Рассказ про юлу родной язык 2 класс

Во 2 классе дети изучают очень важные орфограммы на уроках русского языка. среди них такие как безударные гласные в корне

Во 2 классе дети изучают очень важные орфограммы на уроках русского языка. Среди них такие как безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце и середине слова, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак и др.

Чтобы иметь положительную оценку по русскому языку, к концу 2 класса учащиеся должны обладать набором знаний и умений.

Что нужно уметь к концу 2 класса по русскому языку:

  • делить слова на слоги;
  • выделять ударный слог;
  • переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и середине слов;
  • правильно обозначать буквами безударные гласные в корне слова;
  • писать пройденные слова с двойными согласными;
  • уметь писать слова с разделительным ь;
  • знать и уметь правильно писать словарные слова, данные в программе 2 класса;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить фонетический разбор;
  • знать части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог;
  • выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Словарные слова для 2 класса (слова с непроверяемым написанием):

Береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуйте, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, сумма, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, обед, одежда, пальто, пенал,  платок, пожалуйста, посуда, работа, Родина, русский, скоро, коллектив, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, троллейбус, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Словарные слова могут отличаться в зависимости от программы.

Каждая орфограмма требует практической отработки. Для этого для начала необходимо использовать отдельные упражнения, а в дальнейшем удобно пользоваться карточками для проверки всех пройденных орфограмм. Карточки хорошо использовать как для тренировки, так и для проверки знаний учащихся.



Карточка 1

  1. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Цв…точки, м…лыш, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

По берегам извилистой реки растут ивы.



Карточка 2

  1. Распредели слова на 3 группы.

Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник, распустилась

2. Вставь, где надо, Ь.

Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.



Карточка 3

  1. Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре луж…. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго круж…лись над п…лями и х…лмами. В…сной птицы вернутся д…мой.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

За окном забарабанил весёлый дождик.



Карточка 4

  1. Раздели слова черточкой для переноса.

Корабль, окуньки, цветочки, ящерица, весенний, клеёнка, ельник

2. Укажи число букв и звуков в словах.

ель – ______б.,______зв.
майка – _______б.,________зв.
енот – _______б.,______зв.
белая – ______б.,_______ зв.



Карточка 5

  1. Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.

Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .

  1. Сделай фонетический разбор слова берёзка.


Карточка 6

  1. Раздели слова на слоги и для переноса.

Ананас, переход, радужные, стройка, карусель, ягода, пианино.

2. Составь из слов предложение и запиши его. Укажи грамматическую основу.

Крепкий, сосной, вырос, под, высокой, боровик



Карточка 7

  1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________. Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

По небу плавно плыли пушистые облака.



Карточка 8

  1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Уползёт, края, соболь, океан, вареный, тетрадь, осёл, ученик, Илья

2. Вставь нужную букву. Спиши текст.

Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.



 Карточка 9

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

Воробей весело прыгал по дорожке.



Карточка 10

  1. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, доч…ка, скуч…ный, плат…е, сил…ный, оч…ки.

2. Напиши слова во множественном числе.

чиж – __________________
камыш – _______________
морж – ________________
мышь – _______________



Карточка 11

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные сова.

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

В аквариуме плавали разноцветные рыбки.



Карточка 12

  1. Вставь пропущенные буквы. Отгадай загадку и напиши отгадку.

Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .

2. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

юбка – ______б.,______зв.
бельё – _______б.,________зв.
атлас – _______б.,______зв.
маяк – ______б.,_______ зв.



 Карточка 13

  1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Подчеркни зелёным карандашом мягкие согласные.

Апрель, чайка, жюри, тюльпан, бельчонок, речка.

  1. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.



Карточка 14

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши в скобках проверочные слова.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .

2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Окнах, прич…дливые, нарисовал, на, узоры, м…роз.



Карточка 15

  1. Раздели слова на слоги и поставь ударение.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.

Г. Ладонщиков

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши с скобках где нужно проверочные слова.

В л…су зв…рьки готовятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мыш… запасают з…рно.



Карточка 16

  1. Составить с данными словами 3-4 предложения.

Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.

2. Допиши предложения словами противоположного значения.

  • Волк — враг, а собака — … .
  • Дуб высокий, а шиповник … .
  • Дорога широкая, а тропинка … .
  • Лёд тяжелый, а снег … .
  • Клюква кислая, а малина … .
  • Кожура шершавая, а орех … .
  • Сеяли густо, да взошло … .


Карточка 17

  1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

  1. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.



Карточка 18

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.

2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Лужами, дождя, двор, после, покрыт, огромными



Карточка 19

  1. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Перепёлка – ___________________________________________________
учитель – __________________________________________________
индейка – _________________________________________________
ящерица – ___________________________________________________

2. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

Осенние листья медленно кружатся в воздухе.



Карточка 20

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное

2. Спиши предложения.

  • Красив город … О(о)рел. Гордая птица — … О(о)рел.
  • Девочку зовут … Г(г)алка. У нас живет ручная … Г(г)алка.
  • Мы идем на хутор … Л(л)исички. В клетке сидят … Л(л)исички.


 Карточка 21

  1. Выпиши слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.

Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.

  1. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Цыплёнок – _______________________________________________
яичко – __________________________________________________
балалайка – ______________________________________________
ясная – __________________________________________________



 Карточка 22

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Посылал медведь л…су собирать др…ва в л…су.

За г…рою у р…ки, где вдоль берега ду…ки, есть деревня неб…льшая под названьем Ч(ч)…даки.

2. Закончи предложения, употребив однокоренное слово. Спиши и выдели корень в однокоренных словах.

  • В столовой стоит большой круглый … .
  • В голубятню принесли нового … .
  • Садовник ухаживает за … .
  • Лесник бережёт … .
  • В солонку насыпали … .
  • В кормушке был … .
  • Из конюшни вышел … .
  • Дворняжка стережет … .
  • Чужого котёнка выкормила наша … .
  • В небе летал известный … .


Смотрите также:

Диктанты по русскому языку 2 класс

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
img0


Слайд 2
img1

Описание слайда:

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

Почему именно над этим проектом я стала работать?
Мы так привыкли к словам… читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. Я давно стала задумываться, почему школу назвали школой, а не домом? Почему мы говорим: чашка, ложка? Почему предметы называются так, а не по-другому? Подобные вопросы задаём и мы, дети, и взрослые. Всех кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует происхождение слов.



Слайд 3
img2

Описание слайда:

Историей происхождением слов занимается наука этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово, каково было его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
Историей происхождением слов занимается наука этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово, каково было его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.


Слайд 4
img3

Описание слайда:

За что кукушка получила своё название? Она сама подсказала людям как её назвать. Конечно, за то, что она кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» И это слышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», немцы- «кукук», испанцы – «куко».
Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы звучит очень похоже.


Слайд 5
img4

Описание слайда:

Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.


Слайд 6
img5

Описание слайда:

Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.


Слайд 7
img6

Описание слайда:

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется:
Исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.
Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьём, мечом, луком. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения ( сбруя, стремя), другие получили новое название ( копьё у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, плащ – дождевик)


Слайд 8
img7

Описание слайда:

Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Человек, который собирал мёд, назывался бортником. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия Рындин. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольной царицей: « По бокам её стража, на плечах топорики держат».Людей, которые с топориками охраняли царя, называли рындами – отсюда и фамилия Рындины.
Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Человек, который собирал мёд, назывался бортником. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия Рындин. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольной царицей: « По бокам её стража, на плечах топорики держат».Людей, которые с топориками охраняли царя, называли рындами – отсюда и фамилия Рындины.


Слайд 9
img8

Описание слайда:

Кем был твой прадед на Руси?
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.


Слайд 10
img9

Описание слайда:

С развитием науки, техники, культуры наш язык постоянно пополняется новыми словами. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять лётчик; слово вратарь заменили пришедшее из английского языка голпикер…
С развитием науки, техники, культуры наш язык постоянно пополняется новыми словами. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять лётчик; слово вратарь заменили пришедшее из английского языка голпикер…
Иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое, то есть тоже создают новые слова.
От села
До переката,
Где идёт озимый сев,
Пляшут бойкие дождята,
На минуту не присев…
Никто из нас не удивится сейчас словам космонавт, прилуниться, а ведь это ещё совсем молодые слова. Первым из « космических» слов было слово спутник. Это слово давно живёт в нашем языке. Но имело оно совсем другое значение – «попутчик». А когда люди запустили впервые искусственный спутник Земли, слово спутник узнали во всём мире.


Слайд 11
img10

Описание слайда:

В результате общения с другими народами в русском языке появляются новые слова, слова – пришельцы.
В результате общения с другими народами в русском языке появляются новые слова, слова – пришельцы.
А знаете ли вы, почему тетрадь, пенал, карандаш называются так, а не иначе?
Тетрадь — слово нерусское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо» .
Пенал – тоже слово нерусское, пришло оно к нам из латинского языка. Слово перо по-латыни будет «пенна». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, найдётся там место и для резинки. А название всё-таки произошло от слова пенна – «перо».


Слайд 12
img11

Описание слайда:

Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «чёрный, и таш – камень.»Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и. наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.
Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «чёрный, и таш – камень.»Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и. наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.


Слайд 13
img12

Описание слайда:

Интересна история слова каникулы, которое по происхождению тоже нерусское. Если перевести это слово на русский язык, то получатся «собачьи дни». Слово «каникулы» — по-латыни – «собака, щенок». «Каникулой» древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Когда наступали самые жаркие дни, солнце проходило через созвездие. Тогда делали перерыв занятиях, наступала «каникула». Слово пришло и в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.
Интересна история слова каникулы, которое по происхождению тоже нерусское. Если перевести это слово на русский язык, то получатся «собачьи дни». Слово «каникулы» — по-латыни – «собака, щенок». «Каникулой» древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Когда наступали самые жаркие дни, солнце проходило через созвездие. Тогда делали перерыв занятиях, наступала «каникула». Слово пришло и в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.


Слайд 14
img13

Описание слайда:

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом.
В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом.


Слайд 15
img14

Описание слайда:

Историю устойчивых оборотов объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражение попал в просак возникла тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, попадёт в станок рукав и не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот теперь и говорят: «Попал в просак» — «попал в неудобное положение».
Историю устойчивых оборотов объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражение попал в просак возникла тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, попадёт в станок рукав и не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот теперь и говорят: «Попал в просак» — «попал в неудобное положение».


Слайд 16
img15

Описание слайда:

Русская история дала жизнь многим таким выражениям. Известный на оборот шиворот – навыворот родился в далёкие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошадёнку, обрядив его в шуточный наряд, одежду надевали на изнанку, то есть шиворот – навыворот. И так возили его по улицам. И теперь мы говорим шиворот – навыворот, если оденемся не так.
Русская история дала жизнь многим таким выражениям. Известный на оборот шиворот – навыворот родился в далёкие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошадёнку, обрядив его в шуточный наряд, одежду надевали на изнанку, то есть шиворот – навыворот. И так возили его по улицам. И теперь мы говорим шиворот – навыворот, если оденемся не так.


Слайд 17
img16

Описание слайда:

Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.
Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.
Пока молод ум, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.


Слайд 18
img17


Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Учитель: Ермолина И.В.

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Ресурсы: УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

учебник с.80-83; мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению?

Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

— Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)

Улыбаются.

Дают ответы на вопрос.

(Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).

Читают тему урока вслух.

Отвечают на вопросы.

Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Формулируют и принимают цель, учебные задачи.

3. Актуализация знаний.

Прочитайте слова (слайд 1), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Выполняют задания учителя к упр.1.

Отвечают на вопросы.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд 2).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике? Почему?

— Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают?

(ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

Физкультминутка

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое
мнение.

Отмечают богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств

Понимание учащимися роли синонимов в речи

Синонимические замены с учётом особенностей текста

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

5. Первичная проверка понимания

— Прочитайте отрывок (слайд 3).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же — собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

— Покажите, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись?

(пришли медленно)

Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.)

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.81, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.

Читают отрывок на слайде.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

Формируют чувство красоты и выразительности речи, стремятся к совершенствованию речи.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

6. Первичное закрепление

Работа с учебником. Выполнение задания 7 на стр.83. Встречались вам эти слова? Какие из них самые необычные?

-Оцените работу смайликом.

— Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

— На какие вопросы вы получили ответы?

— Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Выполняют самостоятельно задание 7. Оценивают.

Отвечают на вопросы.

Понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Выполните задание на выбор:

упр. 5 или 6 на с.81-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81-82 и постарайтесь найти (вспомнить) сказки, в которых встречаются слова из упр.7.

Записывают информацию о домашнем задании

Выбор способа закрепления учебного материала.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

-Мы достигли поставленной цели на уроке? Справились с задачами? Что было сложно на уроке? За что можно себя похвалить?

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  • Рассказ про этимологический словарь
  • Рассказ про эльзу из холодного сердца на английском языке
  • Рассказ про экологию на английском
  • Рассказ про эльбрус 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про эзопа 5 класс