С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Титанический и смертельно опасный труд делает людей суеверными. Свои приметы есть у многих профессий — пожарных, циркачей, саперов. Есть они и у шахтеров. Более того, в глубоких шахтах Донбасса, по поверьям, обитает удивительное существо. Имя ему — Шубин.
Профессиональный фольклор
В шахтерской среде бытует множество разных легенд и преданий. Профессиональный фольклор рабочих Алтая, Сибири, Урала и Донбасса – это отдельный пласт устного народного творчества, имеющий свои уникальные черты. Например, горняки Сибири и Алтая почитают Горного батюшку, уральцы – Хозяйку Медной горы, а на шахтах Донбасса, согласно поверьям, обитает Шубин. Его образ, описанный в ряде художественных произведений, уже долгое время интересует ученых-фольклористов.
Известный литературовед, профессор Калининского государственного университета Роман Гельгардт (1906-1982 гг.) посвятил шахтерским поверьям статью «Фантастические образы горняцких сказок и легенд (к типологической характеристике старого рабочего фольклора)», которая вошла в сборник научных работ «Русский фольклор. Материалы и исследования», изданный АН СССР в 1961 г. Ученый отметил, что вера шахтеров в могущество подземных духов была сильнее официальной религии. Например, в дореволюционное время многие сибирские рабочие не говорили: «Боже, помоги», они просили: «Дай, Горный».
Хозяевам недр, защищающим свои богатства, было принято оставлять различные подношения, чтобы задобрить их и заручиться поддержкой. Ведь духи могли не только помогать шахтерам и оберегать от беды, но и наказывать людей за проявленное неуважение или неблаговидные поступки. Иногда простые рабочие видели в хозяевах подземелий своих магических защитников от произвола владельцев шахт и местного начальства.
Р.Р. Гельгардт считает, что явное сходство мистических созданий из шахтерского фольклора с образами домовых и леших объясняется просто: большинство горняков было выходцами из русской крестьянской среды. Вот они и перенесли на хозяев подземных недр свои представления об обитателях потустороннего мира.
Кроме того, заметное влияние на профессиональный шахтерский фольклор оказали языческие верования коренных малочисленных народов, их легенды и предания о духах гор, которые самым причудливым образом переплелись с мифологией кладоискательства. То есть, в горняцком фольклоре русская вера в домовых соединилась с преданиями о духах конкретных местностей. А поскольку разработка полезных ископаемых сродни поиску и добыче кладов, то и мистические создания из шахтерского фольклора во многом напоминают духов – хранителей сокровищ.
Кто такой Шубин
Среди рабочих Донецкого угольного бассейна бытуют предания о самых разных созданиях, но главным из них, безусловно, является Шубин. Одни источники утверждают, что свое прозвище этот дух получил, поскольку все его тело покрыто густой шерстью. По другим данным, так называли рабочих, выжигавших в шахтах скопления взрывоопасного газа метана. В целях безопасности представители этой профессии носили вывернутые наизнанку овчинные тулупы. А в некоторых преданиях говорится, что Шубин – это фамилия реального горняка, погибшего в шахте. Якобы не упокоилась его душа с миром, и до сих пор блуждает по подземельям в виде призрака.
Чаще всего он является рабочим в виде пожилого коллеги, так что забойщики даже не догадываются, кто стоит перед ними. Но узнать Шубина можно – по ярко горящим глазам и крюку в руках, которым раньше таскали вагонетки. Если людям грозит смертельная опасность, подземный дух способен показаться в образе начальника и приказать немедленно покинуть шахту. К такой маскировке он прибегает, чтобы рабочие послушались его без промедления.
Честным и добрым людям Шубин, как правило, помогает, указывает на перспективную жилу, иногда сам трудится вместе с ними. А жадных и несправедливых руководителей может наказать, затопив шахту или устроив в ней обвал.
Некоторые люди увольняются с работы после встречи с предполагаемым Шубиным. Например, увидев в забое незнакомого рабочего, который потом исчезает невероятным образом. Такую встречу считают предупреждением тайных сил о грозящей опасности.
Рассказ о Шубине содержится в биографической книге «Никита Изотов» (Москва, 1989 г.) о знаменитом забойщике-стахановце. Ее автор – писатель и публицист Георгий Яковлев – упоминает подземного духа как сверхъестественного защитника представителей рабочего класса.
В уста пожилого шахтера Зубкова автор вложил такие слова: «Только люди байки-то от тяжкой доли придумывали. Бог, он не дюже помогает, так Шубина придумали».
Откуда он появился
Писатель и краевед Михаил Лебедь в своей книге «Горькое Жито Донбасса» (Москва, 2017 г.) привел предание о подземном духе, которое слышал от шахтеров еще в детские годы. По версии земляков автора, Шубин работал крепильщиком на одной из шахт, принадлежавших купцу Кадиеву, и жил в стихийно возникшем горняцком поселении, которое называлось Нахаловкой.
Кстати, крепильщики – это люди, которые в старину из толстых бревен возводили стойки, поддерживавшие своды шахты. От их работы напрямую зависела безопасность людей.
«Крутой и неуправляемый был этот человек, настоящий амбал. Злой был он, имел недюжинную силу, ужасный скандалист и горький пропойца, а матерщинник такой, каких ни до него, ни после не было и не будет. Бывало, если в забое что не по нраву ему окажется, аж закипит весь, распсихуется до того, что и прибить человека может», – таким Шубина запомнили при жизни другие горняки.
Однажды он даже повздорил с жадным владельцем шахты, который хотел сэкономить на безопасности своих рабочих, за такую дерзость крепильщик был оштрафован начальством. Затем в шахте случился завал, многие рабочие пострадали, а тела Шубина так и не нашли. Причем, одежда его и инструменты остались, сам же человек бесследно исчез.
Вскоре пошли среди горняков разговоры: якобы слышали, как кто-то невидимый ходит в забое, гремит инструментами, покашливает. Решили, что это не упокоенный дух Шубина обосновался в подземелье. Потом и на других шахтах стали поговаривать, что вроде бы видели призрак, предупредивший их о возможной опасности. Так и укоренилась в народе легенда.
Видимо, затем образ оброс фольклорными чертами в виде горящих глаз, мохнатой шкуры и козлиных копыт. Таким Шубин представлялся суеверным людям.
Мария Глубокая
Вообще, у многих старых шахт на Донбассе есть свои духи, подобные домовым. Иногда они даже женского пола. Например, М.Я. Лебедь привел в своей книге рассказ о Марии Глубокой.
Речь идет о простой девушке Маше, дочери горняка, которую обманул некий шахтер Алексей. Молодой мужчина, прибывший на заработки, скрывал от всех, что женат. Он увлекся местной красавицей, заморочил ей голову. А потом супруга сообщила в письме, что приедет к нему. Испугался Алексей предстоящего скандала и сбросил влюбленную в него девушку прямо в глубокую шахту: лишь бы жена ни о чем не узнала.
Стали поговаривать горняки, что видели призрак несчастной девушки, бродящей в забое в поисках предавшего ее возлюбленного. Так эту шахту и прозвали – Мария Глубокая.
«Коллеги» Шубина
Большое сходство с Шубиным имеет Горный батюшка, которого почитают шахтеры Алтая и Сибири. Он тоже часто появляется перед людьми в образе старика, помогает честным рабочим и наказывает несправедливых начальников.
Автор «Энциклопедии славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 г.) Алексей Кононенко отметил, что в прежние времена мастера часто оставляли в укромных местах свои подношения Горному деду. Как правило, это был качественный табак с трубкой и водка.
Люди считали подземного духа таким же простым рабочим по своему происхождению, как и они сами. Поэтому и потребности хозяина недр соотносили с собственными.
Как и Шубин, Горный батюшка часто предупреждает людей о грозящей опасности. Он является хранителем земных богатств и может не допустить к ним неугодных старателей. Этот образ считается очень древним.
Профессор Р.Р. Гельгардт в своей вышеназванной статье написал: «В облике старика с седыми волосами представлялся и «хозяин земли» в сибирских культах хозяев природы и стихийных сил».
Не менее сложный и интересный образ – Хозяйка Медной горы (Азовка, Малахитница). В уральском фольклоре она предстает как прекрасная молодая женщина, по сути, выполняя те же функции, что и Горный дед или Шубин. Хозяйка распоряжается богатствами земных недр и хранит древние тайны. Иногда ее описывают как ящерицу, на голове которой сверкает корона.
Мифические животные
Многие специалисты отмечают сходство шахтерского фольклора с русской волшебной сказкой. Особенно, когда речь идет о мифических животных. Например, от горняков Донбасса писатели и фольклористы узнали легенду о фантастическом синем зайце, который обитает в заброшенных шахтах. Увидеть его удается лишь смелым и умным людям. Это существо олицетворяет собой не только профессиональную удачу, но и некую высшую справедливость.
А вот другие животные из горняцкого фольклора часто просто показывают избранным людям места богатых залежей полезных ископаемых. Это может быть олень с серебряным копытцем, лось с золотыми рогами или даже козел. Происхождение данной группы легенд специалисты объясняют тем, что шахтеры были выходцами из крестьянской среды, считавшими, что добиться успеха без помощи некой тайной силы просто невозможно.
Иногда легенды горняков переплетаются с рассказами кладоискателей о неких змеях или ящерицах, которые охраняют от посторонних глаз зарытые в землю драгоценности. Неслучайно, даже сама Хозяйка Медной горы иногда предстает перед людьми в образе коронованной рептилии.
Майк Тёрнер вернулся домой с работы, сел в кресло, перед которым была расстелена шкура тигра и посмотрел в окно. Раскаленное солнце нещадно жгло землю, несмотря на то, что был уже вечер. Духота сдавливала, сжимала и плавила людей, как хотела. Она стискивала их в объятиях во время поездок в общественном транспорте и заставляла думать только о себе. Хорошо, что Майку это было неведомо, ведь он возвращался с работы в новеньком Lamborghini с кондиционером. | ||
| ||