Рассказ про веру дзен продолжение

07:37 27 ноября 2021 г. рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в

07:37 27 ноября 2021 г.

Рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера.

Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъемках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…» Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он Зою. «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий черно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АиФ»), ну и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, все равно испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день, 29 ноября, в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково, была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюкова. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжелораненую комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, ее зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…» И запела «Интернационал»…

По легенде именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерова по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания?

Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашел на их сайт, увидел какую-то искаженную коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…» Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых ­достойных. 

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в Институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Еще в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя.

Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидове и делилась боевым опытом. Однако если гибель Зои благодаря журналистам получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие Битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России.

Истории об Александре МакКуине, Вивьен Вествуд, проблемах быстрой моды, влиянии хип-хопа на уличный стиль и еще 3 достойные документалки.

«Вествуд: Панк, икона, активист» (2018)

«Westwood: Punk, Icon, Activist»

Вивьен Вествуд по сей день остается одним из самых вдохновляющих примеров преданности своему делу. Главная бунтарка Великобритании, королева панка и экоактивистка охотно открыла для Лорны Такер двери своей мастерской и дома. Западные критики связывают подобное доверие с прошлым режиссера. Во времена бурной молодости Такер была бездомной, сидела на героине и работала моделью, а трамплином к режиссуре для нее стал продакшен музыкальных клипов.

Говорят, что Вествуд осталась не очень довольна результатом, так как в документалке уделено мало внимания ее экоинициативе Climate Revolution. Тем не менее мы настоятельно рекомендуем посмотреть фильм, который пришелся по душе и критикам, и поклонникам дизайнера.

«МакКуин» (2018)

«McQueen»

Тонкий трогательный фильм Яна Бонота и Питера Эттедги сосредоточен не столько на бренде Александра МакКуина, сколько на личности и психологии дизайнера. Это сложный портрет человека с мрачным романтическим взглядом и история про веру в себя и свое дело. «МакКуин» не оставит равнодушным даже тех, кто далек от моды или ничего не знает о британском дизайнере.

«Записки об одежде и городах» (1989)

«Aufzeichnungen zu Kleidern und Städten»

Что общего у восьмикратного обладателя каннской «Золотой пальмовой ветви» Вима Вендерса и мира моды? Кто‑то знает, что немецкий режиссер снимал рекламные кампании для Jil Sander. А кто‑то видел совместный мерч Вендерса и издательского дома IDEA. А вот про то, что немец снял одну из самых красивых и необычных документалок, знают совсем немногие.

Согласно легенде, когда с Вендерсом связались из Центра Помпиду по поводу фильма о Йодзи Ямамото, режиссер был в недоумении, он не планировал снимать о моде. Тем не менее стороны все же пришли к соглашению, благодаря чему мир увидел необычный монумент японскому дизайнеру. Своим фильмом Вендерс приоткрыл для зрителя шторку в мастерскую Ямамото и пригласил его к рассуждению о творчестве и вдохновении.

«Маноло: Мальчик, который делал обувь для ящериц» (2017)

«Manolo: The Boy Who Made Shoes for Lizards»

Наверняка вы уже начали смотреть продолжение «Секса в большом городе». Поклонники сериала точно помнят любимого дизайнера Кэрри Брэдшоу, на туфли которого героиня популярного шоу запросто могла потратить последние деньги. Речь о Маноло Бланике. Документалка об испанском маэстро ломится от мини-интервью с глыбами из мира моды: в кадре появляются Анна Винтур, Андре Леон Телли, Джон Гальяно, Рианна, Наоми Кэмпбелл, Карли Клосс, а также автор вышеупомянутого «Секса в большом городе» Кэндес Бушнелл.

«Хельмут Ньютон: Высокая фотография» (1989)

«Helmut Newton: Frames from the Edge»

Впечатляющая лента о фотографе, уже давно вписавшем свое имя в модную историю. В «Высокой фотографии» основной акцент сделан на 1980-х — периоде расцвета Ньютона. Именно в это время были сделаны культовые и крайне провокативные для тех лет снимки немца. Тогда Ньютон был везде, перед его объективом позировали Клаудия Шиффер и Грейс Джонс, с ним хотели работать все глянцевые издания, а работам мастера подражали многие фотографы. Пока прогрессивные современники называли немца новатором и художником, Ньютон продолжал ценить красоту человеческого тела и стремиться к совершенству линий.

«На стиле» (2015)

«Fresh Dressed»

Если вы до сих пор не понимаете, почему союз моды и рэп-музыки нерушим, то настоятельно рекомендуем посмотреть фильм Саши Дженкинса. «На стиле» — это обстоятельный и увлекательный рассказ об эволюции хип-хопа, уличного стиля и их взаимосвязи. Еще вы узнаете, как на подиумах появились оверсайз-джинсы и откуда пошла бутлег-культура. Разумеется, список приглашенных в фильм спикеров пестрит именами причастных к этой истории. В кадре появляются Канье Уэст, Фаррелл Уилльямс, A$AP Rocky, Nas, Карл Кани, Dapper Dan и Деймон Дэш.

«Реальная цена моды» (2015)

«The True Cost»

Одни из главных трендов последнего десятилетия — экологичность и этичность. Всевозможные бренды — от массмаркета до люксовых гигантов — озадачены тем, как сделать свое производство максимально прозрачным и «зеленым». Кто‑то отказывается от меха, кто‑то увеличивает долю органического хлопка, а кто‑то переходит на использование исключительно переработанных материалов.

Но даже при неизбежной смене парадигм у мира моды по-прежнему есть отталкивающая изнанка. В первую очередь в голову приходит безответственное массовое производство, потакающее быстрой моде, и низкая заработная плата людей, отшивающих вещи в Бангладеш, Китае и других государствах Азии. Документалка увидела свет в 2015 году, но большая часть поднятых в ней проблем по-прежнему актуальна.

Подробности по теме

Посмотрите, как Маржела придумал таби. AnOther показало отрывок документалки о дизайнере

Посмотрите, как Маржела придумал таби. AnOther показало отрывок документалки о дизайнере

  • Рассказ про бегемота который боялся прививок читать
  • Рассказ про арктику для дошкольников
  • Рассказ про балтийское море
  • Рассказ про агния львовна барто
  • Рассказ про английскую школу итон