Рассказ про водоем 2 класс кубановедение

Краснодарский край является субъектом российской федерации с 1937 года. находится он на юго-западе страны и входит в южный федеральный округ.виды

Краснодарский край является субъектом Российской Федерации с 1937 года. Находится он на юго-западе страны и входит в Южный федеральный округ.

Виды водоемов

Для того чтобы перейти к описанию водоемов этой территориальной единицы РФ, нужно уточнить, что представляет собой это понятие.

водоемы краснодарского края

Водоем — это временное или постоянное скопление воды, стоячей или со сниженным стоком, в естественных или искусственных углублениях. К морям и океанам тоже применим этот термин, но в более широком понимании. Временными можно назвать старицы и лужи, то есть те гидрообъекты, которые возникают в определенные периоды года, чаще всего в весенние и осенние половодья.

Водоемы края

К постоянным объектам такого типа относятся озера, пруды, водохранилища и специфические водоемы Краснодарского края – лиманы. Делятся водоемы на искусственные и естественные. К первым относятся водохранилища, запруды, пруды и бассейны.

название водоемов краснодарского края

Все вышеперечисленные гидрообъекты имеются на Кубани, большую часть которой занимает Краснодарский край. На юго-западе и северо-западе территория края омывается водами Черного и Азовского морей соответственно. Это самые крупные естественные водоемы Краснодарского края.

Моря Краснодарского края

Черное море омывает граница края от реки Псоу, служащей границей с Абхазией до мыса Тузлы. Керченский пролив соединяет его с Азовским морем, которое по площади в 11 раз уступает Черному. Азовское море – самое маленькое море России. В древние времена его называли Меотийским болотом.

естественные водоемы краснодарского края

Эти водоемы Краснодарского края резко отличаются друг от друга. Так, самая большая глубина Черного моря равна 2210 (2245) метрам, тогда как Азовского — всего 14. Вода в первом очень соленая и ниже 200 метров насыщена сероводородом, тогда как во втором природном водоеме она, опресняемая крупными реками — Кубанью и Доном, соли содержит мало. Берега Черного моря покрыты в основном галькой, тогда как Азовского – ракушечником и песком. И если в Черном море водится до 180 видов рыб, 40 их которых промысловые, то Азовское до недавнего времени вообще считалось самым богатым по рыбным запасам в стране.

Самое крупное пресное озеро

Кроме морей к крупным природным гидрообъектам относятся озера. Абрау, Кардывач и Псенодах — пресные водоемы Краснодарского края подобного типа. Самым большим пресноводным бессточным озером Краснодарского края является водоем Абрау, расположенный на одноименном полуострове (Абрауский), в 14 км от Новороссийска. Водоем, действительно, большой – длина его равна 3 100 метрам, ширина – 630. Глубина кое-где достигает 11 метров.

искусственные водоемы краснодарского края

Площадь зеркала равна 0,6 квадратным километрам. О его происхождение спорят ученые – кто-то считает его карстовым, кто-то — образованным в результате оползня. Есть предположения, что озеро является остатком древнейшего Киммерийского пресноводного бассейна. Озеро очень чистое, о чем свидетельствует наличие большого количества раков на берегах. Кроме них, водится здесь и абрауская тюлька. Как отмечалось выше, озеро бессточное, а впадает в него одна единственная река – Дюрсо, а также многочисленные горные ручьи. И тем не менее, не имея естественных стоков, озеро мелеет. Мелеет и заиливается, несмотря на предпринимаемые меры. Рядом с ним есть небольшое Дельфиновое озеро, глубина которого достигает 7 метров. Оно приспособлено для работы с морскими животными – здесь построен дельфинарий.

Интересные названия

Название водоемов Краснодарского края, каждого из них, звучит очень красиво и загадочно и часто окутано какой-нибудь легендой. Озеро Абрау и впадающая в него река Дюрсо, объединенные в названии сельского округа, связаны с красивой легендой о несчастной любви. А название второго по величине водоема Краснодарского края, озера Кардывач, переводится с абазинского языка как «на поляне внутри лощины».

Озеро Кардывач

Все водоемы Краснодарского края красивы, Кардывач часто называют озером мечты. Находящийся в 44 км от всемирно известного сейчас курорта Красная поляна, расположенный на высоте 1838 метров над уровнем моря, этот почти правильной овальной формы водоем является любимым местом туристов и частью биосферного заповедника. Часто озеро называют зеркальным – в нем, кроме красивых берегов, отражаются заснеженные пики гор.

водоемы краснодарского края лиманы

Вытекающая из него река Мзымта является самой длинной из всех рек и ручьев, впадающих в Черное море. Длина озера достигает 500 метров, ширина — 360, глубина — 17 метров. Нужно добавить, что озеро, находящееся у Южного склона Главного Кавказского хребта, меняет цвет — от изумрудно-зеленого весной до ярко-синего летом.

Озеро Псенодах

Третьим по величине является находящееся на высоте более 1900 метров озеро плато Лаго-Наки – Псенодах. Интересна форма этого озера – оно напоминает улыбку. Водоем неглубокий – не более метра (самая большая глубина достигает 3 м). Интересно озеро тем, что периодически, и часто по непонятным причинам, оно исчезает, а потом опять появляется. И вот когда оно есть и наполнено водой, то представляет собой удивительно красивое зрелище – окруженное лугами и обрамленное горными вершинами, оно наполнено прозрачной и чистой водой.

Другие озера Краснодарского края

Рядом с Черным и Азовским морями существуют соленые озера, которые образовались в результате возникновения наносного вала, отделившего водоемы от моря. Целебная грязь, находящаяся в таких озерах, как Ханское, Голубицкое и Соленое, Чембурка и Суджукское, используются в лечебных целях. Такие же соленые озера с целебными грязями находятся и в степных зонах – рядом с Армавиром есть два Убеженских озера – Малое и Большое.

названия водоемов краснодарского края лиманы

Есть такие озера, как Старая Кубань, которое образовалось из старого русла реки Кубань. Интересно оно тем, что его воды служат для охлаждения Краснодарской ТЭЦ. Используют его и для разведения рыбы, а в последнее время рекреационных целей (купание и любительское рыболовство).

Лиманы

Естественные водоемы Краснодарского края – это еще и огромный массив лагунных и пойменных природных водохранилищ, называемых лиманами. Они расположены в устье реки Кубань и занимают площадь в 1300 кв. км. Глубина их колеблется от 0,5 до 2,5 метров. Произошли они в результате процессов образования на месте морского залива дельты реки. Произошло это в результате образования ракушечной косы, которая отгородила залив от морей – Черного и Азовского. Их много – ниже приведены некоторые названия водоемов Краснодарского края. Лиманы Ахтанизовский и Кизилташский, Ейский, Бейсугский и Кирпильский всегда было принято считать самыми крупными. Весь массив лиманов Кубани делится на три системы – Таманскую, Центральную и Ахтарско-Гривенскую. Они объединяют как лагунные находящиеся вблизи моря лиманы, так и пойменные – удаленные от него. Есть на территории края и плавни.

Водохранилища

Искусственные водоемы Краснодарского края представлены следующими водохранилищами – Атакайским и Варнавинским, Краснодарским и Крюковским, Неберджаевским и Шапсугским.

Только в бассейне Кубани на территории Краснодарского края находятся 10 водохранилищ. Самым крупным не только в крае, но и на всем Северном Кавказе является Краснодарское водохранилище, окончательно наполненное водой и сданное в эксплуатацию в 1975 году. Оно поглотило находящееся здесь ранее Тщикское водохранилище. Целью его образования была борьба с паводками в низовьях Кубани (в него впадают такие притоки Кубани как Белая, Пшиш, Марта, Апчас, Шундук , Псекупс) и рисоводство.

Охрана и использование

Использование и охрана водоемов Краснодарского края проводятся службами различных ведомств. Так, водохранилища используются для поддержания необходимого уровня воды для возможности судоходства. Все водоемы, кроме соленых, используются для орошения районов с недостаточной влагой, для обеспечения нормального полива полей, в том числе рисовых.

экологическое состояние водоемов краснодарского края

Постоянно ведется наблюдение за состоянием водоемов в рамках, в которых осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор и мониторинг. За состоянием качества воды наблюдают на 297 точках отбора. 42 находятся на водоемах I категории (хозяйственно-питьевое снабжение), 136 – II категории (купание, спорт, отдых населения), 119 – III (рыбохозяйственное назначение) категории. С 15 мая до окончания летнего курортного сезона ежедекадно производится лабораторный контроль качества воды. Ведется постоянная разъяснительная работа с населением о недопустимости загрязнения водоемов.

Плохая экология

Экологическое состояние водоемов Краснодарского края определяется на основании информации, получаемой органами контроля. Можно констатировать, что проблем у водоемов края предостаточно. К ним относится истощение запасов рыбы, деградация водоемов – обмеление, заиливание, зарастание лиманов, заболачивание. Эрозия берегов, сбросы запрещенных городских вод, заражение природной среды токсичными промышленными отходами, а также радиоактивное заражение территории и многое другое приводило в результате даже к выпадению кислотных дождей. Наибольшие изменения именно в Краснодарском крае произошли в результате водно-химической мелиорации, что негативно сказалось на состоянии почвы – из-за ее перенасыщения до 50% химических удобрений смывалось в водоемы, что не могло не привести к плачевным результатам.

Конспект урока кубановедения во 2 классе.

«Водоёмы моей местности и их обитатели»

Цель: дать первоначальные представления о самых крупных водоёмах Краснодарского края, а также водоёмах , расположенных вблизи населённого пункта; их отличительными особенностями, обитателями; создать условия для формирования представлений о водных богатствах нашего края.

Задачи:

  1. Личностные: осознавать важность соблюдения правил поведения у водоёмов; понимать необходимость охраны природы и своего участия в этой работе; формировать осознанное бережное отношение к водным ресурсам края.

  2. Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность ставить цель при изучении конкретной темы, планировать свою деятельность, распределять время выполнения заданий.

Познавательные: развивать умение находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания, строить рассказ по плану; устанавливать причинно – следственные связи между поведением человека и состоянием природы. формировать умение находить на карте водоёмы, используя знаково – символическую систему; умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;

Коммуникативные: формировать умение выражать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; формирование умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог; умение работать в парах и группах;

3.Предметные: научиться узнавать водоёмы их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Оборудование: учебник — тетрадь, раздаточный материал для групп, ИКТ-презентация, карта Кубани, глобус, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

  1. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагаю разгадать кроссворд. (слайды 2 -7)

Слайд «Кроссворд ( повторение домашнего задания, итогом которого служит ключевое слово – ВОДА) 

  1. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на глобус — модель Земли и послушайте отрывок стихотворения А. Усачёва (слайд 8)

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться «Вода»?

— Какое вы заметили противоречие?

-Почему поэт предложил переименовать планету?

4. Целеполагание.

— Посмотрите на глобус, каким цветом обозначена вода? (Голубым).

— Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. Вода – это жизнь. Наши предки относились к воде, как к чуду природы – благоговейно и трепетно.

— Какой волшебной силой наделял народ воду в русских народных сказках? (В народных сказках герои возрождались с помощью «живой воды».)

— Вода – основа и источник жизни на Земле.

Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки (слайды 10, 11, 12)

(Слайды с загадками).

Берег левый — берег правый,

По воде есть переправа,

Что же это за вода и течёт она куда?

Быстротечна, глубока вдоль бежит – течёт … (река)

Глядятся в него молодые берёзки,
свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды – в нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)?

Направо вода и налево вода.

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Солёным окажется каждый глоток. (море)

(Учитель прикрепляет на доску карточки со словами: река, озеро, море).

— Но существуют и другие «дома» для воды. (слайды 13 – 16)

Групповая работа с общей беседой.

— Прослушайте информацию, составьте из букв слова и у вас получится ответ на вопрос.

1) «Мелководные водоёмы, которые образуются при затоплении морей, долин равнинных рек. Их средняя глубина до 1 м. Их общее число в крае – более 250. Наиболее крупные Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский. (лиманы)

2) «Они образуются в результате разлива степных и горных рек. Из скопления дождевой воды в низменных местах. Выделяются Закубанские, Адыгейские и Приазовские

( плавни)

5. Совместное открытие новых знаний.

— Море, озеро, река, лиманы, плавни — как можно назвать одним словом?

ВОДОЁМЫ

-Какие водоёмы вы еще знаете? (пруд, ручей и т.д.)

— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 17)

Наводящими вопросами учитель помогает сформулировать цель урока:

— Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водоёмах нашей местности.

— Ребята, что вы знаете о водных богатствах края?

— А что еще хотели бы узнать?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

— А знаете ли вы, какие водоёмы есть в нашем крае? Назовите известные вам.

-Хотите узнать о них подробнее?

— Когда в повседневной жизни вам могут пригодиться эти знания?

-Где вы можете найти интересующую вас информацию, для получения достоверной информации?

Практическая работа (групповая работа с общей беседой).

Работа по учебнику с. 14

— Откройте учебники на с.14.Первое задание с условным знаком «!» о чём нам говорит?

(Определение нужно выучить наизусть).

-Море – огромный водоём, окружённый сушей. Территорию Краснодарского края омывают два моря.

-Какие?

— Покажите их на карте (слайд 19)

Работа по учебнику с. 14.(читают материал из учебника и вписывают пропущенные слова)

-Запишите название морей в рабочую тетрадь.

Работа с контурной картой (работа в парах) (слайды 20 — 23)

-А сейчас поработает в парах. У вас на партах имеются контурные карты. Подпишите на них названия морей. (проверка по эталону)

-Ребята, а о каких еще водоёмах шла речь в начале урока?

-Вернемся к учебнику с. 15.задание 1. (слайды 25, 26)

-О какой реке идёт речь?

Работа с контурной картой.

-На контурной карте найдите и отметьте р. Кубань (проверка по эталону)

(групповая работа с общей беседой).

-Жители издавна занимались на Кубани рыболовным промыслом.

Задание в тетради «Узнай, кого поймал рыбак».

7.Учебное действие по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

-Назовите водоемы своей местности.

(групповая работа с общей беседой).

— На партах групп карточки с изображением и описанием рек края (слайды 27 — 32)

Обучающийся выходит к доске, находит на карте реку, о которой будет рассказывать, показывает её.

1 группа Сосыка — река протекающая по территории Краснодарского края России. Является левым притоком реки Ея. Длина 159 км. Река Сосыка – это степная река, равнинная, с медленным и спокойным течением воды. Из видов рыб, в реке обитают: карп, карась, красноперка, щука, судак, лещ, сазан.

2 группа Кавалерка – Длина 78 км . Течение реки спокойное, она ведь степная река, дающая жизнь и урожай многим полям и садам, находящимся рядом. Водится сазан, карась, окунь, линь, красноперка.

-А какая река протекает в нашей станице? Мы очень любим жарким летом отдыхать на берегу нашей речки. Можно позагорать и искупаться.

3 группа Ея —  Вторая по длине в Краснодарском крае после реки Кубань, Длина реки 311 км. Здесь обитают: щука, красноперка, сазан, карп, окунь красный и белый. толстолобик, сазан, карп, амур, много щуки, окуня, белого и красного карася, красноперки.

— Но наша река не совсем здорова и в этом виноваты люди.

— С чем это связано, почему это произошло?

— Вспомним, правила поведения у водоёмов.

Работа по учебнику с. 16.

(индивидуальная работа)

— Что изображено на картинках? Рассмотрите знаки. Обведите красным цветом запрещающие знаки, а синим – разрешающие.

(работа в парах)

— Ребята, попробуйте составить знаки на тему: «Охрана водоёмов» и придумайте им названия.

С.16 (слайд 34)

«Не загрязняйте водоёмы сточными водами и отходами производства!»

«Не выбрасывайте мусор на берегах водоёмов и в их воды!».

«Не мойте транспорт возле водоёма. В воду могут попасть нефтепродукты.

«Охраняйте родники, потому что в них чистая вода».

— О каких водоёмах края мы сегодня узнали?

— Назовите их обитателей.

— Почему водоемам и их обитателям угрожает опасность?

-Как это предотвратить?

— Может ли здоровье человека зависеть от чистоты воды, которую он употребляет в пищу и в которой купается?

— Как полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни?

(групповая работа с общей беседой).

— Используя свои новые знания, разгадайте филворд — (венгерский кроссворд) —

выполненный в виде поля, заполненного буквами. (слайд 35)

Б

А

К

В

К

У

Б

А

Н

Ь

А

В

И

О

Н

А

О

В

С

Н

Ч

Ё

Р

Н

О

Е

Ч

Д

О

У

Й

П

Б

Ю

С

У

Л

А

С

А

С

Б

А

Я

С

О

Ч

И

Ы

Е

А

З

О

В

С

К

О

Е

К

Я

Г

П

Ь

Г

П

Ш

А

Д

А

К

К

А

В

А

Л

Е

Р

К

А

И

Проверка по эталону (слайд 36)

8. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке.

Приём «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

9. Домашнее задание.

С. 14 – 15 учить, составить устный рассказ об одном из водоёмов по плану с.15.

Ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/i/9llh1vYa2h-cYQ

Ссылка на техническую карту урока : https://disk.yandex.ru/i/QgazGiHU9K-u-A

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Ученик:

— А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.

2. Новый материал.

а) Введение в тему:

— Что у меня в руках? (глобус)
— Скажите какого цвета больше на глобусе? Почему? (ответы
детей)

— Да, ребята! Вода покрывает около 70% всей
поверхности планеты.
— Вода находится повсюду, и в нас тоже. Каждый
человек больше чем наполовину состоит из
жидкости. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу.

Во всех жизненных процессах без воды просто не
обойтись.

А знаете ли вы, что мы пьем ту же воду, что пили и
динозавры? Только была она, конечно, намного чище.
Ведь динозавры не строили заводы и не стирали
порошком.

Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы,
ни зверей, ни птиц.

— А на карте Краснодарского края что обозначает
этот цвет? (моря, реки, озера, водохранилища,
лиманы)

— Какое слово объединит все перечисленные
термины? (водоемы)

б) Сообщение темы и целей урока:

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет на уроке
речь? (о водоемах)
— Правильно! Тема урока “Водоемы Краснодарского
края”.

Водоёмы Краснодарского края.

3. Проверка домашнего задания.

–А на чем можно путешествовать по водоемам?
(лодка, корабль, катер)
. Какой это транспорт? (водный).
Нас ждет на пристани катер “Кубань”. Как вы
думаете, почему его так назвали? (он ходит по
реке Кубань).
Пароход “ Кубань”.

4. Работа над новым материалом.

Наш край уникален помимо прочего и тем, что у
него есть сразу два моря.

Давайте вспомним, как они называются? (Черное
и Азовское)

(Показ слайдов, нахождение морей на карте).
Если попробовать морскую воду на вкус, то сразу
почувствуется вкус соли. Такой привкус придают
ей различные минеральные вещества, принесенные
реками. Самым распространенным из этих минералов
является соль.

— Почему Черное море называется Черным, сейчас
мы узнаем.

Ученик:

ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Площадь Черного моря – 422000кв.м.

— Самая большая глубина – 2245м.
— На этой глубине сосредоточен животный мир –
150-200м.
— 180 видов рыб обитает в Черном море.
— 40 видов промысловых рыб.
— Кто же дал такое мрачное название теплому морю?

Всегда ли море так называлось? Нет, не всегда. На
протяжении всей истории оно сменило несколько
названий. Древние греки называли его
гостеприимное море. Существует несколько
предположений названия моря.

Одна из них объясняет происхождения названия
“Черное море” тем, что турки и другие
завоеватели, которые приходили на его берега с
целью покорения местного населения, встречали
серьезное сопротивление со стороны черкесов,
адыгов и других племен. За это якобы турки
прозвали море- Черным, негостеприимным.

Ученик:

Второе предположение относит происхождение
названия “Черное море”

К его большой бурности, к сильным штормам.
Однако, надо сказать, что штормы как раз и не
являются характерным признаком Черного моря.

Возможно, произошла ошибка.

Ученик:

Третья версия названия “Черное море”,
основана на том, что металлические предметы,
например якоря, опущенные на некоторую глубину,
поднимаются на поверхность почерневшими. Это
происходит под воздействием находящегося на
глубинах моря сероводорода. Эта версия кажется
наиболее вероятной, так как она исходит из
характерного признака Черного моря.

Черное море:

— негостеприимное;
— сильные шторма;
— наличие сероводорода.

Ученик.

В ЧЕРНОМ МОРЕ ОБИТАЕТ 180 ВИДОВ РЫБ.

Черное море очень теплое, оно не замерзает даже
зимой.

В Черном море много рыбы и других морских
животных. Много разных видов водорослей, медуз,
рыб. Ученым известно 180 видов рыб, обитающих в
Черном море.На глубине 200 метров оно заражено
сероводородом и рыб там нет.

Ученик: Рыбу наш предки, древние люди,
стали ловить и рыбу и употреблять ее в пищу чуть
позже, чем мясо. А именно – когда перестали
бояться воды и научились делать из дерева и
костей орудия для ловли – прадедушки
современных удочек и гарпунов. А научившись,
распробовали! Да так, что многие племена и народы
почти полностью перешли на рыбный рацион.

Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того,
что она очень вкусна и готовится быстрее, чем
мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и
витамин А, который “отвечает” за зрение, витамин
В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти,
витамин РР (ниацин), необходимый для
здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и
строить скелет, а еще в морской рыбе содержится
йод, которого жителям России часто не хватает в
питании, а между тем он может спасти от многих
тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много
ценного белка, который усваивается гораздо
быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень
полезна и взрослым, и детям. Блюд с рыбой и из рыбы
не меньше, чем мясных. Рыбу жарят, варят, коптят,
солят, вялят, сушат, запекают, тушат. Существуют
сотни рецептов только одной рыбацкой ухи.
Традиционно самой вкусной считается красная и
белая рыба. К белой рыбе относится семейство
осетровых – белуга, осетр, севрюга, стерлядь. К
красной – представители семейства лососевых.
Красная икра (осетровых рыб) – изысканный
деликатес. Она ценится во всем мире. Красная икра
тоже очень вкусная, она действительно
красноватого цвета, и достают ее из брюшка
лососей – семги, нерки, кеты, чавычи и др. На любой
вкус и кошелек найдется рыбка – от чебачка,
карасика, щуки до стерляди, осетра, форели.

Ученик: Я хочу рассказать о таких
рыбах, как морская игла и морской конек.

Они отличаются от других рыб тем, что их самки
выметывают икру не в воду, а в особые кожные
складки на спине сацов. Самцы вынашивают икру, до
образования мальков. Интересны так же глаза
морского конька и морской иглы. Каждый из этих
глаз вращается самостоятельно. И конек, и игла
могут смотреть одним глазом в одну сторону, а
другим- в другую.

— Давайте обратимся к цифрам, что они нам скажут
о Черном море?

Учитель:

— А теперь перейдем к разговору об Азовском
море.

АЗОВСКОЕ МОРЕ.

Это море отличается от Черного, кто знает
главное отличие? (вода в нем пресная)

Послушаем рассказ ученика: (сопровождается
показом слайдов).

— Азовское море меньше Черного в 11 раз. Оно очень
мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше
14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В
прогретой солнцем воде растут водоросли и
мельчайшие животные, которые служат кормом для
рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Ее
здесь ловят почти круглый год. И на побережье
много рыболовецких хозяйств. Черное и Азовское
моря тесно связаны между собой, поэтому многие
виды рыб кочуют из Черного моря в Азовское и
обратно.

Учитель:

— Мы поговорили О Черном и Азовском морях, но
ведь у нас есть и Краснодарское море, в чем его
отличие от Черного и Азовского (его создали
люди).

— На какие две группы мы можем разделить эти
водоемы? (естественные и искусственные)

5. Физкульминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнем (потягиваются)
Вправо, влево повернитесь (поворачиваются)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок (движения руками)
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

6. Продолжение работы по теме урока.

Учитель:

— Как вы думаете, сколько у нас в крае рек?
(ответы детей).
Запишите число, а потом мы
сравним его с правильным ответом. Я не скажу вам
сразу ответ, чтобы его узнать вам нужно отгадать
загадки.

1-ая загадка:

Первая цифра всех красивее,
Первая цифра всех счастливее,
Ей знакомы дни недели,
С радугой она дружна.
Мы ее с друзьями спели:
Дружит с нотами она.

2-ая загадка:

Цифры 2-ая и 3-я – близняшки,
Похожи рубашки, похожи мордашки.
Они одинаковы и означают, что нет ничего,
Но считать помогают!

— Сколько рек у вас получилось?

У каждой реки свой характер (как и у всех вас).
Одни – спокойные, неторопливые, другие –
быстрые. Некоторые текут прямо, а другие –
постоянно петляют.

Самая главная река-это… Кубань.

Ученик:

— Она берет начало высоко в горах и несет свои
воды в Азовское море. Из маленького горного
ручейка Кубань постепенно превращается в
широкую и могучую реку. Кубань- трудолюбивый
работник: перевозит на себе грузы и пассажиров.
Длина Кубани 906 км, глубина в некоторых местах
достигает 10 метров.

В Кубани большое количество рыбы: сом, карп,
сазан, осетровые, щука, судак, окунь и др.

На берегах Кубани селятся водоплавающие птицы:
чайки, чибисы, кулики, гуси, утки. Растут желтые
кувшинки, водяные лилии, водяной орех, камыш.По
вечерам берега оглашаются многочисленным хором
лягушек.

Учитель:

— Все реки можно разделить на две группы, в
зависимости от того, где они протекают. Кто
догадался какие это реки? (равнинные и горные)

Кубань можно назвать и горной и равнинной
рекой, потому что сначала она течет в горах,
пенится, несется, бурлит, а не равнине она
становится спокойной- и тихо, плавно несет свои
воды.

Многие горные реки образуют водопады. А вы
видели водопад? Кажется, будто река прыгает вниз
с огромной высоты. Пена, брызги, грохот! Попадет
бревно в водопад и останутся от него одни щепки.
Вот какая силища! (демонстрация
слайдов)

Ученик:

У Кубани много притоков. Самые большие степные
реки – это Бейсуг, Ея , Сосыка и некоторые другие.
У них низкие берега, которые во многих местах
зарастают камышом и другой растительностью.
Летом, многие из рек, сильно мелеют. Почти все они
несут свои воды в Азовское море, но часто не
доходят до него и теряются в плавнях.

Учитель:

Плавни – новое для вас слово, сегодня мы узнаем,
что же такое плавни.

Ученик:

При впадении в Азовское море степные реки
образуют плавни. Это заболоченные земли. Они
зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в
плавнях пересыхает. И только тысячи лягушек, этих
“ кубанских соловьев”, перед дождем или по
вечерам нарушают тишину своим оглушительным
концертом.

Ученик:

Очень часто дети путают плавни с лиманами.
Лиманы – это тоже стоячие водоемы, но вода в них
живая, то есть не стоячая. В лиманы, которые
раскинулись около Азовского моря несут свои воды
многие степные реки. А также в них попадает и
морская вода. В переводе с греческого языка
“лиман” обозначает озеро, болото, залив. Весной,
когда реки полноводны, лиманы выглядят как озера.
Летом они мелеют и больше напоминают болота.

Лиман – это настоящий рай для водоплавающих
птиц и морских животных. Сюда идут многие рыбы-
чтобы отложить икру и вывести потомство.

— О каком водоеме мы поговорим сейчас. Вы мне
сами скажите.

Начинается на “О”
И кончается на “О”
Оно в горах встречается
Нигде не повторяется.

Ученик:

— Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из
под земли ключи и родники. Собирается их вода в
какой-нибудь впадине и образуется озеро. Все
озера разные и нигде в мире нет одинаковых.

Наверное, все в нашей стране знают озеро Абрау,
около г. Новороссийска и горное озеро Кардывач,
которое находится высоко в горах. Озеро Ханское у
Азовского моря дарит людям радость не только
своей красотой, но и лечит многие болезни, так как
там есть целебные грязи.

Учитель:

В Краснодарском крае есть искусственное море-
огромное Краснодарское водохранилище. Его
создали люди.

7. Повторение изученного.

Учитель:

Изумительна и богата природа Краснодарского
края. Живописные берега реки, морской прибой,
благоухающая природа лиманов и плавней, красота
озер -дарят нам бесценное благо. А взамен мы с
вами обязаны позаботиться о природе, чтобы
сохранить ее в здоровом состоянии для будущих
поколений!

8. Закрепление изученного, подведение
итогов. Д.З.

-Давайте подведем итоги, что же нового сегодня
узнали мы, что повторили.

— Какие водоемы есть в Краснодарском крае?
— Назовите естественные водоемы. Искусственные.
— Какие моря омывают Краснодарский край?
— Самая большая и многоводная река нашего края?
— Что интересного узнали о реках?
— С какими новыми названиями водоемов
познакомились на уроке?
— Что называют 3-им Краснодарским морем?

Учитель благодарит детей, которые подготовили
сообщения. И весь класс за дружную работу.

Д. з. Водоемы Краснодарского края. (решить
тесты).

Рассказ про водоем 2 класс кубановедение

20210413 vu tg sbscrb2

Рассказ про водоем 2 класс кубановедение

Артюхова В.В. 3 «Б»

8 сентября 2020 г

Аксельрод Марианны

Технологическая карта

Тема

«Водоемы Краснодарского края»

Тип

открытие новых знаний

Цель

Познакомить учащихся с водоемами края, показать детям роль воды в жизни природы и человека, способствовать воспитанию бережного отношение к природе, прививать любовь к Родине.

Планируемый результат

Предметные умения:

Учащиеся научатся с помощью физической карты определять местонахождение моря, реки и озера, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Водоемы, Краснодарский край, Родина, природа, бережное отношение, любовь к природе, реки, озера

Используемое оборудование

Карта Краснодарского края, иллюстрации морей, рек и других водоемов, плакат с таблицей, карточки с названием природных явлений и стихийных бедствий

Межпредметные связи

Лит.чтение, окружающий мир, математика

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная.

Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация и мотивация учебной деятельности

Ребята встаньте, урок начинается. Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Марианна Денисовна, сегодня я у вас буду вести урок кубановедения. Чтобы наше занятие прошло интересно, я желаю вам хорошего настроения.

Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочий лад.

Умение слушать и понимать других.

Актуализация знаний и выявление их индивидуальных затруднений.

— Сейчас мы вспомним тему вашего прошлого урока. Кто мне может ответить, о чем вы говорили на прошлом занятии?

— Верно! Сейчас посмотрите на доску, вам нужно подумать и ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

ВОПРОСЫ:

— Какие существуют явления и бедствия?

— Как называются изменения, которые происходят в природе?

— С каким изменением в году связаны многие природные явления?

— Как называют природные явления с огромной разрушительной силой?

— Молодцы! На доске вы видите таблицу с двумя столбиками «Природные явления» и «Стихийные бедствия». Также рядом карточки со словами, вам нужно распределить что относится к природным явлениям, а что к стихийным бедствиям.

— О разнообразии бедствий, какие бывают природные явления

— Природные явления и стихийные бедствия

— Природные изменения

— Со сменой времен года

— Стихийными бедствиями

Дети выполняют задание на доске по цепочке.

Умение аргументировать своей ответ, принимать участие в беседе.

Выявление места и причины затруднения

— Ребята, давайте отгадаем загадку

В океанах, озерах бывает,

Часто по небосводу летает,

А когда ей надоест летать,

На землю возвращается опять.

— Правильно! Одна из самых необыкновенных вещей на нашей планете – это вода! Без воды нет жизни. Вода находится повсюду, и в вас тоже. Вы знаете, что каждый человек больше, чем наполовину состоит из жидкости? Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу. Во всех жизненных процессах без воды просто не обойтись. А знаете ли вы, что воды на Земле все время постоянное количество и мы пьем ту же воду, что пили и динозавры? Только была она, конечно, намного чище. Ведь динозавры не строили заводы и не стирали порошком «Тайд». Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы, ни зверей, ни птиц. А как называется место, где находится вода?

— Верно! Сегодня на уроке мы будем говорить о водоёмах Краснодарского края.

— Это вода

— Водоём

Построение

проекта выхода из затруднения

— И вот вам еще одно доказательство того, что Краснодарский край – необыкновенный. Ни один край, ни одна область в нашей стране не могут похвастаться тем, что у них есть сразу два моря. Вы ведь видели на карте их изображение? Давайте вспомним, как они называются?

— Черное море очень теплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время шторма вода там действительно становится черной. Может, поэтому его так и назвали? Как вы думаете?

— В Черном море очень много рыбы и других морских животных. Но на глубине 200 метров оно заражено сероводородом, и глубоководных рыб там нет. Красота побережья и теплый климат привлекают сюда людей со всей страны. Здесь построено много санаториев, домов отдыха.

— Азовское море меньше Черного в 11 раз. Оно очень мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше 14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В прогретой солнцем воде быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Ее здесь ловят почти круглый год. И на побережье очень много рыболовецких хозяйств.

— Черное море, Азовское море

Ответы детей

Овладевают способностью планировать этапы своей работы

Реализация построенного проекта

— А сейчас давайте посмотрим на физическую карту Краснодарского края и найдем эти моря. Покажите и назовите пролив, соединяющий Черное море с Азовским.

— Верно! Если посмотреть на Краснодарский край сверху, с очень большой высоты, то он покажется полосатым, почти как тигр. Это потому, что у него много рек. Как вы думаете, сколько?

Чтобы ответить точно, надо отгадать две загадки:

1. Первая цифра всех красивее,

Первая цифра всех счастливее,

Ей знакомы дни недели,

С радугой она дружна:

Мы ее с друзьями спели:

Дружит с нотами она

2. Цифры 2-я и 3-я – близняшки,

Похожи рубашки, похожи мордашки.

Они одинаковы и означают,

Что нет ничего,

Но считать помогают!

— Сколько рек у вас получилось? (700).

— В Краснодарском крае более 700 больших и малых рек. У каждой реки свой характер (как у ваших друзей в школе). Одни спокойные, неторопливые, другие – быстрые. Некоторые текут прямо, а другие постоянно петляют. А какая самая главная река в нашем крае?

— Верно, это Кубань. По ее названию Краснодарский край тоже называют Кубанью. Она берет начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Из маленького горного ручейка Кубань постепенно превращается в широкую и могучую реку. Она – трудолюбивый работник: перевозит на себе грузы и пассажиров.

— Вы, наверное, уже поняли, что все реки можно разделить на равнинные и горные. Хотя многие из них (как река Кубань) сначала текут в горах – пенятся, несутся, бурлят, а на равнинах становятся спокойнее – и тихо, плавно несут свои воды. Самые большие степные реки – это Бейсуг, Ея, Сосыка и некоторые другие. У них низкие берега, которые во многих местах зарастают камышом и другой растительностью. Летом многие из них сильно мелеют. Почти все они впадают в Азовское море, но часто не доходят до него и теряются в плавнях. В Черное море впадают горные реки. Они необыкновенно красивы и разнообразны. Речки Мзымта, Сочи, Туапсе, Вулан и Пшада очень коварные и непостоянные. Об этих небольших речушках говорят «воробью по колено», но когда в горах тает снег или долго идут дожди, они превращаются в шумные могучие потоки. Многие горные реки образуют водопады. А вы видели водопад? Кажется, будто река прыгает вниз с огромной высоты. Пена, брызги, грохот! Попадет бревно в водопад – и останутся от него одни щепки. Вот какая силища!

— Керченский пролив

Ответы детей

— 7

— 0, 0

— 700

— Кубань

Умение извлекать нужную информацию из беседы.

Физ. минутка

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Выполняют разминку.

Умение мобилизовать силы и энергию к волевому усилию и преодолению препятствий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Откройте учебники на стр. 19, давайте прочитаем вопрос над фотографиями и ответим на него.

— Теперь обратимся к карте. Найдите на ней реку Кубань и назовите ее притоки.

— Откройте стр. 20 в учебнике, прочтите текст про озера и найдите описанные озера на карте.

— Отлично! Подведем итоги нашего урока.

— Река Кубань берет начало со склонов Эльбруса и впадает в Азовское море. В верховьях это типично горная река, в среднем и нижнем — равнинная.

— Лаба, Белая, Уруп, Пшиш, Афипс

— Выполняют задание.

Умение объективно оценивать результаты труда

Включение в систему знаний

— Что такое водоем?

— Назовите пролив, соединяющий Черное море с Азовским.

— Сколько рек на Кубани?

— Какими бывают озера?

— Место, в котором находится вода

— Керченский пролив

— 700

— Пресными и солеными

Рефлексия и итог урока

— Ребята посмотрите на стол, у вас лежат 3 карточки. Оцените свою работу на уроке (зелёный — у меня все получилось на уроке, желтый – возникали трудности, но я справился, красный – ничего не получилось)

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, оценки за урок…

— Откройте дневник , запишите домашние задание ( на доске записано задание).

— Закройте дневники. Ребята встаньте, наведите порядок на столе. Урок окончен. До свидания!

— Оценивают совою работу

— Записывают д/з

— До свидания.

Умение подводить итоги и делать выводы из проделанной работы.

164241 59d393d19c475

-80%

Курсы профессиональной переподготовке

Учитель начальных классов

Продолжительность 300 или 600 часов

Документ: Диплом о профессиональной переподготовке

Сохранить у себя:

Рассказ про водоем 2 класс кубановедение Водоёмы Краснодарского края (26.25 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Рассказ про виктора васнецова
  • Рассказ про византию 6 класс по истории
  • Рассказ про вещего олега
  • Рассказ про викингов по истории 6 класс
  • Рассказ про вечный огонь