Рассказ про военный поход фараона

В северной африке, в долине нила развилась земледельческая рабовладельческая цивилизация. великая река, которую египтяне обожествляли под именем хапи, приносила на

image002

В северной Африке, в долине Нила развилась земледельческая рабовладельческая цивилизация. Великая река, которую египтяне обожествляли под именем Хапи, приносила на поля не только воду, но и плодородный ил, служивший естественным удобрением. Была разработана ирригационная система. Природные условия позволили развить экономику, ставшуюбазисом высокой культуры.

В четвертом тысячелетии до н. э. сложилось государство.Египет объединялся постепенно, путем военных действий, из отдельных областей – номов. Последними крупными образованиями стали Верхний и Нижний Египет. Правитель Верхнего Египта Нармер, победив правителя дельты Нила, впервые объединил всю страну.

Жители Древнего Египта были политеистами. Боги Древнего Египта многочисленны и имеют, как правило, зооантропоморфный облик, то есть сочетают черты людей и животных. Среди них Нут – богиня-небо и Геб – бог-земля, Шу – разделяющий их воздух, солнечный бог Ра, плывущий в своей ладье, творец Хнум, изображавшийся с бараньей головой, он создал людей на гончарном круге, бог Тот с головой ибиса – изобретатель письменности, покровитель образования и Осирис – бог умирающей и воскресающей растительности, владыка царства мертвых. Единый пантеон в Древнем Египте так и не сложился, несмотря на то, что некоторые боги постепенно отождествлялись друг с другом. Множество местных богов продолжали почитаться в отдельных номах.

Порядок в государстве поддерживался при помощи развитых бюрократического аппарата, судебной системы и армии. Возглавлял страну фараон, он обожествлялся. Однако на протяжении всей истории за власть с ним соперничали жрецы. Пиком этой борьбы стал период правления фараона Аменхотепа IV, который ради единовластия отменил культы всех богов и ввел культ единого бога — солнечного диска по имени Атон, а себя объявил его единственным жрецом. Взяв себе новое имя – Эхнатон (Благой для Атона), Аменхотеп IV переименовал свою жену Нефертити в Нефер-нефру-Атон (Прекрасная красотой Атона) и построил новую столицу – город Ахетатон (Горизонт Атона). Однако после смерти Эхнатона всё вернулось на свои места и преемником Эхнатона жрецы поставили юного Тутанхамона, всем теперь известного по замечательным находкам в его гробнице.

Важную роль в культуре Древнего Египта играл культ мёртвых. По представлениям древних египтянпосле смерти отлетевшая сила души «ба» должна была вновь вернуться в тело, чтобы совершить путешествие в загробный мир. Отсюда — обычай мумификации. На случай утраты мумии (например, при ограблении захоронения) изготавливалась портретная статуя покойного, на которой писалось его имя. Она тоже могла стать вместилищем ба. Человек шёл на суд богов, по пути встречая различные испытания. Для успешного их преодоления существовали специальные руководства: «Тексты Пирамид», а затем«Книга Мёртвых». В суде Древнего Египта не было презумпции невиновности, и поэтому в своей речи на загробном суде человек отрицал предполагаемую виновность:

«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей…» и т.д.

Доказательством слов служило взвешивание сердца ответчика, на другую чашу весов клали перо богини истины Маат, и если сердце перевешивало, отягощённое злом, то человека пожирало чудовище Аммит, имевшее тело наполовину льва, наполовину – бегемота и пасть крокодила. Таким образом, наказанием за неправедную жизнь служило небытие, а праведники отправлялись в Поля Иалу – загробное царство. В течение жизни необходимо было подготовиться к вечному существованию. Человек строил себе гробницу, готовил имущество. В захоронение клали ушебти — маленькие фигурки рабов, изготовленные из дерева или камня. Они должны были трудиться для своего хозяина в Полях Иалу и изображались со скрещенными на груди руками, спеленутые как мумия или за работой (пахота, гребля, приготовление пива и т.п). Стены гробницы расписывали сценами будущей жизни покойного в лучшем мире: пирами, охотами, сбором урожая.

Заупокойный культ отразился и в литературе, и в изобразительном искусстве Древнего Египта, влиял на его экономику и на развитие научного знания.

В культуре Древнего Египта выделяются следующие периоды.

I. Раннее Царство

II. Древнее Царство — время окончательного формирования Египта, как мощного государства, период, когда были построены знаменитые пирамиды в Гизе

III. Среднее Царство —время расцвета древнеегипетской литературы.

IV. Новое Царство — высшая точка развития культуры Древнего Египта.

· Первая половина

· Время правлении Эхнатона

· Вторая половина

V. Позднее Царство — время постепенного упадка древнеегипетской культуры.

Между этими периодами страна по разным причинам распадалась на отдельные части, но каждый раз вновь становилась централизованным государством.

В 332 году Египет был завоеван войсками Александра Македонского.

Наука.

Наука в Древнем Египте существовала в рамках религиозного знания. Большие достижения можно отметить в астрономии, математике, медицине.

Египтяне наблюдали за звездами и планетами, создали карты звездного неба, разработали солнечный календарь, которым, с небольшими изменениями, мы пользуемся и теперь, разбили сутки на 24 часа.

Они пользовались десятичной системой, знали дроби, арифметическую прогрессию, вычисляли длину окружности, площадь круга.

В связи с обычаем мумификации тел усопших были накоплены знания в области анатомии. Развивается медицина, особенно хирургия. Найдены разнообразные хирургические инструменты и руководства для врачей, списки рецептов.

Из гуманитарных знаний можно отметить историческое – летописи развиваются с первой династии.

Образование.

Сначала обучение было домашним – дети получали знания, чтобы унаследовать занятие родителей. Это касалось и письма. Затем появились школы, где с пяти лет учились считать, писать, затем составлять деловые бумаги. Кроме того, обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Профессия писца была почетной, позволяла занять достойное место в обществе. Высокопоставленные лица, даже фараоны, гордились умением писать.

Музыка.

Делилась на культовую и светскую. Культовая — гимны, посвященные богам, исполняемые только жрецами-мужчинами. Светская — музыка для сопровождения пиров, танцев. Исполняли её женщины-музыканты. Системы записи не обнаружено.

image003image004 Инструменты: струнные (арфы), духовые (деревянные флейты и трубы из металла — только для светской музыки), барабаны (были различные и играли на них палочками), систр.

Литература.

Также делилась на культовую и светскую. Тексты изобилуют метафорами. Используются параллелизмы, аллитерации.

Культовая литература — «Тексты пирамид», «Книга Мёртвых», гимны богам (к наиболее выразительным относятся гимн Хапи, гимн Атону), религиозные трактаты.

Светская — летописи, надписи царей и вельмож, поучения, сказки (например, сказки папируса Весткар), произведения, рассказывающие о реальных событиях («Рассказ Синухе»), лирика (нравоучительная и любовная).

Надписи царей и вельмож эволюционировали от простого текста на надгробии к содержащим художественные элементы, эмоциональным автобиографиям. В надписи Уни есть строки, описывающие совершенный им по поручению фараона военный поход.

Вернулось это войско благополучно,

разорив страну жителей песков.

Вернулось это войско благополучно,

растоптав страну жителей песков.

Вернулось это войско благополучно,

разрушив укрепления ее.

Вернулось это войско благополучно,

срубив смоковницы ее и виноградные лозы.

Вернулось это войско благополучно,

предав огню все (дворцы правителей) ее.

Вернулось это войско благополучно,

истребив воинство ее – многие десятки тысяч (мужей).

Вернулось это войско благополучно,

(захватив) в ней множество пленников

Похвалил меня его величество за это больше всех.

Поучения считались самым важным жанром, поскольку сохраняли мудрость на века.

…Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книгах возводит дома и пирамиды в сердцах тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина…

Есть ли где-нибудь кто-то, подобный Джедефхору?

Есть ли кто-то, подобный Имхотепу?…

Мудрецы, предрекавшие будущее, —

Вышло так, как они говорили.

Поучения содержали как чисто практические советы, так и морально-этические наставления («Поучение Птаххотепа»).

Морально-этической тематике посвящены «Песни Арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой», отражающие драматические сомнения человека в основных установлениях своего времени.

Древние цари дремлют в своих пирамидах,

Как и другие, кто был знатен или учен, но есть и такие,

Кто строил гробницы себе, но ныне не имеет место покоя,

Хотя деяния их были великими… Я слышал

Слова Имхотепа и Хордадафа —

Чьи изречения повторяют все люди… Но где их гробницы?

Давно разрушены… Даже руины исчезли бесследно,

Так, словно они никогда не существовали.

Ни одна душа еще к нам не вернулась, чтоб рассказать о том,

Как она поживает, чтобы утешить нас до срока ухода

Туда, куда уйти ей пришлось в свое время… Но пусть наш разум

Забудет об этом и думает о лучших вещах…

Пируй себе в удовольствие, пока жизнь твоя длится.

Любовная поэзия пишется как от лица мужчины, так и от лица женщины, так как, несомненно, восходят к обрядовым народным песням, хотя и в тонкой литературной обработке времен Нового Царства. Возлюбленная и возлюбленный именуются — брат и сестра. Здесь впервые в мировой литературе появляются многие традиционные темы любовной лирики: тема любовного недуга, писание красоты возлюбленной, любовная песнь у закрытых дверей возлюбленной.

Улягусь я на ложе

И притворюсь больным.

Соседи навестят меня.

Придет возлюбленная с ними

И лекарей сословье посрамит,

В моем недуге зная толк.

Переселение гиксосов в Египет. Видно, что гиксосы (хапиру) приходят с оружием в руках.

То же, фрагмент.

То же, фрагмент.

То же, фрагмент.

Евреи в египетской армии — наёмники-евреи, которые служили в египетском войске.

[править] Общие сведения

Еврейский народ (точнее, израильтяне) впервые возник в Древнем Египте (хотя, окончательно сформировался лишь в Ханаане, смешавшись с местными семитами — хананеями); возможно, что появление евреев в Египте связано с нашествием на Египет неких хапиру и гиксосов, в армии которых могли служить предки евреев.

Более того, египтяне у этих евреев-гиксосов заимствовали колесницу (её египетское название mrkbt происходит от еврейского merkaḇa): Иосиф Прекрасный ехал на колеснице[1], но позднее евреи утратили надолго навыки владения колесницами, лишь при Давиде возродился этот вид вооружения древнееврейской армии[2].

Так или иначе, израильтяне населяли область Гесем, у них явно было оружие:

И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской[3].

Это наталкивает на мысль, что ранее, до исхода евреев из Египта, какая-то часть евреев могла служить в египетском войске. Каких-то данным, кроме поздней легенды о походе Моисея в Эфиопию на службе у фараона, на этот счёт нет, но трудно поверить, что не имевшие боевого опыта израильтяне во главе с Моисеем и Иисусом Навином сумели бы выйдя из Египта разбивать войска разных племён. Скорее всего, ещё в Египте у евреев сложились военные навыки и прослойка солдат и офицеров.

Видимо, среди израильтян были опытные бойцы, которые раньше служили в войске фараона (по преданию они в его войске воевали с эфиопами). Недаром, фараон испугался, что евреи восстанут[4], значит, они представляли некоторую силу.

Свидетельством этому служит рассказ, что Моисей во главе египетской армии отбил нашествие эфиопов. Эти предания сообщают, что фараон послал его на войну против эфиопов. Моисей одерживал над ними победу за победой и дошёл до главного города эфиопов — Савы, но это была не преступная крепость. Тут Моисею помог случай. В него влюбилась эфиопская царевна и прислала слуг для переговоров о браке. Моисей поставил условием сдачу крепости (см. Моисей в Эфиопии).

После того, как идумеи (родственный евреям народ, позднее принявший иудаизм) были покорены войском царя Давида под предводительством Иоава, часть идумеев бежала в Египет и приняли подданство фараона в земле Фаран. Идумейский царевич Адер женился на сестре жены фараона. После смерти царя Давида Адер возвратился в свою страну[5].

Хотя Израильское царство и Иудея нередко враждовали с Египтом, иногда они явно выступали союзниками (при этом, неравноправными) против Ассирии и Вавилонии. Так, египтяне поддерживали, хоть и безуспешно, Иошияху[6], Хизкияху и Цидкияху.

Поэтому, часть евреев из разгромленной Эрец-Исраэль переселилась в Египет. В описании переселения евреев в Тафнис имеется указание и на переселявшихся военных:

И взял Иоанан, сын Карея, и все военные начальники весь остаток Иудеев, которые возвратились из всех народов, куда они были изгнаны, чтобы жить в земле Иудейской, мужей и жен, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию пророка, и Варуха, сына Нирии; и пошли в землю Египетскую, ибо не послушали гласа Господня, и дошли до Тафниса[7].

Эти переселенцы нашли уже существующие еврейские поселения в Мигдоле, Нофе (Мемфисе) и Патросе. Хотя неизвестно, как и когда поселились там евреи, но не исключено, что среди них могли быть и военные переселенцы.

Геродот рассказывает, что египетский царь Нехо II отправил финикийцев в путешествие вокруг Африки, в комментариях к этому греческому историку Иосиф Флавий утверждает, что под финикийцам он имеет ввиду евреев. Так или иначе, получается, что финикийцы служили в египетском флоте. Геродот описывает строительство триер финикийцами для Нехо II:

Итак, Неко не закончил строительства канала и выступил в поход. Он велел построить триеры, как в Северном море, так и в Аравийском заливе для Красного моря. Их верфи можно видеть там еще и поныне. В случае нужды царь всегда пользовался этими кораблями. [С этим флотом] Неко напал на Сирию и одержал победу при Магдоле[8].

В Мемфисе существовал «лагерь тирийцев» (Τυρίων τό).

Псевдо-Аристей сохранил известие, согласно которому, евреи служили в войске фараона Псаммитиха, и участвовали в войне последнего с эфиопами:

Около тридцати тысяч из них [евреев], лучших воинов, он [Птолемей Лаг], вооружив, поселил в крепостях своей страны (хотя много и раньше прибыло с персидским царем, а до этого и иные были отправлены на помощь Псаммитиху, чтобы сражаться против эфиопского царя, но их прибыло не так много, как переселил Птолемей, сын Лага)[9].

ЭЕЭ полагает, что имеется ввиду Псамметих I (примерно 664—610 гг. до н. э.), который «значительно укрепил военную мощь Египта, широко привлекая греческих и еврейских наёмных воинов»[10]. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (около 595–589 гг. до н. э.) было создано военное поселение еврейских наёмников в Элефантине для защиты южных границ Египта.

Это подтверждается финикийскими буквами одной надписи о египетском войске. Виктор Чериковер пишет:

Греческая надпись из Абу Симбела (недалеко от Элефантины) показывает, что войска египетского царя состояли из греков, египтян и других народов, обозначенных в надписи понятием «иноязычные». Эти иностранные народы были семитами, а имена, вырезанные на камне около греческой надписи, написаны финикийскими буквами. Если сопоставить эти три источника информации — семитские народы в войсках Псамметиха, сообщение Аристея о евреях, помогавших Псамметиху сражаться с эфиопами, и существование военной колонии евреев в Элефантине, — то мы, вероятно, не ошибемся, полагая, что колония в Элефантине была основана евреями, сражавшимися в армии Псамметиха, и что ее целью была защита южной границы Египта от нападений эфиопов[11].

Правда, некоторые полагают, что еврейские части впервые прибыли в Элефантину в составе ассирийской армии в 672 г. до н. э.[12]

Согласно вавилонскому историку Беросу, в битве при Кархемише (Кархемис; 605 г. до н. э.) Навуходоносор II захватил в плен помимо египтян ещё и наемников-евреев, финикийцев и жителей Сирии:

Спустя некоторое время после этого Набокодросор узнал о смерти отца. Устроив дела в Египте и в остальных областях и вверив некоторым из друзей своих пленников иудейских, финикийских, сирийских и тех, которые набраны были из живущих в Египте народов, с тем чтобы доставить их вместе с тяжелым войском и прочей добычей в Вавилонию, сам он двинулся в путь в сопровождении небольшой свиты и через пустыню прибыл в Вавилонию. Он нашел дела правления в руках халдеев и царство под бдительным оком лучшего из них и, приняв власть, сделался обладателем отцовского наследия в полном его объеме. Прибывшим пленникам он назначил для поселения самые подходящие местности Вавилонии.

Захватившие позднее Египет персы, Птолемеи и даже частично римляне продолжали пользоваться египетскими евреям-наёмниками.

[править] См. также

  • Евреи в римской армии
  • Евреи в персидской армии
  • Евреи в птолемеевской армии

[править] Источники

  1. Быт., 41, 43; 45, 19; 45, 21; 45, 27; 46, 5; 46, 29; 50, 9
  2. 3 Цар., 1, 5
  3. Исх., 13, 18
  4. Исх., 1, 8-10
  5. 3 Цар. 11, 19-22
  6. II Цар., 17, 4
  7. Иер., 43, 5-7
  8. Геродот, II, 159
  9. Письмо Аристея к Филократу, 13
  10. КЕЭ, том: 2. Кол.: 466–474.
  11. Виктор Чериковер. Эллинистическая цивилизация и евреи.
  12. КЕЭ, том: 10. Кол.: 571–574.

Урок №____

 Предмет: История

 Класс: 5

Дата проведения урока:_____________

Тема урока: Военные поход фараонов

Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить
    формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего
    Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска
    Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
  2. Развивающие: продолжить
    формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять
    таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на
    основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать,
    что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный
    материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма
    Амона-Ра в Фивах.
  2. Слайд-шоу
    “Военные походы египетских фараонов”

Оформление доски:

  1. Тема
    урока на левом (для учителя) крыле доски
  2. Экран
    для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  3. В
    ходе урока на правом крыле доски может быть написана дата военных походов
    Тутмоса III.

Ход
урока

1. Организационный
момент.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо
наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема
урока, показанная на первом слайде презентации.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса.
При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором
последовательно появляются вопросы:

  • Как
    жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому
    подчинялись вельможи?
  • Какие
    поручения давал вельможам фараон?
  • Кто
    подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные
вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ
    о жизни египетского вельможи
  • вельможи
    подчинялись фараону
  • Виды
    службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за
    работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение
    поручений фараона).
  • писцы,
    стражники, воины.

3. Изучение новой темы

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую
презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается
подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”,
предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе.
Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь
последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть
следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а
заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто
становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его
войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э.
страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и
Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили
египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские
фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали
каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия
использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота
делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя
были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную
или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте
встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с
закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с
нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая
колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах.
Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских
конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы
шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего
противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука
или метал дротики”.

Физкультминутка

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися
таблица
, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся
предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить
по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов
учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7.
В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и
Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать
возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько
разных целей завоевательных походов в этот регион.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа
о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В
презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из
летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим
боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали
стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои
золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И
вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество
врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные
колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное
войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая
славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу
его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой
страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы
испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что
велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были
приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом,
бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую
    роль играл в битве фараон?
  2. Что
    вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите,
    был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед
    собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на
текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9,
показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения
фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона,
на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.

Высвечивается на экране на слайде 10.

Рефлексия

  • Рассказ про алину и дамира
  • Рассказ подглядывал за сестрой
  • Рассказ пойдем в баню
  • Рассказ по английскому языку 5 класс моя коллекция
  • Рассказ по литературе 2 класс жадность всякому горю начало