Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир

Слайд 1знакомые незнакомцы автор: матвеева анжелика леонтьевна учитель начальных классов п. мелехово, ковровского района, владимирской области 2015 г.слайд 2о ком

Слайд 1

Знакомые незнакомцы Автор: Матвеева Анжелика Леонтьевна учитель начальных классов п. Мелехово, Ковровского района, Владимирской области 2015 г.

Слайд 2

О ком на уроке пойдет сегодня речь, мы узнаем отгадав РЕБУС

Слайд 4

ворона

Слайд 5

Т Е М А Ворона – «интеллектуальная» птица.

Слайд 6

ЗАДАЧИ Развивать познавательный интерес к изучению животных. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры. Изучить особенности поведения вороны.

Слайд 7

Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. Ворона

Слайд 8

А вы знаете как появилось это слово? Происхождение слова неясно. Скорее всего от того же звукоподражания, которое содержится в слове «воробей» – ворк . Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Возможно, птиц назвали так за чёрное оперение. Ворона – ворон –вороной = «чёрный».

Слайд 9

В Европе живут два подвида ворон. Чёрная ворона населяет западную часть Европы.

Слайд 10

На Восток, далеко в Восточную Сибирь, тянется территория, где живут серые вороны .

Слайд 11

Питание Воро́ны — всеядные птицы , питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой.

Слайд 12

Воро́ны — питаются растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами и падалью.

Слайд 13

Размножение Сезону размножения предшествует ток с воздушными играми, погонями, кувырканьем в воздухе. Новое гнездо партнеры строят каждый сезон.

Слайд 14

Серая ворона начинает гнездиться в марте-апреле . Гнезда устраивают в парках и скверах, в развилке толстых ветвей деревьев, опорах ЛЭП, подъёмных кранах, за водосточными трубами. Гнезда строят из сухих веток или тростника, скреплённых глиной и дёрном, кроме того, нередко используют проволоку, выстилают гнездо перьями, травой, паклей, ватой, тряпками, синтетикой. Возле гнезда ведёт себя осторожно и незаметно.

Слайд 15

Самка откладывает 4—6 голубовато-зеленых с темными крапинками яиц, в период с конца марта до мая. Насиживает их одна самка, в течение 18—19 суток, круглосуточно не покидая гнезда, самец кормит её в период насиживания.

Слайд 16

Через 25 дней вылупляются птенцы, кормят их оба родителя. Птенцы вылетают примерно в середине июня, еще некоторое время держатся вместе с родителями, которые их подкармливают. В июле семейные стайки распадаются.

Слайд 17

Вороны моногамные птицы – найдя себе пару, живут с ней до конца. А могут прожить вороны дольше всех пернатых — 50-75 лет. Эти удивительные птицы – прекрасные и заботливые родители. Они выхаживают птенцов, охраняют и, даже, воспитывают их.

Слайд 18

Интересные факты Самая интеллектуальная птица на земле — это ворона . Ученые пришли у выводу, что эти птицы умнее 4-х летнего ребенка . По интеллекту, среди представителей животного мира, они занимают почетное 6-е место.

Слайд 19

Известны сообразительность ворон и их умение использовать предметы окружающей обстановки; например, если вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает.

Слайд 20

В 70-80 годы двадцатого века, когда в магазинах продавалось молоко в полулитровых картонных пирамидках- тетраэдрах , вороны часто воровали эти пакеты, уносили в укромное место, пробивали клювом в картоне дыру и пили молоко. Чтобы пакет не выскальзывал в полете из клюва, ворона заранее клювом перегибала один из углов пакета.

Слайд 21

Найдя сухую хлебную корку, ворона никогда не будет давиться в сухомятку, а обязательно найдет лужу, размочит хлеб и только после этого съест или отнесет птенцам. Она может открыть лапой спичечный коробок и развернуть, не повредив, фантик от конфеты.

Слайд 22

Кроме того, было установлено, что эти птицы, имеют свой собственный язык. Их язык очень богат , они могут издавать сигналы тревоги, угрожать и ругаться на молодняк. Для усиления звука они могут издавать один сигнал всей стаей в унисон.

Слайд 23

Вороны умело прячут свою добычу, как шпионы, оглядываясь по сторонам, закапывают «заначки». Птицы также осознают, что им следует перепрятать добычу, если другие пернатые видели, куда спрятана еда. Но, что необходимо отметить, вороны перепрятывали запасы только после того, как «свидетели» улетали.

Слайд 24

Большую прибыль можно было ожидать после того, как на пути повстречалась ворона с куском хлеба во рту. Карьерный рост или успешную командировку предсказывал вороний крик, звенящий в оба уха, или металлический предмет, выглядывающий из клюва. А вот знакомство с хорошим человеком наступало, если птица держала во рту зеленый листик или веточку. Народные приметы 1 декабря ворона расхаживает по дороге — к теплой погоде.

Слайд 25

С воронами по-вороньи каркать. Ворона за море летала, да лучше не стала. Вороне соколом не летать. Белую ворону и свои заклюют. Куда ворона летит, туда и глядит. Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. Дом вороны найдёшь по карканью. На чужой сторонушке рад родной воронушке . Пословицы

Слайд 26

Легенда о вороне Задумал однажды чёрт сделать волка. Взял он самое черное, обгорелое дерево и давай его строгать — только щепки летят. Да не просто щепки — они на землю не упали, а в ворон превратились да по миру разлетелись. Существует и старая, еще библейского происхождения легенда, в которой ворону (или ворона) выпущенную из ковчега, чтобы узнать кончился ли потоп, прокляли за то, что она не вернулась назад. В наказание за это ворона, хвалившаяся когда-то белыми перьями, стала черной и кровожадной птицей, обреченной питаться падалью. С этой легендой связывают и старинный запрет употреблять мясо ворон в пищу.

Слайд 27

Стихи о вороне В. Cибирцев Высоко на кроне клена Спеть готовилась ворона, Показала певчий дар, Прокричала громко « кар-р-р-р ». О. Александрова « Кар-р ! – кричит ворона. – Кар-р ! Ставь, соседка, самовар-р ! Не жалей завар-рки ! Пр-ринимай подар-рки !»

Слайд 28

Фразеологизмы Белая ворона О том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих. Ворон считать Быть невнимательным, отвлекаться, ротозейничать, зевать. Ворона в павлиньих перьях О том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле. Значение

Слайд 29

МОЛОДЦЫ!


Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Только тот кто много знает, В жизни что-то достигает.

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Только тот кто много знает, В жизни что-то достигает.


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир


Маша, ты нас не ищи, Щиплем щавель мы на щи. Щенок за обе щеки  Уплетает щи из щавеля .

Маша, ты нас не ищи,

Щиплем щавель мы на щи.

Щенок за обе щеки 

Уплетает щи из щавеля .


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир


Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок.

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок.


Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями их старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями их старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир


 Ворон и сорока. К.Д. Ушинский Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча. — Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока. — Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, —кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!

Ворон и сорока.

К.Д. Ушинский

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча. — Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока. — Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, —кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!


Прочитайте текст. Какие слова и выражения были непонятны? Что можно сказать о сороке? А о вороне? Какой диалог у них получился? Почему ворон не поверил сороке? Как называют людей, которые много говорят? Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»? Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери. Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.

Прочитайте текст.

Какие слова и выражения были непонятны?

Что можно сказать о сороке?

А о вороне?

Какой диалог у них получился?

Почему ворон не поверил сороке?

Как называют людей, которые много говорят?

Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?

Кум крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.

Кума крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир


«Худо тому, кто добра не делает» Что произошло с главными героями? Почему они поссорились? Как вы считаете, правильно ли поступил Гриша и почему? Могли ли ребята любить такого мальчика, как Гриша? Можно ли назвать Гришу другом? Как бы вы поступили на месте Гриши, если бы к вам обратились с такими же просьбами? Хотелось ли кому - нибудь из вас иметь такого друга? Что вы можете сказать о Грише? Какой он? Видели ли вы похожих на Гришу детей? Есть ли у вас друзья похожие на Гришу? Какой смысл данного рассказа заключен в названии (пословице) «Худо тому, кто добра не делает»?

«Худо тому, кто добра не делает»

Что произошло с главными героями?

Почему они поссорились?

Как вы считаете, правильно ли поступил Гриша и почему?

Могли ли ребята любить такого мальчика, как Гриша?

Можно ли назвать Гришу другом?

Как бы вы поступили на месте Гриши, если бы к вам обратились с такими же просьбами?

Хотелось ли кому — нибудь из вас иметь такого друга?

Что вы можете сказать о Грише? Какой он?

Видели ли вы похожих на Гришу детей?

Есть ли у вас друзья похожие на Гришу?

Какой смысл данного рассказа заключен в названии (пословице) «Худо тому, кто добра не делает»?


ХУДО – плохо УЛОЖИТЬ – положить ОДОЛЖИ – не надолго на минутку СКУЧНО – тоскливо ВОЛЧОК – игрушка «юла»

ХУДО – плохо

УЛОЖИТЬ – положить

ОДОЛЖИ – не надолго на минутку

СКУЧНО – тоскливо

ВОЛЧОК – игрушка «юла»


Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека…

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…


Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.


 Дятел. К.Д. Ушинский Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей , словно рыбку, таскает.

Дятел.

К.Д. Ушинский

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей , словно рыбку, таскает.


Прибежали, прибежали  (Бег на месте)  Ежики, ежики  (Прыжки)  Наточили, наточили  (Хлопки в ладоши)  Ножики, ножики  (Прыжки)  Прискакали, прискакали  (Побежали на месте)  Зайчики, зайчики.  (Хлопки в ладоши)  Ну-ка вместе,  Ну-ка дружно:  «Девочки! Мальчики!»

Прибежали, прибежали  (Бег на месте)  Ежики, ежики  (Прыжки)  Наточили, наточили  (Хлопки в ладоши)  Ножики, ножики  (Прыжки)  Прискакали, прискакали  (Побежали на месте)  Зайчики, зайчики.  (Хлопки в ладоши)  Ну-ка вместе,  Ну-ка дружно:  «Девочки! Мальчики!»


 Пчёлы и мухи. К.Д. Ушинский Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из ульев светом и теплом мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку, не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

Пчёлы и мухи.

К.Д. Ушинский

Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из ульев светом и теплом мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку, не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.


  Как вы глупы со своим весельем! — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что солнышко это только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод и нам всем придётся пропадать. — Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду.

  Как вы глупы со своим весельем! — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что солнышко это только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод и нам всем придётся пропадать.

Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду.


С каким писателем мы познакомились на уроке? Какие рассказы Ушинского тебе понравились? Чему они нас учат? Если тебе понравился урок и тебе было интересно, то покажи смайлика , который улыбается. Если тебе понравился урок, но тебе было не всё понятно, то покажи задумчивого смайлика. Если тебе урок не понравился и тебе было не интересно, то покажи грустного смайлика.

С каким писателем мы познакомились на уроке?

Какие рассказы Ушинского тебе понравились?

Чему они нас учат?

Если тебе понравился урок и тебе было интересно, то покажи смайлика , который улыбается.

Если тебе понравился урок, но тебе было не всё понятно, то покажи задумчивого смайлика.

Если тебе урок не понравился и тебе было не интересно, то покажи грустного смайлика.


Определи что «хорошо», а что «плохо», в тетради по чтению раздели страничку на 2 колонки «Хорошо» и «Плохо» и заполни таблицу терминами из текста. Тебе поможет словарная работа. ЛЕНОСТЬ – то же, что и лень ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь КРОТОСТЬ – Мягкий, добрый характер

Определи что «хорошо», а что «плохо», в тетради по чтению раздели страничку на 2 колонки «Хорошо» и «Плохо» и заполни таблицу терминами из текста. Тебе поможет словарная работа.

ЛЕНОСТЬ – то же, что и лень

ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь

КРОТОСТЬ – Мягкий, добрый характер


Я всё понял. Я молодец! Мне скучно и не очень интересно.

Я всё понял.

Я молодец!

Мне скучно и

не очень

интересно.


Рассказ про ворону 1 класс окружающий мир

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Ворона»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках ворон.
Познакомить детей с загадкой и пословицами о воронах.
Словарь: всеядный, падаль.
Продолжать учить детей рисовать птичьи яйца в гнезде, смешивать краски на палитре.
Упражнять в звукоподражании, развивать артикуляционный аппарат детей.
Воспитывать любознательность, интерес к птицам родного края, гуманное к ним отношение.

Оборудование:

Картинки и фотографии серой вороны, листы бумаги с нарисованным вороньим гнездом, оборудование для занятия рисованием акварельными красками, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосом вороны.

Ворона фото

Ворона

Ход занятия:

Отгадайте загадку:

Загадка о вороне

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Вот она – серая ворона. (Показ картинок и фотографий). Какие слова в загадке навели вас на мысль о вороне? (Ответы детей). Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Причем ворона из Крыма не поймет ворону из Киева, но если они встретятся и станут жить рядом, то очень скоро начнут понимать друг друга.

Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.

Вороны очень радуются наступлению весны: распускают хвосты, подергивают крыльями и хрипло орут. Тогда же у ворон бывают свадьбы. Поначалу жених и невеста ходят друг около друга, враждебно напыжившись с полураспушенными крыльями и готовыми к бою клювами. И так день или два. Потом ворона отступает и подставляет голову, а ворон начинает нежно перебирать клювом у нее на голове перышки.
Яйца у серых ворон сине-зеленые, разрисованные темными пятнами. В гнезде их 3-5.

Давайте нарисуем их. На листочках у вас уже нарисовано гнездо. Вам нужно только нарисовать яйца. Сколько яиц можно нарисовать в вороньем гнезде? Каким цветом вы их раскрасите? Как получить необходимый цвет? Какие краски нужно смешать? Каким цветом нарисуем пятна на яйцах? (Ответы детей, выполнение работы).

Пока самка сидит на яйцах, самец кормит ее, охраняет, а в случае опасности родители в клювах переносят своих детишек в безопасное место. Птенцы поначалу голые, некрасивые, «малоразговорчивые». Голосок у воронят для нашего слуха не очень приятный. Но это для нас, а для родной их матушки вороны, как в русской пословице: «Нет лучшего певца для вороны, чем родной вороненочек». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Давайте попробуем «поговорить» на вороньем языке – покаркать. (Звукоподражание).

Представьте себе, вы гуляете по лесу и вдруг на тропинке птенец. Он убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Он еще не умеет летать. Пропадет ведь, съест кто-нибудь! Надо ли «спасать» бедного птенчика? Что делать? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Не надо трогать птенца. Он не пропадет, если вы его не поймаете и не унесете из родных мест. Они еще не умеют летать, зато умеют спрятаться, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их, кормят и спасают. Они даже переговариваются. Зовут птенцов, а малыши им откликаются особенными звуками, неслышными человеку, но понятными птицам.

Пришло время поиграть.

Игра «Вороньи гнезда».

Дети делятся на команды (по 3-5 человек) – обитателей вороньего гнезда (большой обруч). Под слова стихотворения дети бегают, размахивая руками «крыльями» и произнося в конце каждой строфы «кар-кар-кар». По команде « ночь» дети занимают свои места. Побеждает то «гнездо», которое заняло свой обруч первым.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
В своих гнездах засыпают:
Кар-кар-кар!

Чем же вороны питаются? Почему их называют «всеядными»? Подумайте, как образовалось слово «всеядный»? (Ответы детей).
Вороны едят грызунов, улиток, гусениц, жуков, ящериц. С удовольствием поедают зерна, картофель, орехи, ягоды. Частенько они разбойничают и в садах, пожирая черешню, вишню, инжир, груши, яблоки, шелковицу, орехи, виноград. Кроме того, вороны поедают мусор, оставленный людьми и падаль. Падалью называют остатки умерших, павших животных, птиц, насекомых. То есть, уничтожая мусор и падаль, вороны, как бы убирают, наводят порядок. За это их называют санитарами.

Вороны – очень прожорливые птицы. И разбойничают они не только в садах. Очень страдают от них гнездящиеся певчие птицы. За один присест ворона съедает всех птенцов. Если найдут вороны в гнезде яйца, то пробьют клювом дырку и выпьют.

Нападают вороны и на взрослых птиц. Настигают в полете голубя, например, хватают лапами и бьют клювом по голове. Горе и молодым зайчатам. Вороны убивают их одним ударом своего мощного клюва.

А кто же является врагом самих ворон? Это совы, куницы, ласки, хищные птицы.

Вопросы:

1. Как выглядит серая ворона?
2. Почему ворон считают умными птицами?
3. Почему ворон считают разговорчивыми птицами?
4. Как долго живут вороны?
5. Как вороны встречают весну?
6. Как проходят вороньи свадьбы?
7. Где вьют гнезда вороны? Как устраивают гнездо?
8. Сколько яиц бывает в вороньем гнезде?
9. Как заботятся о них родители?
10. Какими появляются на свет воронята?
11. Как заботятся о них родители?
12. Чем питаются вороны?
13. За что их называют санитарами?
14. Назовите врагов ворон?
15. Как разбойничают вороны?
16. Нужно ли поднимать выпавшего из гнезда птенца? Почему?

Скачать конспект занятия «Ворона»

Æèëà íà ñâåòå âîðîíà. Ñàìàÿ îáûêíîâåííàÿ. È çâàëè å¸ Íþðêà. Æèëà îíà â äåðåâíå, êîòîðàÿ íàçûâàëàñü Íèæíèå Íåðÿõè. Âîðîíà êàê âîðîíà, òîëüêî ëþáîïûòíà áûëà î÷åíü, ïðÿìî êàê ñîðîêà. Æèëà îíà, åñòåñòâåííî, íå îäíà, à ñ êó÷åé ïîäðóã è çíàêîìûõ.
Ëþáîïûòñòâî Íþðêèíî ïîñòîÿííî ïðèâîäèëî ê ïðèêëþ÷åíèÿì. Ïðèêëþ÷åíèÿ áûëè ðàçíûå: âåñåëûå è ãðóñòíûå, óäà÷ëèâûå è îïàñíûå. Èñòîðèè î íåêîòîðûõ Íþðêèíûõ ïðèêëþ÷åíèÿõ âû èìååòå âîçìîæíîñòü ïðî÷èòàòü.

Èñòîðèÿ ïåðâàÿ

Íèæíèå Íåðÿõè – äåðåâíÿ íåáîëüøàÿ, âñåãî-òî äâîðîâ ñîðîê. Ïðèìåðíî ïîñåðåäèíå Íèæíèõ Íåðÿõ ñòîèò äâîð áàáêè Òàìàðû. Äâîð êàê äâîð, íè÷åì íå ïðèìå÷àòåëüíûé: ñîáàêà âî äâîðå, Ïîëêàíîì áàáêà êëè÷åò, õàòà, õëåâ, îãîðîä. Âñ¸ êàê ó äðóãèõ ëþäåé.
Íî âîò îäíàæäû çèìîé, ïðîëåòàÿ íàä ýòèì äâîðîì, Íþðêà çàìåòèëà, ÷òî âî äâîðå ÷òî-òî áëåñòèò. Ðàçâåðíóëàñü, ñäåëàëà âòîðîé êðóã. Äåéñòâèòåëüíî, íåäàëåêî îò áóäêè Ïîëêàíà  â ñíåãó ÷òî-òî áëåñòèò. Íî, åùå íè îäíà ñîáàêà íå ïîçâîëèëà âîðîíå âçÿòü ÷òî-íèáóäü ñî ñâîåãî äâîðà. Ïîêðóæèëàñü, ïîêðóæèëàñü Íþðêà, à áëèæå íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ, òîëüêî ëþáîïûòñòâî ñâî¸ âîðîíüå ðàçîæãëà.

Ïîëåòåëà ê îñòàëüíûì âîðîíàì è ïî äîðîãå ïðèäóìàëà, êàê óäîâëåòâîðèòü ñâîå ëþáîïûòñòâî, à ïðè óäà÷å è ñòàùèòü òî, ÷òî áëåñòèò âî äâîðå.

Ïîçâàëà ñ ñîáîé äâóõ ñâîèõ ëó÷øèõ ïîäðóã, è ïîêà ëåòåëè ê äîìó áàáêè Òàìàðû, îáúÿñíèëà èì çàäà÷ó.

È âîò âûõîäèò íà êðûëüöî áàáêà Òàìàðà, ïîñìîòðåòü, ïî÷åìó Ïîëêàí çàõîäèòñÿ ëàåì, è âèäèò…
Ñèäÿò íà çàáîðå äâå âîðîíû è íà ñâî¸ì âîðîíüåì ÿçûêå îáçûâàþò ïîñëåäíèìè ñëîâàìè áåäíîãî Ïîëêàíà. Ñîáàêà ÷óòü èç îøåéíèêà íå âûïðûãèâàåò, ïûòàÿñü äîñòàòü îáèä÷èö. Òåì âðåìåíåì òðåòüÿ âîðîíà ïèêèðóåò âî äâîð è, ïîäñêî÷èâ äâà øàãà ïî ñíåãó, õâàòàåò ÷òî-òî êëþâîì. Âîðîíà âçëåòàåò, è òóò áàáêà Òàìàðà óâèäåëà â å¸ êëþâå ñâîè ñîáñòâåííûå î÷êè, êîòîðûå êóäà-òî çàïðîïàñòèëèñü. Ñ êðèêîì: «Êóäà, âîðîâêà, ïîòàùèëà!» Áàáêà õâàòàåò âåäðî, ñòîÿùåå íà êðûëå÷êå è øâûðÿåò åãî â âîðîíó.
Íþðêà ïåðåïóãàíî êàðêàåò è øàðàõàåòñÿ â ñòîðîíó. Î÷êè ïàäàþò â ñíåã. Âåäðî, âðàùàÿñü â âîçäóõå è ùåäðî ðàçáðàñûâàÿ âî âñå ñòîðîíû çîëó è ïåïåë, ãðîõàåòñÿ íà õâîñò Ïîëêàíó, âûáðàñûâàÿ íà íåãî îñòàòêè.

Ïîëêàí, îáèæåííî âçâèçãíóâ, íûðÿåò â áóäêó. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îòòóäà îïàñëèâî âûñîâûâàåòñÿ êîí÷èê åãî íîñà, ïîñòåïåííî ïîÿâëÿåòñÿ âñÿ åãî ëîõìàòàÿ ãîëîâà, è ïåñ óêîðèçíåííûì âçîðîì ãëÿäèò íà õîçÿéêó.

Îòëåòåâøèå íà áëèæàéøåå äåðåâî Íþðêèíû ïîäðóæêè îáìåíèâàþòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè, çàõîäÿñü õîõîòîì. Âñêîðå è Íþðêà, îòäûøàâøèñü çà äîìîì, ñ ãîðäûì âèäîì ïðèñîåäèíÿåòñÿ ê íèì.
Íåñìîòðÿ íè íà ÷òî îíà âûÿñíèëà, ÷òî æå òàì áëåñòåëî!

Èñòîðèÿ âòîðàÿ

Ñ òîãî ñëó÷àÿ Íþðêà âûó÷èëàñü ãîëîñîì áàáêè Òàìàðû çâàòü ñîáàêó: «Ïîëêàí! Ïîëêàí! Ñîáàêà, òû ëåíèâàÿ, èäè ñþäà». Ëîõìàòûé Ïîëêàí âûëåòàë èç ñâîåé áóäêè, äóìàÿ, ÷òî õîçÿéêà ïðèíåñëà åìó åäó. Ïîäáåæàâ ê ñâîåé ìèñêå, îí óäèâëåííî êðóòèë ñâîåé áàøêîé íå íàáëþäàÿ íè åäû â ìèñêå, íè õîçÿéêè âî äâîðå. Óäèâëåííî ãàâêíóâ, ïåñ, íàêîíåö, çàìå÷àë Íþðêó íà çàáîðå. Òóò âîðîíà íà÷èíàëà ïåðåäðàçíèâàòü Ïîëêàíà: «Ãàâ, ãàâ, ãàâ-ãàâ-ãàâ». Ñîáàêà íåêîòîðîå âðåìÿ îøàðàøåíî ñìîòðåëà íà ãàâêàþùóþ âîðîíó, à ïîòîì è ñàìà ðàçðàæàëàñü ëàåì: «Ãàâ-ãàâ-ãàâ, ð-ð-ð-ãàâ». Ïîäíÿòûé èìè øóì, íàêîíåö-òî, çàñòàâëÿë õîçÿéêó âûéòè íà êðûëüöî. Îáíàðóæèâ ëàþùóþ ñîáàêó, áàáêà Òàìàðà íåäîâîëüíî êðè÷àëà íà Ïîëêàíà: «Çàòêíèñü, òû ÷åãî ñêàçèëñÿ?!». Ïîñëå òîãî, êàê ñîáàêà óìîëêàëà è îòïðàâëÿëàñü â ñòîðîíó ñïàñèòåëüíîé áóäêè, áàáêà çàìå÷àëà, ñèäÿùóþ íà çàáîðå âîðîíó, è ïðîãîíÿëà åå âçìàõîì ðóêè, ñî ñëîâàìè: «Êûø, ïðîêëÿòóùàÿ!». Âîðîíà óëåòàëà ñìåÿòüñÿ íà äåðåâî. Âî äâîðå âñå óòèõàëî äî î÷åðåäíîãî âîðîíüåãî áåçîáðàçèÿ.

Ëåòîì Íþðêà ïðèëîâ÷èëàñü ãîíÿòü îò êîðìóøêè êóð, ïîäðàæàÿ êîøà÷üåìó ìÿóêàíüþ. Îáû÷íî ýòî ïðîèñõîäèëî òàê. Âîðîíà ñïðûãèâàëà ñ çàáîðà è ïîäáèðàëàñü ìàêñèìàëüíî áëèçêî ê êóðèíîé êîðìóøêå. Ïîòîì çàòèõàëà è, ÷åðåç âðåìÿ, î÷åíü ãðîìêî êðè÷àëà: «Ìÿâ». Êóðû èñïóãàííî áðîñàëèñü âðàññûïíóþ. Íþðêà  äîïðûãèâàëà äî êîðìóøêè è íà÷èíàëà êëåâàòü çåðíî. Îáû÷íî ýòî åå çàíÿòèå ïðåðûâàë Ïîëêàí, êîòîðûé íà÷èíàë ëàÿòü, êàê òîëüêî çàìå÷àë íàðóøèòåëüíèöó. Íà øóì âûõîäèëà áàáêà è ñî ñëîâàìè: «Ýòî, ÷òî æ òû, îêàÿííàÿ, òâîðèøü! À íó êûø ñî äâîðà!», çàïóñêàëà ÷åì-íèáóäü â âîðîíó. ×àùå âñåãî ìåòàòåëüíûì ñíàðÿäîì áûë âåíèê èç ïðóòüåâ, ñòîÿâøèé ïîáëèçîñòè. Âîðîíà çàìå÷àëà îïàñíîñòü, êîãäà áàáêà òîëüêî çàìàõèâàëàñü è ñ îò÷àÿííûì: «Ìÿ-ó-ó-â» óëåòàëà íà äåðåâî.

Îòïóñêàòü ñîáàêó, èëè äàæå óäëèíÿòü åå öåïü áàáêà îïàñàëàñü ïîòîìó êàê Ïîëêàí íà÷èíàë ãîíÿòü êóð.

Èñòîðèÿ òðåòüÿ

 äâóõ êèëîìåòðàõ îò äåðåâíè ñòîÿëî áîëüøîå ñåëî Âåðõíèå Âåñ¸ëêè. Ñåëî áûëî áîëüøîå.  íåì áûëà íå òîëüêî öåðêîâü, êàê è ïîëîæåíî ñåëó, íî è íåáîëüøîé ðûíîê, íà êîòîðûé ïî ïðàçäíè÷íûì äíÿì ïðèåçæàëè àâòîëàâêè íå òîëüêî èç ðàéöåíòðà, íî, èíîãäà, èç îáëàñòè. Ðàíüøå ñåëî áûëî öåíòðîì êîëõîçà «Âñõîäû Êîììóíèçìà». Ñ íàñòóïëåíèåì íîâûõ âðåìåí êîëõîç çàõèðåë è áûë ðàñòàùåí. Íî, ìû íå î êîëõîçå âåäåì ðàññêàç. Öåðêîâü æå, ÷óäîì óöåëåâøàÿ ïðè êîììóíèñòàõ, íàîáîðîò, ðàñöâåëà. Ñþäà ïðèñëàëè ìîëîäîãî ñâÿùåííèêà. È ïðèõîä ïîñòåïåííî îæèëè. Êàê ÿ óæå óïîìèíàë, ñåëî áûëî áîëüøîå – â íåì íàñ÷èòûâàëîñü äî ïîëóòîðà òûñÿ÷ æèòåëåé. Ñâÿùåííèê ïîñòàâèë ðÿäîì ñ öåðêîâüþ áîëüøîé äîì äëÿ ñåáÿ çà ñ÷åò ïðèõîäà è æèë, ïðîâîäÿ â ïîëîæåííîå âðåìÿ ñëóæáû è ñîáèðàÿ äàíü ñ ïàñòâû. Íà âåëèêèå ïðàçäíèêè öåðêîâü ñ òðóäîì âìåùàëà âñåõ æåëàþùèõ. Æåíùèíû îñîáåííî ëþáèëè õîäèòü â öåðêîâü, ãëàâíûì îáðàçîì, èç-çà ìîëîäîãî ñâÿùåííèêà. È áàòþøêà, äîãîâîðèâøèñü ñ åïèñêîïîì, óæå íà÷àë ïîäóìûâàòü î êàïèòàëüíîì ðåìîíòå çäàíèÿ öåðêâè, è äàæå íà÷àë ñîáèðàòü äëÿ ýòîãî äåíüãè.  ýòî âðåìÿ Íþðêà, ïîñåùàâøàÿ ñâàëêó ïðè ðûíêå, îáíàðóæèëà, ÷òî íà êîëîêîëüíå ìíîãî ìåñòà, è òàì î÷åíü äàæå óäîáíî ðàñïîëîæèòüñÿ. Êîëîêîëîâ òàì äàâíî óæå íå áûëî. È ïðîéäîõà Íþðêà äàæå ïðåäïîëîæèòü íå ìîãëà, ÷òî ýíåðãè÷íûé ìîëîäîé ñâÿùåííèê íà÷àë ñâîå ñëóæåíèå ñ çàêàçà êîëîêîëîâ äëÿ öåðêâè.

Âîðîíà ïîñåëèëàñü ïîä ñàìûì âåðõîì öåðêîâíîé êîëîêîëüíè, áëàãî, ÷òî äî ñâàëêè, ãäå âñåãäà ìîæíî áûëî íàéòè ÷òî-íèáóäü ñúåñòíîå, ëåòó áûëî ïÿòü ìèíóò. Äî òîãî, êàê êîëîêîëüíÿ áóäåò îòðåìîíòèðîâàíà, êîëîêîëà ðåøèëè ïîâåñèòü âíèçó, ïîä êîëîêîëüíåé, ãäå áûëî âñïîìîãàòåëüíîå ïîìåùåíèå. Îñâÿùåíèå êîëîêîëîâ ðåøèëè ïðîâåñòè â äåíü ïðàçäíîâàíèÿ Ñìîëåíñêîé èêîíû Áîæüåé Ìàòåðè, ÷òî ïðàçäíóåòñÿ 10 àâãóñòà. Ñ ðàííåãî óòðà Íþðêà óñïåëà ñëåòàòü íà ñâàëêó è ïîäêîðìèòüñÿ. Ê 8 ÷àñàì óòðà îíà âåðíóëàñü íà êîëîêîëüíþ è ñåëà íà áàëêó ïîäðåìàòü. È âîò â 9 ÷àñîâ ïðèøëà ïîðà îïðîáîâàòü íîâûå êîëîêîëà. Çâîí êîëîêîëîâ áóêâàëüíî âûøâûðíóë çàäðåìàâøóþ âîðîíó ñ íàñèæåííîãî ìåñòà, äà è èç êîëîêîëüíè. Ïåðåïóãàííàÿ Íþðêà ïðèñåëà íà êàêîé-òî òîïîëü è ñòàëà ðàçìûøëÿòü. Øóì ìåæäó òåì íå ñòèõàë, è Íþðêà ïîíÿëà, ÷òî íóæíî èñêàòü äðóãîå ïðèñòàíèùå.

Èñòîðèÿ ÷åòâåðòàÿ

Íà êðàþ äåðåâíè Íèæíèå Íåðÿõè, ÷òî â äâóõ âåðñòàõ îò ñåëà Âåðõíèå Âåñ¸ëêè, ñïîêîí âåêó ñòîÿëà ñó÷êîâàòàÿ áåðåçà. Ýòó áåðåçó îáëþáîâàëî âîðîíüå ïëåìÿ äëÿ ñâîèõ ãíåçäîâèé è ïîñèäåëîê. Òàê ìíîãî âîðîíüèõ ïîêîëåíèé îáèòàëî íà ýòîé áåðåçå, ÷òî Íþðêà óæå, è ïðåäñòàâèòü ñåáå íå ìîãëà Íèæíèå Íåðÿõè áåç Âîðîíüåé Áåðåçû.

Íà äðóãîé ñòîðîíå Íèæíèõ Íåðÿõ æèë äÿäüêî Ñòåöüêî. Îí ñ÷èòàëñÿ ñïðàâíûì õîçÿèíîì, èìåë áîëüøîé äîì, òðåõêîë¸ñíûé ìîòîöèêë è ðàçâîäèë ñâèíåé. Ïåðèîäè÷åñêè îí ðåçàë ñâèíüþ è ïðîäàâàë ìÿñî íà áàçàðå â ðàéöåíòðå. Íà ìîòîöèêëå îí ðàçúåçæàë ïî îêðåñòíûì ïîëÿì, çàïàñàÿ êîðìà äëÿ ñâîåé «ñâèíîôåðìû». Âìåñòî êîëÿñêè ó åãî ìîòîöèêëà áûëà öåëàÿ ãðóçîâàÿ ïëàòôîðìà, íà êîòîðîé îí ïðèâîçèë, òî ìåøêè ñî ñâåêëîé, òî ñ êàáà÷êàìè, à òî è ñ ÿáëîêàìè èç çàáðîøåííîãî ñàäà. À òî ãëÿäèøü, åäåò ïî äîðîãå êîïíà ñåíà, òàðàõòèò òîëüêî. Ýòî äÿäüêî Ñòåöüêî íàãðóçèë ñâîé âåðíûé ìîòîöèêë ñâîé òàê, ÷òî åãî ñàìîãî è íå âèäíî.  îáùåì, îí áûë õîçÿèíîì, ïðî êîòîðîãî ãîâîðÿò: «Òàêîé ìèìî äîáðà íå ïðîåäåò íå çàõàïàâ».

È âîò, îäíàæäû, óáåäèâ êàêèì-òî îáðàçîì ïðåäñåäàòåëÿ ñåëüñîâåòà, Ñòåöüêî ïîëó÷èë ðàçðåøåíèå ñðóáèòü Âîðîíüþ áåðåçó. ßêîáû îíà ñãíèëà è âîò-âîò óïàäåò. Áåíçîïèëà æèâî ñïðàâèëàñü ñî ñòàðîé áåð¸çîé, è çäîðîâåííîå äåðåâî, ðàçáðàñûâàÿ ñó÷üÿ è ïòè÷üè ãíåçäà, øóìíî ðóõíóëî. Âîðîíüÿ ñòàÿ, âçâèâøàÿñÿ ïðè ïåðâîì øóìå áåíçîïèëû, ñ êàðêàíüåì ïîõîæèì íà ïëà÷, ðàññåëàñü íà ñîñåäíèå äåðåâüÿ.

Ñòåöüêî áûñòðî ðàñïèëèë äåðåâî íà ÷óðáàíû è ñâîèì çíàìåíèòûì ìîòîöèêëîì óâ¸ç âñ¸ ïðèãîäíîå â õîçÿéñòâå. Íà ìåñòå âîðîíüåãî ñåëèùà îñòàëèñü âàëÿòüñÿ íà çåìëå ïåí¸ê, ìåëêèå âåòêè è ñòàðûå ãí¸çäà.

Âîðîíüÿ ñòàÿ ïîòèõîíüêó ðàññåëèëàñü íà äðóãèå äåðåâüÿ è óñïîêîèëàñü. È òîëüêî Íþðêà ãîðåñòíî âçäûõàëà, ïðîëåòàÿ íàä ïåïåëèùåì ðîäíîãî äîìà. Ïðîëåòàëà îíà è íàä ïîäâîðüåì «ëåñîðóáà». Îí âñ¸ åù¸ êîëîë ñòàðóþ áåð¸çó íà äðîâà. Îáèäà Íþðêè íå ïðîõîäèëà, è âîðîíà âñ¸ äóìàëà, êàêîå áû íàêàçàíèå óñòðîèòü Ñòåöüêó. È îíà ïðèäóìàëà.

Î÷åðåäíàÿ ñâèíüÿ áûëà çàêîëîòà è ðàçäåëàíà. Ñòåöüêî ïîäîãíàë ñâîé âåðíûé ìîòîöèêë è ïîø¸ë çà ìåøêàìè â äîì. Êîãäà îí âûøåë íà êðûëüöî ñ ìåøêàìè â ðóêàõ, òî óâèäåë ÷¸ðíóþ òó÷ó ïòèö, êîòîðàÿ ëåòåëà ê åãî äîìó. Ïåðåäíèå ðÿäû, äîñòèãíóâ åãî äâîðà, âíåçàïíî íà÷àëè ïèêèðîâàòü íà íåãî. Íå äîëåòàÿ äî çåìëè ìåòðîâ ïÿòè, ïòèöû âûõîäèëè èç ïèêå è óõîäèëè ñíîâà ââåðõ, ïðè ýòîì êàæäàÿ èç íèõ â íèæíåé òî÷êå ñâîåãî ïîëåòà îïîðîæíÿëà êèøå÷íèê.

Ñïóñòÿ äâàäöàòü ìèíóò è ìîòîöèêë, è ìÿñî îêàçàëèñü ïîä ñëîåì ïòè÷üåãî ïîì¸òà. Ñòåöüêî êèíóëñÿ áûëî âíà÷àëå îòïóãíóòü ïòèö, íî ïîñëå òîãî êàê ïòè÷üèì ïîì¸òîì åìó çàëåïèëî ëåâûé ãëàç, à îñîáåííî ìåòêî ïóùåííàÿ êàïëÿ ïîïàëà åìó ïðÿìî â ðîò, îí óáåæàë ïîä íàâåñ.
Òàê âîðîíà Íþðêà îòîìñòèëà ðàçîðèòåëþ ðîäíîãî ãíåçäîâüÿ.

Èñòîðèÿ ïÿòàÿ

Ðÿäîì ñ äåðåâíåé Íèæíèå Íåðÿõè ïðîòåêàåò ðå÷êà Ëåíèâêà. Ëåò äåñÿòü òîìó íàçàä Ëåíèâêó ïåðåãîðîäèëè ïëîòèíîé, è ïîëó÷èëñÿ äîâîëüíî áîëüøîé ïðóä. Áëàãî, ÷òî äåðåâíÿ ñòîÿëà íà âûñîêîì áåðåãó è íèêîãî èç å¸ æèòåëåé íå çàòîïèëî. Ñ òîé ïîðû â ïðóäó ðàçâåëîñü ìíîãî ðûáû. Íà çèìíþþ ðûáàëêó ïðèåçæàëè ðûáàêè äàæå èç îáëàñòíîãî öåíòðà.

Êàê-òî â àïðåëå âîñêðåñíûé äåí¸ê âûäàëñÿ òåïëûì è ñîëíå÷íûì. Ïðóä íà Ëåíèâêå áûë áóêâàëüíî óñåÿí ðûáàêàìè. Îíè ñèäåëè íà ëüäó è êó÷êàìè, è ïîîäèíî÷êå.

Íþðêà ïðûãàëà ïî ëüäó, ñòàðàÿñü íå ñëèøêîì ïðèáëèæàòüñÿ ê ðûáàêàì. Îíà òî ïîäñêàêèâàëà, à òî âûøàãèâàëà, çàäðàâ êëþâ è ïåðåâàëèâàÿñü ñ áîêó íà áîê. Ýòè å¸ øóòî÷êè ïðèâëåêàëè âíèìàíèå ðûáàêîâ, è óæå íå îäèí èç íèõ øâûðÿë Íþðêå òî ìåëêóþ ðûáó, òî êóñî÷åê õëåáà. Íþðêà ñ äîâîëüíûì âèäîì ïðèíèìàëà ïîäíîøåíèÿ, ñîõðàíÿÿ, òåì íå ìåíåå, áåçîïàñíóþ äèñòàíöèþ.

Ðûáà÷îê, ïðÿìî ïî êóðñó äâèæåíèÿ Íþðêè, ëîâèâøèé äî ýòîãî, êàê è âñå îêóíüêîâ, âäðóã âûòÿíóë ùóð¸íêà ãðàìì íà ñåìüñîò. Ïîõâàñòàâøèñü ñîñåäÿì, îí ïîëîæèë åãî ñåáå çà ñïèíó, Ùóð¸íîê íåñêîëüêî ðàç âçìàõíóë õâîñòîì è çàòèõ. Íþðêà íå âûäåðæàëà. Âîðîâàòü åé, â îáùåì-òî, è íå íóæíî áûëî, è òàê äîñòàâàëîñü äîñòàòî÷íî, íî îíà íå âûäåðæàëà è, âîñïîëüçîâàâøèñü òåì, ÷òî ðûáàêè ïåðåñòàëè îáðàùàòü íà íå¸ âíèìàíèå, áîêîì, ìåëêèìè ïðûæêàìè ñòàëà ïîäáèðàòüñÿ ê ùóð¸íêó. Êîãäà îíà ïîïûòàëàñü óõâàòèòü åãî êëþâîì, ùóð¸íîê âäðóã âûãíóëñÿ äóãîé è øëåïíóë å¸ õâîñòîì ïî íîãå. Íþðêà îòëåòåëà â ñòîðîíó, ïîäíÿëàñü íà íîãè è ñäåëàëà âèä, ÷òî ÷ðåçâû÷àéíî çàèíòåðåñîâàíà ðàçãëÿäûâàíèåì êàêîé-òî ëåäûøêè, à ùóð¸íîê åé ñîâñåì íå èíòåðåñåí. Èñïîäòèøêà îñìîòðåâøèñü, îíà îáíàðóæèëà, ÷òî ýòî ïðîèñøåñòâèå îñòàëîñü íèêåì íå çàìå÷åííûì. Òîãäà âîðîíà ñíîâà íà÷àëà ïîäêðàäûâàòüñÿ ê ùóð¸íêó. Íà ýòîò ðàç ðûáà óæå íå äåðãàëàñü. Íþðêà ïðèõâàòèëà å¸ êëþâîì è íà÷àëà ðàçãîíÿòüñÿ, ÷òîáû âçëåòåòü. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Íþðêà çàäèðàëà êëþâ ââåðõ, ãîëîâà è õâîñò ùóðåíêà âîëî÷èëèñü ïî ëüäó. Íàêîíåö îíà âçëåòåëà è òóò æå, ïåðåêóâûðêíóâøèñü â âîçäóõå, óïàëà ñïèíîé íà ë¸ä. Âñêî÷èâ, âîðîíà îçàäà÷åíî ïîòðÿñëà ãîëîâîé è ïîïûòàëàñü ñíîâà âçëåòåòü ñ ùóð¸íêîì. Ðàçäàëñÿ õîõîò, Íþðêà ïåðåêóâûðêíóëàñü åù¸ ðàç. Òåïåðü õîõîòàëè ñî âñåõ ñòîðîí. Îáåðíóëñÿ è õîçÿèí ùóð¸íêà. Îáíàðóæèâ, ÷òî åãî ëó÷øèé ýêçåìïëÿð äîáû÷è óòàñêèâàåò êàêàÿ-òî íåãîäíàÿ ïòèöà, îí ñõâàòèë ëåäûøêó è çàïóñòèë å¸ â Íþðêó. Ëåäûøêà ïîïàëà åé â ãîëîâó è Íþðêà óïàëà. Ñõâàòèâ ïåøíþ íàïåðåâåñ, ðûáàê êèíóëñÿ äîáèâàòü Íþðêó, íî îñòàëüíûå ðûáàêè íåãîäóþùå çàêðè÷àëè. Ðàçäàëñÿ íà÷àëüñòâåííûé ðûê: «Ïåòðîâè÷, íå òðîíü!» Ðûáàê îäóìàëñÿ, ïíóë Íþðêó âàëåíêîì è, çàáðàâ ùóð¸íêà, óø¸ë ê ñâîåé ëóíêå.

Âîðîíà ñ òðóäîì ïîäíÿëà ãîëîâó è ïîïûòàëàñü âñòàòü íà íîãè. Ýòî åé óäàëîñü òîëüêî ñ òðåòüåé ïîïûòêè. Âçëåòåòü Íþðêà è íå ïûòàëàñü è, ïîíóðèâøèñü, ïîáðåëà ê áåðåãó. Ñî âñåõ ñòîðîí ëåòåëè ñî÷óâñòâåííûå âîçãëàñû è ãîñòèíöû, ïðîëåòåëà è óïàëà ïåðåä êëþâîì äàæå êîíôåòà. Íî Íþðêå áûëî íå äî óãîùåíèÿ. Ïîøàòûâàÿñü, ñëîâíî ïüÿíàÿ, îíà óïîðíî ïðîäîëæàëà èäòè…

Èñòîðèÿ øåñòàÿ

Ïðèøëà î÷åðåäíàÿ âåñíà. Ïðîøëî ïîëîâîäüå. Ïòèöû íà÷àëè âèòü ãíåçäà è îòêëàäûâàòü ÿéöà. Íþðêà ïðèñïîñîáèëàñü ðàçáîéíè÷àòü â êàìûøàõ, ïî áåðåãàì ïðóäà.  ýòèõ êàìûøàõ óòêè ñòðîèëè ñâîè ãíåçäà, îòêëàäûâàëè â íèõ ÿéöà è íàñèæèâàëè èõ. Âîðîíà îäíàæäû ïîïðîáîâàëà óòèíûå ÿéöà è îíè åé ïîíðàâèëèñü íàñòîëüêî, ÷òî ýòîé âåñíîé îíà ñòàëà ñïåöèàëüíî èñêàòü ãíåçäà óòîê è ðàçîðÿòü èõ. Âíà÷àëå, êîãäà óòêà åùå îòêëàäûâàëà ÿéöà, ãíåçäî ÷àñòî îñòàâàëîñü áåç îõðàíû, è Íþðêà ìîãëà õîçÿéíè÷àòü â íåì, êàê õîòåëà. Ïîçæå íà ãíåçäå ïî÷òè âñå âðåìÿ ñèäåëà óòêà, è âîðîíå ïðèõîäèëîñü ñãîíÿòü åå. Óòêà äàëåêî íå óõîäèëà, è ðàçáîéíè÷àòü ïðèõîäèëîñü ïîä åå èñòîøíîå êðÿêàíüå. Èçðåäêà íà ýòî êðÿêàíüå ïðèëåòàë ñåëåçåíü, òîãäà Íþðêå ïðèõîäèëîñü óëåïåòûâàòü. Íî îíà ïðîñòî ïåðåíîñèëà âèçèò ê ýòîìó ãíåçäó íà äðóãîé äåíü.  îáùåì, äîñòàòî÷íî áûëî âîðîíå íàéòè ãíåçäî, êàê ñóäüáà êëàäêè áûëà ïðåäðåøåíà – ÿéöà èëè ïòåíöû, åñëè îíè óæå âûëóïèëèñü, ðàíî, èëè ïîçäíî îêàçûâàëèñü â æåëóäêå ó Íþðêè.

Òàê Íþðêà ñòàëà áè÷îì ýòîãî âîäîåìà.

Îäíàæäû îíà íàøëà êàêîå-òî áîëüøîå ãíåçäî â ãëóáèíå êàìûøîâûõ çàðîñëåé. Îáðàäîâàâøèñü, ÷òî â ãíåçäå íåò óòêè, âîðîíà ïðèñòóïèëà ê ìàðîäåðñòâó. ßéöà áûëè êàêèå-òî íå ïîõîæèå íà óòèíûå – çåëåíîâàòûå è áîëüøèå. Íþðêà íåìíîãî íàñòîðîæèëàñü, íî ãîëîä íå òåòêà, è îíà ðàñêëåâàëà ïåðâîå ÿéöî.
Âíåçàïíî ðàçäàëñÿ ñâèñò àòàêóþùåé ïòèöû, è âîðîíà óãîëêîì ãëàç çàìåòèëà, ÷òî åå àòàêóåò ñ âîçäóõà, êàêîé-òî õèùíèê. Íþðêà øàðàõíóëàñü â çàðîñëè êàìûøà. Ñàìêà ëóíÿ çàòîðìîçèëà â âîçäóõå, ïîòîì ñåëà ðÿäîì ñ ãíåçäîì è, óâèäåâ ñëåäû ðàçáîÿ, ñâèðåïî îãëÿäåëà êàìûøè îêðåñò ãíåçäà. Óçðåâ, ÷òî îíà íàïàëà íà ãíåçäî õèùíèêà, Íþðêà ïðèòàèëàñü â êàìûøàõ, êàæåòñÿ äàæå ïåðåñòàâ äûøàòü. È êîãäà ëóíèõà óñåëàñü íà ãíåçäî, ê ñ÷àñòüþ äëÿ âîðîíû, õâîñòîì ê íåé, ïîñëåäíÿÿ ñòàðàÿñü íå øóìåòü, âûáðàëàñü èç êàìûøåé è óëåòåëà ïðî÷ü. Íà íåñêîëüêî äíåé Íþðêà îñòàâèëà ðàçáîé íà áåðåãàõ ïðóäà, íî ïîçæå ïðèíÿëàñü çà íåãî ñíîâà, òîëüêî ïðè ýòîì òùàòåëüíî èçó÷àëà ãíåçäà.

Èñòîðèÿ ñåäüìàÿ è ïîñëåäíÿÿ

Ñëåäóþùåé âåñíîé Íþðêà âëþáèëàñü. Êàê òîëüêî çàêîí÷èëñÿ ôåâðàëü è ïîÿâèëèñü ïåðâûå ïðîòàëèíû îíà óâèäåëà ÅÃÎ. Åå èçáðàííèê áûë òàêîé êðàñèâûé, òàêîé ÷åðíîòîé îòëèâàëè åãî êðûëüÿ. À, êàê îí ëåòàë – ìóæåñòâî ñâåòèëîñü â êàæäîì âçìàõå åãî êðûëüåâ. À ìîãó÷èé êëþâ âûãëÿäåë òàê ãðîçíî. Êàê îí ñðàæàëñÿ çà íåå ñ äðóãèìè ñàìöàìè, òîëüêî ïåðüÿ ëåòåëè âî âñå ñòîðîíû.
 îáùåì, âñêîðå îíè ñòðîèëè ñâîå ãíåçäî íà ñàìîé âåðõóøêå îòäåëüíî ñòîÿùåé áåðåçû. Êàê òîëüêî çàöâåëè ïîäñíåæíèêè Íþðêà íà÷àëà îòêëàäûâàòü ÿéöà. Îòëîæèëà ÷åòûðå è óñåëàñü íàñèæèâàòü. Åå âîçëþáëåííûé, êîòîðîãî îíà ïðîçâàëà Àäìèðàëîì, çà åãî ìàíåðó óñàæèâàòüñÿ íà ñàìîé âåðõóøêå äåðåâà è ãîðäî îçèðàòü îêðåñòíîñòè, ïðèíîñèë åé åäó, ÷òîáû îíà íå ïðåðûâàëà ïðîöåññ íàñèæèâàíèÿ.
È Íþðêà, è Àäìèðàë áûëè ìîëîäûìè âîðîíàìè, è, â ñèëó ýòîãî íå èìåëè îïûòà, ïîýòîìó-òî îíè ñîâåðøèëè ðîêîâóþ îøèáêó ïðè âûáîðå ìåñòà äëÿ ãíåçäà. Îïûòíûå âîðîíû ðàçìåùàëè áû ãíåçäî â áîëåå íåäîñòóïíîì ìåñòå.
È îäíàæäû íî÷üþ íà Íþðêó â ãíåçäå íàïàëà ñîâà.  îòëè÷èå îò ñîâ, âîðîíû ïðàêòè÷åñêè íå âèäÿò ñ íàñòóïëåíèåì òåìíîòû. Ïîýòîìó ñîâà íàïàëà íà Íþðêó ñîâåðøåííî íåîæèäàííî. Íþðêà òîëüêî è óñïåëà èçäàòü ñäàâëåííûé ñèï, êàê áûëà ïîäõâà÷åíà îñòðûìè êîãòÿìè è ïîëó÷èëà óäàð ïî ãîëîâå ñîâèíûì êëþâîì.
Òàê è îêîí÷èëàñü êîðîòêàÿ, íî íàñûùåííàÿ æèçíü ìîëîäîé âîðîíû, êîòîðóþ çâàëè Íþðêà.

Занятие 23

Тема. Ворон — красивая, умная птица

Цель: познакомить с индивидуальными особенностями поведения воронов.

Характеристика учебной деятельности: рассматривать картинки с изображением ворона, книги о вороне; разгадывать ребус; раскрашивать картинку «Ворон»

. Организационный момент

. Введение в тему

1) Решение ребуса

— Решите ребус и вы узнаете, о какой птице мы будем сегодня говорить (Слайд 1)

2) Сообщение темы занятия (Слайд 2)

— О какой умной птице мы говорили на прошлом занятии? (О ворóне)

— Как вы думаете, ворон и ворона это одна и та же птица? (Ответы детей)

— Проверим ваши предположения в ходе занятия.

. Рассказ учителя о вороне (в сопровождении презентации)

1) Внешний вид птицы (Слайд 3)

Птица ворон — довольно крупная, в среднем достигает 60-65 см в длину, самцы крупнее самок. Окраска оперения черная с темно-синим или зеленоватым металлическим отливом на голове и спине. У молодых птиц переливы отсутствуют, их оперение имеет черную матовую окраску. Размах крыльев во время полета достигает 1,5 м. Клюв большой и сильный, он нужен птице для защиты от врагов и охоты. Хвост клиновидный, это является отличительной особенностью ворона от других птиц семейства врановые. Лапы имеют загнутые мощные когти.

Быстро передвигается по земле скачкообразными движениями. Перед полетом птица делает несколько прыжков, отталкиваясь от земли.

2) Место обитания, образ жизни.

Обитает ворон на территории всей Европы, Азии, Северной и центральной Америки, Северной Африки. В дикой природе ворона можно встретить в горах, лесах, а в последние годы и в городе на крышах высотных домов. Является птицей-долгожителем, продолжительность жизни составляет 15-69 лет. (Слайд 4)

Вороны живут парами в течение всей жизни. В конце февраля пара начинает строить гнездо. Гнезда размещают на высоких ветвистых деревьях в развилке между крупными ветками, редко вьют гнездо на боковых ветках. В городах свои гнезда размещают на крышах высотных домов, башнях и высоковольтных столбах. Гнездо строят из толстых веток, кусочков земли, дно выстилают шерстью и конским волосом, сухой травой. (Слайд 5)

В конце марта самка откладывает 4-7 яиц, которые имеют голубоватую окраску и покрыты темными пятнышками. Высиживает птенцов только самка в течение трех недель, а самец все это время ее кормит. (Слайд 6)

Птенцы очень прожорливы, поэтому родители постоянно их кормят. (Слайд 7)

Питаются птицы мелкими грызунами, земноводными, яйцами других птиц, червями, могут поедать падаль. Молодые птицы до конца осени придерживаются родителей, которые их подкармливают. Зимой молодняк собирается в небольшие кочующие стаи, а старые птицы остаются зимовать в своих гнездах.

В последнее время стало много желающих держать ворона дома, ведь эта птица очень интересна и не прихотлива в еде. Но так как эта птица довольно большая ее нужно содержать в специальном вольере, который требует много места, поэтому лучше такие вольеры ставить на даче или в загородном доме в саду. (Слайд 8)

Вороны, взятые, птенцами хорошо приручаются и привыкают к человеку, поэтому улетая, всегда возвращаются. Если птица привязывается к хозяину, то будет его охранять, проявляя агрессивность к посторонним. Также ворон способен имитировать человеческую речь.

3) Почему считается, что ворон — умная птица?

Человек всегда относился к ворону с почтением и легким трепетом. Ворон считался посредником между миром живых и миром мертвых, вестником богов, а в некоторых религиях — даже творцом всего сущего. Такое отношение к данному животному вполне оправдано: это действительно очень умная птица.

Ворон способен не только быстро и эффективно обучаться новому, но и передавать полученную информацию соплеменникам. Навык, освоенный одной из птиц, быстро становится достоянием всей стаи.

Вороны умеют использовать простейшие инструменты для достижения целей. В дикой природе они успешно выковыривают из щелей в коре мягких вкусных личинок насекомых, пользуясь для этого тонкими веточками или шипами растений.

В лабораторных условиях было выяснено, что вороны способны без труда решать многоступенчатые задачи, применяя для решения подручные материалы.

Например, в одном из экспериментов вороны добывали из труднодоступной коробки мясо, цепляя его длинными прутиками, причем эти длинные прутики сначала нужно было достать из коробки с помощью более коротких палочек.

После серии подобных экспериментов уже невозможно сомневаться в том, что ворон — умная птица.

4) Птица ворон: отличия от вороны

Когда начинают искать отличия внешнего вида птиц, то путаница еще больше. Если изучить характерные особенности птицы, то станет все на свои места. Ворона имеет серый окрас, голова и крылья имеют черный цвет. А ворон полностью черного окраса.

Ворон крупнее вороны. Длина тела вороны едва достигает 50 см, в тело ворона достигает 60 см. Птица ворон весит до 1,5 кг, а ворона всего лишь 700 гр, причем это максимальный вес. Что касается клюва, то издалека они ничем не отличаются, а вблизи у вороны клюв меньше.

У ворона гортанный звук напоминает «кау! » или «арра! ». Ворона же издает звуки «ка! ». Эти виды птиц неуживчивы, стая ворон может напасть на ворона.

Сколько живут вороны? Вороны черные живут в неволе до 30 лет, а в тот в дикой природе на воле до 15 лет и то не всегда. А вот вороны обыкновенные на воле живут до 40 лет, но средняя продолжительность до 15 лет. Зато в неволе птица ворон живет до 70 лет.

Славяне дали имена этим птицам сюда по всему из-за воровства. Они тащат все, что плохо лежит. Вороны воруют еду у домашних животных, с пакетов, выставленных за окном и яйца с гнезд у других птиц. Вороны очень смышленые и умные птицы. Пока одна из ворон отвлекает собаку, другая пытается стащить корм. Разве неорганизованные птицы вороны?

Вороны обыкновенные не разделяют образ жизни стаи ворон. Они селятся далеко от людей. Если получилось, что ворон рано потерял спутницу или спутника, то птица долго остается в гордом одиночестве и редко создает вновь пару.

V. Просмотр видеоролика о вороне

— Что придумал ворона, чтобы достать предмет?

V. Раскрашивание картинки ворона.

V. Рефлексия занятия

— Почему ворона называют умной птицей?

  • Рассказ про воробья 5 класс сочинение
  • Рассказ про волка на английском языке с переводом 6 класс
  • Рассказ про вольгу святославовича
  • Рассказ про волка для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ про воздух для 2 класса по окружающему миру