Рассказ про ящерицу для детей

как я буду его развлекать? ложная формулировка девять дней дома с 1 по 9 января. обычно январские каникулы

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

Класс: 2

Тема: Пресмыкающиеся

Цель: формирование у учащихся представлений о пресмыкающихся как об особой
группе живых существ.

Задачи:

·       
Сформировать представление об отличительных
особенностях, строении и поведении пресмыкающихся;

·       
Научить различать наиболее распространенные виды
пресмыкающихся по их характерным признакам;

·       
Способствовать осознанию роли пресмыкающихся в
природе и для человека;

·       
Развивать речь учащихся, умение анализировать,
повышать познавательную активность детей, развивать умения работать коллективно;

·       
Создать условия для формирования положительного
отношения к пресмыкающимся, навыков правильного поведения при встречи с этими
животными.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Человек и мир,
2 класс» Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов; тетрадь на печатной основе, иллюстрации
пресмыкающихся, карточки с названиями станций, фишки для проверки домашнего
задания и рефлексии.

План урока:

      
I.           
Организационный этап. (1 минута)

    II.           
Проверка домашнего задания. (6 минут)

(Фронтальный
опрос)

 III.           
Сообщение темы урока. (4 минуты)

(Разгадывание кроссворда)

VI.
    Изучение нового материала. (17 минут)

(Беседа, рассказ
учителя, составление таблицы, разработка памятки)

V.      Закрепление
изученного материала. (10 минут)

(Составление
цепи питания, работа в тетради на печатной основе)

VI.    Подведение итогов. (3 минуты)

VII.   Рефлексия. (2 минуты)

VIII.  Домашнее задание. (2 минуты)

Ход урока

     
I.           
Организационный момент.

—   Здравствуйте,
ребята! —  Я очень рада вас видеть. — Посмотрите друг на друга, подарите свои
улыбки. — Прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно,
отвечать правильно и полными ответами.

   II.           
Проверка домашнего задания

— Я
вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания.

-Ребята, о какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (Земноводные)

— Вспомните, пожалуйста, их отличительные признаки (1.
Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. 2. Температура их
тела зависит от температуры вокруг них.)

-У вас на столе лежат фишки с двумя цветами. – Я буду озвучивать
высказывания, а вы будете отвечать с помощью фишек. Если это верно — вы
показываете зеленую фишку, а если вы считаете, что это не верно – вы
показываете красную фишку. 

1. К земноводным относят лягушек и жаб (да)

2. Лягушки и жабы питаются растениями. (нет)

3. Лягушки и жабы питаются насекомыми. (да)

4. Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. (да)

5. Кожа у жаб гладкая, а у лягушек — с бородавками. (нет)

6. У всех земноводных голая кожа, которая участвует в дыхании (да)

7. Конечности лягушки сильнее и длиннее, чем у жабы. (да)

— Хорошо, молодцы!

 III.           
Сообщение темы и цели урока


Сегодня мы поговорим еще об одной группе животных.

— А
о ком, вы узнаете, отгадав загадки и разгадав кроссворд. (Кроссворд на
доске, ответ загадки учитель вписывает в кроссворд)


Слушайте внимательно.

1)
С последней буквы алфавита

Я
начинаюсь. Не беда –

Зато
быстра и деловита,

Лишь
хвост теряю иногда.

                
                        (Ящерица.)

2)
Шелестя, шурша травой,

Проползает
кнут живой.

Вот
он встал и зашипел:

Подходи,
кто очень смел.

             
                         (Змея.)


А каких змей вы знаете?


А что общего у змей и ящериц?


Слушайте загадки дальше…

3)
Вот лентяй

С
зеленой кожей,

Он
всегда гуляет лежа.

                                  
(Крокодил.)

4) 
Живу на суше и в воде,

Мой
панцирь очень нужен мне.

Я
этим домом дорожу,

Хоть
очень медленно хожу

                                         
(Черепаха.)

image001


Какое слово у нас получилось? (Пресмыкающиеся)


Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пресмыкающихся. Узнаем, где и как
они живут, чем отличаются от других животных, почему нуждаются в охране.

IV.           
Объяснение нового материала.


Наш урок будет в виде маленького путешествия. – Мы будем путешествовать по
станциям. – И первая наша станция называется «Почему их так называют» (учитель
вывешивает на доску карточку с названием станции «Почему их так называют»)

·       
Станция «Почему их так называют?»


Может кто-то знает почему их так называют
«пресмыкающиеся»? (Ответы детей)

– А
кто знает, чем отличаются пресмыкающиеся от других животных?


Послушайте рассказ. (Учитель читает рассказ)


Все змеи и ящерицы пресмыкаются, ползают. За это их и называют пресмыкающимися.
К пресмыкающимся относят также черепах и крокодилов.  – А что же общего у всех
пресмыкающихся? Чем они отличаются от других животных?


Пресмыкающиеся, как и птицы, несут яйца, но не высиживают их и детёнышей не
выкармливают. Тела их, как у рыб, покрыто чешуёй. Но рыбы носят свою чешую всю
жизнь. А змеи и ящерицы меняют её много раз, сбрасывая вместе с кожей. Черепахи
и крокодилы кожу не сбрасывают.


Как и звери, пресмыкающиеся хватают добычу зубами. Но не жуют её, а глотают
целиком. Крокодилы слишком большую добычу сначала разрывают на части. Только у
пресмыкающихся бывают ядовитые зубы.

Змеи
впрыскивают ими яд в жертву. Впрыснутый яд убирает добычу. 

Еще
пресмыкающихся называют рептилиями. Зимой они впадают в спячку. Тело
пресмыкающихся покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками. Дышат
пресмыкающиеся с помощью легких. А еще пресмыкающиеся размножаются
только на суше.


Так почему пресмыкающиеся получили такое название?


Чем пресмыкающиеся похожи на рыб? (Тело покрыто чешуёй) – А на птиц? (Несут
яйца)
– Зверей? (Хватают добычу зубами).


Ребята, а чем отличаются пресмыкающиеся от этих животных? (Не высиживают
яйца, змеи и ящерицы меняют кожу, а крокодилы и черепахи нет, добычу глотают
целиком, имеют ядовитые зубы).


Ребята, а какие пресмыкающиеся встречаются в Беларуси? (Змеи, ящерицы,
черепахи)


Хорошо, мы с вами отправляемся на следующую станцию, которая называется «Всё о
черепахах». – На этой станции мы узнаем, где живут черепахи и чем питаются.

·       
Станция «Всё о черепахах» (Учитель вывешивает
карточку с названием станции «Всё о черепахах»)


Ребята, кто из вас видел черепах? – Может у кого-то дома есть черепаха?

— А
чем питаются черепахи? (Ответы детей).


Ребята, в Беларуси живёт черепаха болотная. – Посмотрите на рисунок на доске. (Иллюстрация
болотной черепахи)


Послушайте рассказ про черепаху (Учитель читает рассказ)

Болотные
черепахи живут в лесах и лесостепях, при наличии водоема. Это могут быть
болота, озера и пруды, реки. Активность болотная черепаха проявляет днем. Спит
ночью на дне водоема. Плавает быстро, бойко передвигается по земле.

Черепахи
болотные – всеядные животные. Болотные черепахи кормятся рыбой,
лягушками, моллюсками, червями, насекомыми. Едят они и водные прибрежные
растения. Пищу поедают, обильно запивая водой каждый кусочек. В дикой природе
болотная черепаха живет 25-30 лет. Болотная черепаха занесена в Красную книгу
РБ.


Ребята, так где обитают болотные черепахи?


Чем они питаются?


Хорошо, мы с вами продолжаем путешествовать дальше. И следующая наша

станция
называется «Всё о ящерицах» (Учитель вывешивает карточку з названием станции
«Всё о ящерицах»)

·       
Станция «Ящерицы»


Ребята, а кто из вас видел ящериц? — На кого похожи ящерицы?

— В
Беларуси встречаются три вида ящериц – ящерица прыткая, ящерица живородящая,
веретеница ломкая. – Давайте рассмотрим рисунки на доске. (Учитель
вывешивает иллюстрации ящериц)

— Давайте
посмотрим на первую ящерицу – ящерицу прыткую. А как вы думаете, почему ящерица
прыткая так названа? (Ответы детей)


Послушайте, почему эти ящерицы так названы. (Учитель читает рассказ)


Возможно, прыткой она названа не только потому, что быстро бегает.  А может,
потому, что очень уж ловко охотится – молниеносно прыгает на жуков и
кузнечиков, а мух хватает даже на лету.


Обратите внимание на живородящую ящерицу. -Живородящая ящерица – так названа,
потому что эта ящерица в отличие от других рождает живых детенышей. Все остальные
виды ящериц откладывают в землю.


Давайте посмотрим на третью ящерицу. – Чем она отличается от предыдущих двух? (Она
безногая).


Так, правильно. – Послушайте почему она так названа. (Учитель читает
рассказ)

Веретеница
ломкая – это безногая ящерица. Этот лесной житель действительно напоминает
веретено.  Хвост веретеницы, как у всех ящериц, способен «отламываться», потому
она и получила название «ломкая». Отбрасывание хвоста — это способ самозащиты.

Ящерицы
хищные животные.

Ящерицы
поедают насекомых, их личинок, дождевых червей, слизней.

Ящерицы
обитают на полянах, на кочковатых болотах с кустарниками, в хвойных и
лиственных лесах. А еще они любят сухие и солнечные места.


Где обитают ящерицы? – Чем питаются? (Ответы детей)


Ребята как вы думаете, какая следующая будет наша станция?

— О
каких еще пресмыкающихся мы не говорили? (О змеях)


Правильно, и мы отправляемся на следующую станцию, которая называется «Всё о
змеях» (Учитель вывешивает карточку с названием станции «Все о змеях»)

·       
Станция «Всё о змеях». – На этой станции мы узнаем
какие змеи обитают в Беларуси, где они живут, чем питаются, а также о пользе их
в природе.


Ребята, а каких змей вы знаете?


Ребята, а как вы думаете, какие змеи обитают в Беларуси?


Беларуси обитают змеи – уж, гадюка, медянка. (Учитель вывешивает иллюстрации).
– Посмотрите на них? – Они похожи? (Да)


Ребята, а чем же похожи? (Формой тела, нет конечностей)

— А
вы знаете по каким признакам можно отличить ужа от гадюки? – Давайте посмотрим
на иллюстрации внимательно. (У ужа на голове имеется два оранжевых пятнышка).


Давайте прочитаем какие еще признаки подобия и отличия у ужа и гадюки.


Сейчас мы с вами будем работать по вариантам. 1 вариант читает статью, которую
я вам разместила «Уж». 2 вариант читает статью «Гадюка». Читайте внимательно и
постарайтесь запомнить признаки ужа и гадюки. После того, как вы прочитаете
статьи, мы будем все вместе заполнять таблицу. (На доске нарисована таблица,
колонки для характеристик пустые. После чтения учебника дети заполняют таблицу
вместе с учителем. Характеристики напечатаны на листах, при выяснении
правильного ответа один ученик выходит и прикрепляет лист при помощи магнита в
нужную колонку).

Признаки
сравнения

            Уж

Гадюка

Внешний
вид

Тёмного
цвета. За головой находятся два желтых пятна.

На
спине проходит зигзагом темная полоса.

Где
живёт?

В
сырых местах, плотинах, сараях, у берегов рек, в лесу.

В
лесах и по берегам водоемов, на болотах и лугах.

Чем
питается?

Жабы,
лягушки, мыши.

В
воде – головастиками, мелкой рыбой.

Мыши,
вредные насекомые.

Кому
служит кормом?

Барсукам,
аистам, цаплям, ежам.

Аистам,
ежам.

Опасность
для человека

Нет

Смертельная


Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод: чем же отличается уж от
гадюки?


Как по внешнему виду отличить гадюку от ужа? (У ужа за головой находится два
желтых пятна, у гадюки черная зигзагообразная полоса вдоль спины)

Мы
убедились, что гадюка очень похожа на ужа, но чтобы не стать жертвой гадюки, я
вам предлагаю разработать памятку с правилами безопасного поведения в лесу:


Если вы идете в лес, как нужно одеваться? – Какая обувь должна быть? (ответы
детей)


Что нужно делать, если вы встретили гадюку? (ответы детей)


Хорошо, давайте прочитаем на доске памятку (памятку вывешивает учитель)

1.
При походе в лес необходимо надевать высокую обувь.

2.
При встрече с гадюкой не кричать, не делать резких движений, не махать палкой.
Надо тихо и быстро уйти с места встречи. -Змея никогда не нападает первой! Она
может укусить в целях самообороны, например, если на нее наступить или
испугать.

3.
При укусе гадюки надо немедленно обратиться за медицинской помощью.


Вы наверное устали? Ну тогда с вами немножко отдохнем, выполним
физкультминутку.

Физкультминутка

Раз
– подняться, потянуться,

Два
– нагнуться, разогнуться,

Три
– в ладоши, три хлопка,

Головою
три кивка.

На
четыре – руки шире,

Пять
– руками помахать,

Шесть
– на место тихо сесть.


Наше путешествие продолжается дальше.

   V.           
Закрепление нового материала.

Минутка
интересных открытий. Рассказ учителя о пользе пресмыкающихся.


Ребята, давайте порассуждаем, а зачем вообще пресмыкающиеся? Приносят они
какую-нибудь пользу для природы? (Ответы детей)

— А
для человека? (Ответы детей).


Послушайте.  (Рассказ учителя)

Пресмыкающиеся
необходимы самой природе. Не станет змей – и очень много разведется грызунов.
Не будет ящериц – размножатся вредные насекомые. Крокодила, оказывается, тоже
полезны: они вылавливают больных рыб и хищников, поедающих рыбную икру. В свою
очередь пресмыкающиеся сами служат для кого-то пищей.

Нужны
пресмыкающиеся и человеку. Крупные ящерицы, змеи и крокодилы дают ценную кожу.
А черепахи дают мясо и яйца. В жарких странах есть специальные фермы, где
разводят крокодилов и черепах. А еще разводят и ядовитых змей и берут у них яд.
Он идёт на изготовление нужных лекарств и ценится очень дорого.


Так какую пользу приносят пресмыкающиеся для природы?

— А
для человека?

Составление
цепи питания


Ребята, сейчас мы составим цепь питания. У каждого на парте лежат карточки со
словами. Вы должны положить карточки в таком порядке, чтобы получилась цепь
питания. Работаем в парах. Потом вы озвучите её всему классу. (Каждое слово
записано на отдельной карточке, при ответе детей учитель при помощи магнитов
крепит такие же цепи питания на доску. Карточки раздаются детям на перемене)

Карточки:

1.      Комар,
лягушка, змея.

2.      Жаба,
уж, еж.

3.      Мышь,
гадюка, ёж.

Работа
в тетради на печатной основе.

— Наше
путешествие подходит к завершению. А сейчас мы проверим, как хорошо вы
запомнили о пресмыкающихся, были ли вы внимательными на уроке.

Давайте откроем тетради на странице 30 и выполним задания. (Задания
выполняются самостоятельно. После того, как дети выполнят задания,
осуществляется самопроверка. Вызывается один ученик на одно задание и
озвучивает его, остальные проверяют у себя в тетрадях.)

Задание 1. Узнай по
описанию животное, наклей его изображение и напиши название.

image002

       
Задание 2. Отметь знаком
V правильные
утверждения.

image003

(да)

(нет)

(да)

(нет)

(нет)

(да)

VI.           
Подведение итогов урока. Рефлексия


Ребята, с какой группой животных мы познакомились сегодня на уроке? Почему они
так называются? (Пресмыкаются к земле, ползают)


Как по-другому называют пресмыкающихся? (Рептилии)

— Приведите
примеры рептилий. (Ответы детей.)


Какие из них встречаются в Беларуси? (Ящерицы, болотная черепаха, змеи – уж,
гадюка, медянка)


Чем отличаются пресмыкающиеся от животных других групп? (Не высиживают яйца,
змеи и ящерицы меняют кожу, а крокодилы и черепахи нет, добычу глотают целиком,
имеют ядовитые зубы).


Ребята, мне очень понравился урок и то, как вы работали на нём. — Я думаю наше
путешествие удалось и было увлекательным.  Я надеюсь, что вам также оно
понравилось.


Покажите зелёную фишку — кому понравился урок и работать на нем.

— А
теперь покажите красную фишку — кому урок не совсем понравился, и работать на нем
было не очень просто или неинтересно.

VII.           
Д/з

Прочитать
параграф на с. 88 — 91. Ответить на вопросы

Уж

Ужи водятся в сырых местах, плотинах, сараях, у берегов рек, в лесу. А ещё
ужи выползают из своих убежищ погреться на солнышке.

Уж темного цвета, его длина достигает 1 м, хорошо выделена голова, еще
лучше выражена шея и хвост. За головой находятся два желтых пятна.

Уж более подвижен, чем гадюка, быстрее ползает. Это делает его ловким
охотником. Ужи, кроме того, прекрасные пловцы и ныряльщики. Уж издает звуки:
шипит, а иногда свистит, может притворятся мертвым.

Питается лягушками, кротами, мышами, ящерицами, маленькими птицами и их
яйцами, в воде — головастиками, мелкой рыбой.

Сами же ужи служат пищей для барсуков, аистов, цапель, ежей. Ужи для
человека не опасны.

Гадюка

Гадюка — единственная ядовитая змея в Беларуси. Она имеет темную,
зигзагообразную полосу вдоль спины. Живет в лесах и по берегам водоемов, на
болотах и лугах. Гадюка неповоротлива. Длина тела — 60 см, реже — 80 см. Ей
труднее справиться с добычей. Но в этом гадюке помогают ядовитые зубы. Своим
укусом она парализует жертву, например, мышь, и лишь потом съедает ее. Мелкие
гадюки питаются насекомыми, более крупные — грызунами.

Сами же ужи служат пищей для аистов и ежей. Укус гадюки может быть
смертельным для человека.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ про ящерицу для детей

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ про ящерицу для детей

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ про ящерицу для детей

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ про ящерицу для детей

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ про ящерицу для детей

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Рассказ про ягель зеленые страницы
  • Рассказ про ядовитых пауков
  • Рассказ про электричество 2 класс
  • Рассказ про эраста из бедной лизы
  • Рассказ про эффект бабочки