Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».
Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.
Family books и книжные фанты
Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.
Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.
Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.
Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?
«Угадай концовку» и чтение вслух
Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.
Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.
Капсула времени и настольная игра
Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172
— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.
Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.
Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.
Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.
Домашний театр и письма героям
Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138
— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.
Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.
Театр теней и собственный комикс
Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266
— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.
Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.
Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.
Еда литературных героев и книга как снотворное
Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111
— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?
Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.
Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.
Ход мероприятия
I. Рассказ о жизни и творчестве Б. Заходера
Ведущий. Поэта и писателя Бориса Заходера вы, не подозревая об этом, знаете чуть ли не с пеленок. Вам, конечно, знакомы стихи о детях, которые «играли в профессии». Это его стихи.
Читаются стихи из сборника «Строители», дети называют профессию, о которой идет речь.
СЛЕСАРЬ
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка!
САПОЖНИК
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости!
ПЕРЕПЛЕТЧИЦА
Заболела эта книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею!
ПОВАРА
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого;
Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме.
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чем секрет!) –
Очень трудно
Готовить обед!
ПОРТНИХА
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одежка.
Ведущий. Когда-то давно-давно маленький Боря учился в школе и влюбился. Он собрал дома все свои игрушки и принес их понравившейся девочке. Но когда пришел в класс учитель, игрушки вдруг посыпались из парты. Все посмотрели на Борю и стали смеяться. И та девочка тоже. Она и не догадывалась, что перед ней будущий большой писатель. А могла бы догадаться! Потому что уже тогда, пока все гоняли в футбол, Боря книжки читал. Все собирали марки и фантики, а Боря — считалки. Он их не записывал, а хранил в голове. Вот какая у него была голова! Прямо копилка считалок! Потом, когда он вырос, считалкам стало тесно в его голове, и Борис Заходер поместил их в книге «Считалия». В этой книге есть совсем простенькие считалки:
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый — хвост.
А есть и позаходеристей:
СЧИТАЛОЧКА
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: — Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!
Но вот Борис закончил школу и устроился на завод учеником токаря, потом учился в трех институтах, а закончил один — Литературный (в 1946 году), потому что с детства писал стихи и очень хотел стать писателем.
Борису Заходеру в жизни выпало два испытания: он добровольцем прошел две войны — финскую и Великую Отечественную. Однажды его спросили про войну, а он только и сказал: «Ничего там хорошего нет!». Больше он говорить про войну не захотел и только погладил своего любимого пса.
Много лет назад Борис Заходер поселился в тихом подмосковном поселке (в 1966 году) в маленьком доме среди деревьев и цветов. В ма-аленькой комнатенке, где он жил, один угол занимали рыбки. 24 аквариума от пола до потолка! В этих аквариумах он разводил невиданных в Москве рыбок — жемчужных гурами — и продавал их на Птичьем рынке.
А потом на месте аквариумов появился большой письменный стол, и Заходер стал писать книжки. Первая его книжка называлась «На задней парте». И тут он, конечно, вспомнил школу, и ту девочку, и вообще…
II. Инсценировка стихотворения «Мы — друзья»
МЫ — ДРУЗЬЯ
Вова. | С виду мы |
Не очень схожи: | |
Петька толстый, | |
Я худой. | |
Не похожи мы, а все же | |
Нас не разольешь водой! | |
Петя. | Дело в том, |
Что он и я — | |
Закадычные друзья! | |
Все мы делаем вдвоем. | |
Даже вместе — отстаем! | |
Вова. | Дружба дружбою, |
Однако | |
И у нас случилась драка. | |
Был, конечно, важный повод. | |
Очень важный повод был! | |
Помнишь, Петя? | |
Петя. | Что-то, Вова, позабыл! |
Вова. | И я забыл… |
Ну, неважно. Дрались честно, | |
Как положено друзьям: | |
Я как стукну! | |
Петя. | Я как тресну! |
Вова. | Он как даст! |
Петя. | А я как дам!.. |
Вова. | Скоро в ход пошли портфели. |
Книжки в воздух полетели. | |
Словом, скромничать не буду — | |
Драка вышла хоть куда! | |
Петя. | Только смотрим — что за чудо? |
С нас ручьем бежит вода! | |
Это Вовкина сестра | |
Облила нас из ведра! | |
Вова. | С нас вода ручьями льется, |
А она еще смеется: | |
Вы действительно друзья! | |
Вас водой разлить нельзя! |
IV. Чтение стихотворения «Перемена»
Можно предложить детям прочитать другие стихи Б. Заходера о школе.
ПЕРЕМЕНА
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнём!
Ведущий. Стол у Бориса Заходера был, наверное, какой- то «очень письменный», потому что за этим столом было написано много книг, веселых и добрых.
С детства Борис Заходер очень любил животных, ему нравилось наблюдать, как слетаются к кормушке воробьи и синицы, он, не задумываясь, бросался на защиту незнакомой кошки:
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов.
И не случайно на страницах своих стихов и сказок Борис Заходер завел собственный зоопарк. Некоторые дикие и домашние животные попали в заходеровскую азбуку под названием «Мохнатая азбука».
V. Игра «Читаем по ролям стихи про ежа, кита, павлина, слона, ужа и черепаху»
Вызываются 6 детей, которым раздаются листочки со словами.
ЕЖИК
— Что ж ты, ЕЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
КИТ
Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
ПАВЛИН
До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!
СЛОН
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
УЖ
— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!
ЧЕРЕПАХА
ЧЕРЕПАХА
Всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Ведущий. А сколько животных в сборниках стихов Бориса Заходера под названием «Школа для птенцов» и «На горизонтальных островах»!
V. Игра «Найди рифму»
Детям предлагается закончить строчки подходящими по смыслу словами.
КИСКИНО ГОРЕ
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое (горе):
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть… (сосиски).
СПЯЩИЙ ЛЕВ
Этот лев
Совершенно
Сыт-
Оттого
Он
Спокойно (Спит.)
Но не пробуй
К нему
Прикоснуться,
Потому что
Он может… (Проснуться!)
Львов
Не следует
Трогать руками.
Объясните это… (Папе и маме!)
КТО СКАЧЕТ, КТО ПЛАЧЕТ
Только три яичка
Было у Синички.
Прилетела Галка,
Съела все (яички!)
Галка
Скачет,
А Синичка (плачет.)
Галка
Скачет,
А Синичка (плачет…)
Прилетели птички
Помогать (Синичке):
Галку заклевали,
Хвостик (оторвали.)
Галка плачет,
А Синичка скачет.
Плачь, плачь, Галка,
Мне тебя (не жалко!)
СОМОМНЕНИЕ
Был в реке
Усатый Сом
Уважаемым лицом.
Жил он в славе
И в почете
За успехи
В устном (счете.)
Сам любил
Похвастать Сом
Этим редким… (Мастерством.)
ЧУДАК СУДАК
Жил да был один Судак –
Удивительный (чудак):
Жил не в море, жил не в речке
Жил у бабушки на (печке!)
Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, (хвалиться):
— До чего мне повезло!
Тут и сухо и (тепло!)
Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из (реки!)
Речка — это не квартира,
Там и холодно и (сыро!)
Не ходите, рыбы, в море
В море вы хлебнёте (горя),
А у бабки на печи –
И блины и (калачи!)
Затопила бабка печь –
Калачей-блинов (испечь.)
И зажарился Судак…
А ведь мог бы жить, (чудак!)
СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ
Овечке
Волк
Сказал:
— Овца!
У вас прекрасный цвет (лица)
Ах, если хвалит
Волк
Овечку —
Не верь ни одному (словечку!)
СОВА
Мудрейшая птица на свете —
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на (слова.)
Чем больше услышит —
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас (Не хватает!)
Ведущий. Кроме стихов, Борис Заходер посвятил животным много сказок, веселых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. Это «История Гусеницы» и «Ма-Тари-Кари», «Серая Звездочка» и «Русачок».
Постарайтесь обязательно прочитать эти сказки, а пока мы с вами в них поиграем. Попробуйте определить, каким животным, героям сказок, принадлежат эти имена.
VI. Игра «Назови животное»
Зачитывается отрывок из сказки. Дети угадывают героя. Ведущий называет произведение и показывает книгу.
-
«Хотите — верьте, хотите — нет, а только жил, говорят, Хрюк, и был он необыкновенный — на задних ногах умел ходить». (Поросенок. «Хрюк на елке».)
-
«Жил-был на лесной опушке Русачок». (Зайчик. «Русачок».)
-
«Жила-была Серая Звездочка — неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были — бородавки. Брр!» (Жаба. «Серая Звездочка».)
-
«И если тебе очень повезет и ты поедешь в Африку, ты сможешь своими глазами увидеть, как Ма-Тари-Кари чистит зубы Крокодилу». (Птичка. «Ма-Тари-Кари».)
-
«Жил-был Фип. А был он маленький, желтенький, пушистый комочек на тоненьких ножках и с тоненьким голоском: «Фип! Фип! Фип! Фип!» (Цыпленок. «Жил-был Фип».)
-
«У Чмока было очень много дел: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван. И, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз». (Щенок. «Сказка про всех на свете».)
-
«В синем море жил-был маленький Отшельник. У него было все для полного счастья — десять ног и вытаращенные глаза, длинные-предлинные усы и могучие клешни». (Рак. «Отшельник и Роза».)
VII. Загадки — «заходерки»
Он с жадностью пьёт –
А не чувствует жажды.
Он бел —
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу…
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут: — Как жалко…
А скажут: — Как сладко!
(Кусок сахара.)
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже — не тают!
(Первый снег.)
МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ
(Из Л. Керна.)
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться –
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши…
(Короче — влезать не придётся в долги!)
Матрасик в углу…
И вот они — наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги!
(Собака.)
VIII. Заходер и Винни-Пух
Ведущий. Однажды одна маленькая девочка написала Борису Заходеру: «Я очень люблю ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов — тогда дети будут веселыми».
И все-таки самое главное в Борисе Заходере другое. Он перевел Винни-Пуха. Ведь Винни-Пух родился в Англии. Но не подумайте, что писатель взял Винни-Пуха за лапу и перевел из Англии в Россию. Просто в Англии Винни-Пух говорил только по-английски, а Борис Заходер научил его говорить по-русски. То есть он переделал все английские слова на русские и еще к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки, шумелки, сопелки и ворчалки.
Послушайте одну из них.
Звучит «Песенка Винни-Пуха».
Вот он какой — переводчик!
Кроме Винни-Пуха он перевел из Англии в Россию Алису из страны чудес, летающего мальчика Питера Пэна и Мэри Поплине — лучшую в мире няню.
Подрастете — обязательно прочитайте и эти сказки в переводе Бориса Заходера.
IX. Подведение итогов
Ведущий. Закончить нашу встречу с Борисом Заходером хочу по-заходеровски, то есть очень весело.
Хорошо, что есть на свете Заходер!
Он, ребята, не задачка, не пример.
Он писатель-изучатель,
Новых слов изобретатель
И хороший ваш приятель!
Счастливых вам встреч с книгами Бориса Заходера!
Подсчитываются полученные в ходе игры жетоны, награждаются победители. Все дети получают по конфетке. Если останется время, можно прочитать детям сказку «Хрюк на елке», в сокращении.
Приложение
ХРЮК НА ЕЛКЕ
Б. Заходер
Хотите — верьте, хотите — нет, а только жил поросенок Хрюк, и был он необыкновенный — на задних ногах умел ходить.
Выйдет на прогулку, малыши — ягнята, телята, козлята — так за ним и ходят: «Хрюшенька, миленький, покажи свое уменье!»
Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает — важный-преважный.
Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает. К зиме до того заважничал — с малышами разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает:
— Чем я хуже людей? Захочу — пойду к ребятам на елку! Услыхал это старый Козел и ужаснулся:
— Безумец! Слыханное ли дело — поросенку к людям на елку ходить! Не вздумай пойти, глупая голова, а то зажарят тебя и с гречневой кашей съедят, бедного!
— А я так сделаю, что не зажарят, — отвечает Хрюк. — Даже и не узнают, что я поросенок! Я штаны надену, ботинки обую с калошами, очки надену. У ребят карнавал будет, они сами нарядятся — кто лисой, что зайцем, а кто и серым волком!
У него Кошка знакомая была, в школе сторожем служила. Она ему одежку раздобыла, под Новый год прибежала на скотный двор и говорит:
— Давай собирайся — елку скоро зажгут, угощение готово! Услыхал Хрюк про угощение и кинулся одеваться. -Постой, — говорит Кошка. — Уж больно ты замурзанный!
Умойся, а то ребята тебя узнают и скажут: «Что за свинья такая?»
Неохота было Хрюку умываться, но делать нечего, с горем пополам рыльце ополоснул. Стал он одеваться — штаны на голову натягивает, рукавички на задние ноги напяливает… И смех и грех!
Спасибо и тут Кошка помогла. Глянул Хрюк в корытце с водой — и сам удивился: настоящий мальчик, только нос пятачком!
Идут они с Кошкой, а у Хрюка сердчишко все-таки екает: что, как узнают, да в кашу… Страшно!
А тут по дороге Козел попался, чью-то рубашку жует. Увидел Козел Хрюка и сразу в сторонку.
— Не бей меня, мальчик! Не буду больше белье жевать! «Ага, — думает Хрюк, — не узнал меня Козел, за человека принял!»
Веселей ему стало. Идут они дальше — глядь, лежит под крыльцом Хрюкова мамаша, рылом столбы подрывает. Увидела Хрюка — поднялась и прочь.
— Видишь, — говорит Кошка, — как я все хорошо устроила! Уж если тебя родная мать не узнала, значит, никто не узнает!
А Хрюк вместо «спасибо» как на нее цыкнет:
— Брысь, такая-сякая!
Кошка с перепугу на дерево залезла.
Тут Хрюк совсем развеселился. «Так-то оно лучше, — думает, — а то эта чистюля еще проболтаться могла!»
Вот и школа. Двери распахнуты, дежурные всех встречают, «добро пожаловать» говорят.
И Хрюку сказали:
— Добро пожаловать!
Только он ничего на это не ответил, а как был, в шубе и галошах, прямо в зал полез.
— Погоди, мальчик, — кричит дежурный, — ты разденься сперва! Хоть галоши сними!
Нечего делать, снял Хрюк галоши и в зал вошел.
Там как раз концерт начинался. Кто поет, кто пляшет, кто стихи читает. Все слушают, сидят тихо-тихо, а потом громко- громко хлопают. А у Хрюка одно угощение на уме — знай вертится на стуле да похрюкивает:
— Скоро ли за стол?
— Тише, мальчик, — шепчут соседи, — ты слушать мешаешь!
А он все свое.
«Какой невоспитанный мальчик», — удивляются соседи. Но долго удивляться было некогда — пошли все вокруг елки танцевать.
И Хрюк туда же. Одному на ногу наступит, другого толкнет, а сам и ухом не ведет, словно так и надо… Извиниться — это не его поросячье дело!
— Медведь какой! — говорит девочка. — Что ты толкаешься?
А Хрюк только фыркнул. «Не узнала, — думает, — ура!»
Но вот наконец и к столу позвали.
Первым Хрюк летит, всех расталкивает. Плюхнулся на стул и давай со всех тарелок к себе угощение сгребать.
Шум, хохот кругом, ребята и есть не могут — все над Хрюком смеются. А ему и горя мало — пятачком в тарелку залез и уписывает все подряд.
Наконец отвалился да и… ноги на стол!
Тут уж кто-то не стерпел и сказал:
— Разве это мальчик? Это ж просто-напросто поросенок!
Хрюк вскочил да как завизжит:
— Ой, узнали!
И кинулся со всех ног бежать. Зацепился за ручку двери, штаны с него слетели. Без штанов, чуть живой добрался Хрюк до родного хлева, зарылся в солому — один пятачок наружу торчит.
Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:
— Да почему же они меня узнали?
И верно — почему?