Рассказ про явление природы

Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. иногда ее появление не совпадает с календарным временем. признаки зимы способны

Зима — это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.

Первые признаки зимы в неживой природе могут появиться и в ноябре, и в декабре. Облака нависают над землей, они становятся серыми и тяжелыми, так как воздух переполнен влагой. Летом они легкие и кучные, а вот с приходом холодов заполняют все небо, отчего на улице ощущается влажность и свежесть. Такие тучи обсыпают землю снегом, после чего могут появиться метровые сугробы.

Только в зимний период выпадает снег, накрывая покрывалом все вокруг. Это позволяет небольшим животным и растениям спрятаться. От низкой температуры снег становится более рыхлым, он не так хрустит, жесткий при прикосновениях.

признаки зимы

Если на улице нет ветра, то снег сыплется большими снежинками. Если ветер становится сильнее, появляется метель. Это суровое природное явление в этот период года. От порыва ветра снежный покров поднимается, несется в разные стороны. Метель бывает 2 видов:

  • низовая;
  • верховая.

Зависит она от перераспределения воздуха. Сильные метели чаще всего можно заметить в середине зимы. Кстати, это явление создает снежный ландшафт, придает сугробам интересные формы.

Гололедица

Существуют и другие признаки зимы в неживой природе. Например, гололедица. После того как температура резко изменилась, стало морозно, поверхность земли покрывается ледяной коркой. Провоцируют это явление мокрый снег или дождь перед изменением температуры ниже нуля. Гололедица способна превратить в лед мелкие ручейки, для этого не обязательно выпадать осадкам.

признаки зимы в неживой природе

При сильных зимних морозах, которые продолжаются длительный период, сковываются разные водоемы, даже самые глубокие. Низкая температура провоцирует замерзание на большую глубину. От этого судоходство может прекратить свою деятельность на время, так как лед не позволяет передвигаться по воде. Чтобы такая гололедица на водоемах пропала, требуется длительное прогревание на солнце.

Морозы

В признаки зимы входит и морозная температура. Это опасное явление, которое может продолжаться длительное время, переходя в антициклон. Низкая температура способна навредить сельскому хозяйству, перерасти в чрезвычайную ситуацию, к которой коммунальные службы всегда готовы.

Сосульки

признаки зимы в живой природе

Признаки наступления зимы дополняют сосульки. Этот кусок льда свисает с домов, зданий и других плоскостей. Он имеет форму в виде конуса. Из-за того что солнце прогревает снег, он тает, а в ночное время мороз заставляет его замерзать, образовывая сосульки. Появление их связано с количеством растаявшего снега. Ледяной конус обрушивается, когда становится слишком тяжелым, а от падения на землю рассыпается.

Постепенно после зимы приходит весна. Начинают таять сосульки, температура поднимается, пропадают морозные узоры.

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

какие признаки зимы

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее — на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

слова признаки к слову зима

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

признаки зимы для детей

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется «Самодельное лото». Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

признаки наступления зимы

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову «зима» и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра «Что надеть». Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в живой и неживой природе с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Цель деятельности учителя: формирование знаний о явлениях
природы ,формирование  знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и
человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

-Овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-знать: понятия «явления природы» и «сезонные
явления», виды термометров и способы измерения температуры воздуха;

— уметь:
пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха,
отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир»2 класс, 1 часть (УМК «Школа
России»); тетрадь к учебнику 2 класс 1 часть, учебная презентация, термометр, раздаточный
материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте,
урок окружающего мира у вас проведу я.

Присаживайтесь
те, кто замерз сегодня по пути в школу.

Теперь
садятся, кто оделся тепло и не мёрз.

Готовят рабочее место

К: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

1 мин


Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
— На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним,
какая бывает природа?


Распределите по группам предметы живой и неживой природы.
— Прочитайте слова, которые вам даны.

-2
человека работают у доски на оценку
— Выполняйте задание.

Живая природа

Неживая природа

— Что
вы заметили?
— Какие это предметы?

— Они
являются природой?
— Почему?
—  Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим
изучать природу.


природа

Книга,
солнце, ткань, дом, горы, автомашина, акула, вода, одежда, гриб, луна,
цветок, камни, бабочка, дождь, кустарник, тюлень, дерево, лось, грач,
холодильник, снег, шалаш, карась, звезды


Остались предметы, которые не относятся ни к одной из колонок.

— нет

— они
созданы человеком.

К: выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

–  Сегодня
на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит
догадаться самим.


Что вы видите на фотографиях? (СЛАЙД)


Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

— И
так тема нашего урока «Явления природы».


Какую цель поставим перед собой на уроке?


Молодцы!

Отвечают
на вопросы

— явления

-Явления
природы

Тема: «Явления природы»

Цель:
узнать о явлениях  природы.

К: выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический
анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный:
беседа

Наглядный

Иллюстрация

Словесный

рассказ

Работа
с учебником

Стр
28

Практический:
эксперимент в группах

Словесный:

беседа

5 мин

Все изменения в природе называются природными явлениями или
явлениями природы.

— Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к
природным явлениям. Ребята, странице 28, найдите текст.

Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не
остановлю вас.

-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?

-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте
мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой
природы и живыми существами?

-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе?
Приведите свои примеры.

Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в
природу.

— Очень многие явления природы связаны со сменой времен года
(сезонов), поэтому они называются сезонными.

— Сколько времен года вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.

-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени
года? А как по-другому они называются?

— Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года.

— Вспомним правила работы в группе.

1.Выбрать выступающего

2.Один говорит, другие слушают

3.Работаем тихо, чтобы не мешать дургим

4.Не согласен- предлагай!

 Раздаточный материал

Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете
назвать четыре признака этого сезона. На работу вам дается 5 минут.

Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.

— Какие четыре признака у зимы? А у лета?

Весны Осени?

Воспринимают
на слух

Выполняют
чтение по цепочке

Явление
природы- это различные изменение природы.

— Сосульки
могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки
могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница
может превратиться в бабочку и т. д.

. Снегопад,
иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер,
половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;

листопад,
выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.

—  4 :
лето зима осень весна

Смотрят
обучающее видео


Явлениями природы

Вспоминают
правила работы в группах

Выполняют
действия по заданию учителя

П: cвободная
ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П:
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический
анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Динамическая пауза

Практический

2 мин

Теперь
немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

видео

Выполняют действия по заданию.

П:
логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
беседа

Работа
с тетрадью стр.20

Работа
с учебником

Наглядный:

Опыт

Работа
с тетрадью стр.22

12 мин

Давайте откроем тетрадь на с.20 упражнение номер 1, и запишем
определение явления природы. Кто может повторить определение? Теперь запишите
в тетради.

— А какое время года сейчас?

— Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

— В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А
как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

— Температуру воздуха измеряют специальным прибором —
термометром.

-Ребята, откройте с. 30 и найдите определение термометру,
прочитай его. Теперь запишите определение в тетради.

— Теперь в учебнике посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что
на ней изображено? Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются?

-Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с
жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.

— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

-Посмотрите на доску, из чего состоит термометр?(СЛАЙД)

-Теперь откройте в тетради с.22, найдите задание под цифрой
один, запишите части термометра.

-Теперь давайте с вами посмотрим на настоящий термометр.

— Сейчас я пройду и всем покажу его значение на данный момент.
Он показывает температуру воздуха. На каком значении находится ртуть?

— Теперь я опущу его в стакан с теплой водой

— Сейчас снова пройду и покажу вам термометр, а вы скажете, что
изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

Посмотрите как обозначаются градусы.

— Теперь я опущу его в стакан с ледяной водой.

— Я пройду, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

-Как у нас меняется столбик с жидкостью в трубке термометра,
когда он нагревается? А если температура понижается, то что делает столбик
термометра?

Явление
природы- это различные изменение природы.

— Осень.

Отвечают
на вопрос.

Термометр-
это прибор для измерения температуры.

Несколько
видов термометров


Размер, вид, крепления

— Общее:
столбик с цифрами.

Воспринимают
на слух

Отвечают
на вопрос.

Рассматривают
части термометра

Выполняют
задание в рабочей тетради

Рассматривают
термометр.


Изменился уровень ртути в колбе, теперь он стал выше.


Уровень ртути стал ниже и показывает на число меньшее.

П:
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический
анализ объектов с целью выделения признаков.

П:
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

10 мин

— Теперь
проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

 Посмотрите
на задание №2 Что нужно сделать?

Обозначьте
стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра, когда
нагревается и когда остывает.

И
выполните №6  в рабочей тетради.


обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы по эталону.

— если
есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

Закрепляют
материал

 — Ответить
на вопросы и выбрать верный ответ из данных

Выполняют
задания

Сверяют
ответы с эталоном

Р: осуществлять
итоговый контроль;

Р:
осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

4 мин

—  Откройте
рабочую тетрадь на странице 20 выполните №2 Что нужно сделать?

— Как
понять, какие слова зашифрованы?


выполняйте.


проверяем по эталону.

 Какие
явления закрасили зеленым?

— Какие
явления закрасили?

Какие
пары вы составили?

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-2kl-1c-shr/20-2.jpg

выполнить закрашивание
явлений природы по категории

Закрепляют материал

Выполняют задание

Р: осуществлять
итоговый контроль;

Р: формулировать
выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

-Ребята
наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами
говорили.

 —
Что такое явления природы?

— Что
называется сезонными явлениями?

— Чем
измеряют температуру?

— Какие
задания вам понравилось выполнять?

Какую
тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую
цель мы ставили?

— Теперь
заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Спасибо
за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Тема: «Явления природы»

Цель: узнать о явлениях живой и неживой
природы.

Оценивают свою работу на уроке

П: рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать
собственную работу.

п/п

Содержание
образовательных задач на период

Примечание

Речевое
развитие

1

Основы грамоты
(звуковая культура речи)

Уточнить
и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать
их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро,
умеренно, медленно;

Учить
подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе
и с разной силой голоса;

Развивать
чувства ритма и рифмы;

Учить
дифференциации звуков [ц] и [ч’], отрабатывать чёткую дикцию.

Ежедневно

2

Грамматический
строй речи

Учить
употреблять существительные в родительном падеже множественного числа,
подбирать определения;

Учить
образовывать относительные прилагательные;

Учить
заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным
словам;

Учить
образованию формы родительного падежа множественного числа существительных,
тренировать в словообразовании;

Ежедневно

3

Связная речь (Описательный рассказ)

Учить оценивать содержание рассказа,
правильность построения предложений;

Учить составлять коллективный рассказ,
давать ему точное название;

Учить составлять рассказ по плану,
предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет.

Ежедневно

Связная речь (Рассказ по картине)

Учить составлять рассказ по картине,
придумывать предшествовавшие и последующие события.

Ежедневно

Связная речь (Пересказ)

Развивать у детей умение связывать в единое
целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно,
выразительно.

Ежедневно

Художественно-эстетическое
развитие (ЧХЛ)

4

Воспитывать
у детей интерес к художественной литературе разных жанров

Ежедневно

5

Учить различать сказку, рассказ,
стихотворение.

Учит понимать главную идею произведения,
правильно оценивать поступки героев.

 Совершенствовать умение детей выразительно
читать стихи, рассказывать сказки.

Ежедневно

Художественно-эстетическое
развитие

 (изобразительная
деятельность, лепка, аппликация)

6

Изобразительная  деятельность

Композиционные навыки

Учить составлять узоры на плоских и объемных
формах , располагая изображения на
широкой полосе.

Учить
располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее

Технические
навыки

Отражение
в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного
пейзажа)

Закреплять
умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании
акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).
Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

7

Лепка

Закреплять  умение лепить фигуру человека в
движении, передавать форму и пропорции частей тела.

Упражнять в использовании разных приемов
лепки.

8

Аппликация

Технические навыки

Формировать навыки аккуратной работы.

Учить аккуратно пользоваться клеем:
намазывать на специально приготовленной клеенке.

 Учить предварительно выкладывать (в
определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы,
величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное
воспитателем), и наклеивать их.

Композиционные навыки

Продолжать учить детей создавать изображение
в аппликации с натуры и по представлению, композиционно правильно располагать
аппликацию, вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной  вдвое и
гармошкой.

Социально-коммуникативное
развитие (КГН и трудовая деятельность)

9

Воспитание культурно-гигиенических
навыков

Закреплять умение детей  сохранять осанку за
столом.

Ежедневно

10

Трудовое воспитание (самообслуживание,
хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)

Учить детей поддерживать чистоту и порядок
в  кабинках для одежды.

Учить детей самостоятельности,
ответственности при выполнении трудовых поручений.

Учить детей использовать в самостоятельной
деятельности приобретённые навыки ручного труда

Ежедневно

Познавательное
развитие (математика)

11

Количество и счет

Учить
детей различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на
вопросы: Сколько? Какой по счету?

Называть
«соседей» данного числа.

Закреплять
умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10;
увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1.

Упражнять
в счете на слух.

Познакомить
с образованием числа 6, с цифрой 6; учить составлять число 6 из двух меньших
чисел.

Учить устанавливать закономерность при решении
логической задачи.

12

Цвет, форма, величина

Познакомить
с многоугольником,

его
признаками: сторонами, углами, вершинами.

Упражнять
детей в сравнении предметов по разным признакам, закреплять умение обозначать
словами результаты сравнения.

Упражнять
в делении геометрической фигуры на 2 и 4 равные части;учить устанавливать
взаимосвязь между целым и его частью, уметь показать заданную часть,
пользоваться выражениями: «2 (4) равные части или пополам», «половина (часть)
целого»; учить распознавать и
преобразовывать геометрические фигуры

Закрепить умение штриховать квадрат в разных
направлениях.

Формировать умение сравнивать длины
предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, активизировать в
речи слова «длиннее, короче».

13

Ориентировка в пространстве и времени

Упражнять
в определении и описании положения предмета по отношению к себе.

Закреплять
последовательность дней недели,зная о том, какой день недели был вчера, какой
день недели будет завтра.

Учить
ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции.

Ежедневно

Познавательное
развитие (конструирование)

14

Из
строительного материала

Закрепить представление детей о
строительных деталях (название, форма, свойство).

Упражнять детей в строительстве
различных зданий по предлагаемым условиям, предварительной зарисовке
сооружений, анализе схем и конструкций.

Закрепить представления детей о том,
что у некоторых зданий есть колонны, фронтоны, арки.

Развивать умение детей воспринимать
предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их; аргументировать свои
решения.

Формировать конструкторские навыки.

15

Из бумаги

Закреплять умение
детей делать поделки из цилиндров и конусов по собственному замыслу. Учить
детей прикладывать мерку (полоску бумаги) к краю прямоугольного листа и
проводить по ней линию, затем делать по этой линии сгиб. Учить складывать
образовавшийся квадрат на шестнадцать маленьких квадратиков, не обращая
внимания на отогнутую полоску, разворачивать выкройку и вырезать те части,
которые показаны штриховкой на чертеже. Напомнить детям, что надрезы делаются
по всем линиям сгиба до их пересечения с поперечными линиями с двух
противоположных сторон.

16

Из природного
материала

Учить детей
основным приемам работы с соломой, с кусочками мягкой проволоки и ниток.

Учить детей
приемам изготовления соломенной куклы.

Социально-коммуникативное
развитие (игровая деятельность)

17

«Скорая помощь»

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую
помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь
приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного,
внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает
фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет
температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы,
обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если боль
ной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

»

Познавательное
развитие (ознакомление с окружающим)

18

Тема
«Явления природы»

Задачи: дать
детям представление о природных явлениях обычных, а также сверхъестественных
природных и климатических  явлениях, которые происходят естественным образом
во всех частях мира. Дать знания о том, что  природные явления  могут быть очевидными для многих,
как дождь или снег, а могут быть и разрушительными или едва
вообразимыми . как землетрясение или извержение вулкана.

 Словарь (лексический минимум).

Существительные:
радуга, туман, роса, землетрясение, вулкан,
извержение,  смерч, дождь, снег, ветер, гроза, град, листопад, рассвет,
закат, иней, метель, сосульки, торнадо, затмение, сияние и др.

Прилагательные:
солнечное, красивый, яркий, северное, полярное,
разноцветный, прозрачный, страшное, белый и др.

Глаголы: бояться, радоваться, извергать, идти, светить, выть, греметь,
сверкать, падать, покрывать и др.

Наречия: красиво, страшно, быстро, ярко, сильно и др.

Физическое
развитие (двигательная деятельность)

19

По плану физкультурного руководителя

Музыкальное
развитие (музыкальная деятельность)

20

По плану музыкального руководителя.

Мероприятие


задачи

Когда

Оборудование, материалы

Речевое развитие

Д/и «Загадайте, я отгадаю»

1,2,18

Картинки

Беседы:

«Явления природы»


«Стихийные явления природы

1,2,3,18

Книги, иллюстрации

Отгадывание
загадок по теме «Явления природы»

1,2,3,4, 18

Книги

Разучивание  стихотворения: «Листопад»

Порхая в танце
странном
Под птичий гам и свист,
Щенку свалился на нос
Осенний яркий лист.
Щенок чихнул, залаял
И посмотрел наверх.
Там листья целой стаей
Вниз падали, как снег.
Огромные снежинки
Горели янтарём,
Раскрасили тропинки,
Шептались с октябрём.
Щенок, играя с чудом,
Был удивлен и рад.
Вокруг ходили люди,
Вздыхали: «Листопад».
Т. Нестерова

1,2,4,5,18

Текст стихотворения

Пальчиковая гимнастика

«Осень»

Ветер
северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все
листочки с веток сдул

 (пошевелить
пальчиками и подуть на них)

Полетели,
закружились и на землю опустились

 (помахать
ручками в воздухе)

Дождик
стал по ним стучать

Кап-кап-кап,
кап-кап-кап!»

 (постучать
пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град
по ним заколотил,

(щепотью
правой руки постучать по левой ладошке)

Листья
все насквозь пробил.

 (постучать
кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег
потом припорошил,

(плавные
движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом
их накрыл.

(положить
правую ладонь на левую)

1,2,4,5,18

Текст стихотворения

Художественно-эстетическое
развитие

Изобразительная деятельность

Раскрашивание
картинок из серии «Явления природы»

6,18

Раскраски

Рисование
«Северное сияние»

6,18

Материалы по ИЗО: кисти, краски, бумага

Лепка

Лепка:
«Вулкан»

7,18

Пластилин

Аппликация

Коллективная аппликация «Листопад»

8, 18

Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки,
листья деревьев

ЧХЛ

Чтение
стихов о явлениях природы.

В.Катаев
«Цветик-семицветик

С.Козлов
«Ёжик в тумане» и др.

4, 5, 18

Книги

НОД (музыкальная деятельность)

20

Музыкальное оборудование

Познавательное
развитие

Математика

Д/игра «Посчитай листья»

Цель: упражнять детей в ориентации на листе
бумаги.

Д/игра «Геометрическое лото»

Цель: упражнять детей  выкладывать предметы
из геометрических фигур.

11,12,13, 18

Дидактические игры

Д/игра «Назови правильно»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы
по цвету, форме

Д/игра «Налево-направо»

11,12,13, 18

Карточки, геометрические фигуры, счетный
материал, мозаика

Д/игра
«Лабиринт», «Крестики-нолики», «Шашки», «Шахматы»

11,12,13, 18

Карточки с лабиринтами

Настольные
игры   «Танграм», «Цветовой код»

11,12,13, 18

Игра «Танграм», «Цветовой код»

Конструирование

Конструирование
из строительного материала по замыслу

15, 18

Строительный материал

Ознакомление с окружающим

Дидактические 
игры:


«Лото»


«Найди тень»

18

Карточки, лото

Рассматривание иллюстраций,  картинок  по  теме «Явления
природы»

1,2, 3,18

Картинки

Просмотр презентаций:


«Явления природы»


«Стихийные явления природы»


«Вулканы России»

1,2,3,4,18

Компьютер

Экспериментирование

Опыт «Извержение вулкана», «Облака»

Прогулка

18,19

Картотека

Социально-коммуникативное
развитие

Игровая деятельность

С-Р игра  «Скорая помощь», «Школа»

17

Атрибуты для игры

Дидактические
игры

«Испорченный
телефон»

18

Дидактические игры

Трудовая деятельность

С-Р игра «Мы помощники»

10

Ежедневно

Фартуки

Физическое
развитие

Утренняя
гимнастика

19

Ежедневно

Картотека

НОД
(двигательная деятельность)

19

Физкультурное оборудование

П/игра
«Попади в цель», «Пугало», «Ловишка с мячом»

18,19

Мячи

Работа
с родителями

1.
Привлечение родителей к обогащению предметно-пространственной среды по теме
«Явления природы»»

18

Картинки, раскраски, книги, иллюстрации

2.
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии  с темой.

18

Русский язык

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Деревья проснулись

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

отличие метафоры от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное: arrow interst

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

Тема: «Явления природы зимой»

Цель: Расширить представления детей о зимних изменениях в природе, получая знания в процессе проведения опытов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о зимних месяцах.
  2. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь).

Развивающие:

  1. Развивать способности получать знания о свойствах снега, опираясь на деятельность в процессе проведения опытов.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, творчества.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей аккуратность при работе с красками и при поведении экспериментов.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимней погодой; создание календаря погоды; Рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней на деревьях», «Зима».

Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь, Иней»,

«Зимние узоры». Н.Д.Гурьева. «Знакомство с природой.» Времена года» — СП.Б,2008).

Материалы и оборудование:

Резиновый мяч, розетки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, емкость с водой, соль, ложечка, синие бумажные шестигранники, белые гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой на каждого ребенка.

Ход НОД:

Привлечь детей к окну.

Воспитатель:

Какое время года за окном.? (находим конверт с письмом, кто же нам письмо прислал? (открываем письмо). Чтение стихотворения А. Бродского.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это клен, а это ивы,

Вот и пальма предо мной,

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник рад стараться

Даже кисти не нужны.    (Мороз)

Дети отвечают оком это стихотворение.

Рассматриваем узоры на окнах.

Ребята, но Мороз нам еще прислал и рассказ, он называется: «Зимние братья». (Н. Виноградовой «Рассказы, загадки о природе.»

Воспитатель: Рассказываю этот рассказ о зимних братьях. (Декабрь, январь, февраль).

Их трое. Они очень похожи, но все же не одинаковы. Второй, средний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами.Прохожие боятся его проказ – он может обморозить щеки, нос и уши. Когда приходит этот брат, стоит ясная погода, на небе не облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

Третий, младший брат любит метели, бураны, сильные ветра. Крепкие морозы бывают лишь ночью, а днем начинает  пригревать солнышко. На солнце снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег  не такой, как у второго брата, мелькает кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Воспитатель: О каких братьях месяцах говорится в рассказе? Как их зовут? Что это за зимние братья? Расскажите о первом брате, самом старшем?

Воспитатель обобщает ответы детей. Начинает рассказы Н. Гурьевой. про снег, изморозь, иней и зимние узоры на стекле: «Изморозь и  иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

Организуется дидактическая игра «Придумай слово».

Воспитатель называет слово существительное, (снег, метель, ветер, снегопад, вьюга, иней, снежинка, лед и т.д.) и кидает одному из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч и придумать слово (прилагательное) и кинуть мяч водящему. Затем воспитатель называет другое слово и т.д.

Организуется эксперимент «Зимние явления в природе».

Задание 1:

Рассмотрите снег в тарелочках. Понаблюдайте за таянием снега. Какого цвета стала вода после того, как растаял снег.

H:DCIM106NIKONDSCN2882.JPG

Задание 2:

Рассмотрим большую и маленькую льдинки. Поместите в емкость с водой. Что произойдет с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.

Задание 3:

Рассмотрим кубики льда. Почему лед имеет форму кубика? Насыпьте на середину одного кубика немного соли, что произойдет с кубиком, посыпанным солью, если их поместить в холодильник.

Выводы:

  1. Снег в помещении растает, потому что температура воздуха выше, чем на улице. Вода от таяния снега становится грязной, так как в ней есть  различные примеси.
  2. Льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как ее площадь меньше, чем у большой льдинки.
  3. Лед имеет форму кубика, так как воду налили в кубическую форму и заморозили. Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстия. А кубик, не посыпанный солью, останется прежним. Соленый лед начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз и лед не тает, то его посыпают солью. Тогда лед быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.
  4. Воспитатель: Читает рассказ «Волшебство».
  5. Наступила зима, подул холодный ветер и пока он разносил холод по земле, появился теплый ветерок. От ветерка, повеяло теплом, и казалось зима отступила. На дорогах появились лужицы, снег стал сереть и таять, превращаясь в…(воду). Солнышко, засверкало, как будто умылось росой. Но не тут- то было, холодный ветер налетел внезапно, нагнав, тучи и они закрыли солнышко. Он дул с огромной силой, замораживая все на своем пути. Теплый ветерок испугался грозного морозного ветра и улетел в теплые края. А морозный ветер дул и дул, превращая все вокруг … (в лед). Дороги, по которым ехали машины превратились в сплошной ……(лед) и по ним нельзя было двигаться ни людям, ни транспорту. Он был…(скользкий). Но на помощь, пришла скорая дорожная помощь. При помощи специальных машин на (…лед), который образовался на дорогах, разбросали… (соль) и он стал превращаться в….(воду), тем самым очищая транспортный путь для машин и дорожки для пешеходов. Машины продолжили свой путь, а прохожие спокойно стали передвигаться по тротуарам, не опасаясь… (упасть на льду). Вот такие чудеса или фокусы может проделывать соль.
  6. Дети дополняют рассказ воспитателя по смыслу в предложениях словами.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные

А возьмешь – вода в руке? Дети —  (снежинки).

Воспитатель: Предлагает помочь Морозу. А как мы ему сможем помочь?

Дети: Нарисуем снежинки и пошлем свои рисунки Морозу.

Создаем коллективное панно — «Мы окошки расписал

H:DCIM106NIKONDSCN2905.JPG

Рефлексия:

Ребята, а что вам запомнилось больше всего и понравилось?

Какие превращения, а может, и фокусы вам понравились, почему?

Воспитатель: Наши рисунки высохнут, мы их сложим в конверт и отправим Морозу.

  • Рассказ про яблоко тыблоко
  • Рассказ про этикет для 4 класса
  • Рассказ про юрия гагарина для 4 класса
  • Рассказ про эхнатона кратко
  • Рассказ про юпитер 3 класс окружающий мир