Рассказ про японское море

Со дня землетрясения минуло 10 лет. при поддержке как всей японии, так и из-за рубежа, город кэсэннума по большей части

Со дня землетрясения минуло 10 лет. При поддержке как всей Японии, так и из-за рубежа, город Кэсэннума по большей части завершил запланированные восстановительные работы. Вначале их вели под девизами «Как можно скорее» и «Сделать город живее и энергичнее, чем до землетрясения», однако реальность была суровой. Но дух жителей поддерживала идея восстановления, выраженная словами «Живем вместе с морем». Наш рассказ непосредственно с места событий – из города Кэсэннума, не раз подвергавшегося ударам цунами, но все-таки избравшего путь восстановления в сосуществовании с морской стихией.

Жители города против гигантских береговых стен

В районе Кусакидзава порта Кураути, примыкающего к городу Минамисанрику, есть место, очень символичное для города Кэсэннума, выступившего против строительства береговых стен для защиты от волн. О том, как после изначального согласия местной общины в мае 2015 года с планом строительства волнозащитной стены высотой 9.8 метра над уровнем моря далее, по итогам повторного рассмотрения в феврале 2012 года вопроса о необходимости таких сооружений, от реализации этого плана было решено отказаться, рассказывали даже по телевидению. Особый интерес вызвало то, что в соседней бухте, со стороны Минамисанрику, из тех же соображений защиты насыпи железнодорожной линии JR Минамисанрику и сельскохозяйственных угодий, возделывать которые не планировалось, волнозащитная стена была построена в соответствии с планом. То есть примыкающие друг к другу муниципалитеты выбрали противоположные решения.

Уже по тому, что в маленькой и неприметной гавани отказались от строительства береговых стен, можно догадаться, что едва ли среди пострадавших от удара стихии районов найдется другое место, где планы их строительства обсуждались более бурно. И дело не только в том, что стоимость работ сочли слишком высокой или планируемое число стен – слишком большим. В этом городе особенно сильны чувства, которые люди испытывают к морю. Подтверждением силы этих отношений служит то, что при всем стремлении к скорейшему возрождению здесь целых семь лет не жалели ни времени, ни средств для того, чтобы наконец прийти к заключению по поводу строительства каждого из защитных сооружений.

Рыбный порт в районе Кусакидзава, где остановили реализацию плана строительства волнозащитной стены стоимостью 1,28 млрд йен. На заднем плане видна насыпь бывшей железнодорожной линии JR Кэсэннума. Теперь это дорога для автобусного сообщения
Рыбный порт в районе Кусакидзава, где остановили реализацию плана строительства волнозащитной стены стоимостью 1,28 млрд йен. На заднем плане видна насыпь бывшей железнодорожной линии JR Кэсэннума. Теперь это дорога для автобусного сообщения

Вид со стороны города Минамисанрику, где сооружение волнозащитной стены прошло по плану. Стоимость работ составила 450 млн йен
Вид со стороны города Минамисанрику, где сооружение волнозащитной стены прошло по плану. Стоимость работ составила 450 млн йен

Чтобы понять, почему обсуждения потребовали так много времени, нужно знать следующее.

В подготовленном городом плане восстановления под девизом «Создавать город, в котором никто не гибнет он цунами» целью ставилось обеспечить уровень защиты от этого бедствия, при котором горожане будут в безопасности даже в том случае, если цунами случится, когда они спят. Но правительство страны согласилось только с высотой волнозащитных сооружений, достаточной для защиты от таких волн, которые случаются с промежутком от нескольких десятилетий до сотни с несколькими десятками лет (максимальной высотой порядка 15 метров) – подобных цунами Мэйдзи-Санрику и цунами, вызванным землетрясением в Чили. Именно по этой причине районы с вероятностью затопления волнами, сопоставимыми по высоте с теми, что были вызваны Великим восточно-японским землетрясением (высотой примерно до 25 метров), даже после строительства новых береговых защитных сооружений оказывались районами, определенными как подверженные риску бедствия с соответствующим ограничением проживания людей. Чтобы хоть немного сократить площадь территорий с риском стихийного бедствия, было решено повысить уровень городской территории, а там, где этой меры окажется недостаточно – переселять людей в жилые комплексы в более высоких местах.

Рассказ про японское море

Таким образом, без окончательного решения по плану строительства береговых защитных сооружений было невозможно определить территории с риском бедствия, а это, в свою очередь, не позволяло выделить ту часть населения, которую требовалось переселять в более возвышенные места. Поэтому с лета года, наступившего вслед за годом бедствия, во всех соответствующих районах стали проводить разъяснительные собрания по поводу планов строительства волнозащитных стен.

В то, что предлагалось в первом плане, представленном населению, верилось с трудом. До стихийного бедствия волнозащитные стены по большей части имели высоту 2-4 метра, а некоторые участки побережья и вовсе не имели защиты, между тем как высота новых волнозащитных стен достигала 14,7 метра. Но даже при строительстве столь высоких защитных стен зоной с риском ущерба в случае стихийного бедствия оставались 75% территорий, затопленных цунами во время Великого восточно-японского землетрясения. Часть горожан, переживших удар стихии, говорила: «Пусть строят еще выше», другая – бурно возражала, считая: «Стена не нужна, раз она не защитит от цунами, подобного нынешнему», «Будем сидеть за бетонной стеной как в тюрьме», «Нам совсем не будет видно моря», «Стены не нужны настолько, чтобы хоронить под ними песчаные бухты и прибрежные скалы».

Рассказ про японское море

Слезы школьников по побережью Коидзуми

В черте города число мест строительства волнозащитных стен в рамках восстановительных работ составляло 106 на 78 участках побережья. Из них строить сооружения новой высоты было решено в 72 местах, а в остальных они были только восстановлены до прежнего состояния. Проводить разъяснительные собрания для местных жителей и формировать консенсус требовалось для каждого места в отдельности, и результаты оказались разными в зависимости от того, насколько удавалось находить общий язык, а в некоторых случаях, как с уже упомянутым районом Кусакидзава, от предложенных планов пришлось отказаться.

Рассмотрим лишь два совершенно противоположных примера, которые дают пищу для размышлений о подходе к формированию консенсуса.

На пляже Коидзуми, который был внесен Министерством по делам окружающей среды в список «Сто наиболее приятных пляжей», планировалось возвести волнозащитную стену высотой 14,7 метра. Предполагалось, что вместе с продолжением волнолома от речной дамбы совокупные расходы на проведение работ по строительству этого сооружения общей длиной 4,6 километра составят 22 млрд 300 млн йен. Но поскольку данной местности был нанесен опустошающий ущерб, и люди, жившие на затопленной цунами территории, переселялись на более возвышенный участок, там, где уровень территории был ниже защитной стены, не было жилья. Поэтому люди стали возражать, заявляя: «Это напрасная трата налогов», «Чем бетонную стену возводить, лучше оставьте природу».

Администрация префектуры, которая отвечала за проведение работ, на разъяснительном собрании в ноябре 2013 года заключила, что «согласие получено». Но часть жителей города выступила против, сочтя некорректным подход властей к вопросу о согласии, и начала сбор подписей под петицией к правительству и администрации префектуры, чем привлекла внимание СМИ.

При повторном проведении разъяснительного собрания председатель местной ассоциации развития и другие лица из желания восстановления в скорейшие сроки единодушно согласились с предлагаемым планом. Но затем, на разъяснительном собрании в июле 2014 года для окончательного подтверждения в связи с началом выполнения строительных работ, учащиеся местной полной средней школы потребовали еще раз пересмотреть вопрос строительства, выдвинув встречный план со словами: «Мы не хотим, чтобы нас защищали строительством стены от волн». Однако к их мнению не прислушались. Со слезами на глазах школьники говорили: «Они утверждают, что это делается для будущих поколений, а сами при этом не желают прислушаться к мнению молодежи».

Молодежь требовала пересмотреть план строительства, потому что верила в то, что оживление региона будет зависеть именно от богатства его природы, а взрослые были уверены в том, что развития региона можно добиться, стремясь к урбанизации посредством проведения общественных работ. Они так и остались каждые при своем видении будущего, не согласовав единой позиции.

Строительство защищающих от волн стен и волнорезов практически завершено. К нынешнему этапу совокупная сумма расходов возросла до 49 млрд 400 млн йен, но поскольку горожане уже смотрят в будущее, теперь они склонны воспринимать вопрос о волнозащитных стенах скорее как былую проблему.

На территорию с тыльной стороны стены переехало крупное тепличное хозяйство по выращиванию помидоров, а в 2019 году вновь открылся пляж. Ведутся также переговоры по привлечению производства пивоваренной кампании из Камакуры. Конфронтация сторонников и противников стены какое-то время продолжалась, но из слез школьников извлекли урок, пересмотрев подход к формированию консенсуса. В какой-то мере утешает то, что случившееся учли при подготовке планов создания волнозащитных стен в других районах.

Защитная стена высотой 14,7 м, построенная на побережье Коидзуми. Даже зимой сюда приезжают любители серфинга
Защитная стена высотой 14,7 м, построенная на побережье Коидзуми. Даже зимой сюда приезжают любители серфинга

Рыбный порт Оосима: аплодисменты по окончании разъяснительного собрания

Остров Кэсэннума-Оосима – самый крупный из обитаемых островов региона Тохоку. Этот остров, который прозвали «зеленой жемчужиной» за богатство и щедрость природы, был потрясен планом строительства береговых волнозащитных стен.

Практически все население острова восприняло идею о возведении огромных защитных стен с сомнением, и от плана строительства на пляже защитной стены высотой 11.8 метра отказались; в соседней бухте также избежали сооружения бетонной волнозащитной стены благодаря строительству защитной насыпи с лесопосадкой. И лишь в отношении плана строительства стены для защиты от волн высотой 7.8 метра в рыбном порту Уранохама, который служит морскими воротами острова, возникла патовая ситуация: администрация префектуры не могла пойти на необоснованное изменение высоты, а жители острова требовали ее изменить.

«Вы продавливаете свой план в одностороннем порядке». «Вам все равно, что думает население острова, которому здесь жить». Каждый раз во время проведения разъяснительных собраний на представителей администрации префектуры обрушивался шквал критики.

Прорывом из тупиковой ситуации стало учреждение совета по обсуждению восстановления, в где за столом переговоров встретились представители населения и административных органов. В отличие от конфронтации на разъяснительных собраниях, на заседаниях совета стали искать пути решения задач, тщательно рассматривая каждый вопрос – необходимость строительства волнозащитной стены, воздействие, которое окажет изменение высоты волнозащитных сооружений и т. п. Чтобы не возвращаться к уже обсужденным и согласованным вопросам, вели протоколы заседаний.

Итогом стала договоренность отодвинуть волнозащитную стену от моря на 30 метров, снизить высоту на 30 сантиметров и покрыть стену со стороны моря землей с тем, чтобы провести озеленение. При этом договорились повысить уровень территории с тыльной стороны до верхней кромки стены для того, чтобы город смог разместить в этом месте объекты, способствующие оживлению территории.

После этого итоговое разъяснительное собрание, которое провели в июле 2017 года для всех жителей острова, завершилось аплодисментами населения и теплыми словами благодарности.

Приведенные примеры дают урок о том, насколько необходимо для формирования консенсуса занимать позицию, открытую для диалога. Этот опыт демонстрирует, как можно шаг за шагом продвигаться вперед, если обеспечить площадку для диалога, где и местная община, и административная власть вместе обдумывают пути решения, верно понимая положение дел благодаря обмену сведениями и замыслами.

Остров Оосима, рыбный порт Уранохама. Благодаря повышению уровня с тыльной стороны и покрытию землей стороны, обращенной к морю, бетонную стену совсем не видно
Остров Оосима, рыбный порт Уранохама. Благодаря повышению уровня с тыльной стороны и покрытию землей стороны, обращенной к морю, бетонную стену совсем не видно

Район Найван: цель – креативное восстановление

Многочисленные и разнообразные изменения были внесены в планы не только на острове Оосима – на других побережьях тоже изменяли место расположения стен с тем, чтобы сохранить песчаные бухты или каменистые берега; дополняли стены прозрачными окнами из акрила, чтобы они не производили чересчур гнетущее впечатление, комбинировали с автомобильными дорогами и так далее. И в каждом из этих случаев реализовать план, изначально не принятый населением, удалось лишь благодаря настойчивому ведению диалога.

Найван, будучи одним из центральных районов Кэсэннумы, вместе с тем является частью рыбного порта Кэсэннума. Находясь рядом с рыбным рынком, он развивался как место, где встречаются местные жители, рыбаки и туристы. Оживленности способствовало еще и то, что именно отсюда отправлялись и прибывали пассажирские суда до острова Оосима. Но с завершением строительства моста в апреле 2019 года регулярное морское сообщение прекратилось. Поскольку многие местные жители переселялись на более высокие участки, в районе остро почувствовали угрозу утратить оживленность и стали усиленно работать над так называемым «креативным восстановлением», к которому призывало правительство страны.

Необходимо было принять решение по поводу плана администрации префектуры о возведении волнозащитной стены высотой 6,2 метра.

До стихийного бедствия здесь не было никаких береговых защитных сооружений – город и море составляли единое целое. Желание оставаться местом с видом на море было здесь особенно сильным. Организовали конкурс по сбору идей городского строительства, выдвигалось предложение соорудить подвижные волнозащитные стены, которые будут подниматься с морского дна, или создать волнозащитные сооружения у входа в бухту. Неоднократно проводилось моделирование, и в целом вопрос сосредоточенно и многократно обсуждали на протяжении трех лет.

Несмотря на то, что по итогам скорректированного моделирования ситуаций высоту стены в конечном счете уменьшили до 5.1 метра, разница между склоном с тыльной стороны и верхушкой стены составила более 2 метров – моря за такой стеной было не увидать. И тогда администрация префектуры согласилась выполнить верхний метр стены, который обеспечивал запас по высоте относительно предполагаемых волн цунами, в виде поднимающихся барьеров. Они устроены таким образом, чтобы в обычное время находиться в опущенном состоянии, но подниматься за счет напора воды в случае прихода цунами. Такую конструкцию использовали впервые в стране. Хотя сооружать подобные подъемные барьеры дороже, чем бетонную стену такой же высоты, благодаря этому приему удалось добиться, чтобы из городских кварталов сохранился вид на море.

Единым целым со стеной запланировали построить коммерческие – рестораны, кафе и т. п., а также общественные объекты с таким расчетом, чтобы со второго этажа открывался вид на море.

При всем при том на соседнем с этим отрезком участке волнозащитную стену решили не строить. Это объясняется тем, что за стеной оказались бы туристические объекты и ряд производств, связанных с судами. Решение стало результатом изъявления единого мнения всем местным населением.

Поднимающиеся барьеры, комбинирование стены с другими сооружениями, отказ от стен – все эти разнообразные подходы были реализованы на участке берега протяженностью порядка 500 метров. Другого такого места просто не существует, и поэтому туда приезжают учиться и перенимать опыт исследователи в области строительства, студенты и многие другие.

Решение вопроса волнозащитных стен отняло много времени из ограниченного срока, отведенного на восстановление, однако вместе с тем данный вопрос представил возможность повысить осознание проблем восстановления среди местного населения. А общее видение будущего, объединявшее жителей и власти, – стремление «жить с морем» – позволило не сдаваться и упорно двигаться вперед.

Волнозащитная стена, красная часть которой – встающий барьер. В глубине видны кварталы района, избравшего путь креативного восстановления
Волнозащитная стена, красная часть которой – встающий барьер. В глубине видны кварталы района, избравшего путь креативного восстановления

Фотография к заголовку: волнозащитные сооружения в г. Кэсэннума префектуры Мияги. Огромные стены высотой 7,2 метра защищают нефтехранилище и верфи. За ними идёт строительство приморской дороги (фотография “Кёдо цусин”)

Статьи по теме

  • Шесть лет после Великого восточно-японского землетрясения: указатель высоты цунами в центре Токио
  • Землетрясение в Японии и воспоминания о сильнейшем цунами 2011 года
  • Великое восточно-японское землетрясение и цунами 11 марта 2011 года: трагическая история региона Тохоку
  • Пострадавший от цунами город закрывает проект по возвращению владельцам потерянных вещей
  • Что делать, когда придёт цунами?
  • После цунами: возрождение керамики Сома

В июле Оля вместе со своими родителями побывала в гостях у дяди Славы. Он живёт во Владивостоке. В один из дней дядя возил их купаться в Амурский залив Японского моря.

По приезду домой девочка была полна впечатлений. Она тут же позвонила своему другу Вите и рассказала про их небольшое семейное путешествие.

– А больше всего мне понравилось купаться в море, — поделилась она. – Дядя Слава научил меня плавать. И это было так легко. Оказывается в Японском море очень просто держаться на воде. На Чёрном я так не могла.

– Интересно, а почему так? – поинтересовался Витя.

Оля ответила:

– Дядя мне рассказал, что Японское море самое солёное в России. В этом-то всё и дело. Хотя раньше я думала, что все моря одинаковые.

Витя задумался:

– Надо бы почитать об этом. Пойду в библиотеку или поищу какой-нибудь тематический фильм.

Но Оля предложила не терять время на поиски, а сразу отправиться в Академию любознательности. Их знакомый Учёный Кот знает обо всём на свете. Витя тут же согласился. Дети достали из ящика волшебный кьюорисити, который перенёс их в старинный замок. Хранитель Знаний сидел за чашкой чая и о чём-то размышлял.

Друзья поздоровались и извинились за столь неожиданный визит. Но Кот улыбнулся:

– Рад вас видеть. Вы хотели о чём-то спросить меня?

Витя ответил:

– Да, нам с Олей стало очень интересно узнать про моря. А именно, почему вода в них солёная, в то время как в реках – пресная? Откуда она там берётся?

– А ещё захотелось послушать, правда, что чем солёнее вода, тем легче плавать? — добавила Оля.

– Это очень интересные вопросы, — сказал Котофей Иванович. – Я готов с радостью рассказать всё, что знаю. Пойдёмте за мной.

Хранитель Знаний провёл детей в лабораторию. Там у него хранились всевозможные колбочки, банки и жидкости.

– Я хочу вам показать один эксперимент, — пояснил Учёный Кот. – Принадлежит он известному древнегреческому учёному Архимеду.

Тут Котофей Иванович достал прозрачную ёмкость и налил в неё бутылку простой воды. Затем положил в него обычное куриное яйцо. Оно опустилось вниз. В другую тару он также налил ту же самую воду, только на этот раз добавил к ней две столовые ложки соли. Опустил яйцо. Но, к удивлению ребят, оно не утонуло, а осталось плавать на поверхности.

Хранитель Знаний объяснил:

– Этот опыт показывает нам, что у солёной воды более высокая плотность, чем у пресной. И чем больше соли, тем легче предметам держаться на поверхности. В этом и кроется причина, что в Японском море плавать легче, нежели в Чёрном.

– А сейчас попробую ответить на другой вопрос, — продолжил Кот. – Как же соль попадает в море?

Как вам известно, все реки впадают в моря и океаны. По пути они вымывают соли из почвы и несут их к ним. Так растворённая соль оседает в море. Ежегодно реки добавляют 1/16 млн долю соли. Этот процесс длится уже свыше 2 млрд лет.

Но есть ещё и вторая гипотеза, которая не исключает, а скорее дополняет первую. Всё дело в вулканах. Когда они извергаются, выходит магма. Она-то и добавляет морю ещё множество минералов, которые делают воду солёной.

Тут Витя заинтересовался:

– А сколько граммов соли содержится в одном литре морской воды?

Хранитель Знаний ответил:

– Много зависит от климата и других географических условий. В разных местах количество соли неодинаково. Но в среднем это число около 35 грамм. Самым солёным в России, действительно, считается Японское море. А вот в мире пальма первенства принадлежит Красному и Средиземному морям. Там цифра достигает 42 грамм на литр. Объясняется это усиленным испарением из-за жары.

– Как интересно. Спасибо большое за увлекательный рассказ, — поблагодарили Котофея Ивановича дети. Друзья попрощались и с помощью своего кьюорисити отправились обратно домой.

На сайте Академии любознательности в разделе «Познавательные рассказы»: https://academy-of-curiosity.ru/category/poznavatelnye-rasskazy/ вы сможете найти ответы и на другие вопросы маленьких почемучек. Например, чем жаба отличается от лягушки или зачем кошкам и собакам хвосты, из чего состоят облака или почему фламинго розовые.

У нас на сайте вы также сможете приобрести увлекательные квест-игры для детей. Они не дадут скучать на детском дне рождении, с помощью них вы сможете легко занять большую компанию детей или просто провести выходной день с ребёнком. Квест по поиску подарка в домашних условиях https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-po-poisku-podarka-dlya-detej/

Вы можете выбрать тему игры, ориентируясь на интересы вашего ребёнка: динозавры, пираты, феи, детективы или автолюбители. Квест – это игра по поиску подарка, где дети находят подсказки одну за другой, решают загадки и головоломки, а в конце находят сюрпризы.

Преимущество квестов от Академии любознательности в том, что каждая тема объединена какой-то историей, все карточки красиво оформлены, а дополнительно к набору прилагается атрибутика для праздника, музыка и игры. Чтобы быстро разобраться, как подготовить квест, мы разработали инструкцию и схему раскладки подсказок. Материал высылается в электронном виде, вам останется его только распечатать. При желании, вы можете подготовить домашний квест для ребенка самостоятельно https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-dlya-detej-svoimi-rukami/

Играйте и познавайте мир вместе с Академией любознательности!

Прибытие во Владивосток. Заселение в гостиницу после 14-00 (за доп. плату возможно ранее заселение). Свободное время.
 
Ваш отель будет расположен в исторической части города. Отдохнув после дороги, отправляйтесь на прогулку. Загляните в старые дворики, пройдитесь вдоль моря, вдыхая морской воздух, фотографируйте смешных чаек, военные корабли, морские панорамы.
 
18-00 – приветственный ужин в ресторане «Миллионка», построенном на слиянии двух культур России и Азии. Находится в самом сердце культового района «Миллионка». Идеальное место,  где переплелись история с восточным темпераментом и динамика современного города у моря. Попадая в «Миллионку», вы окунетесь  в лабиринт тайн, соблазнов и искушений.
 
На ужине вас ждет:

— Филе камбалы на гриле с молодым картофелем и овощной сальсой
— Креветка васаби
— Салат с неркой и авокадо
— Брускетта с ростбифом
— Баклажан с томатами конкассе
— Чай
— Вода 4
 
После ужина отправимся с вами за романтикой ночного города-порта, будем любоваться огнями вечернего Владивостока с видовых площадок и наслаждаться красотой бухты Золотой Рог.
 
19-30 – 21-00 – экскурсия «Вечерний Владивосток».
 
В вечернее время Владивосток особенно прекрасен, огни ночного города подчеркивают красоту Владивостока, его мосты, которые считаются визитной карточной города. Во время экскурсии вы проедете по знаменитому Золотому мосту, побываете на двух видовых площадках, загадаете желание под аркой Цесаревича Николая, узнаете, где находится «колыбель Владивостока». Вечерний Владивосток с его красивыми старыми зданиями и бухтой Золотой рог запомнятся Вам надолго.33 _mg_4076 _mg_2661 

2 день

Завтрак.  Гастрономическая экскурсия на остров Рикорда (катер+прогулка)
 
Сегодня нас ждет настоящее приключение с  обедом на берегу одного из самых красивых островов архипелага Императрицы Евгении – острове Рикорда.
 
09-00 – сбор группы в холле отеля. Трансфер на пирс. Знакомство с экипажем. Инструктаж по технике безопасности.
09-30–11-30 – переход по морю на катере до острова Рикорда. Катер пройдет вдоль основных островов архипелага Императрицы Евгении — Русского, Попова, Рейнеке, Пахтусова.
 
11-30 – прибытие на остров. На острове нет пирсов, поэтому высадка будет «мокрой». Не беспокойтесь! Наши гиды и экипаж вам помогут, смело подавайте им руку и уверенно спрыгивайте на берег. Наше островное приключение начинается.
 
Прежде чем мы отправимся на прогулку, наш шеф-повар угостит  нас походным дальневосточным завтраком  с ароматным фирменным чаем. Если именно сегодня вам не хочется длительных прогулок – отлично! Пляж и море в вашем распоряжении.
 
12-00 — 14-00 — пешеходная прогулка по острову Рикорда. Мы увидим Южный пляж, «Город обезьян», зайдем на Малину сопку, с которой открывается великолепный вид на акваторию залива Петра Великого и весь остров Рикорда, спустимся в Восточную бухту.
 
По желанию можно остаться на Восточном пляже,  отдыхать, загорать, купаться или продолжить прогулку к Красным скалам. Во время прогулки смотрите внимательно по сторонам, иногда здесь можно встретить тюленей ларга.
 
14–00 – дальневосточный островной обед из свежих морепродуктов от шеф-повара.
 
В меню:
Холодная закуска: гребешок-сашими по-корейски
Горячая закуска: мидии в сливочном соусе
Основное блюдо: молодой картофель с морепродуктами и специями
Напиток: ароматный фирменный чай

Немного о нашем шеф-поваре
Элеонора Савоськина 
После университета несколько лет работала в Корее, где заинтересовавшись культурой еды и традициями приготовления, прошла обучение по приготовлению корейских блюд. После этого еще два месяца жила в корейской семье, где под чутким наблюдением хозяйки дома закрепила полученные знания. 
После возвращения во Владивосток работала поваром-универсалом панорамного ресторана Michelle. Там, под руководством итальянского шефа Gianpietro Destro, полностью изменили меню ресторана объединив приморский колорит с самой популярной мировой кухней. Вдохновившись изящностью и разнообразием итальянской кухни отправилась в Милан где прошла интенсив по итальянской кулинарии. Вернувшись в город у моря стажировалась у шефповара, преподавателя Novikov school Бурнасова Ильи, после чего была приглашена на работу в ресторан «Цех».

 
Отдых на острове. Купание в море.
Пляж на острове галечный, не оборудованный, дикий. На острове нет лежаков, зонтиков, санитарных комнат, ларьков и магазинов, но там есть невероятные панорамы, чистое море, величественные скалы, невероятный воздух и чувство свободы.
 
Для данного путешествия вам понадобится коврик, дождевик, теплая куртка и шапка даже в августе (для перехода на катере), удобная обувь, брюки и рубашка (руки и ноги во время прогулки должны быть закрыты), купальник, полотенце, рюкзак, репелленты, защитный крем от солнца, очки, головной убор, пакет под индивидуальный мусор.
 
17-30 – отправление во Владивосток. Ориентировочное время прибытия в город 19-30. Трансфер в отель.img_2638 img_2716 img_2632 img_2329 img_2536 img_2527 

3 день

Завтрак
Экскурсия «Остров Русский, Океанариум, Форт Поспелова, Новосильцевская батарея».
 
10-00 – встреча с гидом в холле отеля. Продолжительность экскурсии 5-6 часов.
 
9 лет назад остров Русский стал доступным районом города благодаря строительству вантовых мостов «Золотой» и «Русский». Владивосток = мосты, именно с ними и ассоциируется дальневосточная столица. Несмотря на популярность мостов, мы знаем, что впечатлит вас больше, чем чудеса инженерных сооружений и инфраструктуры, созданной к Саммиту АТЭС.
 
Остров Русский – это не только мосты, кампус ДВФУ и Океанариум. В первую очередь, остров Русский –  это панорамы пролива Босфор Восточный,  уютные бухты, непреступные скалы и живописные мысы, интересные виды на город, Русский мост и острова Папенберга и Скрыплева.
 
После экскурсии по острову и Океанариуму мы отправимся на форт Поспелова и Новосильцевскую батарею, чтобы познакомиться с военным прошлым города, прогуляться по лабиринтам и сделать десятки отличных фотографий, которые сохранят в памяти всю многогранность Русского острова.
 
Возвращение в отель.49 15 okeanarium-10 img_5766 vl_russian_island_1 img_3591_edited 

4 день

07-00 –  встреча с гидом в холле, выезд.  Путевая информация, инструктаж по технике безопасности. Санитарная остановка в с.Барабаш.

10-30 – прибытие в пгт. Славянку. Посадка на прогулочный катер.
Далее вас ждет 2-х часовая экскурсия без высадки на берег.

Сначала мы пройдем вдоль островов Архипелага Римского-Корсакова – Большой Пелис, Стенина, Де-Ливрона, Матвеева, Дурново, Гильдебрандта.
Следом насладимся панорамами кекуров Бакланьих, кекура «Штаны» и прибрежной полосы, обрамленной сосной густоцветковой
Испытаем детский восторг от увиденного лежбища тюленя ларга
После мы высадимся в бухте Средней

Именно здесь, в отсутствие бесконечного потока людей, мы сможем расслабиться и перезагрузиться.
Прекрасное море, изумительный цвет воды, белый песок — идеальные составляющие вашего отдыха.

12-30 – 16-00 – отдых в заповедной бухте Средней. Обед в ланч-боксах.
В бухте нет пирсов, высадка «мокрая».
16-00 – посадка прогулочный катер.

16-00 – 17 –00 – возвращение в пгт. Славянку.
17-00 – посадка в автобус, выезд во Владивосток. Ориентировочное время прибытия – 20-301 6 img_20200815_145715_edited 20200815_123840 img_4826 img_20200815_124108_edited 

5 день

Завтрак. Экскурсия «Бухта Стеклянная»
 
09-00 – встреч с гидом в холле.
Утро – лучшее время для посиделок на берегу моря. Еще не проснувшийся день обостряет все органы чувств. Запах моря ощущаются ярче, шум морской волны звучит более мелодично, цвета становятся ярче и контрастнее.
 
Если повезет, мы застанем утро туманным. Живой туман – это магия Приморского края. Он будет обволакивать, открывать и снова прятать морские панорамы, раскрывая ваш полет фантазии.
 
В это утро мы отправимся с вами в бухту Стеклянную насладиться спокойствием шумного города, полюбоваться переливающимися на солнце стекляшками, искупаться, если захочется, и выпить свежесваренный кофе прямо на берегу необычной бухты.
 
Бухта Стеклянная – место, входящее в топ-10 обязательных к посещению мест во Владивостоке. После утреннего ритуала вас ждет экскурсия по городу. Маяки, бухта Золотой рог и Золотой мост, видовые площадки, военные корабли и белоснежные маленькие катера, уютный центр города с кварталами, где 100 лет назад жили японская, китайская и корейская диаспоры.
 
13-00 – сбор группы возле автобуса. Возвращение во Владивосток.img_20200530_081514
14-00 – 17-00 – гастрономическая экскурсия «Японские страницы Владивостока»
 
Вы узнаете о самых первых японцах в городе, о жизни и традициях японской диаспоры 19 века. Побываете на месте буддийского храма и услышите удивительную историю о японке, для которой Владивосток стал второй родиной. Прикоснетесь к японской поэзии, через стихи о страстной любви. Мы поразмышляем о философии в саду камней и узнаем, откуда пришла в Японию традиция любования цветами. Вас не оставит равнодушным судьба разведчика и спортсмена, жизнь которого была неразрывно связана с Японией.

Культуру страны восходящего солнца продолжим изучать в традиционном Японском ресторане Изакая, где вы попробуете настоящие японские блюда и насладитесь атмосферой Японии.
 
В меню:
 
Овощная темпура с креветкой
Суши из тунца (2 шт)
Гюдон (говядина в соусе с луком на рисе)
Саке японское (на одного человека 50 мл)

6 день

Завтрак. Экскурсия на остров Путятина.
 
07-00 – выезд из Владивостока на автобусе.  Время в пути ориентировочно 3 часа. Санитарные остановки в Шкотово и Фокино.

По пути следования вас ждет рассказ об уникальных личностях – дипломате Евфимии Васильевиче Путятине и купце Алексее Дмитриевиче Старцеве.
Вы узнаете:
О жизни Е.В. Путятина, о подписании первого договора с Японией и о знаменитом Тяньцзиньском трактате.

О судьбе А. Д. Старцева
Почему у сына Николая Бестужева фамилия Старцев?
Как А.Д. Старцев стал одним из богатейших европейцев в Китае?
Почему, несмотря на все свое состояние, он уехал на Дальний Восток и создал на острове Путятина уникальное хозяйство?

10-00 – прибытие в пос. Дунай. Пересадка на прогулочный катер.
10-00 – 11-30  катерная прогулка вокруг острова Путятина. Освобождайте место в телефоне и берите пауэрбэнк, фотографий будет много:
 
кекур Пять пальцев
лежбища тюленей-ларга
бухты Петуха, Слона, Черепахи и бухта Мраморная
 
После мы прибудем на камни Унковского, где нас ждет настоящее дальневосточное spa. Камни (крошечные острова) оборудованы шезлонгами для вашего комфорта. Вас ждут массаж под шум Японского моря и маска из икры свежепойманного морского ежа. Купание с тюленями-ларга. Во время купания вас будет сопровождать профессиональный дайвер.
 
Обед — дальневосточная уха из сезонной рыбы. Дегустация местных вин Майхинского винодельческого хозяйства. Вино производится по авторским рецептам из местного таежного и садового сырья – дикого винограда, лимонника, кишмиша, крыжовника, смородины, жимолости, вишни.
 
Купаемся в море, любуемся видами, наслаждаемся отдыхом.

16-45 – сбор группы, посадка на катер.
17-00 – отправление на катере.
17-10 – выезд во Владивостокbe016e2f-7ca6-4d60-b80d-f266666a20a6 9c9325a0-659c-4e8b-af47-3a8b5dd154cd_edited 64e11b9c-9e8a-4b90-af92-a4be6d360b40_edited whatsapp-image-2020-08-11-at-18_44_edited ykk8tdxea_sybqnmuvorn8img_4859

7 день

Завтрак в отеле
10-00 – сбор группы в холле отеля.
 
12-00 — прибытие в парк «Белый лев».  Прогулка по парку, знакомство с животными. У парка «Белый лев» очень большая территория, где вы можете не только наблюдать за животными, но и кормить их. Корм можно купить за дополнительную плату.
 
Каждая часть парка построена по индивидуальному проекту, учитывая особенности животных и потребность в условиях, приближенных к естественной среде. А именно: приют медведей, парк львов, яки, верблюды, тигры, гиены, страусы и другие. В парке представлена самая большая коллекция диких кошек на Дальнем Востоке.
 
15-00 – выезд во Владивосток. Ориентировочное время прибытия во Владивосток – 17-00.   __43 b828eee8-8738-462f-b foto-8
 

8 день

Завтрак. Свободный день.

9 день

Завтрак в отеле.
Сдача номеров. Трансфер в аэропорт.

Стоимость тура

Отель «Жемчужина» 3*
86 700₽ с человека при 1/2DBL
116 300₽ с человека при SNGL

Отель «Азимут Владивосток» 4*
94 400₽ с человека при 1/2DBL
130 400₽ с человека при SNGL

Специалисты

Ирина Канюкова
Наталья Тарасик
Тел: (423) 2300-345
+79241350306
+79149707990
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 

В доисторические времена на западных берегах Японского моря проживали племена монгольской расы, а Японские острова были заселены племенами айну, которых относят к представителям одной из древнейших рас восточной Азии.

Тогда же происходило заселение Японских островов предками японцев — малайским (или полинезийским) племенем ямато, проникшим на север через цепь островов Рюкю, и племенами монгольской расы, пришедшими с запада.

В жестокой борьбе вытесняли пришельцы коренных жителей островов — айнов все далее на север, на о. Хоккайдо, а затем на Сахалин и Курильские острова. Впервые о Японии и Японском море упоминается в китайских источниках, относящихся ко II в. до н. э.

В Европе о Японии услышали значительно позже, в конце XIII или начале XIV в. Эти сведения исходили от арабских путешественников и купцов, посещавших страны Восточной Азии, и отмечались в трудах средневековых арабских писателей. Подобные известия могли проникнуть на запад также через монгольских завоевателей во время их нашествия на Европу.

Подробнее о Японии на западе узнали от знаменитого итальянского путешественника Марко Поло, который в 1275—1292 гг. находился на службе у китайского богдыхана Хубилая, организовавшего в 1281 г. морскую военную экспедицию в Японию. Этот поход не достиг цели. Буря разбила большую часть китайско-монгольского и корейского флота, а высадившийся десант в количестве 30 тыс. воинов был уничтожен японцами.

Впервые европейцы, а именно португальцы, посетили Японию и южную часть Японского моря между 1539 и 1545 гг.

С этого времени начинается непосредственное знакомство с южной Японией португальских купцов и служивших у них лоцманами голландцев и англичан. Однако дальнейшее изучение было приостановлено: в 1624 г. в Японии был издан закон, запрещавший под страхом смертной казни японским подданным покидать страну, а иностранцам приближаться к берегам Японии.

Европейцы же пытались заходить в Японию и после запрещения. Так, в 1639 г. голландская экспедиция Кваста и Тасмана в поисках легендарных земель к востоку от Японии приблизилась к тихоокеанским берегам Хонсю, а голландец Де Фриз в 1643 г. подошел к восточному берегу Хоккайдо, где его корабль посетили айны. Де-Фриз открыл южные Курильские острова, был у мыса Терпения на Сахалине и в проливе Лаперуза со стороны Охотского моря.

В России первые сведения о Японии и Японском море стали появляться во второй половине XVII в., после знаменитого путешествия Василия Пояркова в 1644—1645 гг. по Амуру до его устья. Кое-какие сведения о Японии в России узнали из западноевропейских источников. На основании этих данных в России сложились более или менее определенные представления о Японии, которые нуждались в уточнении. С этой целью русскому послу в Китай Николаю Спафарию в 1675 г. был дан наказ: помимо официальной миссии, установить торговые сношения с Китаем и разграничить земли по Амуру, проверить на месте имеющиеся в России сведения о Японии. В дополнении к наказу, между прочим, говорилось: «За Китайским государством на востоке во окияне море, от китайских рубежей верст в семьсот лежит остров зело велик, имянем Иапония».

По возвращении в Москву Спафарий в книге, посвященной описанию Китая, пишет о Японии так: «Великой и славной остров Японской, как пишут китайские земнописатели и чертежи, начинается против устья Амура реки и простирается далеко против Китайского государства и для того иногда из Китайского государства в двои суток плавают в Японский остров».

Большой материал о Курильских островах и Японии поступил в Россию и от В. Атласова, открывшего в 1697 г. Камчатку. Местные жители ее, камчадалы, могли узнать о Японии либо от заброшенных на Камчатку штормами японских рыбаков и купцов, либо от курильских айнов. На русских картах Япония впервые нанесена в 1701 г., в Сибирском Атласе С. У. Ремезова («Чертеж земли Нерчинском города»), где указаны города на месте нынешних Акиты, Симоносеки, Нагасаки. Сведения о местоположении японских островов и проливов, их разделяющих, были получены опросным путем. Тем не менее они отличались достоверностью. Большой вклад в изучение физической географии Японии и Японского моря внесли многочисленные морские экспедиции различных стран. Среди них выделяется французская экспедиция Лаперуза.

Лаперуз, совершивший кругосветное путешествие, прошел в 1787 г. в Японское море через Корейский пролив. Далее, не приближаясь к берегам, проследовал на север, вошел в Татарский пролив и достиг узкости, называемой теперь проливом Невельского; здесь он встретил мели. Идти дальше Лаперуз не решился. Таким образом, вопрос, соединяется ли Сахалин с материком перешейком, т. е. является ли он островом или полуостровом, остался открытым. Затем Лаперуз повернул обратно и вышел в Охотское море проливом, названным впоследствии его именем. Лаперузом на большом протяжении был описан западный берег Сахалина, в Татарском проливе открыт залив Де-Кастри и несколько других небольших заливов и приметных мысов. Многим мысам Лаперуз присвоил французские наименования, сохранившиеся до сих пор: мысы Жонкиер, Клостер-Камп и ряд других.

Стоя на якоре в заливе Терней на расстоянии 1,5 мили от берега, Лаперуз наблюдал южное течение. Оно не меняло своего направления при приливе и отливе и достигало скорости 1 узла. Это, без сомнения, одно из первых упоминаний о Приморском течении.

Другим западноевропейским мореплавателем, посетившим Японское море, был англичанин Броутон. В 1796 г. он проследовал вдоль берегов Японии до южных Курильских островов и открыл Сангарский пролив. В следующем году он прошел Татарским проливом несколько дальше, чем Лаперуз (51°45′ с. ш.), но также повернул обратно, опасаясь мелей.

Возвращался Броутон вдоль западного берега Японского моря, по пути он заходил в некоторые корейские заливы и бухты. В нескольких местах он наблюдал течение, идущее на юг или на юго-восток со скоростью в 1 узел. Это также одно из первых упоминаний о Приморском течении. Впоследствии русская эскадра адмирала Путятина выяснила неточность описи восточного берега Кореи, сделанной Броутоном. Его карты расходились с действительностью, а многие бухты не были показаны вовсе (в частности Лазарева, Унковского, Гашкевича).

В 1803 г., совершая первое русское кругосветное плавание, знаменитый русский мореплаватель И. Ф. Крузенштерн посетил Японское море. Русское правительство поручило Крузенштерну описать северо-восточную часть Сахалина, лиман и устье Амура, а также определить, является ли Сахалин островом или полуостровом, соединенным с материком перешейком. Но из-за недостаточной настойчивости Крузенштерна вопрос о доступности Амура с моря остался неразрешенным. В 1805 г. Крузенштерн описал восточные берега Сахалина, обогнул его с севера и спустился к устью Амура, где встретил мели, а также сильное течение с юга, несущее пресную воду. Отсюда он сделал ошибочное заключение, что Сахалин соединяется перешейком с материком к югу от устья Амура. Он писал: «Испытания, учиненные нами, не оставляют теперь ни малейшего сомнения, что Сахалин есть полуостров, соединяющийся с Татарией перешейком… вход же в Амур по мелководности его лимана не доступен для больших кораблей».

Все же вопрос о судоходности устья Амура продолжал интересовать Россию. Эта задача была блестяще решена в 1849 г. Г. И. Невельским. Выполняя коммерческий рейс из Петербурга в Петропавловск-на-Камчатке на транспорте «Байкал», он обстоятельно описал Амурский лиман. Невельской доказал судоходность как северного, так и южного входа в лиман для больших кораблей. Таким образом была внесена ясность в вопрос о северной границе Японского моря.

Участник экспедиции Невельского лейтенант Н. К. Бошняк в 1853 г. основал в заливе Де-Кастри военный пост. В том же году им был открыт залив Хаджи, названный позже Императорской Гаванью (теперь Советская Гавань).

В следующем году через Корейский залив в Японское море вошла эскадра адмирала Е. В. Путятина. На переходе в Татарский пролив офицерами фрегата «Паллада» была произведена подробная опись восточного берега Кореи и юго-западной части залива, названного впоследствии заливом Петра Великого¹. Многие географические пункты Японского моря были названы именами офицеров кораблей эскадры: острова Римского-Корсакова и Фуругельма, залив Посьет, мысы Назимов, Гамова, бухты Лазарева, Гашкевича и Унковского.

После плаваний Невельского и Путятина русские военные и торговые корабли один за другим стали посещать воды северо-западной части Японского моря. Корветы «Новик» и «Воевода», клиперы «Стрелок» и «Гайдамак», транспорт «Японец» заходят в залив Петра Великого и производят морскую опись и промер залива.

20 июня (старого стиля) 1860 г. в бухту Золотой Рог вошел военный транспорт «Манчжур», которым командовал капитан-лейтенант Шефнер. С транспорта было высажено 40 солдат во главе с прапорщиком Комаровым и создан военный пост. Так был заложен город Владивосток.

После основания военных постов в заливах Петра Великого, Ольги и Владимира побережье Уссурийского края (ныне Приморского) стало более быстро осваиваться.

В 1871 г. во Владивосток из Николаевска-на-Амуре была переведена главная база Сибирской военной флотилии, а в 1880 г. во Владивостоке учреждено специальное гидрографическое ведомство — Отдельная съемка Восточного океана, преобразованная в 1897 г. в Гидрографическую экспедицию Восточного океана. Это ведомство должно было всесторонне изучать гидрографию нашего дальневосточного побережья.

Помимо промера и морской описи побережья и других гидрографических работ, Гидрографическая экспедиция Восточного океана, руководимая сначала М. Е. ко, а затем Б. В. Давыдовым, создала сеть опорных пунктов по изучению приливо-отливных колебаний уровня и произвела некоторые океанографические исследования в прибрежной зоне и в открытом море.

Большой вклад в изучение гидрологии дальневосточных морей сделал русский академик Л. И. Шренк. Он систематизировал все известные сведения о физической географии Японского моря в своих работах: «Очерк физической географии Северо-Японского моря» и «О течениях Охотского, Японского и смежных с ним морей».

Обширные океанографические работы в Тихом океане и дальневосточных морях начались в 1888 г. со времени плавания С. О. Макарова на корвете «Витязь». Макаров впервые провел тщательные глубоководные наблюдения в проливе Лаперуза; этими данными океанографы пользуются до настоящего времени. Не менее интересны его исследования режима лимана Амура и Корейского пролива. С. О. Макаров на основании научных экспедиционных материалов написал капитальный труд «Витязь» и Тихий океан…», изданный в 1894 г. Эта книга представляет первую полную сводку о гидрологии Тихого океана и дальневосточных морей. Она была переведена на многие языки и удостоена премии Академии наук и золотой медали Русского географического общества.

С установлением советской власти начинается новый период в исследовании дальневосточных морей. Через два месяца после изгнания белогвардейских банд и интервентов из Владивостока последовало решение правительства об организации Морских Сил Дальнего Востока и в их составе Гидрографической службы — Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке.

1925 г. стал поворотным в истории отечественных океанографических исследований на Тихом океане и в Японском море в частности. В этом году во Владивостоке была создана Тихоокеанская научно-промысловая станция (ТОНС), впоследствии реорганизованная в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Это была первая научно-исследовательская организация на советском Дальнем Востоке, в обязанность которой входило развитие биологических и гидрологических исследований на дальневосточных морях. Организатором станции и первым ее директором в течение двух лет был известный советский океанограф К. М. Дерюгин.

Гидрографы попутно с основной работой проводят в Японском море глубоководные исследования. Так, во время рейсов сторожевых кораблей «Боровский» и «Красный Вымпел» в 1926 г. были выполнены продольные и поперечные гидрологические разрезы в северной части Японского моря. При этом исследовалась вся толща вод от поверхности до дна (до 3500 м).

В 1928 г. во Владивостоке на базе небольшой метеорологической обсерватории, существовавшей еще в дореволюционные годы, был создан Дальневосточный геофизический институт (Дальгеофизин). В его задачу входило изучение гидрометеорологического режима дальневосточных морей. Такие организации, как Гидрографический отдел Тихоокеанского флота, ТИНРО, Управление портовых изысканий Тихого океана (УПИТО) и Дальгеофизин, проводили систематические океанографические исследования.

Исследовательская работа усилилась с получением ТИНРО парусно-моторной шхуны «Россинанте». Эта шхуна была оборудована глубоководными лебедками, лабораториями и по тому времени считалась лучшим научно-исследовательским судном Советского Союза. В 1931 г. «Россинанте» сделала около 10 разрезов, перпендикулярных к берегу от мыса Поворотного до залива Де-Кастри. По объему работ и охвату акватории моря эта экспедиция относится к числу первых крупных советских экспедиций на Дальнем Востоке.

Во время Второго Международного полярного года в 1932 г. гидрологическими и гидробиологическими работами Тихоокеанской экспедиции руководил К. М. Дерюгин, а промысловыми — П. Ю. Шмидт. Япономорская партия экспедиции, возглавляемая Н. И. Тарасовым, работала на «Россинанте», кроме того, исследования в Японском море проводились на траулере «Аскольд». С этого времени океанографические работы в Японском море проводились каждый год.

В 1935 г. Дальневосточный геофизический институт был преобразован в Управление гидрометеорологической службы восточных морей. На «Россинанте»² Управление гидрометслужбы собрало обширный океанографический материал в заливе Петра Великого и в открытом море. Особенно следует отметить серию съемок, проделанных в 1936 г. на «Россинанте» под руководством Н. А. Белинского. Всего в течение года было сделано пять съемок, начиная с ранней весны и кончая поздней осенью. Океанографическое изучение Японского моря с гидрографических, рыболовных и специальных кораблей продолжалось в широких масштабах до 1941 г.

Во время Отечественной войны изучение моря было эпизодическим. После войны, особенно с приходом специального экспедиционного судна Института океанологии Академии наук СССР «Витязь», научно-исследовательские работы на дальневосточных морях достигли огромного размаха. В 1951 г. во Владивостоке образовался Дальневосточный гидрометеорологический институт, который вместе с Государственным океанографическим институтом (Москва) провел большие работы в Японском море.

Для послевоенных океанографических работ на морях Дальнего Востока характерны широкая кооперация и сотрудничество научно-исследовательских институтов и ведомств, заинтересованных в изучении моря. Ряд экспедиций был организован объединенными усилиями тута океанологии АН СССР, Гидрографического управления ВМС, Управления гидрометслужбы и Министерства рыбной промышленности. Среди них по масштабу выделяется весенняя экспедиция 1954 г., которая провела три съемки Японского моря, повторяющиеся через короткий промежуток времени (через 10 дней).

— — — — —

1 — Фрегат «Паллада» прошел на север до Императорской гавани, где зимой 1866 г. был затоплен, иначе его захватил бы объединенный англо-французский флот, так как Россия находилась в состоянии войны с Францией и Англией.

2 — Шхуна была приобретена в 1935 г. у ТИНРО Управлением гидрометслужбы.

  • Рассказ прости меня хлеб
  • Рассказ про якута володю снайпера
  • Рассказ про эдварда грига
  • Рассказ про чемпионат мира по футболу 2018
  • Рассказ про храброго зайца