Рассказ про ядовитое растение для 2 класса

Обновлено: 2 месяца здравствуйте. пришло время писать сообщение о ядовитых растениях. задают писать подобные сообщения или доклады, как правильно? в

Обновлено: 2 месяца

Здравствуйте. Пришло время писать сообщение о ядовитых растениях. Задают писать подобные сообщения (или доклады, как правильно?) в 3 классе, по предмету «Окружающий мир». Приступим?

Немного оффтопа на всякий пожарный. Что еще полезного у нас есть по окружающему миру:

  1. Есть доклад о съедобных грибах
  2. Сообщение о ядовитых грибах (иногда ищется по запросу «сообщение о поганках»)

Все сообщения с подробным планом и фотографиями. Некоторые с подписями и уточнениями. Хорошо подойдут для презентаций.

Предмет «окружающий мир» получается достаточно разносторонний и интересный.

Сегодняшнее сообщение о ядовитых растениях тоже не является исключением, поэтому начнем его с подробной проработки плана.

Как составить план сообщения

Давайте подумаем, о чем мы можем рассказать? Насколько я понимаю, строгих рамок по подобным докладам в школе не дают. Значит все ограничено только нашей фантазией и знаниями. Первое, с чего мы начнем — небольшое вступление, в котором расскажем, что не всё, что растет в наших лесах и полях полезно для здоровья. Затем, кратко расскажем про самые известные ядовитые растения и симптомы отравления. В заключение можно вставить пару строк о том, как оказать первую помощь при отравлениях. Вроде не плохой план. Как считаете?

красивый лес

Вступление

Отправляясь на пикник или в лес за грибами и ягодами, необходимо помнить, что кроме полезных растений в природе существуют и ядовитые.  Ягоды, цветы, листья ядовитых растений приводят к отравлению, а в особо тяжелых случаях даже к смерти. Некоторые из них даже трогать опасно, не то что на вкус пробовать. Поэтому, вот вам правило №1 в лесу: если вы нашли растение или гриб, но не знаете что это – не трогайте его, не срывайте и тем более не пробуйте.

Кстати, интересный факт: в старые времена, прежде чем сорвать ягоды с неизвестного куста, люди внимательно его осматривали. Если замечали, что птицы едят плоды с этого куста, значит они не ядовитые и людям можно их есть. Если все ягодки круглые, красивые и не тронутые даже червяками и насекомыми – скорее всего они ядовитые.

К счастью, сейчас с развитием интернета и технологий, достаточно просто сфотографировать растение и интернет выдаст вам подробную справку о том, ядовитое оно или лечебное.

Ну а теперь перейдем непосредственно к сути нашего сообщения – к ядовитым цветам, кустам и прочему подобному.

Борщевик обыкновенный

Борщевик – ядовитое растение семейства зонтичных, ядовитое растение. Внешне похож на укроп-переросток. Чтобы его распознать, достаточно взглянуть на фото и прочитать краткие характеристики:

  • растение достигает 6 метров в высоту и более;
  • стебель борщевика толстый, к верхушке разветвленный;
  • листья этого ядовитого растения могут достигать метрового размера;
  • большие зонтичные соцветия достигают вырастают до 80 см в диаметре.

Борщевик обыкновенный часто растет густыми зарослями.

Заросли борщевика

Ну как вам такой лес? Ведь выше человека заросли.

Что в нем есть ядовитого? Да всё. Вообще всё. Борщевик может нанести непоправимый вред здоровью. Опасность представляют сок, пыльца, листья и даже роса. Например, сок при попадании на кожу, за короткое время, вызывает ожог с многочисленными волдырями.

Опасно даже простое прикосновение к растению. Ожоги долго заживают и могут оставить на коже шрамы и рубцы. Для организма, особенно для детского также опасна пыльца, которая может попасть на кожу через одежду. Вдыхание пыльцы может вызвать серьезные заболевания легких. В стебле борщевика много сока, если его сломать – брызги летят в разные стороны. Попадание сока борщевика в глаза, может привести к слепоте. Попадание в рот может вызвать  отёк гортани и смерть.

Первые признаки отравления борщевиком

  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота и рвота;
  • повышение температуры, до 40°C.

первая помощьПервая помощь при отравлении

Если сок попал на кожу или слизистую оболочку, важно успеть оказать первую помощь. Для этого:

  1. Промыть поражение под проточной водой с хозяйственным мылом.
  2. Обработать кожу спиртом, марганцовкой или фурацилином.
  3. Нанести мазь против ожогов.
  4. Защитить пораженный участок кожи от попадания прямых солнечных лучей.

Если ожог обширный и симптомы интоксикации (отравления) усиливаются, то в незамедлительном порядке нужно обратиться к врачу.

Рекомендую: более подробный доклад про разновидности и опасность борщевика для 3 класса по окружающему миру

Ландыш майский

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении — ландыш майский. Да, ребята, мы все прекрасно знаем как он выглядит. Это красивый цветок, растущий в регионах с умеренным климатом. Красивый и нежный ландыш обладает лекарственными и в тоже время ядовитыми свойствами.

Ландыш майский с цветами и ягодами

Ландыш майский имеет большие, овальные темно-зеленые листья, достигающие в высоту до 10 см. Листья отходят от тонкого ползучего корневища. Цветение ландыша наступает в мае начале июня. На растении появляется цветонос с цветами собранные в аккуратную одностороннюю кисть. Цветы очень красивые. Белоснежные, с нежным, ярко-выраженным ароматом.

После цветения появляются шаровидные, блестящие плоды-ягоды красно-оранжевого цвета. Ягоды держатся на ландыше с конца июня по июль. Встретить его можно в лиственных лесах, среди кустарников, на влажной почве.

Важно! Ландыш майский занесен в Красную Книгу.

Ландыш майский – ядовитое растение. Опасность для жизни представляет вся надземная часть растения. Листья и ягоды при употреблении в пищу вызывают сильное отравление вплоть до летального исхода. Смертельная доза составляет 2-4 ягоды.

Симптомы отравления

  • боль в животе;
  • тошнота, рвота;
  • слабость, головная боль;
  • учащенное дыхание.

первая помощьПри появлении первых признаков интоксикации (предлагаю, в нашем сообщении сразу пользоваться научными терминами), необходимо вызвать скорую, иначе последствия могут быть плачевными.

Красавка обыкновенная или Белладонна

Белладонна, красавка обыкновенная, бешеная вишня

Белладонна — королева ядов.

Почетное третье место в нашем сообщении о ядовитых растениях занимает Белладонна или Красавка обыкновенная. Это многолетнее растение высотой до 2 метров. У белладонны мощная, ветвистая корневая система. Толстый зеленовато-фиолетовый стебель покрыт яйцевидными, темно-зелеными листьями. Верхние листья располагаются попарно, нижние – поочередно.

Цветет белладонна в июне-августе. Растение покрывается крупными цветами. Снаружи они окрашены в буро-фиолетовый цвет, внутри окрас грязно-желтый. После цветения появляются сизые блестящие ягоды.

Белладонна – опасное растение. Как и у ландыша, у нее ядовита вся надземная часть, включая плоды. 2-3 съеденные ягоды могут привести к смерти. При срывании цветка, ядовитый сок остается на руках и может оказать вредное воздействие на организм человека.

Важно! Белладонна занесена в Красную Книгу.

Симптомы отравления беладонной

  • сухость во рту и носу;
  • расширение зрачков и снижение зрения;
  • лицо становится красным, на теле появляется сыпь;
  • головная боль;
  • хрипота в голосе;
  • рвота и понос.

Как вы понимаете, белладонной лучше любоваться со стороны.

Дурман обыкновенный

Однолетнее растение с неприятным, резким запахом. Растение обладает лекарственными и ядовитыми свойствами. Дурман достигает в высоту до 120 см. Корень у растения ветвистый, веретеновидный. Голый, прямостоячий стебель покрыт заостренными, поочередно посаженными нежно-зелеными листьями. Поверхность  листьев ворсистая.

Белоснежные цветы крупные, одиночные, трубчато-воронковидной формы.

дурман обыкновенный

После цветения появляются плоды с толстыми и твердыми шипами. Цветет дурман все лето: с июня по сентябрь. Плодоносить растение начинает в июле. Дурман обыкновенный произрастает на юге и в средней полосе России.

Дурман очень опасен, ядовитыми считаются цветы, листья, плоды и семена.

Симптомы отравления

При отравлении дурманом у пострадавшего расширяются зрачки, появляется сухость во рту, головная боль, покраснение лица и шеи, сильная жажда. В тяжелых случаях может наблюдаться галлюцинация, сильная возбудимость, несвязная речь.

Так как у него ядовита вся надземная часть, его даже трогать не стоит, не то что срывать.

Белена

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении – Белена. Это многолетняя культура с мягким ворсом и резким неприятным запахом. Вырастает до 1 метра в высоту. Корневая система белены мощная, глубоко уходит в землю. Прямостоячий стебель покрыт большими зубчатыми листьями.

беленаЦветет белена летом. Сначала появляются трубчато-колокольчатые цветы с фиолетовыми прожилками. После цветения появляются кувшинчатые, двухгнездовые плоды-коробочки. Белена, как и борщевик, растет на всей территории России. Ее можно встретить вдоль дорог, около жилых строений, в садах и огородах.

Опасность представляют листья, стебель, плоды и семена белены. При употреблении цветка в пищу тяжелое отравление наступает через 15-20 минут. В случае неоказания помощи наступает смерть.

Симптомы интоксикации беленой

  • нарушается глотательный рефлекс;
  • речь затруднена, появляются хриплый голос;
  • покраснение кожи;
  • сильная головная боль;
  • появляется светобоязнь;
  • повышенная возбудимость;
  • галлюцинации.

первая помощьПри отравлении беленой очень важно вызвать скорую помощь как можно скорее.

Чтобы обезопасить себя и сберечь свое здоровье, необходимо проходить мимо неизвестного растения. Ни в коем случае не срывать и не пробовать красивые ягоды.

Вороний глаз

Вороний глаз – многолетнее растение высотой до 40 см. Корневая система у цветка очень длинная и ползучая. Гладкий, прямой стебель в нижней части листьев не имеет, а на верхней части располагается мутовка, состоящая из 4 овальных листьев, которые располагаются в крест-накрест. На цветоножке сидит единственный цветок желто-оливкового цвета. После цветения, в конце июля, появляется многосемянной плод черного цвета. Вороний глаз предпочитает расти в тенистых, влажных местах, между кустарников, в хвойных и широколистных лесах.

Вороний глаз – ядовитое растение. Опасность для человека и животных представляют ягоды.

Симптомы отравления ягодами

При употреблении более 3 ягод, через короткое время появится рвота, понос, боли в животе, головная боль и судороги. В тяжелых случаях учащается сердцебиение и пульс, затруднено дыхание.

Волчье лыко

Ну и в завершение нашего сообщения о ядовитых растениях расскажем про Волчье лыко. Это  редковстречающийся ядовитый кустарник. Произрастает в средней и северной полосе России. Кустарник достигает 150 см в высоту. Цветет волчье лыко ранней весной, до появления листьев. Цветы имеют темно-розовую или фиолетовую окраску. Располагаются они в виде гроздевидного венчика и обладают приятным запахом напоминающий сирень. К сожалению, при длительном вдыхании аромата наступает сильная головная боль.

Листья кустарника располагаются на верхней части побегов. Наружная сторона окрашена в светло-зеленый цвет, внутренняя в сизый. После цветения на растении появляются ярко-красные плоды.

Из-за красивого аппетитного вида, ягоды часто срывают и едят. Делать это категорически запрещено, так как ягоды ядовиты.

Признаки отравления

  • жжение во рту;
  • боли в животе;
  • рвота;
  • жидкий стул;
  • жажда.

Если потрогать кору, на коже могут появиться волдыри, сыпь и покраснение. Даже просто находиться рядом с волчьим лыком небезопасно. Пары сока коры и ягод приводят к появлению насморка и кашля.

Первая помощь при отравлении

При отравлении волчьим лыком необходимо промыть желудок и обратиться за помощью к врачу. Если в лесу был обнаружен данный кустарник с ароматными цветами или яркими плодами, лучше пройти мимо. Любоваться на него можно со стороны, причем так, что бы ветер дул от вас в сторону куста, а не наоборот.

Вот и подошел к концу наш доклад. Конечно, это далеко не все ядовитые растения, встречающиеся в наших лесах, но для доклада для 3 класса этого списка будет достаточно. Если вдруг вам задали писать сообщение про растение, которого тут нет – пишите в комментариях. Напишу отдельно))

Пока, пока!

                                                           Итоговая  комплексная  работа  для 2 класса по ФГОС

Ф.И. _____________________________________________________________________________

Берёза.

        Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.

        Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо – сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.

        Берёза – растение – пионер, потому что оно активно обживает новые места.

        Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

        А что можно сказать о пользе берёзы?

        Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл.  Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

Основная часть.

Задание 1.

Допиши предложения, опираясь на содержание текста.

Берёза – это растение – пионер, потому что_____________________________

__________________________________________________________________

Берёза – это чудо – сеялка, потому что_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.

Выпиши из текста вопросительные предложения. В словах поставь ударение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

1) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие действие (глаголы). Надпиши над ними: гл.

2) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.

Задание 4.

Укажи количество букв и звуков в словах.

Радость — _______букв__________звуков

Листья — ________букв__________звуков

Задание 5.

Высота берёзы 7  м, а дуба 14 м.

1)Запиши вопрос задачи, если она решается так: 14 + 7

__________________________________________________________________

2)Во сколько раз высота дуба больше высоты берёзы?

__________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________

Задание 6.

Отметь значком ˅ , у какого дерева высота больше, чем у берёзы, но меньше, чем у дуба:

рябина  — 6 м

сосна  — 15 м

ель -10 м

Задание 7.

Что бы ты посоветовал сделать человеку, который не может объяснить значение слова? Выбери и отметь значком ˅ свой ответ.

Найди значение этого слова в словаре

Спросить у взрослых

Понять, от каких слов оно произошло

 Поясни своё решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Что бы ты рассказал другу, прочитав этот рассказ? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

Запиши номер задания, которое показалось тебе самым трудным__________

Задание 10.

Выбери цель, которую ты хотел бы поставить перед собой. Отметь значком ˅

Научиться лучше читать

Узнать больше о том, какую пользу приносят берёзы

Научиться работать со словарём

Можешь записать другую цель.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная часть

Задание 11.

Заполни таблицу, используя данные текста.

Использование

Берёза (в целом)

Древесина берёзы

Берёзовый сок

Листья и кора берёзы

Задание 12.

Высота берёзы 7 метров. За год её высота увеличивается на 20 см. Какой высоты будет дерево через 3 года?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________

Задание 13.

Прочитай стихотворение о берёзе. Подчеркни сравнения.

        Хорошо и тепло,

        Как зимой у печки.

        И берёзы стоят,

        Как большие свечки.

Задание 14.

Верно ли утверждение, что даже в самую жару ствол берёзы всегда остаётся холодным? Объясни свой ответ словами из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.

Подбери и запиши к словам антонимы.

Тонкий____________________________________________________________

Радость____________________________________________________________

Холодная__________________________________________________________

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет метапредметные и предметные результаты. Ниже представленная итоговая диагностическая работа разработана для учащихся 2 класса. Она строится на основе текста, включает задания на выявление  умения читать и работать с информацией, а также 3 вида УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД). Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в течение двух уроков: в 1 день – основная часть, на следующий — дополнительная . Перед началом работы следует провести инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если он не успел выполнить работу за отведенное время, необходимо дать ребенку возможность закончить ее выполнение.

        Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе верных ответов и ключей оценивания. Фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС – ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни), что даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.

Ключи оценивания к диагностической работе.

Основная часть

1. Окружающий мир. Чтение.  Познавательные УУД.

Проверяет умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования логического заключения.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 – правильно записал одно предложение;

2 – правильно записал два предложения.

2. Русский язык. Предметные УУД.

Проверяет умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв списывать вопросительные предложения, ставить в словах ударение.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – допустил 1  ошибку;

2 – выполнил задание без ошибок.

3. Русский язык. Предметные УУД.

Проверяет умение определять части речи – глагол и имя существительное.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – найдено 2/3 требуемых слов;

2 – выполнил задание без ошибок.

4. Русский язык. Предметные УУД.

Проверяет умение определять количество букв, звуков и слогов в слове.

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – допустил 1 ошибку;

2 – выполнил задание без ошибок.

5.1Математика. Предметные УУД.

Проверяет умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – выполнил задание правильно.

5.2Математика. Предметные УУД.

Проверяет вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – выполнил задание правильно.

6.Математика. Предметные УУД.

Проверяет умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем…)

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – выполнил задание правильно.

7. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД.

Проверяет умение искать информацию, пояснять своё решение.

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – выбрал ответ из предложенных;

2 – выбрал ответ и пояснил своё решение.

8. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД.

Проверяет умение извлекать информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – выполнил задание полностью правильно.

9. Регулятивные УУД.

Проверяет умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал номер задания.

10. Регулятивные УУД.

Проверяет умение ставить цель своей деятельности.

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – отметил цель;

2 – сформулировал собственную цель.

Дополнительная часть

11. Чтение и работа с информацией. Познавательные УУД.

Проверяет умение извлекать информацию из текста и оформлять её в виде таблицы.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – допустил 1 или 2 ошибки;

2 — выполнил задание полностью правильно.

12. Математика.  Предметные УУД.

Проверяет умение решать задачи.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

2 – выполнил задание полностью правильно.

13. Чтение. Познавательные УУД.

Проверяет умение находить сравнения.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – найдено одно сравнение;

2 – найдены оба сравнения.

14. Чтение. Познавательные УУД.

Проверяет умение работать с текстом, интерпретировать и обобщать информацию.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – выполнил задание правильно.

15. Русский язык. Предметные УУД.

Проверяет умение подбирать антонимы и записывать правильно.

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил задание неверно;

1 – записано  2 слова;

2 – задание полностью выполнено верно

Повышенный уровень подготовки — 13 и более баллов за основную часть и 5 и более баллов за дополнительную

Базовый  уровень подготовки — 11 баллов и более за основную часть

Ниже базового уровня —  8 и менее баллов за основную часть

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Внимательный читатель уже успел поискать цикуту на близлежащих водоемах и прикинуть опасность, которой подвергался, покупая с рук весной черемшу. Теперь пришло время заглянуть в собственный огород и палисадник. Ибо пока мы за своими компьютерами с ужасом думаем «как страшно жить из-за этих ядовитых растений«, на даче бабушка тихо себе выращивает «цветочки», токсинам которых могут позавидовать многие дикорастущие позиции из справочника «Ядовитые растения

и животные

СССР»… Так что, продолжаем идентификацию фитотоксинов с Telegram-лабораторией LAB-66 и читаем под катом про садово-огородные «декоративные» яды.

ny2edtflaaczwbjzfp2dzhcn5ow

От автора

Сразу оговорюсь, я не знаю статистики, сколько людей отравились тем или иным растением. Это даже при самом ответственном подходе достаточно тяжело, так как симптомы отравлений часто маскируются под различные заболевания. А врачи не акцентирую внимание на том, что послужило причиной отравления. Первостепенная задача — спасти жизнь. Ну и конечно стоит держать в уме такую вещь как «советская школа медстатистики». Она прекрасна, чего стоит хотя бы беларуская статистика по умершим от коронавируса: каждый день, на протяжении почти двух лет умирает от коронавируса не больше ни меньше, а 9-10 человек. Про какие тут цикуту или дурман вообще вести разговор. Так что не думайте про цифры, думайте про вероятность, предупрежден=вооружен. В помощь идентификаторам дикоросов Часть I — Растения I класса опасности. Памятка по идентификации, Часть II — Токсины растений. User Stories, а мы начинаем наш обзор токсичных декоративных/придомовых/дачных растений.


1i6jc0mrv5yqqisqa 7w39hnvli

И первым у нас будет олеандр. Несмотря на то, что любитель Ободзинского во мне рекомендует с нежностью относится к этому растению, химик придерживается противоположного мнения.

Олеандр — достаточно популярное декоративное растение, которое выращивается не только в открытом грунте, но и зимних садах/оранжереях. Ядовито все растение: нектар цветков, сок, молодые побеги и листья. Опасность олеандра обусловлена содержанием в растении олеандрина, корнерина и других сердечных гликозидов. Для человеческого организма самым опасным элементом являются листья, которые попадая в пищу, могут вызвать гибель и древесина, используемая в качестве топлива (за счет возгонки алкалоидов). У человека сердечные гликозиды растения вызывают аритмии и другие отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому правило №1 — любые работы с олеандром проводить в перчатках. По терапии см. часть вторую, пункт «Ландыш майский».


wywdk1pywkjsvajlhdtrphcnn0i

Агератина высочайшая/Посконник морщинистый — самый позднецветущий из крупных садовых многолетников. Многолетнее растение, вырастает до 1,5 м в высоту. Растение очень ядовито из-за токсина треметОНа (один из смеси токсинов агератины, которая называется треметОЛ). Треметон попав внутрь вызывает судороги, рвоту и приводит к серьезным проблемам с ЖКТ. Кроме того, если какое-то домашнее животное съело растение, а потом это животное съел человек (или продукт животноводства, вроде молока/сыра), то развивается такое же отравление, как и при употреблении частей растения. Кстати, именно из-за отравления треметоном умерла Нэнси Хэнкс Линкольн — мать президента США Авраама Линкольна.


Водосбор-трава/Аквилегия — очень популярна в качестве декоративного растения в цветниках и палисадниках. Растение содержит протоанемонин (как Лютик едкий) и цианогенные альдегиды.

Цианогенные гликозиды — растительные соединения, которые в результате ферментативной реакции высвобождают свободную синильную кислоту (цианистый водород). В обычном состоянии гликозиды хранятся в вакуолях растения и не проявляют какой-либо активности. В качестве примеров можно назвать амигдалин и пруназин из горького миндаля, сорго с гликозидом дуррином (первым идентифицированным соединением такого типа), ячмень/лен/белый клевер с гликозидами линамарином и лотаустралином.

Концентрация алкалоидов максимальна в корнях, хотя все части растения, включая семена, ядовиты при проглатывании. Вполне возможно, что вдыхание пыли измельченных семян или вдыхание эфирных масел может вызвать отравление или, как минимум, вызвать какие-то из симптомов — общая слабость, головокружение, покалывание языка, резкое расширение зрачков, нарушение цветовосприятия, боли в сердце, аритмия. Спиртовой экстракт листьев и стеблей не оказывает никакого токсичного влияния на мышей. Токсины (как и в лютике) разрушаются при нагревании или сушке. Хорошая новость в том, что хотя это растение содержит достаточно активные алкалоиды, случаев отравления людей или других млекопитающих не зарегистрировано.


Кирказон, или аристолохия — это лиана, которая раньше использовалась в качестве лекарственного растения, а сейчас — только в роли декоративного (для озеленения арок и т.п.). Содержащееся в растении вещество — аристолоховая кислота — является сильнейшим канцерогеном, способствующим возникновению новообразований мочевыводящих путей и почек.

Растения содержащие производные аристолоховой кислоты классифицируются Международным агентством по изучению рака как канцероген Группы I. В 2001 году правительство Великобритании запретило продажу, поставку и импорт любого лекарственного препарата, содержащего «запчасти» растений рода Aristolochia.


ek

Лунносемянник канадский — еще одна листопадная лиана, которая используется для озеленения различных конструкций. Ядовиты все части растения. Отравится растением можно спутав его с дикорастущим дачным виноградом (особенно могут попасться на это дети). Отличие растений в том, что у лунносемянника семена имеют форму полумесяца, а у винограда они круглые. Кроме того еще одним отличительным признаком наличие усов у виноградной лозы (и соответственно отсутствие их у лозы лунносемянника). Основной токсины — изохинолиновый алкалоид даурицин (+ родственные синоменин, актуамин etc.) Максимум алкалоидов, обладающих холинолитическим действием, приходится на корни и ягоды. Основные симптомы отравления: аритмия (даурицин блокирует калиевые каналы), судороги, мышечные спазмы. Первая помощь при отравлении: вызвать рвоту, дать перрорально суспензию активированного угля, слабительное (сульфаты), возможно промывание желудка 0,1% раствором перманганата калия. Специфичного антидота нет, лечение симптоматическое: диазепам при спазмах, контроль ацидоза, ИВЛ в случае остановки дыхания или паралича.


gh2vpqt vnzaa8 qlien14rso34

Гортензия — один из любимейших цветов наших цветоводов. Растения отличаются окраской цветов — они могут быть синими, красными, розовыми, светло-фиолетовыми или темно-пурпурными. Причем изменение цвета зависит от концентрации ионов алюминия в почве (концентрация, в свою очередь, зависит от рН почвы). Кислая почва (pH ниже 7) будет содержать свободные ионы алюминия и цветы будут иметь окраску от синего до фиолетового. Щелочная почва (pH выше 7) связывает ионы алюминия и даст розовую или красную окраску.Гортензии относятся к умеренно токсичным растениям, все части растения содержат цианогенные гликозиды (в частности гидрангин+изокумарин гидрангенол), поэтому употребление в пищу любых частей растения противопоказано и может привести к отравлению. Максимальное количество гликозидов содержится в Гортензии крупнолистной (Hydrangea macrophylla), особенно в цветочных почках. Явные симптомы отравления могут наступить если пожевать листья или цветочные почки: затрудненное дыхание, обморок, падение давления при учащенном пульсе, судороги.


Про аконит я уже писал в первой части серии, посвященной токсинам растений семейства Зонтичные. Но кратко повторюсь. Все борцы или акониты в том или ином количестве содержат в своем составе производные аконитовой кислоты. Наиболее известное (и ядовитое) из производных — алкалоид аконитин. Этот токсин воздействует на натриевые каналы мембран и влияет на высвобождения такого нейромедиатора как ацетилхолин. А в играх с ацетилхолином конечной точкой является, как правило, паралич. Употребление всего 2 мг чистого аконитина (~ грамм растения) приводит к смерти из-за паралича дыхательной или сердечной деятельности. Аконитин обладает свойствами контактного яда (проникает через кожу). Первые симптомы появляются примерно через 20 минут: усиленное потоотделение, тошнота и рвота, сильные боли и паралич скелетных мышц. Заканчивается все параличом дыхания (т.е. аконитин — это «антидот для коронавирусных ИВЛ») или остановкой сердца.

В традиционной токсикологической практике, при отравлении аконитином показано немедленное промывание желудка с танинами (они же дубильные вещества, про которые я писал в старой статье на Хабре) и использование активированного угля, желательно в волокнистой форме (читать про уголь — Энтеросорбенты. Активированный уголь). Считается, что в случае нечаянного отравления, неплохой эффект дают стимуляторы сердечной деятельности — крепкий кофе или чай. Так как аконитин действует как агонист натриевых каналов, то любые препараты, обладающие антиаритимическим действием могут использоваться в качестве потенциальных антидотов, например, лидокаин. Под наблюдением врача в качестве антидотов можно использовать блокаторы натриевых каналов (вроде хинидина, новокаинамида и т.п.). Есть упоминания про то, что действующее вещество из известного декоративного растения Пиона молочноцветкового — пионифлорин — обладает детоксикационным действием, изменяя фармакокинетику аконитина в организме. Так что, если вдруг вы решили в саду разводить аконит, то разводите по соседству и антидот — пион, благо он еще дает и немалую дозу эстетического удовольствия.


Бругмансия/Ангельские трубы — вид многолетних цветущих растений, небольшие деревья и кустарники. Культивируется как декоративное растение по всему миру. Могут достигать высоты 3–11 м. Все части бругмансии ядовиты, причем семена и листья особенно. В них содержится атропин, скополамин, да и другие тропановые алкалоиды,. Попадание в организм человека частей бругмансии приводит к параличу мышц, спутанности сознания, тахикардии, диарее, вызывает головные боли, приводит к зрительным и слуховым галлюцинациям и даже смерти. Симптоматика отравления и механизм лечения аналогичен случаям отравления Беленой или Дурманом (см. вторую часть, пункт Тропановые алкалоиды).


Дельфинум/Шпорник/Живокость — «аристократы сада». Но при этом являются родственниками аконита и содержат множество токсичных, т.н. аконитовых алкалоидов в корнях и плодах (до 1.4%). Как правило, пчелы обычно избегают собирать с них нектар, но если вдруг такое случается, насекомые подвергаются интоксикации, напоминающей опьянение, и могут погибнуть. Ну и мед собранный с живокости соответственно обладает токсичными свойствами. Содержание алкалоидов в растении имеет сезонное колебание – максимум наблюдается в период роста и цветения. Некоторые из алкалоидов живокости (не все!): дельфинин, дельфизин, дельфиноидин, стафизагрин, аяцин, аяконин, дельсолин, делькозин, дельталин, дельфамин, стафизин, кондельфин, аяцинин, аяциноидин, делатин, дельфемин, дельфелин, метилликаконитин, дельсонин, консолидин, антраноилликоктонин, ликоктонин, дельфатин, дельбин, делартин, эльделин, элатин, дельфелатин, дельсемин, дельсин, ореолин, диктйокарпин. Симптомы отравления и лечение — аналогичны Акониту.


Рододендрон — популярное вечнозеленое растение с большими красивыми цветами. Все части растения (стебли, листья, цветы, пыльца и нектар) содержат специфичные вещества — грейанотоксины. Грейанотоксины — это группа нейротоксинов, названная в честь американского ботаника 19 века Асы Грей. В русской транскрипции чаще всего используется наименование «андромедотоксины». Наибольшее количество токсинов содержится в пыльце цветов, поэтому мед, собранный пчелами с цветущих рододендронов обладает галлюциногенным свойствами (и этим кстати активно пользуются в Непале и Турции, используя рододендроновый мед в качестве легкого наркотика). Грейанотоксины — это низкомолекулярные гидрофобные соединения, т.е. через кожу они впитаться не смогут, необходимо попадание внутрь (через мед, курение травы, лечебный чай из растения). Механизм действия — связывание с натриевыми каналами на внутренней поверхности нейрона, т.е. грейанотоксины — это обратимый агонист натриевых каналов (

т.е. рододендрон — антидот на аконит, ну или наоборот

). Длительная активация натриевых каналов и деполяризация клеток приводят к чрезмерной стимуляции центральной нервной системы. Наиболее частые клинические симптомы: тошнота и рвота, изменение сознания, гипотензия, синусовая брадикардия, брадиаритмия и т.д. Отравление грейанотоксином может быть смертельным для других животных, особенно лошадей. Нектар, содержащий грейанотоксин, может убивать медоносных пчел. Некоторые исследователи даже советуют в местах обильного произрастания рододендронов вместо пчел разводить шмелей (переносят больше пыльцы, резистентны к грейанотоксину).

Про вересковый мед

Кто-то наверное помнит произведение «Вересковый мёд» (англ. Heather Ale, дословно «Вересковый эль») — баллада Роберта Льюиса Стивенсона (1880).

ndfgp2fcn i3cf9camcvv1 pvkq

В наших краях оно было известно в переводе С.Маршака. Краткая суть из Википедии:

Баллада повествует об истреблении королём Шотландии «маленького народа» (англ. dwarfish folk), прежде населявшего эти земли, — Стивенсон называет их также «пиктами». Двух последних представителей этого народа, отца и сына, доставили к королю, чтобы они открыли секрет приготовления сладкого хмельного напитка из вереска, за это король обещает сохранить им жизнь. Старик-отец соглашается открыть секрет. Однако ему совестно делать это на глазах сына. Поэтому он просит сначала утопить юношу в море. Когда король соглашается и юношу бросают в волны, старик говорит, что ему-то костёр не страшен, но сомневался он в стойкости сына, а тайны он всё равно не выдаст, и она умрёт вместе с ним.

Рододендрон относится к семейству Вересковых. Ну и многие из семейства Вересковых могут содержать грейантоксины. Вот вам собственно и секрет производства. В контексте моей статьи грех не перечитать для общей эрудиции.


Жимолость душистая (каприфоль) — декоративный листопадный вьющийся кустарник с цветами характерной формы. В составе растения обнаружены алкалоиды ксилостин (главный источник горечи), ксилостозидин, сапонины и цианогенные гликозиды. Токсичные фитокомпоненты в основном содержатся в листьях и плодах (цветы кстати абсолютно безопасны). Наиболее высока вероятность отравления из-за употребления ягод (>5 ягод за раз). Причем токсический эффект обусловлен скорее сапонинами, нежели алкалоидами. Симптомы отравления: раздражение слизистых оболочек ЖКТ, рвота, диарея. Могут провалятся такие симптомы как сонливость, утомляемость, светобоязнь. Интересно, что на птиц действующие вещества ягод не оказывают никакого воздействия. В качестве терапии обязательно использование активированного угля (как впрочем и при любом другом подозрении на отравление алкалоидами или сапонинами).

Замечание про снежные ягоды

: к этому же семейству относится и достаточно популярное на наших территориях декоративное растение — снежноягодник белый.

Практически везде его можно встретить в живых изгородях, особенно вокруг школ, детских садов и т.п. Помню и свое школьное детство, когда проходя мимо кустов с этими крупными ягодами всегда возникало желание ягоды сорвать да в качестве антистресса пораздавливать в руках. В рот правда тянуть никогда желания не было, из-за мыльного содержимого ягод. Вот эта «мыльность» (=сапонины) и может быть причиной отравлений детей (рвота etc.). Помимо сапонинов в снежноягоднике содержится алкалоид хелидонин, который вроде бы токсичен, но с достаточно большими значениями LD50. Так что основная угроза — это ягоды и сапонины в них. Держать подальше от детей!


Тис ягодный — вечнозеленый ядовитый кустарник. Все части этого растения (и растений семейства Тисовые) — ядовиты, за исключение мясистой кожуры ягод. Какие то виды более токсичны, какие-то менее. Концентрация ядовитых веществ в растении также зависит от сезона — самые высокие концентрации зимой, а самые низкие летом. Что интересно, Тисовые — это одно из немногих семейств деревьев, где яд продолжает работать после гибели растения (т.е. высохшая тисовая доска не особенно отличается от живого растения). Опавшие листья тиса сохраняют свою токсичность в течение нескольких месяцев и даже увеличивает ее по мере обезвоживания. Отравление чаще всего происходит при поедании листьев тиса, но есть упоминания и отравлений от вдыхания опилок тиса, и даже через пыльцу (размер зерна порядка 15 мкм, так что запросто проходит через всякие оконные барьеры, спасет только HEPA)

Токсичность тиса обусловлена присуствием следующих уникальных соединений: алкалоиды (таксин B, паклитаксел, изотаксин B, таксин A), гликозиды (таксикатин), производные таксана (таксол A, таксол B ).

Про таксаны и их лекарственную значимость

Таксановые дитерпены были впервые выделены именно из растений семейства Тисовые. На сегодняшний день паклитаксел и доцетаксел широко используются для химиотерапии, а кабазитаксел был одобрен FDA для лечения гормонорезистентного рака простаты. Эффект тасканов возможен потому что они нарушают функцию микротрубочек (

а благодаря им может существовать наше сознание, ага!, фантасты не могут врать

) и ингибируют процесс клеточного деления = ингибируют митоз. Второе их название «митозные яды». А еще эти соединения обладают радиочувствительностью, т.е. восприимчивы к воздействию ионизирующего излучения. В общем здесь столько непростого и интересного, выпадающего из темы статьи, что я посоветую всем заинтересовавшимся подключится к моему Patreon, где я обязательно сделаю заметку на эту тему.

Механизм токсического действия соединений из тиса — влияние на натриевые и кальциевые каналы клеток миокарда и увеличение концентрации кальция в цитоплазме. По большому счету механизм действия токсинов тиса аналогичен действию такого лекарства как Верапамил, с той только разницей, что тАксины намного более кардиоспецифичны (нацелены сугубо на сердце). Отравление сопровождается брадикардией, гипотензией, снижением сократимости миокарда, аритмией и т.д. Алкалоиды таксина быстро всасываются из кишечника и в могут вызвать смерть из-за остановки сердца или дыхательной недостаточности. Таксины также эффективно абсорбируются через кожу. LD50 алкалоидов таксина составляет приблизительно 3 мг/кг массы тела для человека. Притом пациенты, которые принимают смертельную дозу, часто умирают из-за кардиогенного шока, несмотря на реанимационные мероприятия.

При отравлении важно понимать, чем собственно отравлен пациент, в случае алкалоидов тиса индикатором является наличие в крови, содержимом желудка, моче пациента соединения 3,5-диметоксифенола — продукта гидролиза гликозидной связи тАксинов. Стоит помнить, что в настоящее время нет известных противоядий от отравления тисом, но атропин используют иногда для купирования брадикардии и аритмий. Все остальное симптоматическое: ИВЛ/СPAP-терапия, транквилизаторы в случае судорог и т.д. Гораздо легче предупредить отравление, чем его лечить, поэтому при работе с тисом (зеленые растения, древесина, пыльца и т.п.) необходимо использовать средства защиты (перчатки, противоаэрозольные СИЗОД). Владельцы домашних животных должны следить за тем, чтобы ветки или листья тиса не использовались в качестве игрушек для собак или в качестве насестов для домашних птиц. На животных и птиц тис действует так же как и на человека. Хотя справедливости ради стоит заметить, что белохвостый олень (главный источник бореллий для клеща) к ядам тиса невосприимчив.


pz2esh arivp 1oncdfy2vzeshm

Гелиотроп — популярное садовое растение (и сорняк). Садовые виды являются гепатоксичными при употреблении в пищу из-за обилия пирролизидиновых алкалоидов — гелиотрина и гелиотридина. Хотя съесть нужно порядочное количество растения (а вкус у него неприятный). В 40-50х послевоенных годах прошлого столетия были зафиксированы массовые повреждения печени у людей, которые употребляли семена/траву гелиотропа либо случайно (загрязненное зерно), либо намеренно (использование травяных настоев для лечения некоторых заболеваний в отсутствие медикаментов). Животные из-за неприятного вкуса также игнорируют это растение, но например лошади и крупный рогатый скот могут получить отравления при использовании сена, которое было скошено на лугах, где произрастал гелиотроп.


ughz9e2ycxif kwtjo3bbrgkmqg

Самшит — одно из самых древних декоративных растений, которые использовались для озеленения и в декоративном садоводстве. И при всем этом все части растения ядовиты (даже пыльца, поэтому мед с самшита тоже считается ядовитым). Основное ядовитое вещество — алкалоид циклобуксин. Наибольшее его содержание наблюдается в листьях и коре (до 3%). При перроральном приеме — токсин считается умеренно опасным для человека (LD50 от 5 до 50 мг/кг). Признаки отравления циклобуксином: тошнота, рвота, головокружение, диарея, одышка, спазмы мышц. Но вот для животных (кошки, собаки, лошади) он считается смертельным.


xdfbs8vjdf omsbd8psquydndo

Можжевельник казацкий (Тамарисцифолия) — один из частых гостей на клумбах многих городов, да и на приусадебных участках. Определенную опасность представляют ягоды этого растения. Если ягоды нашего родненького можжевельника обыкновенного активно используются в качестве приправы, то ягоды тамарисцифолии могут серьезно подорвать здоровье. В той же Испании, например, если в партии можжевеловых ягод попадаются включения ягод тамарисцифолии — партия уничтожается. Это и можно понять, судите сами, состав ягод обыкновенного можжевельника: альфа-пинен, кадинен, камфен, борнеол, изоборнеол, терпинеол. Хоть сейчас бери да натирайся. А вот состав ягод казацкого можжевельника: альфа-пинен, кадинен, а все остальное (>50%) — уникальные для этого растения сабинен, сабинилацетат, сабинол. Натираться, и принимать внутрь это нельзя, так как можно угродить жкт, и получить гематурию, почечную недостаточность и т.п. Компоненты казацкого можжевельника структурно сходы с туяном/туйолом/туйоном. А эти ребятки очень непросты:

Туйон или монотерпин — бесцветное вещество с характерным запахом, напоминающим ментол. Туйон является одним из двух важнейших действующих компонентов абсента. Туйон является антагонистом ГАМК-рецепторов ЦНС типа А и соответственно в высоких дозах вызывает мышечные спазмы и судорожные припадки. Предположительно, именно за счёт влияния на рецепторы ГАМК туйона объясняется в губительное действие абсента на головной мозг у лиц, злоупотребляющих данным алкогольным напитком.


Заключение

Надеюсь те, у кого хватило терпения дочитать статью до конца поняли, насколько более разнообразен мир токсинов «домашних» растений, чем мир токсинов растений дикорастущих. Поэтому очень важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо хорошо знать все растения, произрастающие на вашем садовом участке. Многие из них в той или иной степени ядовиты. Планируя посадить в саду новое растение, необходимо изучить его потенциальную опасность – не выделяет ли оно жгучие эфирные масла, не содержат ли побеги и листья едких веществ, ядовиты ли плоды.
  • Работая в саду с любыми цветами, кустарниками и лианами — всегда используйте перчатки и тщательно мойте руки после выполнения работ! Не зная степень ядовитости того или иного растения, не разрешайте их «пробовать на вкус» детям и животным
  • Покупайте растение только с ярлычком, на котором указано его название. Спросите, не ядовито ли оно. Если вам подарили неизвестное растение, проверьте его: отрежьте веточку (листочек) и проконсультируйтесь со специалистами. Некоторые растения настолько ядовиты, что их вообще не следует держать в доме или во дворе (тис, олеандр и др). Менее токсичные растения можно выращивать, однако они должны быть недоступны для ребенка (снежноягодник например)

Вообще дети и ядовитые декоративные растения это самый главный камень преткновения. Родителям стоит с детстве отучать ребенка тащить в рот домашние и садовые растения. Ибо свой сад и огород вы в теории можете обезопасить от ядовитых растений, но как быть, если они окажутся в других домах. Поэтому несмотря на предостережения,

лучшей предохранительной мерой остается наблюдение за ребенком.

Если же ребенок все-таки как-то умудрился съесть часть растения, то:

  • Осмотрите руки и рот малыша, чтобы определить, действительно ли он съел кусочек растения
  • Проверьте, не появились ли на руках, глазах или на губах ребенка краснота или волдыри, затем осмотрите язык и полость рта малыша — нет ли там порезов, красноты, волдырей или распухания
  • Выясните, безопасно это растение или ядовито (например с помощью Pl@ntNet, или моих статей на Хабре). Можно сфотографировать листья и закинуть их в чат канала LAB-66. Эксперты-биологи подскажут.
  • Если вы не знаете, какое растение отведал ребенок, попросите его сначала показать вам его любимый цветочек, а потом, заручившись его доверием, спросите, какое растение он попробовал. Не демонстрируйте испуг и не ведите себя слишком настойчиво, иначе ребенок замкнется. Если ребенок не помог вам определить съеденное растение, внимательно осмотрите все те, до которых он мог достать; ищите оторванные листья, размазанную грязь или другие признаки того, что ребенок побывал здесь
  • Если растение заведомо ядовито или вызывает подозрения, отвезите ребенка и растение в больницу или вызовите «скорую помощь». За исключением воспаленного горла, тошноты, рвоты и неприятных ощущений в желудке, растения редко способны оказать быстрое токсическое воздействие на организм. При появлении признаков токсического отравления (тяжелое, затрудненное дыхание, бледность, неровное сердцебиение и падение кровяного давления) медицинская помощь должна быть оказана ребенку немедленно.

На этом все, будьте внимательны и осторожны! Хабра-справочник вам в помощь!

Часть 1. <<<<<<<<<< Часть 2. <<<<<<<<<< Часть 3. >>>>>>>>>> Часть 4.

Бонусом тест на знание ядовитых ягод.

f


p.s. Я вот достаточно давно (примерно с 2005 года, когда об этом узнал) мечтаю посетить один интересный парк в Великобритании. Называется он Alnwick Poison Gardens.

Это даже не парк, а часть огромной парковой территории, которая находится возле замка Алник в городке Алник (графство Нортумберленд, Англия). В 2005 году там открыли т.н. «Ядовитый сад» — огромная живая энциклопедия ядовитых растений. В комплекте есть все, о чем я писал на хабре и даже больше: чилибуха, болиголов пятнистый, клещевина, наперстянка, белладонна, бругмансия, бобовник. В целях антинаркотического просвещения имеются плантации конопли посевной, коки и мака снотворного. Не удивительно, что в последнее время посетители едут в графство Нортумберленд только чтобы взглянуть на «сад ядов». Хотя, в теории, наши ботанические сады могут тоже дать неплохую пищу для размышлений (но нужны либо собственные знания, либо подкованный гид).

Сергей Бесараб (Siarhei Besarab) aka steanlab (TM)

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

  • Рассказ про югру для детей
  • Рассказ про эрмитаж на английском языке
  • Рассказ про школу для дошкольников
  • Рассказ про ягоды для дошкольников
  • Рассказ про эйфелеву башню на английском языке