Рассказ про юстиниана 6 класс

Девушка из легенды уже много десятилетий шла страшная столетняя война. англичане наступали, французская армия не могла им противостоять - в

Девушка из легенды

Уже много десятилетий шла страшная Столетняя война. Англичане наступали, французская армия не могла им противостоять — в правительстве царили изменники, заключившие союз с англичанами. Над Францией нависла серьезная опасность утраты своей государственности и суверенитета, а наследнику короля Франции дофину Карлу VII пришлось бежать на юг страны. И тогда вспомнили предание-легенду. Она гласила, что вот-вот появится девушка-воин, которая спасет Францию. И что девушка эта будет из простого народа, но ей покорятся войска.

И эта девушка-воин появилась. Это и была Жанна Д’Арк — Орлеанская дева. Юная девочка-героиня, которой суждено было изменить ход той войны.

Детство

Жанна родилась 6 января 1412 года в деревне Домреми в Лотарингии, в семье зажиточных крестьянин Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон. Она жила как все, воспитывалась в строгости в католической вере. Конечно же, она видела, что происходило вокруг, слышала разговоры взрослых о войне, о предательстве в верхах. Разумеется, легенду о девушке-воине она знала тоже.

Но с 13 лет девочке вдруг стали слышаться голоса архангела Михаила и святой Екатерины Александрийской. Иногда она даже видела их образы. По словам самой Жанны, это они открыли ей тайну о том, что девушка-воин — это она и есть. С этим убеждением она и повзрослела.

Начало пути

В 16 лет Жанна отправилась в город Вокулер, где в то время стояли французские полки, объявила коменданту города о своем намерении воевать с французами и освобождать Францию. Девочку подняли на смех, она вынуждена была вернуться домой. Но год спустя она вернулась, нашла того же коменданта и повторила свое требование. Комендант ее узнал и сильно удивился такой настойчивости и уверенности в девушки в своих силах.

Разумеется, никто ей не поверил. Жанне решили устроить несколько испытаний, чтобы разоблачить ее, и она с честью их выдержала. В мужской одежде с двумя своими верными друзьями она почти полмесяца добиралась до резиденции дофина.

Странную девушку не сразу допустили до него. Ей подготовили коварную провокацию — дофин усадил на трон своего шута, одетого в королевские одежды. Сам же дофин стоял в толпе придворных. Но Жанна узнала будущего короля, хотя никогда раньше не видела его.

Жанна-полководец

По преданиям, Жанна сама указала место, где был спрятан меч Карла Великого. Специально посланные гонцы нашли его и доставили Жанне. Для нее были изготовлены хоругви и знамена. Под ними она отправилась в город Блуа — место, где должно было собраться все войско. И уже оттуда она выдвинулась к Орлеану.

Известие о том, что во главе войска встала посланница Бога воодушевила все войско. Вскоре все французы были уверены в своей победе над англичанами. Все военачальники и простые солдаты давно устали от бесконечных поражений, приход долгожданной Девы-воина воодушевил всех. И это воодушевление придавало всему войску храбрость и мужество.

Вскоре Жанна проникает в Орлеан и там одерживает победу — ее армия взяла первый бастион. Спустя неделю длительная осада города была снята. Произошло это 8 мая 1429 года, хотя другие военачальники эту задачу эта считали невыполнимой. Жанну с тех пор называли Орлеанской девой. До наших дней день освобождения Орлеана от англичан считается главным праздником города.

Под командованием Жанны войско продолжало освобождать Францию. Многие города открывали перед ней ворота вообще без боев. Везде ее встречали с радостью, она была поистине народной любимицей. Вскоре она помогла взойти на престол Генриху VII. У Франции появился свой король, а это было равнозначно объявлению независимости государства.

По приказу короля, военная кампания приостановилась и началась только спустя почти год — весной 1430 года. Протекала она очень вяло, королевские придворные всячески мешали Жанне. 23 мая 1430 года в результате предательства она попала в плен. Король, который был обязан Жанне своей короной, не стал ее спасать. И вскоре она оказалась в руках англичан.

Суд и гибель

Жанну держали в высокой башне. Жанну содержали как военнопленную, а судили церковным судом. Обвинения ей предъявили на ту пору самое ужасное — ересь и колдовство, связям с темными силами. Обманом ее вынудили подписать бумагу с клеветой против себя же. У нее отняли женскую одежду и обвинили в том, что она носит мужскую — в те годы это считалось преступлением.

Вскоре ей зачитали церковный приговор, и 30 мая 1431 года Жанна взошла на костер…

Оправдание

Война продолжалась, но Англия уже не могла оправиться от поражений, нанесенных армией Жанны. Французы наступали повсюду, а прежде разобщенные провинции объединялись. В 1453 году Столетняя война была завершена победой Франции.

Карл собрал все документы, касающиеся процесса Жанны. Была доказана полная ее невиновность. Доброе имя было восстановлено, а 16 мая 1920 года католическая церковь канонизировала Жанну — то есть возвела в ранг святых.

Особенности развития Византии.

395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

— По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

( сл. 4)

-Обратите внимание на карту «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI — XI в.в.». В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями — римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

( сл. 5) Особенности развития Византии:

— В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги — полновесны и надежны. ( сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

( сл. 7) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора.

(выписать полномочия императора)

— о главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник — дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться — выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи — какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас — земной бог?

( сл. 8) Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

— В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

( сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно — или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

2) Работа с источником

с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

3) рассказ учителя:

( сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 — 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя —восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

( сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

— Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

( сл. 12 – 13)

  1. « Единое государство, единый закон, единая религия».

  2. Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.

  3. Строил храмы и монастыри.

  4. Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.

  5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

  6. Создал « Свод гражданского права»

— Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами. Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благотворительностью.

8. Снизил налоги.

9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

А) становился солдатом

Б) уходил в монастырь

В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

( сл. 14) По словам историка Прокопия « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы ( 541 – 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.

( сл. 15) Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы —бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 % [1]

Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

— Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

( сл. 16) — Сделаем выводы о правлении Юстиниана:

1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей ( восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

2) пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить с злоупотреблениями чиновников.

3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

4) работа по учебнику

Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»

Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был «греческий огонь» — зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

— Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию, Южной Италии, Неаполя, Рима. Юстиниан посылал ему помощь дважды — первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части. Постепенно исчезали легионы и алы, которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды-нумерии  численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв. В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов. Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте. Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично — как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи имародерства. Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,— в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

— В 8 веке произошёл перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и отвоевали у них часть Малой Азии, области Сирии и Закавказье, острова Крит и Кипр.

— Постепенно они начали строить там свои владения, создавали отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы на стр. 60

6. Домашнее задание:

1. Параграф 6,рабочая тетрадь, вопросы к нему.

2( по желанию для сильных учеников) Составить рассказ «Путешествие по Византии VII века»

Юстиниан I

Юстиниан I

Флавий Пётр Савватий Юстиниан (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниан I (греч. Ιουστινιανός Α) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь). Византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

Относительно происхождения Юстиниана и его семьи существуют различные версии и теории. Большинство источников, в основном греческие и восточные (сирийские, арабские, армянские), а также славянские (целиком основанные на греческих), называют Юстиниана фракийцем; некоторые греческие источники и латинская хроника Виктора Тонненнесиса называют его иллирийцем; наконец Прокопий Кесарийский утверждает, что родиной Юстиниана и Юстина была Дардания. Во всех этих трёх определениях нет противоречия между собой. В начале VI века гражданская администрация Балканского полуострова была разделена между двумя префектурами. Praefectura praetorio per Illyricum, меньшая из них, включала в себя два диоцеза — Дакию и Македонию. Таким образом, когда источники пишут, что Юстин был иллирийцем, они имеют в виду, что он и его семья были жителями иллирийской префектуры. В свою очередь, провинция Дардания входила в диоцез Дакии. Подтверждением фракийской теории происхождения Юстиниана может служить также тот факт, что имя Sabbatius с большой вероятностью происходит от имени древнего фракийского божества Sabazius.

Вплоть до конца XIX века пользовалась популярностью теория о славянском происхождении Юстиниана, основанная на изданном Никколо Аламанни труде некоего аббата Теофила (Богумила) под названием Iustiniani Vita. В нём вводятся для Юстиниана и его родственников особые имена, имеющие славянское звучание.

Так, отец Юстиниана, именуемый по византийским источникам Савватием, был назван Богомилом Istokus, а имя самого Юстиниана звучало как Upravda. Хотя происхождение опубликованной Аллеманом книги вызывало сомнения, теории, основанные на ней, интенсивно развивались до тех пор, пока в 1883 году Джеймс Брайс не произвёл исследований оригинала рукописи в библиотеке дворца Барберини. В опубликованной в 1887 году статье он аргументировал точку зрения, что данный документ не представляет исторической ценности, и сам Богумил едва ли существовал. В настоящее время Iustiniani Vita рассматривается как одна из легенд, связывающих славян с великими деятелями прошлого, такими как Александр Македонский и Юстиниан.

Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana). Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима, руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии. Также Прокопий сообщает, что Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.

Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года. Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.

Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье. Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом, который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.

Имя матери Юстиниана, сестры Юстина — Бигленица приводится в Iustiniani Vita, о недостоверности которой сказано выше. Поскольку другой информации на этот счёт нет, можно считать, что её имя неизвестно. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники.

По поводу отца Юстиниана есть более достоверные известия. В «Тайной истории» Прокопий приводит следующий рассказ: «Передают, что и мать его [Юстиниана] говаривала кому-то из близких, что он родился не от мужа её Савватия и не от какого-либо человека. Перед тем как она забеременела им, её навестил демон, невидимый, однако оставивший у неё впечатление, что он был с ней и имел сношение с ней, как мужчина с женщиной, а затем исчез, как во сне».

Отсюда мы узнаём имя отца Юстиниана — Савватий. Другой источник, где упоминается это имя — так называемые «Акты по поводу Каллоподия», включённые в хронику Феофана и «Пасхальную хронику» и относящимся к событиям, непосредственно предшествующим восстанию Ника. Там прасины, в ходе разговора с представителем императора, произносят фразу «Лучше бы не родился Савватий, он не породил бы сына-убийцу».

У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius) и Вигилантия (лат. Vigilantia). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od., означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.

Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.

Дядя Юстиниана — Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию, Юстин быстро рос по службе, и уже в царствование Анастасия принимал участие в войнах с Персией в качестве военачальника. Далее Юстин отличился при подавлении восстания Виталиана. Таким образом, Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора.

Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, затем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.

По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. По мнению Прокопия, в этом была воля высших сил, заинтересованных в конечном возвышении Юстиниана. Процедура избрания описана Петром Патрикием. Среди причин, обеспечивших избрание Юстина и возвышение Юстиниана является поддержка патриарха Иоанна II, который был заверен в том, что новая династия будет верна решениям Халкидонского собора, в отличие от про-монофизитски настроенного Анастасия. Вероятно, важную роль в этом сыграл богословски образованный Юстиниан. Непосредственно после избрания Юстина императором он назначил племянника лат. comes domesticorum начальником специального корпуса дворцовой стражи, о чём известно из письма папы Гормизда, датированного началом 519 года.

В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары, Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему было присвоено высшее звание цезаря. Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.

С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония, дошедшая до нас в описании Петра Патрикия в трактате лат. De ceremoniis Константина Багрянородного, произошла на Пасху, 4 апреля 527 года — Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа.

Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.

Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. Юстиниан был изображён на одном из самых больших (36 солидов или ½-фунта) известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. Медальон был переплавлен, однако сохранились его изображения и слепок, позволяющий изготавливать с него копии.

В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. Некоторое представление о внешности императора дают сохранившиеся рисунки возведённой в 542 году колонны Юстиниана. Обнаруженный в Керчи в 1891 году и хранящемся сейчас в Эрмитаже серебряный миссорий первоначально считался изображением Юстиниана. Возможно, Юстиниан изображён и на знаменитом диптихе Барберини, хранящемся в Лувре.

В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.

Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории»; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя». Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными, общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием.

Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы Евфимии, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным.

Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis), отменившего закон императора Константина I, запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.

После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.

Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада». В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века. Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.

Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами. В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку, Италию и Испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений.

Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. ХIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию, часть из них переселилась в Персию, где встретили в лице Хосрова I почитателя Платона; имущество школы было конфисковано. Иоанн Эфесский писал: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Прокопий Кесарийский пишет, что преследование язычников велось не столько из желания утвердить христианство, сколь из жажды прибрать к рукам золото языческих храмов.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери, поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6). Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права, отречение от монофизитства и походы Велизария.

План урока:

Особенности формирования и развития империи

Императорская власть

Реформаторская деятельность Юстиниана

Захватнические войны и угрозы внешних врагов

Особенности формирования и развития империи

Если отправиться в дальний путь по исторической карте из Западной Европы на Восток, то можно добраться до Византийской империи.

Возникновение Византии

1

Ее название происходит от старинного города Византий, основанного еще в VII веке до н.э. в проливе Босфор. Благодаря особенностям развития, Византия смогла удержать свою целостность свыше тысячи лет.

По географическому положению Византия- евразийское государство, включающее в себя европейские и азиатские земли. Такое расположение отразилось на населении страны. Здесь жили представители разных народов, говорящие на разных языках, исповедовавшие свои религии, почитающие свои обычаи. Однако большая часть византийцев — это греки, и иностранцы часто так называли всех жителей империи. Государственным был и греческий язык.

Основные занятия византийцев

  1. Земледелие Византии.

В равнинных районах, вдоль рек и на морском побережье выращивали виноградники и оливки, сеяли разнообразные злаковые культуры.

  1. Разведение скота.

В горах и на плоскогорьях успешно развивалось скотоводство.

  1. Добыча полезных ископаемых.

Жители империи освоили добычу золота, серебра, олова, меди, железа.

  1. Торговля Византии.

Благодаря удачному географическому положению, через территорию государства пролегали первостепенные торговые пути того времени:

  • из североафриканских и аравийских земель на территорию Европы;
  • путь, соединяющий Черное и Средиземное моря;
  • Великий шелковый путь.
  1. Византийское ремесло.

Работы византийских ремесленников славились по всему миру, а разнообразие их деятельности было удивительно. Наиболее известны:

  • оружейники;
  • обработчики золота и серебра;
  • портные;
  • резчики изделий из кости;
  • сапожники;
  • ткачи тканей из шелка.

Резьба по кости

Образец византийской шелковой ткани

3

Со временем представители одной ремесленной направленности стали объединяться.Так появились объединения ремесленников.

Освоение торгового мастерства и процветание ремесел благоприятствовало росту количества городских жителей. Империю стали называть «страной городов». Самые известные и крупнейшие города Византии той эпохи:

  • Константинополь;
  • Александрия;
  • Антиохия;
  • Эфес;
  • Никея.

Столица Византии — Константинополь

4

ВЫВОД:удачное географическое расположение столицы, евразийская направленность империи, ценные ремесла и многочисленные города, процветание занятий скотоводством и земледелием, пересечение главных торговых дорог позволили Византии не только обезопасить свои земли от варваров, но и расширить границы и укрепить свое влияние.

Императорская власть

Византийская империя — единое государство, в котором сложилась сложная, структурированная система государственного управления. Во главе государства находился император – василевс.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Василевс – греческое название императора в Византии.

Безграничность – основная особенность власти императора в Византии. Все подданные и даже жители других государств считали василевса наместником Бога на земле. В руках императора Византии была сосредоточена государственная и церковная власть.

Система императорской власти в Византии

5
Источник

Единоличная власть византийского императора позволяла ему:

  • являться высшим судьей;
  • создавать законы;
  • командовать армией;
  • строить отношения с другими государствами;
  • принимать решение о начале войны и перемирии;
  • решать судьбу должности патриарха;
  • выбирать и освобождать от должности чиновников любого ранга;
  • вмешиваться в дела церкви;
  • распоряжаться казной.

Императорская канцелярия являлась правой рукой императора и ведала всеми делами в управлении государства. Под ее чутким контролем находилась жизнедеятельность каждого жителя от взимаемых налогов до повседневных забот.

Для удобства управления территорию империи поделили на отдельные области (префектуры) и округа (фемы). Их управлением занимались наместники, которых назначал император. Создавались специальные ведомства с исполнительными функциями: сбор налогов, доставка почты, обеспечение дорог, решение военных вопросов и другие. Чиновники ведомств назначались Василевсом и получали жалованье.

Безоговорочная власть василевса подчеркивалась особой пышностью, торжественностью и величием:

  1. Одеяния пурпурного цвета, расшитые золотом и драгоценными камнями.
  2. Диадема – украшение на голове, символ власти императора.
  3. Земные поклоны, обращенные к нему в качестве приветствия.
  4. Портреты императора на общественных зданиях.
  5. Сопровождение многочисленной свиты и охраны.

Василевс

6

Единственное, что могло поставить под угрозу императорскую корону – титул византийского василевса не передавался по наследству. Теоретически любой политик мог взять власть императора в свои руки. Этот минус стимулировал развитие искусства управления. Императору приходилось постоянно быть на чеку и совершенствовать в себе навыки, ценные для того времени – мастерски убеждать, подкупать, льстить, сеять раздор среди врагов, предчувствовать опасность и предупреждать ее.

ВЫВОД: безграничная государственная и церковная власть в византийском государстве принадлежала правителям – василевсам.

Реформаторская деятельность Юстиниана

Юстиниан – так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.

Юстиниан

Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.

Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.

Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.

Феодора

8

Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило — единое государство,закон и религия. На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.

Главные реформы Юстиниана

  1. Правовая реформа.

Составлен «Свод гражданского права», в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана. В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право – наиболее развитая система правосудия в Древнем мире. В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены конкретные определения правовых норм и понятий, которые применяются и в настоящее время, спустя полтора тысячелетия со дня его создания.

  1. Развитие дипломатии.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Дипломатия – искусство построения взаимоотношений с иностранными государствами.

Главный принцип дипломатии Юстиниана — «разделяй и властвуй».Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников. Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.

  1. Стремление к единству вероисповедания.

Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном — древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.

Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.

Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.

  1. Масштабное строительство.

Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира – храм Святой Софии.

Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства. Жители были возмущены высокими налогами, преследованиями за язычество, высокими ценами, притеснением властей. В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!» Из-за восстания в городе начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей и пострадали памятники архитектуры. Юстиниан, испугавшись восстания, хотел броситься в бегство, но мудрая Феодора его остановила. Помог подавить восстание Велисарий – византийский полководец.

ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.

Захватнические войны и вторжения внешних врагов

Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вел многочисленные войны во многих направлениях.

  1. Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.

Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.

  1. Победа над королевством остготов в Италии.

Первой была завоевана Сицилия, затем южные территории и позднее — завоеван Рим. Но полного подчинения удалось добиться только через два десятилетия.

  1. Захват Испании.

Были заняты юго-западные территории этого государства.

  1. Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.

В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.

Завоевания Юстиниана

9

Богатства Византии привлекали другие народы и государства. После кончины Юстиниана империя постепенно начинает терять свои территории.

Нападения славян и арабов

10

Еще на заре VI столетия начались походы славян на Византию. Постепенно они начали расселяться на византийских землях – заняли северные районы Балканского полуострова, македонские и греческие земли.

В VII веке у южных границ начинаются войны арабов с Византией. Этим народам покорились ближневосточные и африканские районы империи.

ВЫВОД: после правления Юстиниана Византийская империя уменьшила свои границы почти на треть, сохранив лишь южную часть Балканского полуострова, часть территории в Италии и Малую Азию.

Император Византийской империи (527-565).
Православный святой. Почитается в лике благоверных.


Флавий Петр Савватий Юстиниан родился 11 мая 482 года в селе Таор, Северная Македония. Рос в семье бедного иллирийского крестьянина Савватия. В возрасте двадцати пяти лет молодой человек прибыл в Константинополь и затем в течение некоторого времени изучал богословие и римское право, после чего ему присвоено звание candidati, то есть личного телохранителя императора. Примерно в это время дядя, император Юстин I усыновил его и дал имя Юстиниан.

Юстиниан являлся начальником доместиков, специального корпуса дворцовой стражи. В правление Юстина один или два раза исполнял консульские обязанности. Считается достоверным, что в первый раз стал консулом в 521 году. После консульства назначен на высшую военную должность магистра армии.

Популярность Юстиниана в это время выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить его своим соправителем, однако Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении, прося присвоить ему звание nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему присвоено высшее звание цезаря.

В том же году Юстиниан отличился как полководец, возглавив византийский флот в семидесяти судов и добровольцев из Византии, которые отправились в своего рода «крестовый поход» против влиятельного и богатого иудейского государства Химьяр, контролировавшего торговлю на юге Аравии и в Красном море. Поход вызван как экономическими причинами, так и религиозными противоречиями: фанатичный царь Зу Нувас Юсуф Асар Ясар из Химьяра убил там транзитных византийских купцов и перекрыл торговлю Аксума с Византией.

Высадившись в двух местах аксумские войска и византийские добровольцы разгромили войска Химьяра, Зу Нувас убит при попытке помешать высадке. Захваченные территории Химьяра насильственно обращались в христианство, упорствущих в своей вере иудеев убивали, либо изгоняли. Эта победоносная заморская операция стала не только самой сложной по удаленности театра военных действий, важной в религиозном смысле, но и очень выгодной для Византии.

С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем.

Церемония произошла на Пасху, 4 апреля 527 года — Юстиниан и его супруга Феодора коронованы как август и августа. Окончательно получил полную власть 1 августа 527 года после смерти императора Юстина I.

Вступив на престол Юстиниан сразу развил бурную деятельность. В наследство императору досталось законодательство обремененное множеством неучтенных императорских указов и обширные собрания правовых мнений, что создало ситуацию правового хаоса. Менее чем через год после взошествия на престол учредил комиссию из десяти юристов для собрания нового свода законов, который закончен 7 апреля 529 года и получил название «Кодекса Юстиниана».

В 530 году Юстиниан I образовал новую комиссию из шестнадцати правоведов Константинополя и Бейрута для кодификации правовых мнений юрисконсультов. Плод их трудов стал известен как «Пандекты». Появление Пандектов, в свою очередь, потребовало ревизии Кодекса 529 года, которая появилась через пять лет. Император запретил комментировать Пандекты и таким образом окончательно оформил свод законов.

При этом император стал активно издавать новые законы с самого начала правления. Многие из его первых указов направлены на поддержание Православия и подавление иноверцев в империи — особенно манихеев, язычников и самаритян. Язычникам и еретикам запрещено вступать в гражданскую службу, крещеные христиане снова отпавшие в язычество подлежали смертной казни, также и лица уличенные в тайном язычестве. Учителя-язычники лишались стипендий из государственной казны, а если отказывались от крещения, их собственность изымалась и сами отправлялись в ссылку. Последний закон обусловил упразднение Афинской языческой академии.

Юстиниан смог удержать восточную границу с империей Сасанидов, благодаря своим военачальникам Велизарию и Нарсесу отвоевал у вандалов Северную Африку и вернул императорскую власть над Остготским королевством в Италии. Также захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по его приказу стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон, Горзуиты и укрепленный пункт в Симболоне.

В январе 532 года в Константинополе на Императорском ипподроме во время проведения гонки колесниц типичная потасовка среди болельщиков переросла в крупнейший бунт. Болельщики зрелищ делились на несколько группировок по цветам, в частности, колесниц, за которые болели и которые ими содержались: белые, зеленые, красные, синие. На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными являлись две основные категории — «синие» и «зеленые». Обыкновенно враждующие корпорации болельщиков «голубых» и «зеленых» объединились и учинили беспрецедентный дебош.

Городской префект 10 января арестовал нескольких хулиганов-болельщиков и определил семерых к повешению за убийство. Двое из них, — один «голубой» и один «зеленый», — выжили из-за поломки подмосток, и во время очередных игр стали просить императора отпустить их. Император не отвечал и тогда болельщики объединились под лозунгом «Ника» и по городу начались побоища и поджоги. Император со двором укрылись во дворце.

Юстиниан пытался продолжить игры на следующий день, но бунты продолжались. Император пытался ублажить бунтарей удалением трех неугодных им министров, но это не помогло. Хулиганов не усмирило даже введение в город верной военной части из Фракии. После недели буйств, правитель вышел на ипподром с Евангелием в руках и пообещал амнистию бунтовщикам, но толпа стала угрожать ему и снова отступил.

Юстиниан отослал от двора по домам двух племянников императора Анастасия, Ипатия и Помпея. Толпы нашли Ипатия и провозгласили его императором — теперь бунт грозил переворотом, к мятежникам стали примыкать сенаторы. Юстиниан был готов бежать из столицы, но присутствие духа императрицы Феодоры удержало его. Вместо отступления решено жестоко подавить восстание — военачальники Велисарий и Мунд с воинами сошлись на ипподроме и около 30 тысяч собравшихся там бунтарей жестоко перебили.

Ипатий и брат его Помпеи схвачены и по настоянию императрицы обезглавлены, наказанию подверглись и примкнувшие к ним сенаторы. После этого восстание быстро улеглось и с тех пор уличные толпы не смели противиться императору до самых последних лет его правления.

Восстание «Ника» оставило столицу в руинах, что подстегнуло Юстиниана предпринять обширную архитектурную программу для возрождения и украшения города. Среди памятников украсивших в то время Константинополь стали так называемый Большой дворец, площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения, вновь отстроенная Феодорой церковь святых Апостолов В общей сложности в столице с ее предместьями построил двадцать пять церквей. Также устроены новые странноприимницы и больницы.

Работа над новым великим храмом Святой Софии, взамен разрушенного во время восстания, началась всего через 45 дней после подавления бунта. Тысячи рабочих под руководством ведущих зодчих империи и при личном участии императора, который заложил первый камень в основание постройки и дал несколько ценных инженерных советов, трудились над созданием невиданного по величию храма. Царь не пожалел огромных средств на благоукрашение главного храма империи. Освещение храма состоялось 27 декабря 537 года.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, прилагал все усилия к тому, чтобы исполняла его волю. 

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определённую догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны придерживаться и его подданные. Император регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий. Наконец, устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Император узаконил церковные порядки и ортодоксальную доктрину, в частности позицию Халкидонского собора 451 года, согласно которой человеческое и божественное сосуществует в Христе в противовес точке зрения монофизитов, которые считали, что Христос является исключительно божественным существом, и несторианцев, которые утверждали, что Христос имеет две разные ипостаси — человеческую и божественную.

В последние годы жизни Юстиниана дела империи пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт жестко подавлен. В декабре 557 года большое землетрясение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице случилась эпидемия чумы. В столице, начиная с 560 года, снова начались уличные беспорядки из-за военной обстановки, обнищания, а также нехватки хлеба и воды.

В последние же годы жизни старец-император уже мало заботился о внешних делах, проводил время во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий.

Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом Юстиниан разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью принес покаяние Церкви.

Юстиниан I умер 14 ноября 565 года в возрасте восьмидесяти трех лет. Похоронен в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.

Память об Юстиниане I

Память совершается в Православной Церкви 27 ноября и в среду Светлой седмицы в Соборе синайских святых.

Юстиниан был изображён на одном из самых больших известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. 

В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора

Литература:

«Увещевательные главы к императору Юстиниану» дьякона Агапита
«О постройках» Прокопия Кесарийского
«Экфрасис святой Софии» Павла Силенциария
«На землетрясения и пожары» Романа Сладкопевца
анонимный «Диалог о политической науке»
Данте Алигьери, поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6)
Николай Гумилев «Отравленная туника». Пьеса
Harold Lamb «Theodora and the Emperor». Роман
Михаил Казовский «Топот бронзового коня», исторический роман (2008)
Кей, Гай Гэвриел, дилогия «Сарантийская мозаика» — император Валерий II.
В. Д. Иванов. «Русь изначальная». Роман.

Кино:

фильм Геннадия Васильева «Русь изначальная» (СССР, 1985). Роль Юстиниана исполнил Иннокентий Смоктуновский

Феодора — реж. Леопольдо Карлуччи (Италия, 1921). В роли Юстиниана — Ферруччо Бьянчини

Феодора — реж. Риккардо Фреда (Италия-Франция, 1954). В роли Юстиниана — Жорж Маршаль

Битва за Рим — реж. Роберт Сиодмак, Эндрю Мартон, Серджиу Николаеску. В роли Юстиниана — Орсон Уэллс

Семья Юстиниана I

Отец — Савватий

Мать — Вигилантия

Жена (525-548) Феодора (ок.500-548), византийская императрица, Почитается христианской церковью как святая

28.12.2019

  • Рассказ про юриста на английском
  • Рассказ про юрия гагарина для детей
  • Рассказ про экологию 3 класс
  • Рассказ про щенка по картинкам 2 класс
  • Рассказ про щенка 2 класс русский язык