Рассказ про воровство для детей

Давно хотел написать этот пост, да вс руки не доходили анализируя причины того, почему те или иные люди так любят

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сказки про воровство для детей 5 6 лет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Турецкая сказка

У Ходжи Насреддина издох осел. «Без осла нам не обойтись,— сказала жена,— купи на базаре осла, вот тебе шесть пиастров». Ходжа купил на базаре осла и, не оборачиваясь назад, повел его за недоуздок. Когда он так шел, два хулигана стакнулись и тихонько сняли с осла недоуздок. Один из них свел осла на базар и продал, чтобы потом разделить деньги, а другой надел недоуздок себе на голову и в таком виде пошел с Ходжой к дому. Как только Ходжа, обернувшись, вместо осла увидел человека, он остолбенел. «Вот так так! Да ты кто?» — спросил Ходжа. Хитрец, засопев и сморщившись, печально проговорил: «Все это по невежеству; я как-то напроказничал и очень досадил матери. Мать и прокляла меня: «Чтобы ты стал ослом!» — сказала она.— И вот я немедленно превратился в осла. Меня отвели на базар и продали; вы купили, а теперь с вашей легкой руки я опять сделался человеком». Так говоря, человек благодарил Ходжу. Ходжа отпустил его, посоветовав впредь вести себя хорошо. На следующий день Ходжа снова пошел на базар, чтобы купить осла, смотрит — барышник опять водит того самого осла, которого он у него купил. Тогда Ходжа наклонился к уху осла и, смеясь, сказал: «Ах ты такой- сякой! Должно быть, ты меня не послушал и опять прогневал свою матушку».

Еврейский анекдот

Старый вор-еврей познакомился с молодым вором, который хотел бы работать с ним вместе.
— Сначала я должен устроить тебе испытание, — говорит старый вор.
Они приходят на постоялый двор и устраиваются на ночлег. Старик говорит: «У меня тут есть гусиная ножка, но съедим мы ее на завтрак.
С тем они ложатся спать.
Убедившись, что молодой вор уснул, старик встает и прячет гусиную ножку ему в карман пиджака, потом опять ложится …
Утром гусиной ножки нигде нет, а одежда старика нетронута.
— Расскажи-ка мне, как это ты так быстро нашел гусиную ножку! — велит старик молодому.
— Я подумал, что вы на целую ступень умнее, чем какой-нибудь «там» (дилетант, простак), и потому посчитаете мой карман самым надежным местом для гусиной ножки. Разве я не умен, мастер?
— Нет, — говорит старик, — ты не выдержал испытание. Дело в том, что я не на одну, а на целых три ступени умнее, чем обычный «там» . Я думал, что ты достаточно умен, чтобы не заподозрить меня в таком примитивном трюке, а потому именно его и использовал. Между нами все кончено.

Немецкий шванк из «Фацетий» Генриха Бебеля

Хромой портной пришел к вратам небесным и попросил святого Петра впустить его. Но святой Петр отказал ему из-за того, что он воровал, как это часто случается с портными. Портной стал смиренно просить о милосердии, говоря, что он устал и не может больше идти, что он готов спрятаться за печку и выполнять всякую черную работу. Этого он, наконец, и добился великими мольбами. Когда однажды владыка небесный со всем небесным воинством отлучился для отдыха в некий сад, находящийся вне неба, портной остался совсем один. В отсутствие господина и всех слуг он осмотрел все вокруг и подошел, наконец, к престолу царя всевышнего; когда он смог оттуда обозреть все дела смертных, то увидел, как одна старуха тайком стащила одежду у другой, стиравшей белье в ручье. И тут в негодовании (он сам убедился, сколько тяжел грех воровства) он швырнул в вороватую старуху скамеечкой, которая стояла у подножия господнего трона. Когда же вернулся всевышний царь и увидел, что нет скамеечки, он спросил, кто ее взял. В конце концов он это узнал, и, когда услыхал, для чего она портному понадобилась, то сказал: «О сын, если бы в моем сердце было столько же мстительности и требовательности, то у меня давно уже не осталось бы ни скамеечки под ногами, ни кресел, ни лавочек».
К этому подходят слова Овидия: «Если б на каждый людской проступок Юпитер направил Молнию, скоро бы он стал безоружным совсем».

Что чувствуют родители, впервые узнавшие, что их ребенок взял чужое? Панику, негодование, растерянность, стыд. Если ребенок ворует, то близкими это часто воспринимается как трагедия.

– Как он посмел? В нашем роду никогда воров не было!
– Как мы теперь людям в глаза посмотрим?! Это же позор!

Возникает желание решить проблему радикальными мерами раз и навсегда:

– Ну, теперь я ему задам! Так ввалю, что потом неповадно будет чужое брать!

В действительности каждый ребенок хоть однажды пытался взять не принадлежащую ему вещь, даже если это случилось в детском саду или песочнице во дворе. До 4 лет вообще все малыши эгоисты и, не задумываясь о последствиях, берут то, что им понравилось, будь оно своим или чужим. В 4-5 лет понятия «свое» – «чужое» обретают более конкретные очертания, и если ребенок тянется к чужой вещи, это делается уже осознанно, хотя и без «просчитывания» последствий.

В лесу у зверят стали пропадать вещи: у Белочки исчезла скакалочка, оставленная ею на пеньке, у Ёжика пропало лукошко, в которое он собирал грибы, у Енота кто-то стащил самокат. Поняли зверята, что в лесу завёлся воришка. Неловко стало сразу всем, ведь каждый из зверей стал думать, вычислять, кто же этот воришка, то есть каждый попадал в число подозреваемых. А воришкой тем был глупый Зайчишка. Он утаскивал всё, что оставалось без присмотра. Домой в свою нору, где жил он со своей многочисленной семьёй, нести сворованное Зайчишка-воришка не мог, так как знал, что ни родители, ни братья-сёстры не похвалят его за краденое, а потому всё прятал в большой ложбине на окраине леса. Пользоваться крадеными вещами Зайчишка-воришка не мог, так как по ним сразу вычислили бы вора, потому лежали краденые вещи в ложбине и скучали.

– Наверное, Белочка ищет меня, – сказала скакалка. – Она так ловко прыгала через меня, так резвилась, а сейчас, наверное, скучает.
– Я тоже тут без дела лежу, а мой хозяин Енот, наверное, скучает без меня. Его папа, может быть, уже мастерит ему новый самокат. Эх, как бы я сейчас разогнался!
– Да, тут мы можем совсем пропасть, – отозвалось лукошко. Пройдёт лето, наступит осень, начнутся дожди, и мы совсем отсыреем тут.

Медвежонок еще немного постоял в нерешительности перед домом волка. Ведь лисенок сказал, что украл волк, зайчонок его подозревает, и енот тоже, а значит, так оно и есть! Надо всем вместе пойти к лисенку и попросить у него какие-нибудь улики. И Мишутка поспешил обратно самой короткой дорогой.

  • «Недолюбленность» со стороны родителей. Ребенок отчаянно старается привлечь внимание родителей к себе разными способами, в том числе и шокируя их воровством. Он действует по принципу «все средства хороши» и может украсть не только мелочь из маминого кошелька
  • Желание казаться «крутым» перед сверстниками. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Ребенку нужен авторитет, но он не знает, как его заработать. Насмотревшись фильмов про обаятельных воров, он по-своему старается проявить «лихость». Это ничего, что от родителей будет взбучка, главное, чтобы одноклассники восхитились!
  • Желание иметь то, что родители «не могут себе позволить». В последнее время этот вид краж очень свойственен девочкам. В прессе и на телевидении довольно много сюжетов о том, как девочки отбирают у сверстниц дорогие телефоны, часы, украшения. Они придумывают любые оправдания своим действиям, но мотив один – желание иметь то, что не по карману им самим и их родителям
  • Безнаказанность. Некоторые мамы и папы не имеют привычки следить за своими финансами и распихивают купюры по разным ящичкам и полкам. Дети могут взять немного без ведома родителей и, убедившись, что те не заметили пропажи, станут делать это вновь и вновь.

В любом случае нарушена одна из десяти заповедей «Не воруй! У ребенка отсутствует понятие «свое, мое» и «чужое», для него все – «мое». Нет табу, строгого запрета – чужого брать нельзя ни при каких обстоятельствах! Не воспитаны определенные социальные нормы. В любом случае на воровство надо как-то реагировать, но реакция эта будет определяться причиной, по которой ребенок ворует.

В лесу у зверят стали пропадать вещи: у Белочки исчезла скакалочка, оставленная ею на пеньке, у Ёжика пропало лукошко, в которое он собирал грибы, у Енота кто-то стащил самокат. Поняли зверята, что в лесу завёлся воришка. Неловко стало сразу всем, ведь каждый из зверей стал думать, вычислять, кто же этот воришка, то есть каждый попадал в число подозреваемых. А воришкой тем был глупый Зайчишка. Он утаскивал всё, что оставалось без присмотра. Домой в свою нору, где жил он со своей многочисленной семьёй, нести сворованное Зайчишка-воришка не мог, так как знал, что ни родители, ни братья-сёстры не похвалят его за краденое, а потому всё прятал в большой ложбине на окраине леса. Пользоваться крадеными вещами Зайчишка-воришка не мог, так как по ним сразу вычислили бы вора, потому лежали краденые вещи в ложбине и скучали.

– Наверное, Белочка ищет меня, – сказала скакалка. – Она так ловко прыгала через меня, так резвилась, а сейчас, наверное, скучает.
– Я тоже тут без дела лежу, а мой хозяин Енот, наверное, скучает без меня. Его папа, может быть, уже мастерит ему новый самокат. Эх, как бы я сейчас разогнался!
– Да, тут мы можем совсем пропасть, – отозвалось лукошко. Пройдёт лето, наступит осень, начнутся дожди, и мы совсем отсыреем тут.

Но не мог просто расстаться с этой красивейшей линейкой.

Тогда он еще раз вспомнил каждое слово мама :»а ты представь, что кто-то взл без спроса твою любимую ручку и не вернул…» и тут он представил, и Стала ежику так обидно и страшно, что он полез в портфель проверить – на месте ли она. Ручка оказалась на месте, ежик спокойно вздохнул. И подумал, что может быть сейчас зайчик сидит и плачет от обиды.

Важно

И стало ежику так стыдно за свое поведение, что он не смог уснуть до утра. Утром ежик быстрее обычного собрался в школу и пришел первым. Он встречал своих одноклассников – вот медвежонок пришел, лисенок…а зайчика все нет.

Может он сидит дома и плачет? Ежик волновался. И вот в дверях школы показался зайка – не такой каким привык видеть его ежик. Он всегда был весел и подвижен, а сегодня зайчик был хмур.

Внимание

Вор! – хором воскликнули малыши. Лисенок увидел их, схватил игрушки и бросился бежать. – Держи вора! Хватай его! – закричали медвежонок, зайчонок и енот и бросились за ним. Когда лисенок почувствовал, что его догоняют, он бросил сначала сачок, потом прыгалки и, наконец, Мишуткин мячик. А пока малыши подбирали свои игрушки, лисенок благополучно добежал до реки и спрятался в густых камышах.

Он просидел там до самого вечера, пока не убедился, что его никто не станет искать. «Какие противные, – думал он про себя. – Из-за каких-то дурацких игрушек чуть шкуру с меня не спустили. Ревы-коровы! Жадины-говядины!» На следующий день лисенок проснулся поздно, позавтракал и как обычно отправился на большую поляну. Там уже играли в мячик енот, медвежонок и зайчонок. – Привет, а вот и я! – сказал лисенок, как ни в чем не бывало.
– Я тоже буду играть. – Уходи отсюда! – закричали на него малыши.

Сказки про воровство для детей 5 6 лет

Вот что, нам нужен подозреваемый! Ты кого-нибудь подозреваешь? – лисенок пристально посмотрел на медвежонка. – А это как? – Ну, ты думаешь, что это он украл… Например, заяц! – Нет, заяц бы не взял, – замотал головой медвежонок. – Он мой друг.

– Ладно, если ты не хочешь его подозревать, давай подозревать кого-нибудь другого. Придумал! Это волк! – Почему волк? – удивился Мишутка.

– Все очень просто! Если украл, значит, поступил плохо! Если поступил плохо, значит, злой! А самый злой у нас в лесу волк! – Ну, тогда я пошел! – Куда пошел? – лисенок схватил Мишутку за лапу. – К волку. Пусть он вернет мой мячик. – Не надо! – испугался лисенок.

– Он же тебя съест! Пообещай мне, что не пойдешь к волку! – А как же мячик? – заупрямился медвежонок. – Какой же ты глупый! – возмутился лисенок. – Ты что, хочешь из-за какого-то мячика угодить в пасть к волку? – Нет, не хочу.

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию новую сказку Марины Владимовой «Сказка про Мишу-воришу»!Вот что говорит о детском воровстве автор:«В принципе, почти каждый человек в течение жизни проходит искушение воровством, чаще всего это происходит в детском или подростковом возрасте.

Дело в том, что ребенку труднее совладать со своими осознанными или неосознанными желаниями, труднее удержаться от соблазна. Причин, по которым происходит воровство несколько: 1. Неисполнение желания – ребенок просит чего-то очень важного, невероятно ценного для него, а ему в этом отказывают; 2.

Склонность к риску, острым ощущениям – ребята в компании крутые, воруют с легкостью, и надо доказать, что ты не хуже, т.е. самоутвердиться. 3. Слишком доступно, грех не взять! Своего рода импульсивное действие. 4.

Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький «сувенир» из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.

Я нашла видеоигру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?

Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо.

Существует мнение, что склонность к воровству передается по наследству, генетически. Особенно часто говорят об этом, характеризуя приемных детей (кстати, если их несколько, то, как правило, воруют они сообща).

Но ученые всё-таки взывают нас не рассматривать эту возможность.

Максимум, что до сих пор им удалось обнаружить, это генетические изменения, провоцирующие на наличие у человека, родившегося от(у) вора-родителя, большей агрессивности.

Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?»Важно запомнить два «не» в родительском поведении.
Во-первых, не реагируйте слишком остро.

Сказки про воров и воровство

Внимание

Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное.

Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость.

Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить. План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни.

Запомни, Дуся: не стоит брать того, что тебе не принадлежит, даже если эта вещь тебе очень нравится, — сказал Папа-морская свинка, обняв Дусю. На следующий день Морская свинка Дуся принесла калейдоскоп в садик. Она чувствовала себя неловко, казалось, что все зверята вокруг знают о ее плохом поступке.

По дороге у Дуси подкашивались лапки, ей было очень стыдно. Когда Хомячок Яша увидел свою игрушку, он обрадовался.

Подбежав к Морской свинке Дусе, он чмокнул ее в носик и, прыгая от радости, закричал: — Дуся, ты нашла его! Ты нашла мой любимый калейдоскоп! Ура! Ты настоящий друг! Давай поиграем вдвоем: будем крутить калейдоскоп и показывать друг другу самые красивые узоры! И они вместе дружно играли все утро.

Тогда иди домой, а завтра приходи на большую поляну. Придешь? – Приду! – грустно сказал медвежонок. Лисенок убежал обедать, а медвежонок задумался, куда ему пойти. Если он вернется домой, тогда его обязательно спросят, где мячик, и будут ругать.

Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.

Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали.

Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика.

За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма. Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них.

Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она — его.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе. Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции?

А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.

Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое — означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку.

Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше. Но, случается, ребенок как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста , кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое.

Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым.

Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …. Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег.

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.

Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя. Мама-морская свинка торопилась и не заметила у своей дочери чужой игрушки. Вечером Дуся показала калейдоскоп своим родителям.

Ей хотелось поделиться с ними своей радостью, ведь такая игрушка есть не у каждого. Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Как- то на детской площадке Ваня с мамой нашел красивый паровоз. Это была разноцветная игрушка.

Что делать, если вы столкнулись с детским воровством?

И ещё я могу усиливать возвращаемые огорчения, то есть я могу вернуть ваше огорчение Зайке усиленным, и ему будет много хуже, чем вам сейчас.

Тогда в спальню вошла Баба Яга, схватила Плохого Мальчика и сунула его в свой мешок, а потом взяла его узелочек с вещичками и игрушками и ушла, а мама осталась одна.

Воровство пресечено, и стадо гусей повернуло назад к своему родному берегу. Все трое, наблюдавшие за происходящим процессом: Мария Павловна, Людмила Ивановна и Мария не могли удержаться от смеха. Эта история может вызвать сомнения, но это правдивая история, свидетелем Которой была моя мама, которая и рассказала мне про похождения гусей.

Однажды, увидел Вася у одноклассника компьютер, и одолело его желание заиметь такой же. Отправился он на речку. Позвал щуку. Приплыла к нему щука и спрашивает: «Чего тебе надобно, Васенька?». Вася ей отвечает: «Хочу компьютер с интернетом!». Щука ему в ответ: «Дорогой мальчик, в нашей деревенской речке такая техника ещё не испытана, прогресс до нас не дошёл, Помочь тебе в этом не могу.

Воровство — присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим обстоятельством воровства является непринятие мер личностью по предотвращению или уменьшению реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства.

Первая причина воровства — сильное желание владеть понравившейся вещью — связана с детской импульсивностью (А. Фенько, 2002). Ребенок может украсть потому, что это сделать очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно.

Обычно события разворачиваются следующим образом. Ребенку очень нравится какая-то вещь, и он не может побороть соблазн.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым счастливым, умным, честным. Но что делать, если надежды не оправдываются? И сын растет не аккуратным» благовоспитанным мальчиком, а неуправляемым трудным ребенком? И мать вдруг сталкивается с такими проблемами, о которых раньше и подумать-то было страшно… И снова встает, наверное, самый древний родительский вопрос: «Откуда это?»

Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков — уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.

Девочка, 7 лет, была брошена матерью в годовалом возрасте, воспитывалась у бабушки со стороны отца, в деревне (так и хочется написать «глухой», тем более что так оно и было. Но — политкорректность превыше всего). Через некоторое время отец женился, и молодая жена настояла, чтобы ребенка забрали в семью. Ольга (мачеха) получила полный набор проблем, которые знакомы усыновителям детей из неблагополучных детских домов: врет, ворует, агрессивная, неопрятна до практически животного состояния, представления о морали отсутствуют напрочь. Потом оказалось, что ее держали в козлятнике, потому что «там теплее».

Ольга приложила колоссальные усилия, чтобы исправить ситуацию, и через год девочку было не узнать: спокойная, улыбчивая, научилась читать и считать, от матери не отходит, в садике ее хватят (а хотели в коррекционную школу переводить, ставили задержку умственного развития). Одно только осталось: ворует. Тащит все, что плохо лежит, проку ей от этого никакого, кроме неприятностей, но остановиться не может. Главное, что непонятно — зачем она деньги-то крадет? Одна она из дома не выходит, гуляет только с мамой, потратить их невозможно.

Я предположила, что Анжела таким образом восполняет дефицит любви и заботы, с которым ей пришлось жить первые шесть лет. Как люди, пережившие голод, делают запасы продовольствия, так и девочка пыталась сделать себе «неприкосновенный запас» безопасности и комфорта. И еще — приобрести что-то свое самой. Как будто то, что дают родители, может в любой момент исчезнуть, да и сами родители — сегодня они есть, а завтра нет. Еще раз повторю: это поведение настолько характерно для брошенных детей, что я, имея некоторый опыт работы с приемными семьями, могла бы сама рассказывать Ольге, как именно ведет себя ее дочка.

Проблема воровства у приемных детей исчезает бесследно, как только ребенок «напитается» родительской любовью, восстановит порушенное чувство безопасности и доверия к окружающему миру, привыкнет к незыблемости родительской любви. Надо только помнить об этом и не морочить себе голову тяжелыми размышлениями «передается или нет склонность к воровству генетически». Не передается.

Глебу 10 лет, он средний из троих детей в семье учительницы музыки и художника. Есть старшая и младшая сестры, с разницей в два с половиной года между детьми. Глеб абсолютно неуправляемый, подвержен вспышкам агрессии, слово «нельзя» для него — только повод приложить больше усилий, чтобы получить желаемое. Невропатология исключена.

Когда ему было около четырех лет, он чуть не убил младшую сестренку (вытолкнул ее в окно, слава Богу, обошлось травмой, девочка осталась жива), и почему-то этот случай настолько напугал родителей, что они стали разговаривать с сыном как с нервнобольным, которого нельзя волновать. «Глебушка, пожалуйста, перестань!» — это когда он ногами пинает маму. Когда он поджег дверь квартиры, максимум, что сподобились сделать родители — лишить его на три дня просмотра телевизора. Страдают больше всего сестры, которые вынуждены терпеть и физическое насилие от брата, и постоянный ущерб своему имуществу. Ответить адекватно они не могут, одна слишком мала, а другая знает, что виноватой назначат ее.

Я пытаюсь сказать родителям, что мальчик нуждается в более жестких рамках, что их попустительство наносит ему гораздо больший вред, чем даже им самим. Но мама уверена, что добром и лаской она сможет изменить поведение сына быстрее, чем прямыми дисциплинарными мерами. «Он чуткий и ранимый ребенок», — говорит папа о монстре, который разносит квартиру в хлам, если ему что-то запрещают. Мне же кажется, что проблема гораздо серьезней, чем просто непослушание.

Так вот, о воровстве. Когда Глебу что-то нужно, он просто идет и берет там, где видит. Однажды родители попытались отказать ему в покупке дорогостоящей игровой приставки. Он потратил день, перевернул весь дом вверх дном, но нашел-таки деньги, отложенные родителями на покупку машины. Пошел и купил себе то, что хотел, а на остаток как следует развлекся: кафе, игровые автоматы, кино. Вы думаете, его выпороли, приставку вернули в магазин, а его лишили телевизора, по крайней мере на год? Ага, сейчас. Мама провела с ним воспитательную беседу на тему «воровать — страшный грех».

Мне, честно говоря, страшно даже думать, что будет дальше. Мальчик ведь растет, становится сильнее, возможностей тоже больше. Скоро уже и папа не сможет с ним справляться.

Внимание

Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное.

Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость.

Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

  • Недавно зашла в приметрошный ларек — шлепки купить и кеды серые поискать. Шлепки нашла, кеды — нет. Но вообще не про себя сейчас хочу хочу…
  • Сейчас будет страшная сказка-быль про то, почему в Ярославле много медведей. И про то что мне в этой сказке кажется странным. Жил-поживал князь…
  • Знаете, я всегда была достаточно закрытым человеком относительно рассказов о своих проблемах. Никогда не хотелось делиться чем-то плохим — я…
  • А знаете — злюсь уже. Я не смотрю новости последние три месяца. О чем-то серьезном узнаю из ЖЖ и ИГ. И, кстати, не всегда рада, что узнаю. И о…
  • Ну что, повсюду розы и сердечки? Какого лешего? Одним днем, что ли, любовь меряется? Что такое любовь? Любовь это труд. Ежедневный, мать его. Это…
  • Окунулась я тут давеча в психологию и решила изучить, что же значит выражение «когнитивный диссонанс». И поняла, что недавно сама с ним…

Терапевтическая сказка для детей дошкольного возраста о воровстве

  • Бухара — мутно-желтая. Бухара под ногами, Бухара над головой, Бухара слева или справа — цвета морского песка. Самый красивый город Узбекистана.…
  • Недавно прочитала на одном дыхании «Рай где-то рядом». Настолько оптимистичных и лёгких книг, которые в то же время заставляют задуматься о том,…
  • Я не пропала. Те, кто следит за мной в инстаграме, уже знают, что я умудрилась побывать в Узбекистане. Это была моя давняя мечта – попасть в…
  • Два взгляда на свою жизнь Да уж, годик выдался… Меня бросил муж. Потому что нашлась более ласковая женщина. Я стала матерью-одиночкой.…
  • Новогодний праздник в Историческом парке на Бассейной! 29 декабря в парке «Россия – моя история» будет представлен проект…
  • Я совсем не пишу про Таню. Раньше делала это часто, а сейчас… Зато думаю много. У Тани, в отличии от меня, все плохо. Я даже не знаю, есть ли у…

А. А. Пискунов и его коллеги

Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выхо­дить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было постав­лено только два условия: иметь хорошую репута­цию (это было требование короля) и быть краси­вым (этого желала принцесса).

Среди узнавших об этом людей был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и преда­тельства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.

Немецкий шванк из «Фацетий» Генриха Бебеля

Хромой портной пришел к вратам небесным и попросил святого Петра впустить его. Но святой Петр отказал ему из-за того, что он воровал, как это часто случается с портными. Портной стал смиренно просить о милосердии, говоря, что он устал и не может больше идти, что он готов спрятаться за печку и выполнять всякую черную работу. Этого он, наконец, и добился великими мольбами. Когда однажды владыка небесный со всем небесным воинством отлучился для отдыха в некий сад, находящийся вне неба, портной остался совсем один. В отсутствие господина и всех слуг он осмотрел все вокруг и подошел, наконец, к престолу царя всевышнего; когда он смог оттуда обозреть все дела смертных, то увидел, как одна старуха тайком стащила одежду у другой, стиравшей белье в ручье. И тут в негодовании (он сам убедился, сколько тяжел грех воровства) он швырнул в вороватую старуху скамеечкой, которая стояла у подножия господнего трона. Когда же вернулся всевышний царь и увидел, что нет скамеечки, он спросил, кто ее взял. В конце концов он это узнал, и, когда услыхал, для чего она портному понадобилась, то сказал: «О сын, если бы в моем сердце было столько же мстительности и требовательности, то у меня давно уже не осталось бы ни скамеечки под ногами, ни кресел, ни лавочек».
К этому подходят слова Овидия: «Если б на каждый людской проступок Юпитер направил Молнию, скоро бы он стал безоружным совсем».

Армянская сказка из «Лисьей книги»

Украл один священник у вдовы корову и привязал ее в хлеву. И вдова узнала и говорит священнику: «Батюшка, настал мой смертный час, пойдем в хлев, исповедуюсь я в своих грехах». И тогда отвел священник корову в дом, а оттуда — в церковь. И сказала: «Батюшка, исповедоваться перед смертью следует в церкви». И священник впустил корову на алтарь и спустил занавес. Когда вошли они в церковь и сели, отодвинула вдова занавес и говорит корове: «О, мерзкая, я думала, ты корова, но кто, скажи мне, сделал тебя ныне служительницей церкви?»

Кот-ворюга — Паустовский К.

Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго. После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей. — Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся.- Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок. Морская свинка Дуся призадумалась: «Если калейдоскоп потеряется, Яша не сможет забрать его домой.

А я так мало в него поиграла, да и семья морских свинок такой игрушки никогда не видела». И вот Хомячок Яша побежал кататься с горки, оставив калейдоскоп у лесенки. Дуся незаметно переложила калейдоскоп к ближайшим кустам.
«Дело сделано!» — довольно пискнула она. — Яша! Хомячок Яша, твой папа пришел! — позвала воспитательница Мудрая Черепаха. Хомячок последний раз скатился с горки и побежал к папе. — Пока, Яша! — помахала другу Дуся.

Да и как ты узнаешь, кто вор? – Ну, кто-нибудь же видел, как он взял мой мячик! – Никто не видел! – уверенно заявил лисенок. – Вора еще никто ни разу не видел! – А я хочу увидеть. Хочу обратно мой мячик! Лисенок задумался. – Вот что, нам нужен подозреваемый! Ты кого-нибудь подозреваешь? – лисенок пристально посмотрел на медвежонка. – А это как? – Ну, ты думаешь, что это он украл… Например, заяц! – Нет, заяц бы не взял, – замотал головой медвежонок. – Он мой друг. – Ладно, если ты не хочешь его подозревать, давай подозревать кого-нибудь другого. Придумал! Это волк! – Почему волк? – удивился Мишутка.
– Все очень просто! Если украл, значит, поступил плохо! Если поступил плохо, значит, злой! А самый злой у нас в лесу волк! – Ну, тогда я пошел! – Куда пошел? – лисенок схватил Мишутку за лапу. – К волку. Пусть он вернет мой мячик. – Не надо! – испугался лисенок.

  • Недавно зашла в приметрошный ларек – шлепки купить и кеды серые поискать. Шлепки нашла, кеды – нет. Но вообще не про себя сейчас хочу хочу…
  • Сейчас будет страшная сказка-быль про то, почему в Ярославле много медведей. И про то что мне в этой сказке кажется странным. Жил-поживал князь…
  • Знаете, я всегда была достаточно закрытым человеком относительно рассказов о своих проблемах. Никогда не хотелось делиться чем-то плохим – я…
  • А знаете – злюсь уже. Я не смотрю новости последние три месяца. О чем-то серьезном узнаю из ЖЖ и ИГ. И, кстати, не всегда рада, что узнаю. И о…
  • Ну что, повсюду розы и сердечки? Какого лешего? Одним днем, что ли, любовь меряется? Что такое любовь? Любовь это труд. Ежедневный, мать его. Это…
  • Окунулась я тут давеча в психологию и решила изучить, что же значит выражение “когнитивный диссонанс”. И поняла, что недавно сама с ним…
  • Издательство “ЭНАС-КНИГА” продолжает радовать новыми книгами. И я порой даже жаею, что некоторые из этих книг Таня моя уже переросла. а до…
  • Издательство «ЭНАС-КНИГА» прислало анонсы книжных новинок: Леонид Пантелеев: Честное слово Чисато Таширо: Мышкина машина…
  • Мой приятель Валерий Петров Никогда не кусал комаров. Комары же об этом не знали И Петрова часто кусали. О.Григорьев Как вы думаете, должны ли…
  • Редьярд Киплинг “Рикки-Тикки-Тави” Это “рассказ о великой войне”, которую в одиночку вёл Рикки-Тикки-Тави,…
  • Расскажу-ка я вам про самые лучшие пазлы на свете. Пазлы фирмы CastorLand. Первое мое (и Танино) знакомство с этой фирмой произошло год назад,…
  • Давно заглядывалась на книги с иллюстрациями Гребана Квентин а. Но всех книг не купишь (ставить негде), а по возрасту моя Таня уже слегка…

Воровство. Непридуманные истории

elpal Читали много. Читали запоем.

Покупали новые книги, брали в библиотеке, перечитывали старые… Тьфу-тьфу-тьфу (чтобы не сглазить) но, проводя дома не так уж много времени и будучи нагруженной заданиями от логопеда, Таня действительно прослушала в моем исполнении (и иногда в папином) очень много книг. Реакция Тани на прочитанные книги под катом:

Астрид Линдгрен: Карлсон, который живёт на крыше

Читали пока выборочно – отдельными главами, которые Татьяна моя выбирала по картинкам. Мультфильм она знает хорошо, и ее, в первую очередь, интересовал даже не Карлсон, а фрекен Бок. Очень удивилась, что в книге нет кошки Матильды.

Но у нас с девицей есть негласный уговор – читаем и смотрим, отыскивая различия. Можем и в театр сходить на постановку.Карлсон пока в любимчики у девицы не попал, но читать просит снова и снова.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает. Это были необычные деревья.

Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких.

Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам.

У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. Чувство неполноценности. Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся.

Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей.

Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика.

Ежик очень обрадовался зайчику.

Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть — пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь.

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни.

Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом.

И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его.

Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность.

Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются.

Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: “Они первые лезут”.

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: “А что будет потом?” Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности.

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого видения.

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее.

Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа.

Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Португальская сказка

Жил на свете слепец. Долгие годы бродил он с сумою по свету и сумел набить себе тугую мошну. Думал он думал, как накопленное от воров уберечь, потом сложил деньги в горшок, а горшок во дворе под деревом закопал. Знал он заветное место как свои пять пальцев, и чуть, бывало, наберется у него добрая пригоршня монет, уж он спешит к своему кладу — горшок откопает, денежки пересчитает и снова прячет. Да, на беду, подстерег его сосед и копилку-то украл.
Хватился слепец — нет горшка. Он никому ни гугу, а сам начал прикидывать так и этак, как ему денежки назад вернуть.
Первым делом решил он дознаться, кто богатства его лишил. По всему выходило, что покража — дело рук соседа. Тогда завел он с соседом вот какой разговор:
— Эй, друг, у меня к тебе дельце. Ну-ка, глянь, нет ли кого поблизости?
— А что такое, соседушка?
— Болен я, того и гляди, помру. Ни родных у меня, ни близких. Ты — сосед, каких мало, потому решил я отплатить тебе добром за добро: тут под деревом, в горшке, схоронил я немного деньжат — отказываю их твоей милости. Одно плохо: не все монеты я вместе собрал — кое-что на стороне припрятал. Ну да ты не сомневайся, я их в горшок доложу.
Услыхал сосед такие речи — прослезился, не знает, как и благодарить. Той же ночью вернул он копилку на прежнее место: очень ему не терпелось остальные денежки к рукам прибрать. А слепец про то дознался, горшок откопал и домой отнес. Потом как начнет голосить-причитать:
— Ох, несчастный я! Обобрали меня до нитки! До последней, соседушка, ниточки обобрали!
С того самого дня хранил слепец копилку в таком месте, где чужому по самой великой оказии на нее не наткнуться было.

Турецкая сказка

У Ходжи Насреддина издох осел. «Без осла нам не обойтись,- сказала жена,- купи на базаре осла, вот тебе шесть пиастров». Ходжа купил на базаре осла и, не оборачиваясь назад, повел его за недоуздок. Когда он так шел, два хулигана стакнулись и тихонько сняли с осла недоуздок. Один из них свел осла на базар и продал, чтобы потом разделить деньги, а другой надел недоуздок себе на голову и в таком виде пошел с Ходжой к дому. Как только Ходжа, обернувшись, вместо осла увидел человека, он остолбенел. «Вот так так! Да ты кто?» — спросил Ходжа. Хитрец, засопев и сморщившись, печально проговорил: «Все это по невежеству; я как-то напроказничал и очень досадил матери. Мать и прокляла меня: «Чтобы ты стал ослом!» — сказала она.- И вот я немедленно превратился в осла. Меня отвели на базар и продали; вы купили, а теперь с вашей легкой руки я опять сделался человеком». Так говоря, человек благодарил Ходжу. Ходжа отпустил его, посоветовав впредь вести себя хорошо. На следующий день Ходжа снова пошел на базар, чтобы купить осла, смотрит — барышник опять водит того самого осла, которого он у него купил. Тогда Ходжа наклонился к уху осла и, смеясь, сказал: «Ах ты такой- сякой! Должно быть, ты меня не послушал и опять прогневал свою матушку».

Еврейский анекдот

Старый вор-еврей познакомился с молодым вором, который хотел бы работать с ним вместе.
— Сначала я должен устроить тебе испытание, — говорит старый вор.
Они приходят на постоялый двор и устраиваются на ночлег. Старик говорит: «У меня тут есть гусиная ножка, но съедим мы ее на завтрак.
С тем они ложатся спать.
Убедившись, что молодой вор уснул, старик встает и прячет гусиную ножку ему в карман пиджака, потом опять ложится …
Утром гусиной ножки нигде нет, а одежда старика нетронута.
— Расскажи-ка мне, как это ты так быстро нашел гусиную ножку! — велит старик молодому.
— Я подумал, что вы на целую ступень умнее, чем какой-нибудь «там» (дилетант, простак), и потому посчитаете мой карман самым надежным местом для гусиной ножки. Разве я не умен, мастер?
— Нет, — говорит старик, — ты не выдержал испытание. Дело в том, что я не на одну, а на целых три ступени умнее, чем обычный «там» . Я думал, что ты достаточно умен, чтобы не заподозрить меня в таком примитивном трюке, а потому именно его и использовал. Между нами все кончено.

Похожие записи:

Судья из Одессы Александр Гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. Одного приговорил к году условно, другого – к трем годам условно. Обязал регулярно являться в центр пробации, сообщать о перемене места жительства и так далее. А помимо этого, судья Гарский обязал осужденных читать Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я увидел, что они дети»

«Допрашивая обвиняемых в судебном заседании, судом установлено, что они фактически по своему развитию еще несовершеннолетние дети, хотя и имеют соответствующий возраст. Отвечая на вопрос сторон и суда, обвиняемый явно не понимает всех последствий возможной уголовной ответственности за совершение правонарушения против собственности. В целом отношения собственности для обоих обвиняемых являются определенным пробелом в знаниях. И это неудивительно, поскольку воспитанием обоих обвиняемых, очевидно, занимались не в достаточной мере» – так звучит цитата из приговора одесского судьи Александра Гарского по делу о воровстве.

Фигуранты – 23-летний Максим и 19-летний Руслан. Они вытащили из нескольких машин магнитолы и динамики. Их заметил охранник, они бросились бежать и выбросили рюкзаки. А потом за ними вернулись – и были задержаны. Помимо условного срока, судья Малиновского районного суда обязал Максима и Руслана прочесть книги Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я стараюсь в каждом деле подойти индивидуально к каждому человеку. Здесь я увидел, что они дети. Они не понимают, что совершили. Они улыбаются, не могут нормально какую-то свою мысль выразить. Для них это какая-то игра, но последствия могли быть гораздо серьезнее, чем они думали», – объясняет Александр Гарский.

Во время процесса судья интересовался, что могло сподвигнуть молодых людей на преступление. От Максима в детстве отказалась мать, а родной отец с мачехой сдали его в интернат. У Руслана отец погиб, когда тот еще учился в школе, юношу воспитывали мать и отчим. Денег вечно не хватало. Кроме Руслана в семье росли еще трое младших братьев. Из-за этого он бросил учебу, книги были не в приоритете. Сейчас Руслан и сам уже отец. Рассказывает, что на воровство они с товарищем решились, чтобы заработать на билет домой:

«Ему не хватало, его с работой тогда кинули. И так закрутилось, получилось. Мы ничего не отрицали, приняли все как есть, помогли следствию. Конечно, я в школе читал. Я до седьмого класса хорошистом был, а потом подрос, учебу забросил, друзья, знакомые…»

Среди произведений, которые по решению суда нужно прочитать осужденным, – «Том Сойер» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Белый клык» Джека Лондона и стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» Тараса Шевченко.

«Он так хорошо к нам отнесся, не дал по всей мере закона, а так вот, мягко. Больше не хочется в такую ситуацию попадать. Вечером после работы буду читать», – обещает Руслан.

«Я не обращал внимание на название, я обращал внимание на содержание, – объясняет выбор литературы судья Гарский. – Некоторые детские произведения нужно читать и взрослым. Там много чего полезного, и каждый может там из своей жизни увидеть сюжеты. Запомнилось – и мысль пришла сама собой. В англосаксонской системе правил такие решения принимаются очень часто, надо какую-то правовую традицию внедрять и в Украине».

Что думают библиотекари и психолог

Одесский судья благодаря своим решениям прославился на всю страну. Выбор произведений для Руслана и Максима оценили литераторы, филологи и библиотекари. Многие говорят, судья подобрал книги с глубоким смыслом, они дают возможность получить необходимый жизненный опыт.

«Жизнь не всегда так безнадежна, как кому-то кажется. Собственно, что и есть в «Белом клыке» Джека Лондона, где бесконечная тяга к жизни, к хорошему», – комментирует библиотекарь Ольга Нагорнюк.

Но есть и другие мнения. Директор детской библиотеки Татьяна Палий полагает, что наказанные могут просто не понять перечисленные судьей книги: «Мне кажется, что они вообще ничего не читали, и поэтому на первый взгляд кажется, что в этом возрасте им книги того же Марка Твена будут достаточно сложными. Им надо начинать, наверное, со сказок».

По мнению психолога Марии Фендюры, измениться можно в любом возрасте, и судья в этом случае взял на себя воспитательную функцию:

«[Прежде чем] осуждать, надо сначала пройти путь этих детей, понять, с чем они столкнулись в своей жизни, с какими сложностями. У них нет опыта, когда их понимают, принимают, если учитываем историю их жизни. И когда их еще отправляют в тюрьму – наказание такое привело бы к какому-то разочарованию в людях в целом. У такой меры наказания, [которую выбрал судья], есть шансы дать им возможность понять свою ошибку, найти другие возможности в жизни, реализовать себя».

Адвокат Александр Гладенко, комментируя решение судьи, назвал его и законным, и человечным:

«Это способствует воспитанию и исправлению человека. Если люди, которые считают, что наказание в виде отбывания срока в специальных учреждениях способствует перевоспитанию человека, – я не знаю. Но уверен, что вряд ли наши учреждения ориентированы на эту функцию. Скорее делают хуже. У этих ребят есть шанс. Это послужит холодным душем, и они больше не будут повторять таких ошибок».

Контролировать исполнение приговора будет центр пробации. После прочтения книг Руслан и Максим должны будут сдать экзамен. А пока они готовятся, судья Гарский вынес новый приговор по еще одному делу о воровстве: обязал мужчину прочесть трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и выучить стихотворение Ивана Франко.

«Дать людям шанс» или «чтение из-под палки»? Судья Лариса Гольник об инициативе коллеги

В эфире Настоящего Времени мы обсудили инициативу судьи из Одессы с его коллегой – украинской судьей Ларисой Гольник. Она сейчас работает в Октябрьском райсуде Полтавы и известна в Украине борьбой за честное и справедливое правосудие, за независимость судей.

— Как вам такой приговор коллеги? Получится у него, по вашему мнению, перевоспитать этих парней?

— Я надеюсь, что получится. Я считаю, нужно, чтобы суд не только карал. Я согласна со своим коллегой – суд должен и воспитывать, давать шанс тем людям, которые оступились. Это называется индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому я думаю, что в данной ситуации это должно сработать. Я тоже читала об этом, очень редко, когда судьи своими решениями становятся известными на всю Украину. Это тот положительный пример, который мы сейчас видим.

— В приговоре судья ссылается на статью 76 Уголовного кодекса Украины, где описаны обязательства, которые суд может наложить на людей при условном сроке. Там есть пункт 6: «Придерживаться установленных судом требований о в том числе проведении досуга». Если так трактовать эту статью, судья, получается, может присудить, например, петь арии по утрам или танцевать гопак на площади перед прохожими?

— Конечно, есть и достаточно скептическое отношение к этому. Нельзя так массово, практически к каждому такое применять – это действительно должен быть индивидуальный подход. Может ли [такое решение судьи] для этого человека повлиять на его дальнейшую жизнь? Видимо, судья подумал, он считает, что через книги возможно перевоспитать этих людей. Тут есть и другая сторона медали, кроме такой позитивной: как же этот приговор будет проверяться? Если эти осужденные не выполнят приговор суда – то как же тогда они будут отбывать наказание?

— Вообще непонятно, честно говоря. Они придут в центр пробации, а там им говорят: «Перескажите содержание», – так это должно быть?

— Да, тут как раз возникает вопрос, как это должно происходить. Знаете, я тоже начала читать, интересоваться, а как же в других странах… Тут действительно [судья] должен быть тонким психологом, тут нужно понимать, что не каждый человек может через книжку измениться.

— Правильно ли я поняла, что этот приговор лежит в рамках украинского законодательства и теоретически любой судья вправе что-то подобное нестандартное присудить?

— Конечно, в принципе этот приговор в рамках законодательства, и он как бы действительно может быть возложен на определенный досуг. Но обычно судьи с таким определенным формализмом подходили к этой статье. Что значит досуг? То есть прибывают в вечернее время туда, где распиваются спиртные напитки, например. Это более понятно.

— Так трактовалась статья.

— Скажем так: я, допустим, не ожидала, что к ней можно так оригинально подойти.

— Будете теперь использовать эту практику?

— Я сейчас не рассматриваю уголовные дела, поэтому я не буду применять, но в принципе для себя на заметку возьму.

Но я скажу еще, что я по первому образованию педагог. И поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к такому обязательному чтению, потому что обязаловка может иметь негативный подтекст: «меня заставляют читать».

— Хочется через какое-то время отыскать этих парней и понять, повлияет или нет.

— Это интересно. Некоторые психологи как-то очень настороженно относятся к такого рода мере наказания. Поэтому нужно следить за этим и смотреть, возможно, какие-то научные исследования провести.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

  • Рассказ про волчье лыко
  • Рассказ про волейбол на английском языке с переводом
  • Рассказ про волка для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про волка 2 класс окружающий мир маленький рассказ
  • Рассказ про войну в чечне ютуб