Рассказ про ученика который не хотел учиться

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при введенском женском монастыре в серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате в больницы с различными травмами попали семь человек, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.

Священник и писатель Андрей Кураев, лишенный сана в РПЦ, рассказал Настоящему Времени, что известно об этой школе и могла ли обстановка там повлиять на состояние ее выпускника.

— Мне кажется, что это едва ли не первый случай, когда стрельбу открывают в церковно-приходской школе. Вообще что вам об этой школе известно, о том монастыре, где все произошло?

— На самом деле, теракты в церковных учебных заведениях хорошо известны. Несколько ректоров католических семинарий было убито за последние годы. В свое время польский архиепископ был убит ректором одной польской православной семинарии. Было множество актов насилия студентов против администрации в ходе первой русской революции 1905 года. И в конце концов, из семинарии вышел всеми нам памятный товарищ Иосиф Сталин. Так что никаких гарантий того, что вдруг в церковных стенах не будет какого-то прессинга в отношении учащихся и ответных реакций, в том числе незаконных, таких гарантий история не дает.

Эта школа не приходская – это общеобразовательная школа, имеющая все лицензии, полного цикла образования с 1-го по 11-й класс. Учатся и мальчики, и девочки. Просто эта школа находится на территории женского монастыря, [Алексия] игуменья является единственным учредителем. Все педагоги – это светские люди. Может быть, монахини что-то преподают, какие-то специфические церковные предметы, но в списке преподавателей их не значится, на сайте гимназии этого нет. Это женщины, кроме одного преподавателя физики, мужчины. В общем, картинка обычная для обычной российской школы.

По уставу этой гимназии принимают они детей преимущественно из местного микрорайона. И только если есть лишние места, принимают других детей. При этом в класс принимается человек 15. Там сказано, что преимущество при поступлении отдается детям из воцерковленных семей.

А теперь переходим к самому интересному. Дело в том, что у этой гимназии есть обязательные правила гимназиста. И это очень детализированное расписание того, как должен одеваться, что кушать, как себя вести, как ходить, как сидеть учащийся этой школы.

Надо сказать, что дети находятся в этой школе с раннего утра и до позднего вечера, они должны приходить за 20 минут до начала утренней молитвы. Они все слушают утреннюю молитву, потом точно так же молитва в начале и в конце каждого урока. Обучение платное – все это на деньги родителей. Естественно, эта плата не признается монастырем. На сайте гимназии висит замечательная заготовка: «Укажите номер договора и сумму пожертвования». То есть это называется пожертвованием, а не платой за образовательные услуги.

А во время трапез – два или три раза их кормят за это время – детям читаются жития святых. Это верный способ испортить аппетит. И для этого это и задумывалось в монастырской практике. Это древняя традиция – в монастырях во время трапезы монахов читаются жития святых для того, чтобы мысли монахов были не о еде, не о том, что в тарелке, не о вкусовых ощущениях, а о чем-то духовном.

И я помню по своему опыту семинарии, с нами тоже так поступали. Бывали и замечательные конфликты, когда у тебя в тарелке лежит что-то более-менее вкусное, я голоден, хочу есть, а мне в это время читают рассказ о подвигах святого, который не ухаживал за своими ранами, боролся с плотью, и черви завелись в его гноящихся ранах и так далее. И вот под это дело надо вкушать. Или же это было описание какого-нибудь мученичества, как кого-нибудь разрубали на части, и ты в это время тоже должен кушать.

— По-вашему, подобные действия могли быть протестом против того, что вообще происходило в этой школе? Или я неправильно трактую ваши слова?

— В интернете еще вчера утром я нашел несколько отзывов учащихся этой гимназии, и они негативные. Последний из отзывов датировался 14 ноября этого года. Девочка писала об этой школе: «Добро пожаловать в ад». По сути, очевидно, что игуменья, носящая трансгендерное имя Алексия, решила создать такой монастырь для малолетних, где детям приписывается поститься и дома, и в школе. Если у тебя день рождения в школе и ты решил угостить друзей, но день рождения пришелся на постный день, ты обязан принести постную еду или перенести свой праздник на другой день. То есть попытка создать монастырскую колонию для малолетних.

Естественно, что у подростков это способно вызывать протест. При этом надо учесть, что подростки в традиционном православном обществе просто не существуют как класс, потому что в традиционном обществе принято выдавать растущий организм вступать в брачную жизнь при первых признаках способности к этому. Помните, в средневековых романах было выражение: «Распустился бутон ее девственности». Значит, тогда эту девочку быстро подкладывают под какого-то мужа, обычно не спрашивая ее согласия.

— Как так вышло, что во всей этой монастырской системе ребенок действительно, судя по тому, что заявляет Следственный комитет, имел дома оружие? Как это могли пропустить?

— А это не его оружие – это оружие отца. Это увлечение его отца. В его инстаграмчике масса фотографий, где именно его отец с пистолетиками и ружьями. Он человек рабочий, у него рабочие руки – электрик, автомеханик. Так что это его хобби. И на фотографиях он там на фоне портрета Сталина, например.

— Очевидно, этот молодой человек, протестуя, решил взять это оружие и пойти в школу.

— Форма его протеста, скорее, подсказана культурой отца, культурой его такого пролетарского сталинизма. А сам протест во многом порожден, конечно, и его возрастом, и той атмосферой, в которой он оказался в гимназии, возможно, без особого своего желания. Он переведен туда был уже в класс 10-й, он не с первого класса там воспитывался.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

В Черновцах теперь нет школ – одни гимназии и лицеи. Изменились не только названия общеобразовательных учреждений, но и уставы.

Это происходит в рамках реформы Новой украинской школы (НУШ). Сколько школ уже работают не только с новым названием, но и в новом формате, и что это значит для учеников, – сообщает «Суспільне».

Как и почему школы превратились в гимназии и лицеи

Изменение названия и формата школ в Черновцах связано с НУШ – реформой Новой украинской школы (согласно законам «Об образовании» и » О полном общем среднем образовании»). Реформа, в частности, отменяет термины:

Видео дня

  • школа;

  • общеобразовательная средняя школа;

  • начальная специализированная школа;

  • лицей-интернат;

  • учебно-воспитательный комплекс.

Учебные заведения стали: начальными школами, гимназиями и лицеями. Реформа предполагает, что названия будут обозначать уровень образования, которое предоставляет заведение, – объяснила начальница управления образования столицы Буковины Ирина Ткачук на пресс-конференции.

Согласно реформе, учебные заведения должны поделиться на:

  • начальные школы – 1-4 классы;

  • гимназии – 5-9 классы;

  • лицеи будут предоставлять профильное образование – 10-11 классы, со временем и 12 класс. В лицее могут быть и классы гимназии.

По словам Ирины Ткачук, лицеями в Черновцах стали заведения, которые могут набрать на параллели два класса и обеспечить для учеников три специализации.

«При этом учитывались территориальная доступность, возрастная и гендерная демография, а также статистика дошкольного образования», – пояснила чиновница.

Сколько школ в Черновцах уже переформатировали

Сеть заведений общего среднего образования Черновцов теперь состоит из:

  • 22 гимназий;

  • 22 лицеев;

  • одного военно-спортивного лицея.

Из 22 гимназий шесть уже сменили уставы, 16 еще переходят в новый формат: на следующий год они не будут набирать десятый класс, но все еще будут иметь 11-й класс. Так что принять уставы и стать полноценными гимназиями заведения смогут после выпуска учащихся 11 классов.

Что изменится для учеников и родителей

Выпускники 9-х классов 2022-го года не смогут пойти в десятый класс в ту же школу. С родителями уже провели тематические собрания и пояснили, где дети смогут продолжить обучение. После девятого класса ученики смогут выбрать лицей, профиль которого больше всего нравится.

Финансовая автономия

Учреждения среднего образования должны изменить не только названия и уставы, но и стать финансово автономными. Как отметила начальник управления образования столицы Буковины Ирина Ткачук, финансовая автономия предоставляет заведениям возможность самим решать, на что и как тратить деньги.

В то же время появляются вызовы. В частности, для малокомплектных школ. Поскольку средний показатель, который покрывает образовательная субвенцией на оплату труда – это 27,5 учащихся (из расчета в одном классе).

«Поэтому здесь мы закрываем потребность в дополнительных финансовых ресурсах там, где образовательная субвенция в разрезе отдельных учебных заведений не покрывает оплату труда», – говорит Ирина Ткачук.

Чиновница отметила, что в других областных центрах заведения среднего образования частично или полностью сами распоряжаются деньгами. В Черновцах часть заведений перейдет на финансовую автономию с 1 января 2022 года, часть – с 1 июля 2023 года.

Что такое реформа НУШ

НУШ – школьная реформа, которую начала уже бывшая глава МОН Лилия Гриневич и ныне продолжает Сергей Шкарлет. Ожидается, что она завершится в 2030 году, когда закончат 12 класс первые выпускники НУШ.

Календарь реформы НУШ

Ключевая цель реформы – создать школу, «в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни». Одна из главных новаций: продление учебы в школе до 12 лет. Но главное, что за эти 12 лет дети должны не только получить знания по определенным предметам, но и «компетентности«:

  • свободное владение украинским языком;

  • способность общаться на родном (если отличается от государственного) и иностранных языках;

  • математическая компетентность;

  • компетентности в области естественных наук, техники и технологий;

  • инновационность;

  • экологическая компетентность;

  • информационно-коммуникационная компетентность;

  • умение учиться на протяжении жизни;

  • гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;

  • культурная компетентность;

  • предприимчивость и финансовая грамотность.

Формула НУШ

Каким должен быть выпускник НУШ

  • Личность

Цельная личность, всесторонне развитая, способная к критическому мышлению.

  • Патриот

Патриот с активной позицией, действующий в соответствии с морально-нравственными принципами и способный принимать ответственные решения, уважает достоинство и права человека.

  • Инноватор

Инноватор, способный изменять окружающий мир, развивать экономику по принципам устойчивого развития, конкурировать на рынке труда, учиться на протяжении жизни.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL:

  • В 2021 году на местах потратили менее 50% денег, предусмотренных для реализации реформы «Новая украинская школа». Об этом заявил министр образования и науки Сергей Шкарлет 30 ноября во время форума «Новая украинская школа 2021: синергия, интеграция, менеджмент». Он отметил, что если общинам не нужна субвенция, его могут перераспределить.

  • На реформу системы школьного питания в 2022 году правительство выделит 1,5 млрд. грн. Это будут целевые деньги, предусмотренные на модернизацию пищеблоков. Об этом на четвертом региональном форуме «Реформа системы школьного питания» во Львове 12 ноября сказал министр образования и науки Сергей Шкарлет.

  • Министерство образования и науки зарегистрировало в Минюсте обновленные условия приема абитуриентов в высшие учебные заведения в 2022 году. В следующем году, в частности, абитуриентам нужно будет меньше подавать бумажных копий документов, а для поступления на некоторые специальности придется обязательно составлять ВНО по математике.

Школе Степангорода на Ровенщине назначили директора. Это означает, что после месяца саботажа теперь смогут отстранить невакцинированных против COVID-19 работников – из 87 человек прививки только шестеро.

В конце концов согласилась возглавить «антивакцинарскую школу» одна из работниц. О назначении сообщил заместитель председателя Ровенской облгосадминистрации Игорь Тимошенко, сообщает «Общественное».

Мятежный Степангород

Село Степангород на севере Ровенщины не раз попадало в новости из-за «школьных протестов». То жители перекрывали движение по международной трассе Киев – Ковель – Ягодин с требованием построить новую школу, то потом не пускали детей в новый корпус – хотели, чтобы устранили дефекты. Теперь, правда, не протестуют – а саботируют. Вакцинацию.

Видео дня

В школе сейчас учится более 600 детей, работают в заведении – 83 человека. По состоянию на 25 ноября прививку от коронавируса сделали только шестеро.

  • 4 педагога;

  • 2 техработника.

Ровенская область в «красной» зоне находится с 23 октября. А это значит, что без ограничений могут работать только школы, где 100% коллектива получили обе дозы вакцины (постановление Кабмина №1236). Исключение – только для 1-4 классов, которые могут учиться за партами при любом количестве привитых работников.

Кроме того, 8 ноября вступил в силу приказ Минздрава об обязательной вакцинации. Поэтому в этот день всех невакцинированных работников заведения должны были бы отстранить от работы. Но в школе Степангорода саботировали и постановление Кабмина, и приказ Минздрава.

В Степангородской школе саботировали и постановление Кабмина, и приказ Минздрава

Под устранение подпадала и директор – она тоже не привилась. Но это вызвало сопротивление родителей и учителей. В конце концов, директор продолжила декретный отпуск, а все, кому предлагали заменить ее – отказались.

«Руководителя из другого заведения мы пробовали назначить, но встретили сопротивление, поэтому под давлением отменили. И человек, соглашавшийся исполнять обязанности, испугался и написал заявление, что он отказывается исполнять обязанности», – рассказывал начальник управления социально-культурной сферы Владимирецкого поселкового совета Вадим Друзь.

Он назвал ситуацию в учебном заведении патовой. Никто не хотел брать на себя обязанности директора, ведь все понимавшие – этому человеку нужно будет отстранить невакцинированных работников. И пока руководителя не было, в полной непривитых работниках школе продолжили обучать детей в обычном режиме – не было же кому выдать приказ об отстранении. Там не захотели даже хотя бы перейти на дистанционку. Но согласились на компромиссный вариант – за свои деньги дважды в неделю делать экспресс-тесты на COVID-19.

Директору – быть

Но наконец-то нашлась храбреца, которая согласилась взять на себя обязанности директора.

«Определен человек, который имеет авторитет в коллективе, практически поддержана кандидатура руководителя коллективом, родительским комитетом. Есть приказ о назначении и я убежден, что ситуация в учебном заведении наладится», – сообщил заместитель председателя Ровенской ОГА Игорь Тимошенко, добавив, что приказ о назначении на должность директора школы уже издали.

Начальник управления социально-культурной сферы Владимирецкого поселкового совета Вадим Друзь уточнил, что это – одна из работниц школы. Она должна вступить в обязанности 2 декабря. После этого новая руководительница учреждения должна выяснить, кто из коллектива имеет противопоказания к вакцинации, кто уже привился, кто переболел коронавирусом, а кого – нужно отстранить из-за отказа или уклонения от вакцинации.

О вакцинации учителей

  • Министерство здравоохранения своим приказом за 4 октября утвердило перечень профессий, для которых прививка от коронавируса обязательна: среди них и работники сферы образования. Требование касается всех, как директоров и учителей, так и поваров, охранников и уборщиц. Исключение – только для тех, кому прививка противопоказана по состоянию здоровья. Сотрудников школ, не вакцинирующихся от коронавируса, начали отстранять от работы без сохранения зарплаты с 8 ноября.

  • Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев узнал в Гоструде и Минздраве все подробности процесса отстранения работников школ от работы из-за проблем со прививками и чем это им грозит. К примеру, стало известно, что период устранения не будут относиться к трудовому стажу.

  • Профсоюзы работников образования и науки обращались в Кабинет министров, Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки с призывом перенести отстранение невакцинированных учителей по меньшей мере на 8 декабря. В профсоюзе заявили, что в случае вступления в силу приказа Минздрав 8 ноября может не хватать учителей, некому будет готовить для детей и обслуживать котельные. В Минздраве на уступки не пошли.

  • По состоянию на 22 ноября в Украине по меньшей мере одну дозу вакцины от COVID-19 получили 96,2% работников школ, из них обе прививки более чем в 550 тыс. – есть 84,5%. Наиболее охотно делали прививки педагоги в Донецкой области.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL :

  • В Ровно воспитательница с тремя мужчинами атаковала детский сад «Вишенка». Ее отстранили из-за отсутствия прививки против COVID-19, и она решила таким образом вернуть себе работу. На следующий день воспитательница пришла сама – была толкотня, а завхоз даже получила кулаком под глаз. Полиция по событиям в «Вишенке» открыла три уголовных производства.

  • Бог, страх и принуждение – такие три основные причины называют украинские учителя-антивакцинаторы. OBOZREVATEL собрал истории четырех таких преподавателей и их оправдание.

  • В Сновске Черниговской области пришлось закрыть начальную школу из-за большого количества невакцинированных от COVID-19 работников – таких в заведении было почти 80%. Среди них даже директор школы. Около 300 учащихся отправили на вынужденные каникулы.

Обладательница наград самых престижных театральных премий «Триумф», «Чайка», актриса Елена Морозова недавно получила красный диплом психолога.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

В интервью «ЭГ» дочь кинорежиссера Бориса Григорьева (создателя популярных фильмов «Петровка, 38», «Огарева, 6») Елена Морозова рассказала о творческом сотрудничестве с дочерью Андрея Кончаловского и диктора телевидения Ирины Мартыновой Наталией Кончаловской, о непростых взаимоотношениях с Константином Богомоловым, о новом этапе в жизни – без жертвоприношений.

– Елена, расскажите, пожалуйста, о вашем посещении кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и о фильме «Первый снег», который удостоен специального приза жюри. Любопытно, что в фильмографии вашего отца Бориса Григорьева тоже есть фильм «Первый снег»

– Несмотря на то, что фестиваль «Окно в Европу» проходил в 29-й раз, в Выборге я оказалась впервые. Приехала в город рано утром и сразу же пошла гулять. Застала Выборг сразу после рассвета, без людей. Для меня этот момент пробуждения жизни – очень интимный… Словно прикасаюсь к тайне мира… В утреннем Выборге я слышала скрипы дверей кафе, которые только-только открывались… Днем наконец-то встретилась с режиссером фильма «Первый снег» Наталией Кончаловской, с которой не виделась после работы над картиной. Потом мы встретились с актрисой Мариной Маныч, с актрисой Юлией Шульевой, и всей компанией пошли бродить по городу, и было нам очень классно. Мы много молчали, давая возможность воображению представить себя в этом городе в другое время. Вечером наконец-то увидела фильм «Первый снег».

– Почему согласились сниматься в этой картине? Уж, не из-за родства режиссера с Андреем Сергеевичем Кончаловским?

– Я такая хулиганка, что сценарий до конца не прочитала. Точнее, я прочитала до того момента, как заканчивается история моей героини. Согласилась из-за истории своего персонажа, режиссера и партнерши. Для меня личная история связана с материнством. Во-первых, моя героиня – мать, а материнство для меня – во главе угла. Во-вторых, потому что она – фантазерка, и в этом очень похожа на меня. В-третьих, потому что мой персонаж – умнее меня, а я – вечная ученица. Что касается Наташи Кончаловской, то в ней невероятным образом сочетаются женственность, очарование и конкретика.

– Давайте, поговорим о материнстве. Какая вы мама?

– Для меня в фильме личная история, связанная с материнством. Перед началом съемок мы встречались с режиссером, сценаристом и долго искали образ моей героини. Для меня очень важен этот совместный поиск. Наташа меня очень тонко направляла к характеру моей героини. Когда я спрашивала у Наташи: «Неужели Марина (моя героиня) не видит, что ее дочь такая?» Для меня было открытие, что все мамы любят по-разному. Разумеется, я об этом догадывалась по книжкам, фильмам. Но благодаря роли Марины испытала на себе. Будто бы я прошла путь этой женщины, матери. Если одним словом ответить на ваш вопрос, какая я мама, – бессребреная.

– Великий режиссер Георгий Товстоногов по природе, сущности делил актрис на три группы: «матери», «актрисы-актрисы» и «любовницы». К какой категории относитесь вы?

– Мне кажется, во мне две ипостаси – мамы и актрисы. Хотя против любовницы ничего не имею. Сегодня утром, во время пробежки, на меня нахлынули романтические мысли, которые можно было бы сформулировать: «хочу новый роман», «хочу влюбиться», и даже была мысль написать об этом желании в социальной сети. Соскучилась по бурным отношениям. У меня все периодами. В этой жизни мною правит время. А время – нелинейная категория. Когда в мою жизнь пришло время «матери», от многого другого я отказалась.

– А если конкретно, от чего вы отказывались, став мамой?

– От большого количества кастингов, ролей, предложений. Еще в моей жизни был период, когда я училась на психолога и тоже отказывалась от ролей. Пришла к мудрому художественному руководителю «Электротеатра Станиславский» Борису Юхананову и сказала о своем намерении стать дипломированным психологом и параллельно учиться на курсе «Соматика». Восьмого июня этого года получила красный диплом. Между прочим, тема моего диплома: «Детско-родительские отношения в семьях актеров».

– Неужели актеры отличаются от других родителей?

– Отличаются. В нашей стране только начинают присматриваться к актерам как к отдельной психологической группе. В своем дипломе я аргументирую тезис, что «актеры – люди с психологическими особенностями».

– С точки зрения психологии вы можете проанализировать взаимоотношения отцов и детей знаменитых актерских семей: Павла Табакова – Олега Табакова, Никиты Ефремова – Михаила Ефремова, Ивана Янковского – Филиппа Янковского и других?

– Каждая актерская семья, конечно же, индивидуальна. Но если родители могли расслабиться посредством алкоголя выше допустимой нормы, то этим, возможно, страдают и дети (за редким исключением). Если раньше с этой проблемой не обращались к психологам, то сейчас это происходит чаще. Впрочем, сейчас уже нет такого сильного алкогольного синдрома у творческой богемы, как двадцать лет назад. По крайней мере, мне хочется в это верить.

– Обращаются ли к вам за психологической помощью актеры?

– В принципе я открыта к тому, чтобы выслушать проблему и попытаться разобраться в ней. Правда, я предпочитаю «телесно-психологический путь» в психологии. Принадлежу к таким психологам, которые в одни разговоры не верит. Решить сложную психологическую проблему только словами, на мой взгляд, невозможно. А клиенты, пациенты у меня есть.

– Возможно, защищая диплом, вы потеряли роль Ставрогина в спектакле Театра на Малой Бронной «Бесы Достоевского»? Еще два месяца назад вы были в афише спектакля, а сейчас вместо вас – режиссер Константин Богомолов. Что произошло между вами и Константином Юрьевичем? Вас теперь даже нет на сайте театра.

– Первый раз я встретилась с Костей на съемках его дебютного фильма «Настя», где сыграла мужчину (главная роль). Не удивлюсь, если Богомолов переснимет фильм и теперь уже сам сыграет главную роль. Отношусь к этому легко и с юмором. Каждый творец волен делать в своем произведении то, что он хочет. Замечу, что в роли Ставрогина в спектакле «Бесы Достоевского» Константин Юрьевич – прекрасен. Я сыграла несколько премьерных спектаклей, и мы разошлись с Константином Юрьевичем. По-разному видели и спектакль, и мою роль. Если в спектакле «Волшебная гора» я полностью совпала с режиссером Богомоловым, то в постановке «Бесы Достоевского» этого не случилось. Может быть, я еще вернусь к этой роли, но пока мы взяли паузу.

– Лет 12 назад Константин Богомолов, давая интервью в театре Олега Табакова, лично мне сказал, что не претендует на лавры актера и отнимать хлеб у них не будет. А сейчас разыгрался!

– Многие режиссеры снимали себя в кино, потому что это вкусно. Константин Богомолов любит поиграть, и с амбициями у него все в порядке. Бывает, что он поиграет в одну игру и выходит из нее. В «Волшебной горе» Богомолов тоже играл, а потом перестал. Когда он репетировал Ставрогина, то признавался в том, что история Ставрогина – его история. Я, конечно, не знаю об этом ничего. Но то, что знаю, – Богомолов божественно разбирает произведения Достоевского. В этом смысле я прямо влюблена в Константина Юрьевича. Он очень умный режиссер.

– Как вы ощущаете себя в роли мужчины? Хотелось бы в следующей жизни быть мужчиной? Насколько сильно вы любите мужчин или так…

– Если честно, я бы не хотела больше возвращаться на Землю, и очень надеюсь, что у меня будет новое перевоплощение – вне нашей планеты. Мужчины – прекрасны, и я хорошо отношусь к ним. К сожалению, в этой жизни у меня не получилось быть женой, но я искренне восхищаюсь женщинами, которые смогли. Причем среди моих знакомых и подруг хороших жен – много. Играть мужчин тоже интересно. Правда, я всего дважды играла мужчин – у Богомолова в фильме «Настя» по произведению Сорокина и в спектакле ученика Романа Виктюка Юрия Урнова «Ласки» – Гитлера. Точнее, не самого Гитлера, а его женское воплощение. В природе Гитлера, на мой взгляд, было много женского. Две последние мужские роли я играла у Константина Юрьевича, и было сложно. Он вообще круто сложный режиссер.

– Что означает «круто сложный режиссер»?

– Тот режиссер, который ставит очень сложные задачи. Поскольку я «любительница скалолазания», то отношусь к сложным задачам хорошо.

– Легко ли вам работалось с Романом Виктюком?

– Роман Григорьевич невероятно интересно и глубоко репетировал, и за это ему можно было простить все.

– Вы расстроились, что в ваше интервью с братьями Верниками не вошел рассказ о Романе Виктюке, о чем написали в FB. Почему это вас задело?

– Роман Григорьевич меня любил. До конца его дней могла ему позвонить в любое время суток, и он выслушивал меня.

– Могли рассказать ему сердечные тайны?

– Да, да, и про детей советовалась.

– А ваш мастер в Школе-студии МХАТ Лев Дуров любил вас?

– Лев Константинович любил меня по-своему. Спас меня в мой день рождения, когда вместе с сыном Василия Ливанова – Борисом – мы попали в милицию. Боря Ливанов подарил мне дорожный знак – «кирпич», который где-то стащил. С этим дорожным знаком мы вышли на улицу Горького. Нас забрали в отделение милиции на Патриарших прудах, а я начала говорить, что мы – ученики Льва Дурова, и «он сейчас приедет и даст вам.

– Приехал Лев Дуров?

– Из участка позвонили Льву Константиновичу, и он попросил, чтобы «нас отпустили». Утром Дуров заехал в участок, забрал там дорожный знак, и с ним пришел в Школу-студию МХАТ на наш урок «Мастерство». Начистил нам хвост, и отдал мне подарок – «кирпич».

– Было бы здорово, если бы вы играли в Театре на Малой Бронной, где всю жизнь играл Лев Дуров.

– Мне очень хорошо в «Электротеатре «Станиславский».

— В какого мужчину вы хотели бы влюбиться?

– Я просто вам сказала, что хочу, и все… А в какого мужчину – пока не знаю. Мужчин придумывать мне не нравится. В этом смысле я люблю реальную жизнь, хотя фантазерка я такая же, как моя героиня Марина в фильме «Первый снег».

– Елена, не пожалели ли вы о том, что взяли отчество и фамилию промышленника Саввы Морозова? Какие у вас размышления на этот счет?

– Фамилия Морозова мне не мешает. В 50 лет я напишу книгу, в которой раскрою всю тайну фамилии Морозовых.

– У Саввы Морозова – очень тяжелая судьба, и взять на себя его карму – это серьезный поступок.

– Актрисе тем более.

– Вы радикальный человек?

– Живу так, как хочется мне, а другие почему-то называют это «радикализмом». Я же не обращаю внимания на советы доброжелателей, особенно вроде таких: «это выгоднее», «это удобнее», «это легче», «это успешнее», «это популярнее». Если мои понятия нравственности – другие, то буду руководствоваться ими. Даже если я проиграю в популярности, материальных благах – это не важно. Главное для меня – внутреннее равновесие.

– Книгу будете писать на компьютере или, быть может, на пишущей машинке?

– С клавиатурой у меня все в порядке. Но ручкой тоже писать люблю. А пишущую машинку, на которой печатал мой папа, недавно отдала другим людям.

– Елена, чем вы готовы пожертвовать ради профессии актрисы или психолога?

– Приносить жертвы? Раньше жертвенностью страдала и шла по этому пути. Сейчас вижу, что жизнь прекрасна, удивительна и хочу жить с радостью, наполненностью самой жизни.

  • Рассказ про улицу ленина кратко
  • Рассказ про ульяновск для 2 класса
  • Рассказ про ужасные каникулы
  • Рассказ про уголь 2 класс
  • Рассказ про университет на немецком