Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Новый подход современный учитель-словесник все больше обращает внимание на использование информационно-коммуникационных технологий, тем более что практически у каждого ученика компьютер

НОВЫЙ ПОДХОД

Современный учитель-словесник все больше
обращает внимание на использование
информационно-коммуникационных технологий, тем
более что практически у каждого ученика
компьютер имеется дома и использование подобной
техники на уроке воспринимается детьми как нечто
само собой разумеющееся, соответствующее
современным реалиям.

На сайте Министерства образования и науки
Российской Федерации ( www.scool.edu.ru и www.mon.gov.ru) можно найти
необходимые документы для осуществления
обучения: программы, инструктивные и
методические письма, образовательные стандарты,
что значительно облегчает планирование работы
на год. Кроме того, там же можно обнаружить
конспекты уроков, связанных с использованием
ИКТ, ссылки на другие сайты, предлагающие
цифровые образовательные ресурсы. Неоценимую
помощь при подготовке уроков оказывают статьи,
размещенные на сайтах Издательского дома
«Первое сентября» (www.1september.ru,
www.festival.1september.ru).

Интерактивная доска выполняет функции обычной
грифельной доски, позволяя вывести на экран
текст с пропущенными знаками препинания и
буквами, а затем вставить их при помощи
специального маркера. Есть возможность создания
таблиц и схем, демонстрации портретов писателей,
иллюстраций к произведениям. Каждый этап урока
можно отобразить на отдельной странице. Тестовые
задания, тексты для чтения, выведенные на экран,
освобождают учителя от необходимости
распечатывания учебного материала для каждого
учащегося. Если конспекты составляются учителем
в электронном виде, то время на подготовку к
такому уроку значительно сокращается, так как
достаточно скопировать нужный фрагмент. Нет
необходимости готовить доску к уроку на перемене
с помощью мела и тряпки, а потом стирать
написанное несколько раз в течение урока. Кроме
того, всегда можно удалить написанное маркером и
повторить урок в другом классе, а также
поделиться материалом с коллегами.

Однако этим функции интерактивной доски не
ограничиваются. Хорошо известно, что наилучшее
запоминание и понимание учебного материала
осуществляется при использовании разных каналов
восприятия. Этот психологический принцип лежит в
основе использования межпредметных связей на
уроках русского языка и литературы, что является
одним из основных и давно знакомых учителям
требований к проведению урока. Компьютерная
техника, а в особенности интерактивная доска,
дает для этого массу возможностей, позволяя
демонстрировать видео-, аудиофайлы без
применения каких-то дополнительных устройств.
Для этого приходится оцифровывать видео- и
аудиозаписи, имеющиеся в коллекции методических
объединений, но подобные материалы можно
обнаружить на CD и DVD и в Интернете. Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
расположена по адресу: www.scool-collection.edu.ru. Здесь есть
записи авторского и актерского чтения
произведений литературы, музыкальные фрагменты.

В Интернете существует множество библиотек,
где в свободном доступе находятся тексты
произведений художественной литературы,
исследований по лингвистике и
литературоведению. В качестве примера можно
привести следующие сайты: www.lib.ru,
www.linguists.narod.ru, www.philology.ru, www.ruthenia.ru, www.library.ru,
www.uisrussia.msu.ru и другие.

Неоспорима необходимость использования на
уроках гуманитарного цикла разнообразных
словарей и справочников. Компьютер и
интерактивная доска позволяют работать с
электронными словарями и энциклопедиями как на CD
и DVD, так и на страницах Интернета. Сайты www.gramota.ru, www.bibliotekar.ru,
www.speakrus.ru, www.gramma.ru
содержат ссылки на самые разные словари.

Современный урок литературы, многие уроки
развития речи немыслимы без презентаций,
выполненных в программе Microsoft Office PowerPoint. Такие
презентации вызывают интерес у учащихся, так как
позволяют не только услышать рассказ учителя или
одноклассника о писателе, но и увидеть его
портрет и изображения близких ему людей, обложки
книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов,
снятых об авторе или по мотивам его произведений,
услышать авторское и актерское чтение текстов.
Конечно, подготовка к такому уроку занимает
несоизмеримо большее время, чем к обычному, так
как поиск необходимых материалов, их оформление
– процесс долгий и трудоемкий. Однако и эффект от
урока гораздо больший. Кроме того, сейчас есть
возможность найти в Интернете готовые
презентации и разместить там свои, таким образом
распространяя свой опыт. Очень полезными для
достижения названной цели окажутся следующие
сайты: www.it-n.ru, www.intergu.ru,
школьные порталы www.scools.perm.ru,
www.cit-vbg.ru и другие. Существуют
и сайты, посвященные жизни и творчеству
писателей, где также можно найти необходимый
материал. Для этого достаточно набрать в
соответствующей строке поисковой системы имя
автора и следовать по ссылкам.

Обучающие программы по русскому языку и
литературе и модули уроков также можно найти на CD
и DVD, а также на сайтах www.internet-school.ru,
www.vschool.km.ru . Использование их
требует очень небольшой предварительной
подготовки, так как фактически мы получаем
готовый урок или его фрагмент.

Информационные технологии позволяют учителю
решать еще одну задачу – подготовку учащихся к
экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно
использовать отсканированные готовые тесты,
напечатанные в соответствующих изданиях,
задания из демонстрационных версий и банка на
сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru),
а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может
быть коллективная, индивидуальная, контрольная
работа с комментариями учителя или без них как
непосредственно на уроках, так и на элективных
курсах. Каждый учащийся может установить такую
программу дома, чтобы тренироваться в выполнении
заданий ЕГЭ в свободное время. На сайте поддержки
ЕГЭ есть возможность интерактивного решения
теста с выставлением оценки по стобалльной и
пятибалльной системе, что избавляет учителя от
необходимости проверки теста самому.

На мой взгляд, очень удобно пользоваться
ресурсами Интернета и для подготовки детей к
участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах.
Не секрет, что составление и решение подобных
заданий не всегда под силу учителю. Найти их в
соответствующей литературе также не всегда
удается. На сайтах www.it.rusolymp.ru,
www.rus.rusolymp.ru, www.rm.kirov.ru, www.future4you.ru,
www.researcher.ru доступны как
задания различных олимпиад, так и их решения,
образцы творческих работ участников.

В завершение хотелось бы сказать о таком
обязательном аспекте применения различных
цифровых ресурсов, как соблюдение авторских
прав. Е.Шестаков пишет, что согласно
законодательству РФ это возможно «с
обязательным указанием имени автора и источника
заимствования, когда использование
осуществляется в форме цитирования в учебных,
культурных, информационных и научных целях с
ограничением в объеме (ст. 1274 ГК РФ)», а также «при
переходе произведения в общественное достояние
по истечении срока охраны авторских прав (ст. 1282
ГК РФ). Во всех остальных случаях использование
признается незаконным»1.

Итак, применение
информационно-коммуникационных технологий в
работе словесника необходимо и отвечает
современным требованиям к уроку. Они позволяют
разнообразить материал, развивать интерес
учащихся к гуманитарным дисциплинам, повышать
компьютерную грамотность и школьников, и
учителей.


1 www.intellectpro.ru

О.ЧЕРЕДНИКОВА,
г. Заречный,
Пензенская обл.

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.

1. Настройки доступа (правый верхний угол)

2.  Расширенные. Изменить.

3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».

4. Сохранить.

5. Готово.

28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
 

 
       По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).

 
            В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).

 
          В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.  В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

           В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением  изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

          1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

 
          Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).

 
           В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

 
         До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.

 
         «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

 
         Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы  он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии. 

 
         После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .

           В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем  в Париже. 

 
          Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга). 

МАХАЧКАЛА, 13 ноября – РИА «Дагестан». Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, проректор по учебной части Магомед Гасанов и декан филологического факультета Шабан Мазанаев приняли участие по видеосвязи в торжественном открытии III съезда Общества русской словесности на базе Московского государственного университета имени Ломоносова, сообщили информагентству в пресс-службе вуза.

Началось мероприятие с демонстрации видеороликов, посвященных юбилеям Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова.

Затем к съезду подключился епископ Русской православной церкви Патриарх Кирилл, который затронул тему современного состояния русского языка.

Также с приветственными словами выступили заместитель председателя Общества русской словесности, ректор МГУ Виктор Садовничий, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой и другие.

12 ноября Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности состоялся в стенах Даггосуниверситета.

Педагогов со всего Северо-Кавказского федерального округа собрала вместе секция «Преподавание русского языка и литературы в поликультурной среде» Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности. Мероприятие прошло в рамках III съезда Общества русской словесности (г. Москва).

Открыл заседание секции ректор ДГУ Муртазали Рабаданов. Он поприветствовал участников съезда и отметил, что в языковой ситуации Республики Дагестан особое место занимает язык межнационального общения – русский язык.

«Изучению русского языка и литературы, дагестанских языков и литератур в геополитически важном регионе страны, сложном этнокультурном и этноязыковом плане регионе мы придаем особое значение. Нами накоплен определенный положительный опыт преподавания русского языка и литературы не только на филологических специальностях университета, но и в целом в вузе по всем направлениям подготовки специалистов. Русский язык изучается на всех факультетах и специальностях университета, начиная с 70-х годов ХХ века. А решением Ученого совета ДГУ с 2013-2014 учебного года в целях повышения общекультурных компетенций студентов на всех направлениях бакалавриата были включены в учебные планы факультативы по русской и дагестанской литературам», – подчеркнул Муртазали Рабаданов.

На пленарном заседании секции с докладами выступили преподаватели и учителя Дагестана, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Ставрополя.

О состоянии современных школьных учебников по русскому языку, о возникающих с ними проблемах и решениях в условиях полилингвального обучения рассказал профессор, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ДГУ Джалил Самедов.

Он отметил недочеты и нарушения. Так, например, в некоторых изданиях отмечается, что окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова (при этом не отмечено, что окончание – это изменяемая часть слова). В другом случае авторы учебника по русскому языку выделяют у глаголов условное наклонение, что недопустимо, так как такого наклонения в языке попросту нет.

Роль предмета «родной язык» в формировании языковой личности выпускника школы полилингвального региона раскрыла учитель русского языка и литературы гимназии №25 г. Ставрополь Ольга Кириченко.

То, как формируется положительное отношения к чтению через историю русско-ингушских взаимоотношений показала на примере произведения «Слово о полку Игореве» профессор Ингушского государственного университета Мадина Мальсагова.

Учитель высшей категории лицея №14 г. Каспийск  Наида Шихкебирова представила доклад «Языковая игра как средство повышения познавательного интереса к русскому языку в поликультурной среде обучения».

«Языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка. Введение языковых игр в практику обучения языку исключит принцип декларированного готового знания, будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, на искусство владения речью. Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к. самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. Развивая воображение, она влияет на формирование представлений (зрительных, слуховых, языковых), играет важную роль в развитии памяти и внимания», – считает педагог.

Проблему взаимосвязанного развития русской и чеченской речи учащихся в условиях билингвизма рассмотрела профессор Чеченского государственного педагогического университета Хава Навразова.

Директор гимназии №5 г.Грозный Радима Салтукиева посвятила свое выступление такой теме, как «Трудности перевода» или образное мышление на уроках русской литературы в билингвальной школе». Исследователь считает, что для лучшего понимая любого предмета можно использовать образное восприятие.

Продолжилась работа секции выступлениями дагестанских педагогов.

На следующий день в рамках работы съезда состоялся показ мастер-классов. Заслуженный учитель РД, педагог республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Ирина Билалова представила урок «Вертикальный контекст в поэме Расула Гамзатова «Суд идет». Доцента кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета ДГУ Саидат Яхияева раскрыла на занятии «Лингвостилистический анализ рассказа М. Зощенко «Монтер» как прием познания механизма комического в дагестанской школьной аудитории».

Работа съезда проходила в смешанном формате на площадках российских и зарубежных вузов и объединит специалистов со всего мира. В рамках съезда также состоялось расширенное совместное заседание ФУМО ВО «Языкознание и литературоведение» и «Образование и педагогические науки».

Рассказ про учителя литературы и ученика робота
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Список изменений в структуре Единого государственного экзамена-2022 по всем предметам уже опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений. Станет ли итоговая аттестация легче или сложнее? Вот что говорят учителя-предметники и репетиторы, которые уже ознакомились с обновленными демоверсиями.

  • Математика. Базовый уровень
  • Математика. Профильный уровень
  • Русский язык
  • Литература
  • Обществознание
  • История
  • Информатика
  • Физика
  • Английский язык
  • Китайский язык
  • Биология
  • Химия
  • География

Математика. Базовый уровень

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

Содержание КИМ по базовой математике изменилось несильно. Важный момент: добавилась текстовая задача (задание № 20 в проекте КИМ-2022). Это либо стандартная задача на равномерное движение по прямой, по окружности, по воде, либо задача на производительность, реже — на смеси, сплавы, проценты. Чаще всего предполагает составление уравнения, сводящегося к квадратному. Такой тип задачи раньше встречался во второй (письменной, более сложной, чем тестовая) части ОГЭ в 9 классе или в профильном ЕГЭ в 11 классе. Теперь текстовая задача есть и в базовом ЕГЭ. Похоже, учителям придется больше внимания уделять подобным задачам в 8-9 классе, а репетиторам — при подготовке.

Математика. Профильный уровень

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем. 

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

Русский язык

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Анастасия Каретникова, учитель русского языка в Аничковом лицее, г. Санкт-Петербург

Радует, что появляются задания, на которых можно разобрать новые темы — например, как с новым заданием 1, в котором нужно выполнить стилистический анализ текста. Оно требует больше времени на решение, на осмысление лингвистических явлений и еще проверит выпускника на знание „филологических словечек“. Что ж, разберемся и с этим. 

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Татьяна Шелыганова, учитель с 30-летним стажем, репетитор по русскому языку и литературе

Изменения в ЕГЭ-2022 по русскому языку не глобальные (по сравнению с 2019- 2020 годами) и касаются всего нескольких заданий, что не сильно повлияет на результаты тех, кто всерьез занимается. Правда, увеличение требования по объему сочинения несколько пугает, потому что научить писать развернуто и внятно становится все труднее и труднее.

Литература

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Татьяна Шелыганова, учитель с 30-летним стажем, репетитор по русскому языку и литературе

Методисты уже расписали плюсы и минусы нового формата. Из плюсов: количество литературных источников, которые абитуриент должен вспомнить и проанализировать, чуть ли не цитируя по памяти, сокращен с 7 до 5. Но при этом список текстов для изучения расширили до космических размеров. Многие радуются, что включено много новых произведений, в том числе зарубежная литература. Но некоторые произведения попали туда явно по недоразумению или некомпетентности составителей — например, одиннадцатиклассникам предлагается разобрать рассказ Л.Толстого „Крейцерова соната“ или роман У.Эко „Имя розы“.

Кто-то радостно пишет о том, что появилась вариативность — более легкий и более трудный вопрос на выбор (5.110.1 и 5.2.10.2). Это было бы еще как-то понятно при делении экзамена на „базу“ и „профиль“, но пока ничего подобного нет. Те, кто выберут более трудный вопрос, больше баллов не получат. Так в чем преимущество и в чем смысл этого „выбора“?

Обществознание

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Виталий Исаков, репетитор по обществознанию, г. Санкт-Петербург

Для выпускников 2022 года есть две новости: хорошая и плохая. Начну с хорошей: содержательно ЕГЭ не изменился. Если вы уже готовились — все не напрасно. Если не готовились, то вам не придется экстренно изучать материал, о котором вы никогда не слышали. Более того, некоторые виды заданий, например, эссе, канули в лету, так что можете забыть о них, как о страшном сне. 

Плохая новость заключается в том, что экзаменационные варианты наполнились заданиями, формулировки которых оставляют желать лучшего. Задание с графиком и план усложнились: теперь придется самостоятельно определять, спрос или предложение изображены на графике, а один из пунктов плана нужно будет расписать по содержанию. В задании № 8 появился дополнительный вопрос: „Определите, изменение какого экономического показателя изображено на графике“. Задание № 23 также дополнено: „Объясните содержание любого детализированного пункта вашего плана, раскрывающего тему по существу“. 

Однако принцип остается неизменным: при грамотной регулярной подготовке любое задание станет понятным и решаемым.

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Наталия Бакатина, преподаватель по обществознанию, г. Санкт-Петербург

На текущий момент можно сказать, что в проекте в целом все проще, однако задания № 23 и № 25 нуждаются в комментариях ФИПИ, так как не очевидны пределы и тематика заданий, и предположить их, исходя из представленного проекта, нет возможности. Задание № 21 может с непривычки вызвать трудности, но при адекватном изучении темы проблем быть не должно. Сокращение продолжительности экзамена может оказаться неприятным нововведением, так как многие учащиеся, на мой взгляд, не готовы к ускоренной работе. 

История

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Константин Форстман-Коваленко, старший эксперт ЕГЭ, учитель истории и обществознания, г. Москва

Из экзамена ушли задания № 24-25, где нужно было аргументировать свой выбор — именно в № 24 выпускники допускали наибольшее количество ошибок. Во второй части теперь добавились задания на аналитику и примеры: требуется не просто ответить, но и пояснить свою точку зрения, объяснить процесс. Раньше этот навык проверялся в эссе. 

Время экзамена сокращено с 4 до 3 часов, тогда как объем работы на самом экзамене остается таким же. При этом стоимость баллов резко возросла — и это главное, что усложняет ситуацию. Нельзя брать за образец тех, кто набрал на ЕГЭ-21 80-90 баллов, потому что многие из тех, кто сдавали историю раньше, выезжали на эссе, которое стоило около 11 первичных и 33-35 вторичных баллов. Так как эссе убрали, каждый потерянный балл может дорого обойтись учащимся. Потеря каждого первичного балла влечет за собой потерю трех-четыре вторичных. 

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Ольга Святовец, к.и.н, эксперт ЕГЭ, преподаватель истории в Академической гимназии СПбГУ, Санкт-Петербург

Я довольна тем, что отменили сочинение. Критерии для написания сочинений были несовершенны и вызывали очень много споров у преподавателей и экспертов. Соответственно, каждый пытался подготовить ребенка по разным параметрам. 

Что касается второй его части экзамены, то вызывают вопросы задания к тексту. Непонятно, как подготовить ребенка по иллюстративному материалу, который будет соотноситься с текстом. С одной стороны, возникают сложности в технической подготовке, а с другой — детям иллюстративный материал дается легче, поэтому думаю, что особых проблем здесь не будет. 

Тревогу вызывает последнее задание, в котором нужно сравнивать исторические события истории России и всеобщей истории. На всеобщую историю в школьных программах у нас отведено сравнительно мало времени. Если называть вещи своими именами, мы ее проходим обзором, а последнее задание предполагает не только знание конкретных фактов, но еще и умение их анализировать и соотносить с историей России. 

Радует, что в новом варианте больше внимания уделено работе с источниками, потому что изучать историю, исходя только из интерпретации учебников, не совсем верно. Еще одно новшество — это работа с терминами. В демонстрационном варианте стоит термин „закуп“ — понятно, что ребенок должен знать разряды населения на Руси времен Ярослава Мудрого, но хотелось бы понимать, какого плана термины могут встретиться на экзамене. Например, будет ли термин „феодальная повинность“ или термин „крепостное право“? Я думаю, что именно с этим заданием возникнут трудности в подготовке. Собирать словарь терминов педагогам придется самостоятельно.

Информатика

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Роман Бреслав, старший эксперт ЕГЭ, преподаватель курсов по подготовке к ЕГЭ в РЦОКиИТ и НИУ ИТМО, учитель информатики, г. Санкт-Петербург

В ЕГЭ по информатике основные изменения произошли в прошлом году с введением компьютерной части. От этого экзамен стал одновременно и проще, и сложнее. Проще — поскольку при решении заданий можно использовать компьютер, а его нужно использовать по максимуму. Так, например, на прошлогоднем экзамене достаточно было написать менее 200 строчек кода на Python, чтобы полностью или частично решить 18 задач из 27. Еще 4 решались в офисных программах, в двух жизнь упрощал калькулятор. 

Сложнее экзамен стал потому, что теперь за решение задачи нельзя получить баллы за неполное и не совсем правильное решение. 

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по информатике? Во-первых, необходимо знать языки программирования. Наиболее подходящий — Python. Ученикам с минимальными знаниями я рекомендую изучать именно его. 

Во-вторых, важно научиться решать задачи максимально возможным числом способов — аналитически, программно, в электронных таблицах, поскольку такое разнообразие позволяет получить навыки работы с разными инструментами и противостоять «сюрпризам ФИПИ». 

Физика

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Алиса Вольт, преподаватель физики в онлайн-школе BuboUnicus, Москва

Изменения в первой и второй части порадовали. Из первой части убрали задание на астрофизику. Оно требовало много времени и концентрации внимания, а оценивалось всего в 2 балла. 

Появилось два новых задания смешанного типа- № 1 и № 2, они содержат вопросы сразу по всем разделам. Первое задание в большей степени теоретическое, а второе связано с графиками. 

Момент, который сильно усложняет первую часть — это задание с выбором множественных ответов. Раньше они формулировались так: «Из предложенных утверждений выберите два верных, которые подходят под данную ситуацию». Теперь: «Выберите все верные утверждения». То есть их может быть либо два, либо три. Это точно не указано, поэтому добавляет стресса в копилку. Соответственно, стало сложнее получить эти баллы в заданиях повышенного уровня сложности в первой части, а их там очень много. Суммарное количество заданий при меньшем количестве баллов увеличилось. 

Во второй части были задачи на 1 балл, которые требовали краткого ответа. Однако они были достаточно непростыми: нужно было подумать, посчитать, использовать пару формул.. Теперь в этих заданиях нужно дать развернутый ответ. Это значит, что приложив такое же количество усилий, можно получить уже 2 балла.

Еще во второй части появилась задача в 4 балла, — это задание по механике высокого уровня сложности. Требования к ее оформлению достаточно жесткие: теперь нужно и математическое решение, и его обоснование. Обоснование стоит всего 1 балл, а математическое решение — 3. Они друг от друга не зависят, и если ты не сможешь написать обоснование, потери невелики. К тому же можно заучить разные обоснования, как для сочинения. Это не сложно, а баллов это задание дает много.

Общие рекомендации в связи с изменениями: нужно больше внимания уделять теории, отдельно — графикам, задач с ними очень много. Просто заучить формулы и выехать на этом не получится.

Английский язык

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Елизавета Гончарова, репетитор по английскому языку, автор канала Señora Profesora

В письменной части изменения коснулись только заданий № 39-40. В задании № 39 email заменил попахивающее нафталином письмо другу, в № 40 вместо эссе теперь — что-то вроде доклада с элементами рассуждения: получился промежуточный вариант на пути от эссе к докладу (который был заявлен в „Перспективной модели ЕГЭ по английскому 2022“). Меня этот эксперимент ФИПИ-инженерии пугает тем, что это neither fish nor fowl (ни рыба ни мясо). Первая половина работы явно смахивает на доклад, вторая — на эссе.

В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Евгения Михайлова, преподаватель английского языка, автор канала English Winglish

Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.

С одной стороны, отвечать на вопросы проще, чем придумывать монолог. Но с другой стороны, в «задании с картинками»  была вариативность — для описания можно было выбрать одно фото из трех. К тому же, некоторые преподаватели заранее разрабатывали «канву» ответа, в которую ученику оставалось только вставить нужную «фактуру». Теперь «схитрить» получится только в задании № 4, где сохранился  формат связной монологической речи. Но и здесь есть новшество: вместо простого сравнения двух картинок ученику предлагается представить, что он готовит проектную работу — нужно оставить голосовое сообщение другу, кратко описав две фотографии-иллюстрации. Обязательно надо объяснить, почему эти фото подходят для вашего проекта, и выразить своё мнение по его теме. Кстати, став сложнее по коммуникативной задаче, задание «подорожало» — в 2022 году за него можно набрать от 4 до 10 баллов. 

Китайский язык

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Дарья Шмидт, руководитель онлайн-школы «ПапаПанда», преподаватель китайского языка, Рязань

Изменения в демоверсии минимальные, но ощутимые. Во-первых, пишем не обычное письмо, а электронное, что на самом деле ничего не меняет. Формат остается прежним, меняется лишь оформление самого задания и допустимый объем. Возможно, будут небольшие нюансы, но пока схема проверки для экспертов совпадает полностью с прошлогодней. Ждем новостей от ведущих экспертов.

Объем знаков в письменных работах изменился. До 2021 года объем в письме другу был 130-160 знаков, в 2022 году 150-190. До 2021 года объем в эссе был 140-180 знаков, теперь 160-200.

Очень интересно, что в „перспективной модели“ не было изменений в устной части, а в демоверсии они есть. Теперь „вы с другом вместе выполняете проект“ на некую тему. К данному заданию у меня много вопросов. Не совсем понятно, как именно студент должен соблюсти план и избежать повтора мысли, из-за которого могут снизить балл. Несколько изменено было время на подготовку и ответы в устной части. 

Биология

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Лина Клевер, преподаватель биологии в онлайн-школе BuboUnicus, Москва

В этом году появилось задание нового типа — на анализ эксперимента. На мой взгляд, это положительное изменение. Проверяет не столько знание биологии, сколько биологическое мышление. До ответа чаще всего можно додуматься логически.

Самое важное изменение, на мой взгляд, это то, что за задание № 22 теперь дают не 2, а 3 балла. С одной стороны, это точно приведет к усложнению задания: количество элементов ответа станет больше. С другой стороны, оно станет более структурированным и не таким непредсказуемым.

В целом, изменения в структуре ЕГЭ не критичные и не сильно усложняют экзамен. Стало больше заданий на биологическое мышление и анализ информации, увеличилось количество схем и картинок. Поэтому очень важно понимать и визуально представлять биологические процессы. Развивайте биологическое мышление, тогда составители ЕГЭ не смогут поставить вас в тупик.

Химия

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Лия Менделеева, основатель онлайн-школы BuboUnicus, автор канала о ЕГЭ по химии на YouTube, популяризатор науки, преподаватель химии, Москва

Глобальных перемен я не вижу. Задание № 5 осталось практически неизменным, только теперь вещества — в табличке, а классы веществ вынесены списком. Принципиального отличия, кроме «подачи» задания, нет. 

Появился расчет по растворимости — теперь нужно лучше ориентироваться в pH. Лично для меня это в радость. За 6 лет работы с одинаковым материалом устаешь, а тут нужно пораскинуть мозгами, подумать, как лучше решать и как это доступно донести. 

Для учеников не вижу проблемы. Как правило, ребята начинают основательно готовится с 11 класса. А если и начали готовились раньше, то прекрасно! А пару новых задач за год разобрать уж точно можно.

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Виктор Викторов, репетитор по химии

При должной подготовке никаких проблем у выпускников 2022 года возникнуть не должно. Адаптация учеников к новому формату не займет более одного-двух занятий. 

Однако стоит заметить, что суммарное количество баллов значительно уменьшилось — с 60 до 56, что может незначительно увеличить процент стобальников, и в то же время немного уменьшить средний балл остальных сдающих.

География

Рассказ про учителя литературы и ученика робота

Дмитрий Коменденко, преподаватель географии кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», член городской предметно-методической комиссии по географии, Санкт-Петербург

Общее количество заданий в ЕГЭ по географии в сравнении с прошлым годом сокращено с 34 до 31. При этом выросло количество заданий с развернутым ответом. Несмотря на то, что список изменений достаточно длинный, по факту поменялось не так много.

Новая версия задания № 3 аналогична некоторым вариантам прошлогоднего задания № 5: и там, и там, по большому счету, необходимо расставить российские города (или субъекты федерации) с севера на юг или с юга на север.

Добавлено достаточно странное задание № 8. В демоверсии в нем приводится ряд ничем не связанных между собой высказываний, из которых необходимо выбрать верные. При этом высказывания затрагивают самые разные области географической науки — как физическую географию, так и социально-экономическую, а также демографию.

Изменен контекст задания № 13. Однако для ответа на него требуется все то же знание последовательности геологических периодов, а в этом помогает знакомое всем географам мнемоническое правило: «Каждый отличный студент…» (кембрий, ордовик, силур и т.д.)

Что же действительно нового появилось в ЕГЭ? Во-первых, это задания № 19-20, в которых предполагается работа с картограммой и статистическими данными. Это более практико-ориентированное задание, связанное с анализом информации, а не заучиванием, как было в предыдущей версии ЕГЭ, однако особых проблем оно вызвать не должно.

Во-вторых, добавлены задания № 23-25 — мини-тест из трех заданий к тексту. Этот блок аналогичен по структуре ранее введенному в ОГЭ блоку заданий № 27-29, где также требуется проанализировать текст географического содержания, опираясь на собственные знания.

Последняя новинка — задание № 31. Оно проверяет умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты. Пожалуй, здесь от учащихся потребуется наибольшая внимательность: за задание дается целых 3 балла, и необходимо будет постараться, чтобы «попасть» в приемлемые для проверяющих формулировки аргументов.

Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Сегодня учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение — задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

Формирование смыслового чтения — процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т.п.

Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе, а также ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;
  • умение различать основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

Ученые выделяют различные способы смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интепретационный и критический или оценочный. К окончанию 2 ступени учащиеся в той или иной мере должны овладеть навыками всех названных способов. В 3 ступени перед выпускниками и педагогом стоит задача углубления сформированных компетенций как предметных, так и метапредметных. Необходимо выработать у учащихся привычку начинать чтение с заглавия текста, прочитывать предисловие, оглавление, если таковые имеются.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть ― присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД — логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

«Стратегии смыслового чтения» — различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение — слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Заглавие и ключевые понятия как опорные элементы текста

Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Фрагмент урока. Знакомство с произведением Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

— Как называется рассказ?

— Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

— Это тема или идея?

После прочтения рассказа:

— Почему автор так назвал произведение?

Затем ведется работа над ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины, также рассматривается значение диалектизмов. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем — определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, учимся определять, в каком значении его употребляет автор. Как мы находим в тексте ключевые слова? Объясняю детям, что ключевые слова, это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, ученики испытывают затруднения в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Поэтому мы изучаем способы выделения ключевых слов, учимся их использовать при чтении. Ведь опорными пунктами в понимании текста являются ключевые слова, которые несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку.

В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала. Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по его смысловому содержанию. Разделение материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: «они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых, опорных слов, составление вопросов различной степени сложности способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).

Фрагмент урока. Работа над рассказом К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

— На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

— Сколько таких смысловых частей в рассказе?

— О чем говорится в 1 (2,3 и т.д.) части рассказа?

— Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста?

У читателя создается образ содержания рассказа. Этот образ динамичен, он постоянно развивается, и восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

Фрагмент урока. Знакомство с рассказом И.Бунина «Косцы»

— Выделите ключевые слова, фразы, предложения в первой смысловой части рассказа.

(«Пели», «бесконечно давно», «не вернется уже вовеки», «косили и пели», «откликался им», «глушь России», «предвечернее время», «старая дорога», «уходила в бесконечную даль», «нет, и не было ни времени, ни деления его на годы, на века», «шли и пели, лес принимал и подхватывал песню»).

— О чем они говорят? Какой образ возникает при их прочтении?

Осмысленное чтение напрямую зависит от сформированности тезауруса.

Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову, развивает языковое чутьё, орфографический навык.

Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. Ребята отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям.

Объясняя новое, непонятное, стараюсь это непонятное объяснить через известное, используя для этого уже имеющиеся у ребят знания. Сочетание знакомых и новых понятий и приводит к образованию нового понятия. Объясняю детям, что значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обращаться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также мы используем для работы словари, энциклопедии, справочную литературу.

В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения — «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Таким образом, помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение идеи, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.

Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Объясняю ребятам, что первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев так же как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому учу детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений — это слова, из которых они состоят.

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора — передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова — это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного предлагаю обучающимся задания:

Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

Можете ли привести пример по теме высказывания?

Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста предлагаю обучающимся такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги делаем несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей используем всевозможные схемы и диаграммы. Подчеркиваем ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксируем противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Процесс чтения завершается формированием собственного критического мнения. Объясняю детям, что критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Об этих правилах беседуем с ребятами, учу их находить различия научной и художественной литературы. Объясняю им, что наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг — обучать читателей, предназначение художественных — дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной — воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы выделяем некоторые общие способы, которым должен владеть читатель:

1. Определить жанр произведения — роман, пьеса, стихи и т.д.

2. Научиться воспринимать всю книгу в ее целостности, только тогда можно изложить её суть в одном-двух предложениях, что возможно только при условии знания сюжета.

3. Понять, каким образом из детализации характеров персонажей и событий автор создает целостный образ собственного отношения к какому-либо объекту, явлению или событию, как поддерживает и нагнетает напряжение у читателя.

Следующие умения касаются интерпретирующего чтения

1. Понять особенности фабулы и героев. Единицы художественной литературы — это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами научных текстов в художественном тексте.

2. Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход помогает обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

3. Проанализировать аргументацию автором своих утверждений. В отличие от научной литературы, где аргументами являются факты и выводы, в художественной литературе они кроются в эволюции сюжета. Аристотель говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Преимущественно эти правила касаются романов и пьес, так как суть поэзии заключается в другом, а имен: в переживаниях автора, хотя лирические произведения также могут иметь повествования.

Знакомлю обучающихся со способами критического прочтения художественной литературы. Объясняю им, что критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические суждения можно опровергать и оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиций эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении предлагаю учащимся следующие вопросы:

1. Насколько это произведение целостно?

2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?

3. Правдоподобна ли эта история, то есть, обладает ли она художественной реалистичностью?

4. Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?

5. Ощущаете ли вы жизнь во всей ее полноте, читая книгу.

Формирую у школьников способности не просто пересказывать текст, но и учу выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Учу школьников вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, учу строить свой, авторизованный текст. С этой целью предлагаю обучающимся участвовать в дискуссии, составлять характеристики героев, делать аннотацию любимой книги. Мои обучающиеся сочиняют стихи, загадки, пишут сказки, готовят сообщения, доклады, участвуют в читательских и научно — практических конференциях и заочных экскурсиях, готовят мультимедийные презентации.

На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они умеют составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

  • Рассказ про ученика который не хотел учиться
  • Рассказ про ученого на английском языке
  • Рассказ про улицу ленина кратко
  • Рассказ про ульяновск для 2 класса
  • Рассказ про ужасные каникулы