Рассказ про устное народное творчество 2 класс

Устное народное творчество это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого из уст в уста из

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Устное народное творчество

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Устное народное творчество

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Устное народное творчество

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Устное народное творчество

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Устное народное творчество

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

Описание слайда:

Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

2 слайд

Народное творчество Народные танцы Резьба по дереву Народные песни Вышивание

Описание слайда:

Народное творчество Народные танцы Резьба по дереву Народные песни Вышивание Плетение кружев

3 слайд

Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») 1.

Описание слайда:

Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») 1. Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

4 слайд

Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь на

Описание слайда:

Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

5 слайд

Исполнители фольклорных произведений гусляры скоморохи кобзарь акын скоморохи

Описание слайда:

Исполнители фольклорных произведений гусляры скоморохи кобзарь акын скоморохи трубодуры

6 слайд

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина сч

Описание слайда:

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина считалка потешка

7 слайд

Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни. Дверь уж давно не скрипит, Мышка

Описание слайда:

Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни. Дверь уж давно не скрипит, Мышка за печкою спит, Птичек не слышно в саду, Рыбки уснули в пруду. Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни….

8 слайд

Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь») –

Описание слайда:

Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь») – стишки, сопровождающие действия родителей: Топ-топ, наши ножки Топ-топ по дорожке. Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком: Поехали, поехали В лес за орехами. По кочкам, по кочкам В ямку бууух.

9 слайд

Рассказ про устное народное творчество 2 класс

10 слайд

Детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам Солнышко, солнышко

Описание слайда:

Детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко – Дам тебе веретешечко! Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще! Радуга – дуга, принеси нам дождя! Матушка – репка, уродись крепка, капуста виласта, будь пудаста! Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. Гром гремучий Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. Добро пожаловать!

11 слайд

Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнило

Описание слайда:

Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнилой зуб, А дай мне хороший.

12 слайд

Добро пожаловать! Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфет

Описание слайда:

Добро пожаловать! Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Дождик, дождик, побыстрей Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. Заклички

13 слайд

Считалки Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо

Описание слайда:

Считалки Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит, это он Выходи из круга вон! Камень, ножницы, бумага, Карандаш, огонь, вода И бутылка лимонада- Цу-е-фа! С чего начинается игра? содержание

14 слайд

Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети? Какие скороговорки с

Описание слайда:

Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети? Какие скороговорки с такими звуками вы знаете? Скороговорка — народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.

15 слайд

Поля шла полоть петрушку. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Не хочет

Описание слайда:

Поля шла полоть петрушку. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса».

16 слайд

Загадки

17 слайд

О природе Красивое коромысло Над лесом повисло. Белая звездочка С неба упала

Описание слайда:

О природе Красивое коромысло Над лесом повисло. Белая звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала. Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой.

18 слайд

Бытовые Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны. Зеленен

Описание слайда:

Бытовые Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны. Зелененький, Маленький, По полу елозит, Себя не занозит. Обежал весь теремок И опять встал в уголок .

19 слайд

О животных Сколько важности в походке! По пустыне- сковородке, По колючкам

Описание слайда:

О животных Сколько важности в походке! По пустыне- сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом- мешком? Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга.

20 слайд

Шуточные Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Разгадка -

Описание слайда:

Шуточные Загадка — Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Разгадка — муха в ночной рубашке. * * * Загадка — Чем лошадь отличается от иголки? Разгадка — На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь. * * * Загадка — Как убить синего слона? Разгадка — ружьём для синего слона.

21 слайд

Дразнилки Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жен

Описание слайда:

Дразнилки Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жених ее искать! Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. К тебе девочки придут. Поцелуют и уйдут. Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк: Руки-ноги — на пороге, Голова – на дороге! содержание

22 слайд

Кричалки Давайте вместе с нами Пойдем за чудесами Туда , где есть узоры За ре

Описание слайда:

Кричалки Давайте вместе с нами Пойдем за чудесами Туда , где есть узоры За реки и за горы Где буе — буе — раки И где зимуют раки Где дружно вау — вау Живет семейка Бау

23 слайд

Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку и

Описание слайда:

Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ножищами топ-топ! Это маленькие рассказы- былички, которые дети рассказывают обычно поздно вечером. Её сущность в совместном переживании страшного, в постижении вечных тем жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх

24 слайд

- Смотри не упади в реку!- крикнул ему вслед Илюша. - Отчего ему упасть?- ска

Описание слайда:

— Смотри не упади в реку!- крикнул ему вслед Илюша. — Отчего ему упасть?- сказал Федя,- он остережётся. Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду…А какое упал?.. Во- вон, в камыши полез,- прибавил он, прислушиваясь Пример таких страшилок мы можем встретить в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

25 слайд

Страшилки - наоборот Один раз мальчик остался дома. Он смотрел “ужасы” и ему

Описание слайда:

Страшилки — наоборот Один раз мальчик остался дома. Он смотрел “ужасы” и ему показалось, что у него в доме мертвый. Он испугался, убегал, бросал в него всякие предметы. А это оказался его отец. На черном- черном острове, на черной-черной траве стояла черная-черная пальма. У этой черной-черной пальмы сидели два черных-черных человека. А один черный-черный человек говорит другому: “Да, Петька, не надо было нам резину жечь”.

26 слайд

Небылицы В понедельник я влюбилась, А во вторник я страдала. В среду я в люб

Описание слайда:

Небылицы В понедельник я влюбилась, А во вторник я страдала. В среду я в любви призналась, А в четверг ответа ждала. В пятницу я поженилась, А в субботу подрались. В воскресенье в суд подали, В понедельник развелись.

27 слайд

Частушки Две старушки без зубов Толковали про любовь: “Мы с тобою влюблены,

Описание слайда:

Частушки Две старушки без зубов Толковали про любовь: “Мы с тобою влюблены, Ты в кисель, а я в блины”. * * * Сказала я мальчишке Показать мне грузовик. А мальчишка, как мартышка, Показал в ответ язык.

28 слайд

Частушки Таня мучила расческу, Мучила да мучила, В школе делала прическу, Да

Описание слайда:

Частушки Таня мучила расческу, Мучила да мучила, В школе делала прическу, Да получилось чучело. На столе стоит арбуз, На арбузе муха. Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо.

29 слайд

Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского народного

Описание слайда:

Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского народного творчества?

30 слайд

… и русские праздники не мыслимы без народных песен?

Описание слайда:

… и русские праздники не мыслимы без народных песен?

31 слайд

… возможно ли счастливое детство без народных сказок?

Описание слайда:

… возможно ли счастливое детство без народных сказок?

32 слайд

Восстановите верные сочетания частей пословиц Без труда – Старый друг – Не ро

Описание слайда:

Восстановите верные сочетания частей пословиц Без труда – Старый друг – Не рой яму другому – Не плюй в колодец – Хочешь много знать – По одежке встречают, Птица красна перьем, -не вытащишь и рыбку из пруда. надо мало спать. сам туда попадешь. а человек ученьем. лучше новых двух. пригодиться воды напиться. а по уму провожают. Что за золото пословицы русские!.. А.С.Пушкин

33 слайд

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.. А.С.Пушк

Описание слайда:

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.. А.С.Пушкин Чужими руками жар загребать Легко чужими руками жар загребать Бить баклуши Любит бить баклуши Как снег на голову Ты явился как снег на голову Легок на помине Он легок на помине Поговорки Пословицы Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Пословица – законченное суждение, а поговорка — только часть суждения.

34 слайд

Итоги урока Фольклор – энциклопедия народной жизни В произведения устного нар

Описание слайда:

Итоги урока Фольклор – энциклопедия народной жизни В произведения устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости. Единственным автором произведений фольклора является народ. В устном народном творчестве – мудрость народная. Очень многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных русских писателей и поэтов.

35 слайд

1.Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по

Описание слайда:

1.Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать. 2. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! 3. Ленка- пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик.

36 слайд

4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли- люли, стояла, Люли-

Описание слайда:

4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли- люли, стояла, Люли- люли, стояла, и т. д. 5. Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки, А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.

37 слайд

Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фол

Описание слайда:

Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора? Четкий ритм. Небольшой объем. Смысл песенки- не главное, главное – звучание. Воспитательный, поучительный смысл обязателен. Песенки смешные, комичные. В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод. Каждый жанр имеет свои отличия.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ про устное народное творчество 2 класс

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ про устное народное творчество 2 класс

  • Сейчас обучается 893 человека из 81 региона

Рассказ про устное народное творчество 2 класс

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДВ-213844

Вам будут интересны эти курсы:

Проект «Устное народное творчество»

Пояснительная записка

«…В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия…»

Г. Н.Волков.

Народная педагогика – мудрая и добрая помощница в воспитании детей. Большое значение в народном воспитании имеет преемственность поколений. Смысл воспитания в конечном счёте – это укрепление преемственности поколений, основанное на гуманистических традициях народа. Традиции являются корнями дерева культуры, связывающими его с почвой, питающими его соками. И как дереву, чтобы оно росло, нужны корни живые, растущие, так и культурные традиции требуются развивающие.

Каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору. «Фольклор» в переводе на нашу речь имеет несколько значений. Его начало «Фольк» — народ, а конец «лор» — знание. И так, слово принято переводить как « народная мудрость», а употребляется оно обычно, как « народное творчество».

Благодаря фольклору, в частности, чувашским и русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Цель проекта – сотрудничество классного коллектива с родителями для развития интереса к традициям, обычаям и особенностям семейного воспитания.

Задачи: — формировать духовно – нравственные основы личности;

— развивать художественно – эстетический вкус младших школьников;

— воспитывать уважительное и бережное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Сроки реализации проекта: март 2012 года

Разработчик проекта: Долганова О. А., классный руководитель 2 класса МБОУ «Вурман – Сюктерская средняя общеобразовательная школа»

Участники проекта: учащиеся 3 класса, их родители.

Ресурсы:

1.Методические:

1) Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики

2)Волков Г. Н. Этнопедагогика

3) Журналы « Начальная школа»

2.Материальные: народные костюмы, самовар.

Средства реализации проекта:

Пословицы.

Небылицы.

Сказки.

Частушки.

Игры.

Этапы реализации проекта:

I этап –Подготовительный -3- 13 марта 2012 года

Заучивание детьми своих ролей.

Разучивание русских народных песен, танцев, частушек.

Шитьё костюмов.

Чтение сказок.

Знакомство с пословицами о труде.

II этап – Основной -13 марта 2012 года

Реализация проекта – проведение фольклорного праздника « Деревенские посиделки».

III этап –Заключительный -13 марта 2012 года

Анализ внеклассного мероприятия. Рефлексия.

Механизмы реализации проекта:

1. Вступительное слово учителя.

2.Выступления учащихся.

Планируемые результаты проекта:

1. Установление доброжелательных отношений между членами семьи.

2. Повышение уровня культуры учащихся и родителей.

Риски:

Отсутствие некоторых учащихся на празднике и их родителей.

Приложение

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Класс, где проходят посиделки, украшен. Посреди класса стоит стол, покрытый белой скатертью. На столе самовар, расписная посуда, угощение. На скамейке сидят «девицы – рукодельницы» и «молодцы – мастера».

Ведущий: Уважаемые гости, дорогие ребята! Мы продолжим разговор о традициях и обычаях русского народа. Сегодня у нас праздник « Деревенские посиделки».

Посиделки – одна из форм активного отдыха, в основе которого лежат трудовые, нравственно – бытовые и фольклорные традиции.

Посиделки – не просто времяпровождение. Они имели в себе ростки культуры, являясь хранителями лучших традиций народного творчества. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать своё искусство в рукоделии, пляске, пении – показать себя.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждём- поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Гость: В избу вашу жаркую

Мы пришли с подарками.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте- да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

(Гости исполняют шутливые диалоги.)

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал.

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит. Надо идти!

( Гости поют русскую народную песню «Где был, Иванушка?»)

1.Где был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Курочку.

Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт,

Иванушка в горенке песенки поёт.

2. Где был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Уточку.

Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт,

Уточка по лужице взад – вперёд плывёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

3. Где был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Барашка.

Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт,

Уточка по лужице взад – вперёд плывёт.

Барашек в садике травушку жуёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

4. Где был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Коровушку.

Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт,

Уточка по лужице взад – вперёд плывёт.

Барашек в садике травушку жуёт.

Коровушка деткам молочко даёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

-Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют.

-А матушки?

-Порют да плачут.

-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи в шубе согреться можно.

( Девочки выходят плясать, исполняют частушки.)

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

По деревне я шла

И Никиту видела_

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Сидит ёжик на берёзе —

Белая рубашка,

На головке — сапожок,

На ноге фуражка.

Я частушек много знаю,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Здорово, здорово

У ворот Егорова.

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живём,

Зато пляшем и поём.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Балалаечка гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

( На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку, один поёт.)

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

( Гости заняты делом. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.)

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки.

-Акуля, что шьёшь не оттуля?

-А я батюшка, ещё пороть буду.

(Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Ой, вставала я ранешенько,

Умывалася белешенько.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

2. Надевала черевички на босу.

Я гнала свою корову на росу.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

3.Я гнала свою корову на росу.

Повстречался мне медведь во лесу.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

4.Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

5. Ты, медведюшка – батюшка,

Ты, не тронь мою коровушку.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

6.Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

7.Ой, вставала я ранешенько,

Умывалася белешенько.

Ой — ли, да — ли, калинка моя,

В саду ягода – малинка моя.

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

( Она угощает гостей конфетами.)

Гость: Жили-были дед да баба,

Была у них курочка — ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь)

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Основная
общеобразовательная школа д.Енахметово – филиал  муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «С
редняя
общеобразовательная школа №1 с.Шаран» муниципального района Шаранский район
Республики Башкортостан

Проектная
работа на тему:

Устное народное творчество русского
народа. Создание  папки  раскладушки.

номинация «Литература»

                                                                             
Выполнила Хайдарова Луиза,

                                                        ученица
2 класса

Руководитель Минликаева В.Г,                                           

                                                                              
  
учитель
начальных классов

Енахметово
2019
                   

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

3

2

Основная
часть

7

3

Заключение

15

4

Список
литературы

16

5

Приложения

17

ВВЕДЕНИЕ

Русский народ создал
огромную изустную литературу: 

мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные 
обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, 
под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли 
народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. 
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. 
Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его 
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными 
одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его
размеренную 

жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, 
природой и почитанием отцов и дедов. 
(А.Н. Толстой)

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не
путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и
требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и
культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое
значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной
национальной культуры.

История Руси полна
драматизма. Частые набеги кочевников, монголо — татарское нашествие, войны
пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной
культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в
наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого
имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в
землю корни.

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше
хочется знать о русской культуре, о том, как
жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали
обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для
себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению,
очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как
жили русские люди’? Как работали? Как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем
украшали свой быт? Ответить на эти вопросы — значит восстановить связь времен,
вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, посчитали необходимым донести до сознания
окружающих, что они являются носителями русской народной культуры,
воспитывать в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской
народной
 культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь
содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный
через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив
задачу познакомиться с устным народным творчеством и некоторым видами
народного искусства
. На самом деле с устным народным
творчеством
 ребенок знакомится еще в младенчестве, когда
мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки
различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы
глубоко изучить русское народное творчество.

Актуальность
данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному
творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает
быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество
являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания
о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых
информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и
утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в
связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость
возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному
развитию личности. В программе            «Литературное чтение» на
изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и
воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость
более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают,
заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить
недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

   
      Аннотация проекта: Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго
класса предлагается создать папку- раскладушку по устному народному творчеству.

В
целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить папку —
раскладушку.

Описание
проекта: Подготовительный этап. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы
проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем
обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают
план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения
работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель
рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос
старшего поколения и другие).

 Основной
этап. Выполнение работы.  Этот этап характеризуется реализацией проекта,
самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и
оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует
деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и
инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.  На
этом этапе проходит представление полученных результатов.

Тема
исследования
: Устное народное творчество русского
народа. Создание папки раскладушки.

 Цель
исследования:
изучить фольклор русского народа, выполнить папку –
раскладушку  «Устное народное творчество русского народа».

Задачи
исследования:

·       
расширять
кругозор учащихся по народному творчеству;

·       
прививать
любовь к народной
культуре;

·       
пополнять
словарный запас;

·       
учиться
правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и
опросом;

·       
развивать
творческие способности, логическое мышление;

·       
учить
детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;

Предполагаемый
продукт проекта:
Папка – раскладушка по устному народному
творчеству.

База исследования: Основная
общеобразовательная школа д.Енахметово  — филиал муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «СОШ №1 с.Шаран» муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Устное народное
творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения,
а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное
народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore
— «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и
музыкальное.

Особенности
русского фольклора

На протяжении
долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом
во время размышлений над теми или иными проблемами. Испокон веков люди думали о
том, что такое хорошо, и что такое плохо; как 
достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей. Также устное народное творчество постигало проблему
всестороннего 
развития личности, пытаясь
дать важные советы на счет того, как стать мудрым. В результате этого появилась
масса поучительных сказок, поговорок и 
притч, помогающих человеку получить
ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора
являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы
узнали от наших предков. С течением времени многие выражения и 
мудрые высказывания видоизменялись,
благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и
поучительным. Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и
складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому
способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в
уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения
устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов
фольклора.

  • Былины;
  • Сказки;
  • Песни;
  • Пословицы и
    поговорки;
  • Загадки;
  • Заклички;
  • Небылицы;
  • Скороговорки;
  • Колыбельные песни;
  • Пестушки и потешки.

Это основные
виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем
народом.

Песни

В народе
песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения 
чувств. Несмотря на
то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались
закладывать в них глубокий и содержательный смысл. Таким образом, в песнях
отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем,
общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи. Стоит заметить, что
песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере
исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и
т. д. (Приложение 1).

В устном
народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий
ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические
песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так,
например, 
русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а
также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт,
что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века.
Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен,
повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в 
истории народа. Стоит отметить
что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях,
обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми
известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша
Попович. (Приложение 2.)

Как правило,
исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и
даже фантастическом стиле. В них национальные герои могут в одиночку уничтожать
целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие
расстояния в кратчайшие сроки. Герои былин никогда не испытывают страха перед
врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины

Сказки

Сказки играют
важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы
волшебства и чудесного героизма. Нередко в сказках представлены совершенно
разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить
работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей. Однако
сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С
помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую
мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В
них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни
было. (Приложение 3)

1.     Лисичка-сестричка и волк

2.     Лиса, заяц и петух

3.     Снегурушка и лиса

4.     Мужик, медведь и лиса

5.     Овца, лиса и волк

6.     Кот, петух и лиса

7.     Лиса и тетерев

8.     Лиса и рак

9.     Колобок

10. Репка

11. Курочка
Ряба

12. Свинья
и волк

13. Волк и
коза

14. Сказка
о козе лупленой

15. Зимовье
зверей

16. Медведь
и петух

17. Собака
и дятел

18. Журавль
и цапля

19. Ворона
и рак

20. Золотая
рыбка

21. Жадная
старуха

22. Сказка
о Ерше Ершовиче

23. Пузырь,
соломинка и лапоть

24. Терем
мухи

25. Морозко

26. Старуха
— говоруха

27. Дочь и
падчерица

28. Крошечка
— Хаврошечка

29. Баба-Яга

30. Василиса
Прекрасная

31. Баба-Яга
и Заморышек

32. Ивашко
и ведьма

33. Терёшечка

34. Гуси-лебеди

35. Покатигорошек

36. У
страха глаза велики

37. Умный
работник

38. Три
калача и одна баранка

39. Теремок

40. Сивка-бурка

41. Сестрица
Аленушка и братец Иванушка

42. Про
одного солдата

43. Привычки

44. Правда
и Кривда

45. Поп и
батрак

46. По
щучьему веленью

47. Петушок
— золотой гребешок

48. Алеша
Попович

49. Летучий
корабль

50. Мальчик
с пальчик

51. Царевна
— Несмеяна

52. Царевна-лягушка

53. Белая
уточка

54. Кощей
Бессмертный

55. Два
Ивана солдатских сына

56. Каша
из топора

57. Как
лиса шила волку шубу

58. Как
лиса училась летать

59. Как
мужик гусей делил

Загадки

Загадки
представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет
изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство. На этом
основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или
иной предмет. На самом деле очень сложно представить устное народное творчество
без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное
всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
(Приложение 4)

Благодаря
сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и
сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются
загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и
поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица
– это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо
обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном. Поговорка
представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни.
При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут
носить юмористический характер. Пословицы и поговорки принято относить к малым
жанрам устного народного творчества. (Приложение 5).

Пестушки и потешки

Пестушки и
потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка.
Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать».
Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного. Постепенно
пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры
ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном
творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки». Интересно, что в них также
прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни
учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
(Приложение 6)

Скороговорки

Скороговорка – это и жанр
устного народного творчества, и всякая фраза-шутка с непринужденностью
проговаривания неудобопроизносимого звукового ряда, и просто любая быстрая
речь. Эта небольшая часть языковой стихии с её нарочитой «несерьёзностью»
бытового юмора изначально предстаёт в виде синкретизма забавной поговорки,
незамысловатой прибаутки, звуко-речевой игры. Но уже и в старину не могла не
замечаться практическая польза скороговорок в деле формирования фонетической
чистоты речи личности и, отсюда, её речевой полноценности – неспроста ведь
назывались они в просторечии «чистоговорками». (Приложение 7)

Заклички

И в наше время можно
видеть детей, самозабвенно выкрикивающих
обращение к дождю, чтобы он перестал лить
или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге.
Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде
знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в
цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички
и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным,
насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали
основные праздники земледельческого календаря, составляют
детский календарный
фольклор
.
Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились
с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных,
растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший
урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить
дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо. (Приложение 8)

Небылицы

Небылицы представляют собой небольшие
выдуманные юмористические истории и являются разновидностью сказочного жанра, в
которых действительность преподносится с совершенно неожиданной стороны и
события в ней описываемые никогда на самом деле произойти не могут. По
определению отечественных исследователей фольклора небылицы являются
словосочетанием и описанными ситуациями, не поддающиеся обычной логике и
призванные произвести комический эффект, т.е. рассмешить слушающую аудиторию,
«включить» процессы логики и мышления, немного пофантазировать и конечно,
неплохо повеселиться. (Приложение 9)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор является
бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа,
который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении
многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо
вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Фольклор с 
воспитывающим содержанием, бытовые  традиции,
праздники – это те понятия, которые оказывают огромное
влияние на формирование национального  характера. Он способствует
творческому  развитию детей и молодежи в мире былин, сказок,
преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных
заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре
народа.

Таким
образом, устное народное творчество – это главный источник знаний о принципах
воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно
– мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества,
его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее
адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного
воспитательного воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аникин
В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

2.     Потебня
А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.

3.     Александрова
О.В. Развитие речи для малышей / О. В. Александрова. — М.: Эксмо, 2010.

4.     Большая
книга русских народных сказок. — М.: Махаон, 2010.

5.     Даль
В.И.Пословицы русского народа. — М.: АСТ, 2008.

6.     Дмитриева
В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском
саду. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012.

7.     Федорова
Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для
детей дошк. возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Интернет ресурсы:

1.     http://interesnyefakty.org/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo/

2.     https://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi

3.     http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=f1m6&from=yandex.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Лирическая
песня.

Дорога
наша гостья масленица,

Авдотьюшка
Изотьевна,

Дуня
белая, Дуня румяная,

Коса
длинная, триаршинная,

Лента
алая, двуполтинная,

Платок
беленький, новомодненький,

Брови
черные, наведенные,

Шуба
синяя, ластки красные,

Лапти
частые, головастые,

Портянки
белые, набеленные!

Плясовая
песня

Как по горкам, по горам

 Белый лебедь летал

Белый лебедь летал

Лебедушку выкликал

Белый лебедь летал

Лебедушку выкликал

Лебедушка выходила

Со лебедем говорила

Лебедушка выходила

Со лебедем говорила

Невестушка услыхала

Отцу матери сказала

Как отец — то и мать

пошли лебедя гонять

Как наш лебедь собрался

Оперился, поднялся

Полетел наш лебедин

 Вдоль по улице один

Глянул, глянул молодец

на высок новый крылец

Народная
песня

Хороши цветы
весной, я люблю их день деньской

Я смотрю во все глаза, ах какая красота
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Выйду в поле вечером, там цветы цветут кругом
Среди синих васильков, там живёт моя любовь
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Я нарву цветов букет, среди них ромашки нет
Я сорву её одну и к груди своей прижму.
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Приложение 2

https://xn--80aabcddbpa3dcwee8c.xn--p1ai/wa-data/public/shop/products/57/11/1157/images/1279/1279.750x0.jpg

Приложение 3.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/1fdc8b82-dfce-4809-966b-1bfb22d28941/s1200?webp=falsehttp://wiki-sibiriada.ru/images/9/9c/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg 

                     
«Колобок»                                     «Лиса и журавль»

Приложение 4.

Загадки

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.

Тема «Устное народное творчество».

Цели: образовательные и развивающие.

1) Исследовать пройденный материал по теме «Устное народное творчество»: сказки, пословицы, поговорки.

2) Совершенствовать умение раскрывать их смысл, стремиться понять, в чём предназначение Устного народного творчества.

3) Формировать у детей умение рассуждать, чётко выражая свои мысли, учить анализировать, делать выводы и умозаключения.

4) Обогащать словарный запас, развивать речь и мышление.

Воспитательные.

1) Прививать любовь к своей исторической Родине, уважение к её предкам, культуре.

2) Воспитывать культуру ученика.

Тип урока: обобщение, закрепление пройденного материала

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, наглядный, практический, проблемное изложение материала.

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, совместная учебная деятельность.

Оборудование: учебники «Родная речь» авт. Климанова, учебники по курсу «Наш край» 2класс, «Русские народные сказки» художественная литература, сборник пословиц и поговорок «При солнышке тепло, при матери добро», детские рисунки «По дорогам сказок», магнитофонные записи «Сказки гуляют по свету», «Танец маленьких утят», картин«Избушка с Бабой Ягой», таблицы с пословицами, кроссвордами и загадками, таблички«Страна мудрецов», «Страна невыученных уроков», «Устное народное творчество – народная мудрость», «Волшебный клубок».

Оформление доски к уроку: характеристика героев сказок, устаревшие слова (лексика), лестница с волшебным клубочком.

Ход урока

1.Вводная часть урока. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Назовите (прочитайте) тему урока.

— Как понимаете эти слова? (дети объясняют смысл каждого слова)

— Сегодня последний урок по этой теме и мы с вами вместе ставим новые задачи к этому уроку (помогаю детям, обобщаем)

2. Основная часть урока. Совместное открытие знаний.

На этот урок к нам в гости спешит новый герой, очень вредный и строгий, который потребует от нас выполнить все его задания. Отгадайте, кто это? (разгадываем кроссворд)

Назовите жилище Бабы Яги.

Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди.

Как называется волшебная скатерть, которая сама готовит обед?

Как зовут дочь Кощея (Бессмертного)?

Какая царевна была заколдована и долго жила на болоте?

На каком инструменте играл кот, чтобы освободить Петушка?

На каком аппарате Баба Яга совершает полёты

и

з

Б

у

ш

к

а

И

в

А

н

у

ш

к

А

с

а

м

о

Б

р

а

н

к

а

К

А

щ

е

е

в

н

а

Читаем ключевое слово «Баба-Яга».

Давайте позовём её, скажем такие волшебные слова «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом» 2 раза (раскрываю картину «Избушка на курьих ножках). У Бабы Яги записочка.

«Мне каких-то 300 лет всего-то,

Мне пожить-повредничать охота.

По лесу дремучему хожу,

На себя красавицу гляжу.

Не люблю девчонок и мальчишек,

Не читаю никаких я книжек,

Вам свои задания я шлю,

Выполняйте их, я прослежу! Ух!

Что же ты хочешь, Баба Яга?

-Люблю слушать русские народные сказки. А разгадайте-ка смысл слов «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

(Дети читают статью из учебника о русских народных сказках, слушают песню «Сказки гуляют по лесу».

Чтение по ролям сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и тетерев».

Инсценирование сказки «Каша из топора».

Работа над раскрытием смысла сказок.- О чём первая сказка? (О дружбе, о помощи друга)

Какие пословицы к ней подберём?

(Из таблицы) «Нет друга — ищи, а нашёл — береги». «Новых друзей наживай, а старых не забывай»

Что вы скажете о курочке в сказке? (Находчивая, старательная, трудолюбивая, добрая).

Каков тетерев в сказке? Кто оказался мудрее? Подберите пословицу к этой сказке.

(Тетерев мудрый, рассудительный, находчивый, умный). Пословица «На языке медок, а на языке ледок».

Удивило ли вас название третьей сказки? Какой здесь герой? (Солдат находчивый, добрый, смелый, смекалистый).

Подбираем пословицу к сказке «Каша из топора» — «Смётка дороже богатства»

Чему же посмеивался солдат?

Назовите слова из этой сказки, которые не употребляются в наши дни. (Выписываем слова на доске: служивый, побывка, изба, вдоволь, варево, чулан, сдобрить, котёл, смётка) Объясните значение этих слов.

Читаем и обсуждаем статью в учебнике 2 класса «Русская изба», рассматриваем к ней рисунки. Первичное закрепление знаний.

4. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Чему учат нас русские народные сказки? ( добру, смелости, находчивости, взаимопомощи, смекалистости ) Сказки учат мудрости, а мудрость эта спрятана в коротких, метких изречениях – пословицах .

Сегодня мы с ними работаем. Но Баба Яга приготовила нам новое задание.

Задание. Соотнесите левую часть с правой, чтобы получился смысл пословицы. Здесь Баба Яга всё запутала. На плакате 8 пословиц. Дети устно выполняют задание. Читают пословицы и раскрывают их смысл.

Чего ты ещё хочешь, Баба Яга?

5.Задание. Исполнить русские народные песни, рассказать небылицы в лицах, потешки, скороговорки. Дети исполняют всё, что требует Баба Яга.

Заключительная часть. Давайте дадим оценку своей работе на уроке: справились мы с поставленной задачей? (Дети активно обсуждают свою работу и оценивают её).

Мы попали с вами в Страну Мудрецов, в которой жили наши предки. Раньше она называлась Русь-матушка. Как называется наша страна сегодня? (Россия)

— Какими вы представляете себе наших далёких предков? (Наши предки были мудрыми, талантливыми людьми. Они накопили много песен, сказок, пословиц и поговорок и из поколения в поколения передавали нам по наследству это богатство.)

Вывод. Раскрываем вторую часть плаката «Русское народное творчество – народная мудрость»

Подведение итогов. Чему учились на уроке? (Обсуждаем ответы детей)

  • Рассказ про трех богатырей
  • Рассказ про транспорт на английском языке с переводом
  • Рассказ про тюпу чарушин
  • Рассказ про толю клюквина
  • Рассказ про тетю нину