Рассказ про вольгу святославовича

Автор на чтение 15 мин. просмотров 5 опубликовано 17.02.2021 скачать: настройки размер шрифтацвет текстацвет фона автор: устное народное творчество жанр:

На чтение 15 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: устное народное творчество

Жанр: былина

Главные герои:Вольга — князь, Микула — землепашец

Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника позволит сравнить два литературных образа: родственника князя Вольгу и простого мужика Микулу.

Сюжет

С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.

После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.

Вывод (мое мнение)

Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.

Добавить в избранноеРассказ про вольгу святославовичаРисунок «Микула Селянинович» из «Книги былин»Оригинал этого произведения читается всего за 6 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий — и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах — разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.

Продолжение после рекламы:

Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.

Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.

Пересказал В. В. Рынкевич. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература <nobr>XI−XVII вв. /</nobr> Ред. и сост. <nobr>В. И. Новиков. —</nobr><nobr>М. : Олимп : ACT,</nobr> 1998. — 608 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянович.

volga-i-mikula-selyaninovich-chitatelskiy-dnevnik-69523.jpg

Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника

ФИО автора: Народ

Название: Вольга и Микула Селянинович

Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр: Былина

Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.

План

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои
  3. Сюжет
  4. Вывод и свое мнение
  5. Главная мысль
  6. Авторские афоризмы
  7. Толкование непонятных слов
  8. Новые слова

Время и место сюжета

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

Главные герои

Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.

Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.

Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Сюжет

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.

Вывод и свое мнение

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Главная мысль

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.

Авторские афоризмы

«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»

«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»

«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»

«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»

«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»

Толкование непонятных слов

Дружина – княжеское войско.

Оратай – пахарь.

Орать – пахать.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Соха – земледельческое пахотное орудие.

Омешики – металлические наконечники сохи.

Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.

Ракита – русское народное название ивы.

Здесь даны основные сведения о былине «Вольга и Микула Селянинович», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и идея этой былины.

Краткие сведения о произведении

«Вольга и Микула Селянинович» — былина, которую сложил русский народ. Она отличается от других русских былин тем, что славит мирный труд крестьян. Существует несколько вариантов этого произведения. Краткое содержание и пересказ сделаны с текста от знаменитого заонежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.

Главные герои былины

Очень краткое содержание для читательского дневника

Вырос сын князя Святослава, Вольга, и собрал дружину. Она состояла из тридцати человек, считая самого молодого князя. Поехал он с дружиной собирать дань в три своих города. Услыхали они в поле скрип сохи и понукивание пахаря. Доехали до него только на третий день.

Предупредил пахарь князя, что в городах, куда он направляется, мужики разбойничают.

Узнав, что пахарь ездил в город и побил там мужиков, которые требовали денег за проезд, Вольга пригласил его с собой ехать. Землепашец согласился, а по дороге вспомнил, что не вытащил из земли соху. Попросил он князя, чтобы послал дружинников вытащить её да закинуть за куст ракиты.

Вся дружина не смогла этого сделать, а пахарь выдернул соху одной рукой и бросил за куст. Удивился Вольга силе богатырской. Спросил он крестьянина как его зовут. Ответил тот, что мужики его величают Микулой Селяниновичем.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Сын князя Святослава Вольга захотел стать сильным, узнать мудрость. Вырос он и собрал себе храбрую дружину из двадцати девяти молодцев, сам Вольга был тридцатым.

Его дядя, киевский Владимир-князь, пожаловал ему три города: Гурчовец, Ореховец и Крестьяновец. Поехал Вольга со своими дружинниками к городам забрать дань.

Услышали они в поле, как соха поскрипывает да пахарь лошадь понукивает. Поехали к нему. Только на третий день они доехали до пахаря.

Спросил тот Вольгу куда путь держит. Ответил князь, что едет за получкою в свои города. Землепашец предупредил его, что мужики там живут разбоем, требуют деньги за проезд по дороге. Сам он был недавно в городе, купил там соли два мешка по сорок пудов. Когда мужики стали у него требовать деньги, пахарь побил их.

Князь пригласил его ехать с ним, тот согласился. Сел пахарь на свою кобылку. Поехали они по чисту полю.

Пахарь вспомнил, что оставил соху в борозде. А прохожие или проезжие мужики могут лемехи из сохи вытряхнуть, и нечем будет пахарю пахать.

Попросил он Вольгу, чтобы тот послал двух-трёхдобрых молодцев из своей дружины, чтобы выдернули соху и бросили её за ракитовый куст.

Так и сделал князь, но посланные дружинники не смогли соху из земли выдернуть. Послал тогда князь десятьдружинников, но и они не смогли поднять соху.

Послал Вольга всю дружину, не смогли могучие молодцы выдернуть соху из земли.

Тогда пахарь подъехал на кобылке своей к сохе, выдернул её одной рукой из земли, из лемехов землю вытряхнул да бросил соху за ракитов куст.

Поехали они дальше. Стал пахарь на своей кобылке обгонять коня Вольги. Князь закричал пахарю, чтобы приостановился. Сказал он, что была бы эта кобылка конём, за неё бы пятьсот рублей дали.

Ответил крестьянин, что заплатил пятьсот рублей за кобылку, когда она была ещё жеребёнком. Если кобылка конём бы была, не было бы ей цены.

Спросил Вольга Святославович пахаря как его зовут-величают. Ответил тот, что мужички его зовут-величают Микулушкой Селяниновичем.

Заключение к краткому пересказу

В былине «Вольга и Микула Селянинович» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.

Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Отцы и дети» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева«Ночь перед Рождеством» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя

Молодой Вольга, сын князя Святослава, ищет мудрости и славы. Интересны ему тайны мира, природы, хочет он стать великим воином, охотником, богатырем. Его дядя и крестный Владимир, великий князь Киевский, дарит юноше три города «со крестьянами» (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец).

Собирает Вольга дружину «хороброю» (храбрую): двадцать девять молодцев на «добрых конях», а он сам – тридцатый. Едет Вольга в свои города «за получкою» (данью с жителей).

В «чистом поле» слышат свист «оратая» (пахаря), скрип его сохи. Вроде рядом совсем, рукой подать – а три дня до пахаря ехали. Видят: в поле «орет» (пашет) статный молодец, ясноглазый, кудрявый, нарядный (в сафьяновых сапогах да бархатном кафтане). И кобыла ему под стать – сильная, и соха кленовая, крепкая. И работа в руках его кипит: пролегают борозды, пни корчуются.

Князь желает пахарю помощи от Бога. Узнав, куда и зачем едет князь, пахарь предупреждает его: города те известны разбойниками. Много путников ими ограблено, и немало было убито.

Пахарь сам на днях нарвался на них. Он пошел в город, чтоб купить целых триста пудов соли (неподъемный вес). А лихие мужички (было их больше тысячи) окружили его, стали денег требовать. Он их всех побил и домой пошел.

Смекнул Вольга, какой мощный богатырь перед ним, захотел его себе в помощники. Пахарь спорить не стал, оседлал кобылку, поехали. Что за диво: та кобыла шаг сделает, а у князя конь – едва поспевает за ней.

Вспомнил пахарь, что бросил на поле соху свою. Непорядок: ведь она ему еще пригодится. Отправляет князь пять удальцов спрятать ту соху под «ракитов куст» (иву). Но и пять, и десять молодцев не смогли соху оторвать от земли. Вся дружина поехала – и тоже напрасно. И пришлось пахарю самому вернуться. Он одной рукой ее вынул, бросил под кустик.

Едут дальше. А князь все кобылой крестьянской любуется. Была б конь – и 500 рублей за такого не жалко. Усмехнулся пахарь, даже глупым князя назвал: силу этой кобылки он разглядел, когда та жеребенком еще была. И как раз 500 рублей ей цена была. И не хуже она любого коня.

Удивился князь, захотел узнать, как зовут могучего, мудрого пахаря. И ответил пахарь ему: после трудов на земле, как наварит он пива из собственной ржи, угостит мужичков. Пьют те и похваливают – Микулу Селяниновича.

В Курцовце мужички сразу узнали пахаря (не забыли силу его кулаков). Поклонились они в ноги молодому князю, обещали исправно дань платить. На радостях Вольга назначил Микулу наместником всех трех городов.

Читательский дневник по былине «Вольга и Микула Селянинович»

Сюжет

Киевский князь Владимир дарит молодому князю Вольге Святославовичу три города в удел, для сбора дани. По пути дружина встречает молодого могучего красивого пахаря. Тот предостерегает князя: в городах тех – одни разбойники. Он недавно там соли купил, так горожане хотели его ограбить. Он побил их немного: тысячу человек, не больше.

Взял князь такого богатыря с собой. Пахарь спохватывается: соха на поле брошена. Вся дружина едет ее из земли выдергивать, прятать, но не может. Пахарь сам играючи делает это. И кобыла под ним – лучше княжеского коня. Князь узнает имя богатыря-землепашца: Микула Селянинович. Его он и ставит своим помощником по сбору дани в городах.

Отзыв

Образ Микулы овеян народной любовью, в былине он описан с помощью ласкательных форм слов, и одет он, трудясь, как на праздник. Богатыри совершают ратные подвиги, а Микула – трудовые. Впрочем, пахарь всегда может стать добрым воином. Крестьянин, простой человек – опора, кормилец страны. Защитит и себя, и князя своего, и землю свою.

Говорящее отчество у пахаря: от слов сеятель, селянин (а еще «сельга», пашня на месте леса). Личные качества важнее социального статуса. Чувство собственного достоинства присуще каждому человеку. Пахарь невзначай показывает свое превосходство над князем. Но в помощи не отказывает, на приветливое слово – дает совет. Былина учит единству, дружбе (пусть люди и из разных слоев).

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/7-klass/1673-volga-i-mikula-selyaninovich.html
  • https://briefly.ru/_/volga_i_mikula_selyaninovich/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/volga-i-mikula-selyaninovich.html
  • https://blmb.ru/volga-i-mikula-selyaninovich-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratko.rustih.ru/volga-i-mikula-selyaninovich/

Руководитель проекта: 

Задорожная Ирина Андреевна

Учреждение: 

ГБПОУ Краснодарского края  «Ейский полипрофильный колледж»

В готовой исследовательской работе по литературе «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» учеником была поставлена цель, добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли они совершенно мифическими персонажами.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературному чтению на тему «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» автор дает развернутое определение понятий «былина» и «богатырь», рассказывает интересные сведения о месте былин в устном народном творчестве, а также объясняет, кто такие богатыри, дает их характеристику, перечисляет всех былинных богатырей.

В индивидуальном детском проекте «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» ученик 2 класса начальной школы рассматривает образы таких богатырей, как Микула Селянинович, Илья Муромец, Чурило Пленкович. В проекте описаны былинные образы этих героев, а также приведена информация о том, что богатыри были реальными людьми.

Оглавление

Введение
1. Что такое былины.
2. Богатыри – кто они?
3. Микула Селянинович.
4. Илья Муромец.
5. Чурило Пленкович.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение

Впервые я узнал о богатырях, посмотрев цикл мультфильмов студии «Мельница» «Три Богатыря». Я был восхищен их отвагой, мужеством и силой. Позже мне в руки попалась замечательная книга «Русские богатыри», которую мне купила мама.

Прочитав всю книгу, я был поражен обилием русских богатырей, их умением защитить обездоленного, их твердостью духа. Под руководством мамы я  составил таблицу«Русские богатыри древней Руси и наших времен». Но меня заинтересовал вопрос кто эти славные люди? Жили они на самом деле или все что написано в книге и показано в мультфильмах это вымысел.     Я решил разобраться в этом вопросе и узнать, как можно больше об этих славных героях.   

В ходе работы первоначально мною были исследованы знания одноклассников с использованием анкетирования, где каждый обучающийся должен был ответить на три вопроса [Приложение 10]. Я выяснил, что 56% одноклассников знает героев былин, 38% интересуется живописью и могут определить героев картины Виктора Васнецова. 44%, к сожалению, не знает русских богатырей, поэтому я решил узнать, какие богатыри жили в древней Руси, и какие живут в наше время.

В процессе изучения литературы и беседы со взрослыми, я узнал, что история русских богатырей до сих пор большая загадка для многих. Одни историки считают, что из богатырей реально существовал только Илья Муромец, который являлся монахом Киево-Печерской лавры, другие вполне уверены, что таких людей никогда не было. Сказания о богатырях написаны в былинах. Толковый словарь помог мне понять смысл слова «былина».

Былина — это такой жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде, были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

Именно народ сложил эти удивительные песни – сказания про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины правда? Если это быль, тогда Илья Муромец стрелял в Соловья – разбойника? Добрыня Никитич бился со Змеем?

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Цель – добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли  они совершенно мифическими персонажами.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

  1. Раскрыть понятия «былина», «богатырь».
  2. Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.
  3. Проанализировать работу и обобщить данные.

Что такое «былины»?

Изучая понятие «былины», в интернете я нашел, что былины представляют собой русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности.

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы испытаний дух народа, воспитывали в отроках — юношах любовь к родной земле и ненависть к врагам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага.

На Руси существовало большое количество богатырей. Одни были более известными, другие менее известными. Об одних снимали фильмы и серии мультфильмов, о других я читал только в книгах, да и то совсем небольшие сюжеты. Я решил исследовать жизнь трех богатырей. Двух малоизвестных, таких как Микула Селянинович и Чурило Пленкович. И одного могущественного богатыря, о котором слагали легенды – Илья Муромце.

Их разделяли века — Микула Селянинович жил в 9 веке, Илья Муромец— в 12-м веке, а Чурило Пленкович – в 15 веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

Богатыри. Кто они?

Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни богатырей, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды. Именно в былинах я узнал, что воинов Древней Руси называли, словом, Богатырь.

Богатырь — былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Слово «богатырь» прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова «бог», через производные слова «богатый», и что оно означает человека, одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами.

Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово «богатырь» было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних русских летописях. Но вместо него употребляются в том же смысле, как и слово «богатырь», другие слова: «удалец», «резвец», «храбор»[1].

Только в позднейших летописях появляется слово «богатырь», причем сюда оно попадает, скорее всего, из былевого эпоса, из той части его, в которой изображается борьба героев-удальцов с кочевниками. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига.

Позднейшему термину «богатырь», по смыслу, в Киевской Руси соответствовал термин «храбр», «храбор», «хоробор», «хоробер». Первоначально это слово было равносильно слову «воин»; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.

О богатырях можно не только прочитать (узнать) в книгах, но и увидеть на картинах.

Я познакомился с некоторыми из них. Самыми известными богатырями на сегодняшний день считаются те, кого изобразил на своей картине «Богатыри» В.М.Васнецов. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Микула Селянинович

Читая книгу былин, мне очень понравился богатырь Микула Селянинович.  Хотя он не так знаменит, как Илья Муромец, но он обладал такой храбростью, отвагой и огромной любовью к своей родине.  

Микула помимо того, что был богатырем еще был пахарем. Былин про Микулу Селяниновича сохранилось всего две – «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович». Микула–древний и могучий богатырь. Микула Селянинович – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Победить его нельзя потому, что его род любит Мать Сыра Земля.

Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. Оба эти предмета никто не может поднять. Богатыри из дружины Вольги пытаются выдернуть соху, которую позабыл в земле Микула, но не могут это сделать. А сам богатырь выдергивает её одной рукой. Но его сума перемётная – это самый культовый, образцовый, сакральный образ из его атрибутов. Даже самый могучий из богатырей Святогор не может поднять сумку, которую обронил Микула.

Подняв свою суму одной рукой, Микула Селянинович объясняет Святогору, что в его суме – тяга земная. Я полагаю, чтоМикула Селянинович – и есть само олицетворение Земли в образе человеческа, её мужское начало. Даже отчество Микулы – Селянинович говорит о том, что у него не было отца, он сын крестьянства, сын народа. П.И. Мельников русский писатель-реалист 19 века, исследователь русских былин связывал образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Он считал, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.

Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия. Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая. Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.

Точных фактов о том, был ли Микула Селянинович реальным человеком или не был я не нашел. Скорее всего ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку Микула является былинным персонажем, а в былинах, как известно, отражаются исторические факты далёкого прошлого, во времена великих князей. Поскольку есть доказательства того, что известные богатыри (Илья Муромский, к примеру) действительно жили в своё время, то и Микула Селянинович, на мой взгляд, должен был жить в давние времена и совершать подвиги.

Илья Муромец

Главный герой русского былинного эпоса. Как старший по возрасту, он в большинстве сюжетов возглавляет дружину русских богатырей. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем входит в так называемую богатырскую триаду.

Илья Муромец совершает множество подвигов, связанные с ним сюжеты нередко складываются в былинный цикл. Основные качества Ильи – сила, мужество, мудрость, трезвость, жизненный опыт, рассудительность. Несокрушимая мощь Ильи Муромца и его воинское умение должны предостеречь того, кто собирается идти войной на Киев. Обычно он побеждает врагов в одиночку.

Упоминаемые в былинах названия – Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровейск, река Смородина (неподалеку от Карачева), находящееся в этих же местах село Девятидубье (давшее название девяти дубам, на которых сидел Соловей-разбойник) и село соловье Перевоз – позволяют говорить, что Илья Муромец родился в северо-восточной Руси. По былинам можно проследить весь жизненный путь Ильи.

Он родился в селе Карачарове, расположенном неподалеку от Мурома, в крестьянской семье. После рождения не мог ходить и просидел сиднем тридцать лет и три года. Только после чудесного исцеления каликами перехожими Илья обретает «силушку великую» и слезает с печи. Калики совершают три чуда: исцеляют Илью, наделяют его невиданной богатырской силой и помогают получить богатырского коня и меч-кладенец. Калики предсказывают, что Илья должен совершить богатырские подвиги и что ему «смерть на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, очищает его от «пеньев и кореньев». Получив благословение родителей, Илья отправляется в Киев. С этого дня начинается его богатырская жизнь. По дороге Илья встречает Святогора, они состязаются в силе, Святогор побеждает. Богатыри братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу. Только после этого Илья становится настоящим богатырем.

Он продолжает путь в Киев и по дороге побеждает Соловья-разбойника. Затем Илья совершает другие подвиги: защищает от врагов Чернигов, строит мост через реку Смородина. Приехав в Киев, Илья приходит в княжеский дворец. Показав Соловья князю, он заставляет просвистеть его по-соловьиному и убивает. Богатырь остается в Киеве, получает почетное место за княжеским столом, но отказывается, поскольку считает, что его место с дружинниками.

В дальнейших сюжетах описывается, как Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. В Киеве – по другим сюжетам в Царьграде – Илья совершает иные подвиги: побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя.

Образ Ильи Муромца связывают с библейским Ильей Пророком. После смерти Илья Муромец становится святым Ильей.

Для меня Илья Муромец самый любимый богатырь. Он пример того что нужно верить в лучшее и исцеление от недугов телесных возможно.

Так кто же такой Илья Муромец, реальный ли это персонаж? Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец. Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества.

В Черниговской области и поныне существует село Моровск. В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами. О том, что это реальный человек, говорят многие историки. «Возможно, его прототипом был знаменитый в 12 веке силач Чобитько, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья.

В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец. С места его погребения взяты частицы святых мощей, которые сейчас хранятся в Муроме». В селе Карачарове на доме, стоящем на месте прежнего жилища богатыря, установлена памятная доска, а в сельском храме хранится частица его мощей. Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к подвигам Илья Муромца, лежит огромный дубовый пень. По преданию, такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку.

Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево — Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Чурило Пленкович

Чурило Пленкович персонаж неоднозначный. Он не похож на других богатырей. В начале истории о его приключениях он мне страшно не понравился. Богатырь отличается от остальных представителей своей красотой и щегольством. Это хвастовство, самолюбование никак не вяжется с образами богатырей.

Чурила Пленкович – былинный герой, необыкновенный красавец, осознающий степень влияния на женщин своей выдающейся внешности. Он не славится героическими поступками, как известные русские богатыри, он не совершает подвигов ради спасения отечества или какого-либо человека. Рассказ о нем сводится к любовным приключениям. Былин о Чуриле всего три, хотя они рассказываются в разных вариантах, и создается ошибочное мнение об их большем количестве.

О происхождении имени Чурила исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что это производная от Джурило или Цюрило, а академик Веселовский склонен считать, что так исказили старое русское имя Кирилл. Отчество богатыря тоже непростое. Пленкович – сын Пленки. Но дело в том, что поначалу отца в былинах не было, звучало только отчество сына. Исследователи полагают, что оно возникло из характеристики самого героя. Щап – щеголь, щапить – щеголять.

И отчество у Чурилы было сначала Щапленкович, то есть Щеголевич. Потом оно транформировалось в Пленкович, а потом уже в глазах народа сформировался и образ отца богатыря. Его богатство, поразившее князя Владимира и его дружину; воины богатыря, которые посмели не только безнаказанно отбирать добычу у охотников и рыбаков, но и избивать их; многочисленность его войска, которого испугался в самом начале знакомства Владимир – все говорит о Чуриле как о выходце из северных земель Руси.

Это отделившиеся от Киева княжества, которые стали самостоятельными, превосходящими Киев в силе и богатстве, но не имеющие той власти. Было высказано мнение, что былины о Чуриле Пленковиче – результат новгородского народного творчества. Ничтожная роль киевского князя, который искренне испугался дружины богатыря, приняв ее за Золотую Орду, который не мог защитить своих подданных от грабежей, говорят о том, что Чурила – новгородец. Именно там князья могли вести себя таким образом. Не каждой семье дозволялось владеть такими богатствами, которыми владели Чурила и его отец.

Значительные капиталы, богатые дворы, многочисленная челядь – это тоже характерно для новгородских князей. Описание его внешности занимает большую часть повествования. Герой не совершает никаких подвигов во славу Отчизны, он не громит врагов, не защищает слабых. Он гордится и пользуется своей красотой.

Щеголь – эта необидная, но красноречивая характеристика проходит через все былины о нем. Он ценит свою красоту, заботится о внешности, наряде, окружении. Чего стоит тот факт, что богатырь заставляет слугу носить за ним «подсолнечник», то есть зонтик от солнца, чтобы не испортить цвет кожи. Безобидный и какой-то забавный получился богатырь. По-моему, он совершенно не похож на богатыря и недостоин носить такое звание.

Заключение

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести.

Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.

Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Читая былины, я нашел много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнётся!

Изучая вопрос о существовании богатырей, я понял, что такие люди жили. Они обладали огромной силой духа и физической силой. Для меня богатырь — это пример для подражания. Как любой мальчишка, я хочу стать сильным и мужественным. А ещё я стараюсь отлично учиться, потому что считаю, что современный богатырь должен быть не только сильным, но и умным!

До сих пор образы русских богатырей завораживают, ими восхищаешься и стремишься хоть немного на них быть похожим. Мультфильмы, снятые про богатырей интересны и современны, несмотря на то что с момента жизни героев прошло много столетий.

Библиографический список

  1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 1999.
  2. Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2000.
  3. Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 1986.
  4. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2008.
  5. Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2001.
  6. Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Путилов Н. Б. Застава богатырская. М., 2000.
  8. Рыбаков Б. Русские былины. М., 2005.
  9. Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1988.
  10. Членов А. М. По следам Добрыни. М., 1994.
  11. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2005.

Приложение 1

герои былин 1

Приложение 2

герои былин 2

Приложение 3

Русские богатыри древней Руси и наших времен

Старшие богатыри Младшие богатыри Заезжие богатыри Новгородские богатыри Прочие русские богатыри
Вольга Святославович Сухман Одихмантьевич Ставр Годинович Сладко Петр Первый
Микула Селянинович Дунай Иванович Соловей Будимирович Василий Буслаев Григорий Русаков
Михайло Поток Алеша Попович Чурило Пленкович Иван Поддубный
Илья Муромец Добрыня Никитич Дюк Степанович Василий Алексеев
Михайло Данилович Александр Поветкин
Юрий Власов
Александр Карелин

Приложение 4

герои былин 3

Приложение 5

герои былин 4

Приложение 6

герои былин 5

Приложение 7

герои былин 6

Приложение 8

герои былин 7

Приложение 9

герои былин 8

Приложение 10. Анкетирование одноклассников на тему «Знаешь ли ты русских богатырей?»

Знаешь ли ты имена русских богатырей?

  1. да — 15 чел. — 56%
  2. нет — 12 чел. — 44%

Кто из богатырей изобразил Виктор Васнецов на картине «Три богатыря»?
а) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович;
б) Микуло Селянинович, Чурило Пленкович;
в) Илья Муромец,Чурило Пленкович;

Кто из богатырей является для тебя примером?
а) Илья Муромец;
б) Алёша Попович;
в) Добрыня Никитич.

герои былин 9

герои былин 10

герои былин 11

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, 19 августа этого года в Ярославле, на открытии XXIX Международного фестиваля искусств «Преображение» прозвучала ваша оратория «Под стягом Александра», посвящённая 800-летию Александра Невского. Князя Александра Ярославича почитают все русские люди, но тем не менее, чтобы сочинить ораторию, нужно было какое-то особое отношение к нему. Или всё-таки дата сподвигла вас к этому?

Владимир ДОВГАНЬ, композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор Православного Свято-Тихоновского университета. Здесь несколько факторов. Дата тоже сработала, потому что поводом послужил звонок моего старого товарища, дирижёра Евгения Святославовича Тугаринова. Он предложил мне написать ораторию-действо, посвящённую святому благоверному князю Александру Невскому.

Сначала я отказывался, хотя это очень дорогая для меня фигура, можно сказать, любимый герой с детства, но после кантаты Прокофьева, его музыки к фильму, браться за такую тему было как-то трудно.

Но Тугаринов мою совесть успокоил: «Прокофьев работал с симфоническим оркестром, а ты будешь без оркестра, только хор. И сама идея написать новое сочинение на эту тему принадлежит епископу Феодору Переславскому и Угличскому». Это было в 2016 году. Епископ Феодор, зная, что через пять лет будет 800-летие святого благоверного князя, обратился к Тугаринову, председателю правления Русского Православного хорового общества, с вопросом, есть ли, кроме кантаты Прокофьева, какие-то большие хоровые сочинения, посвящённые Александру Невскому. На что Евгений Святославович ответил: «Нет, но мы можем сделать. И есть композитор, который может написать!» Вот он мне и позвонил.

В общем, я загорелся этой идеей. К тому же она на подготовленную почву упала. Я уже сказал, что Александр Невский — мой любимый герой. И у меня были мысли о нём что-то написать, но как-то рука не поднималась после Прокофьева. Это же дерзость большая! Вроде как: «А не попробовать ли мне после Чайковского взяться за Пушкина?» Но, с другой стороны, всё-таки жанр другой. Тугаринов мне сам очертил, что это будет оратория-действо. Почему действо? Был у нас в XVII веке такой старинный жанр, освящённый церковью. То есть это не чисто театральное действо, но с элементами театрализации, обычно на библейский сюжет.

«ЗАВТРА». Мистерия.

Владимир ДОВГАНЬ. Да, православная мистерия XVII века. И я должен был что-то подобное сделать. Задача очень сложная. Оратории-то я писал, у меня было две оратории, но они не назывались действом. А здесь какой-то элемент театрализации был возможен, хотя это не обязательно, кстати говоря. На премьере мы отказались от театрализации, просто потому что это было трудно организовать. Но всё-таки у нас есть партии, олицетворяющие конкретных героев.

«ЗАВТРА». Упомянутый вами Прокофьев писал для фильма Эйзенштейна «Александр Невский», и там был сценарий, созданный в глобально символическом ключе противостояния двух культур, двух цивилизаций. Это один из самых православных фильмов в истории кино, что само по себе удивительно и потрясающе! Но тема Александра Невского имеет и исторический контекст. Вы учитывали какие-то исторические моменты, кроме символических, образных?

Владимир ДОВГАНЬ. Конечно! Я всегда увлекался историей. Не только русской, вообще историей, но история русская для меня была тем, чем я болел… И у меня были уже сочинения на исторические темы. Например, Третья симфония была посвящена святому благоверному князю Михаилу Черниговскому. И опера «Пожар московский», которая целиком не была поставлена, но финал на исторической сцене Большого театра исполнялся-таки в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном.

Так что историческая тематика мне близка. К тому же, когда я стал собирать материалы, то убедился в том, что фигура Александра Невского несмотря на то, что это самый признанный у нас герой, святая фигура для большинства, для кого-то является своего рода мишенью, в которую пускались и пускаются стрелы, часто отравленные. Я об этом и раньше слышал, конечно, но когда посмотрел в интернете, с ужасом обнаружил, что это принимает уже какие-то грубые и пошлые формы.

Тут у меня даже задор появился, полемический. Если вы говорите, что это чистый миф, мол, «ну, есть у вас миф о герое, а на самом деле никакой он не герой, человек он был плохой» и так далее, то я должен тогда людям показать правду, дать фактический исторический материал.

Наверное, я даже впал в какую-то крайность. Потом мне Тугаринов говорил: «У тебя же получается историческая лекция, а не текст оратории». Я говорю: «Ты прав! Надо сокращать и что-то переделывать». И сократил, причём такие вещи, которые мне очень не хотелось сокращать. Но я понимал, что дирижёр прав, нельзя утяжелять. Жанр оратории разрешает использование прозаического текста, читаемого, но он должен быть очень ёмким и кратким. И вот я ужал. Но несмотря на это совершенно справедливо Николай Петрович Бурляев, который, к счастью, взялся за то, чтобы прочитать этот текст, сказал: «Знаете ли… Всё-таки немного похоже на газетный текст». Я бы не сказал, что это назидательность, просто много сухой информации.

«ЗАВТРА». А на какие исторические источники вы опирались?

Владимир ДОВГАНЬ. Сначала, как дирижёр меня направлял, я хотел в основном представить героя как русского святого и опираться на его житие. С этого я начал. Но потом понял, что нужно всё-таки давать историю, и не только летописи, что обязательно, но и те факты, которые раскопали историки, и свести всю эту мозаику воедино.

Когда я встречался с епископом Феодором, он сказал, что не надо делать это сугубо церковным произведением. Это должно быть произведение для широкой публики, а не только для воцерковлённых. И даже для тех, кто вообще далёк от православия. Я и сам об этом думал, но для меня было важно, что епископ, который был инициатором создания сочинения, об этом сказал.

Мало того, он мне даже дал некоторые задания. Когда я ему показал набросок либретто (а мне пришлось самому писать, с большими трудностями, поскольку я пытался с писателями договориться, но у меня не получилось), епископ попросил добавить какие-то фрагменты. Например, посвящение в витязи четырёхлетнего Александра отцом и боярами. Пришлось искать этот материал, очень интересный, кстати.

И ещё он меня попросил отразить опасность возрождения язычества. У меня противостояние католического Рима и русского православия, естественно, было отражено, а о язычестве ничего не было. И я обратился к образу князя Михаила Черниговского — недавнего соперника отца Александра. Когда Михаила Черниговского вызвал в Орду хан Батый, князь отказался совершать языческие обряды и поклоняться идолам, за что был зверски убит. Я ввёл рассказ о подвиге Михаила Черниговского в сюжет, и это органично в него вплелось, хорошо рисуя эпоху.

В литературном тексте оратории есть и то, что в музыке не отражено. Например, походы Александра Невского после его знаменитых битв. Об этих походах мало известно широкой публике, и иногда даже складывается впечатление, что были только две битвы…

«ЗАВТРА». Невская битва и Ледовое побоище.

Владимир ДОВГАНЬ. Да! А дальше тишь да гладь, и только переговоры с Ордой. На самом деле было много походов в противостоянии Литве и скандинавским державам, Норвегии и Швеции.

«ЗАВТРА». Вообще конфликт, противостояние лежит в основе любого произведения. А как в оратории отражён образ врага?

Владимир ДОВГАНЬ. Надо сказать, что в своём творчестве, обращаясь к истории, я избегал создания образа врага. Почему? Во-первых, считаю, что это не дело музыки — заниматься созданием образа врага. Но иногда избежать этого просто невозможно! Вот, скажем, за симфонию «Михаил Черниговский» меня даже упрекали некоторые критики, что я чуть ли не межнациональную рознь разжигаю между русскими и монголами. На что я отвечал, что это исторические события…

«ЗАВТРА». Но рознь-то была!

Владимир ДОВГАНЬ. Да! Но в симфонии нет никакого шовинизма и национализма.

«ЗАВТРА». Выходит, тогда и Шостакович в «Ленинградской симфонии» разжигает национальную рознь?

Владимир ДОВГАНЬ. То есть, это странно поставленный вопрос. А во-вторых, в симфонии у меня основная тема — образ Михаила Черниговского. И эта тема модифицируется: то превращается в какие-то благородные темы, то в темы зла. И в первую очередь это преодоление зла в самом себе. Вот главная задача христианина! Но битв я там не изображал.

Я хотел показать, как человек преодолел самого себя. Всю жизнь князь Михаил Всеволодович боролся за власть: то за Киев, то за Новгород. И в конце концов он сбросил с себя великокняжеский плащ и отрёкся от славы земной, взыскуя Славы Небесной. То есть он пошёл на смерть сознательно. Батый обещал сохранить его власть в Чернигове, если он признает и соблюдёт все языческие обряды. И ведь другие князья это делали. Но, во-первых, духовник Михаила Черниговского благословил его на подвиг, а во-вторых, он сделал для себя какой-то внутренний выбор. Он решил преодолеть то, что было, вообще-то, ловушкой для князей. Ведь их не только заставляли поступиться совестью христианина, но и сталкивали в братоубийственной борьбе ради сохранения личной власти. И Михаил Черниговский от этой власти отказался. Поэтому у меня в симфонии нет образа врага, а есть борьба с самим собой.

Но в оратории, посвящённой Александру Невскому, отказаться от изображения врагов было невозможно. У меня центральная часть называется «Битва». Это хоровая сцена. Кстати, посредством хора изобразить битву почти невозможно. Тем не менее я решил это сделать. Нарочно не вводил никакие инструменты, хотя в оратории в целом я использовал барабаны (том-томы) в интермедиях. В хоровом номере я использовал барабаны только один раз, при изображении гибели Михаила Черниговского. Там барабаны создают атмосферу языческого злодейства. Причём среди этих язычников тот, кто отрубил голову князю, — свой, недавний черниговский, северский человек (Северская земля входила в Черниговское княжество). Он отрёкся от христианства, стал язычником и убийцей Михаила Черниговского. Правда, Карамзин считал, что это из милосердия, чтоб прекратить мучения, но это другой вопрос. Главное, что он был одним из убийц.

«ЗАВТРА». Возможно, он этим хотел доказать, что он больший язычник, чем сами язычники. И в наше время среди эмигрантов, покинувших Россию, тоже есть такие, которые хотят доказать, что они — люди Запада гораздо больше, чем коренные жители.

Владимир ДОВГАНЬ. Так вот, в изображении битвы русских воинов и западных рыцарей я опирался, с одной стороны, на традиции русской православной музыки: знаменный распев и другие старинные распевы. Кстати, так же, как и Прокофьев, я не пытался точно воссоздать русскую музыку XIII века, но не потому, что я Прокофьеву подражал, а потому, что понимал неслучайность выбора великого композитора: современная публика это не восприняла бы. Конечно, я использовал старинные интонации знаменного распева, но обработал их в таком контексте, который современным человеком воспринимается как русская старина.

С другой стороны, для изображения рыцарей и их пехоты буквально перенести западную музыку XIII века — тоже не подействовало бы. Поэтому я взял оттуда некоторые ритмические, интонационные формулы и обострил их, как бы увеличил, как в увеличительное стекло.

И вот ещё на чём сыграл: я с самого начала знал, что у меня будут церковнославянский язык и латынь. Тут, как говорится, изобретать ничего не надо. Русские во время битвы у меня поют тексты псалмов, они очень удачно легли, и мне даже не надо было ничего придумывать. А латынь? Поскольку для русского человека крестоносцы не веру христианскую несли, а смерть, разрушения, то я заставил этих рыцарей произносить не слова молитвы, а некоторые латинские изречения о страхе, смерти, и это как заклинание звучит.

«ЗАВТРА». Это верно. Я в своё время вслух читал начало «Записок…» Цезаря о Галльской войне: «Gallia est omnis divisa in partes tres, quarum unam incolunt…» Очень впечатлялись люди и думали, что это страшные заклинания.

А как прошла премьера оратории? Что стояло на пути к ней? Ведь подобная постановка, мне кажется, крайне сложна. Как вы вообще смогли это сделать?

Владимир ДОВГАНЬ. Трудностей было очень много. Во-первых, я писал в расчёте на определённые коллективы, там должен был быть не один хор, а несколько. Но пока я писал, возможность работы с этими коллективами улетучилась. Пришлось менять в расчёте на другие составы. У меня детский хор участвовал в двух номерах. А на премьере детского хора не было, поскольку из-за ковидных условий у нас не было возможности привлекать детей. Поэтому пришлось дирижёру их как-то заменять. Но так как всего два номера, это не смертельно. А до этого, за полтора года до премьеры, меня, наоборот, просили, чтобы я увеличил количество номеров с детскими хорами, потому что тогда с ними была возможность работать. Но я от этого потом отказался, так как это было достаточно случайно, необязательно.

В результате менялись составы, велись долгие переговоры, но кончалось всё… обрушением. То есть несколько проектов обрушилось. В итоге сам дирижёр мне позвонил в начале сентября прошлого года и сказал: «Володя, я не смогу!» (он весной тяжело переболел ковидом), «… у меня просто сил не хватит на такой гигантский проект. Но помогать тебе буду!»

И Евгений Святославович Тугаринов действительно продолжал мне помогать. Он очень много сделал. Он помог найти дирижёра Владимира Викторовича Контарева, профессора Московской консерватории. Владимир Викторович взвалил на себя всю организационную и творческую работу. Тугаринов его знал хорошо, он даже когда-то учился у него в консерватории. И рекомендовал мою музыку, что имело значение, поскольку мы с Контаревым не были знакомы.

«ЗАВТРА». Хотя, казалось бы, общая среда…

Владимир ДОВГАНЬ. Да, а вот не были… Я просто знал, что есть такой хороший дирижёр, и он тоже обо мне что-то слышал.

Тугаринов ещё очень помог тем, что договорился с Бурляевым, а участие в премьере такого большого артиста, как Николай Петрович, имело огромное значение. Вообще Тугаринов не только прекрасный дирижёр, но и замечательный организатор, потому что договариваться и обзванивать людей — это большая и сложная работа. А я уже шёл по проторённой дорожке. Так что, спасибо всем, кто мне помогал. И, конечно, огромная благодарность Владимиру Викторовичу Контареву, художественному руководителю и главному дирижёру хоровой капеллы «Ярославия».

Этот хор на уровне лучших московских, ничуть им не уступает. Виртуозный хор, в прекрасных русских традициях, исполняет много русской музыки. И ведь я написал сложное произведение. Тугаринов меня даже за это поругивал и просил, чтобы я что-то упростил. Но, в общем, мы исполнили вариант не упрощённый, а самый, так сказать, бескомпромиссный, сложный вариант. Хор справился очень хорошо.

Конечно, в первом исполнении, может быть, не всё стопроцентно получилось так, как я задумывал. Тем более, что я присутствовал только на последней, генеральной, репетиции в день концерта. Естественно, менять какие-то темпы было уже поздно. Но в целом исполнение было очень удачным. Ярославские СМИ писали, что публика приняла сочинение восторженно, что было приятно.

И власти ярославские отнеслись к нам очень хорошо. Это было открытие фестиваля, и тема такая, святая для всех. Всё вечернее время, с 19 часов, ярославское телевидение отдало концерту: показали не только ораторию, но и вступительные слова, и вручение наград и дипломов после концерта — всю церемонию. Такого внимания к музыке я не видел с далёких 1980-х годов. Это уже забытое явление… Так что спасибо ярославцам, всем, за такое доброе отношение и к музыке, и к композиторам! Чувствовалось, что и хору музыка близка, они всё через себя пропустили.

Хочу поблагодарить также солистов и музыкантов. Это лауреаты международных конкурсов Алина Яровая (сопрано), Яна Чернятина (меццо-сопрано), Александр Суханов (баритон), Родион Васенькин (бас), лауреат премии «Национальное достояние России» Ольга Алексеева (гусли), дипломант Всероссийского конкурса Марфа Никитина (гусли), заслуженный артист России Владимир Попов (ударные), лауреат международных конкурсов Анна Попова (ударные). И особая благодарность народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву за художественное слово. Также хочу отметить, что название оратории — «Под стягом Александра» — предложил епископ Феодор, ныне митрополит Волгоградский и Камышинский.

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, спасибо за беседу!

Пользуясь случаем, приглашаю всех на московскую премьеру оратории-действа в честь 800-летия Александра Невского, которая состоится 15 января в Московском Доме музыки.

На фото: мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной», установленный на берегу Чудского озера 11 сентября 2021 года Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны РФ. Скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская, архитекторы — Константин Фомин и Дмитрий Смирнов.

Починаючи з статті, що розкриває тему «Русские былины о богатырях», спочатку визначимося з етнографічними термінами з вищезгаданого заголовку. Етнографічну роль билін про богатирів важко переоцінити. Століттями в них вкладалося народом уявлення про військову доблестю, патріотизм, дотримання релігійної традиції.

Слово «билини» створено російським вченим-етнографом Іваном Петровичем Сахаровим на початку XIX століття. Тому воно має літературне походження. Народ споконвічно користувався для позначення епічних сказань про подвиги іншою назвою — «старовини». Образ богатиря в російських билинах склався через два століття після набуття країною державності. До татаро-монгольського ярма на Русі його просто не існувало. Цей факт підтверджує версію про походження його з алтайської мовної групи, де активно використовувалися похідні від слова «батир». У XIII столітті у татаро-монгольських хана був корпус багатурів — воїнів, які відрізняються фізичною силою, що задокуменовано літописами. До монголів же це слово прийшло з санскриту, де «благахара» означало — удачливий.

Тепер — безпосередньо про предмет статті. Розрізняють два етапи створення богатирських билин. Перший увібрав великий період: від незапам ‘ятних часів язичництва до християнства, тобто до правління київського князя Володимира. Другий почався з правління вищезгаданого князя — Хрестителя Русі, а закінчився органічною заміною функції усного епосу авторськими книгами.

Дохристиянський пласт російського епосу про богатирів доніс до нас імена Вольги Святославовича, Микити Селяниновича, Святогора. Всі ці персонажі мають риси, запозичені у язичницьких богів. Назви билін про російських богатирів вказують на головних персонажів історій: «Святогор і Микула Селянинович», «Микула Селянинович і Вольга Святославович».

Мати велетня Святогора — Сиру Землю, а батько — «темний», тобто істота з іншого світу. Цей витязь-гігант органічно увібрав силу стихій Російської Землі.

Мікула Селянинович (аналог — грецький герой Антей) — зовсім не гігант, зовні він — міцний рослий чоловік, проте володіє таємною силою — він глибоко схоже з Сирою Землею. Причому цей зв ‘язок нерозривний до такої міри, що «битися не можна з ним». Пізніше, при переході на християнську традицію, образ Мікули поступово передав свій сенс Миколі Чудотворцю (язичницьке свято Нікола вішнє, що святкується 9 травня, поступово перетворилося на весняне свято Святого Миколая.)

Образ Вольги Святославовича — найбільш таємничий з усього циклу «Русские былины о богатырях». Саме походження імені пов ‘язується етнографами з чаклунством — від слова «волхв». Він — перевертень, що розуміє мову птахів, звірів. Найімовірніше, сам образ — похідний від язичницького бога полювання Волха. Мама Вольги — Марфа Василівна, а батько — Змій. Сказання про подвиги Вольги — історії, схожі на епос вікінгів, що розповідають про військові походи в азіатсько-індійському регіоні. За допомогою чаклунства, а також військової доблесті домагався він перемог над опонентами.

Узагальнюючи етнос дохристиянського періоду, слід вказати, що більшість історій підкреслює першість серед витязів Мікули Селяниновича. Зустрівшись зі Святогором, селянський богатир запропонував йому підняти з землі суму, в яку поклав «всі тяготи землі». Велетню це не вдалося, Мікула переміг, зробивши необхідне дійство однією рукою. Першим був він при зустрічі з Вольгою, який попросив його допомоги при зборі податків. Погодившись, Мікула згадав про збереження, що залишилася, побажавши взяти її з собою. Вольга послав своїх дружинників за нею, потім поїхав сам. Але вага цього артефакту перевищувала їхні сили. Тут їх наздогнав селянський витязь і легко, зовсім буденно виконав необхідне. Чи не вказує загальний сенс вищезгаданого на усвідомлення головної ролі селянської праці? Підбиваючи підсумок епосу дохристиянського періоду, етнографи відзначають головування ідеї соборності (спільності) Русі.

Другий шар російського етносу належить до епохи князя Володимира. Християнські «російські билини про богатирів» починають прославляти вже не узагальнені, філософські, міфологічні персонажі, а реальних історичних особистостей «товаришів по службі» Батьківщині. Центральним, а також відцентровим чином є образ Іллі Муромця. Він герой циклу, що налічує приблизно 90 історій. Найбільш відомі серед них — про поєдинки з Солов ‘ям-розбійником, Ідоліщем Поганим. Місія витязя — захист християнства і Русі, а спосіб його здійснення — християнське, а точніше кажучи, чужинне служіння. Характерний епізод отримання паралізованим 33-річним хлопцем «силушки богатирської» в подарунок від «каліки-перехожого». Перед своєю смертю силушку свою йому передає могутній Святогор. Спосіб життя головного героя російських билін — мандрівництво. Чому так? Чому у нього немає ні сім ‘ї, ні будинку? Можливо, причина — чужа обітниця, адже він об ‘єднує християнський подвиг мандрівництва і юродства.

Наступним за значимістю богатирем християнського епосу є Добриня Нікітіч. Цей образ з ‘явився завдяки воєводі Добрині, дядькові Київського князя Володимира. З ним пов ‘язують шість билін. Він — служила людина при Володимирі Красному Сонечку. Його дружина — Василіса Микулишна, дочка Мікули Селяниновича. Найяскравішим його подвигом є здобута перемога над вогнедишнім триголовим Змієм Гориничем. Серед билін про цього героя є сцена поєдинку з Іллею Муромцем — богатирського, чесного, що закінчився братанням, а потім — спільним походом. До речі, протиборство виявило «слабинку» у більш «вікового» Іллі — «ослабла ліва рука» (очевидно позначилася рана списом, присутня на мощах святого витязя), нога підвернулася. Великодушний Добриня не скористався при цьому нагодою для здобуття слави переможця.

Третій відомий витязь цього циклу — Альоша Попович. Цей персонаж зображений у сказанні про поєдинок з Тугаріном Змієм і сказі «Сестра Збродовичів». Тугарін — узагальнений образ войовничих кочівників, безперервно атакуючих, грабуючих, вбиваючих, захоплюючих бранців. А Олена Петрівна, сестра братів Збродовичів — слов ‘янська легенда про піднесену любов до жінки, яка закінчується щасливим шлюбом. Прообразом цього богатиря історики називають ростовського боярина Олександра (Олеші) Поповича, який товариш по службі великій службі Всеволоду Велике Гніздо, а пізніше — його синові Костянтину Всеволодовичу. Героїчну ж смерть герой знайшов під час битви на Калці.

Аналізуючи християнські російські билини про богатирів, слід визнати, що їхні образи сприяли формуванню у широких народних мас відчуття російської державності і необхідності самовіддано служити Батьківщині.

  • Рассказ про волка для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ про воздух для 2 класса по окружающему миру
  • Рассказ про воздушный шар на английском
  • Рассказ про войну на английском 9 класс
  • Рассказ про воздух 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь