Рассказ про внимание 4 класс

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. благодаря этому мы

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть целый курс (дополненный курсом по когнитивистике и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про кошелек Миллера), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте здесь.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть интересный материал.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что развивайте мышление, больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

Предмет: окружающий мир, 4 класс                

УМК: «Начальная школа 21 века (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: Внимание, память.

Цели урока:

Предметные результаты: имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.

УУД:

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение,  обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, память, их значение в жизни человека.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов , карточки с заданиями,  маршрутные листы, листы самооценки, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф., дети сидят по 4 человека по Сингапурской методике.

1. Организационный момент.

— Проверьте друг друга: бесшумно, жестами оцените готовность к уроку.

— Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая)

— Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (эмоции и чувства)

— Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (с помощью мимики и жестов)

— Подарите друг другу положительные эмоции, выразив их мимикой и жестами (игра «Ты — мне, я – тебе»: дети по очереди демонстрируют положительные эмоции, напарник должен повторить)

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

САНВНИМАНИЕЭРТ    (внимание)

Задание для второй группы: прочитайте  внимательно слова  и найдите лишнее слово. Объясните. (слайд 2).    НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ПАМЯТЬ           (память)

Задание для третьей группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).  Составьте  из  этих  букв   слово.

(внимание)

Получилось слово «внимание» (слайд 4).

Задание для четвёртой  группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).  Составьте из этих букв слово.

(память)

— Мы нашли ключевые слова  — внимание и память. Сформулируем тему и цели урока.

— Как вы думаете, что можно узнать о внимании и памяти в рамках одного урока?

(- что такое внимание, память?

 — у всех ли людей внимание и память развиты одинаково?

 — что делает человека внимательным?

 — как проявляется внимание?)

— Узнать что такое память и внимание. Для чего надо быть внимательным? Какая бывает память?

3. Изучение нового материала.  

1. Беседа с учащимися.

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

— А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

2. Работа в группах.

А) 1, 3  группы – Найти определение «внимания» в толковом словаре.

     2 группа – Назовите ключевые слова  определения (способность замечать)

Вывод. Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.

Б) – Что такое память?

2, 4 группы — Найти определение «памяти» в толковом словаре.

1, 3 группы — Назовите ключевые слова  определения (способность запоминать).

Вывод. Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

3.Беседа с учащимися.

Внешние проявления внимания

— Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно  только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

— Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

— Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

— Рассмотрим некоторые свойства внимания.

свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

4. Практическая деятельность.

—  Представьте, что мы находимся в 4-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете свойства внимания – и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Эксперимент 1.    Определение объема внимания.

             А     Ж    Я    Ш    У    Г    Ю    К

На короткое время (5 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.  

Эксперимент 2.   Переключение внимания.

В данном тексте букву  а  подчеркните одной чертой; букву  и  обведите в кружок.

          На берегу реки сидела лиса. Ярко  светило солнце. В его лучах резвились в  воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания .

— В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

Ответим  на поставленные вопросы и сделаем выводы.

 Выводы:

  1. Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
  2. Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

ФКМ   Поиграем? Игра называется «Птица, не птица.»  Веселая игра на внимание и знание птиц.
Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — присесть.  Обязательно спросить детей, что неправильно, уточните:
«А муха — это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!

5. Изучение нового материала.  

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память»   с.55

— Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

— С чем можно сравнить память? (Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)

— Как вы понимаете «У него хорошая память». (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.)

6. Практическая деятельность.

Также  полезно знать особенности своей памяти и использовать их.

    Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.

     Возьмите чистые листочки. (Заранее подписанные.)

Эксперимент 1.Проверка слуховой памяти.

— Прослушайте 10 слов. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.

    альбом                                 пассажир

    аллея                                    свобода

    сумма                                   шоссе

    огонь                                    металл

    ссора                                    капитан

(Задание выполняется 3-4 минуты). Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите количество цифрой.

— Какие это слова? (словарные)

— Какие орфограммы вы здесь увидели? (ь- показатель мягкости, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова)

  (Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.)

Эксперимент 2. Проверка  зрительной  памяти.

— Внимательно прочитайте слова, высветившиеся на слайде. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.

    зима                         заповедник

    малина                     ответ

    буфет                       магазин

    василёк                    задача

    ежевика                   книга

   Сосчитайте и запишите цифрой количество  записанных слов, которое вы запомнили.

 (Проверяется также как и первое задание.)

— Сравните  свои  результаты. Поднимите руки у кого больше баллов при проверке слуховой памяти. О чем  это говорит? (Что у этих ребят лучше развита слуховая память.)

 — Поднимите руки  те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод:

  1. Благодаря  своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
  2. Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать её виды.

— Прочитайте главную мысль нашего урока в учебнике на с.56.

— Так что же такое хорошая память?

7. Подведение итогов исследовательской деятельности

            Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать». 

            А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

           Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

             Теперь вы знаете многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаете, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

8. Подведение итогов работы лабораторий

               Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

9. Задание на дом.

  1. Исследовать внимание у членов семьи;
  2. подобрать задания или игры  для тренировки внимания и памяти;
  3. прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме.

10. Подведение итогов  урока. Рефлексия.

А)  —  Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

    Давайте вспомним, о чем же мы говорили на  уроке?   (О внимании, о памяти)

 1)- Что  такое внимание?

        (Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

—  Что такое память?

  2) —  Для чего  человеку нужно внимание?  (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)

—  Для чего  человеку нужна память?

   3) — Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

          (Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.

           Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

    4) — Можно ли развивать внимание?

        —  Можно ли развивать память?  (Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

5)  —  Где нужно нм внимание?

Вывод: внимание и память необходимо развивать.

Б)  Рефлексия.

-У вас заполненные  оценочные листы. Сейчас вместе подведём итоги нашей исследовательской работы. Используя памятки определите  примерный уровень вашего внимания и вашей памяти.

— А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению,  вы работали на уроке.

— У вас на столах в файлах  есть стикеры розового, жёлтого и голубого цвета.

Оцените свою деятельность на уроке. (подумайте, выберите стикер и наклейте его на доску)

—  «Фразеологизм»  (на доске картинки с фразеологизмами)

Выберите фразеологизм,  который характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами     (Напряженно думать о чем-то, размышлять)

Краем уха   (слушать невнимательно, урывками)

Хлопать ушами  (слушая что-либо, не понимать содержания услышанного)

— Вы молодцы, все работали отлично.

— Задание на дом: подготовить по одному упражнению на развитие памяти и внимания для проведения в классе.

Слова-напутствия.  

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.                                                      К.Паустовский

Цель:ознакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека; развивать внимание, логическое мышление, речь детей, способствовать формированию навыков работы в коллективе, чувства товарищества.

Ход урока

1.Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

2.Введение в тему.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. «Приложение 1»

Задание для первой группы: на доске зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово.

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Объявление темы.

Проверка. 1. группа – Какое слово у вас получилось? 2 группа – Какое слово у вас получилось лишнее? 3 группа – Какое слово вы составили?

Что помогло вам выполнить задание?

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить. (открывается тема урока на доске)

4. Новый материал.

Ребята, выскажите предположение, что такое внимание. Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в жизни человека? (Обсуждение в группах.)

Выступление от каждой группы.

А теперь давайте посмотрим, как в толковом словаре даётся объяснение этому слову (зачитывают) «Приложение 2» Правильную ли гипотезу мы выдвинули? Наш вывод оказался верен.

Внимание – волшебная дверца, через которую каждый человек общается с внешним миром. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь может быть плотно заперта, распахнута настежь или просто открыта – ровно настолько, насколько необходимо. Так какое же положение дверцы самое лучшее?

Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.

Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.

Если же волшебная дверца просто открыта – ровно настолько, насколько это необходимо в каждом определённом случае – мы получаем через неё достаточное количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить.

Но можно ли научиться управлять волшебной дверцей по собственному усмотрению. И если да, то где же спрятан золотой ключик, открывающий и закрывающий её? Он таится в нас самих. И нам необходимо научится управлять своим вниманием. Поэтому нужно тренировать своё внимание.

У вас на столах лежат карточки № 1. «Приложение 3». Прочитайте, обсудите в группах. Какие ошибки допущены?

Для выполнения этих заданий, что вы должны были сделать? (Внимательно прочитать, подумать прежде чем отвечать).

5. Физминутка.

6. Закрепление, продолжение работы над новым материалом.

1) Ребята, как вы думаете, людям каких профессий нужно быть очень внимательным?

У вас на столах лежат карточки № 2. «Приложение 4»

Учащиеся обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос.

Вывод: Внимание необходимо людям всех профессий. Чтобы правильно выполнять свои обязанности.

2) А сейчас мы побываем с вами в разных ролях. «Приложение 5»

1 группа. Будут исполнять роль корректора. Выполните задания.

2 группа. Будут исполнять роль учителя. Перед вами текст, написанный учеником, найти ошибки.

3 группа. Будут исполнять роль диспетчера «рисунок 1». Перед вами лежит составленный маршрут полета самолета и инструкция. Найдите ошибки.

img1

Рисунок 1

Во время выполнения задания создать шум: неожиданно включить громкую музыку, уронить книги на пол.

Скажите, ребята, когда ваше внимание было нарушено при выполнении задания? Почему?

3) Будьте внимательны, ребята, при выполнении следующего задания. Я прочитаю вам небольшой отрывок, вы должны услышать, сколько раз в словах встретится число 7? «Приложение 6»

4) Проверим, насколько вы внимательны. Что изменилось сегодня в классе? Сколько учебных кабинетов в нашей рекреации? (5). Сколько окон в нашей рекреации? (2) Сколько ступенек на крыльце школы? Сколько ступенек при подъёме на 2 этаж?

5) Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».

Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

7. Итог, домашнее задание.

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того, чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения. И я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках. «Приложение 7». Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер. Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформит эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

Что нового и полезного узнали на уроке?

Предмет: окружающий мир, 4 класс

УМК: «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Обрати внимание на внимание».

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека, показать необходимые и возможные пути развития внимания.

Предметные результаты: имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.

УУД:

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, её значение в жизни человека.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных стикеров, карточки с заданиями, листы самооценки, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф..

1. Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.

Улыбнись! Даже если на сердце темно,

И мешают в дороге ошибки.

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

— Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

— Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

— Я надеюсь  на вашу активную, успешную работу на уроке.

— Сегодня на уроке работаем с листами самооценки.

(Лист самооценки: рассказать как с ним работать.)

— Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая)

Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (Эмоции и чувства.)

— Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (С помощью мимики и жестов.)

— Подарите друг другу положительные эмоции, выразив их мимикой и жестами.

Игра: «Ты — мне, я – тебе»: дети по очереди демонстрируют положительные эмоции, напарник должен повторить.

2. Постановка учебной задачи.

— Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задания по карточкам. 

— Перед вами три цветных карточки: зелёного, жёлтого и розового цвета.

Задание №1.

Задание на зелёной карточке: Дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать.

САНВНИМАНИЕЭРТ

Проверка (слайд 1) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №1. Оцените свою работу.

Задание №2.

Задание на жёлтой карточке: Прочитайте внимательно слова на карточках и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ВНИМАНИЕ

Проверка (слайд 2) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №2. Оцените свою работу.

Задание №3.

Задание на розовой карточке:  У вас на столе розовые карточки с буквами. Составьте из этих букв слово.

Проверка (слайд 3) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №3. Оцените свою работу.

— Мы нашли ключевое слово — ВНИМАНИЕ. Сформулируем тему и цель урока.

Тема: «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ВНИМАНИЕ» (слайд 4)

Цель: Познакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека, показать необходимые и возможные пути развития внимания.

— Давайте сформулируем задачи на урок.

Задачи:

— Как вы думаете, что можно узнать о внимании в рамках одного урока?

Что такое внимание?

— У всех ли людей внимание развито одинаково?

— Что делает человека внимательным?

— Как проявляется внимание?

— Узнать что такое внимание. Для чего надо быть внимательным?

3. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися.

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь внимательнее, – просит мама или учитель.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

— А как вам часто приходится слышать эти слова, где и от кого?

2. Работа в парах.

Вспомним правила работы в парах:
1. Слушать друг друга и слышать.
2. Уважать мнение товарища.
3. Уметь договариваться.

— Для следующего задания у вас на столе лежат белые карточки. Прочитайте задание и выполните его.

Задание №4.

Найти определение слова «внимание» в толковом словаре. Назовите ключевые слова этого определения. (Способность замечать.)

— Давайте сделаем вывод: Что же всё — таки такое ВНИМАНИЕ?

Вывод. Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.

Оцените себя в оценочном листе по заданию №4.

3.Беседа с учащимися.

Внешние проявления внимания

— Само по себе внимание увидеть нельзя, мы видим только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

— Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

— Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

— Рассмотрим некоторые свойства внимания. Вам было дано домашнее задание: найти в толковом словаре понятия свойств внимания.

Свойства внимания: объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. (слайд 5)

Объём внимания. По тому, сколько объектов человек может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания совмещаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию.

— Ребята, так для чего же нужно развивать внимание? Пригодится ли оно нам в будущей жизни, в будущей выбранной вами профессии?

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, лётчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь вы знаете многие свойства внимания, какую роль внимание играет в жизни человека и понимаете, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

— Ребята, а какое ещё имеет значение ВНИМАНИЯ в нашей жизни?

(Внимание друг к другу: «Доброе утро!», «Спокойной ночи!» — говорим членам семьи, уступаем место в автобусе старшим, девочкам, пропускаем вперёд старших, учителей, девочек, утешаем обиженного и так далее.)

4. ФКМ: Поиграем? Игра называется «Птица, не птица». Веселая игра на внимание и знание птиц.
Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово обозначающее птицу – дети машут руками, как крыльями, обозначающее не птицу — приседают. Обязательно спросить детей, что неправильно, уточните:
«А муха — это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки —
И спасибо шутке!

— Ребята, скажите, на развитие чего была эта игра.

— Прочитайте главную мысль нашего урока в учебнике на стр.54.

— Так что же такое ВНИМАНИЕ?

5. Практическая деятельность.

Представьте, что мы находимся в 3-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете «Свойства внимания» и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Задание №5.

Эксперимент 1. Определение объема внимания.

А Ж Я Ш У Г Ю К

— Я показываю вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.

— Оцените себя по заданию №5.

Задание №6.

Эксперимент 2. Переключение внимания.

В данном тексте букву –А- подчеркните одной чертой; букву –И- обведите в кружок.

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

— Оцените себя по заданию №6.

Задание №7.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания. 

— В учебнике задание №5 на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

— Оцените себя по заданию №7.

Ответим на поставленные вопросы и сделаем выводы.

— Что делает человека внимательным?

— У каждого ли человека есть внимание?

— А как оно развито у всех?

Выводы:

  1. Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.

  2. Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности.

Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать».

А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

7. Подведение итогов работы лабораторий.

Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

Давайте вспомним, над, чем же мы размышляли на уроке? (О внимании, о свойствах внимания.)

— Что такое внимание?

(слайд 6) Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

— Для чего человеку нужно внимание? (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)

— Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

(Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.)

(Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Например: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

— Можно ли развивать внимание?

(Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

— Где нужно нам внимание?

— Какой сделаем вывод?

Вывод: Внимание необходимо развивать.

Рефлексия по оценочным листам.

— У вас заполненные оценочные листы. Сейчас вместе подведём итоги нашей работы. Используя памятки, определите примерный уровень вашего внимания. Подсчитайте общий бал по оценочным листам по всем заданиям.

— Кто набрал 11 баллов, тот ставит себе оценку «3».

— Кто набрал 33 балла, тот ставит себе оценку «4».

— Кто набрал 52 балла, тот ставит себе оценку «5».

— А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению, вы работали, на уроке применяя, свои знания к фразеологизмам.

— У вас на столах в файлах есть стикеры: розового, жёлтого и голубого цвета.

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу на уроке сегодня и приклейте к нему свой стикер.

Шевелить мозгами (Напряженно думать о чём-то, размышлять.) Стикер розового цвета.

Краем уха  (Слушать невнимательно, урывками.) Стикер голубого цвета.

Хлопать ушами (Слушая что-либо, не понимать содержания услышанного.) Стикер жёлтого цвета.

— Вы молодцы, все работали отлично.

9. Задание на дом. (слайд 6)

  1. Исследовать внимание у членов семьи;

  2. Подобрать задания или игры для тренировки внимания;

  3. Прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме «ВНИМАНИЕ».

Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский

10

Свойства внимания развитие внимания

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Психология внимания

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Виды внимания

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Развитие внимания

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

Концентрация — намеренная сосредоточенность

  • Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
  • Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
  • Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
  • Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
  • Распределение. Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

 Тренинги на концентрацию

Выбрав на своё усмотрение произвольный объект для наблюдения, рекомендуется сконцентрировать на нём внимание на протяжении определённого промежутка времени, длительность которого в дальнейшем следует постепенно увеличивать. Чем проще для восприятия будет выбранный предмет, тем легче будет справиться с поставленной задачей — это важно для начала тренировок, когда ещё нет привычки концентрироваться на объекте.

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

Послепроизвольный тип

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции Её определение
Целенаправленность (направленность) Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
Избирательность Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
Активность Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

  • Рассказ про вечернее небо
  • Рассказ про виктора цоя на английском языке с переводом
  • Рассказ про веру и анфису аудио
  • Рассказ про весну на татарском языке с переводом
  • Рассказ про вельможу по истории 5 класс от первого лица