.

Отзыв о повести «Тарас Бульба»

Повесть очень тяжелая и сложная даже не с точки зрения непривычной организации текста или языка. Современному читателю чужды и непонятны мотивы, двигавшие Тарасом и его товарищами, сама культура и специфика казацкой жизни. Неоднозначен с позиции современной морали поступок Тараса, убившего сына-предателя. Гоголь без прикрас показывает и ужасы осажденного, умирающего от голода города, и жестокость нравов того времени, и ужас казней, повесть в целом очень натуралистична. Но повесть однозначно имеет большое значение для воспитания таких ценностей, как верность слову, долгу и Родине, понимания истинно мужского предназначения Отчизне. Повесть отличается богатейшим языком, яркими, выпуклыми образами, описаниями. Лично мне как читателю не очень нравится ее остро-националистический дух. Это отмечали и критики повести, произведение получало много негатива от еврейской и польской общественности.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в повести «Тарас Бульба» мне нравится описание степи, по которой Тарас с сыновьями едут в Сечь. Этот эпизод словно предваряет ужасы, которые совсем скоро предстоят казакам: бои, ранения, грабежи, смерть товарищей. Пока же вокруг них раскинулась их родная земля во всем ее великолепии. Этот отрывок – прекрасный образец поэтического языка Гоголя, его выразительности и красоты. Отрывок богат эпитетами, характеризующими и природу, и обитателей степи, рисующими перед читателями картину удивительной красоты. «Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бейбас – балбес.
  • Брындик – выскочка
  • Бурса – общежитие при духовном учебном заведении, на казенном обеспечении. 
  • Вытребеньки – причуды
  • Каныши – пирожки.
  • Кулиш — походная похлебка из проса и сала.
  • Курень — административная единица у запорожцев, деревня в 100 домов.
  • Ляхи — устаревшее название поляков
  • Пундики – сладости.
  • Рада — высший совет товарищества запорожцев, орган законодательной и исполнительной власти.
  • Сажень – старорусская единица измерения, 2,16 м.
  • Свитка — кафтан с длинными полами

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Береги Родину как зеницу ока.
  • Родина — мать, чужбина — мачеха.
  • Кто за Родину горой тот истинный герой.
  • Бесчестье хуже смерти.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • «…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!..»
  • «…Есть еще порох в пороховницах?..»
  • «…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!..»
  • «- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Рассказ про заповедник на английском языке с переводом
  • Рассказ про замок феодала 6 класс
  • Рассказ про заповедник россии
  • Рассказ про журавля для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про зайца для дошкольников описательный